А снег идет...(урок развития речи 5 класс)
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Егорова Альбина Анатольевна

На примерах художественных текстов ребята учатся писать сочинения с использованием изобразительно-выразительных средств языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon a_sneg_idet.doc46.5 КБ
Office presentation icon 2.ppt919.5 КБ

Предварительный просмотр:

А снег идет

Урок развития речи

5 класс

                                                                                МБОУ СОШ № 3

                                                                            г.Юрьев-Польского

                                                               Учитель Егорова А.А.

2012 год

Цели урока: формирование  умения соотносить тему и содержание высказывания, на примерах художественных текстов учиться использовать в своем сочинении изобразительно-выразительные средства языка.

Ход урока.

  1. Сообщение темы урока.

  1. Вступительная беседа.

По календарю начало зимы – 1 декабря, но на самом деле она может начаться раньше или позже.

- Какой день мы считаем началом зимы?

Особую радость люди испытывают от первого снега.

-Почему?

Очень хорошо, что мы живем в такой местности, где есть все  4 времени года. Есть такое выражение «русская зима».

- В чем особенность нашей зимы?

Мы любим и сильные морозы, и ясные солнечные дни, и большие сугробы.

                 Кабы не было зимы

                 В городах и селах,

                 Никогда б не знали мы

                 Этих дней веселых.            

И снег может идти по-разному. Перечитайте еще раз тему урока.

- Какую картину вы себе представляете?

Сегодня на уроке  мы и должны написать ярко, красочно, живо, какие перемены происходят в природе с наступлением зимы. Будем учиться рисовать словами.

  1. Сбор материала к сочинению.

- Вы рассматривали когда-нибудь снежинки?

- На что они похожи?

Коллективно заполняем таблицу примерами.

                               

Какие?            

Как  что?

Что делают?

красивые

пушинки

кружатся

Снежинки

пушистые

хлопья

падают

резные

звездочки

танцуют

кружевные

летят

                                           

- Придумайте предложения о снежинках. (Лучшие предложения записываем)

Пушистые снежинки осторожно касаются земли, как будто стесняются своего первого появления.

С облаков, как с ветвей новогодней елки, срываются ватные хлопья.

Заполняем таблицу со словом «снег».

Какой?

Как что?

Что делает?

мягкий

перина

покрывает

 Снег

серебристый

одеяло

одевает

пушистый

серебро

блестит

искристый

шапка

окутывает

- Послушайте, какое можно сочинить стихотворение, используя только определения.

                  Снег пушистый, серебристый,

                  Белый, легкий и искристый,

                  Вкусный, мягкий, пуховой

                  И немножко озорной.

4. Писатели  и поэты о зиме. Разбор примеров.

(Ученики дома  приготовили стихи и высказывания о зиме.)

Эти примеры вам помогут написать сочинения, вы можете использовать наиболее  понравившиеся  изобразительные средства, красивые выражения.

«Ходит зима в больших мягких  валенках и оставляет на земле белые следы». (Скребицкий)

«Снег – белое чудо России». (Рождественский)

                На дворах и домах

                Снег лежит полотном

                И от солнца блестит

                Разноцветным огнем.

                                   И. Никитин.

               

               Словно кто-то тороватый*

               Свежей, белой, пухлой ватой

               Все убрал кусты.

                                    А.Фет.

* тороватый – щедрый.

5. Анализ текста.

Снег.

Он хорош и тогда, когда медленно падает большими хлопьями.

Хорош и маленький снег, словно кисеей* затянувший окно…

        А когда снег одевает весь город, какими уютными  становятся улицы! Какие пышные перины на балконах, какие подушки на перилах!

        Случается, что одна какая-нибудь снежинка сядет на рукав твоей шубки. Ты разглядываешь ее и видишь, что у нее тонкий-претонкий узор. Что она – звездочка из шести лучиков, но все они разные: игольчатые, ажурные, перистые… ни одна кружевница не придумает таких узоров, какие есть у снежинок.        

                                                                                         В. Инбер

* кисея – тонкая прозрачная ткань.

-Какую иллюстрацию изобразили бы вы к данному тексту?

-Как изменились улицы, покрытые снегом?

-Какие сравнения использует автор? Эпитеты?

-Какие словосочетания, используемые при описании снежинок, вам понравились больше всего? Выпишите их.

6. Самостоятельная работа.

Написать на снежинке (приготовлены дома всеми учащимися) сочинение-миниатюру «Снег идет…» или стихотворение по данному началу:        

             Словно белые пушинки

             С неба падают снежинки…

7. Итог урока.

Ребята читают получившиеся работы (сочинения прилагаются).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по развитию речи в 5-м классе по теме "Изложение с языковым анализом по тексту К.Г.Паустовского "Первый снег"

Данный урок позволяет закрепить понятие " изложение с языковым анализом", показать систему языковых средств, используемых в тексте....

Презентация к уроку развития речи "Сочинение-описание с элементами рассуждения "Какого цвета снег? " (по картинам русских художников)

Презентация к уроку развития речи  в 6 классе "Сочинение-описание с элементами рассуждения "Какого цвета снег? " (по картинам русских художников)...

Урок чтения и развития речи в 5 классе на тему: «И.Бунин "Первый снег"».

Урок чтения и развития речи в 5 классе на тему: "И.Бунин "Первый снег"...

Конспект урока по развитию речи; русский язык пятый класс "Первый снег"

Изложение по отрывку из произведения К. Паустовского. Цель урока: обучать лингвистическому и содержательному анализу текста; учить школьников определять и анализировать стилевые и композиционные ...

Рабочая программа учебного предмета «Письмо и развитие речи» Класс 7

Рабочая программа для  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (учебный предмет «Письмо и развитие речи»7 класс)...