Статья "Комплексный анализ текста на уроках русского языка как средство формирования языковой компетенции учащихся".
статья по русскому языку (8 класс) на тему

Статья посвящена возможностям использования различных художественных текстов на уроках русского языка. Обращение к произведениям русской литературы играет важную роль в формировании не только лингвистической, но и культурологической компетенции школьников. Кроме того, автор обращается к проблеме встраивания комплексного анализа текста в технологию организации урока в соответствии с новыми образовательными стандартами. В статье описываются виды заданий на уроках комплексного анализа текста, предложена методика работы с конкретными художественными текстами. В частности, автор предлагает варианты различных учебных задач: 1) подготовительных (пропедевтических), главная цель которых вызвать у учеников интерес к предмету, мотивировать их к последующей учебной деятельности; 2) обучающих (формирующих), направленных на совершенствование необходимых универсальных учебных действий; 3) творческих, направленных на формирование способности самостоятельно искать способ выполнения задания. 

Комплексный анализ текста – это не только интересный, но и чрезвычайно полезный вид работы, при котором осуществляется функциональныйи системный подход к изучению языка, а также ярко выявляются межпредметные связи.

Важнейшей составной процесса реализации личностно ориентированного обучения и неотъемлемой частью гуманитарного образования в школе является речевое развитие школьников, осуществляемое на уроках русского языка через работу с текстом, которая способствует формированию мировоззрения, знаний, жизненной позиции наших учеников, способности выражать и защищать свою позицию словом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kompleksnyy_analiz_teksta_.docx44.04 КБ

Предварительный просмотр:

 Статья  «Комплексный анализ текста на уроках русского языка как средство формирования языковой компетенции учащихся».

РАЗДЕЛ: РУССКИЙ ЯЗЫК

ТИМОФЕЕВА В.В., УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА

Обучение русскому языку в современной школе осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. В новом Законе «Об образовании» обозначена главная направленность ФГОС — это повышение качества образования. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. В основе обучения лежит компетентностный подход, связанный с формированием ключевых компетентностей, одной из которых является коммуникативная компетентность. Современная жизнь требует от ученика свободного владения языком, умения общаться с различными людьми в различных ситуациях, не испытывая при этом чувства дискомфорта. Поэтому формирование умений связно изложить мысли в устной и письменной форме, анализировать и совершенствовать написанное, умение грамотно высказать мнение по обсуждаемому вопросу — одно из самых важных направлений в развитии речемыслительной деятельности учащихся.

Конечная цель обучения русскому языку – это практическая грамотность, языковая компетентность обучающихся. Соединить деятельность по закреплению практических навыков грамотного письма и речевому развитию позволяет работа с  текстом. Как самая крупная языковая единица, текст интегрирует в себе значение всех  единиц языка (предложений, словосочетаний, слов, морфем, звуков).
Комплексный анализ текста содержит компетентностно  ориентированные задания и способствует развитию мыслительно речевой деятельности обучающихся, умений анализировать, сравнивать, обобщать, логически верно излагать свои мысли. В ходе работы над содержанием заданий учтены условия для формирования языковых компетенций (коммуникативной, лингвистической, культуроведческой). Такая форма работы помогает подготовить учащихся к ОГЭ, ЕГЭ, так как позволяет повторять все разделы языка.

Комплексным называется такой анализ текста, при котором его структура подвергается рассмотрению с разных позиций разделов лингвистики. Польза слияния обучения языку и речи несомненна: занимаясь комплексным лингвистическим анализом текста, учащиеся  могут видеть и понимать отдельные языковые явления и их место в системе языка в целом, учатся наблюдать за «жизнью» слова в лексическом контексте, интерпретировать текст. 
Научившись же осмысленно читать чужой текст и комментировать авторские приемы, обучающиеся могут развивать свои собственные способности создания связных текстов .
К каждому тексту прилагаются вопросы, составленные с учетом его лингвистического, стилистического и художественного своеобразия. Получив текст и задания к нему, учащиеся определяют тему, идею, анализируют его структуру, лексику, морфологические признаки, типичные синтаксические конструкции, выполняют разнообразные лингвистические анализы.
Очень важно, что в систему вопросов для анализа текста включаются вопросы по 
орфографии и пунктуации, отвечая на которые обучаемый должен использовать 
полученные знания. Кроме того, исследуя предложенный текст детально, кропотливо и вдумчиво и в то же время, пытаясь охарактеризовать его как единое целое, работая то с отдельными словами, то с предложениями, а то и с целым листом печатного материала, учащиеся тренируют зрительную память, а значит, развивают орфографическую зоркость.
Методы и приёмы работы над комплексным анализом текста.
Анализ текста начинается с заданий, связанных с речевым развитием учащихся: 
выразительное чтение, определение темы и идеи, типа и стиля речи. Затем предлагаются вопросы, направленные на понимание содержания текста.
Комплексный анализ текста можно использовать на любом этапе учебного занятия, будь то актуализация или мотивация знаний, формирование умений и навыков на основе применения полученных знаний, рефлексия.
Работе над комплексным анализом текста уделяется и 10 минут урока, и весь урок, повторяется при этом значительный объем учебного материала. Учитель имеет возможность в течение занятия менять формы работы: групповая, индивидуальная, работа в парах, в подгруппах. Для качественной и эффективной работы можно использовать мультимедийные презентации, что позволяет значительно сократить время на выполнение того или иного задания
Комплексный анализ текста может проводиться как в устной, так и в письменной форме.
Задания комплексного анализа могут быть выполнены во время урока, а могут быть и домашним заданием.

Дидактические материалы. 

Комплексный анализ текста (5 класс)

Текст

Прощальными ра(с;з)катами пр..гр..мели летние грозы. Ливни пошли на убыль. Но со..нце еще щедро отдает свое тепло.

В август..  в природ.. улавливает.. приметы перехода лета в осень. В этих приметах нежность и грусть.

Разн..травье  превратилось в душистые скирды. Небо ра(с;з)чистилось от облаков и стало звонким. Оно приготовилось и ждет, когда в нем зазв..нят  пр..щальные  поклики птиц.

Когда в полдень припекает со..нце, замечает.. особо нежное томление земли. Зеленая листва отслужила свое и начинает блекнуть. Пол..няли краски летней поры.

Со..нце выплыва..т теперь в глубокой т..шине и посеревших от ноч..ной прохлады туманах.     (По А. Марину.) 
 

 Задания:

1.Озаглавьте текст.  

 2. Определите тему текста.

 3. Назовите основную мысль текста.

 4.Определите стиль текста и тип речи.

5. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

6. Произведите фонетический разбор слова еще.

7. Найдите и выпишите из текста эпитеты.

8. Разберите по составу следующие слова: 
прохлада, душистые, припекает.

9.Произведите морфологический разбор одного глагола 2-го лица.

10.Найдите в тексте и подчеркните однородные члены предложения.

11. Понаблюдайте за приходом осени в вашем крае. Напишите небольшое сочинение об этом. 

               Повторение изученного по словообразованию.

      Текст

                                  Пятое имя

      Плотвицы стройны, быстры, непоседливы. В воде плотвицы кажутся серыми, и  рыбаки иногда называют их за это серянками. Или за красные плавнички-красноперками.

      Плотвицы всегда в движении. Вот разом взметнутся, блеснут, как солнечные зайчики!     За этот блеск плотву зовут еще серебрянкой. За красные глаза многие рыбаки называют плотву красноглазкой.

        Но будь моя воля, дал бы я плотвицам пятое имя-водяная ласточка. Уж очень они резвы и ловки. И хвост, как у ласточки, вилочкой.  (По Н. Сладкову).

 

Задания:  

1.Выписать имена, которыми автор называет рыбок .  

 2.Установить способ образования записанных слов.

 3.Пересказать текст (восстановить по записанным словам).

 4.Обратить внимание на использование автором прилагательных, глаголов,          выразительных сравнений при описании плотвиц.

И т.д.

Комплексный анализ текста на уроке по теме: «Повторение  морфологических признаков глагола».

Текст

Листать словари и глазами

Вливаться в них – радость моя.

Страницы поняв парусами,

Порой дохожу и до Я…

К томам этим чаще и чаще

Спешу, как к надежности вех,

Чтоб не заплутаться мне в чаще

Вопросов, что ставит наш век.     (С. Щипачев)

 

 Задания:

1. О чем вы подумали, прослушав эти строки?

2.Какова тема стихотворения?

3.Что значит слово чаща? Какие еще слова употреблены в переносном значении?

4. Как С. Щипачев сумел передать, что мы все можем узнать из словарей?

5. С какими словарями вы знакомы?

6. Можем ли мы узнать, интересно ли поэту читать словари?

7. Есть ли в тексте еще непонятные слова?

8.С каким словом рифмует поэт слово веха? Найдите еще интересную рифму.

9. Какова основная мысль текста?

10. Подчеркните известные вам орфограммы, объясните их написание.

11. Подчеркните глаголы как члены предложения.

12. Обратите внимание на глагол в 1-ом предложении. Каким членом предложения он является? Сделайте вывод.

14.Вспомните, что вы знаете о неопределенной форме глагола.

15. Обратитесь к глаголам в других предложениях. Чем отличается 2-е предложение то остальных? Как мы называем предложения с одним главным членом?

16. Определите основы  в 3-ем предложении. Какое оно? Почему нет подлежащего у первого сказуемого ( как и во 2-ом предложении)?

17. Определите вид глаголов. Случайно ли, что только один глагол совершенного вида?

Что вы знаете о глаголах совершенного и несовершенного вида?

18. В каком времени употреблены глаголы в тексте? О чем автор заставляет нас задуматься?

19. Выполните морфологический разбор 2-х глаголов.

20. Как бы вы озаглавили текст?

21. Напишите сочинение-миниатюру о роли  книг, подчеркните глаголы.

Текст

Ш…коладные поч(?)ки ра(з,с)пускаю(?)ся и на каждом з…леном хвостик…

в…сит б…льшая пр…зрач(?)ная капля. Кажется что она сейчас уп…дет.

Возьмеш… одну поч(?)ку раз…треш… между пальцев и потом долго все

пахн…т тебе ар…матной см…лой б…резы тополя или ч…ремухи.

Ветер теплый. В т…шине нач…нают ш…птат(?)ся между собой д…рев(?)я.

Б…реза белая с другой изд…ли п…рекликают(?)ся. Ст…ят, как невесты, в

кружевном наряд… . Осинка м…лодая вышла ст…ит свечой на п…ляне

п.махива…т веточ(?)кой. Пр…красная стройная елоч(?)ка приветливо кива…т

в…ршинкой. Х…рошо в л…су!               (М. Пришвин)

Задания:

1.Вставить пропущенные буквы и недостающие знаки препинания,

               графически объяснить их.

2.Определить тип текста и стиль речи.

3.Найти слова, употребленные в переносном значении.

4.Сделать фонетический разбор слова БЕРЕЗА.

5.Слова РАСПУСКАЮТСЯ и ПРЕКРАСНАЯ разобрать по составу.

6.Сделать синтаксический разбор предпоследнего предложения.

Комплексный анализ текста (6 класс)

Текст

Еще вчера, на со..нце млея 

Последним лес др..жал листом,

И оз..мь пышно зеленея 

Л..жала бархатн..м к..вром. 

Глядя надменно, как бывало, 

На жертвы холода и снега, 

Себе ни (в) чем (не) изменяла 

(Не) поб..димая сосна. 

Сегодня вдруг и..чезло лето; 

Бело, безжизненно кругом, 

Земля и небо — все одето 

Каким (то) тускл..м сер..бром.       (А. Фет.) 

 Задания:

 1.Озаглавьте текст. 

  2.Определите стиль текста 

  3.Тип текста 

  4.Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы. 

   5.Произведите фонетический разбор слова млея.

   6. Выпишите из текста эпитеты, метафоры, сравнения.

   7.Определите лексическое значение слов: млеть, надменно.

   8 .Выпишите из текста деепричастия, разберите их по составу. 

   9.Произведите морфологический разбор одного деепричастия. 

Повторение  глагольных форм: причастия и деепричастия(карточка-зачет).

Текст

Полились по широкому мокрому лугу, по зазеленевшимся холмам, по длинной пыльной дороге, по сверкающим кустам, по реке, стыдливо синевшей из-под редеющего тумана, полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого горячего света.

                                                                                                                    (И.С.Тургенев)

 Задания:

1.Найдите причастия, назовите его морфологические признаки.

2. Выделите все изученные орфограммы.

3.Объясните и объедините пунктограммы. Обратите внимание на однородные члены предложения и неоднородные определения, графически объясните.

4. Подберите синонимы к  слову алый, запишите их. (красный, алый,рдяный,пунцовый,кумачовый,рубиновый,гранатовый,червонный,пурпурный).Какие из них устарели и употребляются чаще всего в поэтической речи?

5.Почему И.С.Тургенев поставил сначала алые, а потом красные?

6. Какое значение имеет слово поток?

Текст

Кр…сивый и (не)обыкнове(н,нн)ый дуб рос на высок…й г…ре. Ни у кого

(не)было сил п…корить его.

Однажды нал…тел на него ветер дунул с одной ст…роны с другой

ст…рался пр…гнуть к з…мле. А дуб ст…ит и см…ѐт(?)ся каждым св…им

листиком. Кто(то) по(д,т)сказал ветру что п…губить дуб мож…т молния.

Поб…жал ветер звать на помощ… молнию.

Ра(з,с)кол…сь небо грянул гром бл…снула саблями молния. Заг…релась

в…ршина дуба но пош…л дождь и з…лил огонь. А дуб прод…лжал р…сти,

даже крепче стал.                                            (Сказка)

Задания:

1 Определить тип и стиль речи данного текста.

2 Вставить пропущенные буквы и знаки препинания, графически объяснить их.

3 Найти в тексте эпитеты и метафоры.

4 Сделать словообразовательный анализ слова ПОБЕЖАЛ.

5.Выполнить  морфологический разбор слов (НА) ГОРЕ, ВЫСОКОЙ (ГОРЕ).

6 Сделать фонетическую транскрипцию слова ЕГО.

7 Сделать синтаксический анализ 1-го предложения.

8 Попробуйте написать свое продолжение сказки.


Комплексный анализ текста (7 класс)

  Текст

  Я опять остаюсь один (?)  все думая  о Митрофане.    Это был высокий и худой (?)  но хорошо сложе(н,нн)ый мужик(?) легкий на ходу и стройный(?) с (не)большой головой и с бирюзово(?)серыми, живыми глазами.  Зиму и лето его дли(н,нн)ые ноги были а(к,кк)уратно обернуты серыми онучами и обуты в лапти, зиму и лето он носил коротенький (?) изорва(н,нн) полушубок.    На голове у него всегда была самодельная заяч(?)я шапка шерстью внутрь.     И как приветливо глядело из-под этой шапки его обветре(н,нн)ое лицо(?)   с облупившимся носом и ре…кой боро…кой!

    Это был след…пыт, настоящий лесной крестьян(?)  охотник(?)  в котором все производило цельное впеч…тление(?)  и  фигура(?) и шапка(?)   и запах курной избы(?)   и одностволка.    По…вляясь на пороге моей комнаты(?)  и выт…рая полою полушубка мокрое от метели лицо(?)  оживленное бирюзовыми глазами(?)   он тотчас же наполнял комнату свежестью лесного воздуха.
                                                                       
(по И. Бунину, рассказ «Сосны»)
Задания:

1.Озаглавьте данный текст, определите тему  и главную мысль отрывка
2.Определите тип и стиль речи.
3. Определите лексическое значение слов: онучи, курная изба. Дайте определение диалектным и устаревшим словам.
4. Выпишите из текста 2-3 слова, в которых звуков больше, чем букв объясните причину.
5.Укажите в тексте сложные прилагательные. Расскажите о дефисном написании сложных прилагательных.
6.Выпишите из текста 5 местоимений, укажите их разряд.
7. Объясните орфограммы и пунктограммы.

Текст

Что такое счаст…е?

Много я слышал разных споров о счаст… .

Одни утв…рждают что счаст…е это б…гатство деньги. Б…гатым всегда

ж…лось ле(х,г)че, чем бедным. Но ведь наст…ящего счаст…я за деньги

Другие сч…тают что счас…лив тот кто ладит счаст…е не только для себя а для

всех. Кто любит людей и кого они ув…жают и любят. Ведь счас…е это не только

иметь брать получать. Счаст…е и в том чтобы отд…вать пом…гать другим

д…лит(?)ся с ними радост…ю.           (Л. Кассиль)

Задания:

1 Определить тип текста и стиль речи.

2 Вставить пропущенные буквы и знаки препинания, графически объяснить их.

3 Затранскрибировать слова: СЧАСТЬЕ, ЛЕГЧЕ. Сделать полный фонетический

разбор слова ЧТО.

4 Объяснить лексическое значение слова ЛАДИТ, подобрать к нему синоним.

5 Сделать морфологический анализ глаголов СЛЫШАЛ, ЛЮБЯТ.

6 Образовать действительные и страдательные причастия настоящего времени

от глагола УВАЖАТЬ.

7 Написать сочинение-миниатюру, как вы понимаете счастье, используя

причастные и деепричастные обороты.

Комплексный анализ текста (8 класс)

 Повторении сведений о словосочетании и предложении.

Исследование текста предполагает  элементарный языковой анализ при очень бережном отношении к поэзии; именно на образцах высокой, настоящей поэзии и развивается чувство языка.

Текст

Синий май. Заревая теплынь.

Не прозвякнет кольцо у калитки.

Липким запахом веет полынь.

Спит черемуха в белой накидке. (С. Есенин)

Вопросы и задания:

1.Какую картину рисует С. Есенин? Какие еще стихи о весне вы знаете?

2. Как использует С. Есенин эпитеты, метафоры? Найдите их.

3. Почему май-синий, теплынь-заревая? Почему черемуха в белой накидке?

4. Проведите словообразовательный анализ слова теплынь.

5. Выделите в каждом слове окончание.

6. Выделите словосочетания, укажите, из каких частей речи они состоят.

7.Запишите схемы словосочетаний. Объедините их (если возможно) по типу строения.

8.Отметьте общее грамматическое значение.

9.Обозначьте, какими членами предложения будут в них зависимые слова.

10. Определите способ синтаксической связи.

11. Чем отличается словосочетание от предложений?

Повторение орфографии.

Текст

Звезды меркнут и гаснут, в огне облака.

Белый пар по лугам расстилается.

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается.

Дремлет чуткий камыш. Тишь, безлюдье вокруг.     (Никитин)

Задания:

1.Найдите орфограммы:

Безударные гласные в корне слова (зеркальной, разливается)

Чередующиеся гласные в корне слова (заря, расстилается)

Приставки на З (разливается, расстилается, безлюдье)

 Личные окончания глаголов (дремлет, разливается)

2.Найдите предложения с однородными членами, подчеркните их.

3.Укажите способ образования слов тишь, безлюдье

    И т.д.

Текст

Сошел последний снег на полях. Отгремели пенистые вешние ручьи, отыграли лога и речки. На заре третьего дня ветер утих, и пали над степью густые туманы, засеребрились влагой кусты прошлогоднего ковыля, потонули в непроглядной белесой дымке курганы,  буераки, станицы. Стала над широкой донской степью голубая вена.  (М. Шолохов)

Задания:

  1. Как бы вы назвали текст? Докажите, что в нем говорится о наступлении весны на Дону?
  2. Как вы понимаете значение слов лога, станицы? Общеупотребительные это слова или диалектные?
  3. Сколько предложений в тексте? Какие это предложения? С какой целью употребляются в тексте сложные предложения? (Автор стремится показать одновременность происходящих изменений в природе).
  4. Определите вид глагола. Почему в тексте употреблены глаголы только совершенного вида? Подберите к глаголу стала синонимы. Почему в тексте используется именно этот глагол?
  5. Как автор достигает широты показа весенних явлений в природе? (Использует предложения с однородными членами)
  6. На сколько частей можно разделить  текст? О чем говорится в каждой части? Как они связаны между собой?
  7. Выделите глаголы, употребленные в переносном значении. Подберите к ним синонимы; докажите целесообразность использования глаголов, употребленных автором.
  8. Найдите в тексте прилагательные-эпитеты. Раскройте значение эпитетов: непроглядная(дымка), голубая (весна).
  9. Какими же языковыми средствами пользуется М.Шолохов, чтобы дать яркую, живую картину стремительно наступившей весны на Дону?

 Уточняющие члены предложения.

Текст

В (не)скольких километрах от Михайловского на высоком бугре ст..ит Святогорский монастырь. Под ст..ной монастыря похоронен Пушкин.

К могиле Пушкина надо идти через пусты(н,нн)ые монастырские дворы и подн..маются по выветре(н,нн)ой каме(н,нн)ой лес..нице. Лес..ница пр..водит на в..ршину холма к обв..тшалым стенам собора.

Под этими стенами над крутым обрывом в тени лип на земле засыпа(н,нн)ой пож..лтевшими л..пестками беле..т могила Пушкина. Короткая на..пись: «Александр Сергеевич Пушкин» бе..людье стук телег (в)низу под косогором и обл..ка задумавшиеся в (не)высоком небе это все. Здесь конец бл..стательной взволнова(н,нн)ой и г..ниальной жизни.Здесь могила извес..ная всему человечеству. Пахн..т бурьяном корой устоявш..мся летом.

И здесь на ж..той простой могиле становит..ся особе(н,нн)ясно что Пушкин был первым у нас народным поэтом. Он похоронен в грубой песча(н,нн)ой земле где р..стут лен и крапива в глухой народной ст..роне. С его могильного холма видны темные леса Михайловского и д..лекие грозы что ходят хороводом над скромными и (не) об..ятными полями.                                                                    (По К Паустовскому)

Задания:

1.Озаглавьте текст.

2.Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

3.Что поразило автора, когда он увидел могилу А.С.Пушкина?

4.Почему эта могила известна всему человечеству?

5.Почему именно в этом месте автор понимает, что Пушкин был народным поэтом?

6.Из первых двух абзацев выпишите предложения с уточнениями, подчеркните уточнения как члены предложения?

7.Из третьего абзаца выпишите безличное предложение, обозначьте, чем выражено сказуемое?

8.Выпишите выделенное предложение, разберите его по членам, сделайте схему.

9.Из последнего абзаца выпишите слово с чередующейся гласной в корне.

10.Из второго абзаца выпишите прилагательное с суффиксом –енн.

Предложения с обращениями, вводными конструкциями и междометиями.

Текст

Старый пар..ход отв..лил от пр..стани в Вознесенье и выш..л в Онежское озеро.

Белая ноч.. прост..ралась (во)круг. На восток.. ни-ко в..села бледная луна. Она не давала света.

Волны от пар..хода бе..шумно уб..гали (в) даль к..чая куски сосновой коры. На берегу возможно на каком(нибудь) древн..м погост.. ст..рож пробил на колокольн.. двенадцать ударов. И хотя до берега было далеко,этот звон долетел до нас м..новал пар..ход и уш..л по водной глад.. в прозрачный сумрак.

Я (не) знаю, как назвать т..мительный свет белой ночи? Может быть загадочным? Или пожалуй магическим?

Эти ночи всегда кажут(?)ся мне чре..мерной щедрост..ю пр..роды..столько в них бледного воздуха и пр..зрачного блеска фольги и сер..бра.

Человек как мне кажется (не) может пр..м..риться с (не) избежным и..чезновением этой красоты, этих очарова(н,нн)ых ночей.

Я ехал на север кстати говоря впервые в жизни и любовался грудами белой ч..ремухи о..цветавш..й в ту поз..нюю весну в заглохш..х садах.

Много этой холодной и п..хучей ч..ремухи было в Вознесенье. Н..кто ее (з,с)десь (не) обрывал и (не) ставил на столы в кувшинах. Может быть потому что она уже осыпалась.

Ах как пр..красны белые ночи!         (По К.Паустовскому)

Задания:

1.Озаглавьте текст.

2.Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

3.Какое явление природы описывает автор? С каким чувством?

4.Выпишите эпитеты, которые помогают автору создать поэтическую картину белой ночи.

5. С какой целью автор использует риторические вопросы?

6. Выпишите из текста вводные слова и укажите, к каким смысловым группам они относятся.

7.Впишите выделенное предложение, найдите в нем вводное.

8.Выпишите предложение с вставной конструкцией.

9.Каките орфографические правила можно проиллюстрировать примерами из текста?

Текст

1. Почему телевизор частич(?)но выт…сняет книгу? 
2. Да потому(?) что телевизор заст…вляет вас (не)торопясь просм…треть какую(то) передачу, сесть поудобнее(?) чтобы вам (н…)чего не мешало(?) чтобы вы отвл…клись от забот и повс…дневных хлопот. 
3. Но пост…райтесьвыб…рать книгу (по)своему вкусу, сядьте с ней поудобнее(?) и вы поймете(?) что есть много книг(?) без которых нельзя жить(?) которые важнее и интереснее(?) чем многие передачи. 
4. Я не говорю(?) перестаньте смотреть телевизор. 
5. Но я говорю(?) смотрите с выбором. 
6. Определите сами свой выбор(?) сообразуясь с тем(?) какую роль пр…обрела выбра(н,нн)ая вами книга в истории человеческой культуры(?) чтобы стать классикой. 
7. Это значит(?) что в ней что(то) существенное есть. 
8. А может быть(?) это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас? 
                                                        (по Д. Лихачеву «Письма о Добром и Прекрасном») 
Задания : 
1.Озаглавьте данный текст. Сформулируйте тему и главную мысль. Обозначьте проблему, которую автор ставит перед читателями. 
2. Ответьте на вопрос: «Какую роль в вашей жизни играет книга?». Определите позицию автора, а какова ваша позиция по данному вопросу? 
3. Определите тип и стиль речи. 
4. Выпишите из текста слова с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением. Расскажите о безударных гласных, непроверяемых ударением. 
5. Укажите в тексте 2 имени прилагательных, стоящих в сравнительной степени. Образуйте от них возможные степени сравнения. 
6. Из предложения № 8 выпишите вводное слово и объясните знаки препинания при вводных словах. Составьте предложение таким образом, чтобы это вводное слово являлось членом предложения. 
7. Укажите вид придаточных в предложениях № 2, 3. Составьте схемы этих предложений. 
8. Графически объясните постановку знаков препинания в предложениях № 4,5. 
9. Подберите синонимы к словам : классика , повседневный , сообразуясь . Продолжите синонимический ряд. 

 Комплексный анализ текста (9 класс)

Предложенные тексты  имеют разный уровень сложности

Повторение орфограмм в корне, запятой в простом и сложном предложении.

Текст

Занялася заря-

Скоро солнце взойдет.

Слышишь… Чу! Соловей

Щелкнул где-то, поет.

И все ярче, светлей

Переливы зари.

Словно пар над рекой

Поднялся, посмотри.

От цветов на полях

Льется запах кругом,

И сияет роса

На траве серебром.

Над рекой, наклонясь,

Что-то шепчет камыш,

А кругом на полях

Непробудная тишь.   (Суриков)

Задания:

1.Объясните графически трудные орфограммы и пунктограммы текста.

2.Сделайте синтаксический разбор последнего предложения.

3.Найдите односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого, придумайте свои примеры односоставного предложения с главным членом в форме подлежащего.

4.Выпишите из текста слова на тему «ь после шипящих», добавьте другие слова, чтобы полностью раскрыть эту тему (слышишь, камыш, тишь, дач, вскачь, горяч, стеречь, умножь, уж).

5.Определите способ образования слов тишь, непробудная.

6. Найдите в тексте средства выразительности речи.

       

      Текст

В любом названи.. места скрывает..ся тайна. И чем др..внее поселок улица или река, тем тайна глубже. Каждый из нас обязательно с самого детства пытался найти ключи к этим тайнам. Мы без труда решали задачи, если нашу деревню называют Сосновка Осиновка Дубовка Березовка. Тут все ясно, да (же) если сегодня лесом и (не) пахн..т возле деревн.. . Но вот уже чуть ел..жнее задача. Село Орлове Я родился, в этом селе и конечно где (то) лет в десять задаваясь вопросами к миру решил что в наших местах в..дилось много орлов. Отец с которым под..лился своим открытием сказал что (н..) когда селом правил барин Орлов. С возр.хтом инт..рес к такого рода исследованиям (не) проп..дает. Я с жадностью читал и расспрашивал обо всем что к.халось села. Я обнаружил что (н..) какой барин Орлов нашим селом (не) правил что село всегда было вольным. Почему городок назывался Орловым так и (не) удалось док..паться.

Иногда (не) надо много усилий что (бы) докупаться до смысла названий. Но за годы поездок у меня в зап..сной книжк.. скопилось много любопытных названий.

                                                                                                      (По В. Пескову.)
Задания:


1.Озаглавьте текст. Докажите, что это текст.
2. Тема текста
3. Основная мысль текста
4. Стиль текста (докажите свое мнение).
5. Тип текста (докажите свое мнение).
6. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
7. Запишите ряд однокоренных слов к собственным наименованиям.
8. Произведите фонетический разбор слова конечно:
9.  Найдите в тексте 2—3 многозначных слова. В каких значениях они употреблены? Подберите примеры словосочетаний, где эти слова выступают в других значениях.
10. Выпишите из текста 2—3 примера слов, соответствующие схемам:
11. Произведите морфологических разбор слова Орлово.
12. Определите способ связи между следующими предложениями текста:
1 и 2
2 и 3
13. Выпишите из текста выделенное предложение и сделайте его синтаксический разбор.

14. Найдите в тексте сложноподчиненные предложения с при
даточными изъяснительными и определительными и графически обозначьте их.

       15.  Кратко расскажите о том, что вам известно о тайне названия своего города (села).

Комплексная работа с текстом – хороший способ контроля знаний и умений, проверки навыков, подготовки к экзаменационным испытаниям.

Текст.

Б…ярыня Морозова одна из зн..тнейших (б,Б)..ярынь свое..о врем..н.. к..торая даже во время (не) милост.. к ней (ц,Ц)аря (а,А)лексея (м,М)ихайловича зан..мала первое среди (б,Б)..ярынь место в царском свад..бном чин..  вдова брата зн..менитого друга (ц,Ц)аря (м,М)ихаила во..п..тателя (ц,Ц)аря (а,А)лексея (в) течени.. всей его молодост.. бывшего (п,П)р..вителем г..сударства была броше(н,нн)а скова(н,нн)ая по рукам в убогие дровни (не) пр..крытые даже рогожей и под к..р..улом стр..льц..в  отправле(н,нн)а (на) вечно в (п,П)ечерский (м,М)..настырь.                                   (По В.Гаршину)

Задания:

1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

2. Сколько частей в этом предложении?

3. Определите тип этого предложения.

4. Выпишите основу 1-ой части. Определите тип сказуемого.

5. Выпишите из 1-ой части обособленные приложения.

6. Выпишите из 1-ой части словосочетания со связью примыкание.

7. Выпишите из предложения все собственные имена существительные.

8. Выпишите из предложения все предлоги.

9. Определите разряд местоимения своего (своего времени).

10. Определите способ образования следующих слов: воспитатель, правитель.

11. Выпишите из предложения устаревшие слова.

Тексты об известных русских художниках 19-20 веков.

   Текст 1.

Каждый год Пластов привозит из Прислонихи все новые и новые произведения, воспевающие красоту русской деревни и природы. Среди них такие вещи, как «Стадо» и «Ночное», поэзия которого напоминает незабываемые страницы тургеневского «Бежина луга». Темная, почти непроницаемая ночь, такая, какие бывают только в жаркую, летнюю пору. Где-то в стороне горит костер, красноватые отблески которого загораются красными бликами на лице лежащего на земле мальчика, медленно ползут по чернеющей траве, озаряя силуэт старика, загораясь яркими красками на его сложенных руках и на устремленном в степь лице, и, рассыпаясь затухающими отблесками в высокой сочной траве, выхватывают из ночной мглы фигуры двух пасущихся лошадей.

Это – одна из лучших лирических картин Пластова, в которой он раскрывает своеобразную поэзию деревенской ночи, « ночного», издавна пленявшую многих русских художников и писателей.                        (Е.Е.Трибис)

Задания:

1.Прочитайте отрывок из статьи о картине А.Пластова «Ночное». Найдите в рассказе И.Тургенева «Бежин луг» описание ночного. Сравните два отрывка. Можно ли сказать, что А.Пластов создавал свое полотно под впечатлением пейзажа И.Тургенева?

2. Определите стиль и тип речи. Озаглавьте текст.

3.Раскройте свое понимание выражения «поэзия ночи, пленявшая многих русских художников и писателей».

4.Подберите синонимы к прилагательному своеобразный.

5.Найдите в тексте причастия, укажите, от каких слов они образованы.

6.Выпишите слова с чередованием в корнях.

7.Напишите, что вы знаете о жизни А.Пластова. В каких музеях можно увидеть его картины? На какие полотна художника Вы бы посоветовали обратить особое внимание своим одноклассникам, которые только собираются познакомиться с творчеством А.Пластова. Напишите об этом сочинение-миниатюру.

  Текст 2.

Все искусство Поленова несет в себе серьезность мысли и глубину искреннего чувства. Живопись находится в тесном взаимодействии с образом, создаваемым художником. Особенность дарования и  характер Поленова были таковы, что в окружающем мире художник видел прежде всего поэтическую сторону. Поэтому в любой картине он находит возможность выразить красоту жизни во всех ее проявлениях. К каким бы темам, сюжетам или жанрам искусства ни обращался художник, его творчество всегда несло в себе идеи глубокого уважения к человеку, поэтического постижения мира, утверждения в нем доброго начала.                                    (Е.Е.Трибис)

Задания:

1.Прочитайте и озаглавьте текст. Докажите, что это текст. Как осуществляется связь между предложениями.

2.В чем же заключается особенность дарования Василия Поленова? Письменно ответьте на вопрос.

3.Подчеркните грамматические основы в 1,3,5 предложениях.

4.Как вы понимаете слова идеи глубокого уважения?

5.Внимательно прочитайте ряд синонимов: неподдельный, непритворный, нелицеприятный. Каким из этих слов можно заменить прилагательное искренний в 1-ом предложении?

6.Найдите в тексте пароним слова поэтичный.

7.Напишите отзыв на одну картину В. Поленова. Например, «Московский дворик».

 

Знания, добытые посредством работы с текстом, имеют большое практическое значение. Такая работа позволяет учителю-словеснику научить детей читать и понимать текст, более правильно организовать работу по развитию речи, воспитать учеников чуткими к красоте и выразительности русского литературного языка, привить им лингвистическое и эстетическое чутье. При  этом у учащихся повышается уровень орфографической и пунктуационной грамотности, активизируются мыслительные процессы, развиваются творческие способности детей, поскольку они участвуют в исследовательской деятельности. Работа  с текстом вызывает больший интерес учащихся, делает их отношение к предмету более позитивным Таким образом, учитель сможет подготовить детей к реальной жизни, к решению жизненных задач посредством речи.

Литература: 
1. А.А. Введенская. «Русский язык и культура речи». 
2. Т.А. Ладыженская . «Методика развития речи на уроках русского языка». 
3. Статьи Антоновой Е.С., Пономарёвой В.А., Коротаевой Е.В. «Культура речи». 
4.Дейкина А.Д. Раздаточные материалы по русскому языку. 6 кл. / А.Д. Дейкина, Т.М. Пахнова. – М.: Дрофа, 2004.

5.Ахметова Д. Тайны художественного текста: каким должен быть лингвистический анализ. – М., 1997.
6.Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка. – М., 1983.
7. Гореликова М.И., Магомедова Д.М. Лингвистический анализ текста. – М., 1989.
8. Зарубина Н.Д. Текст: лингвистический и методический аспекты. – М., 1981.
9. Лисоченко Л.В. Лингвистический анализ художественного текста. – Таганрог, 1997
10. Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом.- М., 1972.
11. Назарова Т.Н., Скрипка Е.Н. Русский язык. Практикум. Подготовка к выполнению части 2В ЕГЭ. – М.: Экзамен, 2013.

12. Соколова Г.П. Методика и опыт. «Итоговое повторение» ,журнал «Русский язык в школе»;1989.

13. Д. Хаустова. «Русский язык и литература для школьников».  Готовимся к экзамену по русскому языку и литературе.
14.Малюшкин А.Б. «Комплексный анализ текста». – М., 2008.
15. Русский язык (приложение к газете «Первое сентября»)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме « Комплексная работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования языковой компетенции учащихся»

Обобщение опыта по теме "Комплексная работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования языковой компетенции учащихся"...

Опыт работы на тему: "Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся ".

Русский язык – основа национальной культуры, важнейшее средство приобщения школьников к её неисчерпаемым богатствам. Приобщение ребёнка к культуре происходит под влиянием того, что он читает, слышит, ...

"Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся "

Сегодня ни для кого  не секрет, что школа, уделяя большое внимание развитию умений учащихся в рамках подготовки к различным экзаменам в виде тестирования, неоправданно мало учебного времени отвод...

Обобщение опыта работы по теме "Комплексный анализ текста на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся"

Обобщён опыт работы учителя русского языка и литературы по теме "Комлексный анализ текста на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся".  Информация ...

"Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся"

Перед школьниками ставятся новые цели: свободное владение языком, умение общаться с различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе. Поэтому форми...

Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся

Выступление на школьном методическом объединении на тему: "Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся"...