«Письмо моему учителю».
методическая разработка (русский язык, 8 класс) по теме

Методическая разработка проведения урока написания письма в 8 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка проведения урока написания письма в 8 классе по теме «Письмо моему учителю».

Цели и задачи:

  1. Образовательная – дать понятие о том, что такое письмо, научить правильно писать послания в эпистолярном жанре, раскрыть секреты психологического воздействия письма на читателя, подготовить к написанию тематического письма;
  2. Развивающая – развивать письменную речь, память, воображение, способствовать развитию творческих способностей;
  3. Воспитывающая – воспитывать любовь к родному языку, будить желание быть образованным человеком.

Ход урока:

     1. Вступительное слово учителя.

     Ребята, эпистолярный жанр сейчас переживает не самые лучшие дни. Многим кажется, что не стоит тратить свое время на написание писем, что гораздо быстрее позвонить данному человеку и сообщить ему что-то. Отчасти, это верно, но разве может сравниться спонтанный разговор по телефону с письмом, созданным в расчете на внимательное прочтение того самого человека, с которым мы хотим поделиться горем или радостью? Что же еще может вызвать такую массу впечатлений, как письмо, неожиданно обнаруженное в почтовом ящике и помнящее тепло рук дорого человека?

         На прошлом уроке мы вспомнили, что такое письмо, какие бывают письма и чем они различаются.

         Сегодня на уроке мы узнаем, как построить письмо знакомому человеку, какие средства использовать, чтобы адресат почувствовал себя так, что он дорог и нужен тому, кто пишет письмо, почувствовал нотки благодарности. И этим адресатом станет для нас учитель. Как вы знаете, 2010 год объявлен нашим президентом Д.М. Медведевым Годом Учителя. Именно учителю дано развивать ваш юный ум, именно учитель имеет ежедневный доступ к вашим мыслям и чувствам. Учитель, ребята, это великое призвание. Недаром в древних республиках учитель равнялся отцу, там он пользовался колоссальным влиянием и уважением. Давайте сегодня с помощью писем постараемся выразить нашим учителям все лучшие мысли и чувства, которые они воспитали в вас. И всегда помните, что бескорыстие, самоотверженность, честность – качества, присущие учительству, которые еще не стали достоянием минувшего.

       2. Работа по теме урока.

           1. Структура письма на данную тему:

           Учитель: Ребята, вы будете писать письмо своему учителю. Каким оно будет по виду, что послужит поводом для написания такого письма?

             Ученик: Это будет благодарственное письмо, эмоционально окрашенное по структуре. Поводом для написания письма будет выражение благодарности за все хорошее и доброе, что мог дать ученику учитель. Желание поделиться успехами в учебе или в других видах деятельности, в которых этот учитель принимал непосредственное участие.

              Учитель: И сейчас я приведу вам один из таких замечательных примеров. Это послание обладает особой эмоциональностью, живостью, убедительностью, создает ощущение присутствие автора. Называется оно «Огонек».

     Анна Михайловна, милая Анна Михайловна!

    Сейчас, когда ваша Наташа пишет Вам эти строки, в нашей Трудолюбовке в теплых сумерках ребятишки кричат, ловят кепками майских жуков. А здесь тишина. Вчера, когда все получили дипломы и разъехались, я осталась одна.

     Вы, наверное, на себе испытывали эту легкую грусть последних студенческих ней. Анна Михайловна, ведь у Вас столько работы, и все-таки не забыли поздравить меня с окончанием института. Пожалуй, никто меня в жизни не стыдил так, как Вы, когда я не хотела ехать учиться.
    Когда я закрываю глаза, я вижу наши улицы.
   Лишь только вспыхнет, в Вашем окне огонек настольной лампы, пойдут к Вам на задушевный разговор, как я когда-то…
   Кстати, об этом огоньке. Как-то в январскую ночь я заблудилась в степи. И тут сквозь буран, совсем близко замелькал  огонек.
    И теперь всегда, когда мне трудно, я вспоминаю Вас: вот Анна Михайловна старше меня, а работает, не спит, свет в ее окне.
   Отсюда я поеду на Север, где таежные дети ждут новую учительницу. Когда будет трудно, буду вспоминать Вас.
   Пора кончать письмо. . . На улице последний трамвай, зеленые искры, а мне снова видится свет в Вашем окне. Он светит, зовет и ободряет — яркий огонек в знакомом окне.
         Как вы думаете, какие стилистические особенности будут здесь преобладать больше всего?

              Ученик: Безусловно, сердечность, искренность и откровенность. Оно может быть написано в форме письма-исповеди или монолога- размышления, рассчитанные на то, что адресат обязательно все поймет и не осудит.

        Учитель: Вы будете писать письмо далеко не чужому человеку для вас, поэтому стиль письма будет простой и доверительный. В таких письмах часто используют вводные слова и словосочетания. Вы можете вспомнить в письме интересный урок, запомнившееся событие, связанное с этим учителем, вспомнить дату его рождения, его мир увлечений. Этим вы покажете, что жизнь данного человека вам не безразлична, что вы его помните и уважаете всегда. Этим педагогом в вашем письме может явиться учитель начальных классов, человек, ушедший на заслуженный отдых или покинувший школу по своим личным причинам.

        2. Обучение написанию письма по данной теме.

                Учитель: Как же передать в письме свои чувства к человеку, как сделать так, чтобы он представил себя рядом с вами?. Для этого есть много способов.

         а) Начнем с обращения. Ребята, подумайте, как вы бы обратились в письме к учителю. Запишите примеры.

             Ответы учеников: Дорогой, милый, уважаемый, глубокоуважаемый, самый лучший, многоуважаемый.

               Учитель: Красиво ли будет начать с рассказа о себе? А с чего начать?

               Ученик: Нужно начать писать письмо, выражая интерес к жизни того, кому пишешь.

            б) Учитель: Что может входить в ваш основной текст? Конечно,  идея вашего письма, повод или цель его написания. В эту часть письма войдет ваше рассуждение и ваши доказательства.

            в) Учитель: Иллюстративную часть вашего письма составят описания событий или впечатлений, накопившихся у вас со времени, проведенного без учителя. Высказывание своего отношения по какому-либо поводу, где вы считаете, что это важно знать вашему учителю, ваши раздумья, эмоциональные переживания. Ваше желание узнать о состоянии здоровья учителя, о его семье, о его отношении к ученикам нового поколения.

             г) Учитель: Чем вы закончите письмо?

                 Ученик: Словами благодарности и надежды на ближайшую встречу.

             д) Учитель: Ребята, как вы думаете, что станет основой для грамотного оформления письма?

                 Ученик: С искренним уважением, с низким поклоном, целую ваши добрые руки.

                 Учитель: Не бойтесь завершать ваши письма стихами или рисунками, пусть вы не поэт и не художник, но это ваше творчество, знак привязанности к дорогому человеку.

3.Итог урока.

       Ребята, изменяется время, меняются люди, но живое человеческое общение с помощью письма будет существовать всегда. И станут ближе друг другу дети и родители, друзья и близкие. (Дети еще раз говорят о том, что непринужденность общения, искренность, теплота, стремление передать эмоции и чувства составляют основу написания письма Учителю).

 4.Домашнее задание. Написание письма своему учителю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие для 6 класса - классный час по теме: "Письмо моей маме"

Тема классного часа: «Письмо моей маме»Цель: воспитание любви, уважения, заботы, чуткости к маме; формирование системы нравственных ценностей учащихся.Мероприятие проводится в классе, участниками явля...

Методическая разработка урока по русскому языку "Письмо моему учителю"

Методическая разработка урока по русскому языку для 6 класса   "Письмо моему учителю"...

"В память о моем учителе".

Рассказ о бевом пути Султанова Вячеслава Андреевича....

"Письмо моему герою"

К 75-летию Великой Победы....

Конкурсная работа"Письмо моей прабабушке Лиде"

Победитель городского конкурса "75 лет Великой Победы"...

Методическая разработка урока русского языка "Письмо моему дедушке"

Данная разработка предназначена для проведения урока в 5 классе....