Методическая разработка урока по теме "Глагол" 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Абдураманова Сусанна Эшреповна

    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_moy._glagol.docx18.81 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Глагол как часть речи.

Цель урока: закрепить знания о глаголе как части речи.

  • задача обучающая: развивать умения

-находить изученную часть речи;

-обосновать правильность выбора орфограммы при написании глаголов;

  • задача развивающая: развивать коммуникативную  компетенцию:

-использование разнообразных языковых средств устной и

письменной коммуникации ;

  • задача воспитательная:

воспитывать патриотизм, чувство коллективизма, креативность  мышления.

тип урока: комбинированный.

методы:          словесный , наглядный,проблемно - поисковый.

оборудование: интерактивная доска

Этапы урока:

  • Организация начала урока (1 мин.)
  • Каллиграфическая минутка(2мин.)
  • Проверка домашнего задания  ( 4 мин.)
  •  Определение темы и целей урока (5 мин.)
  • Введение в тему урока. (2 мин.)
  • Работа по теме урока(20 мин.)
  • Морфемная зарядка (2мин.)
  • Физминутка (1 мин.)
  • Закрепление темы урока(5 мин)
  • Подведение итогов урока(2 мин.)
  • Домашнее задание (1мин.)

                                                          Ход урока

1.Организационный момент.(слайд №5)

«Добрый день, Солнышко!» «Добрый день, страна моя!» «Добрый день, друг мой!» «Добрый день, учитель!» «Добрый день, ребята!»

Знакомство с девизом  нашего урока: «Скажи мне,и я забуду.

                                                                         Покажи мне,- я смогу запомнить.

                                                                         Позволь мне это сделать самому,

                                                                         и это станет моим навсегда» (слайд №6)

-Сегодня мы с вами продолжим  путешествие по океану Знании , в страну которая называется «Части речи».Эта страна состоит из островов . Назовите  острова.(имя существительное, имя прилагательное ,глагол)

-Мы продолжим изучение одного из островов. Но прежде чем мы отправимся на этот остов нам надо закончить дела на материке. (слайд №7)

-Давайте напишем дату нашего путешествия.

 3. Проверка домашнего задания.

(слайд №9)

Тестовые вопросы по теме: «Имя  существительное», «Имя прилагательное»

-Хорошо справились молодцы!

4.Определение темы и целей урока

(слайд №10)

-Рассмотрите картинку ,что вы видите?(летят птицы)

-А могут ли птицы лететь, не совершая действий?

-А представьте мир без действий. Какой он?(это будет застывший ,мёртвый, неживой, неподвижный мир. Мир, где жизнь остановилась.)

-Что делать? Как оживить мир ?(Нужны действия и слова, которые их называют.)

(слайд №11)

Что без меня предметы?

                                                         Лишь названья.

                       Но я приду – все в действие придёт:

                     Летит ракета, люди строят зданья,

                                                          И рожь в полях растёт.

-Ребята вы догадались на каком острове мы сегодня побываем?

-Продолжим разгадывать тайны этого остова?

-Чтобы попасть на остров напишем в тетради название острова

Глагол как часть речи

-Почему эта часть речи получила такое название?

(слайд №12)

(Слово глагол в старославянском языке означало слово, речь. Глагол -одна из двух частей речи, без которых не построишь предложения , не передашь собеседнику никаких сообщений.

5.Введение в новую тему.

-Прочитайте, пожалуйста , текст(слайд №13 )

-Сравните два текста.  Чем они отличаются?

Анализ текста учащимися: в первом тексте просто слова, словосочетания .Во втором тексте рассказываются о том что произошло, то случилось.

-Чем похожи эти слова? (слайд №14)

(слайд №15) 

Вывод: Это самостоятельная часть речи.

                Обозначает действие предмета.

                Отвечает на вопросы что делать? что сделать?

6. Работа по теме урока.

(слайд №16)

-Давайте все вместе вспомним алгоритм определения глагола.

(учащиеся коллективно составляют алгоритм определения глагола)

-Ребята я вам предлагаю карточки с глаголами: началась, ударил, вспыхнула, полил, побежали, заблестели , затихли. Вы должны оживить эти слова, составить предложения.(в тетради учащиеся составляю предложения и зачитывают по очереди ) 

Работа по учебнику.

Упражнение 478(слайд №17)

Прочитайте. Найди в каждом предложении глаголы.

- Как докажите , что это глаголы?

-С какой частью речи глаголы связаны? Над глаголами укажите вопрос.   

(учащиеся выполняют задание у доски с комментированием)

Работа по картинка.

(слайд №18,19,20)

-А теперь поработаем по картинкам . Я  задаю вопросы вы угадываете действие по картинкам и определяете время глагола. Что делает? Что делала? Что сделает?

Молодцы!

Работа по группам.

1)Подбери к существительным подходящие глаголы.

             Первая группа (слайд №21 )

             Вторая группа (слайд №22 )

             2)Чтение и анализ пословиц.Найдите глаголы в пословицах. (слайд №23)

  Первая группа- «Месяц светит, да не греет»

                               «Что с воза упало, то пропало»

  Вторая группа – «Работа и мучит, и кормит, и учит»

                «Испокон века книга красит  человека»

Физминутка

  Дружно маме помогаем

И белье теперь стираем                                                        И полощем отжимаем                                                       И бегом за молоком.

            Маму вечером встречаем

            Двери настежь открываем

            Маму крепко обнимаем!

 

 

   Подведение итогов работ групп.

Морфемная зарядка. (слайд №24)

  (слайд №25)

-Ребята в нашей физминутке встречаются ли глаголы? Назовите.

-Выполняете ли вы домашнюю работу по дому?

-Молодцы!

7.Закрепление темы урока

 Экспресс – опрос

(слайд №27)

  • Что такое глагол?

(Глагол – это самостоятельная часть речи)

  • Что обозначает глагол?

(Глагол обозначает действие предмета)

  • На какие вопросы отвечает глагол?

(Глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать? …)

8.Подведение итогов урока

-Заканчивается наше путешествие. Какой остров мы посетили сегодня ?

-Какую роль в предложении выполняют глаголы?

-Что нового вы открыли сегодня на уроке?

Ответе  на вопросы:

(слайд №28)

Что я знал

 

Что я еще хочу узнать

 

что я узнал

 Оценивание учащихся

(с комментированием)

 

9.Домашнее задание

(слайд №29)

Упражнение 479,правило выучить

                                                                    Заключение

(слайд №30)

Дорогие ребята!

Любите ,изучайте, берегите великий русский язык!

Урок окончен.Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока в 5 классе: Интегрированный урок «Золотая Хохлома»: описание предмета (русский язык, литература, изобразительное искусство)

Цели занятия: 1.Образовательные:- учиться ху­дожественному видению окружающего ми­ра; расширять кругозор; закрепить знания, полученные на уроках изобразительного искусства;2.  Воспитательные...

Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Классы неорганических соединений. 8 класс

Бинарные соединения: оксиды и летучие водородные соединенияОснованияКислотыСоли...

Методическая разработка урока по теме "Классы рыб". 7 класс

Данный урок знакомит обучающихся с особенностями строения рыб, обусловленными обитанием в водной среде; со значением рыб в природе и жизни человека....

Урок – мастерская на тему: «Тайная страница дворцовых переворотов». (методическая разработка урока в 7 классе в курсе Отечественной истории)

Урок – мастерская на тему: «Тайная страница дворцовых переворотов».(методическая разработка урока в 7 классе в курсе Отечественной истории)...

Методическая разработка урока в 7 классе. Презентация: "Путешествие по Африке". Урок обобщения и систематизации знаний. ФГОС

Тема: Путешествие по АфрикеТип: урок обобщения и систематизацииЦель: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Африка».Задачи:Образовательные:обобщить и расширить знания учащих...

Методическая разработка урока в 6 классе по теме "Здоровый образ жизни".Урок "You are what you eat."

Презентация знакомит с продуктами питания, полезными для здоровья .Может быть использована на уроках английского языка в 6  классе  при изучении темы " Здоровый образ жизни"....

Методическая разработка урока в 6 классе по теме «Bon appétit!» (учебник «Твой друг французский язык» А.С. Кулигиной, А.В. Щепиловой для 6-го класса)

Данный материал может быть полезен учителям французского языка при проведении уроков в 6 классе общеобразовательной школы по программе Кулигиной А.С....