Обобщение материала по теме «Звуки и буквы»
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Цой (Джурик) Ксения Петровна

Урок русской речи в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx17.23 КБ
Office presentation icon zvuki_i_bukvy.ppt2.71 МБ
Package icon kartinki_urok.zip2.9 МБ
Файл avtobusnaya_ostanovka.docx11.88 КБ
Файл marshrutnyy_list.docx13.03 КБ
Файл ocenochnyy_list.docx10.99 КБ
Файл plan_foneticheskogo_razbora.docx12.31 КБ

Предварительный просмотр:

Класс 5

Урок  28

Тема: Что мы знаем о сказках. Обобщение материала по теме «Звуки и буквы». Фонетический разбор.

Цель: Закрепление знаний учащихся о фонетике.

Задачи:

Организовать деятельность учащихся с целью закрепления знаний о разделе науки о языке - фонетике.

Способствовать развитию умений фонетического анализа слова.

Осуществлять эстетическое воспитание учащихся.

Тип урока: комбинированный.

План.

  1. Оргмомент.
  2. Сообщение нового материала.
  3. Творческая работа с элементами закрепления.
  4. Разминка.
  5. Подведение итогов.
  6. Организация домашнего задания.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

Приветствие. Подготовка класса к уроку.

Игра «Круг радости»

Выдача капитанам команды оценочных листов.

  1. Сообщение нового материала.
  1. Работа с художественным текстом
  1. Прослушать песню (видео «Зимняя сказка»)
  2. Вставить пропущенные слова, пользуясь словами для справок
  3. Озаглавить

Зимняя _________________

Тихо, тихо _________ напевая,
Проплывает в сумерках ________,
Теплым одеялом укрывая
Землю и ________, и ________.

Над полями легкий __________ кружится,
Словно ____________ падают с небес.
Опустив мохнатые _________________,
Дремлет в тишине ______________ лес.

Спят на елках ___________ совы,
В _______________ сиянии луны.
На опушке леса спят ________,
Как большие ___________ слоны.

Все меняет форму и ____________,
Гасят окна ___________ дома,
И зима, расcказывая  ____________,
Засыпает ______________ сама...
И зима, расcказывая ____________,
______________ медленно сама.

Слова для справок:

Сказку, зима, деревья, дома, снег, звезды, ресницы, дремучий, золотые, сказочном, сугробы, белые, окраску, сонные, сказку, медленно.

  1. Чтение и проверка полученного текста.
  2. Беседа:

- Как вы озаглавили текст этой песни? (Зимняя сказка)

 - А что такое сказка?

 - Какие существуют сказки?

 - С какой сказкой мы знакомились?

 - Какая это сказка?

 - Кто является автором русской народной сказки?

 - Назовите свои любимые сказки.

  1. Сообщение темы урока.

Фонетический разбор

На доску выводится план фонетического разбора слова

  1. Запиши слово=» поставь ударение=» определи количество слогов=» охарактеризуй звуки (гласные: ударные или безударные; согласные: звонкие или глухие, твердые или мягкие) =» определи количество букв и звуков (презентация).
  2. Фонетический разбор слова (презентация)

 СКАЗКА – СКА`З – КА – 2 слога

С [С] – согласный, глухой, твердый;

К [К] – согласный, глухой, твердый;

А [А] – гласный, ударный;

З [С] – согласный, глухой, твердый;

К [К] – согласный, глухой, твердый;

А [А] – гласный, безударный.


6 букв, 6 звуков

  1. Творческая работа с элементами закрепления.

А. Работа с капитанами групп.

Учащимся выдаются конверты с картинками, лист бумаги формата А3, фломастеры, клей, маршрутный лист, на котором указан порядок выполнения заданий.

Б. Работа капитанов со своими группами.

Капитаны команд объясняют своим товарищам задание, распределяют роли в группе.

В. Пояснение учителем задания.

  1. Наклеить картинки;
  2. Составить предложения с предложенными словами;
  3. Передать свою работу по часовой стрелке;
  4. Рассмотреть рисунок, прочитать предложение, написать продолжение, используя слова, которые не были применены, обменяться работами. Продолжать до тех пор, пока начальная работа не вернется к вам.
  5. Озаглавить сказку.
  6. Подчеркнуть и назвать слова, в которых есть только твердые, мягкие согласные, слова с согласными, которые не обозначают звуков, слова с гласными, которые обозначают 2 звука (по группам)

Г. Сделать фонетический разбор слова, которое изначально определено учителем.

Д. Обменяться работами, проверить (интерактивная доска).

Е. Выставление оценок, возвращение работ.

Ж. Автобусная остановка.

  1. Что такое сказка? Что вы знаете о сказках?
  2. Перечислите сказки русского народа.
  3. Назовите парные согласные  по звонкости и глухости, твердости и мягкости.
  4. Сделать фонетический разбор слова СКАЗОЧНЫЙ.

  1. Разминка.

Песенка «Алфавит»

  1. Подведение итогов.

Выступление спикеров

Слово учителя

Рефлексия (видео «Сказки гуляют по свету»)

  1. Что нового узнали на уроке?
  2. Какие были трудности?
  3. Самооценка.
  1. Организация домашнего задания.

Подготовиться к контрольному диктанту.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Цели урока: научиться четко разграничивать звуки и буквы; анализировать звуки речи; закрепить знания о понятии «сказка».

Слайд 2

Проверим! Тихо, тихо, сказку напевая, Проплывает в сумерках зима , Теплым одеялом укрывая Землю и деревья, и дома . Над полями легкий снег кружится, Словно звезды падают с небес. Опустив мохнатые ресницы , Дремлет в тишине дремучий лес. Спят на елках золотые совы, В сказочном сиянии луны. На опушке леса спят сугробы , Как большие белые слоны. Все меняет форму и окраску , Гасят окна сонные дома, И зима, рассказывая сказку , Засыпает медленно сама... И зима, рассказывая сказку, Засыпает медленно сама. Проверим!

Слайд 3

СКАЗКА – СКА`З – КА – 2 слога С [С] – согласный, глухой, твердый; К [К] – согласный, глухой, твердый; А [А] – гласный, ударный; З [С] – согласный, глухой, твердый; К [К] – согласный, глухой, твердый; А [А] – гласный, безударный. -------------------------------------- 6 букв, 6 звуков План фонетического разбора Запиши слово Поставь ударение Определи количество слогов Охарактеризуй звуки (гласные: ударные или безударные; согласные: звонкие или глухие, твердые или мягкие) Определи количество букв и звуков Фонетический разбор

Слайд 4

Оценка «5» – 1-2ошибки; «4» – 3-5ошибок; «3» – более 5 ошибок.

Слайд 5

Проверим! Выпускно`й – вы-пуск-ной – 3 слога В [В] – согл.,звонк.,тверд.; Ы [Ы] – гласн.,безуд.; П [П] – согл.,глух.,тверд.; У [У] – гласн.,безуд.; С [С] – согл.,глух.,тверд.; К [К] – согл.,глух.,тверд.; Н [Н] – согл.,звонк.,тверд.; О [О] – гласн.,ударн.; Й [Й] – согл.,звонк.,мягк. _______________________ 9букв, 9 звуков Погоди` - по-го-ди – 3 слога П [П] – согл.,глух.,тверд.; О [А] – гласн.,безуд.; Г [Г] – согл.,звонк.,тверд.; О [А] – гласн.,безуд.; Д [Д'] – согл.,звонк.,мягк.; И [И] – гласн.,ударн. ____________________ 6 букв, 6 звуков Проверим!

Слайд 6

Пи`сьма – пись-ма – 2 слога П [П'] – согл.,глух.,мягк.; И [И] – гласн., ударн.; С [С'] – согл.,глух.,мягк.; Ь [ --] – звука не обозначает; М [М] – согл.,звонк., тверд.; А [А] – гласн.,безуд. ___________________ 6 букв, 5 звуков Люби`мые – лю-би-мы-е – 4слога Л [Л'] – согл.,звонк.,мягк.; Ю [У] – гласн.,безуд.; Б [Б'] – согл.,звонк.,мягк.; И [И] – гласн.,ударн.; М [М] – согл.,звонк.,тверд.; Ы [Ы] – гласн.,безуд.; Е - [Й] - согл., звонк., мягк.; [Э] – гласн.,безуд. _________________ 7 букв, 8 звуков Проверим! Проверим!

Слайд 7

Рефлексия Что нового узнали на уроке? Какие были трудности? Самооценка. Спасибо за урок!!!

Слайд 8

Источники http://s60.radikal.ru/i169/0910/b4/365f5a50474f.jpg http://whynotra.moy.su/_nw/34/77282799.jpg http://s59.radikal.ru/i163/0811/73/ad11fb505124.png http://stat16.privet.ru/lr/0b08a3d46ea0846f232dc75cb7941a49 изображений



Предварительный просмотр:

Автобусная остановка

Что такое сказка? Что вы знаете о сказках?

№ группы

Ответ

Автобусная остановка

Какие сказки русского народа вы знаете?

№ группы

Ответ

Автобусная остановка

Назовите парные согласные

по звонкости-глухости, твердости-мягкости

№ группы

Ответ

Автобусная остановка

Сделайте фонетический разбор слова СКАЗОЧНЫЙ

№ группы

Ответ



Предварительный просмотр:

Маршрутный лист

№ задания

Задание

Отметка о выполнении

1

Расположить картинки в необходимом порядке

2

Наклеить картинки

3

Составить предложение с выделенным словом

4

Передать свою работу по часовой стрелке

5

Рассмотреть картинки, прочитать предложение

6

Составить предложение – продолжение сказки

7

Передать работу по часовой стрелке

8

Рассмотреть картинки, прочитать текст

9

Продолжить текст, дополнив его одним предложением

10

Передать работу по часовой стрелке

11

Рассмотреть картинки, прочитать текст

12

Продолжить текст, дополнив его одним предложением

13

Передать работу по часовой стрелке

14

Прочитать текст. Закончить текст, дополнив его, одним предложением.

15

Озаглавить текст

16

Подчеркнуть слова, в которых есть только твердые или только мягкие согласные; буквы, которые не обозначают звуков; гласные, которые обозначают 2 звука

17

Прочитать текст и слова, которые вы подчеркнули



Предварительный просмотр:

Оценочный лист

Фамилия, имя

Работа с песней

Творческая работа

Работа со звуками

Фонетический разбор

Итоговая оценка

Оценщик_____________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

План фонетического разбора

Запиши слово

 Поставь ударение

 Определи количество слогов

 Охарактеризуй звуки

(гласные: ударные или безударные; согласные: звонкие или глухие, твердые или мягкие)

Определи количество букв и звуков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3-  М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знаний Практика под руководством учителя. Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Т

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5-  М№6. Тип урока: Комплексное применение знанийПрактика  под руководством учителя.Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Г...

Тема : «Звуки [Л] [Л`]. Буква Л. 1 класс.

Тема : «Звуки  [Л] [Л`]. Буква Л.1 класс.Цель: 1. Познакомить учащихся с согласными звуками [Л] [Л`] , буквой Л.            2. У...

Логопедическое занятие по теме: "Звуки [З] - [Ж]. Буквы З, Ж."

Занятие разработано для учащихся 3 класса по теме дифференциация звуков [З]-[Ж]....

Конспект коррекционно-развивающей деятельности с детьми подготовительной группы с общим недоразвитием речи третьего уровня Тема: «Звуки «Р-Рь», буква «Р» Образовательная область: речевое развитие

конспект НОД составлен для детей подготовительной группы, речевым диагнозом общее недоразвитие речич третьего уровня. структура НОД соответствует возрасту детей, их диагнозу....