урок-повторение "Бессоюзное сложное предложение""
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

Урок-повторение построен на основе комплексного анализа текста по программе М.М.Разумовской.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_bsp.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение по теме «Бессоюзное сложное предложение» (урок-лаборатория).

 

Задачи: 1)повторить полученные знания о БСП;

               2)формировать умение расставлять знаки препинания в БСП;

               3)создать условия для подготовки к ГИА.

                                            Ход урока.

  1. Оргмомент.
  2. Постановка цели. Мы закончили изучение раздела «БСП». Сегодня мы не только обобщим полученные знания, но и вспомним те темы, которые у нас являются западающими.Во время работы с текстом постарайтесь отследить овладение тем или иным заданием. По мере выполнения заданий на полях делайте маркировочные знаки:

Знаком «галочка» (V) отмечаются те задания, которые уже хорошо известны. Вы овладели этим заданием.

Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Вы ставите  этот знак только в том случае, если  впервые встречаетесь с данным заданием.

Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным вам и

требует дополнительных занятий.

  1. Работа с текстом.

Явления живой природы – важные сигналы или индикаторы температурного режима. При наличии тепла развитие растений, естественно, начинается быстрее – при недостатке его оно идет  медленнее. Есть, однако, в этих явлениях определенное постоянство.

Начала пылить серая ольха – пасечникам пора выставлять ульи: через 10 дней пчёлы принесут первый взяток.

Цветет осина – грибнику намек: в борах появился первый слой белых грибов. Зацвела рожь – через неделю начнётся сенокос.

Сигналы живой природы интересны и полезны. Полагаться на них целиком, конечно, нельзя.

1)Чтение текста, определение типа и стиля текста (тип – рассуждение, стиль – публицистический).

2) Повторение.

- Какое предложение является сложным?

- Какое предложение является БСП?

- Какие знаки препинания и при каких условиях ставятся в БСП?

- В чем отличие БСП от ССП и СПП?

3)Нахождение БСП в тексте.

1. При наличии тепла развитие растений, естественно, начинается быстрее – при недостатке его оно идет  медленнее.

        

[_ ‗] - [_ ‗] (БСП со значением противопоставления).

Начинается -  глагол, обозначает действие предмета.

Н.ф. начинаться (что делать?) несов. вид, возврат., наст. время, 1 спр., изъяв.накл.,3 лицо, ед.число; в предложении явл. сказуемым..

2. Начала пылить серая ольха – пасечникам пора выставлять ульи: через 10 дней пчёлы принесут первый взяток.

[‗ _] - [‗]:[_ ‗](БСП со значением условия и причины).

Ульи [ул'jи]

У [у]- гласный, ударный;

Л [л']- согласный, мягкий, звонкий;

Ь [-]

И [j]-согласный, мягкий, звонкий;

   [и]-гласный, безударный.

4 буквы, 4 звука.

- А в каком слове этого предложения букв меньше звуков?

Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Встали! Руки вверх подняли!

Потянулись высоко

И вздохнули глубоко!

Опустили плавно руки...

На уроке - не до скуки!

Теперь за парты сели дружно.

Конечно, поработать нужно.

- Какая пунктограмма является общей для первого и последнего предложений?

- Какие предложения из текста соответствуют этой пунктограмме?

3. Цветет осина – грибнику намек: в борах появился первый слой белых грибов.

[‗ _] - [_]:[‗ _] (БСП со значением времени и дополнения).

Цветет  грибнику  появился  белых (морфемный разбор)

4.  Зацвела рожь – через неделю начнётся сенокос.

[‗ _][‗ _] (БСП со значением условия).

Неделю – существительное, обозначает предмет.

Н.ф. неделя (что?) неодуш., нариц., В.п., жен. род, ед. число, 1 скл.;в предложении явл. дополнением.

         4)Охарактеризуйте оставшиеся предложения и выпишите из текста 3 словосочетания с типами связи согласование, примыкание, управление.

        5)Словарный диктант..

1.чередующийся гласный в корне (полагаться, растений);

2.и, а, у после шипящих (живой, начала);

3.проверяемый безударный гласный в корне (грибнику, сенокос);

4.ь после шипящих (рожь);

5.правописаниеприставок пре-при (принесут);

6.е-и в безударных личных окончаниях глаголов (начинается).

  1. Задавание домашнего задания.

Сочинение-миниатюра с использованием БСП «Роль примет в жизни человека»

  1. Подведение итогов.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я почувствовал, что…
  8. я приобрел…
  9. я научился…
  10. у меня получилось …

Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением «Плюс-минус». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
В конце урока можно дать ребятам небольшую
анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.

1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был


7.Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сложное предложение. Части сложного предложения. Средства связи 5 класс

Цель:  Познавательная: ознакомление учащихся с отличительными особенностями сложного предложения. Практическая:  научить различать и находить сложные предложения и  определят...

Урок русского языка в 5 классе по теме: "Сложное предложение. Наличие двух или более грамматических основ как признак сложного предложения"

Урок «Сложное предложение. Наличие двух или более грамматических основ как признак сложного предложения" первый  в блоке "Сложное предложение". По типу урок комбинированный. Форма - урок-исследо...

Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."

Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."...

Готовимся к ЕГЭ. Сложное предложение. Виды сложного предложения.

Тесты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку...

Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

Презентация урока на тему: "Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении"....

Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

Конспект урока на тему: «Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении»....