Разработка дидактических материалов по теме «Глагол» (5 класс)
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Мустафина  Гульнур Адгамовна

Работа содержит дидактические материалы по теме "Глагол" для 5 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_glagolam_v_5_kl._mustafina.doc201 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка дидактических материалов

 по теме «Глагол» (5 класс)

Выполнила - учитель русского

языка и литературы                                                                                              Мустафина Г.А. – учитель 1-ой            

                                                                                     квалификационной категории                                                                                              МБОУ «Новокишитская ООШ»                        

                                                                                                Арского  муниципального

                                                                                         района РТ

1. Контрольный диктант с грамматическим заданием

       

    1 вариант

                              Алеша

Алёше было одиннадцать лет, когда он перешёл в четвертый класс. Он усердно учился, любил читать книги о морских разбойниках, о Робинзоне Крузо, русские народные сказки, сказки Андерсена. Любил ещё он очень природу. Летом все дни проводил в прогулке по лесу и на речке, где часто катался на лодке или ловил рыбу. Зайдёт в густой камыш, забросит удочку в воду и ждёт, клюнет ли ёрш или жадно схватит червяка окунь. Но лучше всего бывает в лесу. Сколько в нем цветов, ягод, грибов! Нарвёт Алёша большой букет цветов, наполнит корзину маслятами, лисичками и другими грибами и с радостным чувством возвращается домой.

Грамматическое задание

  1. Произведите морфологический разбор слова перешёл (1 вариант). проводил ( 2 вариант).

 2.Разберите следующие слова по составу: народные, перешел (1 вариант) наполнит, народные  (2 вариант).

 3.Подчеркните одно предложение с однородными членами предложения ( 1 вариант), сложное предложение (второй вариант)

   

Ключи:

I вариант

1.а) перешёл-глагол.Он (что сделал?) перешёл

   б) Инфинитив –перейти, С.В. I спряж. ед.число ,прошед.вр. м.р.

   в) Он (что сделал?) перешёл  

 3.    Он усердно учился, любил читать книги о морских разбойниках, о Робинзоне Крузо, русские народные сказки, сказки Андерсена.

II вариант

  1. а) проводил-глагол

что делал? Проводил

         б) инфинитив-проводить,  НСВ , II спряж.ед. число, прош.вр.м.р.

         в) Что делал? проводил

   Алёше было одиннадцать лет, когда он перешёл в четвертый класс.

2. Самостоятельная работа по вариантам

 1 вариант


1.Выборочный диктант


    Лес уже сбросил листву. Дни наступили пасмурные, тихие, без ветра. Настоящие дни поздней осени.

   В такой день идешь по лесной тропинке, кругом тишь. Не слышно даже шума деревьев, шелеста листвы. Только иногда раздается звук падающих шишек. На голых сучьях повисли капли росы от ночного тумана.

    Легко дышит осенней свежестью грудь. Приятно идти по мягкому ковру из листьев.

     Вдруг среди листвы мелькает пестрый комок. Это птица. Она жива, но едва дышит. Ребята решают взять бедняжку домой, а то ее найдет лисица и съест.


Грамматические задания


Распределить глаголы  из текста в 3 столбика: наст.вр. ,прош.вр., будущ.вр.




2.Словарный диктант.

Негодовать, недоумевать, извинить, стеречь, исследовать, бережет, представить, обидеть, экономить, слышишь, видишь, прыгнуть.


3.Подчеркните орфограммы в данных словах. Объясните, где возможно, правописание безударных гласных и проверяемых согласных.


 1.Удивительное происшествие, интересная задача, посадить дерево, подражать дрессировщику, ночные запахи.


2.Выписать сначала слова, затем словосочетания и наконец предложения ( грамматические основы). Распределить их в три столбика.


Отряд, молодежный отряд, перед отрядом, отряд сражается;. Какая тишина, очень тихо, установилась тишина, тишина,  тишине; читаю, не читал, читал брошюру, брошюра прочитана, интересная брошюра, в конце брошюры.


3.Объясните правописание –тся и  -ться в глаголах. Определите лицо, число, спряжение глагола. Составить два-три словосочетания с некоторыми из трудных глаголов.


Увидеться, увидится, учится, учиться, смеркается, смеркаться, бояться, боятся.


4.Употребите данные словосочетания в творительном и  предложном падежах единственного числа. Составьте с двумя из них простые и сложные предложения, произведите их синтаксический разбор. Сделайте морфологический разбор двух существительных.


 Дремучий лес, горячий песок, шипучий напиток, неуклюжий медведь, свежий ветер, скрипучий снег.


5.Сделайте фонетический разбор слов:  медведь, песок.

6. Составьте связное высказывание на лингвистическую тему: « Роль глаголов в нашей жизни»

     2вариант                        


1.Выборочный диктант


На небе появилось весеннее солнце. Оно разбудило всех в лесу. Повеселела лесная поляна. Золотые лучи солнца перелетали от тропинки к тропинке. Капельки росы заиграли в каждом цветке, в каждой травинке.

Но вот набежала туча и закрыла все небо. Загрустила природа. Столб пыли полетел к озеру. От резкого ветра с деревьев посыпались сухие сучья.

Лес грозно зашумел. Крупные капли дождя застучали по земле. На ней появились мокрые пятна. Удары грома оглушили всю местность.

Но гроза быстро прошла. Тишина. Только дятел стучит по коре дуплистой березы. И снова над лесом светит ласковое солнце.


Грамматические задания


1. Подчеркнуть главные члены предложения. В 4-м предложении над каждым существительным указать падеж:


2.Словарный диктант.

Представить, беседовать ,знобит, преодолевать, дрожать, стережет, не спится, нездоровится, чувствуешь, разобраться, составишь, завладевать.

 

3.Подчеркните орфограммы в данных словах. Объясните, где возможно, правописание безударных гласных и проверяемых согласных.


1. Ненастная погода, серьезная опасность, участвовать в спортивном состязании, чувствовать помощь товарища.


2.Выписать сначала словосочетания с главным словом – именем существительным, затем с главным словом – глаголом.

 


Посетить музей, посещение музея,; беседовать с вожатым, беседа с вожатым, интересная беседа; стремиться к знаниям, стремление к  знаниям, прекрасные знания, знания по биологии; грамотный ученик, поступил учиться, учится рисовать. 


3.Объясните правописание –тся и  -ться в глаголах. Определите лицо, число, спряжение глагола. Составить два-три словосочетания с некоторыми из трудных глаголов.


Пошевелится, пошевелиться, ссорится, ссориться, удается, удаться, косится, коситься.


 4.Употребите данные словосочетания в творительном и  предложном падежах единственного числа. Составьте с двумя из них простые и сложные предложения, произведите их синтаксический разбор. Сделайте морфологический разбор двух  прилагательных.


Пригожий молодец, тягучий мед, пахучий ландыш, колючий еж, хороший товарищ.

 , летняя жара.


5. Сделайте фонетический разбор слов: еж, ландыш..

 Составьте связное высказывание на лингвистическую тему: «  Глагол в нашей жизни»



Ключ: «Роль  глаголов в нашей жизни»

        Предметы способны действовать, двигаться . Например, человек может чувствовать, думать , что-то делать.

     Глаголы привели в движение и речь, большую роль они играют в словообразовании – образуют существительные , новые глаголы.

Функциональную роль глаголов определяем в контексте.

В художественном произведении глаголом можно показать движение не только людей , но и мира .

Глаголы несовершенного вида показывают незавершенность действия, а глаголы совершенного вида показывают завершенность действия .

3. Работа с текстом

1 вариант

ПОЧТА

На севере, где живут ненцы, даже весной, когда уже всюду стаял снег, все еще стоят морозы и воют метели.

Вот раз весной ненецкий почтальон должен был ве…ти почту из одного ненецкого села в другое. Нед…леко – всего тридцать километров.

У ненцев очень ле…кие сани – нарты. В них они запрягают оленей. Олени мчат их быстрее всяких лошадей.

Почтальон выш…л утром, посм…трел на небо, помял рукой снег и подумал: «Будет метель. Но я успею проскочить раньше метели».

Он запряг четырех лучших оленей, надел на себя меховой халат с капюшоном, меховые сапоги и взял в руки длин…ую палку. Этой палкой он будет пог…нять оленей, чтоб они быстрее бежали.

Почтальон привязал почту покрепче к нартам, вскочил на сани, сел бочком и пустил оленей во весь дух. (Б.Житков)

Задания:

  1. Прочитайте текст, озаглавьте его.
  2. О чем говориться в тексте?
  3. Выпишите из 1,2 и 6 абзацев предложения с однородными членами предложения.
  4. Разберите по составу следующие слова: посмотрел,  меховые (Ι вариант), подумал, длинные (ΙΙ вариант).
  5. Выпишите одно слово, в котором звуков больше чем букв. Докажите правильность своего выбора.
  6. Выпишите слова с пропущенными буквами, вставьте их, подберите проверочные слова, где это возможно, или объясните правописание.
  7. Подчеркните главные и второстепенные члены предложения в следующем предложении: В них они запрягают оленей. (Ι вариант), Олени мчат их быстрее всяких лошадей. (ΙΙ вариант)

2 Весна в лесу

Наступила радостная, шумная весна. Теплые лучи солнца съедают последний снег. Звенят под деревьями веселые ручьи. Душистой смолой пахнут набухшие почки. С раннего утра до позднего вечера поют на лесной поляне птицы.

Вылезли из своих жилищ жучки, паучки, букашки. Вышел из своего зимнего домика ежик и осмотрел окрестности. Он не хотел вставать. Холодный ручеек забрался в его сухую постельку и разбудил ежа. Мелькнула серая тень. Это полевая мышь пробежала по узкой тропинке. На макушке ели шумят драчливые вороны. Скоро побегут от кочки к кочке хлопотливые муравьи.

Все рады весне!

Грамматические задания

1. Подчеркнуть главные члены предложения. Над каждым именем существительным указать падеж: во 2-м предложении (Теплые лучи...),

в 12-м предложении (На макушке...).

2. Разобрать по составу слово: пробежала, побегут.

4.Вариативная разноуровневая работа по карточкам

 

       1 вариант

  Карточка № 1

1.Выпишите из текста словосочетания « сущ. + прилаг.», определите род, число, падеж имени прилагательного.

Приметы осени.

На опушке леса одиноко стоит большой раскидистый клён. В его листве кже засверкала золотая проседь. Когда  дует сильный ветер, склеена сыплется осенний, огненный лист. Кажется, будто с легких веток слетают, кружатся над опушкой жар-птицы. А немного поодаль в лесу такие же клёны, но они еще зеленые. В лесу лето, а на опушке уже осень. (Н. Надеждина)

 

 2. Прочитайте  предложения и  определите, на какую орфограмму они подобраны. Сформулируй те правило. Какая из пословиц  вам понравилась? Напишите  почему.

1 Доброе молчанье лучше ворчанья. 2. Не ищи красоты, а ищи доброты. 3.Горьким лечат, а сладким портят. 4. Жюри дает заключительное решение. 5.Мой товарищ – прекрасный парашютист.

3.Выпишите  имена существительные мужского рода единственного числа.

 Рожь, сторож, луж, молодежь, багаж, упряжь, блиндаж; тушь, тишь, шалаш, груш, карандаш, роскошь;. Мяч, речь, туч, ключ, дач, круч; борщ, училищ, пастбищ, рощ.

 4.Запишите предложения.  Подчеркните притяжательные местоимения. Определите их род, число и падеж. Сравните окончания имен прилагательных и притяжательных местоимений. Сделайте вывод.

  1.У моего брата сегодня день рождения. 2.  К нашему крыльцу ведет узкая дорожка. 3. Я сегодня встретил в школе твоего друга. 4. Под моим окном растет молодой дубок. 5. Вчера мы ходили с нашими родителями в зоопарк.

5. Запишите предложения. Найдите и объясните в них сочетания двух глаголов – вспомогательного и основного. Выпишите словосочетания с вспомогательными глаголами начать и кончить. Выпишите словосочетания с вспомогательными глаголами любить, хотеть, уметь.

 1. Витя начал делать домашнее задание в два часа, а закончил в четыре. 2. Когда я закончу работать в саду, я  положу лопату и грабли в сарай. 3. Летом я начну делать утреннюю зарядку. 4. Я кончил читать рассказ поздно вечером. 5. Анна кончила ужинать и вымыла посуду. 6. Дети начали смотреть мультфильм.

Карточка № 2

1.Выпишите из текста словосочетания « сущ. + прилаг.», определите род, число, падеж имени прилагательного.

Летом в лесу.

        Хорошо в лесу в жар…кий полдень! Чего только тут не увидишь! Высокие сосны развесили иглистые вершины. Ёлочки выгибают кол…чие ветки. Красуется кудрявая берёзка с душис…ыми листочками. Дрожит серая …сина. Корен…стый дуб раскинул вырезные листья. Из травы глядит глазок земляники. Рядом краснеет душ…стая ягодка.

        Крепк…м носом стучит по стволу дятел. Кричит иволга. Мелькнула пуш…стым хвостом це…кая белка. Далеко в чаще раздается треск. Уж не медведь ли это? (По К. Ушинскому)

2. Прочитайте  предложения и  определите, на какую орфограмму они подобраны. Сформулируйте правило. Какая из пословиц  вам понравилась? Напишите  почему.

 1.Хочешь есть калачи не  лежи на печи. 2.Чужие грехи  перед очами,  а свои за плечами. 3.Держи ухо востро. 4. Мне принесли интересные брошюры.5. В романах Жюля Верна много поучительного.

3.Выпишите  имена существительные женского рода единственного числа.

Рожь, сторож, луж, молодежь, багаж, упряжь, блиндаж; тушь, тишь, шалаш, груш, карандаш, роскошь;. Мяч, речь, туч, ключ, дач, круч; борщ, училищ, пастбищ, рощ.

 4.Запишите предложения.  Подчеркните притяжательные местоимения. Определите их род, число и падеж. Сравните окончания имен прилагательных и притяжательных местоимений. Сделайте вывод.

1. Мама починила мою куртку. 2. Я давно не видал твоих родителей. 3. Расскажите о ваших каникулах. 4. Я долго разговаривал с твоим братом. 5. Я был в гостях у моего старшего брата.

5. Запишите предложения. Найдите и объясните в них сочетания двух глаголов – вспомогательного и основного. Выпишите словосочетания с вспомогательными глаголами начать и кончить. Выпишите словосочетания с вспомогательными глаголами любить, хотеть, уметь.

1. Марат умеет ездить на велосипеде. 2. Дима любит рисовать цветными карандашами и красками. 3. Маша хочет читать быстро и без ошибок. 4. Наша семья любит собирать грибы и ягоды. 5. Ира умеет хорошо играть на пианино.

Карточка № 3

1.Выпишите из текста словосочетания « сущ. + прилаг.», определите род, число, падеж имени прилагательного.

Зима.

Наступила холодн… зима. Солнце светит недолго и греет мало. Дни стали коротк…, а ночи длинные.

Глубок… снег покрыл землю. Толст… лед лежит на реках и озерах. Часто бывают сильные морозы и снежные метели. Деревья стоят без листьев. Только сосны и ели зеленеют.

Люди надевают теп…лую одежду. В домах они топят печи.

Дети весело играют в снежки, лепят снеж…ную бабу. Они катаются на санах и коньках.

2. Прочитайте  предложения и  определите, на какую орфограмму они подобраны. Сформулируйте  правило. Какая из пословиц  вам понравилась? Напишите  почему.

 1.Не спеши карать, спеши миловать. 2.Душу и сердце в работу вложи, каждой минутой в труде дорожи. 3.Как щука ни востра, а не возьмет ерша с хвоста. 4.При прыжке парашют раскрывается по желанию парашютиста. 5.Жюри отбирает лучших их лучших.

3.Выпишите  имена существительные женского  и  среднего рода  множественного числа.

Рожь, сторож, луж, молодежь, багаж, упряжь, блиндаж; тушь, тишь, шалаш, груш, карандаш, роскошь;. Мяч, речь, туч, ключ, дач, круч; борщ, училищ, пастбищ, рощ.

 . 4.Запишите предложения.  Подчеркните притяжательные местоимения. Определите их род, число и падеж. Сравните окончания имен прилагательных и притяжательных местоимений. Сделайте вывод.

 1. В моем новом портфеле лежат учебники и тетради. 2. У нашей младшей сестры сегодня  экзамен. 3. Я вырезал картины твоими острыми ножницами. 4. Я хочу подарить мячик вашему маленькому сыну. 5. Белая береза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром.

5. Запишите предложения. Найдите и объясните в них сочетания двух глаголов – вспомогательного и основного. Выпишите словосочетания с вспомогательными глаголами начать и кончить. Выпишите словосочетания с вспомогательными глаголами любить, хотеть, уметь.

1. Мы любим отдыхать летом в деревне. 2. Дима не умеет ездить верхом на лошади, но хочет научиться. 3. Девочки из нашего класса умеют хорошо шить и вкусно готовить. 4. Малыш хочет спать.

5.Тесты

I вариант

1.В какой строчке во всех словах в окончании пишется буква И

  1. Он дыш…т, увид…т, гоня…тся, раздел…т;
  2. Он распил…т, слыш…т, скач…т, гре…т;
  3. Он угон…тся, вылет…т, объяв…т,провер…т;
  4. Он услыш…т, вдрогн…т, слуша…т, поздрав…т;

2.Во всех словах строчки в окончании пишется буква Е

  1. Он колыш…т, ре…т, реша…т, осво…т;
  2. Он посе.т, чу…т, кол…т, вкуша…т;
  3. Он кат…тся, утеша…т, клее…т ,та…т;
  4. Он упуст…т, пове…т, зате…т, стел…т;

3. Во всех словах строчки в окончании пишется буква Ю

1)Они вод…т, клее…т, бре…т, та…т;

2) Они стро…т, бор…тся, высп…тся, обве…т;

2)Они слуша…т, дремл…т, гоня…т, леле…т;

3)Они жал…т, кол…т, пол…т,терп…т;

4.Во всех словах строчки в окончании пишется буква Е

  1. Он слыш…т, проявляя…т, расхвал…т, отвеча…т;
  2. Он  вступа…т, ненавид…т, укрепляя…т, ве…т;
  3. Он се…т, кол…т, заправ…т, затее…т;
  4. Он гоня…т, выключа…т, пережива…т, дремл…т;

5. Во всех словах строчки в окончании пишется буква Е

  1. Он полощ…т,ре…т, верт…т, кол…т;
  2. Он выдержива…т, пол…т, чу…т,набира…т;
  3. Он гоня…тся, исправ…т, стро…т, ропщ…т;
  4. Он вылета…т, услыш…т, брезж…т, кача…т;

6. Во всех словах строчки в окончании пишется буква И

  1. Он мел…т(зерно), дыш…т,гон…тся, леч…т;
  2. Он бре…т, ве…т, исправ…т, пляш…т;
  3. Он гоня…т, слуша…ет, вид…т, завис…т;
  4. Он держ…т,стро…т,пил…т, жар…т;

7. Какое слово может быть и прилагательным, и глаголом

 

1) Весела                 3)бывалый

2) Смела                 4) болен

8.В каком предложении есть неопределенная форма глагола?

1)  Летом молодежь веселит_ся на улице до утра.

2) Не унывайте , если не всё получит_ся хорошо.

3) Соревнования продолжат_ся завтра.

4) Завтра надо пораньше проснут_ся.

9.В каком ряду все слова пишутся с Ь?

1) начат_ся, уколет_ся, загорет_ся

2) сдат_ся, раздет_ся, пролит_ся

3) расстраиват_ся, увидят_ся, пробрат_ся

4) борот_ся, растерят_ся, слышит_ся

10. Вкаком примере НЕ пишется слитно?

1) Мы (не) стали ждать повторного приглашения.

2) Тузик (не)навидел соседского кота.

3) Почтальон , наверное, (не)нашёл наш дом.

4) Даше  никогда (не)надоедало заниматься малышами.

11.Найдите ошибку в объяснении орфограммы

    ( В) лесной деревушке  , где рос Сергей, никто (не) видел моря. Когда брат Сергея  (от)служил во флоте и вернулся домой, все приходили слушать его (бес, без)конечные рассказы о море.

1) (В)лесной- предлог перед прилагательным; пишется раздельно

2) (Не)видел- частица НЕ перед глаголом;  пишется слитно

3) (От)служил –предлог перед глаголом; пишется слитно

4) (Без, бес)конечные –прилагательное с приставкой, пишется слитно;   приставка  БЕС –перед глухой согласной корня.

12. Найди глагол.

1) выход               3)синеют
2)синева              4)вверху

13.Какой глагол стоит в неопределённой форме.

1) плавали

2) нести

3) смеётся

4) берег

14. В каком ряду в обоих словах пишется Ь ?

1) взобрат…ся, береч…

2) мчит…ся, купаеш…ся

3) колыхат…ся, льёт…ся

4) испеч…, слышит…ся

15. Из данного предложения выпишите глагол (глаголы) совершенного вида.

   В сенях жужжали большие толстые мухи , паук дремал в углу посреди паутины, воробей пришёл пеший  через порог  и искал себе зёрнышко в жилой земле избы.

16. Какой глагол не имеет формы настоящего времени?

1) смотреть

2) мерить

3) чинить

4) войти

17.Опеделите , какими частями речи являются слова:

                                                        Части речи:
1) ускорить                                     а)существительное
2) скорость                                     б) прилагательное
3) он                                                 в) глагол
4) скорое                                         г) местоимение

18. В каком глаголе пишется окончание  -ИШЬ?


1)выпь_шь                                  3) посмотр_шь
2)сяд_шь                                     4) постел_шь


19.Какой глагол в форме единственного числа прошедшего времени в мужском роде не имеет суффикса –Л-?

  1. Прогнать
  2. Вытечь
  3. Выписывать
  4. Подхватить

20. Какой глагол не имеет формы настоящего времени?

1)рубить
2) грести
3) сверить
4) собирать

21.В каком ряду  в обоих словах пропущена одна и та же буква?

1) зала…ла, посе…ли
2) умнож…л, нач…л
3) приглад…л, увид…ли
4) разве…ли, повер…ла


22. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный


1) полОжу
2) повтОрит
3) позвонИм
4) начАл

23. Из данного предложения выпишите глаголы


 Он стал припоминать ,всё чему его учили, что знал из рассказов рыбаков и охотников.

24. В каком случае НЕ со словом пишется слитно?

1) (не)дал
2) (не)мог
3) (не)было
4)(не)годует

25.В каком ряду в обоих словах пропущена И?

1)полож…м, зап…реть
2)забл…стел, тороп…м
3) выж…гал, бор…мся
4) увид…м, уб…рал

26. Какой глагол не имеет антонима?

1) писать
2) приехать
3) уйти
4) закрыть

27. В каком из слов данных предложений нужен Ь? Местность нам очень нравит…ся. Да разве может она не нравит…ся! Выберите правильный ответ.

1) В обоих словах нужен Ь.
2) В обоих слова Ь не нужен.
3) В первом слове нужен Ь.
4) Во втором слове нужен Ь.

28.Укажите время глаголов , выбрав правильный ответ:

1 пришел   2 увидел   3 победил


1) Все глаголы наст.вр.
2) Все глаголы прош.вр.
3) 1-й, 2-й –прош. вр., 3-й –наст.вр.


29. Укажите , в какой группе слов правильно поставлены ударения:

  1. пОнял, сОздал, повторИт, нАчал;
  2. пОнял, создАл, повтОрит, начАл;
  3. понЯл, сОздал, повтОрит,нАчал;

30. Выберите столбик: 1),2),3),или 4), в котором последовательно расположенные буквы соответствут пропущенным в данных словах буквам:


                                                         1)      2)      3)    4)
бл…стит                                          и         и       е     е
соб…рать                                        и        е        е     и
ст…лить                                          и         и       е      е
зап…рать                                        и         е       е      и

Ключи:

1-3

2-2

3-3

4-4

5-2

6-4

7-2

8-4

9-2

10-2

11-3

12-3

13-2

14-1

15-пришёл

16-4

17-ускорить-глаг., скорость-сущ., он-мест., скорое-прилаг.

18-3

19-2

20-2

21-1

22-3

23-припоминать, учили, знал.

24-4

25-4

26-1

27-4

28-2

29-1

30-4

6. Анализ сочинений на лингвистическую тему

I вариант

Исходный текст.

     Пунктуация – это раздел науки о языке, в котором изучается система знаков препинания и правила их постановки. На письме без знаков препинания обойтись невозможно.

Например, точка в конце предложения и восклицательный знак в конце  предложения завершают их на письме. Это знак завершения и отделения. Внутри предложения, при помощи запятых, выделяются однородные члены предложения, обращения  «там было  несколько яблок, мандарины, орехи», а в некоторых  предложениях  при помощи запятой автор разделяет части сложного предложения.

4. Зачем нужна пунктуация (знаки препинания)?

     Пунктуация – важный раздел языкознания, который изучает постановку знаков препинания. Я считаю, что на письме без знаков препинания обойтись невозможно.

     Они выполняют в письменной речи выделительную и разделительную функции. Например  разделяют предложения в тексте , части сложного предложения , однородные члены предложения , отделяют прямую речь от слов автора .

    Наличие   знаков завершения в конце предложений помогает автору передать повествовательную, вопросительную и восклицательную  интонации.  Стоит заменить точку в предложении  на вопросительный знак, смысл предложения сразу изменится.

      Без сомнения, без пунктуации в письменной речи не обойтись

1.Ученик дал обоснованный ответ на поставленный  вопрос, выявив2 разные функции языкового явления-2 балла

2. Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой  связностью, последовательностью изложения  -2 б.

3. Работа характеризуется композиционной стройностью и завершенностью, ошибок в построении текста нет-1 б.

4. Орфографических ошибок нет- 2 б.

5. Допущена одна пунктуационная ошибка(Например,)

7.Подберите примеры из художественной литературы на предложенные задания

I вариант

 Виды заданий


1Подберите текст с глаголами из русских народных  сказок.

А) Выпишите  глаголы прошедшего времени и произведите разбор одного из них.

В) Докажите, что слово вышли

является глаголом

Г) Образуйте от глаголов повелительное наклонение.




2.Выпишите из пословиц и поговорок10 глаголов на         –ться и –тся



3.Подберите из рассказа И.С.Тургенева «Муму» существительные, прилагательные, глаголы,  которые с НЕ пишутся слитно.


4.Подберите фрагмент произведения  с описанием внешности героя. Выпишите  из выбранного фрагмента краткие прилагательные,  образуйте от них полные и подберите к ним антонимы.






5. Выпишите из словаря 4-5 пословиц. Подчеркните глаголы на правописание  -ться,  -тся.







6.Выпишите из орфографи –ческого словаря пять-шесть существительных, оканчива-

ющихся на шипящий, и образуйте от них прилагательные. Поставьте эти прилагательные в д., тв. и

пр.падежах.

 Примеры к заданию


Вышли братья на широкий отцовский двор, натянули свои тугие луки и выстрелили.

Пустил стрелу старший брат. Упала стрела на боярский двор, и подняла ее боярская дочь.

Пустил стрелу средний брат — полетела стрела к богатому купцу во двор. Подняла ее купеческая дочь.

Пустил стрелу Иван-царевич — полетела его стрела прямо в топкое болото, и подняла ее лягушка-квакушка..



Остановиться, боится, превращается, вернется, ошибается, приложатся, гордятся, смириться, родятся, справиться.



Нерадостный ,ненастный, небольшой ,неистомной ,несчастьем, недоумевал, незнакомые, неожиданное, нездоровилось, несчастную, необыкновенного, негодовала.




Чечевицын был такого же возраста и роста, как Володя, но не так пухл и бел, а худ, смугл, покрыт веснушками. Волосы у него были щетинистые, глаза узенькие, губы толстые, вообще был он очень некрасив, и если б на нем не было гимназической куртки, то по наружности его можно было бы принять за кухаркина сына. Он был угрюм, все время молчал и ни разу не улыбнулся.

                                 А.Чехов «Мальчики».


Была бы охота- будет ладиться работа. Любишь кататься- люби и саночки возить.

Чем меньше врется, тем спокойнее живется.

Если умный ошибется , он и родному отцу не признается.

Ум истиною просветляется, сердце любовью окрыляется.



Массаж, камыш, речь, этаж, шалаш, шантаж, лещь.

II  вариант

1.   Контрольный диктант с грамматическим заданием

Теперь железная дорога шла по ни...кой мес…ности. В окнах выделялись только кочки, иногда тощие осинки и бере…ки. Грус…ная картина. Но вот сверкнула синяя лента реки, за ней дорога пошла в гору. Кудрявые бере…ки, нарядные рябины, молоденькие дубки з…ленеют по сторонам дороги. Речки сменяются озёрами. Глядишь и радуешься. А что это за кустарники на берегу речки? Да это дикая смородина! Какая она крупная и зрелая! Хорошо бы собрать да покушать спелой ягодки! Но стучат колёса, бегут вагоны, и ягодник остается позади. Пров…дник проходит по вагону и об…являет: «Поезд подходит к городу Пскову». (По А.В. Хлебниковой)

Грамматическое задание

 1. Перепишите текст, вставляя  пропущенные буквы и подберите к ним проверочные  слова.

2. Разберите следующие слова по составу: проводник, подходит, ягодник.

3. Поставьте данные словосочетания в родительном и дательном падеже: кудрявые березки, нарядные рябины, молоденькие дубки.

Ключи:

1 низкой-низок, местности-место, берёзки-берёзонька, грустная-грусть, зеленеют-зелень, проводник-проводка;

3.кудрявых берёзок, кудрявым берёзкам; нарядных рябин, нарядным рябинам; молоденьких дубков, молоденьким дубкам;

2. Самостоятельная работа по вариантам

2 вариант

1 вариант


1.Преобразуйте словосочетания «прилаг. + сущест,» в нераспространенные предложения, замените полную форму прилагательных краткой, Произведите синтаксический разбор двух предложений.


Дремучий лес, горячий песок, шипучий напиток, неуклюжий медведь, свежий ветер, скрипучий снег.


2.Определите  склонение существительных, распределите их по трем группам: 1) 1-е скл.; 2) 1-е и 2-е скл. На –ия, -ий, -ие; 3) 3-е скл. Поставьте существительные в род., дат., предл. п.; Объясните правописание окончаний.


Родина, революция, воззвание, преданность; батарея, кавалерия, граница, находчивость; партия, восстание, отчизна, армия, артиллерия, казарма, сражение, смелость;

   

3.Запишите пары слов. Объясните, чем отличается одно слово от другого ( значением, грамматической формой, произношением, правописанием). Слова  рассвет – расцвет разобрать по составу, рассвело – рассвет  -  фонетически,  речь - лечь – как часть речи .


Корова – корона, капитан – капитал, речь – лечь, бедный – бледный.   , светило – светило рассвело – рассвет.




4.Составьте связный  текст на одну из тем: «Подготовка к спортивным соревнованиям», «Спортивные состязания по гимнастике в школе», используя (по необходимости) некоторые из  предложенных слов. Используйте в своем сочинении одно предложение с однородными членами, одно – сложное, одно – с прямой речью


Тренер, тренировать, состязание, соревноваться, команда, рассчитывать, финал, поздравления, болельщики, награждения.

 2 вариант1.


Преобразуйте словосочетания «прилаг. + сущест,» в нераспространенные предложения, замените полную форму прилагательных краткой, Произведите синтаксический разбор двух предложений.

 

Пригожий молодец, тягучий мед, пахучий ландыш, колючий еж, хороший товарищ.

 , летняя жара.


2.Определите  склонение существительных, распределите их по трем группам: 1) 1-е скл.; 2) 1-е и 2-е скл. На –ия, -ий, -ие; 3) 3-е скл. Поставьте существительные в род., дат., предл. п.; Объясните правописание окончаний.


 Местность, аллея, здание, площадь, площадка, речка, территория, тропинка, опасность, ущелье; школа, география, знание,  литература, поэзия, прилежание, тетрадь, тетрадка, старательность. 


3.Запишите пары слов. Объясните, чем отличается одно слово от другого ( значением, грамматической формой, произношением, правописанием). Слова  рассвет – расцвет разобрать по составу, гранит – грянет  - фонетически, слова печь – печь – как часть речи.


Курица –курится, гранит – грянет, брезжит брызжет, засыпает (быстро) – засыпает  (песком), печь –печь бедный – бледный. рассвет – расцвет


 4.Составьте связный  текст на одну из тем: «Подготовка к спортивным соревнованиям», «Спортивные состязания по гимнастике в школе», используя (по необходимости) некоторые из  предложенных слов. Используйте в своём  сочинении  одно предложение с однородными членами, одно – сложное, одно – с прямой речью.


Тренер, тренировать, состязание, соревноваться, команда, рассчитывать, финал, поздравления, болельщики, награждения

3. Работа с текстом

2 вариант

МЕДВЕЖЬЯ СЕМЬЯ.

На освещ…нную солнцем л…сную поляну выв…ла медведица своих маленьких медвежат.

Остан…вилась, слушает осторожная медведица: все ли спокойно в лесу?

Жму…ся к матери маленькие медвежата. Страшно им в огромном лесу. Только недавно выбрались они из теплой берлоги.

Прислушиваются медвежата, как шумит ветер в высоких л…сных в…ршинах, как пересвистываются и поют невидимые птицы, а на сухой сосновой макушке дятел выстукивает барабанную дробь.

Поз…ней зимою, в берлоге, р…дились у медведицы эти мохнатые медвежата. Тепло им было в закрытой берлоге. Крепко спали они возле матери.

Вывела медведица свих медвежат в лес. Будут они теперь привыкать к р…дному лесу, играть и кувыркаться по мя…ким кочкам, взбираться на д…ревья.

Трудно увидет… медведей.

Далеко слышит и чует медведица. Не увидишь и не услышишь, как уйдут, тихо скроются в темном лесу дикие звери. (По И. Соколову-Микитову)

Задания:

  1. Прочитайте текст, озаглавьте его.
  2. О чем говориться в тексте?
  3. Выпишите из 1-4 абзацев (Ι вариант), из 5-6 (ΙΙ вариант) предложения с однородными членами предложения.
  4. Разберите по составу следующие слова: прислушиваются, невидимые (Ι вариант), выстукивает, увидеть (ΙΙ вариант).
  5. Выпишите одно слово, в котором звуков больше чем букв. Докажите правильность своего выбора.
  6. Выпишите слова с пропущенными буквами, вставьте их, подберите проверочные слова, где это возможно, или объясните правописание.
  7. Подчеркните главные и второстепенные члены предложения в следующем предложении: На освещенную солнцем лесную поляну вывела медведица своих маленьких медвежат. (Ι вариант), Поздней зимою, в берлоге, родились у медведицы эти мохнатые медвежата. (ΙΙ вариант).

Прочитай текст. Выполни задания.

2.Закончилась дождливая осень. Наступила морозная снежная зима. Кругом лежит серебристый снег и блестит на солнце. На лесной поляне далеко виден могучий дуб. Стоит он и могучими ветвями упирается в самые облака. Ловко перепрыгивают с ветки на ветку шустрые белки. Зимой они питаются древесными почьками, орехами, семенами шишек.

1. Из четвёртого предложения выпиши главные члены.

2. Из 3 предложения выпиши одно словосочетание.

3. Выделенные слова напиши в алфавитном порядке.

4. Найди слово с орфографической ошибкой.

5. Найди в тексте слово противоположное  по значению к слову стоит .

6. Выпиши слово с непроверяемой гласной в корне.

7. Выпиши и разбери по составу слово  перепрыгивают.

Ключи:

1. Дуб виден.

2. серебристый снег;

3. Блестит, дождливая, закончилась, лежит, наступила, перепрыгивают,    питаются, упирается.

4. почками

5. лежит

6. морозная

7.пере(приставка) прыг(корень)-ива(суффикс)ют(окончание)

4.Вариативная разноуровневая работа по карточкам

 

.

 2 вариант

 Карточка № 1.

 

              Предупредительный диктант

 1.    Переписать текст, Вместо точек вписать нужную букву. В скобках указать проверочное слово.

                       Алмазный язык.

Для вс…го (все), что существует в природе, - в…ды ( ), воздуха, н…бес ( ),  …блаков ( ), солнца, д…ждей ( ), л…ов  ( ), болот, рек и озе …зер ( ), лугов и п…лей ( ), цв…тов ( ) и трв – в русском языке есть много хороших слов и названий. Главный источник _ сам народ, люди, у которых что ни слово, то зол…то ( ) э

                                                                                 (К. Паустовский)

2. Выделите суффиксы имен прилагательных. При помощи   каких  еще  суффиксов образуются имена прилагательные? Приведите примеры. Составьте  с  данными словосочетаниями два предложения – одно с прямой речью, другое – сложное. В сложном предложении выделите главные члены предложения.

  Яркий огонь – огневая стрельба, высокий кедр – кедровый лес, вкусная гречка – гречневая каша, сладкий мед – медовые пряники,  теплый мех  - меховая шапка, вкусная вишня – вишневое варенье.

 3.  Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите приставку. Подчеркните в словах первую букву корня. Составьте  3 -4 словосочетания с данными словами.

 Об…явление, с..ъедобный, раз..езд, про…езд,  под..ем,. с…есть, от…ехать, с…едобный, с…ехать, об…яснить, в…ехать.

4 .Найдите слова с непроизносимыми согласными, подчеркните их. Подберите к ним проверочные слова. Письменно ответить на вопрос.

     Поздней осенью бывает так чудесно и прекрасно! Радостно на небе появится солнце. Везде падают с деревьев гигантские капли, будто каждое дерево умывается.                                                    (По М. Пришвину)

       Нравится ли тебе такая осень?

 

Ключи:
4.поздней-опоздать, радостно-радость, солнце-солнечный.

Карточка № 2

       Предупредительный диктант

   1. Переписать текст, Вместо точек вписать нужную букву. В скобках указать проверочное слово.

                       Алмазный язык.

Для вс…го (все), что существует в природе, - в…ды ( ), воздуха, н…бес ( ),  …блаков ( ), солнца, д…ждей ( ), л…ов  ( ), болот, рек и озе …зер ( ), лугов и п…лей ( ), цв…тов ( ) и трв – в русском языке есть много хороших слов и названий. Главный источник _ сам народ, люди, у которых что ни слово, то зол…то ( ) э

                                                                                 (К. Паустовский)

 2.  Выделите суффиксы имен прилагательных. При помощи   каких  еще  суффиксов образуются имена прилагательные? Приведите примеры.

Составьте  с  данными словосочетаниями два предложения – одно с прямой речью, другое – сложное. В сложном предложении выделите главные члены предложения.

  Зимний лес, свободный диктант, рыбный суп, речной катер, ручной зверек, мясной рулет, трудная задача, бережное отношение, глазные капли, дружные дети, железные ворота, летняя пора, лесной зверь.

   3.Составить предложения, используя данные слова. Подчеркните слова  с Ъ  знаком,  выделите приставку.

 К,  школы, подъезду, автобус подошел.  Уроке, языка, учительница, на, русского, объяснила, правило, трудное,. Сергей, горки съехал, С.крутой, на, санках. Съели, пирожки, дети, все, сладкие, бабушкины.

 4 .Найдите слова с непроизносимыми согласными, подчеркните их. Подберите к ним проверочные слова. Письменно ответить на вопрос.

   Осень обычно начинается как праздник красок, а заканчивается ненастными днями. Деревья стоят голые, Грязь, дождь, сырость. Каждый человек замечает и чувствует в осени что-то свое.

 Какую осень видишь ты?

Ключи:

4.праздник-праздничный, ненастными-ненастье, дождь-дожди

Карточка № 3

 1. Предупредительный диктант

    Переписать текст, Вместо точек вписать нужную букву. В скобках указать проверочное слово.

                       Алмазный язык.

Для вс…го (все), что существует в природе, - в…ды ( ), воздуха, н…бес ( ),  …блаков ( ), солнца, д…ждей ( ), л…ов  ( ), болот, рек и озе …зер ( ), лугов и п…лей ( ), цв…тов ( ) и трв – в русском языке есть много хороших слов и названий. Главный источник _ сам народ, люди, у которых что ни слово, то зол…то ( ) э

                                                                                 (К. Паустовский)

 2.  Выделите суффиксы имен прилагательных. При помощи   каких  еще  суффиксов образуются имена прилагательные? Приведите примеры.

Составьте  с  данными словосочетаниями два предложения – одно с прямой речью, другое – сложное. В сложном предложении выделите главные члены предложения.

 Шерстяной шарф, ледяная вода, серебряное кольцо, кожаный портфель, песчаный берег, овсяное печенье, костяная нога, льняное полотенце.

  3. Переписать, вставляя пропущенные буквы. Выделить приставку в словах с Ъ знаком. Подчеркнуть первую букву корня. Составить с одним словосочетанием предложение, подчеркнуть в них главные и второстепенные члены предложения.

Об…яснительный диктант,  с…добный гриб, раз…езд на улице, маленький под…ем, с…ездить в горы, об…ехали  машину, с..ели торт,об…яснительный диктант.

4.Перепишите, подчеркните непроизносимые согласные. Подберите  проверочные слова.

    Известный писатель, счастливый человек, честный друг, грустная мелодия, поздний час, радостный мальчик, высокая лестница, яркое солнце, праздничное настроение.

Ключи:

4. известный-весть, счастливый-счастье, честный-честь, грустный-грусть, поздний-опоздать, радостный-радость, солнце- солнечный,праздничное- праздник.

5.Тесты

II вариант

1.Глагол- часть речи, которая обозначает:

1) предмет
2) признак
3) действие

2.Во всех словах  строчки в суффиксе пишется буква  Я

1) расстрел…нный, дремл…щий, леле…л, хвал…щийся;
2) почу…в, пил…щий, раска…лся,раскле…в;
3) прола…л, прома…вшись, стел…щийся,раскле…нный;
4) вид…щий, чу…л, просе…нный, зате…в.


3. Во всех словах строчки в суффиксе пишется буква Е

  1. ненавид…вший, расе…нный,  постро…в;
  2. увид…в, завис…л, постро…нный, закле…на;
  3. завис..мый, разве…в, объезд…вший, раска…лся;
  4. нахмур…нный, отча…вшись, зате…л, застав…в;

4. Во всех словах строчки в суффиксе пишется буква И

1) слыш…мый, одобр…в, взлеле…нный, наде…вшийся;
2) раска…вшись, ре…вший, увид…л, завис…л;
3) расстро…вшись, замет…в, вид…мый, закле…л;
4) мысл…мый, постро…в, ненавид…л,затее…нный;


5. Во всех словах  строчки в суффиксе пишется буква А


1) прочит…нный, леч…щий, услыш…л, замеч…нный;
2) лепеч…щий, обиж…нный, придум…нный, выслуш…в;
3) слыш…щий, дыш…щий, увенч…нный, вскоп…на;
4) потуш…нный, оседл…нный, замеш…но(тесто), прослуш…в;

6. Во всех словах строчки в суффиксе пишется буква Я

1) пен…щийся, посе…в, ма…лся, бор…щийся
2) потер…нный, запомн…вший, стро…щий
3) обкле…в, люб…щий, стел…щийся, очист…вшийся
4) вер…щий, вид…щий, отча…лся, раста…вший


7. Какое слово может быть и существительным и, и глаголом?

1)стекло                    3) зажим
2)поток                      4) стемнело


8 В каком предложении есть неопределенная форма глагола?

  1. С улицы слышат_ся крики мальчишек.
  2. Родители вернут_ся через 2 часа.
  3. Не знаю, смогу ли я справит_ся с новой работой
  4. Зонтик нам ,наверно, не пригодит…ся.

9 .В каком ряду все слова пишутся с Ь?

1) пытат_ся, охотят_ся, загорет_ся
2) надеят_ся, острич_ся, показат_ся
3) притерпет_ся ,надет_ся,намечат_ся
4) поменят_ся, показывает_ся, хочет_ся


10. Укажите синоним, или синонимичное сочетание к глаголу
недомогать.


1)испытывать затруднения
2) проявлять недовольство, возмущаться
3) нуждаться в помощи
4) болеть, плохо себя чувствовать

11 .В каком примере НЕ пишется слитно?


1) Дедушке (не)нравилось моё пение.
2)Солдаты (не)годовали, но должны были подчиниться приказу.
3) Водитель (не)успел затормозить.
4) (Не)забудьте  взять цветные карандаши

12. Во всех словах строчки  в суффиксе пишется буква Я

1) расстрел…ный, дремл…щий, леле…л, хвал…щийся;

2) почу…в, пил…щий, раска…лся, раскле…в;

3) прола…л, прома…вшись, стел…щийся, раскле…нный;

4) вид…щий, чу…л, просе…нный, зате…в;

13. В каком ряду все глаголы совершенного вида?  

1)уйду, дал, бросить

2) испугался, шёл, прибежал

3)ждал, едем, мочь

4) прилетел, расскажет, мог

14. В каком глаголе пишется окончание  -ишь?

1) выпь_шь,                            3) посмотр_шь

2) сяд_шь                              4) постел_шь

15. Укажите глагол I спряжения.

1) разрубить                            3) держать

2) разбить                                4) выгореть

16. Укажите ошибку в образовании формы глагола.

1) промок                                 3) клали

2) положи                                 4) ляжь

17. В каком ряду во всех словах  пропущена буква Е ?

1) ед_шь, обид_л, езд_ли

2) кле_ть, обид_шь, встрет_лся

3) наде_мся, увид_ли, кит выплыв_т

4) сяд_м, раска_лся, вышь_шь

18. Укажите НЕПРАВИЛЬНОЕ утверждение о глаголах, употребленных в     тексте.

           Приближался вечер. С того берега, из болот, потянулся холодный туман. Мы пили чай у костра и смотрели, как неподвижно лежит, не шевельнется среди лесов Илистое озеро.

1) В тексте 6 глаголов: в форме настоящего (один), будущего (один) и прошедшего(четыре) времени

2) ПИЛИ, СМОТРЕЛИ- глаголы несовершенного вида, обозначают продолжительные действия , происходившие одновременно

3)  ЛЕЖИТ- начальная форма  ЛЕЧЬ, глагол совершенного вида

4) ШЕВЕЛЬНЁТСЯ- начальная форма  ШЕВЕЛЬНУТЬСЯ, глагол совершенного вида, в форме 3 лица, единственного числа

19.В каком глаголе пишется окончание –ИТ?

1) раста_т                                   3) прогон_т

2) ляж_т                                      4)выль_т

20.У глагола нет следующего признака:

1)времени

2) рода

3) падежа

21. В каком из слов данных предложений нужен Ь ? Шесть делит…ся на три. Мы будем со всеми делит…ся. Выберите правильный ответ.

1) В обоих случаях нужен Ь.

2) В обоих случаях Ь не нужен.

3) В 1-м случае нужен Ь.

4) Во 2-м случае нужен Ь.

22. В каком случае НЕ со словом пишется слитно?

1)(не)доумевать.

2)(не)стану

3)(не)хочет

4) (не)выйдет

23.В каком ряду в обоих словах пропущена буква И?

1) стро…м, посе…м

2) выд…рать, дыш…м

3) запиш…м, ст…рают

4) расст…лать, копа…м

24. Вкаком ряду в обоих словах пишется Ь ?

1) верит…ся, превозмоч…

2) пролистаеш…, пытает…ся

3) одевает…ся, возиш…ся

4) выступаеш…, отвлеч…ся

25. В каком слове верно выделена буква , обозначающая ударный гласный звук?

1) повтОрим

2) началсЯ

3) взЯла

4) занЯли

26. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) чихает

2)положить

3) ложим

4) сохли

27. Какой глагол не имеет антонима?

1) шептать

2) ускакать

3) обозначить

4) выйти

28. Ученик неверно употребил глаголы. Найдите эти предложения.

1) Я взял и положил вещи на место.

2) Мама сказала: «Поклади всё в сумку».

3) Если берёшь книгу со стола, ложи туда же.

4) Я кладу грибы в корзину.

29.Укажите предложение, в котором НЕ с глаголом надо писать раздельно.

1) У меня  (не)достает сил для работы.

2) Ребенок (не)достает рукой до стола.

3) на полках (не)достает двух книг.

4) Мне (не)достает моих друзей.

30. Где нужен Ь ?

                                    1)           2)        3)            4)

Спиш…                      -             ь          -              ь

Утешиш…                  -             ь         ь              ь

Заботиш…ся              ь            -            -             ь

Береч…                       -            ь            -             ь

Ключи:

1-3                                 18-3

2-4        19-3

3-2        20-3

4-3        21-4

5-3        22-1

6-4        23-2

7-1        24-4

8-3        25-2

9-2        26-3

10-4        27-3

11-2        28-2, 3

12-4        29-3

13-1        30-4

14-3

15-2

16-4

17-3

II вариант

6.Анализ сочинений на лингвистическую тему

 

Воротился Иван-царевич невесел, ниже плеч буйну голову повесил.

«Ква-ква, Иван-царевич! Почто так кручинен стал? Аль услышал от отца своего слово жесткое, неприятное?»

— «Как мне не кручиниться? Государь мой батюшка приказал за единую ночь соткать ему шелковый ковер».

— «Не тужи, царевич! Ложись-ка спать-почивать; утро вечера мудренее!»

Уложила его спать, а сама сбросила лягушечью кожу — и обернулась душой-девицей, Василисою Премудрою, вышла на красное крыльцо

и закричала громким голосом:

«Мамки-няньки! Собирайтесь, снаряжайтесь шелковый ковёр ткать — чтоб таков был, на каком я сиживала у родного моего батюшки!»

                   Зачем нужен восклицательный знак ?

   Я считаю, что на письме без восклицательного знака  обойтись невозможно.

Восклицательный знак  обозначает  границу предложения . Следовательно, он разделяет предложения в тексте, помогая точно понимать написаное .

   Наличие  восклицательного знака  в конце предложений помогает автору передать  восклицательную интонацию, душевное состояние героев . Стоит заменить восклицательный знак  в предложении  на вопросительный знак , смысл предложения сразу изменится.
    Прав был К.Паустовский  сравнивания знаки препинания с нотными знаками. Они  помогают автору оформить мысли и передать чувства. Без сомнения, восклицательный знак – очень важный пунктуационный знак, без которого смысл предложения был бы не ясен.

1.Ученик дал обоснованный ответ на поставленный вопрос, выявив разные функции восклицательного знака.-2 б.

2.Работа ученика характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения , но в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста-1 балл.

3.Работа характеризуется композиционной стройностью и завершенностью, ошибок в построении текста нет -1 балл

4. Допущена одна орфографическая ошибка-2 балла

5.Допущена одна пунктуационная ошибка-2 балла

7.Подберите примеры из художественной литературы на предложенные задания

II вариант

Виды заданий

Примеры к заданию

1 Выпишите из прочитанного произведения 3 предложения. А)Произведите морфологический разбор 2-х глаголов.

Б) Выпишите глаголы в три столбика: настоящее вр., прош.вр. и будущее вр.




2.Выпишите  один абзац текста. Над существительными надпишите род и падеж.







3.Подберите  фрагмент  из текста, в словах которого встретились бы основные орфограммы, связанные с изучением существительных. Выделите графически орфограммы.



4 .В выписанном  фрагменте текста подчеркните все существительные как члены предложения.








5. Выпишите из биографии А.П.Чехова одно предложение с прилагательными и сделайте его синтаксический разбор.


6. Выпишите из рассказа И.С.Тургенева «Муму» описание одного из героев с использованием прилагательных.

А)Выпишите  из текста 2-3 полных прилагательных и образуйте краткие прилагатель ные.

Б) Выпишите  из текста 2-3 прилагательных и подберите к ним антонимы.

В) Выпишите из текста одно прилагательное и составьте рассуждение о том, что данное слово является прилагательным.

Отдохнул, лепешку съел. Нашел камень, принялся опять колодку сбивать. Все руки избил, а не сбил. Поднялся , пошёл по дороге. Прошёл с версту, выбился из сил,- ноги ломит. Ступит шагов десять и остановится. «Нечего делать,-думает, -буду тащиться, пока сила есть. А если сесть, так и не встану. До крепости мне не дойти, а как расцветет, лягу в лесу, а ночью опять пойду.


Бедная девочка осталась одна, на трескучем морозе, без башмаков , без рукавиц. Она побежала вперёд что было мочи. Навстречу ей мчался целый полк снежных хлопьев, но они падали не с неба, - небо было совсем ясное, и на нем пылало северное сияние,-нет, они неслись по земле прямо на Герду и казались тем крупнее, чем ближе подлетали…


Унылая пора! Очей очарованье

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.


Герда рассказала. Лесные голуби ворковали за решеткой, другие голуби уже заснули; маленькая разбойница обвила одной рукой шею Герды, -в другой у неё был нож,- и захрапела, а Герда не могла сомкнуть глаз, всё думала: убьют её или оставят в живых? Разбойники сидели вокруг огня, пели песни и пили, а старуха разбойница кувыркалась. Страшно было бедной девочке смотреть на всё это.


Таганрогская гимназия оставила у Антона Павловича самые грустные  воспоминания.





…Герасим, мужчина, сложенный богатырем и глухонемой от рождения. ..Одаренный необычайной силой, он работал за четверых- дело спорилось в его руках  , и весело было смотреть на него Когда он пахал и , налегая огромными ладонями на соху, либо так сокрушительно действовал косой, либо проворно и безостановочно молотил трёхаршинным цепом , и как рычаг  опускались и поднимались его продолговатые и твёрдые мышцы его плеч. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе.

  Герасим был нрава строгого и серьёзного, любил во всем порядок.

       Билеты к зачёту (Повторение изученного в 5 классе по теме «Глагол»)

                                      Билет №1

1.Расскажите о глаголе как о  части речи. Какие категории времени, числа и рода вы знаете?

2.Перепишите глаголы  в три столбика:1-настоящее время, 2-прошедшее время, 3-будущее время.
     

         Спорили, мучает, остынет, превратился, съел, поднимается,нарисовал, поедет, лежит, тянул, притащит, жарит, ухаживает, решит.

3. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки   препинания.Объясните их правописание. Произведите морфологический разбор двух глаголов из текста.

       

          Тьма разом застлал… чернотой и небо и землю и горы и бездны… Дикий свист ветра превратился в сплошоной могучий рёв… Беспросветная  тьма вдруг  разорвалась ослепительной стрелой молнии. Оглушительный удар грома потряс колонные твердыни.

                                 

                                      Билет №2

1 . Расскажите о неопределенной форме глагола. Чем отличается неопределенная форма глагола от других форм  глагола?

2 . Сгруппируйте глаголы в зависимости от их значения и запишите каждую группу отдельно.

    Бежать, спать, работать, писать, идти, веселиться, горевать, читать, болеть, плыть, строить, ездить, рисовать, ползти, переписывать.

3 . Найдите ошибки и исправьте, расставьте знаки препинания , выполните  указанные разборы.

Весна.

Наступает висна. Она сначала асвобождает от снега(часть речи) диревья, кусты, землю на палях а потом ломает(ч.р.) лёт на реках, прудах, азёрах. Реки розлеваються. Весна одевает леса, сады и парки в зилёный(ч.р.) нарят. Распустились почьки на орешнике, черёмухе, иве, асине, берёзе, липе. Пазднее всех распустился(ч.р.) дуб. В весенем лесу можно найти жолтые цвиточки первацвета и купавы, голубую(ч.р.) незабудку, фиалку, ландышь.

                                   

                                     Билет №3

1 .Расскажите о временах глагола. Какие формы времени имеет глагол совершенного вида? Какие формы времени имеет глагол несовершенного вида?

2 .Найдите антонимы к данным глаголам и  запишите их в две колонки.

       

          Мешать, краснеть, давать, ложиться, мириться, одеваться, прибавлять, смеяться, приближаться, хвалить.

 

3. Расскажите , как вы проводите летние каникулы, употребляя при рассказе глаголы прошедшего и будущего времени.

                                   

                                        Билет№4

1 .Расскажите о правописании  НЕ с глаголами. Как пишутся глаголы с частицей НЕ ?Приведите примеры.

2. Укажите неопределенную форму от глаголов, приведённых ниже. Запишите их парами.

       

          Зацветают, отдают, приводила, привела, поглядим, спал, высплюсь, скажешь, погружаюсь, погрузиться, отправляю, отправил.

3. Составьте и запишите предложения на тему «Настоящий товарищ (настоящая подруга)». Используйте при этом глаголы с НЕ.

                                 

                                       Билет №5

1 . Расскажите о правописании   -тся,  -ться в глаголах. Почему в них в одном случае пишется Ь, а в другом –не пишется?

2 .Перепишите  отрывок из сказки И.Голуб «Приключения в Доме букв», подчеркните грамматические основы в каждом предложении, раскройте скобки.

         

         Аз Букович (не)доумевал: ведь он потушил свет в кабинете, но оттуда доносятся какие –то звуки. Неужели его питомцы (не) хотят отдохнуть?

         А озорные буквочки действительно (не) привыкли сидеть смирно. Громче всех затараторили А  и  В.

         -Наш сказочник сам придумал себе свое смешное имя. Оно составлено из старинных названий первых букв нашего алфавита. Ведь букву А раньше называли Аз, а  Б-Буки. Вот и получилось Аз Букович.

       К этим болтушкам подлетела и буква Г. Она (не) могла промолчать и тоже хотела внести ясность:

    -Фамилия  Глаголев образована от прежнего названия третьей буквы алфавита- Глагол.Профессор назвал себя так, потому что он всё время занимается буквами.

                                   

                                          Билет №6

1 .Расскажите о видах  глагола .Какие  времена имеют глаголы  совершенного вида и несовершенного вида?

2 .Перепишите данные слова в две колонки: 1) орфограмма  чь,  2) орфограмма  ч. Глаголы разберите по составу  слова.

       Луч.., сжеч.., силач.., туч.., привлеч.., могуч.., скрипач.., береч.., ткач.., стрич.., певуч.., грач.., ноч.., стереч.., задач.. .

3. Спишите текст.

Тень.

    Удивительная в лесу тишина. Лес отдыхает. Солнечные зайчики сидят смирно. Летит ленивая паутинка.

    Хорошо идти по такому лесу от полянки к полянке. Чудный запах разносится по лесу. Идёшь и с каждым шагом отпиваешь глоток чистого воздуха. На поляне с брусничным настоем стоял медвежонок. Он что-то ловил, а поймать не мог. Малыш перекатывался, хватал, кусал, сердился. Медвежонок ловил свою тень. А она от него ускользала. Медвежонок переваливался с боку на бок. Он устал и сел. Послышался шум. Медвежонок бросился в кусты.

   

 Языковые задания.

1) В тексте найди глаголы неопределенной формы, выдели галочкой.

2)Звуко – буквенный анализ слова: тень

3)Показать состав слов: чудный, отпиваешь, водовоз, паутинка.

4) Определите форму глагола (помечай приметы), образуйте неопределенную форму.

Наступает –

Увидеть-

Ускользала-

Наступит-

Повеселели-

                              Билет №7

1 . Расскажите о родовых окончаниях глаголов. В каком времени глаголы имеют родовые окончания?

2. Перепишите пословицы и поговорки, раскрывая скобки. В  глаголах подчеркните все морфемы.

     

 1.Волков боят…ся – в лес не ходить.2. Без труда (не) выловишь и рыбку из пруда.3.Слово (не) воробей, вылетит (не) поймаешь.4. Что написано пером- (не) вырубишь топором.5.Пашню  пашут-руками (не) машут.6.(Не) за то волка б…ют, что сер, а за то, что овцу съел.

3. Прочитай текст. Выполни задания.

Закончилась дождливая осень. Наступила морозная снежная зима. Кругом лежит серебристый снег и блестит на солнце. На лесной поляне далеко виден могучий дуб. Стоит он и могучими ветвями упирается в самые облака. Ловко перепрыгивают с ветки на ветку шустрые белки. Зимой они питаются древесными почьками, орехами, семенами шишек.

1.Из четвёртого предложения выпиши главные члены.

2.Из 3 предложения выпиши одно словосочетание.

3.Выделенные слова напиши в алфавитном порядке.

4.Найди слово с орфографической ошибкой.

5.Найди в тексте слово противоположное  по значению к слову стоит .

6.Выпиши слово с непроверяемой гласной в корне.

7.Выпиши и разбери по составу слово  перепрыгивают.

                                Билет №8

1 .Расскажите о спряжении  глаголов. Как изменяются глаголы настоящего времени несовершенного вида и будущего  времени совершенного вида? Чем отличаются окончания этих глаголов?

2. Выпишите глаголы в две колонки, вставляя орфограммы и разграничивая I и II спряжение. К каждому глаголу допишите его неопределенную форму, подчеркните окончания и и проставьте в глаголах ударения.

             

 1.Грядущие годы таятся во мгле.(А.С.Пушкин) 2.Бьётся  лебедь средь зыбей, коршун носится над ней. (А.Пушкин) 3.Спускается солнце за степь, вдали золотится ковыль.(А.К.Толстой) 4. Тает снег, сияет луна в облаках.(И.Бунин) 5 .Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю.(К.Паустовский)

3. Спишите текст, поставив глаголы, данные в скобках, в  прошедшем или в настоящем времени

       

 Лес уже( сбросить) листву. Дни (наступить) пасмурные, тихие, без ветра. Настоящие дни поздней осени.
       В такой день идешь по лесной тропинке, кругом тишь. Не слышно даже шума деревьев, шелеста листвы. Только иногда( раздаться) звук падающих шишек. На голых сучьях повисли капли росы от ночного тумана.

       Легко (дышать) осенней свежестью грудь. Приятно идти по мягкому ковру из листьев.

      Вдруг среди листвы( мелькать) пестрый комок. Это птица. Она жива, но едва (дышать). Ребята (решать) взять бедняжку домой, а то ее (найти) лисица и (съесть).

1.Выпишите словосочетания с глаголами прошедшего времени . С  двумя из них составьте предложения.

2.Разберите последнее предложение по членам.

3.Выпишите глагол 2-го лица настоящего времени и составьте с ним предложение.

                               

                                        Билет№9

1 .Расскажите о глаголах настоящего времени .Как изменяются глаголы настоящего времени?

2 .Перепишите текст, вставляя орфограммы.Глаголы разберите по составу,а затем к каждому подберите видовую пару и выпишите их в две колонки:1) глаголы несовершенного вида, 2)глаголы совершенного вида.

         

         Брат продолжал дудеть
        Дети с…дели смирно,..нку боясь п..ш..в..литься.
        Мыш…нок слушал грус..ную пес..нку дудочк… и как-то совсем забыл  про опас..ность…

        Он даже п..д..ш..л к блюдцу  и стал  лакать м..л..к.., точно в комнат.. никого не было. И скоро нал…кался так,что сам стал свистеть.
     -Слышишь?- т..хонько ск..зала  девоч…ка брату.-Он поёт.
    Пик опомнился только тогда, когда мальчик опустил дудоч..ку. И сейчас же убежал за сундук.
         Но теперь ребята знали, как приручить дикого мыш..нка.

3. Напишите сочинение-миниатюру о вашем увлечении, используя глаголы настоящего времени.

                               

                                              Билет№10

1 .Расскажите о глаголах прошедшего времени. Как изменяются глаголы прошедего времени?

2. Спишите  текст, поставив глаголы,  данные в скобках, в прошедшем времени.Поставьте к ним вопросы. Скажите, как изменяются глаголы прошедшего времени. С помощью какого суффикса они образуются?

     

 1)Каштанка (оглянуться) и (увидеть), что по улице прямо на неё идет полк  солдат.2)Каштанка  (испугаться) , громко (залаять) и (броситься) к коту. 3) «Это что такое?»- (сказать) громкий сердитый голос. 4) Гусь не (обидеться), что собака поедает его корм. 5)Кот (замяукать) под лапами Тётки. (А.П.Чехов)

3.Составьте и напишите сочинение на тему: «Зимние каникулы», употребив глаголы прошедшего времени.

                                     

                                          Билет №11

1.Расскажите о правописании (Ь ) в глаголах во 2-м лице  единственного числа. Какую роль играют глаголы в речи.

2.Запишите эти глаголы во 2-м лице единственного числа.

     
  Увлекаться, извинить, вообразить, экономить, прыгнуть, увидеть, преодолевать, беседовать, отрезать, негодовать, составить, дремать.

 С тремя из этих глаголов составьте  предложения.

3.Прочитайте текст.

 Весна в лесу

Наступила радостная, шумная весна. Теплые лучи солнца съедают последний снег. Звенят под деревьями веселые ручьи. Душистой смолой пахнут набухшие почки. С раннего утра до позднего вечера поют на лесной поляне птицы.

Вылезли из своих жилищ жучки, паучки, букашки. Вышел из своего зимнего домика ежик и осмотрел окрестности. Он не хотел вставать. Холодный ручеек забрался в его сухую постельку и разбудил ежа. Мелькнула серая тень. Это полевая мышь пробежала по узкой тропинке. На макушке ели шумят драчливые вороны. Скоро побегут от кочки к кочке хлопотливые муравьи.
  Все рады весне!

Грамматические задания

1 .Подчеркнуть главные члены предложения. Над каждым  глаголом  указать время.
2. Составить несколько предложений с этими глаголами. Сделать морфологический разбор глагола
шуметь.

                                           

                             

                                          Билет №12

1 .Какое значение имеют глаголы в тексте и какую роль они играют в нашей жизни?

2. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.

ЗИМОРОДОК

      Молва всегда приписывала зиморо..ку таинственные свойства: и счастье может прин..сить дому, и от молнии убережет, и бурю утих..мирит. Зиморо..ка часто можно заметить сидящим на ветке или на камне у в..ды с видом  мыслителя. Но зимородок не размышляет, он внимательно всматривается в воду. Его интересу…т маленькие рыбешки. Приметив рыбу, зимородок кидает..ся в воду. Проделывает он это часто, хотя прожорливым его не назовеш... Просто охотник он неважный. Так что раз сто спикиру..т, пока насытится. Но когда в гнезде пять — восемь птенцов, охотиться приходится очень активно. (По Ю. Дмитриеву.)

Задания.

1. Произведите синтаксический разбор предложений Но зимородок не размышляет...  
2. Произведите морфологический разбор глаголов кидается ,проделывает.
3.Подберите синоним к глаголу
кидается.

3. Расскажите о своих наблюдениях за погодой, используя при этом разные формы глаголов.

    Литература:

1.Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория.Учебник для 5-9 классов общеобразовательных учреждений.М.1996

2.Учебное пособие для 5 кл. общеобр.учреждений. Составитель-Д.Ю.Купалова.-М., 1996

3.Никитина Е.И. Русская речь: Учебное пособие для 5-7 класс. Общеобр. Учрежд.-М.1996

4.Охременко Н.В., Федина О.В.  Диктанты и тесты по русскому языку. 5-7 классы.-К.: ГИППВ, 1997,240 с.

5. Русский язык.5 класс. Сборник проверочных заданий\И.Б.Голуб.-М.:ОЛМА Медиа  Групп,2008.-251с.-КЛАССная работа

6.Материалы к мониторингу качества знаний учащихся по русскому языку в 5 классе.-Казань: Изд-во МО и Н РТ, 2010.-188с. Составит.Т.О.Скиргайло, Г.Х.Ахбарова,О.В.Волкова.

7.Контрольно-измерительные материалы.Русский язык: 5 класс.Сост. Н.В.Егорова.-М.: ВАКО, 2011.-96 с.-(контрольно-измерительные материалы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Глагол" (6 класс)

Урок-повторение изученного....

Разработка темы "Глагол" 5 класс

На сайте представлен конспект урока "Что обозначает глагол",технологическая карта по теме, рабочие карты к урокам.Тема разработана по рейтинговой накопительной критериально-ориентированной технологии ...

Разработка урока по теме "Глагол" в 5 классе

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС...

Методическая разработка «Контрольная работа по теме «Глагол» 6 класс

Методическая разработка «Контрольная работа по теме «Глагол» 6 класс...