Урок русского языка в 8 классе по теме "Неполные предложения".
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

Торопыгина Елена Сергеевна

Урок русского языка в 8 классе по теме "Неполные предложения". Тип урока: объяснение нового материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: Торопыгина Е.С., учитель русского языка и литературы

МБОУ «Сосновская средняя общеобразовательная школа»

Тема: Неполные предложения.

Цель: дать понятие о неполных предложениях и показать сферу их употребления.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Ход урока

Организационный момент.

Повторение изученного материала.

 Лингвистическая разминка:

Задание: А) на слух  выбрать слова, в которых количество букв и звуков не совпадает.

Не шумит в поле камыш,

Не шуршит под полом мышь,

В эту ночь такая тишь!

Только слышно: «Спи, малыш!»

Б) К какой части речи относятся слова:

Пила, запас, надел, легкие, белила, жгут, простой. (Слова, отдельные формы которых совпадают, называются омоформами. Значение слов можно определить только в контексте. Они могут быть сущ., гл., прил.).

Психологическая подготовка учащихся к восприятию новых знаний.

Объяснение нового материала.  Изучение темы «Неполные предложения».

1. Выполнение упр. 251.

2. Объяснение учителя.
Восстановим текст диалога — дадим полные ответы на вопросы:
Где вы проходили преддипломную практику?
Я проходила преддипломную практику в Ярославле.
Что вам поручили?
Мне поручили технику безопасности.
Трудно представить подобный диалог. В живой разговорной речи полные ответы не употребляются, а применяются неполные предложения то есть такие, в которых пропущен один или несколько членов предложения (главных или второстепенных). Вы меня поняли? (Поняли.)
Тогда запишем этот наш маленький диалог в тетрадях:
Вы меня поняли?
Поняли.
Итак, неполные предложения употребляются, прежде всего, в диалогах.
Во-вторых, такие предложения применяют во второй части сложных предложений:

У брата глаза карие, а у меня зеленые, Он учится в первую смену, а я во вторую.
Вторая часть обоих предложений неполная, но она легко восстанавливается из контекста.  Для понимания сообщения таких предложений достаточно. Запишем эти предложения на доске и в тетрадях.
3. Самостоятельная работа с учебником.
Прочитайте
§25 на с. 111. Нужно ответить на вопрос: Какие еще сведения о неполных предложения вы узнали? (Неполными могут быть как двусоставные, так и однсоставные предложения. Пропуск членов предложения может в произношении  быть выражен паузой, а на письме обозначен тире.)
4. Пояснения учителя.
Обратим внимание, что в неполном предложении пропуск членов предложения подтверждается наличием в нем зависимых от этого члена слов. Например, в нашем диалоге сохраняется слово «поняли», зависящее от пропущенного местоимения «мы». В сложном предложении
Он учится в первую смену, а я во вторую сохраняются слова «во вторую», зависящие от пропущенного «смену», которое, в свою очередь, зависит от
пропущенного сказуемого
«учусь». Вторая часть — неполное двусоставно предложение. Восстановим пропущенные члены: Он учится в первую смену, а я учусь во вторую смену. для речевой ситуации, для понимания сообщения вполне достаточно первого, неполного варианта.
Таким образом, неполное предложение — вариант полного.
Может быть, односоставные предложения тоже относятся к неполным. Ведь в них только один главный член предложения.
Вывод: структура односоставных предложений такова, что один из главных членов в ней не пропущен, а невозможен. Конечно, мы можем, например, «подставить» подлежащее в определенно-личное или неопределенно-личное предложение, но тогда изменится сама их структура, они в станут двусоставными. В неполных же предложениях пропущенные члены подразумеваются, они пропущены потому, что полное их значение очевидно из контекста, из ситуации.  
Придумаем диалоги, где на первом месте будут стоять односоставные
предложения:
1) —
Вам сообщили о моем приезде? (Полное односоставное.)
Сообщали. (Неполное односоставное.)
2) —
Скоро ли, наконец, потеплеет? (Полное односоставное.)
Скоро. (Неполное односоставное.)

Минутка отдыха.

Сейчас мы с вами немножко поиграем, а заодно посмотрим, умеете ли вы слушать.

Котята. С.Маршак.

Два маленьких котенка поссорились в углу.

Сердитая хозяйка взяла свою метлу

И вымела из кухни дерущихся котят,

Не справившись при этом, кто прав, кто виноват.

А дело было ночью, зимою, в январе.

Два маленьких котенка озябли во дворе.

Легли они, свернувшись, на камень у крыльца.

Носы уткнули в лапки и стали ждать конца.

Но сжалилась хозяйка и отворила дверь.

«Ну что, - она спросила, - не ссоритесь теперь?»

Прошли они тихонько в свой угол на ночлег.

Со шкурки отряхнули холодный, мокрый снег.

И оба перед печкой заснули сладким сном

А вьюга до рассвета шумела за окном.

Чистоговорка.

1) Не тот, товарищи, товарищу товарищ,

Кто при товарищах товарищу товарищ.

А тот, товарищи, товарищу товарищ,

Кто без товарищей товарищу товарищ.

2) Погода размокропогодилась.

Закрепление изученного материала.  Тренировочные упражнения.  
Упр. 252 — устно. Из какого произведения И.С. Тургенева взят этот
диалог? («Бежин луг».) Выберем неполные предложения:
А туда, где, говорят, зимы не бывает.

Есть.

-   Далеко?
Далеко, далеко, за теплыми морями.

Упр. 253 устно разобрать, выполнить в форме графического диктанта. Прочитаем предложения с правильной интонацией. Отметим, что на месте пропуска членов предложения может и не быть паузы и тире. Восстановим недостающие члены предложений (устно).
Упр. 254: 1 часть — устно, II письменно.
Упр. 255 письменно.
5.  Словарная работа.
Выписать слова в рамках:
декларировать, декларация, аудитория, лаборатория.
Выяснить по словарю значение незнакомых слов.

Обобщение изученного материала.

Что сегодня изучали на уроке? Какие предложения называются неполными?  Что еще вы знаете об этих предложениях? Что было не понятно? Что запомнилось (понравилось)?
Домашнее задание
1.  Упр. 257.                           Оценки за урок.
                                        Спасибо за работу! До свидания!

Самоанализ урока русского языка.

Урок русского языка по теме «Неполные предложения» проведен  19.12.07. в 8 «А» классе. Данный урок  традиционного типа – урок усвоения новых знаний. Изучаемая тема входит в раздел «Синтаксис и пунктуация». Эта тема связана с предыдущими темами, в частности с односоставными и двусоставными предложениями.  Сведения (зун) полученные учениками  о неполных предложениях понадобятся на последующих уроках, при изучении способов передачи чужой речи.

При подготовке к уроку были учтены требования программы, т.е. на изучение темы «Неполные предложения» отводится 2 часа. Поэтому форма занятий – урок (тип: урок усвоения новых знаний, т.к. учащиеся впервые встречаются с данной темой). И целесообразно 2 урок по типу  будет уроком закрепления, полученных зун (тренировочным).

На уроке были реализованы все поставленные задачи:

  1. Образовательные (повторить фонетику, научить различать неполные предложения от полных, сформировать умение определять неполные двусоставные и односоставные предложения) при лингвистической разминке, объяснении материала учителем, тренировочными упражнениями, графическим диктантом.
  2. Воспитательные (воспитывать интерес к работе над словом) через наблюдение над языковым материалом, при воспроизведении речевых ситуаций из жизни, при выполнении задания составить диалог.
  3. Развивающие (развивать речь учащихся  посредством обогащения словарного запаса), при работе с новыми словами, со словарем.

Данный урок состоял из следующих этапов и имел такой хронометраж:

 Организационный момент (1 мин.)

Повторение изученного материала (3 мин.)

Психологическая подготовка учащихся к восприятию новых знаний (1 мин.)

Объяснение нового материала (15 мин.)

Физкультминутка (3 мин.)

Закрепление изученного  материала (15 мин.)

Обобщение изученного материала (1 мин.)

Домашнее задание (1 мин.)

Считаю, что такая структура урока наиболее рациональна (приемлема), т.к. основное внимание нужно уделить изучению новой темы и отработке навыков (закрепить практически).

В ходе урока были использованы следующие  методы и приемы: слово учителя (вступительное, комментирующее, обобщающее), опрос (фронтальный), наблюдение над языковым материалом, чтение языкового материла, беседа. Словесные, наглядные и практические методы необходимы, чтобы облегчить восприятие теоретического материала учащимися, активизировать их творческие способности, а также сосредоточить внимание на основных моментах урока.

Поставленные задачи урока удалось реализовать, избежав перегрузки и ухудшения самочувствия учащихся, т.к. помимо разнообразных методов на уроке чередовались устные и письменные формы работы, была проведена физкультминутка.

На изучение данной темы выделяется еще 1 урок, на котором необходимо будет повторить сведения, полученные учащимися на этом уроке и закрепить практически, а также использовать «мерцающее» повторение на последующих уроках.

Для проверки знаний учащихся использовались следующие приемы: фронтальный опрос, графический диктант, самостоятельная работа. Эти приемы позволяют быстро проверить правильность выполнения заданий учащимися, а самостоятельная работа  - выявить слабые места каждого учащегося и доработать пробелы на следующем уроке.

При объяснении нового материала соблюдался принцип «от простого к сложному». Во время работы на уроке учащимся давались установки на слушание, чтение заданий к упражнениям и самих упражнений. Это позволяло сконцентрировать внимание учащихся на определенной работе. В конце урока был сделан вывод по теме и выставлены оценки за работу, некоторые из которых были прокомментированы.

При проведении урока были учтены и особенности класса. Класс состоит из 15 человек. Учащиеся активны, дисциплинированны, обладают устойчивым вниманием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 9 класс, тема "Сложные предложения с разными видами связи».

Цель урока: систематизировать знания учащихся о сложной синтаксической конструкции, схеме ее разбора и постановке знаков препинания между частями ССК.Задачи урокаОбучающая  – углубление пре...

Урок русского языка 5 класс. Второстепенные члены предложения и здоровый образ жизни.

    Предлагаю разработку урока русского языка для 5 класса по программе Бабайцевой В.В. Раздел «Синтаксис. Второстепенные члены предложения. Обобщение»....

Урок русского языка. 11 класс. Бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзных предложениях.

Урок русского языка в 11 классе. Тема:" Бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзных предложениях"...

Урок русского языка 5 класс Однородные члены предложения

Урок изучения и закрепления материала...

Урок русского языка "Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и вставными конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения" 8 класс

Урок дает возможность повторить материал на изученную тему и проверить знания учащихся. Используются тесты для 9 класса "Готовимся к ГИА"...

Открытый урок русского языка 11 класс. Тема: "Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений".

Тема:Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений.Цель:Обобщить и систематизировать знания о сложных предложениях;совершенствовать умения: устанавливать смысловые отношения...

Урок русского языка 9 класс Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными причины.

Урок русского языка 9 класс Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными причины....