Главные вкладки

    Урок по предмету "Русский язык. Абитуриентский час" "Правописание приставок"
    методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме

    Боровская Елена Анатольевна

    Подготовка к ЕГЭ 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_v_11_klasse_po_predmetu.doc55.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Открытый урок в 11 классе

     Предмет «Абитуриентский час. Трудные случаи в грамматике русского языка»

    Тема: «Правописание приставок»

    Цель:

    1. Закрепить, обобщить, углубить знания учащихся по теме «Правописание приставок»
    2. Развивать навыки правильного написания приставок, умения находить слова с приставками в тексте и верно определять группы приставок
    3. Воспитывать интерес к стихотворениям поэтов серебряного века

    Оборудование:

    1. Презентация учителя
    2. Презентации учащихся
    3. Стихотворения поэтов серебряного века
    4. Г.Т. Егораева.  «Русский язык. Тематические задания уровня А, В, С. ЕГЭ по русскому языку». 2008.
    5. Сигнальные карточки учащихся, маршрутные листы

    Образовательные технологии:

    1. ИКТ
    2. Проблемная
    3. Дифференцированного обучения
    4. Критического мышления
    5. Работа в группах
    6. ТИО

    Ход урока:

    1. Организационный момент
    2. Разминка:
    1. Орфоэпическая:

    Правильно поставьте ударение в словах: банты, клала, закупорить (слайд 1)

    1. Словообразовательная:

    Определить способы образования слов: модельер, косогор, кондитерская

    (слайд 2)

    1. Синтаксическая:

    Определите тип подчинительного словосочетания: «Снежная Маска», «Адище города», «Умей творить», «Сероглазый король» (слайд 3)

    - В чём особенность этих словосочетаний? Знакомы ли они вам? Назовите авторов.

              III.      Проверка домашнего задания:

    1. Вступительное слово учителя:

    - Сегодня на уроке мы с вами будем использовать тексты стихотворений поэтов серебряного века для отработки навыков правильного написания слов с разными группами корней и приставок.

            2.   Уровень средний. Выступление учащихся: объяснение написания гласных и согласных  в корнях слов в стихотворных отрывках (приложение)

            3.   Уровень повышенный. На доске – тесты, составленные учащимися, с использованием стихотворений поэтов серебряного века (Блок, Волошин, Гумилёв)

             IV.      Объяснение нового материала:

    1. Презентации учащихся:
    1. Правописание непроверяемых приставок;
    2. Правописание приставок на З – С;
    3. Правописание приставок ПРИ и ПРЕ ( раздать памятки);
    4. Правописание букв и –ы после приставок на согласную.

              V.      Закрепление:

                      1.  «Стихотворение В. Маяковского «А вы могли бы?» (слайд 4)

                      2. Кто является автором этот стихотворения?

                      3. Найдите в стихотворении слова с приставками и объясните их написание.

                      4. В чём особенность написания слова сыграть?

                      5. Подберите к данному слову однокоренное с приставкой на з –с

    ( разыграть).

                      6. Образуйте от слова разыграть  имя существительное с подобной приставкой, в которой есть чередование гласной ( розыгрыш). Почему в приставке пишется буква о?

                      7. Определите способ образования слова ( суффиксальный).

                      8. Искать        разыскать      розыск ( ученик).

                      9. Определите способ образования слова розыск (бессуффиксный)

                      10. Расписать       роспись (ученик)

                      11. Определите способ образования слова роспись (бессуффиксный)

    VI.  Работа в группах:

    1. Прочитайте выразительно стихотворение.

    (1 группа – К. Бальмонт «Безглагольность»; 2 группа – Н. Гумилёв «Орёл»;

    3 группа – С. Есенин «Покраснела рябина…»)

    1. Найдите слова с приставками и распределите их по группам.
    2. Какие особенности языка стихотворения вы можете ещё отметить?

    VII.  Самостоятельная работа.  Тестирование с самопроверкой.

    VIII. Домашнее задание:

    1. Уровень средний. В отрывке любимой песни найти слова с приставками и распределить их по группам.
    2. Уровень повышенный. Составить тесты на тему «Правописание приставок».
    3. Повторить теорию по теме «Правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени»

    IX.   Выставление оценок:

    1. В маршрутных листах поставьте себе оценку или знак, насколько вам понятна тема урока.
    2. Сдайте листы учителю.
    3. Оценка учителем работы и знаний учащихся.

    X. Рефлексия:

            Составьте синквейн на тему «Урок» или «Приставки»

    Приложение

    Отрывки из стихотворений поэтов серебряного века

    1. В тиши задремавшего парка
      "Люблю" мне шепнула она.
      Луна серебрилась так ярко,
      Так зыбко дрожала волна. (В. Брюсов)

    1. Из моря слез, из моря муки 
      Судьба твоя - видна, ясна: 
      Ты простираешь ввысь, как руки, 
      Свои святые пламенна… (А. Белый. «Родине»)

    1. Я ухо приложил к земле,

    Чтобы услышать конский топот, —

    Но только ропот, только шепот

    Ко мне доходит по земле.(Ф. Сологуб)

    1. То разрастаясь, то слабея, 
      Гром за усадьбой грохотал, 
      Шумела тополей аллея, 
      На стекла сумрак набегал.  (И. Бунин. «Соловьи»)

    1. Умей творить из самых малых крох.

    Иначе для чего же ты кудесник?

    Среди людей ты божества наместник,

    Так помни, чтоб в словах твоих был бог. (К. Бальмонт. «Умей творить»)

    1. В осеннем кабинете

    Так пусто и бедно,

    И, радужно на свете

    Дробясь, горит окно. (М. Кузмин. «Адам»)

    1. Как уста, заря багряная горит:

    Тайна нежная безмолвьем говорит.

    Слышишь слова золотого вещий мед?—

    Солнце в огненном безмолвии встает! (В. Иванов. «Уста зари»)

    1. Не убивайте голубей!
      Их оперенье белоснежно;
      Их воркование так нежно
      Звучит во мгле земных скорбей,
      Где всё - иль тускло, иль мятежно.
      Не убивайте голубей! (Мирра Лохвицкая. «Не убивайте голубей!»

    Стихотворения (работа по группам)

    Константин Бальмонт

    Безглагольность


    Есть в русской природе усталая нежность,
    Безмолвная боль затаенной печали,
    Безвыходность горя, безгласность, безбрежность,
    Холодная высь, уходящие дали.

    Приди на рассвете на склон косогора,-
    Над зябкой рекою дымится прохлада,
    Чернеет громада застывшего бора,
    И сердцу так больно, и сердце не радо.

    Недвижный камыш. Не трепещет осока.
    Глубокая тишь. Безглагольность покоя.
    Луга убегают далёко-далёко.
    Во всем утомленье - глухое, немое.

    Войди на закате, как в свежие волны,
    В прохладную глушь деревенского сада,-
    Деревья так сумрачно-странно-безмолвны,
    И сердцу так грустно, и сердце не радо.

    Как будто душа о желанном просила,
    И сделали ей незаслуженно больно.
    И сердце простило, но сердце застыло,
    И плачет, и плачет, и плачет невольно.

    Николай Гумилёв

    Орел

    Орел летел все выше и вперед
    К Престолу Сил сквозь звездные преддверья,
    И был прекрасен царственный полет,
    И лоснились коричневые перья.

    Где жил он прежде? Может быть в плену,
    В оковах королевского зверинца,
    Кричал, встречая девушку-весну,
    Влюбленную в задумчивого принца.

    Иль, может быть, в берлоге колдуна,
    Когда глядел он в узкое оконце,
    Его зачаровала вышина
    И властно превратила сердце в солнце.

    Не все ль равно?! Играя и маня,
    Лазурное вскрывалось совершенство,
    И он летел три ночи и три дня
    И умер, задохнувшись от блаженства.

    Он умер, да! Но он не мог упасть,
    Войдя в круги планетного движенья.
    Бездонная внизу зияла пасть,
    Но были слабы силы притяженья.

    Лучами был пронизан небосвод,
    Божественно-холодными лучами,
    Не зная тленья, он летел вперед,
    Смотрел на звезды мертвыми очами.

    Не раз в бездонность рушились миры,
    Не раз труба архангела трубила,
    Но не была добычей для игры
    Его великолепная мог

    Сергей Есенин

    Покраснела рябина…

    Покраснела рябина,
    Посинела вода.
    Месяц, всадник унылый,
    Уронил повода.

    Снова выплыл из рощи
    Синим лебедем мрак.
    Чудотворные мощи
    Он принес на крылах.

    Край ты, край мой, родимый,
    Вечный пахарь и вой,
    Словно Вольга под ивой,
    Ты поник головой.

    Встань, пришло исцеленье,
    Навестил тебя Спас.
    Лебединое пенье
    Нежит радугу глаз.

    Дня закатного жертва
    Искупила весь грех.
    Новой свежестью ветра
    Пахнет зреющий снег.

    Но незримые дрожди
    Все теплей и теплей...
    Помяну тебя в дождик
    Я, Есенин Сергей. 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка по теме "Правописание приставок на -з,с" 5класс

    Конспект урока русского языка по теме "Правописание приставок на -з,-с".  Урок содержит презентацию....

    Урок русского языка (6 класс). Правописание приставок пре- и при-.

    Цели:1.                   Закрепить и  отработать орфограмму (правописание приставок при- и п...

    конспект урока по русскому языку 6 класс "Правописание приставок пре-при"

    урок опубликован в  электронном  журнале"Учительский  журнале он-лайн" Цель урока: отработка навыков  правописания приставок пре-приЗадачи:Обучающие – закрепить знан...

    конспект урока русского языка по теме "Правописание приставок пре- и при-" 6 класс

    Это обычный рабочий урок, в котором использованы разные формы работы: игровые, исследовательские, репродуктивные....