Программа элективного курса
элективный курс по русскому языку (9 класс) по теме

Землина Надежда Васильевна

Курс состоит из четырнадцати уроков. Первые три урока – вводно-коррекционные. Последующие уроки посвящены определенной этической категории, за исключением двух последних тем. Некоторые уроки изложены в метафорической форме, что призвано активизировать самих обучающихся, побудить их к размышлению на этические темы и к самостоятельному приобретению знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prgramma_elektivnogo_kursa.docx236.79 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Коми

«РЕСПУБЛИКАНСКÖЙ ВЕЛÖДАН ШÖРИН» ГОСУДАРСТВЕННÖЙ РЫТЪЯ (СМЕНАÖН) ВЕЛÖДАН УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВЕЧЕРНЕЕ (СМЕННОЕ)

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ  ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»

Программа элективного курса

«Повышение уровня функциональной грамотности осужденных в области этики».

Автор -составитель: Землина Н.В., учитель русского языка и литературы.

Научный руководитель: Галина Владимировна  Строева –

 кандидат педагогических наук, член-корреспондент

 Российской Академии Естественных Наук (РАЕН),

(до 2005 года ведущий  научный  сотрудник НИИ ФСИН России)

Пояснительная записка

«Воспитание – великое дело: им решается участь человека»

В.Г.Белинский

Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. Воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника.

В условиях сегодняшнего дня, поставленная цель и задачи воспитательного процесса требует особого отношения к роли педагога в воспитании. Воспитание должно выступать не как пассивное усвоение воспитанниками передаваемого воспитателями опыта, не как активная деятельность воспитанников, организуемая воспитателями, не как активная деятельность воспитанников без воспитателей, а как общая творческая бескорыстная и самоотверженная забота членов общества о всестороннем развитии личности каждого из них в процессе познания и преобразования окружающей деятельности.

Главная цель уголовно-исполнительной системы России – исправление осужденных. Исправление предполагает, в первую очередь, изменение направленности личности, сутью чего является формирование системы нравственных ценностей и развитие нравственного сознания осужденного.

Направленность личности формируется в процессе развития нравственного сознания[1]. Основу составляют нравственные ценности[2].

Однако у осужденных отмечаются деформированные системы ценностей и искаженные представления об общепринятых нравственных нормах[3]. «Преступники в отличие от непреступников хуже усвоили требование правовых и нравственных норм, которые не оказывают на них существенного влияния»[4]. Эффективность нравственного воспитания зависит от полноты усвоения индивидуумом понятий, используемых в работе, и целенаправленных тренировок по формированию навыков законопослушного поведения.

Основным, базовым действием в этом является обучение, т.е. передача обучающемуся и усвоение им определенной суммы знаний об общечеловеческих духовно-нравственных ценностях, должном поведении, нравственных нормах и т.п.

Изменение нравственных характеристик личности предполагает, в первую очередь, развитие мышления. Мышление – способность человека рассуждать, сопоставлять данные, делать заключения, которая проходит несколько этапов, увеличивая способность человека к верному объективному пониманию сущности происходящих явлений. Доказано, что именно развитие высших форм мыслительной деятельности способно вызвать изменения в поведении, снять агрессивность и желание решать проблемы противоправными способами.

Изменения в познавательных процессах усугубляются снижением в последние годы образовательного уровня осужденных: отмечается увеличение доли заключенных с начальным образованием, появление категории неграмотных осужденных[5].

Среди осужденных снижается доля функционально грамотных.

Функциональная грамотность (ФГ) – способность человека понять прочитанное или сказанное на уровне, необходимом для применения, использования на практике.

В настоящее время растет число осужденных, которые могут прочитать текст и с помощью механической памяти воспроизвести его, но при этом не демонстрируют понимания материала (не могут дать дефиниции ключевым словам, не могут привести примеры и т.д.).

Учитывая вышеназванные характеристики, в работе с осужденными необходимо развивать их мышление и повышать уровень их нравственности.

Основываясь же на выводах о том, что нравственные нормы и нравственное сознание являются сутью направленности личности, можно сделать вывод: изменение системы ценностей и развитие нравственного сознания приведут к изменению направленности личности.

Следовательно, если процесс самоисправления призван изменить направленность личности осужденного, то необходимо работать над повышением уровня интеллекта и этичности осужденных.

Развитие интеллекта и этичности осужденных в их связи должно идти через повышение уровня понимания тех материалов, с которыми обращаются к осужденным. И именно усвоение языка, полное понимание, которое обуславливает способность к самостоятельному нравственному, социально направленному действию (функциональная грамотность в области этики), было выделено как ядро интеллектуально-этического развития (Г.В. Строева).

Программа элективного курса «Повышение уровня функциональной грамотности осужденных в области этики» дает возможность эффективно, на глубинном уровне перестроить ценностные системы личности, что приводит к позитивным изменениям в поведении индивидуума. Поэтому осужденные получают реальную возможность последующей жизни без преступлений; педагоги – выполнение социальной функции, возложенной на них государством (исправление осужденных); а законопослушные члены общества – надежду на более спокойное и безопасное социальное окружение.

Программа элективного курса направлена на повышение уровня функциональной грамотности осужденных, обучающихся в ГВ(с)ОУ «РЦО». Нормативно-правовой и методологической основой Программы являются Закон Российской Федерации «Об образовании», , Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Примерная основная образовательная программа образования .

В основу данной программы легла методика Галины Владимировны Строевой – кандидата педагогических наук, член-корреспондента  Российской Академии Естественных Наук (РАЕН), эксперта программы «Криминон» (до 2005 года ведущего научного сотрудника НИИ ФСИН России): «Методика изучения уровня функциональной грамотности осужденных», Методические рекомендации по нравственному воспитанию осужденных. – 2-е изд. – М.: НИИ УИС Минюста России, 2004. – 70 с.  и  материалы курса интеллектуально-этического развития личности осужденного. Автор: Строева Г.В.

Программа элективного курса «Повышение уровня функциональной грамотности осужденных в области этики» направлена на «усвоение осужденными нормативного смысла нравственных норм и способности действовать в нравственной позиции».

Курс состоит из 14 уроков, каждый из которых посвящен определенной этической категории, за исключением двух последних тем. Некоторые уроки изложены в метафорической форме, что было призвано активизировать самих учащихся, побудить их к размышлению на этические темы и к самостоятельному приобретению знаний.

В результате изучения данного курса обучающиеся должны знать/понимать:

нравственные нормы, которые осужденные признают значимыми для себя, и в соответствии с которыми могут поступать.

Уметь:

  1. пользоваться толковыми словарями русского языка;
  2. давать полные дефиниции слов и нравственных категорий своими словами;
  3. распознавать соответствие и несоответствие своего поведения и действий окружающих нравственным нормам;
  4. ставить ближайшие цели, создавать план достижения, учитывая нравственные стандарты, и реализовывать его в жизни.

Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с воспитательными отделами исправительных колоний.

Программа содержит разделы:

1. Пояснительная записка.

2. Цель и задачи программы элективного курса «Повышение уровня функциональной грамотности осужденных в области этики».

3. Этапы интеллектуально-этического развития личности осужденного.

4. Содержание.

5. Учебно-тематическое планирование.

6. Календарно-тематическое планирование.

7. Литература.

8. Примерный список произведений искусства, используемых в курсе «Повышение уровня функциональной грамотности осужденных в области этики».

9. Приложение:

№ 1Шкала изменений уровня грамотности.

№ 2 Шкала Интеллектуально-этического развития осужденных.

№ 3 Примерные учебные материалыкурса «Повышение уровня функциональной грамотности осужденных в области этики».

№ 4  Анкета

Курс состоит из четырнадцати уроков. Первые три урока – вводно-коррекционные. Последующие уроки посвящены определенной этической категории, за исключением двух последних тем. Некоторые уроки изложены в метафорической форме, что призвано активизировать самих обучающихся, побудить их к размышлению на этические темы и к самостоятельному приобретению знаний.


2. Цель и задачи программы элективного курса

«Повышение уровня функциональной грамотности осужденных в области этики».

Основная педагогическая цель –  помочь обучающемуся  сделать нравственный выбор и принять решение исправиться.

Задачи:

1. Повысить уровень функциональной грамотности осужденных.

2. Изменить внутреннюю систему ценностей, приведя ее в соответствие с общечеловеческими духовно-нравственными стандартами.

3. Самоисправление осужденных.

4. Помочь осужденным начать менять направленность личности через интеллектуально-этическое развитие.

3. Этапыинтеллектуально-этического развития личности осужденного.

Интеллектуально-этическое развитие (ИЭР) – это развитие теоретического (понятийного) мышления в области этики. Оно осуществляется посредством обучения/просвещения и способствует повышению интеллектуального и этического потенциала личности, что проявляется через самодетерминированную просоциальную активность осужденного в различных сферах (досуговую, образовательную, трудовую и т.д.), и в итоге обеспечивает разворачивание вектора направленности личности. Следовательно, интеллектуально-этическое развитие предполагает усвоение осужденными этических понятий, а также действия посредством участия как в специально организованных педагогических ситуациях, так и в различных видах деятельности. Поскольку значимым в ИЭР является текст и нормативное (словарное) усвоение значений слов, то осужденные должны уметь пользоваться толковыми словарями русского языка.

В целом, значимым является предоставление материалов этической направленности; их усвоение посредством понимания значения этических категорий, а также серии теоретических и практических заданий. Развитие должно происходить с опорой и параллельным развитием интеллектуальных действий, свойственных ранним уровням мышления (т.е. должны предусматриваться соответствующие задания); б) необходимо в значительной степени реализовывать принцип наглядности; в) развитие должно основываться на практических компонентах.

В процессе ИЭР осужденный должен не просто вбирать в себя знания этической направленности, но и иметь возможность их использовать на практике с целью: а) выработки убеждений, б) повышения уверенности в том, что он способен быть автором позитивных последствий, в) наращивания социального потенциала, г) становления просоциальной направленности.

Предварительный этап предполагает: 1) создание необходимых условий (наличие в ИУ словарей, учебников этики, пособий, целостных этических кодексов, схем, показателей); 2) мотивирование и самомотивирование осужденного.

Основной этап включает два подъэтапа:

I. формирование базовой основы (знание букв, умение читать, понимание смысла слов, знание алфавита, умение пользоваться толковыми словарями русского языка, умение применять принцип наглядности, умение усваивать информацию);

II. собственно ИЭР

а) повышение уровня ФГ в области этики (усвоение этических понятий, нравственных кодексов, систем ценностей);

б) развитие операционных механизмов интеллекта;

в) повышение просоциальных навыков (умения самовоздействия, умения действовать в нравственном ключе, умения взаимодействовать с другими людьми на основе хороших навыков общения, стойкость и способность к сопротивлению отрицательному воздействию окружения и т.д.).

Отметим, что процессы второго подъэтапа в ходе интеллектуально-этического развития осуществляются параллельно, углубляясь в соответствии с принципом постепенности, их разделение в статье дано исключительно с научной целью.

Заключительный этап:

– саморефлексия и педагогическая рефлексия инструктора, организующего процесс ИЭР (определение уровней изменений в соответствии с авторскими шкалами грамотности и ИЭР);

– коррекция и самокоррекция (при выявлении недостаточного результата).

4. Содержание программы элективного курса

«Повышение уровня функциональной грамотности осужденных в области этики».

Курс состоит из 14 уроков. В соответствии с принципами образования взрослых первое занятие является обобщенным изложением цели курса, значимости нравственных ценностей в жизни каждого человека, выявления значимости и целесообразности изучения данного курса для каждого осужденного. Для последующего отслеживания изменений второе занятие посвящено тестированию и анкетированию осужденных. Если выявляется недостаточный уровень грамотности осужденных, недостаточное знание алфавита, неумение пользоваться толковыми словарями русского языка, то проводится третье корректировочное занятие. На этом занятии обучающиеся учат алфавит и вырабатывают навык использования толковых словарей в своем обучении.

Первые два урока собственно обучения (тема «Нравственность») знакомят обучающихся с нравственностью в самом широком понимании слова. Следующие несколько уроков посвящены собственно личной этике и ее категориям («Личная этика», «Общечеловеческие ценности», «Воля», «Стойкость», «Долг», «Ответственность»; «Толерантность»).

Три последние темы более эмоционально окрашены: «Счастье», «Гармония», «Любовь». Тексты к этим темам более поэтизированы и рассчитаны на внутренний отклик обучающихся.

Основываясь на выводах отечественного психолога П.К. Анохина: «Главнейшие свойства интеллекта – … постановка цели, принятие решения и оценка полученного результата» и теории А.С. Макаренко о перспективных линиях, в качестве одной из разновидностей практических заданий были включены задания на постановку цели (на день, на неделю и, наконец, выстраивание цели жизни). Обучающиеся должны были сформулировать не только цели, но и планы достижения этих целей, а также предоставлять на каждый урок отчет о реальных шагах их осуществления.

Последним заданием каждого урока предусматривается написание небольших сочинений на только что усвоенную тему. Это побуждает обучающегося обобщенно взглянуть на изученное явление и творчески осмыслить его, что в свою очередь способствует дальнейшему развитию интеллектуально-этических характеристик личности осужденного.

Уроки построены следующим образом: музыкальные и живописные произведения, учебный материал, практические задания. В число учебных материалов входят учебники «Этика» и работы Г.В. Строевой по этой теме. Во время обучения необходимо пользоваться толковыми словарями русского языка.


5. Учебно-тематическое планирование курса.

№ разделов

Содержание

Кол-во часов

1

Вводное занятие «Общество и законы, действующие в нем».

Мини-сочинение «В чем для меня важность изучения курса»

1.

2

Тестирование осужденных на уровень грамотности и анкетирование

1

3

Коррекционное занятие

1

4

Нравственность

1

5

Личная этика и ее категории

1

6

Личная этика

1

7

Общечеловеческие ценности

1

8

Воля

1

9

Стойкость

1

10

Долг

1

11

Ответственность

1

12

Толерантность

1

13

Счастье, гармония, любовь

1

14

Р/Р Изложение с элементами сочинения и повторное анкетирование

1

Итого: 14 часов


6. Календарно-тематическое планирование курса.

№ разделов

Содержание

Кол-во часов

1

Вводное занятие «Общество и законы, действующие в нем».

Мини-сочинение «В чем для меня важность изучения курса»

Вводное анкетирование.

1

2

Тестирование осужденных на уровень грамотности

1

3

Коррекционное занятие: изучение алфавита; выработка навыка использования толковых словарей русского языка в обучении.

1

4

Нравственность. Мини-сочинение «Нравственность-это…?»

1

5

Личная этика и ее категории

1

6

Личная этика. Мини-сочинение «Этика важна в моей жизни, потому что…»

1

7

Общечеловеческие ценности. Мини-сочинение «Почему мне важно понимать нравственные ценности и использовать в своей жизни». Промежуточное  анкетирование.

1

8

Воля. Мини-сочинение «Что такое воля и почему она важна в моей жизни?»

1

9

Стойкость. Мини-сочинение «Почему мне важно иметь такое качество как стойкость?»

1

10

Долг. Мини-сочинение «Что такое долг?»

1

11

Ответственность. Мини-сочинение «Нужно ли быть ответственным человеком?»

1

12

Толерантность. Мини-сочинение «Почему толерантность важна в моей жизни?»

1

13

Счастье, гармония, любовь. Мини-сочинение «Любовь –это…»

1

14

Р\Р Изложение с элементами сочинения и итоговое анкетирование

1

Итого: 14 часов


7. Литература для учителя:

1. Исправительно-трудовая психология: Учебное пособие. – Рязань: РВШ МВД СССР, 1985. – С. 93.

2. Строева Г.В. Интеллектуально-этическое развитие личности осужденного // Педагогический журнал.– 2012, № 1. – С. 129-153.

3. Строева Г.В. Интеллектуально-этическое развитие личности осужденного в процессе дополнительного образования в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы. Дис. … канд. пед. наук. – М.: Академия Управления МВД России, 2002. – 203 с.

4. Строева Г.В. Методика изучения уровня функциональной грамотности осужденных: методическое руководство / под. ред. профессора А.Е. Марона. 2-е изд., испр. – Тверь: ФКУ НИИИТ ФСИН России, 2011. – 40 с.

5. Раздел программы Криминон «Дорога к счастью». – М.: Благотворительный Фонд «Улучшение жизни и образования “ЭЙБЛ СНГ”», 2008.

6. Раздел программы Криминон «Навыки обучения, необходимые в жизни». – М.: Благотворительный Фонд «Улучшение жизни и образования “ЭЙБЛ СНГ”», 2008.

7. Раздел программы Криминон «Этика и состояния». – М.: Благотворительный Фонд «Улучшение жизни и образования “ЭЙБЛ СНГ”», 2008.

8. Примерный список произведений искусства, используемых в курсе «Повышение уровня функциональной грамотности осужденных в области этики»

1. Нравственность.

Звуковой ряд: А.Вивальди. Концерт для скрипки (фа мажор). - 1-ая часть. А.П.Бородин. Квартет для струнных (2-ая часть).

Видеоряд: И.И.Шишкин. Среди долины ровныя.

И.И.Шишкин. Лесная поляна.

И.И.Шишкин. Рожь.

А.Г.Венецианов. Жнецы.

А.Г.Венецианов. На пашне.

2. Личная этика.

Звуковой ряд: Ф.Шопен. Фантазия-экспромт (соч. 66.).

Видеоряд: В.А.Тропинин. Юный художник.

Г.Г.Мясоедов. Страдная пора (Косцы).

И.Е.Репин. Толстой на отдыхе в лесу.

А.И.Лактионов. Портрет летчика-космонавта В. М. Комарова.

А.И.Лактионов. Письмо с фронта.

3. Общечеловеческие ценности.

Звуковой ряд: В.-А.Моцарт. Маленькая ночная серенада.

Видеоряд: В.А.Серов. Девочка с персиками.

З.Е.Серебрякова. Крестьяне. Обед.

И.Э.Грабарь. Мартовский снег.

4. Воля.

Звуковой ряд: И.-С.Бах. Токката и фуга ре минор.

Видеоряд: В.М.Васнецов. Богатыри.

Микеланджело Буонарроти. Мыслитель.

И.И.Шишкин. Корабельная роща.

А.Я.Осис. Латышские рыбаки.

П.Д.Корин. Александр Невский.

5. Стойкость.

Звуковой ряд: С.В.Рахманинов. Прелюдия № 1 (ре минор).

Видеоряд: И.К.Айвазовский. Буря.

С.Г.Щербаков. Зло мира. Век ХХ.

И.К.Айвазовский. Девятый вал.

И.К.Айвазовский. Бурный день.

И.К.Айвазовский. Прибой.

6. Долг.

Звуковой ряд: В.-А.Моцарт. Симфония № 40 (1-ая часть).

Видеоряд: И.Мартос. Памятник Минину и Пожарскому.

А.П.Бубнов. Утро на Куликовом поле.

А.П.Ткаченко, С.П.Ткаченко. Между боями.

А.А.Дейнека. Оборона Петрограда.

В.И.Суриков. Переход Суворова через Альпы.

7. Толерантность.

Звуковой ряд: П.И.Чайковский "Ноябрь" из цикла "Времена года".

Видеоряд: А.А.Рылов. В голубом просторе.

Клод Моне. Дама в саду.

И.И.Шишкин. Дубы.

И.И.Шишкин. Камни.

А.Е.Архипов. Девушка с кувшином.

8. Ответственность.

Звуковой ряд: Э.Григ. "Утро" из сюиты "Пер Гюнт".

Видеоряд: А.Г.Венецианов. На пашне.

И.И.Шишкин. Сосны, освещенные солнцем.

В.А.Тропинин. Кружевница.

Е.В.Вучетич. Воин-освободитель.

В.Д.Поленов. Московский дворик.

9. Счастье.

Звуковой ряд: С.В.Рахманинов «Весенние воды».

Видеоряд: И.И.Левитан. Березовая роща.

И.И.Левитан. Первая зелень. Май.

И.И.Левитан. Март.

Б.М.Кустодиев. Масленица.

К.А.Коровин. За чайным столом.

10. Гармония.

Звуковой ряд: П.И.Чайковский "Баркарола" из цикла "Времена года".

Видеоряд: И.К.Айвазовский. Вид на Капри.

И.И.Левитан. Весна - большая вода.

И.И.Левитан. Берег Средиземного моря.

И.И.Левитан. Луг на опушке леса.

И.И.Шишкин. Полдень.

11. Любовь.

Звуковой ряд: Ф.Лист. Ноктюрн № 3 (ля бемоль мажор).

Видеоряд: И.Е.Репин. На дерновой скамье.

А.А.Пластов. Весна.

Ю.И.Пименов. Свадьба на завтрашней улице.

Приложение № 1

Шкала изменений уровня грамотности

Осужденный:

  1. дает полную нормативную /словарную/ дефиницию слова/понятия своими словами (осужденный должен понимать, а не просто воспроизводить словарную дефиницию, используя механическую память[6]);
  2. не дает дефиниции (мнение человека о значении слова и его понимание могут существенно отличаться от истинной дефиниции слова, поскольку же целью повышения уровня функциональной грамотности является вбирание осужденным через язык закодированных в нем этических смыслов и образцов, то необходимо точное нормативное /словарное/ понимание слова, а не мнения и интерпретации);
  3. умеет читать;
  4. знает буквы.

Первые два пункта шкалы основывались на открытии американского ученого Л.Р. Хаббарда[7] о влиянии непонятого слова на снижение способности человека действовать, а также связанной с этим зависимости между способностью к практической деятельности и пониманием слов[8].


Приложение № 2

Шкала повышения интеллектуално-этического уровня осужденного

Осужденный:

  1. занимается дальнейшим интеллектуально-этическим саморазвитием (берет в библиотеке книги нравственного содержания, организует работу соответствующего самодеятельного направления, записывается на программу «Криминон» и т.д.);
  2. расширяет социально позитивную активность (имеется в виду большое разнообразие позиций: помощь другим осужденным в обучении, расширение переписки, восстановление связи с семьей, дальнейшее повышение образовательного уровня, помощь в организации воспитательных мероприятий, в выполнении общественно полезных работ, выступление с социально полезными инициативами /на рабочем месте, в отряде, в школе/ и т.д.);
  3. выходит из всех криминальных сообществ;
  4. высказывает несогласие отрицательно настроенным осужденным;
  5. пропагандирует среди окружения нравственные нормы (обсуждает с другими осужденными и сотрудниками нравственные темы, рекомендует другим осужденным начать свое интеллектуально-этическое развитие);
  6. способен ставить среднесрочные цели, создавать план их достижения, учитывая нравственные стандарты, и реализовывать его в жизни часто при посторонней помощи и поддержке (курс «Личная этика» содержит соответствующие задания, поэтому от инструктора требуется только проверить отчет осужденного и удостовериться, что осужденный достиг цели);
  7. действует в нравственной плоскости относительно того, что выгодно ему самому (повышает личную гигиену, улучшает внешний вид, устраивается на работу, учебу);
  8. способен ставить ближайшие цели, создавать план достижения, учитывая нравственные стандарты, и реализовывать его в жизни часто при посторонней помощи и поддержке (курс «Личная этика» содержит соответствующие задания, поэтому от инструктора требуется только проверить отчет осужденного и удостовериться, что с каждым уроком осужденный все легче и легче выполняет это задание);
  9. применяет в отношении себя минимальные требования (соблюдает требования Правил внутреннего распорядка – часто это может быть только показным, но прохождение курса приводит к усвоению и принятию осужденным нравственных норм);
  10. интересуется вопросами интеллектуально-этического развития (добровольно посещает занятия, задает вопросы. Отметим, что здесь вполне допустимы сомнения в правильности нравственных норм, несогласие с ними, антагонистичные и враждебные комментарии);
  11. распознает соответствие и несоответствие своего поведения и действий окружающих нравственным нормам, способен делать выводы (проявляется в способности выполнять соответствующие задания курса «Личная этика»);
  12. знает и понимает начальные этические категории (Уроки «Нравственность», «Личная этика», «Общечеловеческие ценности»; показатель – осужденный понимает нравственные категории и способен давать нормативные дефиниции своими словами);
  13. обладает необходимыми навыками самообразования (знает алфавит в прямом и обратном порядке, умеет пользоваться толковыми словарями русского языка, умеет использовать принцип наглядности обучения);
  14. способен получать и усваивать новые знания (умеет читать, понимает значение слов русского языка, способен запоминать изучаемый материал);
  15. согласен повышать интеллектуально-этический уровень (в нашем случае – записывается на курс «Личная этика»).

Приложение № 3

Примерные учебные материалы элективного курса

«Повышение уровня функциональной грамотности осужденных в области этики».

«Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди»

Бернард Шоу

Урок «Нравственность»

Цель: познакомить обучающихся с понятием «Нравственность»; переориентация систем нравственных ценностей осужденных, приведение их в соответствие с общечеловеческими, самоопределенное решение осужденного что-то изменить в своей жизни.

Оборудование: Дается определение понятия «Нравственность», звуковой ряд: А.Вивальди. Концерт для скрипки (фа мажор). - 1-ая часть. А.П.Бородин. Квартет для струнных (2-ая часть).

Видеоряд: И.И.Шишкин. Среди долины ровныя.

И.И.Шишкин. Лесная поляна.

И.И.Шишкин. Рожь.

А.Г.Венецианов. Жнецы.

А.Г.Венецианов. На пашне.

Ход урока:

  1. Звучит звуковой ряд: А.Вивальди. Концерт для скрипки (фа мажор). - 1-ая часть.

2. Дается общее представление о том, что такое общество и почему в нем действуют законы и нравственные стандарты.

3. Задание: Напишите для чего нужно общество.

4. Приведите пример поведения, которое разрушает общество. Проследите все последствия такого поведения, определите скольким людям такой поступок нанес ущерб. Запишите свои наблюдения.

5. Чтение и анализ статьи «Нравственность»

6. Беседа:

а) Что такое нравственность?

б) Почему так велико значение нравственности?

в) Какой преемственностью обладает нравственность?

г) Какую  двойственность нравственного начала с давних времен люди заметили?

д) В каких художественных произведениях говорится  о  нравственности?

7. Посмотрите на видеоряд: И.И.Шишкин. Среди долины ровныя.

И.И.Шишкин. Лесная поляна.

И.И.Шишкин. Рожь.

А.Г.Венецианов. Жнецы.

А.Г.Венецианов. На пашне.

8. Ответьте на вопросы:

а) Чем эти картины привлекли ваше внимание?

б) Что Вы можете о них сказать?

в) Звучит ли тема « нравственности» в них?

г) Сделайте для себя вывод о том, какие поступки укрепляют общество.

9. Проанализируйте современное состояние общества и напишите, какие существуют обязанности в нем.

10. Работа по  книге «Дорога  к счастью».

11. Задание на дом:

а) Изучите моральный кодекс.

б) Напишите, какие есть правовые законыи законы нравственные. Чем они отличаются?

в) Напишите, с какими нравственными законами Вы согласны, а какие улучшили бы и почему.

г) Посмотрите внимательно на окружающих Вас людей и отметьте кого-либо, чье поведение, на Ваш взгляд, противоречит принятым в обществе нравственным нормам.

д) Напишите, как бы Вы могли объяснить этому человеку, что такое общество и почему в нем есть установленные правила.

е) Проанализируйте, какие нормы используются в Вашем окружении, а какие нет. Напишите о результатах увиденного.

ж) Напишите, что бы Вы могли улучшить в своем окружении.

Урок « Личная этика»

Цель: познакомить обучающихся с понятием «Личная этика», коснуться составляющих личной этики, познакомить с тремя уровнями  личной этики.

Оборудование: текст статьи « Личная этика», звуковой ряд: Ф.Шопен. Фантазия-экспромт (соч. 66.),

Видеоряд: В.А.Тропинин. Юный художник.

Г.Г.Мясоедов. Страдная пора (Косцы).

И.Е.Репин. Толстой на отдыхе в лесу.

Ход урока:

1. Звучит   звуковой ряд: Ф.Шопен. Фантазия-экспромт (соч. 66.).

2. Слово учителя: На предыдущем занятии мы познакомились с понятием «нравственность». Увидели, что существует две стороны нравственности – внешняя и внутренняя, с ведущей внутренней, т.к. именно сам человек добровольно принимает решения и действует (Речь, разумеется, идет о самоопределенном человеке, на которого не надо оказывать внешнего давления, чтобы он вел жизнь достойную человека). Правда, до сих пор нет единодушия относительно названия этих сторон. Но исторически целесообразно первую называть «моралью», а вторую – «личной этикой».

Впервые термин «этика» ввел Аристотель[9], образовав это слово от греческого, которое в переводе означало обычай, привычка, нрав, душевный склад, где «нрав» и «душевный склад» являются, как Вы понимаете, личностными характеристиками. Личная этика – те действия, которые предпринимает к самому себе сам человек, когда видит, что его поведение не соответствует нравственным идеалам. А мораль – это просто сумма правил, действующих в обществе. Эти правила были приняты обществом на основе опыта, когда оказалось, что некоторое поведение больше вредит, чем помогает, а другие поступки, наоборот, больше помогают выживанию общества.

3. Чтение и анализ статьи «Личная этика» (Тестирование на уровень грамотности по ходу проведения занятия)

4. Беседа:

а) Что такое личная этика?

б) Почему этика важна в жизни людей?

5. Посмотрите на видеоряд: В.А.Тропинин. Юный художник.

Г.Г.Мясоедов. Страдная пора (Косцы).

И.Е.Репин. Толстой на отдыхе в лесу.

6. Ответьте на вопросы:

а) Чем эти картины привлекли ваше внимание?

б) Что Вы можете о них сказать?

в) Звучит ли тема «личная этика» в них?

7. Задания:

а) Напишите, как проявляется личная этика.

б) Приведите 4 примера поведения, которые показывают отсутствие личной этики. Каковы последствия такого поведения?

в) Приведите 5 примеров поведения, которые показывают наличие личной этики. Каковы последствия такого поведения?

г) Сделайте для себя вывод и напишите о том, какое поведение способствует выживанию максимального числа людей, а какое нет.

8. Написание мини-сочинения «Этика важна в моей жизни, потому что…?»

9. Рефлексия.

10. Задание на дом:

а) Примените любое этическое действие к себе.

б) Напишите, что Вы сделали, и какой был результат.

в) Напишите, почему личная этика – основа жизни, каково влияние наличия или отсутствия этики.

г) В каких художественных произведениях звучит эта тема?

Урок «Общечеловеческие ценности»

Цель: познакомить обучающихся с понятием «Общечеловеческие ценности», показать, что система ценностей оказывают решающее влияние на поступки людей.

Оборудование: текст статьи «Общечеловеческие ценности», звуковой ряд: В.-А.Моцарт. Маленькая ночная серенада.

       Видеоряд: В.А.Серов. Девочка с персиками,З.Е.Серебрякова. Крестьяне. Обед.

Ход урока:

1.Звучит звуковой ряд: В.-А.Моцарт. Маленькая ночная серенада.

2.Слово учителя: Теперь обратимся к более подробному рассмотрению составляющих личной этики, предварительно напомнив, что мы под личной этикой понимает внутреннюю сферу человека, связанную с осознанием этических норм, оценочнойдеятельностью, принятием решения и последующих действий по приведению себя  и своего поведения в соответствие с нравственными нормами и идеалами.

Такая трактовка этики сразу показывает важнейшую роль, которую занимает в ней идеал. (Следует оговориться, что речь идет о здоровых людях с неповрежденными умственными способностями, такими как память, самоанализ, умение сопоставлять, оценивать и принимать решения). Идеал – «это … наиболее общее, универсальное представление о благом и должном»1, высшая степень лучшего, совершенного, завершенное состояние какого-либо явления. Практически идеал выступает целью движения, и от того, каков этот идеал, зависит все остальное, начиная от интересов личности и заканчивая поступками человека и направлением всей его жизни. Если, например, идеал человека – достойное место в обществе, то и направление его жизни очень определенное: хорошее образование (т.к. безграмотный человек не найдет в современном мире приличной работы), круг общения, увлечений. Если же человек не имеет вообще никаких целей, то он тыкается, как слепой котенок, в разные стороны, распыляя свои силы, энергию и теряет, в конце концов, всякую власть над своей жизнью.

3. Чтение и анализ статьи «Общечеловеческие ценности» (Тестирование на уровень грамотности по ходу проведения занятия).

4. Беседа:

а)Что такое ценности?

п)  Как система ценностей оказывают решающее влияние на поступки людей?

5.Посмотрите на видеоряд: В.А.Серов. Девочка с персиками, З.Е.Серебрякова. Крестьяне. Обед.

6. Ответьте на вопросы:

а) Чем эти картины привлекли ваше внимание?

б) Что Вы можете о них сказать?

в) Звучит ли тема «Общечеловеческие ценности» в них?

7. Задания:

а) Напишите, какова его роль идеала в жизни человека.

б) Подумайте, что может быть целью вашей жизни. Запишите это.

в) Напишите, пожалуйста, план, который поможет Вам достичь эту цель, не забудьте указать сроки.

8. Написание мини-сочинения «Почему мне важно понимать нравственные ценности и использовать в своей жизни»

9. Рефлексия.

10. Задание на дом:

а) Выполните первый пункт плана и напишите, что Вы сделали, и какой был результат. В последующие дни продолжайте выполнять намеченное и писать отчеты о сделанном. Если Вы встретите затруднения, обращайтесь к инструктору и начальнику отряда. Параллельно выполнению этого задания, продолжайте  выполнять следующие задания и продвигаться по курсу.

б) Напишите, какие из этих ценностей являются этическими?

в) Напишите, какие общечеловеческие ценности нарушаются в окружающей Вас сейчас действительности. К чему это приводит?

г) Напишите, какие Вы знаете системы ценностей.

д) Напишите, какие Вы знаете добродетели.

е) Присмотритесь, пожалуйста, к окружающим и отметьте, какими добродетелями обладают Ваши знакомые. Запишите 10 примеров увиденных добродетелей.

ж) Сделайте вывод, чему способствует наличие добродетелей, что хорошего дает человеку его добродетельность. Запишите его.

з) В каких художественных произведениях звучит эта тема?

Урок « Воля»

Цель: познакомить обучающихся с понятием «Воля», показать, что без положительной ценностной ориентации воля не является гарантией этичности.

Оборудование: текст статьи «Воля», звуковой ряд: И.-С.Бах. Токката и фуга ре минор.

Видеоряд: В.М.Васнецов. Богатыри.

Микеланджело Буонарроти. Мыслитель.

И.И.Шишкин. Корабельная роща.

А.Я.Осис. Латышские рыбаки.

П.Д.Корин. Александр Невский.

Ход урока:

1. Звучит звуковой ряд: И.-С.Бах. Токката и фуга ре минор.

2. Слово учителя: Сегодня мы рассмотрим понятие «воля». Воля – «способностьосуществлять свои желания, поставленные перед собой цели»[10]. Это качество проявляется в умении человека преодолевать внутренние и внешние трудности и достигать цели. Многие исследователи указывают, что, чем развитее личность, тем больше она способна осуществлять контроль над своими поступками и тем сильнее у нее воля. Очевидно, что некоторые цели не достигаются за одну секунду, и такое качество, как воля, может оказаться очень полезным для осуществления задуманного. Более того, чем выше цель, тем больше надо проявить силы воли на пути к ней. Например, получение образования требует больше силы воли, чем и большего напряжения, чем осуществление желания прочитать газету.

Иногда может показаться, что наличие сильной воли является безусловной добродетелью, т.е. считающейся такой всегда, но посмотрите на это внимательнее. История цивилизаций полна преступлений, совершенных и совершаемыхлюдьми с сильной волей. Достаточно вспомнить Римских императоров, с удивительной настойчивостью и целенаправленностью развращавших нацию. То же самое мы видим и в области этики. Посмотрите, с каким постоянством люди позволяют себе лгать, с какой настойчивостью они убивают себя алкоголем и т.п. Так что воля сама по себе не ведет к высокоэтичному поведению, хотя является очень важной составляющей этики. Воля помогаетдобиться поставленной цели, но это только средство ее достижения. Что же дает направление движению, что определяет эту цель? На предыдущем уроке мы ответили на эти вопросы. Это – идеалы и ценности.

Таким образом, мы видим, что без положительной ценностной ориентации воля не является гарантиейэтичности, что именно идеал и система ценностей выступают ведущими элементами личной этики. Но нельзя смотреть упрощенно. Одно только знание ценностей без разумного понимания ситуации и воплощения решения тоже не приводят к высокой нравственности. Более того, они, без реализации в действиях, могут разрушить целостность личности. Не осуществляя принятого решения, человек чувствует муки совести и занимается самокопанием, что ведет к подавленности. Поэтому, говоря о высокоэтичном человеке, мы имеем в виду человека, обладающего знаниями в области этики; имеющего свой идеал и внутреннюю систему ценностей, согласующуюся с общечеловеческими ценностями; умеющего реально оценивать ситуацию и принимать оптимальные решения; обладающего достаточной волей, чтобы осуществить намеченное, приносящее выживание и благо максимальному числу людей.

Почему-то в жизни бывает труднее проявлять волю относительно позитивно-созидательных целей, это сопротивляетсянисходящий поток современной общечеловеческой нравственной деградации. Но не надо терятьнадежды, если Вы решили начать восхождение. Просто продолжайте  идти вперед!

3. Чтение и анализ статьи «Воля» (Тестирование на уровень грамотности по ходу проведения занятия).

4. Беседа:

а)  Что такое воля?

б) Почему  без положительной ценностной ориентации воля не является гарантиейэтичности?

5.Посмотрите на видеоряд: В.М.Васнецов. Богатыри.

Микеланджело Буонарроти. Мыслитель.

И.И.Шишкин. Корабельная роща.

А.Я.Осис. Латышские рыбаки.

П.Д.Корин. Александр Невский.

6. Ответьте на вопросы:

а) Чем эти картины привлекли ваше внимание?

б)  Что вы можете сказать о воле каждого из персонажей картин?

7. Задания:

а) Напишите, какова роль в жизни человека такого качество как воля.

б) Приведите три примера проявления воли в безнравственных ситуациях.

в) Приведите три примера проявления воли в позитивном направлении.

г) Обратите, пожалуйста, внимание на окружающих и отметьте 5 ситуаций, в которых они проявили положительно направленную волю.      Какие это имело последствия и что хорошего принесло этим людям? Запишите увиденное.

д) Напишите, в каких ситуациях Вам не хватает силы воли.

е) Напишите, как бы Вы могли с этим справиться.

ж) В каких художественных произведениях звучит эта тема?

8. Написание мини-сочинения «Что такое воля и почему она важна в моей жизни?»

9. Рефлексия.

10. Задание на дом:

а) Напишите, в каких ситуациях Вам не хватает силы воли.

б) Напишите, как бы Вы могли с этим справиться.

в) В каких художественных произведениях звучит эта тема?

Урок « Стойкость»

Цель: познакомить обучающихся с понятием «Стойкость», показать, что вся трудность стойкости в том, чтобы удержать свою позицию и даже укрепить ее, несмотря ни на что; доказать, что затраченные терпение и труд обязательно вознаграждаются чувством удовлетворения, уверенности в себе, самоуважением (чувством собственного достоинства) и спокойной совестью.

Оборудование: текст статьи «Воля», звуковой ряд: С.В.Рахманинов. Прелюдия № 1 (ре минор). Видеоряд: И.К.Айвазовский. Буря.

С.Г.Щербаков. Зло мира. Век ХХ.

И.К.Айвазовский. Девятый вал.

И.К.Айвазовский. Бурный день.

И.К.Айвазовский. Прибой.

Ход урока:

1.Звучит звуковой ряд: С.В.Рахманинов. Прелюдия № 1 (ре минор).

2. Слово учителя: Понятие «воля» во многом связано с понятием «стойкость». Например, чтобы не совершить то, на что тебя толкают или провоцируют другие люди или твои собственные эмоции, надо иметь определенную стойкость, т.е. надо уметь устоять, не потерять своей собственной позиции, конечно, если она есть. Например, Вы легко можете вспомнить одноклассников, которые не поддавались на уговоры прогулять уроки или вместо подготовки к занятиям пойти на пляж, а настойчиво продолжали заниматься и осуществлять свою цель – поступление в институт (можете привести любой другой пример из собственной жизни).

Стойкость – это способность, умение проявлять упорство, твердость, непоколебимость, решительность, силу. Стойкость принято понимать в соотнесении с добром и благом в общечеловеческом смысле. Стойкость довольно полезная способность в современном мире, когда вокруг такое множество соблазнов и нарушений, что появляется ощущение вседозволенности и безнаказанности. Но в проявлении стойкости то же должна быть своя мера. Большое значение здесь имеет разум, оценка ситуации, впрочем, как и в личной этике в целом. Проявление стойкости в неподходящей ситуации может выглядеть глупостью (например, продолжать стоять под обрушивающейся крышей дома), а в других случаях – оборачивается преступлением.

Стойкость требует определенного самоограничения. Она нарабатывается и развивается в течение жизни, когда человек побеждает искушения. Легче тренировать и проявлять стойкость, имея четкий, реальный генеральный план жизни и цель. Конечно, кто-то волен и не иметь достойной, требующей работы и упорства цели, он может сидеть в жизни, как в болоте, и подчиняться своим мимолетным желаниям или воле любого. Но весь фокус стойкости в том, чтобы умудриться удержать свою позицию несмотря ни на что и даже укрепить ее!

При выходе на свободу человек может принять решение вести законопослушную жизнь и не возвращаться в тюрьму. Осуществление этого требует колоссальной стойкости, т.к. сопряжено с огромными трудностями: отсутствием жилья, работы, презрением окружающих. Разумеется, можно уступить соблазну, пойти на поводу у старых "друзей" и украсть то, что другой человек накопил за всю жизнь. Гораздо же труднее направить свой ум и способности на достижение поставленной цели, проявить стойкость, мужественно перенося невзгоды и понемногу приближаясь к своей цели. Но рано или поздно затраченные терпение и труд обязательно вознаграждаются чувством удовлетворения, уверенности в себе, самоуважением и спокойной совестью, что, в конечном итоге, дороже всех богатств мира.

3. Чтение и анализ статьи «Стойкость» (Тестирование на уровень грамотности по ходу проведения занятия).

4. Беседа:

а) Что такое стойкость?

б) Какого самоограничения требует стойкость?

в) Для чего нужна стойкость?

5.Посмотрите на видеоряд: И.К.Айвазовский. Буря.

С.Г.Щербаков. Зло мира. Век ХХ.

И.К.Айвазовский. Девятый вал.

И.К.Айвазовский. Бурный день.

И.К.Айвазовский. Прибой.

6. Ответьте на вопросы:

а) Чем эти картины привлекли ваше внимание?

б) Что Вы можете сказать о стойкости каждого из персонажей картин?

в) Проявляется ли Вы стойкость в чем-либо?

7. Задания:

а) Напишите, чем отличается стойкость от воли.

б) Приведите три примера проявления стойкости.

в) Присмотритесь, пожалуйста, к окружающим Вас людям и отметьте пять примеров проявления стойкости. Сделайте выводы, в чем преимущества проявления стойкости. Запишите, что Вы наблюдали и ваши выводы.

г) Определите, в какой ситуации Вам трудно проявить стойкость.

д) Напишите, как бы Вы могли исправить это.

8. Написание мини-сочинения «Почему мне важно иметь такое качество как стойкость?»

9. Рефлексия.

10. Задание на дом:

а) Сделайте то, что Вы запланировали (повторите такое число раз, которое необходимо, чтобы Вы смогли проявлять стойкость в подобной ситуации), напишите, что Вы сделали, и какой был результат.

б) Напишите, какую выгоду Вы получили, используя стойкость.

в) В каких художественных произведениях звучит эта тема?

Урок «Долг»

Цель: познакомить обучающихся с понятием «Долг», показать, что для осуществления должного человеку часто требуются проявить самоограничение и усилия.

Оборудование: текст статьи «Долг», звуковой ряд: В.-А.Моцарт. Симфония № 40 (1-ая часть).

Видеоряд: И.Мартос. Памятник Минину и Пожарскому.

А.П.Бубнов. Утро на Куликовом поле.

А.П.Ткаченко, С.П.Ткаченко. Между боями.

А.А.Дейнека. Оборона Петрограда.

В.И.Суриков. Переход Суворова через Альпы.

Ход урока :

1. Звучит звуковой ряд: В.-А.Моцарт. Симфония № 40 (1-ая часть).

2. Слово учителя: Категория «долг» очень важна в этике. Долг – это осознание личностью определенных требований, и необходимость их исполнения. В этой категории присутствует знание обязанностей и безусловность их осуществления. Иногда может показаться, что никакой безусловности не существует, что каждый сам создает правила игры под названием жизнь. Такой взгляд, пожалуй, был бы справедливым, если бы во всей вселенной существовали бы только Вы один. Но раз уж Вы живете вместе с другими людьми, то Вы должны выполнять определенную сумму действий, возложенных на Вас сообразно занимаемому Вами положению в обществе. (Разумеется, существует область полной свободы, но об этом мы поговорим позже). Например, ребенок. Его положение в семье и обществе таково, что он, в большинстве случаев, освобожден от необходимости создавать материальные и духовные ценности. Но от него, в свою очередь, ожидается хорошее овладение знаниями и навыками, чтобы суметь продолжить общечеловеческую линию развития. И пока ребенок сам справляется со своими обязанностями, никому и в голову не приходит наказать его. Если же он прекращает выполнение должного, более того, начинает двигаться в противоположную сторону, то родители и окружающие вынуждены вмешаться в его дела, чтобы сохранить свое будущее выживание. То же самое происходит и с осужденными. Раз уж они находятся в заключении, то от них ожидается, что они приложат все свои силы и исправятся. Это и есть безусловное требование для обитателей колоний. А как они это будут делать, когда, какими средствами, в носках или без носков, в одиночку или с друзьями и т.п. – это область проявления их личной свободы, способностей и ума.

Невыполнение должного переживается как вина в укорах совести. Если Вы сможете честно признаться себе в том, какое чувство Вы испытали не выполнив данного своему другу обещания, то Вы легко поймете, как проявляется подобное невыполнение. Речь сейчас не идет об измененииили не изменении отношения к Вам со стороны этого человека, а только о Вашем собственном самочувствии.

Для осуществления должного человеку часто требуются проявить самоограничение и усилия. Например, многие дети вместо самостоятельных занятий хотели бы кататься на качелях или играть в футбол, но, осознавая необходимость подготовки к урокам, ребенок ограничивает себя в количестве часов, проведенных на качелях или на поле. Если он делает это сам, без постороннего вмешательства, то он проявляет самоограничение – способность ограничивать себя, свои желания, эмоции, т.е. его личная этика работает.

Самоограничение во многом связано с самоконтролем. У правонарушителей и преступников контроль, как правило, внешний, который осуществляют родители, учителя, участковые, охранники, режимники, начальники отрядов и т.д. Поэтому, попадая на свободу, чувствуя ее опьяняющий дух, многие бывшие осужденные пропускают момент начала возвращения к преступной практике. В такой ситуации кроме достаточно развитой способности к самоконтролю было бы полезно обладать способностью к самоограничению, без которой невозможно достичь никакой мало-мальски достойной цели. (Разумеется, мы сейчас говорим только об осужденных, принявших решение вести законопослушный образ жизни).

Но осуществление должного без достаточной мотивации и целесообразности для личности есть принуждение и подавление. Поскольку выше всего – свобода выбора самого человека.

Чтобы снять противоречие между должным и желаемым, необходимо в процессе самовоспитания стать высоконравственным человеком и иметь наверху своей иерархии ценностей общечеловеческие ценности. Другими словами, и в этом (в смягчении разрыва «должное – желаемое») личные ценности, основанные на общечеловеческих, являются решающим моментом. Совпадение должного и желаемого – это, конечно, проявление высочайшего уровня нравственности, когда осуществление должного воспринимается личностью как ее свободное волеизъявление. Но, чтобы это было возможно, необходимо целенаправленное, кропотливое нравственное самовоспитание и самосовершенствование.

3. Чтение и анализ статьи «Долг» (Тестирование на уровень грамотности по ходу проведения занятия)

4. Беседа:

а) Что такое долг?

б)  Докажите, что для осуществления должного человеку часто требуются проявить самоограничение и усилия.

в) Для чего нужен долг?

5. Посмотрите на видеоряд: И.Мартос. Памятник Минину и Пожарскому.

А.П.Бубнов. Утро на Куликовом поле.

А.П.Ткаченко, С.П.Ткаченко. Между боями.

А.А.Дейнека. Оборона Петрограда.

В.И.Суриков. Переход Суворова через Альпы.

6. Ответьте на вопросы:

а) Чем эти картины привлекли ваше внимание?

б)  Что вы можете сказать о долге каждого из персонажей картин?

в)  Видели ли Вы сами или в кинофильмах людей, которые проявляли долг по отношению к свои ближним или стране?

7. Задания:

а) Приведите пять примеров проявления долга.

б) Приведите примеры трех ситуаций, в которых полезно было бы проявить самоограничение.

в) Приведите пример ситуации, в которой Вы смогли ограничить себя ради другого человека. Запишите, что Вы сделали, и каков был результат.

г) Приведите пример ситуации, в которой Вы в настоящее время не можете проявить самоограничение.

д) Подумайте, как бы Вы могли исправить такое положение.

8. Написание сочинения-миниатюры «Что такое долг?»

9. Рефлексия.

10. Задание на дом:

а) Выполните то, что вы запланировали.

б) Напишите, пожалуйста, что Вам дало проявление самоограничения.

в) Напишите, пожалуйста, какие существуют у Вас сейчас обязанности, безусловные в исполнении, и перед кем.

г) Напишите, что из этих обязанностей в настоящее время реально выполнить.

д) Напишите, пожалуйста, как Вы можете выполнить любую из этих обязанностей.

е) Выполните то. что вы написали.

ж) В каких художественных произведениях звучит эта тема?

Урок «Толерантность»

Цель: познакомить обучающихся с понятием «толерантность»; показать, что толерантность как этическая ценность, появилась в системе общечеловеческих ценностей в конце 20 века, когда назрел вопрос о необходимости усиления диалога между народами и государствами; научить обучающихся пониманию того, что в окружении существуют люди с другим цветом кожи, другой национальности, другого вероисповедания, но все они являются людьми и у всех есть равные права, поэтому надо признавать этим права.

Оборудование: текст статьи «толерантность», звуковой ряд: П.И.Чайковский "Ноябрь" из цикла "Времена года".

Видеоряд: А.А.Рылов. В голубом просторе.

Клод Моне. Дама в саду.

И.И.Шишкин. Дубы.

И.И.Шишкин. Камни.

А.Е.Архипов. Девушка с кувшином

Ход урока:

1. Звучит звуковой ряд: П.И.Чайковский «Ноябрь» из цикла  «Времена года».

2. Слово учителя: В жизни каждого человека понятия «терпение» и «нетерпимость» имеют большое значение. Вы легко можете вспомнить примеры нетерпимого отношения к Вам, а так же случаи Вашего нетерпимого отношения к другим людям. Согласитесь, что такое поведение не прибавило дружественности и миролюбия. Более того, подобная агрессивность не помогла решить ни одной проблемы, а только разрушила отношения. Умение позволять другим людям быть другими, умение позволять им поступать сообразно своим представлениям о приемлемом поведении, разумеется, до тех пор, пока это не разрушает основы социума и других людей, является фактором стабилизации общества и уменьшения агрессии в нем.

К концу двадцатого века человечество пришло, задыхаясь от вражды, насилия и кровопролития. Посмотрите на историюцивилизаций: разделение на своих и чужих, на правоверных и неверных, религиозные войны, гонения и истребление людей, имеющих свой взгляд на мир, свое мироощущение. Посмотрите на историю государств: предательства, перевороты, агрессия, неприятие другого, думающего, поступающего не так как принято и потому не просто презираемого, но и подвергающегося враждебному насилию, а зачастую и уничтожению. Посмотрите на  жизни людей и их семей: неприятие мнений другого, отличных от своих, стремление заставить другого делать так и то, что хочешь сам, грубость, враждебность. Вы думаете, что это беспочвенные фантазии? Тогда посмотрите политические дебаты по телевизору. Или вспомните, как родители и учителя ожесточенно переучивают левшу, или как дети преследуют рыжеволосых или «очкариков». Конечно, есть действия и идеи, которые разрушаютблагополучие общества и человека и не могут приветствоваться. Например, как можно оставаться терпимым к предательству или фашизму? Но речь сейчас не об этом, а об умении относиться без вражды к чужому мнению, вероисповеданию, взглядам, поведению, к тому, что просто другое, отличное от твоего, что не несет разрушения, превышающего созидание. Нетерпимость может проявляться в оскорблениях, насмешках, обвинениях и притеснениях «чужаков» и т.п.

Толерантность как этическая ценность появилась в системе общечеловеческих ценностей в конце 20 века, когда назрел вопрос о необходимости усиления диалога между народами и государствами. Тогда стало ясно, что, подчеркивая особенное, нельзя прийти к общению и сотрудничеству. У человечества много проблем, которые решаются  только на надгосударственном, надконфессиональном уровне. Например: потепление климата Земли и возможность тепловой смерти всего человечества, проблема иссякаемости природных ресурсов, неизлечимые болезни, наркомафия и т.п. Это те проблемы, при решении которых не важно, какого цвета у тебя волосы или ботинки, ходишь ли ты в мечеть или храм, пишешь ли ты левой или правой рукой. Важнее широта твоего мировоззрения, глубина знаний, компетентность, цельность и этичность. Конечно, за любым человеком остается его право отстаивать свое мнение или интересы. Весь вопрос в отсутствии враждебности к человеку только потому, что он не похож на тебя, и признании его права иметь свое мнение и поступать сообразно ему.

3. Чтение и анализ статьи «Толерантность» (Тестирование на уровень грамотности по ходу проведения занятия).

4. Беседа:

а) Что такое толерантность ?

б) Почему  толерантность как этическая ценность появилась в системе общечеловеческих ценностей в конце 20 века?

в) Почему важно проявлять толерантность?

г) В чем может проявиться нетерпимость?

5. Посмотрите на видеоряд: А.А.Рылов. В голубом просторе.

Клод Моне. Дама в саду.

И.И.Шишкин. Дубы.

И.И.Шишкин. Камни.

А.Е.Архипов. Девушка с кувшином

6. Ответьте на вопросы:

а) Чем эти картины привлекли ваше внимание?

б) Что Вы можете сказать о каждом персонаже картин?

в) Видели ли Вы в жизни или в фильмах, как кто-то проявлял терпимое отношение к другому человеку, когда тот высказывал свое мнение или имел другой цвет кожи, национальность?

7. Задания:

а) Приведите пять примеров проявления нетерпимости в тех случаях, когда это не продиктовано соображениями целесообразности.

б) Приведите десять примеров проявления толерантности.

в) Посмотрите внимательно вокруг и заметьте три примера проявления толерантности в вашем окружении. Запишите свои наблюдения.

г) Присмотритесь и отметьте то, что какой-нибудь человек делает не так как принято, или высказывает мнения, отличные от других, или отличается чем-то еще. Напишите, что Вы наблюдали.

8. Написание мини-сочинения «Почему толерантность важна в моей жизни?»

9. Рефлексия.

10. Задание на дом:

а) Напишите, что не мешает общему выживанию, но может вызвать враждебность, агрессивность и непримиримое отношение окружающих.

б) Напишите, как бы Вы могли убедить окружающих проявлять толерантность.

в) Сделайте это (если нужна помощь, то обратитесь к учителю или начальнику отряда).

г) В каких художественных произведениях звучит эта тема?

Урок «Ответственность»

Цель: познакомить обучающихся с понятием «ответственность»; показать, что ответственность является собственной причинностью человека.

Оборудование: текст статьи «Ответственность», звуковой ряд: Э.Григ. "Утро" из сюиты "Пер Гюнт".

Видеоряд: А.Г.Венецианов. На пашне.

И.И.Шишкин. Сосны, освещенные солнцем.

В.А.Тропинин. Кружевница.

Е.В.Вучетич. Воин-освободитель.

В.Д.Поленов. Московский дворик.

Ход урока :

1. Звучит звуковой ряд: Э.Григ. "Утро" из сюиты "Пер Гюнт".

2. Слово учителя: ответственность (как этическое качество человека) – это признание человеком своей причинности; признание того, что именно он вызвал те или иные последствия в своей жизни.

Ответственность проявляется практически во всех действиях человека и считается добродетелью. Более того, именно через действия мы можем судить о наличии этого качества у человека. Если человек не может справиться с собой, если для того, чтобы он хорошо выполнял свои обязанности, необходим постоянный контроль, няньки и вмешательство со стороны, то такой человек не является ответственным.

3. Чтение и анализ статьи «Ответственность» (Тестирование на уровень грамотности по ходу проведения занятия).

4. Беседа:

а) Что такое ответственность ?

б) Почему для человека важно быть причиной?

в) Что дает осознание того, что ты был причиной хороших действий?

5. Посмотрите на видеоряд: А.Г.Венецианов. На пашне.

И.И.Шишкин. Сосны, освещенные солнцем.

В.А.Тропинин. Кружевница.

Е.В.Вучетич. Воин-освободитель.

В.Д.Поленов. Московский дворик.

6. Ответьте на вопросы:

а) Чем эти картины привлекли ваше внимание?

б) Что Вы можете сказать о каждом персонаже картин?

в) В каких художественных произведениях звучит эта тема?

7. Задания:

а) Приведите пять примеров безответственного отношения кого-либо к кому (чему)-либо (когда человек отрицал свою причинной, хотя на самом делесделал это).

б) Приведите пять примеров ответственного отношения кого-либо к чему-либо.

в) Приведите пример вашего ответственного отношения к кому (чему)-либо.

г) Сравните отношение к Вам со стороны окружающих и ваше собственное самочувствие в тех случаях, когда Вы проявляли и не проявляли ответственность. Сделайте выводы и запишите их.

8. Написание мини-сочинение «Нужно ли быть ответственным человеком?»

9. Рефлексия.

10. Задание на дом:

а) Напишите, как Вы могли бы в настоящее время проявить ответственность, т.е. стать причиной в каком-нибудь хорошем действии.

б) Сделайте это. Напишите, что Вы сделали, и какой был результат.

в) Сделайте вывод о том, что Вам дало проявление ответственности (причинности в хорошей деятельности).

Урок «Счастье, гармония, любовь»

Цель: познакомить обучающихся с понятиями «Счастье, гармония, любовь»; показать, что эти состояния необходимы для каждого человека.

Оборудование: текст статьи «Счастье, гармония, любовь».

Счастье.

Звуковой ряд: С.В.Рахманинов «Весенние воды».

Видеоряд: И.И.Левитан. Березовая роща.

И.И.Левитан. Первая зелень. Май.

И.И.Левитан. Март.

Б.М.Кустодиев. Масленица.

К.А.Коровин. За чайным столом.

Гармония.

Звуковой ряд: П.И.Чайковский «Баркарола» из цикла "Времена года".

Видеоряд: И.К.Айвазовский. Вид на Капри.

И.И.Левитан. Весна - большая вода.

И.И.Левитан. Берег Средиземного моря.

И.И.Левитан. Луг на опушке леса.

И.И.Шишкин. Полдень.

Любовь.

Звуковой ряд: Ф.Лист. Ноктюрн № 3 (ля бемоль мажор).

Видеоряд: И.Е.Репин. На дерновой скамье.

А.А.Пластов. Весна.

Ю.И.Пименов. Свадьба на завтрашней улице.

Ф. Ц.- Бюллер. Мать и дитя.

Ход урока:

1.Звучит звуковой ряд:

Звуковой ряд: С.В.Рахманинов «Весенние воды».

2.Слово учителя: Счастье – понятие этики, состояние человека, соответствующее внутренней удовлетворенности своим бытием, полноте и осмысленности жизни. Многие философы с этим состоянием связывают достижение цели, обретение сильно желаемого. Современная учебно-академическая традиция источником счастья называет полноту проявления физических и духовных сил человека. А главным его стержнем – творчество в любой сфере. Нас же счастье интересует с точки зрения личной этики. Исходя из определения личной этики, счастье (или его противоположность горе) есть состояние, являющееся показателем соответствия (несоответствия) идеала и поступков. Или Вы считаете, что человек, нарушающий правила игры под названием «Жизнь», не испытывает подавленности, нервозности, страха, что он счастлив, спокоен, уверен, деятелен? Тогда посмотрите внимательнее вокруг!

Состоянию счастья очень способствует чувство самоуважения, т.е. признание в самом себе положительных качеств. (Не путать с самомнением). Самоуважение человек развивает в себе постепенно, через достижение поставленных полезных целей и проявление при этом добродетелей. Можно испытывать самоуважение от того, что ты смог овладеть новой специальностью, или поборол в себе вредную привычку и т.п.

Бывает, что счастье сопровождается любовью. Любовь – проявление естественной для любого человека симпатии, а точнее высшая степень симпатии. Если посмотреть вокруг, то можно увидеть множество примеров такой любви. Мы испытываем симпатию к небу, к морю, к солнцу, к капелькам росы на траве, к стрекотанию кузнечиков знойным днем, к тысяче живых существ, которые нас окружают.

Как радостная пичужка поет майским утром легко и свободно, так легко и свободно человек проявляетлюбовь, согревая ею все вокруг.

Как горный ручей ласкает тысячелетние валуны, так человек наполняет любовью Вселенную.

Как день побеждает ночь, так любовь открывает дверь в это мир!

3. Чтение и анализ статьи «Счастье, гармония, любовь» (Тестирование на уровень грамотности по ходу проведения занятия).

4. Беседа:

а) Что такое счастье?

б) Как вы понимаете слово «гармония»?

в) Что такое любовь?

5. Посмотрите на видеоряд:

Счастье.

Видеоряд: И.И.Левитан. Березовая роща.

И.И.Левитан. Первая зелень. Май.

И.И.Левитан. Март.

Б.М.Кустодиев. Масленица.

К.А.Коровин. За чайным столом.

Гармония.

Видеоряд: И.К.Айвазовский. Вид на Капри.

И.И.Левитан. Весна - большая вода.

И.И.Левитан. Берег Средиземного моря.

И.И.Левитан. Луг на опушке леса.

И.И.Шишкин. Полдень.

Любовь.

Видеоряд: И.Е.Репин. На дерновой скамье.

А.А.Пластов. Весна.

Ю.И.Пименов. Свадьба на завтрашней улице.

Ф. Ц.- Бюллер. Мать и дитя.

6. Ответьте на вопросы:

а) Чем эти картины привлекли ваше внимание?

б) Что Вы можете сказать о каждом персонаже картин?

в)  В каких художественных произведениях звучит тема счастья, гармонии, любви?

7. Задания:

а) Приведите пять примеров проявления состояния счастья, которые Вы наблюдали, укажите причины его проявления.

б) Приведите пять примеров проявления гармонии в природе, обществе, семье.

в) Напишите, что, по Вашему мнению, лишено гармонии в окружающей Вас обстановке.

г) Напишите, что из этого Вы можете исправить. Как вы будете это делать? Какая помощь Вам нужна?

8. Написание сочинения-миниатюры «Любовь - это…»

9. Рефлексия.

10. Задание на дом:

а) Сделайте то, что Вы запланировали для повышения гармонии в окружении. Напишите, что Вам это дало.

б) Вспомните, пожалуйста, как Вы проявили симпатию к кому(чему)-либо. Напишите об этом. Сделайте вывод о том, что дает человеку проявление симпатии.

в) Посмотрите внимательно вокруг и найдите три примера проявления симпатии. Напишите, что Вы наблюдали.

г) Напишите, как бы Вы могли проявить симпатию в своем окружении или по отношению к своим близким.

д) Сделайте это. Напишите, что Вы сделали, и какой был результат.

е) Сделайте вывод о том, что Вам дало проявление симпатии.

Урок. Изложение с элементами сочинения

Цель: познакомить обучающихся с текстом изложения; развитие умения в письменном виде излагать текст; обобщить знания обучающихся по пройденному материалу.

Оборудование: текст изложения.

Ход урока:

1. Объяснение, что такое «изложение», его характеристики, а также значимость в жизни человека способности излагать текст.

2. Задание: «В чем умение излагать может помочь мне».

3. Прояснение имен, названий и слов, которые будут встречаться в тексте: Д.С.  Мережковский, Ф.М.  Достоевский; Раскольников, старуха процентщица, «Периодическая речь»,  Кеплер и его открытия, Ньютон и его открытия, маляр Николка, мать Раскольникова; теоретическая нагота, критериумом, тоска, частный случай, ось, гордиев узел, презреть, тезисы.

4. Знакомство с содержанием текста.

5. Запись текста:

Д.С. Мережковский. «Достоевский»; отрывок из 3-й части.

Достоевский приводит в связь преступление Раскольникова с современным ему настроением общества и с господствовавшими в эту эпоху идеями. По поводу спора о том, следует ли с нравственной точки зрения оправдать убийство старухи процентщицы ввиду пользы, которую можно принести посредством её денег, автор замечает: «Всё это были самые обыкновенные и самые частые, не раз уже слышанные им, в других только формах и на другие темы, молодые разговоры и мысли». Раскольников участвует в литературном движении эпохи, в которую происходит действие романа, шестидесятых годов… Свои заветные мысли он высказывает в статье «О преступлении», напечатанной в «Периодической речи».

«По-моему, если бы Кеплеровы и Ньютоновы открытия, вследствие каких-нибудь комбинаций, никоим образом не могли бы стать известными людям иначе, как с пожертвованием жизни одного, десяти, ста и так далее человек, мешавших этому открытию или ставших на пути, как препятствие, то Ньютон имел бы право, и даже был бы обязан… устранить этих десять или сто человек, чтобы сделать известными свои открытия всему человечеству». Вот убеждения Раскольникова во всей их резкой, теоретической наготе.

Вопрос этот сводится к другому, более глубокому и важному: что именно является критериумом  добра и зла – наука ли, которая путём открытия неизменных законов определяет общую пользу и, посредством её, даёт оценку наших поступков, или же внутренний голос совести, чувство долга, вложенное в нас самим Творцом, божественный инстинкт, непогрешимый, не нуждающийся в помощи разума? Наука или религия?

Что выше – счастье людей или выполнение законов, предписываемых нашей совестью? Можно ли в частных случаях нарушить нравственные правила для достижения общего блага? Как бороться со злом и насилием – только идеями или идеями и тоже насилием? – в этих вопросах боль и тоска нашего времени, и они составляют главную ось романа Достоевского. Таким образом, это произведение делается воплощением одной из великих болезней современной жизни: это гордиев узел, который разрубить суждено только героям других времён…

В теории существование старухи бесполезно и даже вредно – можно было, по-видимому, так же легко и спокойно зачеркнуть его, как зачёркивают лишние слова в написанной фразе. Но в действительности жизнь никому не нужного существа тысячами невидимых и недоступных анализу нитей оказалась связанною с жизнью людей, совершенно ей чуждых, начиная от маляра Николки и кончая матерью Раскольникова. Значит, не совсем был не прав голос совести, говоривший ему: «Не убий!» – голос сердца, который он презрел с высоты своих отвлечённых теорий; значит, нельзя всецело предаться разуму и логике, решая нравственный вопрос. Оправдание божественного инстинкта сердца, который отрицается гордым и помрачённым рассудком, а не истинным знанием, – вот одна из великих идей романа.

6. Задание6

Изложите основные тезисы фрагмента статьи Д.С. Мережковского. Выполните следующее задание: следом за Ф.М. Достоевским Д.С. Мережковский в своей критической статье на роман «Преступление и наказание» задаётся вопросом: «Можно ли в частных случаях нарушить нравственные правила для достижения общего блага?».  Как отвечает на этот вопрос, по мнению критика, автор романа? Насколько актуален этот вопрос сегодня? Как на него ответили бы Вы?

7. Задание на дом:

Напишите, что Вам дало изучение курса; какие навыки Вы выработали, изучая материал; что изменилось к лучшему в вашей жизни или в вашем самочувствии.


Приложение№4

Уважаемый участник опроса!

(вводное и итоговое анкетирование)

Пожалуйста, ответьте на предлагаемые вопросы (поставив любой значок в соответствующий квадратик). Результаты опроса помогут проанализировать, насколько полезно для осужденных использование новых форм изучения нравственных норм.

Вопросы

Ответы

1

Трудоустроены ли Вы в настоящее время?

 – да  

 – нет

2

Оцените по 10-балльной шкале, насколько для Вас важно соблюдать нравственные нормы в своей жизни

(0 – совершенно не важно, все нарушают нравственные нормы;

10 – очень важно).

0      1     2      3       4       5

6       7        8       9     10

Ваши комментарии (если есть)

3

Оцените по 10-балльной шкале уровень вашей активности в исправлении

(0 – я не участвую в исправлении;

10 – я стараюсь исправиться).

0      1      2       3       4       5

6       7        8       9     10

Ваши комментарии (если есть)

4

Оцените по 10-балльной шкале, насколько часто Вы выступаете с инициативами по улучшению на производстве, в воспитательном процессе и пр.

(0 – никогда – это бесполезно;

10 – я всегда стараюсь улучшить положение дел там, где нахожусь).

0       1      2       3       4       5

6       7        8       9     10

Ваши комментарии (если есть)

5

Оцените по 10-балльной шкале уровень вашего интереса к самообразованию и самовоспитанию (0 – низкий;         10 – высокий).

0      1       2       3       4       5

6       7        8       9     10

Ваши комментарии (если есть)

6

Оцените по 10-балльной шкале, насколько успешно Вы способны добиваться положительных целей

(0 – всегда проигрываю;

10 – всегда добиваюсь того хорошего, что задумал).

0       1       2       3       4       5

6       7        8       9     10

Ваши комментарии (если есть)

7

Оцените по 10-балльной шкале, как часто Вы действуете нравственно (0 – никогда;           10 – всегда).

0       1        2       3      4      5

6       7        8       9     10

Ваши комментарии (если есть)

8

Оцените по 10-балльной шкале, насколько Вы ощущаете себя причиной в жизни

(0 – все происходит по независящим от меня обстоятельствам;

10 – я являюсь полной причиной всего, что происходит в моей жизни).

0       1        2       3       4       5

6       7        8       9     10

Ваши комментарии (если есть)

9

Оцените по 10-балльной шкале, насколько Вы можете проявлять свободу выбора в колонии

(0 – совершенно не могу;     10 – я всегда могу поступать так, как хочу).

0       1       2      3       4       5

6       7        8       9     10

Ваши комментарии (если есть)

10

Оцените по 10-балльной шкале, насколько Вы сами можете определять свои действия

(0 – все происходит по независящим от меня обстоятельствам;

10 – я всегда сам решаю и сам действую так, как решил).

0       1       2     3      4       5

6       7        8       9     10

Ваши комментарии (если есть)

11

Оцените по 10-балльной шкале, насколько другие определяют, руководят вашими действиями

(0 – я сам распоряжаюсь собой;

10 – я вынужден всегда подчиняться решениям других).

0       1        2      3      4       5

6       7        8       9     10

Ваши комментарии (если есть)

12

Оцените по 10-балльной шкале, насколько Вы сами способны приводить свое поведение к правильному

(0 – отрицательное всегда побеждает;

10 – я всегда способен прекратить плохое поведение).

0       1        2       3      4       5

6       7        8       9     10

Ваши комментарии (если есть)

13

Оцените по 10-балльной шкале, насколько Вы сами преодолеваете свои отрицательные проявления

(0 – совершенно не могу;

10 – всегда хорошо контролирую себя и не даю отрицательному проявиться).

0       1        2      3      4       5

6       7        8       9     10

Ваши комментарии (если есть)

Приложение№4

Уважаемый участник опроса!

(промежуточное анкетирование)

Пожалуйста, ответьте на предлагаемые вопросы (поставив любой значок в соответствующий квадратик). Результаты опроса помогут проанализировать, насколько полезно для осужденных использование новых форм изучения нравственных норм.

Вопросы

Ответы

1

Оцените по 10-балльной шкале, насколько для Вас важно соблюдать нравственные нормы в своей жизни

(0 – совершенно не важно, все нарушают нравственные нормы;

10 – очень важно).

0       1        2       3       4       5

6      7        8      9     10

Ваши комментарии (если есть)

2

Оцените по 10-балльной шкале уровень вашей активности в исправлении

(0 – я не участвую в исправлении;

10 – я стараюсь исправиться).

0       1        2       3       4       5

6       7        8       9    10

Ваши комментарии (если есть)

3

Оцените по 10-балльной шкале, насколько часто Вы выступаете с инициативами по улучшению на производстве, в воспитательном процессе и пр.

(0 – никогда – это бесполезно;

10 – я всегда стараюсь улучшить положение дел там, где нахожусь).

0       1        2       3       4       5

6       7        8       9    10Ваши комментарии (если есть)

4

Оцените по 10-балльной шкале уровень вашего интереса к самообразованию и самовоспитанию (0 – низкий;         10 – высокий).

0       1        2       3       4       5

6       7        8      9     10

Ваши комментарии (если есть)

5

Оцените по 10-балльной шкале, насколько Вы ощущаете себя причиной в жизни

(0 – все происходит по независящим от меня обстоятельствам;

10 – я являюсь полной причиной всего, что происходит в моей жизни).

0       1        2       3       4       5

6       7        8     9     10

Ваши комментарии (если есть)


[2] Антонян Ю.М., Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Личность преступника – СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004. – 366 с.

[3]Строева Г.В. Интеллектуально-этическое развитие личности осужденного в процессе дополнительного образования в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы. Дис. … канд. пед. наук. – М.: Академия Управления МВД России, 2002. – 203 с.

[4] Антонян Ю.М., Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Личность преступника – СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004. – С. 28.

[6] Механическая память – запоминание несвязанных между собой в логически-смысловом отношении элементов. Механический, в свою очередь – «производимый, действующий без участия сознания; машинальный» [Большой толковый словарь: 539].

[7] Рон Хаббард (1911-1986) – известный американский писатель и ученый, путешественник и исследователь, просветитель, гуманист и философ. Одним из его вкладов в позитивное развитие человечества были разработки в области реабилитации преступников, которые в дальнейшем легли в основу хорошо зарекомендовавшей себя международной программы «Криминон» (нет преступности).

[8] Руководство по основам обучения / основано на работах Л.Р. Хаббарда. – М.:EffectiveEducationPablishin, Inc., 2007. – С. 64.

[9] Аристотель (384 до н.э. – 322 до н.э.) - древнегреческий ученый, философ, учитель полководца Александра Македонского.

[10] Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1998. - С. 96.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»

Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...

Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.

Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...