Урок-презентация по русскому языку "Употребление имен прилагательных в речи"(6 класс).
презентация к уроку по русскому языку (6 класс) по теме

Вахидова Татьяна Анатольевна

Урок носит обучающий, воспитывающий и развивающий характер, отличается разнообразием приемов, типов заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentaciya_pril.pptx555.56 КБ
Файл urok_6_klass_prilag.docx21.26 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Употребление имен прилагательных в речи Т.А. Вахидова, учитель русского языка и литературы Панского филиала МОУ Заворонежская СОШ

Слайд 2

Цели нашего урока: Определить роль……. Научиться применять….. Учиться………………….свои ответы. Воспитывать……………. к родному языку .

Слайд 3

У реки стоит дом.

Слайд 4

Лингвистический эксперимент Текст 1. С утра небо ясно; заря не пылает пожаром: она разливается румянцем. Солнце мирно всплывает под тучкой, свежо просияет и погрузится в туман… Текст 2. С самого раннего утра небо ясно ; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце - не огнистое , не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое , как перед бурей, но светлое и приветливо-лучезарное - мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман. И.С.Тургенев " Бежин луг"

Слайд 5

Комплексный анализ текста Над глубокими свежими снегами огромное и удивительно нежное небо. Такие яркие радостные краски бывают только по утрам. Особенно хороши они над свежим снегом и зелёным бором. (И.Бунин)

Слайд 6

Эпитет – художественное (образное) определение. Это самое красочное, самое меткое, самое свежее, самое нужное слово, которое выбирает писатель, изображая уже известный нам предмет. Эпитеты образно характеризуют предмет.

Слайд 8

1) Сквозь____________ туманы Проб.. рается луна На ___________п ..ляны Льет печально свет она. 2) ____________ пора! Очей оч .. рованье ! Приятна мне твоя__________краса – Люблю я __________природы ув .. данье , В б.. грец и золото одетые леса… Вспомни и допиши эпитет

Слайд 9

Проверь себя 1 ) Сквозь волнистые туманы Проб и рается луна, На печальные п о ляны Льет печально свет она. 2) Унылая пора! Очей оч а рованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы ув я данье, В б а грец и в золото одетые леса …

Слайд 10

И. Э. Грабарь «Зимний пейзаж»

Слайд 11

Словарная работа л а зóревый – л и лóвый – с а пфúровый – к о рá лл овый –

Слайд 12

Творческая работа В природе творилось нечто необычное. Казалось, что она праздновала небывалый праздник, - праздник …. неба, …. берёз, …. веток и … теней на …. снегу.

Слайд 13

В природе творилось нечто необычное. Казалось, что она праздновала небывалый праздник, - праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу.

Слайд 14

Подведение итогов. Рефлексия. Сегодня на уроке я научился ……….. Ещё я понял , что прилагательные необходимы в речи, потому что они ….. Мне понравилось сегодня на уроке…..

Слайд 15

Домашнее задание: Выписать из художественного текста 3 предложения с именами прилагательными, обозначить их род, число, падеж. Написать сочинение-миниатюру на тему «Зимняя сказка», используя эпитеты.



Предварительный просмотр:

«Употребление имен прилагательных в речи»

Цели урока:

Обучающие

Формирование умения определять роль прилагательных в тексте, речи;

Совершенствование умения работать с художественным образом, изобразительными средствами языка.

Развивающие

Развитие эмоционального восприятия слова, художественного текста, мышления, творческого воображения;

Развитие устной и письменной речи учащихся.

Воспитательные

Формирование духовно развитой личности;

Формирование интереса к родному языку, его богатству, желания пользоваться средствами выразительности, говорить красиво и образно.

Оборудование: экран, медиапроектор, карточки.

Ход урока

  1. Оргмомент (слайд 1).

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня у нас интересная тема. Интересная потому, что мы изучаем интересную и удивительную часть речи – имя прилагательное.

Я – часть речи интересная,

Широко в миру известная:

Опишу любой предмет –

В этом равных со мной нет.

Речь со мною выразительна,

И точна и удивительна.

Чтоб красиво говорить,

Мною нужно дорожить.

Ребята, в своей речи мы используем много слов. С помощью существительных называем окружающие нас предметы и явления, глаголом выражаем действия. Но человек стремится не только дать предметам названия, но и показать его свойства и признаки.

Давайте подумаем, что мы должны сделать в течение урока?

Каких результатов достичь? Дополните начало моих предложений (слайд 2).

  1. Вопросы:

- что называется прилагательным?

- что обозначает прилагательное?

- какие признаки предметов обозначают прилагательные? (Цвет, форму, размер и т.д.)

- для чего нужны прилагательные?

3. Синтаксическая разминка (слайд 3).

Обратите внимание на картину. Какие вопросы мне задаст 6 класс? (У какой реки? Какой (чей) дом?).

Распространите предложение (У реки стоит дом), используя прилагательные. Сделайте синтаксический разбор предложения.

4 Лингвистический эксперимент(слайд 4).

-Представьте себе что в нашей речи нет прилагательных. Изменился бы наш язык?

Прочитайте тексты, сравните.

Текст 1.

С утра небо ясно; Заря не пылает пожаром: она разливается румянцем. Солнце мирно всплывает под тучкой, свежо просияет и погрузится в туман..

Текст 2.

С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце – не огнистое, не раскаленное, как во время зной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветливо-лучезарное, мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в ее лиловый туман. (И.С. Тургенев «Бежин луг»).

-Какое описание утра более приветливое и красивое? Почему?

-Что помогает Тургеневу сделать утро таким привлекательным? (наличие большого числа прилагательных).

-Итак, в чем мы убедились в результате лингвистического эксперимента? Что узнали? (Имена прилагательные украшают нашу речь, делают ее более образной и привлекательной).

-Что меняется в нашей речи с появлением прилагательных?(речь становится точной, выразительной, образной).

5. Комплексный анализ текста (Слайд 5).

Наш урок сегодня мы посвящаем природе. Природа обогащает нас духовно, доставляет нам радость своей красотой и является источником творческого вдохновения. Так как мы говорим сегодня о прекрасном, ваша задача: красиво мыслить, отвечать ясно и полно и активно работать.

Текст.

Над глубокими свежими снегами огромное и удивительно нежное небо. Такие яркие радостные краски бывают только по утрам. Особенно хороши они над свежим снегом и зеленым бором. (И.А. Бунин)

Задания к тексту:

1.К какому стилю относится этот текст?(Художественному).

2.Тип речи – описание, повествование, рассуждение?

3. Какую картину автор рисует в тексте? (образную картину зимнего утра)

4. Какие слова нам помогают ярче представить эту картину?

5. Какие слова выражают отношение автора к увиденному? Какой частью речи они являются?

6. Выпишите словосочетания с прилагательными.

6. Введение термина. Эпитет. (Слайд 6).

Наша речь без прилагательных была бы похожа на картину, написанную серой краской. Прилагательные позволяют передать красоту и разнообразие окружающего мира. Они придают речи точность, меткость, выразительность, образность, яркость, настроение.

- Употребление каких имен прилагательных придает речи особую выразительность?

- Какие прилагательные являются средствами выразительности? (прилагательные-эпитеты).

Эпитет – художественное(образное) определение. Это самое красочное, самое меткое, самое свежее, самое нужное слово, которое выбирает писатель, изображая уже известный нам предмет. Эпитеты образно характеризуют предмет.

-По меткому выражению критика 19 века Боткина, эпитеты обладают способностью «озарять предметы». Как вы понимаете это выражение?

7. Проверка домашнего задания (слайд 7).

Посмотрим, как меткими, озаряющими словами пользовался А.С. Пушкин.

А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный  лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит

- О чем это стихотворение? ( о природе ).

- Какие эпитеты к слову снег употребляет Пушкин в своих произведениях?

 Прочтите отрывки, назовите эпитеты.

Какие эпитеты вы подобрали бы к слову снег?

8. Вспомни и допиши эпитет. (слайд 8).

Вспомни строчки пушкинских стихотворений. Перепишите. Вставьте пропущенные буквы ,прилагательные- эпитеты:

  1. Сквозь___________туманы

      Проб…рается луна

     На_______________п…ляны

     Льёт п…чально свет она.

     2)_______пора!Очей очарованье!

     Приятна мне твоя_______краса-

     Люблю я __________природы увяданье,

     В багрец и золото одетые леса.

Проверьте себя(слайд9) (Ребята проверяют выполненное задание).

-Какую роль в поэтическом тексте выполняют прилагательные-эпитеты?

(прилагательные-эпитеты в предложении выполняют роль определений и употребляются в составе поэтических обращений).

9.Словарная работа(слайд10.)

-Мы продолжаем наш разговор о природе. И из мира художественного слова перенесемся в мир изобразительного искусства.

Перед вами репродукция картины Игоря Эммануиловича Грабаря «Зимний пейзаж».

-Как вы думаете, какое время суток изобразил художник?

-В чем сходство между пейзажем, описанном в тексте и на картине ?

10. Словарная работа(слайд11).

-Запишите новые слова.

Лазоревый, лиловый, сапфировый, коралловый.

Вспомните, какими способами можно дать лексическое толкование слову?

(Работа с толковыми словарями).

-Запишите к каждому слову синоним. Что называется синонимами?

11. Творческая работа (слайд12).

Вставьте в предложения прилагательные, используя новые слова, чтобы получилось описание картины.

В природе творилось нечто необычное. Казалось, что она праздновала небывалый праздник, -праздник… неба, … берёз, … веток и … теней на …снегу.

Проверка(слайд13).

12. Синквейн. Составьте синквейн на тему прилагательное.

Чтение синквейна (выборочно).

13.Подведение итогов, рефлексия (слайд14).

Чтобы рассказать об удивительном и запоминающемся, нам нужны слова – имена прилагательные. Послушаем, о себе говорит эта часть речи.

Я слово замечательное,-

Сказало прилагательное,-

Я равного себе не знаю:

Я признаки обозначаю.

Без признаков предмета нет-

Об этом знает целый свет.

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь.

(Без имён прилагательных наша речь не могла бы быть точной и меткой. А в русском языке слов этой части речи очень много. Учёные установили, что по количеству употребляемых в речи слов имена прилагательные занимают третье место после существительных и глаголов.)

-Над какой темой мы работали на уроке? ( Употребление имён прилагательных в речи)

-Работая над темой, что нового вы узнали?

Подведём итоги. Вместе сделаем это, продолжив предложения.

Сегодня на уроке я научился…

Ещё я понял, что прилагательные необходимы речи , потому что они…

Мне понравилось сегодня на уроке…

14.Домашнее задание( слайд15).

Большое спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция учебного занятия «Роль имен прилагательных в речи» (урок-мастерская по русскому языку в 5 классе)

Проведение уроков по русскому языку в технологии «Педагогическая мастерская» обеспечивает реализацию основных положений ФГОС основного общего образования: деятельностный подход в обучении, развитие тв...

Употребление имен прилагательных в речи 6 класс

Урок русского языка в 6 классе по теме «Употребление имен прилагательных в речи». С какой целью мы употребляем имена прилагательные? В чем проявляются изобразительные возможности этой части речи? – во...

Урок русского языка на тему: "Употребление имен прилагательных в речи"

Тема урока : «Употребление имён прилагательных в речи» Цели:     1) дать представление о роли имен прилагательных в речи; развивать умения распознавать роль имен прилагательны...

Урок русского языка в 6 классе по теме: «Употребление имен прилагательных в речи»

  Наша речь без прилагательных была бы менее яркой, выразительной, менее оценивающей. О роли прилагательных в речи, о правилах их употребления мы будем говорить на уроке....