Работа с текстом как средство формирования языковой компетенции учащихся
материал по русскому языку по теме

Качанова Светлана Викторовна

В последние годы в нашей стране проводится ЕГЭ в форме централизованного тестирования, который заменяет собой выпускные и вступительные испытания по русскому языку.

       Задания, представленные на экзамене, проверяют подготовку учащихся по всем основным разделам и аспектам школьного курса. Ряд составных заданий связан с анализом текста. Текст — это центральное звено второй части экзаменационной работы, более сложной. На основе этого текста строятся тестовые задания разного типа: с выбором ответа, с кратким ответом и с развернутым — сочинением, написание которого является самым трудным для выпускника.

        Как подготовить учащихся к экзаменам, если по программе на изучение русского языка в 9 классе выделяется 2 часа, а в 10-11 классах отводится один час? Практика показывает, что поможет решить эту трудную задачу использование на уроке русского языка комплексного анализа текста. Как использовать текст в качестве дидактической единицы, чтобы достичь органического единства в изучении языка как системы и развития коммуникативных умений учащихся? Эти проблемы пытаюсь решить на своих уроках.  

       Поэтому мною разработана система уроков « Работа с текстом как средство формирования языковой компетенции учащихся».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kachanova_tehnologii_formirovanie_yazyk._kompet.docx36.37 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение педагогического опыта работы по теме

« Работа с текстом как средство формирования языковой компетенции учащихся»

  Качанова С.В.

          В последние годы в нашей стране проводится ЕГЭ в форме централизованного тестирования, который заменяет собой выпускные и вступительные испытания по русскому языку.

       Задания, представленные на экзамене, проверяют подготовку учащихся по всем основным разделам и аспектам школьного курса. Ряд составных заданий связан с анализом текста. Текст — это центральное звено второй части экзаменационной работы, более сложной. На основе этого текста строятся тестовые задания разного типа: с выбором ответа, с кратким ответом и с развернутым — сочинением, написание которого является самым трудным для выпускника.

        Как подготовить учащихся к экзаменам, если по программе на изучение русского языка в 9 классе выделяется 2 часа, а в 10-11 классах отводится один час? Практика показывает, что поможет решить эту трудную задачу использование на уроке русского языка комплексного анализа текста. Как использовать текст в качестве дидактической единицы, чтобы достичь органического единства в изучении языка как системы и развития коммуникативных умений учащихся? Эти проблемы пытаюсь решить на своих уроках.  

       Поэтому мною разработана система уроков « Работа с текстом как средство формирования языковой компетенции учащихся», основанная на элементах ряда технологий: « Личностно-ориентированное развивающее обучение» И.С.Якиманской, «Технология саморазвивающего обучения» Г.К.Селевко, а также на использовании методик лингвистического анализа текста В.В.Бабайцевой, Г.В Кузнецовой, методик речетворчества Е.Князевой, Т.Ф. Курдюмовой  и др. Считаю, что она продиктована временем и актуальна. Тексты окружают современного человека на каждом шагу: реклама, доклад на собрании, статья в газете, SMS-сообщение и т.д. и т.п. Умение понимать и создавать текст формируется в школе.

    Основными целями моей педагогической деятельности являются:

*работа над формированием речевой, коммуникативной и лингвистической  

   компетенцией;

*обучение учащихся технологии построения текста;

*развитие связной устной и письменной речи, формирование умения

  свободно говорить и писать на родном языке;

*развитие творческих способностей учащихся.

       При работе по своей системе решаю следующие задачи:

*ликвидировать пробелы в знаниях по теории текста;

*обобщить и систематизировать знания, необходимые при анализе текста;

*научить школьников методике частичного и целостного анализа текста;

*формировать речевые навыки учащихся в процессе изучения

   художественного текста;

*развивать ассоциативную память учащихся;

*учитывать индивидуальные особенности детей в процессе учебной деятельности, создавать психологический комфортный фон обучения.

       Для эффективного управления учением учителю необходимо знать  исходный уровень развития учеников. С этой целью провожу комплекс диагностических мероприятий:

-тестирование – для определения уровня орфографической и пунктуационной    

  грамотности;

-диагностически построенный устный опрос – для определения уровня

  развития диалогической речи;

-работа творческого характера  (изложение) –  для отслеживания навыка

  грамотного, безошибочного письма в свободной речи;

-психологический мониторинг – для определения реальных учебных

  возможностей  (уровня словесно-логического мышления, словарного запаса,

  произвольного внимания).

     Учащихся условно делю на уровни, и к каждому уровню ставлю определенные цели и задачи.

Уровни

Высокий

Повышенный

Базовый

Цель

Формирование языковой компетенции учащихся посредством работы с текстом.

Задачи

-научить владеть методикой частичного и целостного анализа текста;

-развивать навыки работы с текстом на подтекстовом уровне;

-формировать речевые навыки;

-создавать и рецензировать чужие и собственные тексты.

-учить учащихся составлять тексты различных стилей;

-способствовать развитию навыков работы с текстом;

-формировать умение видеть знакомое в незнакомом;

-создавать собственные тексты.

-учить учащихся составлять тексты по аналогии;

-формировать умения работы с текстом;

-формировать умения наблюдать, подмечать закономерности;

-способствовать расширению кругозора учащихся.

            Для того чтобы решить поставленные задачи, провожу большую предварительную работу. На подготовительно-мотивационном этапе выявляю индивидуальные особенности  учащихся, их интересы, использую личные наблюдения, наблюдения школьного психолога. Главное – мотивация. Поэтому в работе с детьми всегда учитываю не только возрастную специфику мотивов, особое значение придаю тому, чтобы ученики осознали, какие действия они выполняют, зачем и почему, в какой последовательности это нужно делать. С этой целью знакомлю учащихся с требованиями, изучаю теорию языка, предлагаю памятки, схемы лингвистического анализа.

              По моему глубокому убеждению, текст является той структурой, той основой, которая объединяет все элементы языка, все его единицы в определенную стройную систему. Именно в тексте, предназначенном для общения, все языковые единицы представлены в естественной ситуации, в естественном окружении. Кроме того, в тексте языковые единицы приобретают новую окраску, новые текстообразующие функции. Текст обнаруживает новые свойства изучаемых языковых единиц и представляет учащимся высший уровень их познания, открывающий путь к совершенствованию речевых умений и навыков, так как текст является одним из средств создания на уроке речевой среды, направленной на развитие коммуникативных способностей учащихся, на воспитание у них чувства слова. Развивающая речевая среда может быть средой духовной, если учащиеся обращаются при изучении родного языка к  «безукоризненным образцам». Это создает на уроке особый фон, обеспечивает ценность урока как речевого произведения. Осуществляется продуктивное, гармоничное общение: диалог ученика с текстом, с его автором, ученика и учителя, ученика с другим учеником – совместная творческая деятельность. Поэтому для своих уроков стараюсь подбирать такие тексты, которые позволяют школьникам учиться у первоклассных авторов искусству слова. На материале текстов повторять, обобщать и углублять знания о системе языка.

1) В ходе анализа текста осуществляется взаимосвязь всех разделов курса русского языка.

 2) В тексте представлены различные виды пунктограмм и орфограмм, изученных к моменту анализа текста.

3) Предложены все виды разборов

4)Тексты являются образцовыми в идейно-тематическом и языковом отношении, направлены на патриотическое воспитание учащихся, а также демонстрируют звучность, выразительность, богатство русского языка.

 5)Тексты напечатаны с пропусками на месте орфограмм, знаки препинания не расставлены, так как это должны сделать школьники в процессе анализа текста.

 6) Предложенные тексты помогают решать и проблему дифференцированного обучения, поэтому задания составлены для трех вариантов: I в.- для сильных учащихся, II в - для средних, III в - для слабо успевающих по предмету.

Для каждого варианта учтена степень трудности. Таким образом, тексты являются не только способом проверки знаний учащихся, но выполняют одновременно познавательную, воспитывающую, обучающую функцию и служат средством интеллектуального развития личности школьников.

  В моей педагогической копилке имеются тексты стихотворные, описательного,  повествовательного характера, рассуждения, тексты в форме диалога, т.е. разные по стилю и типу речи, но позволяющие «погрузиться в язык», как  в океан, который способствует речевому, грамматическому, интеллектуальному развитию. К каждому тексту разработала систему заданий в соответствии с теми задачами, которые решаются на том или ином уроке. (Приложения)

     Формируя у учащихся знания в области грамматики, опираюсь на следующий принцип: грамматика – это не сумма правил, а средство познания языка, живой русской речи, а также подспорье для ребят в решении конкретных коммуникативно-познавательных задач. Исходя из этого принципа, работу организую таким образом, что грамматические правила, определения становятся следствием наблюдений над языком. Стараюсь подобрать такие тексты, которые помогают увидеть эти правила. Изучая тему «Имя существительное» в 6 классе, например, обращаюсь к текстам стихотворений А.А.Фета «Шепот, робкое дыханье…», «Это утро, радость эта…». Наблюдая за языком этих произведений, учащиеся приходят к выводу о том, что действительно с помощью существительных можно передать все сущее в мире: и красоту окружающего мира в разных его проявлениях, и буйство чувств, и страсть, и внутреннее состояние человека и его отношение к миру внешнему, к другому человеку.

Опыт показывает, что эффективными являются виды работ, способствующие запоминанию самой нормы. В этих целях практикую заучивание стихотворных строк, где нормативный вариант произношения, словоупотребления поддерживается ритмом и рифмой и потому легко запоминается, например ударение в глаголе звонит (звонят):

...Придут домой ученики -
И начинаются звонки,
Звонки без передышки.
А кто
звонит! Ученики,
Такие же мальчишки.

 

Звонят, звонят ученики...
Зачем писать им в дневники,
Какой урок им задан?
Ведь телефон-то рядом!

(А.Барто.)

Или форма род. пад. мн. числа существительного грамм:

Есть в нашем лагере весы,
Не просто так, не для красы, -
Мы выясняем по утрам,
Кто пополнел, на сколько
грамм.                      (А. Барто.)

      Работа с высказыванием о русском языке К.Паустовского: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей – сложных и простых – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения» дает неограниченные возможности постижения русского языка. Во-первых, в тексте много существительных, как тех, которые имеют привычную форму предмета (гравий, сады, свет и др.), так и отвлеченных, что позволяет закрепить знания о разрядах существительных. Во-вторых, этот текст можно использовать при изучении односоставных предложений. Помимо того, в нем прекрасная звукопись: громыхание грозы, шепот и шорох. Кроме того, на примере данного текста учащиеся увидят, что «с русским языком можно творить чудеса». А задание найти тексты, которые стали бы иллюстрацией высказывания писателя, заставляет ребят поразмышлять над ними, увидеть неизмеримые возможности языка, почувствовать его.

      Любая работа с текстом или маленьким его фрагментом начинается с того, что художественное высказывание воспринимается детьми на слух или зрительно. И на этом этапе важно создание таких проблемных ситуаций, которые бы помогли ввести учащихся в систему художественных образов этого текста. Процесс восприятия текста (отрывка) организуется с помощью разных заданий-вопросов типа:

-  Как вы полагаете, какое время года описывает поэт в этом отрывке?

- По каким признакам вы догадались об этом?

- Прослушайте текст, вдумываясь в его содержание. О чем этот текст?

- Как вы понимаете его название?

- Как вы думаете, о чем это стихотворение?

- Представьте себя художником, которому нужно нарисовать цветную иллюстрацию к тексту. Какие краски вам будут нужны для рисунка?

- Прослушайте текст. Какая картинка возникает в вашем воображении?

- Что вы "видите" в ней?

- Какое известное вам музыкальное произведение могло бы стать аккомпанементом для этого текста? Что объединяет эти произведения?

         С изучением грамматики теснейшим образом связано изучение лексики. А об изобразительной роли лексических средств в художественном тексте просто необходимо говорить на уроке. При осмыслении лингвистических средств создания образности художественного текста ученики должны осознать изобразительно-выразительные возможности тех явлений, которые изучаются на уроках. Красота и удивление богатством родного языка открывается детям в процессе такой работы. Например, такие типы заданий-вопросов:

- Выпишите из текста слова, с помощью которых передаются краски осени, зимы и т.д. Только ли прилагательные вам придется выписать, почему?

- Назовите слова, которые помогают описать пейзаж в прямом значении?

- Найдите в тексте примеры художественных трюков (эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения).

- Укажите синонимы, антонимы. Почему именно это слово употреблено? и т.д.

Применение таких проблемных ситуаций в учебном процессе дает возможность формировать у учащихся определенную познавательную потребность, но и обеспечивают необходимую направленность мысли на самостоятельное решение возникшей проблемы.  

       Таким образом, работа с текстом формирует более  глубокие знания в области грамматики, лексики, синтаксиса и т.д. Языковой разбор текста становится не только

важным средством  обобщения и систематизации знаний по лексике, грамматике, стилистике, но и содействует речевому развитию учащихся, воспитанию у них творческого отношения к языку.

        Кроме этого, работа с текстом формирует орфографическую и пунктуационную грамотность. Очень часто на своих уроках использую тексты, в которых пропущены орфограммы и пунктограммы, а также некоторые структурные элементы. Такой вид деятельности дает возможность организовать комплексную работу с текстом, в процессе которой решаются задачи, связанные с основными видами речевой деятельности; совершенствуются орфографические, пунктуационные навыки, на примере текста развивается орфографическая зоркость, позволяет  показать влияние знаков препинания на понимание смысла, позволяет сделать вывод о том, что грамотное письмо облегчает понимание информации, заложенной в высказывании.

     Школьники приходят к пониманию того, что любой текст создается для реализации каких-то идей, замыслов. А задания на восстановление в нем опущенных элементов (слов, словосочетаний, описательных оборотов) дают возможность развивать умение использовать необходимые языковые средства в процессе создания текста, т.е. коммуникативные умения.

       Для формирования таких умений, создания благоприятных условий для развития творческой инициативы учащихся использую следующие виды упражнений: составление текста из данных предложений и готовых частей (предложения и части текста даются не последовательно, в «рассыпанном» состоянии), упражнения на дополнение текста  недостающими частями. Разновидности такой деятельности – диктант с продолжением, сочинение по данному началу. Все эти упражнения позволяют вести планомерную работу по развитию коммуникативной компетенции учащихся.

       Приобщение человека к культуре происходит, конечно, не только на уроках русского языка, литературы, истории, но и под влиянием того, что мы читаем, слышим, видим, с кем общаемся, одним словом, под влиянием той среды, вернее той речевой среды, в которую мы погружены. Это влияние особенно чутко воспринимает ребенок. А что же делать, если мы  видим, что естественная речевая среда, окружающая детей, язык телевидения, газет, современных книг, реклам, речь взрослых и сверстников не приобщает к культуре, а отторгает от нее? Тем более, что многие родители смирились с тем, что ребенок мало читает, что общение с книгой вытесняется общением с компьютером, с телевизором.        
      Единственный выход в этой ситуации – это создавать на уроке русского языка развивающую речевую среду, способную приобщать школьника к культуре.
Важнейшим средством такой обучающей развивающей среды является художественный текст, при чтении которого дети знакомятся с правильной, грамотной и красивой речью.
    Именно текст – основа создания той речевой среды, которая развивает, развивает чувство языка, творческую память, приобщает к культуре, способствуя духовному становлению личности, точнее языковой личности, владеющей не только всеми видами речевой деятельности, не только умением правильно и четко выражать мысли, но и обладающей индивидуальным авторским стилем.

    Текст должен обладать определенными качествами, т. е. надо иметь в виду не только его содержание (о чем говорит автор?), а интересно ли это современному школьнику? Способен ли этот текст вызвать отклик у читателей, воспитать хороший вкус?
Для анализа необходимо предлагать тексты разных стилей. Но особенно важна работа с публицистическим текстом, т. к. при его анализе можно выражать не только мысли, но и чувства, проявляя при этом себя как личность, наделенную даром не только увидеть, понять, почувствовать, но и с помощью слова по-своему выразить это восприятие.

          Использую разные способы организации работы: коллективную, групповую, в парах. На уроке стараюсь создать благоприятные условия для развития детей, для их самореализации. Свои отношения с ними строю с позиций гуманной педагогики.

         Анализируя свою работу, я с удовольствием констатирую. Что в процессе обучения у учащихся развивается интерес к русскому языку и как к учебному предмету, и как к национальному достоянию, - важнейшей части русской культуры. Они осознают себя носителями одного из самых великих языков мира, осознают значимость владения языком для будущей жизни за порогом школы.

           Контроль за результатами обучения осуществляю по нескольким направлениям: проверяю знания системы и норм языка, степень усвоения основных лингвистических явлений и понятий, умения, навыки, касающиеся всех видов речевой деятельности, учитываю способность учащихся выразить себя в заданной речевой ситуации. Обратную связь осуществляю через исследовательские, творческие, экспериментальные работы.

      Результаты педагогического мониторинга показали динамику роста речевой, лингвистической и орфографической грамотности учащихся. Ученики обладают знаниями о системах русского языка, о тексте и стилях речи; умеют создавать тексты разных стилей и жанров; могут составлять собственные суждения о прочитанном; владеют методикой анализа текста.

      По данной системе работаю в течение нескольких лет. Совершенствую ее, дополняю интегрированными, специальными уроками, внеклассными мероприятиями, позволяющими мне вести целенаправленную работу по воспитанию у учащихся чувства бережного отношения и любви к родному языку.

      Ежегодно дети участвуют в районной олимпиаде, во всероссийском конкурсе «Русский медвежонок», в районных и областных  конкурсах.

       Учащиеся выбирают литературу для итоговой аттестации, а русский язык сдают в форме ЕГЭ, отрицательных оценок нет.

Приложение

Текст 1.
    Запишите стихотворение Н. Рубцова. Какое настроение передает поэт? Определите тему, основную мысль текста. Какие слова повторяются, как это связано с содержанием стихотворения? Подготовьтесь к выразительному чтению: для этого проанализируйте внимательно строение, пунктуационное оформление предложений, отметьте слова, на которых следует сделать логическое ударение, определите место коротких и более продолжительных пауз, обратите внимание на интонацию сложных предложений, восклицательного предложения.


Звезда полей!
Звезда полей во мгле заледенелой,
Остановившись, смотрит в полынью,
Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал родину мою…

Звезда полей! В минуты потрясений
Я вспоминал, как тихо за холмом
Она горит над золотом осенним.
Она горит над зимним серебром…

Звезда полей горит, не угасая,
Для всех тревожных жителей земли,
Своим лучом приветливым касаясь
Всех городов, поднявшихся вдали.

Но только здесь, во мгле заледенелой,
Она восходит ярче и полней,
И счастлив я, пока на свете белом
Горит, горит звезда моих полей…


     Вспомните стихотворения других поэтов (Ломоносова, Пушкина, Лермонтова, Блока, Есенина, Ахматовой, Заболоцкого…), в которых встречается образ звезды. Понаблюдайте, в каком значении употребляется в этих текстах многозначное слово звезда. Подумайте, почему образы звезды, света, огня, противопоставленные образам тьмы, мрака, темноты, так часто встречаются в русской поэзии. Почему слово звезда  в лирике Н. Рубцова является ключевым словом?

Текст 2.
     Прочитайте отрывки из повести Н. Коняева “Путник на краю поля”.


     Развалины церкви в Никольском многое объясняют в поэзии Рубцова. Его стихи – всегда попытка восстановления храма, это возведение церковных стен, вознесение куполов в необыкновенную высь, это молитва, образующая церковное строение, и страшное ожидание окончательной гибели его. Рушатся, рассыпаются в пыль стены возведенного храма, осенняя пустота сквозит между опорами купола, и гаснет свет святости в захлестывающей поэта черноте. <…>

      В письме Глебу Горбовскому Рубцов, кажется, об этом и пытался рассказать: “Сижу сейчас, закутавшись в пальто и спрятав ноги в огромные рваные старые валенки, в одной из самых старых и самых почерневших избушек селения Никольского – это лесистый и холмистый, кажущийся иногда совершенно пустынным, погруженный сейчас в ранние зимние сумерки уголок необъятный, прежде зажиточной и удалой Вологодской Руси. Сегодня особенно громко и беспрерывно воют над крышей провода, ветер дует прямо в окна, и поэтому в избе холодно и немного неуютно, но сейчас тут затопят печку, и опять станет тепло и хорошо…”
    <…> Январь шестьдесят пятого года. Уже написаны были Рубцовым великие стихи. Написаны там, на краю заледеневшего поля…
    Невольно останавливаешься на этих словах и сам, леденея от холода, заглядываешь в смертную черноту полыньи, но стихотворение несет тебя, возносит душу к высшему свету: «…в минуты потрясений Я вспоминал, как тихо за холмом Она горит над золотом осенним, Она горит над зимним серебром…»
    И такая благость в достигнутых высях, такая чарующая даль открывается окрест, что уже не жалко и жизни – все уроднено, все освещено светом звезды полей…

    Но в последней строфе снова возвращаешься сюда, на поле, в заледенелую мглу:
«Но только здесь, во мгле заледенелой, Она восходит ярче и полней…»
“Полней” и “полынья”… Эхом, отразившимся от студеной воды, повторяется рифма, замыкая движение и не стиха даже, а самой жизни…
   Это эхо различаешь всегда, вслушиваясь в стихи Николая Рубцова, читаешь их, и словно бы твои самые главные и самые чистые чувства, отражаясь, возвращаются к тебе, и замирает сердце, узнавая их…
   И вот тут-то прояснено понимаешь вдруг, что, может быть, в том и заключается опыт души и сердца, чтобы научиться отзываться на звук Глагола, затерянный в древних, смутных и неясных словах. И стихают пораженные силой Глагола глухие стоны, отступают бурьян и нежить…


1. Согласны ли вы с оценкой поэзии Н. Рубцова автором текста?
2. Какие лексические и грамматические средства выражения отношения используются автором?
3. Подготовьтесь к изложению (подробному, или сжатому, или выборочному). Дополните пересказ анализом одного (или нескольких) стихотворений Н. Рубцова.

4. Творческое задание (по выбору). Запишите начало предложения “Когда я читаю стихи Николая Рубцова…” и продолжите, высказав свои впечатления. Можно написать о том, что вы представляли, когда читали и слушали стихи Рубцова, или рассказать о своих впечатлениях от стихов, или попробовать самим написать стихотворные строки.

Комплексная работа с текстом.

… Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, расположить их так, как никто другой не может. Вот, например: “Но вскоре сумрак сравнялся с тишиной на уездной улице, а Люба потеряла свои глаза и закрыла учебную книгу”. Каждый из нас тысячи раз говорил каждое из слов в этом предложении, но вместе так их мог “сложить” только Андрей Платонов в “Реке Потудани”. Внимательно присмотревшись, мы заметим, что никто из нас не говорил “сумрак сравнялся с тишиной”, “с тишиной на уездной улице”, “закрыла учебную книгу”. То есть слова – общие, а словосочетания слов – платоновские <…>

      Есть еще одна таинственная вещь – авторская интонация. Но каждый слышит только часть ее какой-то вариант. Если прочтут пять актеров, любящих и понимающих автора, получится пять разных интонационных рисунков.


    Все знают, что “всякое слово уже обобщает…”. Слово, кажется, вбирает в себя “все”. Но только человек может показать, сколько оттенков слова скрывается и открывается в его мыслях, чувствах, в его действиях.


   Если языки – открытые системы, то человеческие  интерпретации слова – поистине бесконечность.
(И. Горелов, В. Енгалычев, Безмолвный мысли знак)

Вопросы: 
1) Определите тему, основную мысль текста. Запишите три последних абзаца, подчеркните грамматические основы предложений.
2) Докажите, что это текст научно-популярного стиля.
3) Объясните значение выражений:
                 а) авторская интонация;
                 б) человеческие интерпретации;
                 в) языки – открытые системы.
4) Подтвердите справедливость мысли, выраженной в первом абзаце текста, самостоятельно отобранными примерами из художественного текста.
5) Замените в двух-трех предложениях причастные и деепричастные обороты придаточными предложениями. Сравните синонимичные конструкции.
6) Как образованы причастия, деепричастия понимающий, любящий, взяв, присмотревшись.
7) Образуйте причастия и деепричастия от глаголов: говорить, заменить, слышать, показать, показывать, открывается.
8) Составьте схемы сложносочиненного и сложноподчиненного предложений.
9) Подберите синонимы к вводному слову кажется.
10) Объясните орфограммы и пунктограммы.


Памятка. 
При подготовке к выразительному чтению определите:
1) Где нужны логические ударения, паузы – короткие и более продолжительные;
2) Выберите нужный тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста, его языковые особенности.

“Письмо учёному соседу” (индивидуальная работа). 

Цель работы – развить умение анализировать собственную деятельность, научить исправлять и предупреждать ошибки.

Учащиеся пишут друг другу письма приблизительно по следующей схеме. В письме “учёный сосед” должен вставить пропущенные орфограммы.

 Схема письма следующая:

     Дорогой друг, сегодня получил свою контрольную работу и хочу под..лит..ся с тобой _____________, потому что п..лучил ____. А ошибок всего ______.
Ты зна…ш.., оказывается, слово _______________пишет…ся с буквой ____, так как ___________. Жаль, конечно, но я не знал, что слово __________пиш..т..ся через ______, потому что _________________. А ещё я д…пустил ошибку в слове _______, но теперь я запомнил, что _______________. Предст..вляеш…, такое пр..стое слово, как _________я написал с ошибкой из(за) собственной невн..мательности.  Интересно, что , когда писал, сомн..вался в написании.. слова ____________, зато в следующий раз я ни на минуту ( не) усомнюсь и воспользуюсь правилом _________________. Несколько ошибок я д..пустил на правило ____________. А слова _________________ мне следует запомнить. Правда, правило о ___________я ещё (не) изучил, поэтому и слово _______________написал неправильно.
    Думаю, что в следующ… работе я учту все зам..чания и нап..ишу её на ______.
А теперь, мой друг, я пр..щаюсь с тобой и надеюсь, что моё письмо будет полезно и тебе. Но если вдруг я д..пустил ошибку, я об..зательно её пронализирую, исправлю и запомню. Ведь человеку свойственно ошибат..ся, и считаю, что не стыдно ( не )знать,   но стыдно ( не ) учит..ся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат "Работа с комплексным анализом текста как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся 5-7 классов"

Обобщение педагогического опыта по теме "Работа с комплексным анализом текста как средство формирования коммуникативной компетенции"...

Обобщение опыта по теме « Комплексная работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования языковой компетенции учащихся»

Обобщение опыта по теме "Комплексная работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования языковой компетенции учащихся"...

Работа с текстом как средство формирования языковой компетенции и лингвистической зоркости учащихся.

Работа с текстом на уроках русского языка и литературы  как эффективное средство формирования коммуникативной, языковой компетенции и лингвистической зоркости учащихся в условиях ФГОС....

Методическая разработка "Текст как средство формирования коммуникационной компетенции учащихся"

Современное состояние речевой культуры обусловлено не только социально - политическими причинами, но и определенными просчетами в преподавании русского языка.  Во - первых, недостаточно реализуют...

Статья "Комплексный анализ текста на уроках русского языка как средство формирования языковой компетенции учащихся".

Статья посвящена возможностям использования различных художественных текстов на уроках русского языка. Обращение к произведениям русской литературы играет важную роль в формировании не только лингвист...

Опорные схемы – конспекты как средство формирования языковой компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы

В статье рассматривается многолетний опыт использования опорных таблиц  в работе....