Рабочая программа по русскому языку в 5 классе
рабочая программа по русскому языку (5 класс) по теме

Рабочая программа по русскому языку в 5 классе, 2012-2013 учебный год (учебный комплект под ред. Разумовской)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_v_5_klasse.rar56.09 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел I. Пояснительная записка

 

Рабочая программа  по предмету «Русский язык» для 5класса (далее программа) составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта  общего образования на основе Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык.5-9кл./ авторы  М.М. Разумовская, В.И. Капинос, С.И. Львова, Г.А. Богданова, В.В. Львов. -М.: Дрофа, 2011. При составлении  рабочей программы учтены рекомендации инструктивно-методического письма  «О преподавании предмета «Русский язык» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2012-2013 учебном году»

Даная рабочая программа отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта  и распределяет учебные часы по разделам курса.

Цель: обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью, сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно, правильно и выразительно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.

Задачи:

  1. воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  2. совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  3. освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
  4. формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Основная особенность курса русского языка по данной программе – его ориентация на интенсивное речемыслительное развитие ребенка. Это проявляется, прежде всего, в целенаправленном формировании всех видов речевой деятельности:  умение осмысленно воспринимать устную и письменную речь (слушать и читать), умение правильно, точно, логично и выразительно передавать свои мысли и чувства в письменной и устной форме (говорить и слушать), а также  в развитии врождённого языкового чутья и речемыслительных способностей школьников.  Курс отличается ярко выраженной семантической направленностью в изучении грамматико-орфографического материала, усиленным вниманием к особенностям употребления в речи языковых единиц, к эстетической функции изучаемых явлений языка. Большое внимание уделяется формированию навыков использования справочной литературы, работы  с различными видами лингвистических словарей.

Содержание обучения связной речи (объём знаний и умений) в изложено изолированно, однако предполагается изучение этого раздела параллельно с языковыми темами на протяжении всего учебного года.

Для реализации Рабочей программы используется  учебно-методический  комплект, включающий:

  1. Русский язык.  5кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений/ М.М. Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред.     М.М.   Разумовской, П.А. Леканта.-14-е изд., стереотип.- М.: Дрофа,2007
  2. Никулина М.Ю. Рабочая тетрадь по русскому языку: 5 класс: к учебнику М.М. Разумовской и др. «Русский язык. 5 класс»\М.Ю. Никулина.- М.: Издательство «Экзамен», 2012.
  3. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 5 класс\Сост. Н.В. Егорова.- М.: ВАКО, 2012.

Изменения, внесенные в примерную учебную программу и их обоснование

       Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка в 5 классе 105 часов\. т.е.  3 часа в неделю. Из школьного компонента образовательного учреждения добавлено 3 часа в неделю в целях реализации образовательной программы общеобразовательных учреждений: Русский язык.5-9кл./ авторы  М.М. Разумовская, В.И. Капинос, С.И. Львова, Г.А. Богданова, В.В. Львов. -М.: Дрофа, 2011, которая отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку. Таким образом, рабочая программа составлена на 210 часов (35 учебных недель).  Дополнительные часы (6 часов) добавлены на закрепление и углубление изученного в 5 классе:  разделы «Повторение и обобщение за курс 5 класса»   и  «Речь».

№ урока

Содержание учебного материала

Кол-во часов:

авт. программа

рабочая программа + речь

О языке

3

3+2

Закрепление и углубление изученного в начальных классах

34

34+11

Фонетика, орфография, графика

10

10

Письмо. Орфография

12

12

Слово и его значение. Лексика

3

3

Слово и его строение. Морфемика

4

4

Слово как часть речи. Морфология

5

5

Язык. Правописание

(систематический курс)

Лексика. Словообразование. Орфография

35

35+6

Синтаксис и пунктуация

39

39+11

Морфология. Орфография

49

49+13

Классификация частей речи русского языка (повторение)

1

1

Самостоятельные части речи

Глагол

22

22

Имя существительное

15

15

Имя прилагательное

12

12

Повторение

3

6

Речь

40

43

Итого

204

210

Цель внесённых изменений –   организация работы по подготовке к новой форме государственной итоговой аттестации за курс основной школы и ЕГЭ уже в 5-6 классах общеобразовательной школы, что не только формирует у школьников навык выполнения заданий,  позволяет разносторонне проверять знания учащихся.

Программа реализует идею межпредметных связей при обучении русскому языку, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам.

Аттестация обучающихся по русскому языку в 5 классе будет проходить по следующим формам: контрольный диктант, контрольное тестирование, контрольное изложение, контрольное сочинение.

Общее количество контрольных работ за год

контрольный диктант

6

контрольное тестирование

2

изложение

2

сочинение

2

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса

основной школы по русскому языку

К концу 5 класса учащиеся должны владеть следующими умениями:

речевая деятельность:

аудирование:

  1. понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
  2. выделять основную мысль, структурные части исходного текста;

чтение:

  1. владеть техникой чтения;
  2. выделять в тексте главную и второстепенную информацию;
  3. разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;
  4. отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
  5. владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;
  6. прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;
  7. извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;
  8. правильно расставлять логические ударения, паузы;
  9. выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;

говорение:

  1. доказательно отвечать на вопросы учителя;
  2. подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;
  3. создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;
  4. выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;

письмо:

  1. подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;
  2. создавать письменные высказывания разных типов речи;
  3. составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;
  4. определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;
  5. делить текст на абзацы;
  6. писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного);
  7. пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;
  8. выражать свое отношение к предмету речи;
  9. находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;
  10. подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
  11. использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.);
  12. исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;

фонетика и орфоэпия:

  1. выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику;
  2. различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;
  3. использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова;
  4. находить в художественном тексте явления звукописи;
  5. правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;
  6. работать с орфоэпическим словарем;

графика:

  1. правильно произносить названия букв русского алфавита;
  2. свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;
  3. проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;

морфемика:

  1. выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;
  2. подбирать однокоренные слова с учетом значения слова;
  3. учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;
  4. пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов;
  5. объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;

лексикология и фразеология:

  1. объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);
  2. пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов;
  3. распределять слова на тематические группы;
  4. употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
  5. различать прямое и переносное значение слов;
  6. отличать омонимы от многозначных слов;
  7. подбирать синонимы и антонимы;
  8. выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;
  9. находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении;
  10. владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;
  11. использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;

морфология:

  1. различать части речи;
  2. правильно указывать морфологические признаки имен существительных;
  3. уметь склонять, правильно, уместно и выразительно употреблять имена существительные в роли главных и второстепенных членов, а также в роли обращения;
  4. отличать имя существительное от однокоренных слов других частей речи по совокупности признаков;

орфография:

  1. находить орфограммы в морфемах;
  2. группировать слова по видам орфограмм;
  3. владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;
  4. устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения;

самостоятельно подбирать слова на изученные правила;

синтаксис и пунктуация:

  1. выделять словосочетания в предложении;
  2. определять главное и зависимое слово;
  3. составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;
  4. выделять основы предложений с двумя главными членами;
  5. конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;
  6. характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;
  7. правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений;
  8. составлять простые и сложные предложения изученных видов;
  9. опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами;
  10. находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;
  11. владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;
  12. устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения;
  13. самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.

При осуществлении контроля знаний и умений учащихся используются:

  1. диктант (объяснительный, предупредительный, графический, выборочный, распределительный, «Проверь себя»,  с грамматическим заданием, словарно-орфографический);
  2. тест;
  3. изложение (подробное, выборочное, сжатое);
  4. списывание (осложненное и неосложненное, с условными пояснениями);
  5. сочинение (по данному сюжету, по данному началу, по рисунку);
  6. устное сообщение на лингвистическую тему.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 УРОКОВ   РУССКОГО   ЯЗЫКА   в 5 КЛАССЕ

№ п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки прохожде

ния

Подготовка  

к

ГИА

Примечание

О языке и речи

3+2(р.р)

Зачем человеку нужен язык

1

01.09

п1,3,

ЗСП-1

Зачем человеку нужен язык

1

03.09

п1,4,

ЗСП-2

Что мы знаем о русском языке

1

04.09

п2,6,

ЗСП-3

 Р/Р Что такое речь

1

05.09

п3,7

 Р/Р Речь монологическая и диалогическая. Речь устная и письменная

1

06.09

п4,9

Закрепление и углубление изученного в начальных классах

34+11(р.р)

Фонетика. Орфоэпия. Графика

10

Предмет изучения фонетики. Звуки речи

1

07.09

1.1

п27 ЗСП-8

Гласные ударные и безударные.  Согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие

1

08.09

1.2

П28

 Слог, ударение

1

10.09

1.2

п29,

 Фонетический разбор слова. Элементарные сведения о транскрипции

1

11.09

1.2

П7

Предмет изучения орфоэпии. Основные правила произношения звуков речи: ударных и безударных гласных; согласных звуков

1

12.09

п30,

31,

ЗСП-8,9

Предмет изучения графики. Алфавит. Правильное название букв алфавита

1

13.09

Соотношение звуков и букв. Звуковое значение букв е, ё, ю, я

1

14.09

П6

Знакомство с орфоэпическим словарём и его использование. Орфоэпический разбор

1

15.09

П31

Контрольное тестирование по теме: «Фонетика. Орфоэпия. Графика»

1

17.09

№1

МР стр.29

 Анализ контрольного тестирования по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика»

1

18.09

Текст

7(р.р)

 Р/Р Что такое текст (повторение)

1

19.09

8.1

п8

Р/Р Тема текста

1

20.09

8.1

п9

Р/Р Обучающее сочинение

1

21.09

Упр.40.

Р/Р Анализ обучающего сочинения

1

22.09

Упр

41

(42),

 Р/Р Основная мысль текста

1

24.09

п10

 Р/Р Контрольное сочинение-описание по фотографии

1

25.09

Упр.51,п21

Р/Р Анализ контрольного сочинения-описания

1

26.09

Упр.50

Письмо. Орфография

12

Зачем людям письмо

1

27.09

п11

Орфография. Нужны ли правила

28.09

п12

ЗСП-4

Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами гласных звуков

1

29.09

6.1

п13

ЗСП-3,4

Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами согласных звуков

1

01.10

6.1

п14

Сочетания букв жи-ши, ча-ща, чу-щу; нч, чн, чк, нщ, щн, рщ

1

02.10

п15

Ь после шипящих в конце имён  существительных и глаголов

1

03.10

6.7

п16

ЗСП-5

Разделительные Ь и Ъ

1

04.10

п17

Не с глаголами

1

05.10

п18

Написание  -тся, -ться в глаголах

1

06.10

п19

Повторение по теме :«Письмо и орфография»

08.10


Контрольный диктант по теме «Письмо и орфография»

1

09.10

№1.

МР стр.34

Анализ контрольного диктанта

1

10.10

Слово и его значение Лексика

3

Как определить лексическое значение слова (повторение)

1

11.10

2.1

П32

Как определить лексическое значение слова (повторение)

1

12.10

2.1

П32

Синонимы.  Антонимы (повторение)

1

13.10

2.2

Стр.

78

Слово и его строение. Морфемика

4

Почему корень, приставка, суффикс и окончание – значимые части слова

1

15.10

3.1

п20

Почему корень, приставка, суффикс и окончание – значимые части слова

1

16.10

3.1

п20

Как образуются формы слова

1

17.10

п21 ЗСП-6

Как образуются формы слова

1

18.10

П21

Слово как часть речи. Морфология

5

Слово как часть речи

1

19.10

п22

Как изменяются имена существительные и  имена прилагательные

1

20.10

4.2

п23

Как изменяются глаголы

1

22.10

4.4

п23

Служебные части речи

1

23.10

п24 ЗСП-7

Служебные части речи

1

24.10

п24 ЗСП-7

Текст (продолжение)

4(р.р)

 Р/Р Текст. От чего зависит порядок расположения предложений в тексте

1

25.10

8.1

п25 упр.

160

Р/Р Абзац как часть текста

1

26.10

8.1

п26

Р/Р Обучающее сочинение-описание по фотографии

1

27.10

Упр.

165

Р/Р Строение абзаца

1

05.11

п26 упр.

174

Язык. Правописание (систематический курс)

Лексика. Словообразование. Правописание

35

Сколько лексических значений имеет слово

1

06.11

п33

Когда слово употребляется в переносном значении

1

07.11

п34,

ЗСП-10

Когда слово употребляется в переносном значении

1

08.11

Когда слово употребляется в переносном значении

1

09.11

Фразеологизмы

1

10.11

2.4

п34, упр.

261

Фразеологизмы

1

12.11

2.4

Фразеологизмы

1

13.11

2.4

Как пополняется словарный состав русского языка

1

14.11

2.3

п35,

ЗСП-5,7,10

Как пополняется словарный состав русского языка

1

15.11

2.3

Как образуются слова в русском языке

1

16.11

п36,

упр.

290,

96

Как образуются слова в русском языке

1

17.11

Как образуются слова в русском языке

1

19.11

 Разбор слова по составу

1

20.11

Стр.94

Контрольный диктант по теме «Словообразование. Правописание»

1

21.11

№2

МР

стр64

Анализ контрольного диктанта

1

22.11

Какие чередования гласных и согласных происходят в словах

1

23.11

6.2

п37

Какие чередования гласных и согласных происходят в словах

1

24.11

6.2

п37

Какие чередования гласных и согласных происходят в словах

1

26.11

6.2

п37

Правописание чередующихся гласных а-о в корнях –лаг-,-лож-, -рос-,-раст-    (-ращ-)

1

27.11

6.2

п38

Правописание чередующихся гласных а-о в корнях –лаг-,

-лож-, -рос-,-раст-      

   (-ращ-)

1

28.11

6.2

п38

Правописание чередующихся гласных а-о в корнях –лаг-,-лож-, -рос-,-раст-  (-ращ-)

1

29.11

6.2

п38

Буквы о-ё после шипящих в корнях слов

1

30.11

6.3

п.39

Буквы о-ё после шипящих в корнях слов

1

01.12

6.3

п.39

Буквы о-ё после шипящих в корнях слов

1

03.12

6.3

п.39

Проверочное тестирование по теме: «Орфография»

1

04.12

Анализ проверочного тестирования

1

05.12

Чем отличаются друг от друга слова-омонимы

1

06.12

п40, упр.

322,

Что такое профессиональные и диалектные слова

1

07.12

п41

Что такое профессиональные и диалектные слова

1

08.12

п41

О чём рассказывают устаревшие слова

1

10.12

П.42,

ЗСП-2,4,6

Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова (повторение)

1

11.12

П.43

Правописание приставок

1

12.12

п44

Правописание приставок

1

13.12

п44

Буквы и-ы после ц

1

14.12

6.4

п45

Буквы и-ы после ц

1

15.12

6.4

п45

Стили речи

6(р.р)

 Р/Р Что изучает стилистика

1

17.12

8.2

п46

Р/Р Разговорная и книжная речь

1

18.12

8.2

п47

Р/Р Художественная и научно-деловая речь

1

19.12

8.2

п48

 Р/Р Художественная и научно-деловая речь

1

20.12

8.2

п48,121,

упр.

371

 Р/Р Контрольное изложение по рассказу Г.Скребицкого «Барсучонок»

1

21.12

№1

Упр.

373,

122

Р/Р Анализ контрольного изложения

1

22.12

Синтаксис и пунктуация

39

Что изучает синтаксис и пунктуация

1

24.12

п49,

ЗСП-11

Словосочетание

1

25.12

п.50

Словосочетание

1

26.12

п.50

Строение словосочетания. Проверочный тест по теме: «Словосочетание»№1

1

27.12

П.50,

ЗСП-1,3,11

МРстр.51

Виды словосочетаний

1

28.12

п.50, упр.397,132

Разбор словосочетаний

1

29.12

50,132

Разбор словосочетаний. Проверочный тест по теме: «Словосочетание»№2

1

14.01

МР стр.52

ПП стр.

69

Предложение. Интонация предложения

1

15.01

5.1

п51

ЗСП-12

Виды предложений по цели высказывания

1

16.01

5.1

п51

Восклицательные предложения

1

17.01

п52

Главные члены предложения. Подлежащее

1

18.01

п53,

ЗСП-13

Сказуемое

1

19.01

п53

Тире между подлежащим и сказуемым

1

21.01

5.1

п54

Тире между подлежащим и сказуемым

1

22.01

5.1

п54

Контрольный диктант по теме «Словосочетание. Предложение»

1

23.01

№3

ПП стр.

82

Анализ контрольного диктанта.  Предложения распространённые и нераспространённые

1

24.01

п55

Второстепенные члены предложения

1

25.01

5.1

п56

Дополнение

1

26.01

п57

Определение

1

28.01

п58

Определение

1

29.01

п58

Обстоятельство

1

30.01

59,152,

ЗСП-14

Обстоятельство

1

31.01

59,

152

Контрольный диктант по теме

«Второстепенные члены предложения»

1

01.02

№4

ПП стр.

86

Анализ контрольного диктанта

1

02.02

Однородные члены предложения

1

04.02

п60

Однородные члены предложения

1

05.02

п60

Обобщающее слово перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова

1

06.02

п61

Обращение

1

07.02

п62

Обращение

1

08.02

п62

Синтаксический разбор простого предложения

1

09.02

п63,

ЗСП-2,6,12

Сложное предложение

1

11.02

5.1

п64

Сложное предложение

1

12.02

5.1

п64

Сложное предложение

1

13.02

5.1

п64

Сложное предложение

1

14.02

5.1

п64, упр.

514

Прямая речь

1

15.02

5.2

п65

Диалог

1

16.02

5.2

п66

Прямая речь и диалог

1

18.02

5.2

п66

Контрольный диктант по теме «Простое и сложное предложение»

1

19.02

№5

МР стр.54

Анализ контрольного диктанта

1

20.02

Типы речи.

Строение текста

11(р.р)

Р/Р Что такое тип речи

1

21.02

8.1

п67

Р/Р Описание, повествование, рассуждение

1

22.02

п68

Р/Р Описание, повествование, рассуждение

1

23.02

8.2

п68

 Р/Р Обучающее сочинение-повествование

1

25.02

Упр.547,

стр183

 Р/Р Оценка действительности

1

26.02

п69

Проверочное тестирование по теме: «Типы речи»

1

27.02

Мр70

Анализ проверочного тестирования

1

28.02

Р/Р Обучающее сочинение  по фотографии

1

01.03

Упр.552,

стр185

 Р/Р Строение текста типа рассуждения-доказательства

1

02.03

8.2

п70,

 Р/Р Обучающее сочинение по теме «Стиль и тип речи»

1

04.03

Упр.566(567)

 Р/Р Анализ обучающего сочинения

1

05.03

Морфология. Орфография

49 + 13(р.р)

Классификация частей речи русского языка

1

06.03

Глагол

22

Что обозначает глагол

1

07.03

п71

Слитное и раздельное написание не с глаголами (закрепление)

1

08.03

4.4

п72

Как образуются глаголы

1

09.03

4.4

п73

Вид глагола

1

11.03

4.4

п74

Вид глагола

1

12.03

4.4

п74

Корни с чередованием букв е-и

1

13.03

п75

Корни с чередованием букв е-и

1

14.03

Инфинитив

1

15.03

п76

Правописание –тся и –ться в глаголах (закрепление)

1

16.03

6.13

п77

Наклонение глагола

1

18.03

п78,ЗСП-15

Как образуется сослагательное (условное) наклонение глагола

1

19.03

4.4


п79

Как образуется повелительное наклонение глагола

1

20.03


п80

Морфологический разбор глагола

1

21.03

п80

Времена глагола

1

22.03

п81

Спряжение глагола. Лицо и число

1

01.04

п82

Правописание безударных личных окончаний глаголов

1

02.04

6.12

п83

Правописание безударных личных окончаний глаголов

1

03.04

6.12

п83

Безличные глаголы. Переходные и непереходные глаголы

1

04.04

П84

 Безличные глаголы. Переходные и непереходные глаголы

1

05.04

4.4

П84

Повторение по теме «Глагол»

1

06.04

Контрольный диктант по теме: «Глагол»

1

08.04

 №6

МР стр.84  

Анализ контрольного диктанта

1

09.04

Строение текста

5(р.р)

Р/Р Как связываются предложения в тексте. «Данное» и «новое» в предложениях

1

10.04

8.1

п85

 Р/Р Строение текста типа повествования

1

11.04

8.1

п86

 Р/Р Строение текста типа повествования

1

12.04

п86

Р/Р Контрольное сочинение по теме «Строение текста типа повествования»

1

13.04

Упр674,

стр228

 Р/Р Анализ контрольного сочинения

1

15.04

Имя существительное

15

Что обозначает имя существительное

1

16.04

4.2

п87,

228

Как образуются имена существительные

1

17.04

4.2

п88

Употребление суффиксов существительных -чик-,-щик-

1

18.04

п89

Употребление суффиксов существительных –ек-,

-ик-(-чик-)

1

19.04

п90

Слитное и раздельное написание не с именами  существительными

1

20.04

п91

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

1

22.04

4.2

п92,

ЗСП-16

Собственные и нарицательные имена существительные

1

23.04

п93

Род имён существительных

1

24.04

п94,

ЗСП-13,14,

15

Существительные общего рода

1

25.04

п95,

Род несклоняемых имён существительных

1

26.04

п96,

Число имён существительных

1

27.04

п97

Падеж и склонение имён существительных. Морфологический разбор имён существительных

1

29.04

6.9

п98

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных

1

30.04

6.9

п99,

Употребление имён существительных в речи

1

01.05

9.1

п100

Проверочная работа по теме «Имя существительное»

1

02.05

Мр90

Р/Р Строение текста (продолжение)

8(р.р)

Р/Р Строение текста типа описания предмета

1

03.05

8.1

п101

 Р/Р Строение текста типа описания предмета

1

04.05

8.1

п101, упр.

749

 Р/Р Строение текста типа описания предмета

1

06.05

п101, упр.759

(760)

Р/Р Обучающее сочинение по теме: «Строение текста типа описания предмета»

1

07.05

Упр

763

Р/Р Контрольное изложение по тексту Г.Скребицкого 

1

08.05

Упр.

768

Р/Р Анализ контрольного изложения

1

09.05


 Р/Р Соединение типов речи в тексте

1

10.05

п102, упр.

769

 Р/Р Соединение типов речи в тексте

1

11.05

п102, Упр

777

Имя прилагательное

12

Имя прилагательное. Что обозначает имя прилагательное                        

1

13.05

4.3


п103

Прилагательные качественные, относительные и притяжательные

1

14.05

4.3

п103

Правописание окончаний имён прилагательных

1

15.05

п104

Образование имён прилагательных

1

16.05

п105

Прилагательные полные и краткие

1

17.05

п106

Сравнительная и превосходная степень качественных имён прилагательных

1

18.05

4.3

п107

Морфологический разбор имён прилагательных

1

20.05

п107

Как образуется сравнительная степень прилагательного

1

21.05

п108

Как образуется превосходная степень прилагательного

1

22.05

п109,

ЗСП-10,12,

16

Повторение и обобщение по теме: «Имя прилагательное»

1

23.05

Проверочная работа по теме: «Имя прилагательное»

1

24.05

Мр95

Анализ проверочной работы

1

25.05

Повторение и обобщение за курс 5 класса

6

Повторение по теме: «Фонетика. Орфоэпия. Графика»

1

27.05

Повторение по теме :«Лексика»

1

28.05

Повторение по теме:       «Словообразование»

1

29.05

Итоговое контрольное тестирование за курс 5 класса

1

30.05

Повторение по теме: «Морфология»

1

31.05

Повторение по теме: «Синтаксис. Пунктуация»

1

Содержание тем учебного курса

О языке (3 ч)

Значение языка в жизни человека. Высказывания великих людей о русском языке.

Речь (2 ч). Что такое речь.  Речь монологическая и диалогическая. Речь устная и письменная

Закрепление и углубление изученного в начальных классах (34 ч+ 11 ч)

ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА (10 ч) Предмет изучения фонетики. Звуки речи. Слог. Ударение. Гласные ударные и безударные. Согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие. Элементарные сведения о транскрипции. Предмет изучения орфоэпии. Основные правила произношения звуков речи: ударных и безударных гласных; согласных звуков. Предмет изучения графики. Алфавит. Правильное название букв алфавита. Соотношение звуков и букв. Звуковое значение букв е, ё, я, ю. Знакомство с орфоэпическим словарем и его использование.

Речь (7).Текст. Что такое текст (повторение). Тема текста. Основная мысль текста.

ПИСЬМО. ОРФОГРАФИЯ (12ч) Значение письма в жизни общества. Предмет изучения орфографии. Понятие орфограммы. Основные виды изученных орфограмм гласных и согласных корня. Употребление на письме буквенных сочетаний жиши, чаща, чу~щу, нч, чн> чк, рщ\ разделительных ъ и ь; -тся и -тъся в глаголах. Не с глаголами. Использование орфографического словаря.

СЛОВО И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ. ЛЕКСИКА (3 ч) Предмет изучения лексики. Слово и его лексическое значение. Основные способы толкования лексического значения слова: краткое объяснение значения в толковом словаре; подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов. Этикетные слова как особая лексическая группа. Знакомство с толковым словарем.

СЛОВО И ЕГО СТРОЕНИЕ. МОРФЕМИКА (4ч) Предмет изучения состава слова. Морфема как часть слова. Корень. Смысловая общность однокоренных слов. Приставка и суффикс как значимые части слова. Окончание как морфема, образующая форму слова. Знакомство со словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов.

СЛОВО КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. МОРФОЛОГИЯ (5 ч) Предмет изучения морфологии. Система частей речи в русском языке. Знаменательные части речи, их основные признаки. Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова. Знакомство с грамматико-орфографическим словарем. Культура речи. Правильное произношение звуков речи, заимствованных слов (твердость и мягкость согласных перед е). Уместное использование этикетных слов и выражений в речи (приветствие, прощание, просьба, благодарность, извинение и т. д.).

Речь(4).Текст (продолжение). От чего зависит порядок расположения предложений в тексте. Абзац как часть текста. Строение абзаца. Язык. Правописание (систематический курс)

Лексика. Словообразование. Правописание (35 ч)

Слово; взаимосвязь его лексического значения, морфемного строения и написания. Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное значения слова. Переносное значение слова как основа создания художественных тропов: метафоры, олицетворения, эпитета. Синонимы, антонимы (повторение). Омонимы. Пути пополнения словарного состава русского языка: словообразование и заимствование слов из других языков. Слова исконно русские и заимствованные. Понятие о механизме образования слов в русском языке. Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, сложение. Чередование гласных и согласных в морфемах при образовании слова и его форм. Словообразовательная модель как схема построения слов определенной части речи, имеющих общность в значении.     Неологизмы как новые слова, построенные по типичным моделям. Правописание приставок на з и с. Правописание корней -лож- -лаг-, -рос- --раст- (-ращ-). Буквы о—ё после шипящих в корне. Буквы и—ы после ц в разных частях слов. Общеупотребительная лексика и слова, имеющие ограниченную сферу употребления (диалектизмы, профессионализмы). Устаревшие слова. Фразеологизмы; их стилистическая принадлежность и основные функции в речи. Наблюдение за использованием в художественном тексте синонимов, антонимов, омонимов; слов в переносном значении для создания тропов (метафор, олицетворений, эпитетов); диалектизмов, устаревших слов и фразеологических оборотов. Культура речи. Точное и уместное употребление слов в речи в соответствии с их лексическим значением, стилистической и эмоциональной окраской. Предупреждение речевых ошибок, связанных с неоправданным повтором однокоренных слов. Пользование толковым,  словообразовательным, грамматико-орфографическим словарями.

Речь (6). Стили речи. Что изучает стилистика Разговорная и книжная речь Художественная и научно-деловая речь.

Синтаксис и пунктуация (39 ч)

         Предмет изучения синтаксиса и пунктуации. Словосочетание. Главное и зависимое слова в словосочетании. Предложение. Его грамматическая основа. Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные). Восклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложения. Интонация и порядок слов. Логическое ударение. Предложения распространенные и нераспространенные. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже. Предложения с однородными членами (без союзов и с союзами а, но, одиночным и). Запятая между однородными членами. Обобщающее слово перед однородными членами. Двоеточие и тире при обобщающих словах. Обращение. Знаки препинания при обращении. Сложные предложения с бессоюзной и союзной связью. Понятие о сложносочиненном и сложноподчиненном предложении. Запятая между частями сложного предложения перед союзами и, а, но, что, чтобы, потому что, если и др. Прямая речь после слов автора и перед словами автора. Знаки препинания при прямой речи. Диалог. Тире при диалоге.

Наблюдение за использованием в художественных текстах изучаемых синтаксических конструкций, усиливающих образность и эмоциональность речи. Культура речи. Правильное определение границ предложений в тексте. Соблюдение интонации повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений. Соблюдение правильной интонации в предложениях с однородными членами и в сложных предложениях.

Речь (11). Типы речи. Строение текста. Что такое тип речи. Описание, повествование, рассуждение. Оценка действительности. Строение текста типа рассуждения-доказательства.

Морфология. Орфография (49 ч)

Классификация частей речи русского языка (повторение) (1 ч).

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ (49+13)

ГЛАГОЛ (22 ч) Глагол как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма (инфинитив). Основные способы образования глаголов. Правописание не с глаголами (закрепление). Возвратные глаголы. Правописание -тъся и -тел в глаголах (закрепление). Виды глаголов. Корни с чередованием ие (-мир- -- -мер-; -тир- -- -тер- и др.), их правописание.

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Время глагола. Лицо и число. Спряжение. Правописание безударных личных окончаний глагола. Разноспрягаемые глаголы (ознакомление). Сослагательное наклонение: значение, образование, правописание. Повелительное наклонение: значение, образование, правописание.

Безличные глаголы. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого в целях повышения образности и эмоциональности. Глагольная синонимия в художественных текстах (наблюдение и анализ). Употребление глаголов в переносном значении. Культура речи. Правильное использование видовременных форм; их верное произношение.

Речь (5). Строение текста. Как связываются предложения в тексте. «Данное» и «новое» в предложениях. Строение текста типа повествования

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (15ч)

Имя существительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма.Основные способы образования имен существительных. Правила употребления при письме типичных суффиксов, в частности суффиксов -чик       (-щик), -ек, -ик (-чик). Правила слитного и раздельного написания не с именами существительными. Имена существительные одушевленные и неодушевленные; собственные и нарицательные. Правила употребления большой буквы при написании имен существительных. Род имен существительных. Существительные общего рода; род неизменяемых имен существительных. Число имен существительных. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Падеж. Склонение имен существительных. Разносклоняемые и несклоняемые существительные. Правописание безударных окончаний имен существительных. Развитие навыков пользования грамматико-орфографическим, орфографическим, толковым, словообразовательным, орфоэпическим словарями. Имена существительные в художественном тексте: их образная и экспрессивная роль.

Культура речи. Правильное употребление рода в словах типа бандероль, вуаль, лазурь, мигрень, мозоль, шоссе, кашне и др.; верное определение родовой принадлежности неизменяемых существительных (шимпанзе, кенгуру, шоссе). Правильное употребление некоторых грамматических форм (пара носков, пара чулок; группа грузин, бурят и др.). Правильное произношение имен существительных, в частности звука [э] после твердых и мягких согласных (типа ателье, пионер); ударение в словах километр, квартал, волнами волнами), избу избу) и др.; терминов русского языка.

Речь (8). Строение текста (продолжение). Строение текста типа описания предмета. Соединение типов речи в тексте.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (12 ч)

Имя прилагательное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма. Основные способы образования имен прилагательных. Разряды имен прилагательных по значению: прилагательные качественные, относительные и притяжательные. Прилагательные полные и краткие, их роль в предложении. Правописание кратких имен прилагательных с основой на шипящий. Степени сравнения имен прилагательных. Склонение имен прилагательных. Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Образная, эмоциональная функция имен прилагательных в художественном тексте. Эпитеты. Синонимия имен прилагательных. Роль прилагательных в научной и деловой речи. Употребление прилагательных в переносном значении. Культура речи. Правильное произношение разных форм прилагательных (сравнительная степень, краткая форма и др.): красивее, красивейший; вёсел, весело, весела, веселы и др.

Повторение и обобщение за курс 5 класса (6 ч) 

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Синтаксис. Пунктуация. Морфология. Словообразование

Формы и средства контроля

№ п/п

Содержание учебного материала

Кол-во часов

Плановые сроки прохождения

Примечание

 Контрольное тестирование по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика» №1

1

17.09

 Р\Р Контрольное сочинение-описание по фотографии №1

1

25.09

Контрольный диктант по теме «Письмо и орфография» №1

1

09.10

Контрольный диктант по теме «Словообразование. Правописание»№2

1

21.11

 Р/Р Контрольное изложение по рассказу Г.Скребицкого «Барсучонок» №1

1

21.12

Контрольный диктант по теме «Словосочетание. Предложение»№3

1

23.01

Контрольный диктант по теме «Второстепенные члены предложения» №4

1

01.02

Контрольный диктант по теме «Простое и сложное предложение» №5

1

19.02

Контрольный диктант по теме «Глагол»№6

1

08.04

 Р/Р Контрольное сочинение по теме «Строение текста типа повествования» №2

1

13.04

Р/Р Контрольное изложение по тексту Г.Скребицкого №2

1

08.05

Итоговое контрольное тестирование за курс 5 класса №2

1

30.05

1.Урок №14.Контрольное тестирование по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика»  

1. Охарактеризуйте следующие звуки: [х], [д’], [ж] ,[л’], [к], [ш]

2. Сделайте фонетический разбор слов: пятью, семью (числительное) .

З. Обозначьте звуки на месте подчеркнутых букв, поставьте ударение в словах:

 Ильинична, термин, сорит, Фоминична, тире, щавель

4. Запишите буквы: 1) не обозначающие звуков 2) обозначающие два звука

5. Выпишите из орфоэпического словарика учебника пять слов, обозначая в них произношение и (или) ударение.

6. (для сильных учащихся.) Выберите правильный ответ:

1) [с’] — согласная, мягкая, глухая.

2) [с’] — согласный, мягкий, глухой.

Обоснуйте свой выбор

2. Ур № 21.Контрольное сочинение-описание по фотографии  Упр.51

 Какова тема и основная мысль фотографии, на которой изображены перекрученные ветром сухие стволы сосен (см. цветную вклейку 9)? Можете ли вы передать словами содержание изображённой картины? Как вы будете выражать основную мысль: прямо сформулируете её или проведёте с помощью соответствующего отбора деталей? Какие детали отберёте для этого?

Напишите сочинение-описание запечатленной фотографом картины. Озаглавьте текст. Обратите внимание на правописание слов, которые, возможно, вам понадобятся: ничего живого, всё искорёжено, корни торчат вверх.

3.Ур №33. Контрольный диктант по теме «Письмо и орфография»

Диктант и задания к нему

Цель работы: проверить сформированность навыков правописания корней слов; разделительных ь и ъ; ъ после шипящих в конце слов; буквенных сочетаний типа жи—ши, чк, чн и т. д.

           Лес уже сбросил листву. Дни наступили пасмурные, тихие, без ветра. Настоящие дни поздней осени.

           В такой день идешь по лесной тропинке, кругом тишь. Не слышно даже шума деревьев, шелеста листвы. Только иногда раздается звук падающих шишек. На голых сучьях повисли капли росы от ночного тумана.

           Легко дышит осенней свежестью грудь. Приятно идти по мягкому ковру из листьев.

   Вдруг среди листвы мелькает пестрый комок. Это птица. Она жива, но едва дышит. Ребята решают взять бедняжку домой. Иначе ее найдет лисица и съест. (81 слово.)

Задания: 1. Выпишите из текста 5 слов с разными орфограммами в корне. Подчеркните нужную букву. 2. Выделите в первом абзаце безударные окончания имен прилагательных. 3. Выделите в любом предложении безударные личные окончания глаголов.

Схема анализа диктанта

Количество учащихся, писавших диктант.

Общее количество ошибок: орфографических; пунктуационных.

Количество ошибок: а) в корне слова; б) в приставках; в) на употребление разделительных ъ и ь; г) на употребление ь после шипящих; д) на буквенные сочетания жиши, чк, чн и подобных.

Процент ошибок в корне слова по отношению ко всему числу орфографических ошибок.

Если количество ошибок в корне не превышает 30% общего числа, становление орфографического навыка идет успешно.

4. Ур № 64. Контрольный диктант  по теме: «Словообразование. Правописание»  

Цель работы: выявить зависимость формирования правописных умений от умений грамматических (умения видеть структуру слова и предложения).

   Погода стала меняться. Из-за горизонта быстро пронеслись низкие облака. Солнце нырнуло в тучи, мелькнуло в голубом просвете и исчезло. Потемнело. Налетел резкий ветер. Он зашумел тростником, сухие листья сбросил в воду и погнал по реке.

   «Мальчики, проводите меня домой!» — попросила Нина. Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает. Но вот зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель. Сплошной полосой пошел проливной дождь. Нина радостно закричала: «Бежим, ребята!»

Задания: 1. В последнем предложении первого абзаца выделите основу. 2. Составьте схему выделенного предложения. 3. Выпишите словосочетания: 2-е предложение.

4. Запишите слово и разберите его по составу: налетает. Запишите два слова с таким же составом. 5. Сделайте морфологический разбор выделенного слова: в голубом просвете .

Схема анализа диктанта

Орфография

1. Орфограммы в корне слова: а) проверяемые гласные; б) непроверяемые гласные; в) проверяемые

согласные; г) непроверяемые согласные; д) чередующиеся гласные.

2. Ь в конце и середине слова.

3. Гласный после шипящих в разных частях слова.

4. Другие ошибки.

5. Ур № 90. Контрольное изложение по рассказу Г.Скребицкого «Барсучонок»  (Упр.373)

 В рассказе «Барсучонок» писатель Г. Скребицкий вспоминает, как в доме поселился и сделался ручным барсук по кличке Барсик. Все полюбили зверька, а мальчик Юра, будущий писатель, часто брал Барсика с собой на прогулки. Прочитайте текст. Подберите название, которое бы отразило его содержание. Разбейте текст на части и составьте план текста. Подготовьтесь и напишите по плану изложение. Сохраните в нём характерные для художественного стиля языковые средства.

Однажды ходили мы с Джеком и Барсиком по лесу. Я грибы собирал, Джек за птичками охотился, а Барсик разных жуков, червячков под листвой отыскивал. Долго бродили и выбрались наконец на полянку. Самое хорошее место посидеть, отдохнуть.

Уселся я под куст, хотел в корзине грибы перебрать. Джек возле меня в холодок улёгся, а Барсик шуршит в кустах. Выбрался, подбежал к нам и вдруг начал носом водить: что-то учуял.

От нас прямо к дуплистому пню побежал и давай лапами труху разгребать. Что там такое, я и не понял. Только слышу, как зажужжит, загудит кто-то. Смотрю: из дупла оса, другая, третья... целый рой. Все над Барсиком кружатся, жужжат, а ему хоть бы что. Шерсть у него густая, попробуй, ужаль его! Закусил личинками, и как ни в чём не бывало прямо ко мне. А осы за ним. Я корзину с грибами бросил да бежать. Джек тоже удирать пустился.

И всё-таки не удрали. Одна оса меня в шею ужалила, а другая Джека прямо в губу. Один Барсик не пострадал. Он личинками полакомился, а нам с Джеком за его лакомство расплатиться пришлось.

6. Ур.№106. Контрольный диктант по теме «Словосочетание. Предложение» (ПП стр.82)

 Цель работы:

1.    Проверить орфографические и пунктуационные знания и умения учащихся.

2.    Проверить умение разбирать словосочетание.

В саду с ветки на ветку перелетает шустрая птичка. Спилка у нее серая, грудка желтая, на головке черная шапочка. Это - синица. В сад она прилетела за жучками. Большой вред наносят жуки садам. Одни грызут листья на фруктовых деревьях, другие портят плоды.

Возьмешь яблоко, разломишь, а внутри червяк. Вот этих вредителей и ловит синица. Увидит зорким глазом добычу, схватит ее клювом и съест. А клюв у синицы тонкий, в любую щелку пролезет.

Много разных жучков съедает синица за день. Даже не верится, что у маленькой птички может быть такой аппетит.

Люди называют синицу сторожем наших садов.

(По Г. Скребицкому)     (95 слов)

Задания

1. Озаглавить текст.

2.  Выписать три слова с различными орфограммами, обозначить их графически.

3.  Разобрать три любых разных словосочетания.

7. Ур. № 114.Контрольный диктант по теме «Второстепенные члены предложения» (ПП стр.86)

Цель работы:

1.     Проверить орфографические и пунктуационные умения и навыки учащихся.

2.     Проверить умение находить и выделять второстепенные члены предложения

Вы умеете читать небесную книгу?

Слова в обычной книге составляются из букв, а звезды в небе образуют разные созвездия.

Моряки по звездной книге находят дорогу в необъятном море.

По облакам мы узнаем погоду. Вот по синему небу протянулись белые волокна. Они обещают дождливую погоду. В жаркий летний день вдруг появляются на небе белые облачные горы. Это вестники грозы.

И птицы могут о многом рассказать. В чистом небе летают ласточки и предвещают хорошую погоду. Прилет грачей означает наступление весны.

Мы читаем небесную книгу, и удивительные вещи открываются нам.

(87 слов)

Задания

1.  Озаглавьте текст диктанта, подчеркните то место в тексте, где выражена его главная мысль.

2.  Подчеркните   определение,   дополнение,   обстоятельство (любые), напишите, чем они выражены.

3.  Выпишите три слова с различными орфограммами, обозначьте их графически.

8.Ур № 129. Контрольный диктант по теме «Простое и сложное предложение»

ШТОРМ

Бриз усилился, мощь ветра нарастала*, и судно побежало быстрей. Казалось, что оно спешит скорее в порт, как конь тянется к дому, когда чувствует опасность. Теперь рулевой весь напрягся и чутко прислушивался. Вдруг ухо уловило необъяснимый, отдаленный шум. Шум приближался, усиливался и скоро обратился в яростный рев.

Резкий порыв ветра налетел на судно, выстрелом рванул по парусам, и корабль стремительно повалился на левый борт. Ковалев не удержался на ногах и полетел в люк, увлекая за собой боцмана. На палубе что-то грохотало, звенело, трещало и стонало. Казалось, что судно разъединится надвое. (90 слов.)

(По Б, Житкову.) *

  Правописание выделенных в текстах диктантов слов сообщается.

Задания: 1) Выберите любые два слова с орфограммой в корне, подберите однокоренное проверочное (если есть). 2. Образуйте форму 2-го лица (ед. числа) от глаголов увлекаться, сдружиться.3. Выполните синтаксический разбор1-го предложения 2 абзаца, составьте схему предложения.

Схема анализа диктанта

Орфография

1. Количество учащихся, писавших диктант.

2. Общее количество ошибок:  орфографических; пунктуационных.

3. Количество ошибок: а) в корне слова (примеры типичных ошибок); б) в приставках; в) в других словах. (Процент ошибок в корне слова от всего числа орфографических ошибок не должен превышать 30.)

Пунктуация

1. Запятая в сложном предложении.

2. Прямая речь.

3. Однородные члены предложения.

4. Лишние знаки.

Если результаты окажутся неудовлетворительными, проводится полный орфографический анализ текстов и диктант пишется заново.

Через месяц он может быть вновь повторен, чтобы проверить прочность навыков правописания: разрушается навык или он устойчив.

9. Ур№ 163. Контрольный диктант по теме «Глагол»

Цель работы: установить уровень сформированности навыков правописания окончаний глаголов, корней с чередованием гласных, умения разграничивать части сложного предложения и однородные члены предложения, связанные союзом и.

КАК ЗАЯЦ СПАС СТАРИКУ ЖИЗНЬ

         Однажды дедушка Семен пошел поохотиться и забрался в лесную глушь. Вдруг он заметил, что стелется дым, а в чаще слышится треск. В лесу начался пожар. Ветер гонит огонь дальше, и он разгорается сильнее. Не выберешься из леса — погибнешь.

           Старик торопится, бежит, тяжело дышит, а пожар разрастается. Ветви елок хлещут лицо, колются. Обгоревшие деревья рушатся. Охотник сбивается с дороги.

           Вдруг у самых ног он увидел зайчонка и бросился за ним. Звери легче определяют направление огня и спасаются. Вот они выбираются с места лесного пожара...

           Старик вылечил зайца и оставил жить у себя. Охотник заботится о зайчишке, и они всегда дружны.

 (104 слова.)

(По К. Паустовскому.)

Задания к диктанту: 1. Выделите в рамочку безударные окончания глаголов I спряжения  2. Объясните правописание окончаний одного из глаголов (укажите признак, который помогает определить принадлежность глагола к I или II спряжению). 3. Разберите по составу слово разрастается.

Примечания:

1.При записи последнего предложения первого абзаца учащимся сообщается о постановке тире.

2.Задания к диктанту диктуются устно; первое задание выполняется по тексту диктанта (на него отводится 5—7 минут), второе задание выполняется также по вариантам (глаголы выбираются из текста). На задание отводится 3— 5 минут.

10. Ур №  168.Контрольное сочинение по теме «Строение текста типа повествования» №2 Упр.674

Какой тип речи и стиль вы используете в сочинениях на такие темы: «Как я учился кататься на велосипеде», «Как я дрессировал собаку», «Как я обычно убираю квартиру (класс)», «Как я обычно делаю уроки» или «Как я однажды делал уроки», «Как наш кот охотится» или «Как наш кот однажды охотился?»

Напишите сочинение на одну из этих тем. Не забудьте проверить, избежали ли вы повторения слов. Какие места в повествовании нуждаются в особом контроле?

11.Ур № 189.Контрольное изложение по тексту Г.Скребицкого ( Упр.768)

         Определите тему и основную мысль текста. Какие типы речи использованы здесь? Оправданно ли соединение этих типов речи? Подготовьтесь к изложению текста.

Вдруг среди лесной тишины я услышал хруст снега и шум раздвигаемых веток. Шаги и треск сучьев слышались всё ближе, ближе. И вот из чащи березняка показалось что-то большое, тёмное. Неужели лошадь? Но в тот же миг я увидел, что это не лошадь, а огромный лесной бык — лось. Он вышел из мелколесья на полянку и, высоко подняв голову, огляделся.

           Как он был хорош, весь освещённый весенним солнцем, на белом фоне березняка. И какой своеобразный облик у этого лесного гиганта! Длинная горбоносая морда, огромные, как вывороченные корни, рога. Сам такой тяжелый,  грузный, а ноги высокие, стройные, точно у скакового коня. И какая окраска шерсти — весь тёмно-бурый, а на ногах словно белые, туго натянутые чулки.

           Лось постоял секунду, чутко прислушиваясь. А потом широко зашагал по краю полянки, как-то странно поматывая головой, будто стараясь что-то сбросить.

           Впереди густо росли несколько уже довольно толстых берёзок. Лось не обошёл их, а полез между стволами, всё так же мотая головой. И тут я увидел, что один рог у него вдруг отломился, да так и застрял, качаясь в ветвях. Из березняка лось вышел только с одним рогом и не торопясь скрылся в лесу.

   Вот почему он так странно мотал головой, словно стряхивал что-то. Это лесной великан сбрасывал свой головной убор.

(Г. Скребицкий)

12.Урок №208. Итоговое контрольное тестирование за курс 5-го класса.

Вариант I

Обведите кружком номер правильного ответа.

1. Укажите существительное с окончанием е.

а) расположился на сидень..

б) не знал об этом событи..

в) путешествовал по Инди..

г) сидел на лошад..

2. В каком ряду во всех словах пропущена буква е(ё)?

а) щ..ки, плеч..м, испеч..м

б) яркой свеч..й, ш..л, крыш..й

в) ж..лтый, саж..й, под душ..м

г) товарищ..м, гараж..м, силач..м

3. Какая форма множественного числа образована неправильно?

          А) шофера            в) якоря

          Б) номера              г) профессора

4. Пишется -тся:

а) И как тебе не лень с утра до вечера трудит..ся целый день!

б) Не оставь меня, кум милый! Дай ты мне собраться с силой.

в) Но курам никогда до облак не добрат..ся!

г) Как взмолит. .ся золотая рыбка!

5. Какое слово неправильно разобрано по составу?

         а) направо     в) растут

б) прыжок     г) растоплю

6. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.

а) маленький        в) небольшой

б) миниатюрный    г) младший

7. Какое утверждение неверно?

а) Существительные мужского рода в родительном падеже множественного числа могут иметь нулевое окончание.

б) Некоторые существительные 3-го склонения, оканчивающиеся на шипящий согласный, пишутся без ь.

в) Некоторые существительные 2-го склонения (чай, народ и др.) в родительном падеже, единственном числе могут иметь окончание-у.

г) В окончаниях существительных после шипящих в одних случаях пишется е, в других — о.

8. Пишется е:

а) Печка неж..т, а дорожка уч..т.

б) День хвал..тся вечером.

в) Солнце встан..т, так и утро настан..т.

г) День на день не приход..тся.

9. В каком примере не пишется слитно?

а) Иван Петрович никогда (не)выходил из себя.

б) В прошлом году (не)было сильных морозов.

в) Утром мне слегка (не)здоровилось, и я остался дома.

г) Дедушке (не)нравится мое пение.

10. В каком ряду все существительные пишутся с мягким знаком?

а) гореч.., кирпич.., беспеч..ность

б) пять груш.., ноч.., глуш..

в) вещ.., доч.., палач..

г) два руч..я, полноч.., озимая рож..

11. Найдите ошибку в рассуждении.

а) облако похож., на коня — в безударных окончаниях кратких прилагательных в ср. р., ед.ч. после шипящих пишется всегда е

б) чай горяч.. — пишется ь после шипящей, потому что это прилагательное мужского рода

в) в бескрайней степи — в окончаниях прилагательных в ж. р., предл. п., ед. ч. после мягких согласных пишется е

г) старинн.ю песней — о, потому что -ою — окончание прилагательного в ж. р., тв. п., ед. ч.

12. Найдите ошибку в произношении слова.

а) ателье [т]                           в) свитер [т']

б) тема [т']                             г) скучный [шн]

13. В каком ряду во всех словах безударная гласная в корне проверяется ударением?

а) разд..вать, увл..кать, гл..тать

б) м..лина, отл..читься, возр..ст

в) р..бина, к..лина, к..нфета

г) изл..жение, выр..с, обл..гчить

14. Укажите неверное утверждение.

Над седой равниной моря ветер тучи собирает.

а) это предложение повествовательное

б) это предложение простое

в) главные члены — тучи собирает

г) это предложение распространенное

15. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

а) Осенний ветер бушевал и волны вскидывал высоко.

б) Показалась ранняя зорька, и журавли опять отправились в дальний путь.

в) Наедине с тобою брат хотел бы я побыть.

г) Ночью месяц тускл и поле сквозь туман лишь серебрит.

16. Найдите слово, в котором все согласные звуки глухие.

а) песня             в) жук

б) шубка           г) помощь

17. Укажите, в каком порядке следует расставить предложения, чтобы получился текст.

A. Гусь высоко и неподвижно держал длинную шею, будто нес на голове стакан.

Б. Больше всего эта шишка походила на кокарду.

B. Вместо нее прямо на шее был прикреплен огромный клюв с какой-то шишкой на переносье.

Г. Собственно головы у него, казалось, и не было.

а) А, Г, Б, В              в) В, Г, Б, А

б) Г, В, А, Б              г) А, Г, В, Б

18. У какого слова лексическое значение определено неверно?

          а) зодчество — строительное искусство, архитектура

б) жюри — группа специалистов, присуждающих премии на конкурсе

в) изморось — иней на ветках деревьев, на проводах

г) изумрудный — ярко-зеленый

Ответы: 1—а; 2—в; 3—а; 4—г; 5—г; 6—г; 7—б; 8—в; 9—в; 10—г; 11—6; 12—в; 13—а; 14—в; 15—в; 16—6; 17—г; 18—в

Перечень учебно-методических средств обучения

Основная  литература

Для учителя

1. Русский язык.  5кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений  /М.М. Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа,2007

2. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 5 класс\Сост. Н.В. Егорова.- М.: ВАКО, 2012.

3.Поурочные разработки по русскому языку:5 класс: к учебнику М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос  «Русский язык:5 класс»/ Е.П. Петрухина, М.В. Петрухина.- М.: Экзамен,2008

4.Егорова Н.Е. Поурочные разработки по русскому языку :5 класс. -М.:ВАКО,2011

 Для учащихся

1. Русский язык.  5кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений  /М.М. Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2007

2. Никулина М.Ю. Рабочая тетрадь по русскому языку: 5 класс: к учебнику М.М. Разумовской и др. «Русский язык. 5 класс»\М.Ю. Никулина.- М.: Издательство «Экзамен», 2012.

 Дополнительная литература

1.БарановМ.Т.Школьный орфографический словарь русского языка.-М.:Просвещение,1995

2.Жуков В.П.Школьный фразеологический словарь русского языка: Пособие для учащихся-М.:Просвещение,1980

3.Зельманова Л.М., Колокольцев Е.Н. Развитие речи: Русский язык и литература.5-7 классы. Репродукции картин: Учебно-наглядное пособие для учащихся общеобразоват.учеб.заведений.-М.:Дрофа,2000

4.КозловаР.П.,ЧесноковаН.В.Тесты по русскому языку:5-7 классы.- М.:ВАКО,2007

5.Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка. - М.:Просвещение,1981

6.Львов М.Р.Словарик синонимов и антонимов.-Вентана-Граф,1995

7.ОжеговС.И. и Шведова Н.Ю.Толковый словарь русского языка:80000слов и фразеологических выражений/РАН. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. -М.:Азбуковник,1999

8.Русский язык. Тесты для промежуточнойаттестации.5 класс/Под ред. Н.А.Сениной, Ростов н/Д: Легион,2011.

9.Сенина Н.А., Вишневецкая Г.В.,  Федотенко С.В.,  Цесаревская С.А. Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 5класс /Под ред. Н.А. Сениной.- Ростов н/Д: Легион, 2009

10.Учебные таблицы по русскому языку: 5-11 классы/ Составитель А.Б.Манюшкин.

-М.:ТЦ Сфера,2008

11.Школьный словарь иностранных слов/В.В.Одинцов, В.В.Иванов, Г.П.Смолицкая и др.: Под ред. В.В.Иванова-М.:Просвещение,1990

Мультимедийные пособия

1.1С:Репетитор. Русский язык

2.Репетитор. Русский язык 5 класс

3.Уроки русского языка Кирилла и Мефодия, 5 класс

Образовательные электронные ресурсы

http://www. digfaj 1september.ru-Издательский дом «Первое сентября»

http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета

http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и                  

пунктуации

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...