Повторение изученного о глаголе. 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Урок-соревнование по теме "Повторение изученного о глаголе в 5 классе. Знаете ли вы вид и спряжение глаголов?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon povtorenie_izuchennogo_o_glagole.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: "Повторение изученного о глаголе в 5 классе"

             Знаете ли вы вид и спряжение глаголов?

Цель: повторить постоянные морфологические признаки глагола; закрепить умение отличать глаголы от других частей речи; повторить правописание личных окончаний глаголов; воспитывать умение работать в группе, развивать коммуникативные способности учащихся.

Оборудование: сводная таблица для подсчета баллов, перфокарты, сигнальные карточки, кроссворды, «ромашка» (игра «Ромашка»), аудиозапись сказки о глаголах-исключениях, карточки для индивидуальной работы.

                                              Ход урока.

I. Вступительное слово учителя.

     Наш урок пройдет в  форме соревнования. Состязаться будут три команды:  "Глагольчики", "Друзья", "Умельцы".

Оценивать работу команд будет жюри. Его состав: ………………..

Оцениваются задания по пятибалльной системе. Баллы  заносятся в таблицу.

На каждом столе подготовлен материал, используемый по мере необходимости.

II. Итак, начинаем игру, сначала - разминка.

Прочтите и запишите эпиграф – отрывок из стихотворения Людмилы Татьяничевой «Глагол».

Он энергичен, многолик.

Глагол,

Он действовать привык.

Необходим он – Вот в чем соль.

Я говорю ему:

- Глаголь!

Как автор характеризует слова-глаголы?

Объясните разницу между словами глагол и глаголь.

Молодцы! Переходим к заданиям основной части нашего соревнования.

1.   Вопрос 1-ой команде:

- Назовите постоянные морфологические признаки глагола.

Вопрос 2-ой команде:

- На какие вопросы отвечают глаголы совершенного вида?

Вопрос 3-ей команде:

- На какие вопросы отвечают глаголы несовершенного вида?

2. Работа с перфокартой: укажите, какого вида следующие глаголы;

1. Расти                                               6. Положить

2. Преодолеть                                    7. Кричать

3. Брать                                               8. Выкрикнуть

4. Взять                                                9. Кольнуть

5. Класть                                            10. Преодолевать.

Ряд А - глаголы несовершенного вида

Ряд Б - глаголы совершенного вида.    (Самопроверка).

3. В моем саду выросла ромашка, совсем не простая. На каждом ее  лепестке дано задание, которое мы должны выполнить.

1) Вопрос первой команде: (игра "Ромашка")

Как определить спряжение глаголов?

4. А теперь отправимся в сказку.

(Звучит сказка о глаголах-исключениях).

Какая команда быстрей напишет глаголы-исключения! (Игра "Кто быстрей").

2) Игра "Заказ"

На каждой карточке записан глагол в неопределенной форме. Вы должны разложить эти карточки в два конверта: в 1-ый - карточки с глаголами 1 спряжения, во 2-ой - с глаголами 2-го спряжения.

3) Конкурс капитанов.

На доске записаны фразеологизмы. Вы должны разъяснить их значение, подбирая глаголы, близкие по смыслу; определить вид и спряжение глаголов.

1. Водить за нос

2. Держать язык за зубами

3. Зарубить на носу.

           4) Вопрос второй команде: (игра "Ромашка")

Какие личные окончания имеют глаголы 1 и 2 спряжения?

           5) Отгадать кроссворд.

При заполнении следует обратить внимание на то,  что мы живем в местности, богатой диалектными особенностями. Так, в кубанских говорах происходит смягчение окончания в формах 3-го лица (скажуть). Будьте внимательны.

          6) Вопрос третьей команде: (игра "Ромашка")

Расскажите о последовательности действий при определении безударных гласных в личных окончаниях глаголов.

          7) Вставить пропущенные буквы, определить вид и спряжение глаголов, объяснить подчеркнутые орфограммы:

1. Плывешь по реке - следуй ее изгибам, входишь в дом - следуй его обычаям.

2. Скажешь - не воротишь; напишешь - не сотрешь; отрубишь - не приставишь.

3. Как аукнется, так и откликнется.

5. Устный диктант.

Я читаю предложения, а вы поднимаете карточки с буквой Е или И в зависимости от правописания окончания глаголов.

1. Правдой мир держится. 2. Без ветра и трава не колышется. 3. Мягко стелет, да жестко спать. 4. Доброе дело само себя хвалит. 5. Пустая мельница и без ветру мелет.

6. Я предлагаю вам игру "Четвертое лишнее".

Найдите лишнее слово в каждой группе и подчеркните его.

        1.        Просить, дышать, пилить, похвалить.

2.        Обидеть, держать, гнать, любить.

 3.        Работать, сеять, копать, носить.

4.        Дремлет, строит, гонит, дышит.

7. Сколько орфографических ошибок допустил ученик в диктанте?

          1. Раньше посеиш - больше возьмем.

          2. Станишь учится - в жизни пригодишься.

111. Прошу ответить на вопрос: Что мы повторили на уроке?

8. А какую роль могут играть глаголы в тексте? Опишите пробуждение природы от зимнего сна.  Могли бы вы поделиться своими наблюдениями?

1V. Пока жюри подводит итоги соревнования, я объясню домашнее задание: 1) карточки различной степени сложности; 2) подготовить материал для объяснительного диктанта  

(10 слов) - дополнительное задание для повышения оценки.

V. Подведение итогов игры. Награждение команд, лучших учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Глагол. Урок в 6 классе. Повторение изученного в 5 классе

Разноплановые задания, в том числе и в виде тестовых заданий,помогут  вспомнить материал по теме "Глагол"...

Урок русского языка в 6 классе." Глагол как часть речи. Повторение изученного в 5 классе."

Урок русского языка в 6 классе по теме " Глагол. Повторение изученного в 5 классе." Это первый урок по теме "Глагол"....

Урок русского языка в 6 классе "Глагол. Повторение изученного в 5 классе"

Данный материал можно использовать на первом уроке при изучении темы "Глагол" в 6 классе или при закреплении темы "Глагол" в 5 классе....

6 класс русский язык Тесты "Повторение изученного о глаголе в 1-5 классах" и "Разряды местоимений"

Данные тесты расчитаны не на целый урок и помогут быстро проверить необходимые знания учащихся...

«Глагол. Повторение изученного в V классе». Урок в 6 классе

Тема моего урока «Глагол. Повторение изученного в V классе»Цель рока: повторить и закрепить знания учащихся о глаголе как о части речи, формировать умения распознавать морф признаки глагол...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 6 классе. Глагол. Повторение изученного в 5 классе.

Цели урока:   1.Образовательные:  повторить и обобщить пройденное  по теме «Глагол», формировать знания учащихся о том, как изменяются глаголы; знать, что об...