Словообразовательный анализ
учебно-методический материал по русскому языку (10 класс) по теме

Бахтин Сергей Федорович

Словообразование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Источник-интернет31.29 КБ

Предварительный просмотр:

СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Словообразовательный анализ – это один из видов структурной работы со словом, в результате которого выясняются его синхронные словообразовательные связи, то, как слово образовано с точки зрения современного русского языка. Словообразовательному разбору подвергаются только слова с ПРОИЗВОДНОЙ ОСНОВОЙ (образованные морфемным способом). Задачи анализа – установить производящую базу, определить формальные и семантические отношения производной и производящей основы, словообразовательный тип (модель) анализируемого слова. При этом слово рассматривается как лексема, во всей совокупности словоформ, поэтому для разбора следует взять слово в его НОМИНАТИВНОЙ (НАЧАЛЬНОЙ) ФОРМЕ, определив предварительно ЧАСТЬ РЕЧИ.

ЭТАПЫ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА

I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СООТНЕСЕННОСТИ (ПРОИЗВОДЯЩЕЙ БАЗЫ). Производящей базой для слова может оказаться слово (для подавляющего большинства производных), форма слова или сочетание слов. При подборе словообразовательной пары необходимо учитывать, что среди прочих однокоренных производное и производящее – это наиболее близкие по структуре и семантике слова. Во-первых, их объединяет формально совпадающая (по фонемному составу) часть – производящая основа. Во-вторых, значение производного слова всегда может быть объяснено посредством ссылки на значение производящего, то есть семантически мотивировано им (критерий Г.О. Винокура). Словообразовательная соотнесенность – это единство формального и семантического аспектов. Кроме того, соотнесенность обычно является типовой, свойственной группе слов, определенному словообразовательному типу, в связи с этим нужно учитывать и наличие одноструктурных неоднокоренных слов.

При подборе производящего следует помнить, что: а) производное слово обычно имеет более сложную структуру (большее число морфем), чем производящее; б) производное слово обладает более сложной семантикой по сравнению с производящим, и этот критерий оказывается решающим при анализе словообразовательных пар некоторых типов (напр., в парах "глагол – существительное со значением отвлеченного действия" производящим является глагол, поскольку его лексическое значение полностью соответствует категориальной семантике части речи, хотя при нулевой аффиксации более простым по структуре становится имя); в) в соотносительной паре "нейтральное – стилистически окрашенное слово" производящим обычно является нейтральное (коннотация – это своего рода "приращение" смысла), несмотря на его возможную структурную простоту; г) некоторые типы производных слов обладают неединственной (множественной) мотивацией, в этом случае необходимо назвать возможные варианты, так как результаты словообразовательного анализа при разной соотнесенности окажутся различными.

II. ВЫДЕЛЕНИЕ ПРОИЗВОДЯЩЕЙ ОСНОВЫ И СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ФОРМАНТА, ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПОСОБА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ (СС) И ЕГО РАЗНОВИДНОСТИ. Каждое производное слово представляет собой бинарную конструкцию: оно состоит из производящей основы (совпадающая часть соотносительных слов – то, на базе чего образовалось новое слово) и форманта (словообразовательное средство - то, с помощью чего образовано слово). В качестве формантов выступают префиксы, суффиксы, постфиксы, комплексная морфема – конфикс (префикс + суффикс, префикс + постфикс, префикс + суффикс + постфикс и т.п.). При сложении производящая основа состоит из двух и более компонентов, в словопроизводстве может использоваться соединительный гласный (интерфикс) или же прерывистый формант – трансфикс (интерфикс + суффикс, префикс + интерфикс + суффикс и т.п.).

Прежде чем начать членение, необходимо и в производном, и в производящем отделить формообразующие аффиксы – показатели формы слова, не участвующие в словопроизводстве.

III. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФОРМАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПРОИЗВОДНОЙ И ПРОИЗВОДЯЩЕЙ ОСНОВЫ (МОРФОНОЛОГИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ МОРФЕМНОГО ШВА). При образовании производного слова нередко происходит взаимоприспособление соединяющихся морфем, в результате чего появляются: а) морфонологические чередования фонем; б) вставка, или интерфиксация, – между основой слова и присоединяемым словообразовательным аффиксом вставляется асемантический соединительный элемент; в) наложение морфем, или аппликация, – совмещение конца одной и начала другой морфемы, словообразовательная гаплология; г) усечение производящей основы – производящая основа может войти в состав производного слова не целиком, для устранения скопления гласных или согласных на стыке морфем усекается конечный звук, сочетание звуков или суффикс.

IV. УСТАНОВЛЕНИЕ СЕМАНТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ПРОИЗВОДНОГО И ПРОИЗВОДЯЩЕГО, ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ (СЗ). Смысловые отношения между производящей базой и производным словом могут быть сведены к следующим: а) ТРАНСПОЗИЦИЯ – семантика производящего "переводится" из одной части речи в другую; в лексическую семантику производного включены оба значения производящего: лексическое и грамматическое, частеречное; б) МОДИФИКАЦИЯ – значение производного в лексическом плане принципиально не отличается от производящего, а только варьирует, уточняет его; грамматическая отнесенность сохраняется, оба слова относятся к одной части речи; в) МУТАЦИЯ - значение производного выводится тем или иным образом из значения производящего, производное обладает принципиально новым лексическим значением и - в большинстве случаев – относится к другой части речи; г) ЭКВИВАЛЕНТНОСТЬ – лексическое значение производного тождественно значению производящего слова или словосочетания, обычно отличаясь от него стилистической окраской; эти отношения характерны для некоторых типов образования сложных слов (напр., универбации, или включения, при котором словосочетание при помощи суффикса "свертывается" в слово), для неаффиксальных способов (напр., аббревиации и усечения). Иногда выделяют как особое СЗ СОЕДИНИТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ - объединение значений двух и более основ в одном сложном значении; оно свойственно сложным словам и аббревиатурам (чистое сложение), а в сочетании с мутационным или транспозиционным – в аффиксально-сложных образованиях.

V. ХАРАКТЕРИСТИКА СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТИПА (СТ), ПОДБОР СЛОВ ТАКОГО ЖЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТИПА. Словообразовательный тип – это структурно-семантическая схема построения производных слов. К определенному словообразовательному типу принадлежат производные слова, которые: а) соотносятся с одной и той же частью речи; б) образованы одним и тем же способом и содержат один и тот же формант; в) передают одинаковое словообразовательное значение.

ОБРАЗЦЫ РАЗБОРА

В понедельник мы пришли на первую примерку.

Начальная форма – ПРИМЕРК[А], имя существительное.

Образец анализа:

1) ПРОИЗВОДЯЩЕЙ БАЗОЙ для существительного примерка является глагол примеритьпримерять (видовая пара), так как значение существительного - ‘действие по глаголу примеритьпримерять’;

2) СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ – морфемный, суффиксация; производная основа пример–к(а) включает производящую основу пример- и словообразовательный формант –к(а) ;

3) МОРФОНОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ НА СТЫКЕ МОРФЕМ - при образовании слова производящая основа отложилась с усечением конечного гласного и чередованием корневого согласного;

4) транспозиционное СЗ - "отвлеченное действие"

5) СТ: переподготовка, закрутка, оклейка (отглагольные имена существительные с суффиксом –к-, обозначающие отвлеченное действие).

Образец записи:

примерк(а) ← примери(ть), примеря(ть) [усечение основы, р//р’]

СC – суффиксация

СЗ транспозиционное: "отвлеченное действие"

СТ: переподготовка, оклейка, заготовка (отглагольные имена существительные с суффиксом. –к-, обозначающие отвлеченное действие)

Какой прекрасный зайчонок!

Начальная форма – ЗАЙЧОНОК[Ø], имя существительное.

1) ПРОИЗВОДЯЩЕЙ БАЗОЙ для существительного зайчонок является существительное заяц, так как зайчонок – это ‘детеныш зайца’;

2) СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ – морфемный, суффиксация; производная основа зайчонок- включает производящую основу зайч– и словообразовательный формант –онок(ø) ;

3) МОРФОНОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ НА СТЫКЕ МОРФЕМ - при образовании слова производящая основа отложилась с чередованием корневых гласного и согласного;

4) модификационное СЗ - "невзрослость"

5) СТ: оленёнок, аистёнок, медвежонок (отсубстантивные имена существительные с суффиксом –онок-(-ёнок-), обозначающие невзрослое животное).

зайчонок(ø) ← заяц(ø) [аø, цч]

СC – суффиксация

СЗ модификационное: "невзрослость"

СТ: оленёнок, аистёнок, медвежонок (отсубстантивные имена существительные с суффиксом –онок-(-ёнок-), обозначающие невзрослое животное).

ГЛУШЬ[Ø] – имя существительное.

1) ПРОИЗВОДЯЩЕЙ БАЗОЙ для существительного глушь является прилагательное глухой, так как значение существительного - ‘отвлеченный признак’ или ‘нечто глухое (предмет назван по признаку)’;

2) СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ – морфемный, нулевая аффиксация; производная основа глушь- включает производящую основу глуш- и словообразовательный формант –ø(ø);

3) МОРФОНОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ НА СТЫКЕ МОРФЕМ - при образовании слова производящая основа отложилась с чередованием конечного согласного;

4) транспозиционное СЗ - "отвлеченный признак" или мутационное СЗ "предмет по признаку" (в зависимости от реализуемого в контексте значения);

5) СТ: тишь, гладь, зелень, рань (отадъективные имена существительные с нулевым аффиксом, обозначающие отвлеченный признак/предмет по характерному признаку).

глушьø(ø) ← глух(ой) [х//ш]

СC – нулевая суффиксация

СЗ: а) транспозиционное - "отвлеченный признак"

б) мутационное - "предмет по характерному признаку"

СТ: тишь, гладь, зелень, рань (отадъективные имена существительные с нулевым суффиксом., обозначающие отвлеченный признак/предмет по характерному признаку)

ПЕРЕУТОМЛЕНИ[Е] – имя существительное.

1) ПРОИЗВОДЯЩЕЙ БАЗОЙ для существительного переутомление является глагол переутомиться, так как значение существительного - ‘отвлеченное действие’;

2) СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ – морфемный, суффиксация; производная основа переутомлениj- включает производящую основу переутомл’- и словообразовательный формант –ениj(е);

3) МОРФОНОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ НА СТЫКЕ МОРФЕМ - при образовании слова производящая основа отложилась с чередованием;

4) транспозиционное СЗ - "отвлеченное действие"

5) СТ: доверие, знание, везение, окончание, дыхание (отглагольные имена существительные с суффиксом –иj-/-ниj-/-ениj-/-аниj-, обозначающие отвлеченное действие).

переутомлениj(е) ← переутоми(ть)ся [усечение основы, м//мл’]

СC – суффиксация

СЗ транспозиционное: "отвлеченное действие"

СТ: доверие, знание, везение, окончание, дыхание (отглагольные имена существительные с суффиксом –иj-/-ниj-/-ениj-/-аниj-, обозначающие отвлеченное действие)

УЛЬЯНОВСК[ИЙ] – имя прилагательное.

1) ПРОИЗВОДЯЩЕЙ БАЗОЙ для прилагательного ульяновский является существительное Ульяновск, так как значение прилагательного - ‘имеющий отношение к Ульяновску’;

2) СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ – морфемный, суффиксация; производная основа ульяновск- включает производящую основу ульяновск- и словообразовательный формант –ск(ий) ;

3) МОРФОНОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ НА СТЫКЕ МОРФЕМ - при образовании слова произошло наложение словообразовательного аффикса на производящую основу (устранение гаплологии);

4) транспозиционное СЗ - "относящийся к тому, что названо производящим словом"

5) СТ: московский, саратовский, минский (отсубстантивные относительные имена прилагательные с суффиксом –ск-).

ульяновск(ий) ← Ульяновск(ø) [наложение основы]

СC – суффиксация

СЗ транспозиционное: "признак по отношению к названному предмету"

СТ: московский, саратовский, минский (отсубстантивные относительные имена прилагательные с суффиксом. –ск-)

РАСХОХОТА(ТЬ)СЯ – глагол.

1) ПРОИЗВОДЯЩЕЙ БАЗОЙ для глагола расхохотаться является глагол хохотать, так как расхохотаться - ‘начать громко хохотать’;

2) СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ – морфемный, конфиксация (префикс + постфикс); производная основа расхохота-ся включает производящую основу -хохота- и словообразовательный формант рас- + -ся;

3) МОРФОНОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ НА СТЫКЕ МОРФЕМ отсутствуют;

4) модификационное СЗ - "начало и интенсивность (действия)"

5) СТ: разгуляться, разыграться, раскричаться, разоспаться (префиксально-постфиксальные глаголы, обозначающие приступ к интенсивному действию).

рас\хохота(ть)ся ← хохота(ть)

СC – конфиксация (префикс + постфикс)

СЗ модификационное: "начинательность + интенсивность"

СТ: разгуляться, разыграться, раскричаться, разоспаться (префиксально-постфиксальные глаголы, обозначающие приступ к интенсивному действию)

СВЕРХПРОЧН[ЫЙ] – имя прилагательное.

1) ПРОИЗВОДЯЩЕЙ БАЗОЙ для прилагательного сверхпрочный является прилагательное прочный, так как сверхпрочный - ‘чрезвычайно прочный, превосходящий по прочности другие подобные’;

2) СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ – морфемный, префиксация; производная основа сверхпрочн- включает производящую основу -прочн- и словообразовательный формант сверх-;

3) МОРФОНОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ НА СТЫКЕ МОРФЕМ отсутствуют;

4) модификационное СЗ - "интенсивность, крайне высокая степень проявления признака"

5) СТ: сверхновый, сверхдальний, сверхнизкий (префиксальные прилагательные, обозначающие крайне высокую степень проявления признака).

сверх\прочн(ый) ← прочн(ый)

СC – префиксация

СЗ модификационное: "интенсивность, крайне высокая степень проявления признака"

СТ: сверхновый, сверхдальний, сверхнизкий (префиксальные прилагательные, обозначающие крайне высокую степень проявления признака)

ПЕРЕЗВАНИВА(ТЬ)СЯ – глагол.

1) ПРОИЗВОДЯЩЕЙ БАЗОЙ для глагола перезваниваться является глагол звонить, так как перезваниваться - ‘неоднократно звонить друг другу по телефону’;

2) СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ – морфемный, конфиксация (префикс + суффикс + постфикс); производная основа перезванива-ся включает производящую основу -зван’- и словообразовательный формант пере- + -ива- + -ся;

3) МОРФОНОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ НА СТЫКЕ МОРФЕМ - при образовании слова производящая основа отложилась с чередованием корневого гласного;

4) модификацонное СЗ - "взаимность и повторяемость (действия)"

5) СТ: переглядываться, переругиваться, перестреливаться (префиксально-суффиксально-постфиксальные глаголы, обозначающие кратное взаимное действие [взаимно-возвратные глаголы]).

пере\зван/ива(ть)ся ← звони(ть) [усечение, о//а]

СC – конфиксация (префикс + суффикс + постфикс)

СЗ модификационное: "взаимность + кратность"

СТ: переглядываться, переругиваться, перестреливаться (префиксально-суффиксально-постфиксальные глаголы, обозначающие кратное взаимное действие [взаимно-возвратные глаголы])

СЕНОКОСИЛК[А] – имя существительное.

1) ПРОИЗВОДЯЩЕЙ БАЗОЙ для существительного сенокосилка являются существительное сено и глагол косить; значение существительного – ‘машина для кошения травы’;

2) СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ – сложение с помощью трансфикса (интерфикс + суффикс); производная основа сенокосилк- включает две производящие основы сен- и коси- и словообразовательный формант –о- + -лк(а);

3) МОРФОНОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ НА СТЫКЕ МОРФЕМ отсутствуют;

4) СЗ соединительное ("действие, производимое над названным предметом") и мутационное ("предмет назван по действию, для которого он предназначен");

5) СТ: газонокосилка, камнедробилка, зерносушилка (сложно-суффиксальные имена существительные, обозначающие предмет по действию, производимому с его помощью над другим предметом).

сен/о\коси/лк(а) ← сен(о), коси(ть)

СC – сложение с помощью трансфикса (интерфикс + суффикс)

СЗ соединительное и мутационное: "предмет по действию"

СТ: газонокосилка, камнедробилка, зерносушилка (сложно-суффиксальные имена существительные, обозначающие предмет по действию, производимому с его помощью над другим предметом)

ПРИЧЕРНОМОРЬ[Е] – имя существительное.

1) ПРОИЗВОДЯЩЕЙ БАЗОЙ для существительного Причерноморье является словосочетание Черное море, Причерноморье - это ‘территория, находящаяся близ Черного моря’;

2) СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ – а) конфиксация (префикс + суффикс) на базе словосочетания; производная основа Причерноморьj- включает производящую основу -черн- + -мор’-, связанную интерфиксом -о-, и словообразовательный формант при- + -j(е); СТ продуктивный (Приморье, Приазовье, Приднестровье, Прииссыккулье и др.); б) сложение с помощью трансфикса (префикс + интерфикс + суффикс) – СТ оказывается непродуктивным, для узуса это единичное образование, прочие окказиональны (Присевероморье, Причерноречье);

3) МОРФОНОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ НА СТЫКЕ МОРФЕМ отсутствуют;

4) мутационное СЗ - "пространственное расположение предмета, названного мотивированным словом, относительно предмета, названного мотивирующим словом"

5) СТ: Приобье, Приэльбрусье, Припамирье, Приуралье (отсубстантивные префиксально-суффиксальные имена существительные, обозначающие территорию по пространственной близости).

При\черн/о\морь/j (е) ← Черн(ое) мор(е)

СC – конфиксация (префикс + суффикс) и сложение (интерфикс)

СЗ мутационное: "предмет по пространственной близости к другому предмету"

СТ: Приобье, Приэльбрусье, Прииссыккулье (отсубстантивные префиксально-суффиксальные имена существительные, обозначающие территорию по пространственной близости)

МОРФЕМНЫЙ АНАЛИЗ

Цель морфемного анализа (так называемого разбора слова по составу) – выявление структуры слова, точнее – предложенной для разбора словоформы. Морфемному разбору подвергаются только ЧЛЕНИМЫЕ СЛОВА (то есть те, в составе которых можно выделить две и более морфемы), при этом выделяются как словообразовательные, так и формообразующие морфемы.

ЭТАПЫ МОРФЕМНОГО АНАЛИЗА

I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСТИ РЕЧИ, ФОРМЫ СЛОВА В ТЕКСТЕ, ИЗМЕНЯЕМОСТИ ИЛИ НЕИЗМЕНЯЕМОСТИ ДАННОЙ ЧАСТИ РЕЧИ ИЛИ ДАННОЙ СЛОВОФОРМЫ.

II. ВЫДЕЛЕНИЕ ОСНОВЫ СЛОВА И ФОРМООБРАЗУЮЩИХ АФФИКСОВ (ФЛЕКСИИ). Основа слова объединяет формы данного слова (совпадающая их часть), это общая часть для всех форм, входящих в парадигму слова (в глагольных формах выделяется две основы). Показатели формы в основу не входят.

III. УСТАНОВЛЕНИЕ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА. При выяснении морфемной структуры необходимо восстанавливать словообразовательную цепочку (словообразующий аффикс фиксирует один словообразовательный шаг от слова к слову), подбирать родственные слова и их формы.

IV. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПА АФФИКСОВ. Необходимо отметить словообразующие и формообразующие (словоизменительные) аффиксы, у последних указать образуемую с их помощью форму.

V. ВЫЯВЛЕНИЕ ХАРАКТЕРА КОРНЕВОЙ МОРФЕМЫ. Свободный корень способен самостоятельно организовывать слово – только с помощью формообразующих морфем; связанный корень требует других служебных аффиксов. Эти особенности корня необходимо проиллюстрировать.

VI. ПОДБОР ОДНОСТРУКТУРНОГО СЛОВА. Одноструктурным называют слово (словоформу) той же части речи, по строению и типу морфем соответствующее данному, хотя материальное выражение морфем может быть иным.

ОБРАЗЦЫ РАЗБОРА

Два сдвинутых вместе стола покрываются длиннейшей скатертью.

сдвинутых – страдат. прич. прош. вр., в полн. ф., мн. ч., род. п.

сдвинуть -ых - формообр.: полн. ф., мн. ч., род. п.

сдвигать -т- - формообр.: страд. прич. прош. вр.

двигать -ну- - словообр. аффикс

с- - словообр. аффикс

ОСНОВА ПРОИЗВОДНАЯ: с - дви[г] – ну -

КОРЕНЬ СВЯЗАННЫЙ: двиг- а (ть), с – двиг (ø)

ОДНОСТРУКТУРНОЕ СЛОВО: отогнутый

покрываjются - глагол в форме изъяв.н., наст.вр., 3 л., мн.ч.

покрываться -ют- - формообр.: изъяв.н., наст.вр., 3 л.,мн.ч.

покрыть -j- - формообр.: образует основу наст.вр.

крыть, кроет -ся - словообр.

-ва- - словообр.

по- - словообр.

ОСНОВА ПРОИЗВОДНАЯ: по - кры - ва - ся

КОРЕНЬ СВОБОДНЫЙ: кры (ть), кры л [ø]

ОДНОСТРУКТУРНОЕ СЛОВО: разрываjются

длиннейшей - имя прилагательное, в полн. ф., ед. ч., ж. р., твор. п.

длиннейший -ий - формообр.: полн. ф., ед. ч., ж. р., твор. п.

длинный -ейш- - словообр.

длина -н- - словообр.

ОСНОВА ПРОИЗВОДНАЯ: длин - н - ейш -

КОРЕНЬ СВОБОДНЫЙ: длин (а)

ОДНОСТРУКТУРНОЕ СЛОВО: скучноватый

На столах – нарезанная кружочками колбаса и белые рассыпчатые пышки.

нарезанная – страдат. прич. прош. вр., в полн. ф., ед. ч., ж. р., им. п.

нарезать -ая - формообр.: полн. ф., ед. ч., ж. р., им. п.

резать -нн- - формообр.: страд. прич. прош. вр.

режет -а- - словообр.

на- - словообр.

ОСНОВА ПРОИЗВОДНАЯ: на - рез – а –

КОРЕНЬ СВОБОДНЫЙ: реж (ешь)

ОДНОСТРУКТУРНОЕ СЛОВО: подписанный

кружочками – имя существительное, в форме мн. ч., твор. п.

кружочек, кружочка -ами - формообр.: мн. ч., твор. п.

кружок -к- - словообр.

круг -оч- - словообр.

ОСНОВА ПРОИЗВОДНАЯ: круж - оч – к -

КОРЕНЬ СВЯЗАННЫЙ: круг (ø), круж (ит)

ОДНОСТРУКТУРНОЕ СЛОВО: иголочка

рассыпчатые – имя прилагательное, в полн. ф., мн. ч., им. п.

рассыпаться -ые - формообр.: полн. ф., мн. ч., им. п.

рассыпать -чат- - словообр.

сыпать, сыплю рас- - словообр.

ОСНОВА ПРОИЗВОДНАЯ: рас - сып – чат -

КОРЕНЬ СВЯЗАННЫЙ: сыпл (ю), сыпь (ø)

ОДНОСТРУКТУРНОЕ СЛОВО: переливчатый

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

МОРФОЛОГИЯ как часть грамматики - это учение о слове, о его грамматических классах (частях речи), морфологических категориях и формах. ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие, категория состояния) традиционно выделяют по совокупности признаков, к которым относят: 1) обобщенное грамматическое (частеречное) значение, отвлеченное от лексических и частных морфологических значений слов данной части речи; 2) характерный для каждого класса комплекс морфологических категорий и общая система словоизменения (состав парадигм); 3) общность основных синтаксических функций. СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ (предлог, союз, частица) – это лексически несамостоятельные слова, предназначенные для выражения отношений между словами; лексическое и грамматическое в них оказывается слитным, они не обладают грамматическими категориями и не являются членами предложения, а квалифицируются по семантико-функциональной общности.

В пособии не рассматриваются модальные слова, которые также иногда считают особой частью речи. Этот класс слов выделяется на несколько иных основаниях (говорящий дает модальную оценку высказывания, что оформляется как грамматически не связанная со структурой предложения вводная конструкция), и, на наш взгляд, его не следует вводить в систему частей речи, так как нарушаются принципы грамматического описания. Не включены и междометия и звукоподражания, которые в своем обычном употреблении также не входят в грамматическую структуру предложения и морфологических свойств не имеют (хотя и могут быть подразделены на группы по семантике, структуре и особенностям употребления).

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР – это характеристика слова как части речи с учетом особенностей его контекстуального использования. ОБЩАЯ СХЕМА морфологического анализа такова.

ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ:

I - категориальное значение, у изменяемых - начальная форма (выделить показатель формы);

II - 1) морфологическая характеристика слова ("постоянные свойства"):

а) лексико-грамматические разряды или семантико-функциональные группировки, в которых конкретизируется частеречное значение (необходимо указать семантический признак и показатели); б) несловоизменительные морфологические категории (указывается частная категориальная семантика, показатели); в) словоизменительный тип, особенности парадигмы (у изменяемых);

2) морфологическая характеристика словоформы ("непостоянные свойства"):

а) словоизменительные морфологические категории (реализованная в контексте частная категориальная семантика; тип употребления формы, его особенности); б) показатели формы;

III – синтаксическая роль в предложении.

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ:

I - семантико-функциональная характеристика: тип выражаемых отношений, функция в предложении;

II - грамматическая характеристика:

а) семантико-функциональные разряды; б) группы по структуре; в) группы по происхождению/наличию омонимов (производные, непроизводные); г) морфологические свойства – отрицательный показатель (отсутствие морфологических категорий, неизменяемость).

Схемы анализа каждой из частей речи приводятся далее вместе с образцами разбора: сначала дается образец полного разбора слова (устного), затем показываются образцы краткой записи.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

I. (1) ЧАСТЬ РЕЧИ. КАТЕГОРИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ.

(2) Начальная форма (графически обозначить флексию).

II. ПОСТОЯННЫЕ МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА:

 ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ РАЗРЯДЫ

(3) собственное или нарицательное; значение и грамматические показатели;

(4) одушевленное или неодушевленное; значение и грамматические показатели;

(5) конкретное, отвлеченное, вещественное или собирательное; значение и грамматические показатели;

 ГРАММАТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ

(6) род; характер категории (грамматическая или лексико-грамматическая), показатели рода;

 СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ

(7) тип словоизменения, склонение, вариант, особенности склонения;

(8) характеристика парадигмы: полная, неполная.

НЕПОСТОЯННЫЕ МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА:

(9) число; значение формы числа в контексте;

(10) падеж: а) тип употребления: самостоятельное или при определенной части речи (приглагольное, приименное и т. п.); б) предложная или беспредложная форма; в) значение падежной формы;

(11) показатели формы.

III. СИНТАКСИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА:

(12) роль в предложении.

ОБРАЗЦЫ РАЗБОРА

Ударившись коленями о груду щебня, я повалился на бок. (Ю. Коваль.)

(Ударившись) коленями -

I – (1) имя существительное, категориальное значение - предмет;

(2) н.ф. - колен[о] ;

II – постоянные свойства:

(3) нарицательное (обозначает предмет из ряда однородных; обладает полной парадигмой числа);

(4) неодушевленное (обозначает неодушевленный предмет; показатель – омонимичные формы Вин.п. мн.ч. и Им.п. мн.ч. колен[и] ),

(5) конкретное (обозначает конкретный предмет, подвергающийся счету; обладает полной парадигмой числа, сочетается с количественными числительными - два, оба колена);

(6) средний род (грамматическая категория; показатель морфологический - в Им.п. ед.ч. окончание [о] );

(7) 2-е субстантивное склонение, твердый вариант;

(8) полная парадигма;

непостоянные свойства:

(9) форма множественного числа (используется в значении коллективного множества: ‘пара колен’),

(10) творительного падежа (форма приглагольная, беспредложная, передает значение образа действия);

(11) показатель числа и падежа – окончание [ями] ;

III- синтаксические свойства:

(12) входит в состав обособленного обстоятельства.

(Ударившись о груду) щебня -

1) сущ. (предмет), н.ф. - щебень[ø

2) пост. - нариц. (предм. из ряда однородн.; грам. не выражено), неодуш. (вещество; Вин.ед. щебень[ø омонимична. Им.ед.), веществ. (‘измельченный камень’; singularia tantum); м.р. (грам. кат.; в Род.ед. - [а ); субстант. т. - 2 скл., мягк. вар., чередов. о//ø (щебень - щебня); неполн. парадигма – singularia tantum;

непост. - в ед.ч. (обобщ.-собир.: структурировенное вещество), род.п. (приимен., присубстантивн.; беспредл.; определительн. - содержания); показатель числа и падежа - [а

3) определение.

Предложение, как и слово, обладает законченностью значения и законченностью грамматической формы, но эта законченность значения носит абстрактный характер и именно поэтому и является такой четкой; это законченность элемента, но не завершенность целого. (М. Бахтин.)

Предложение (обладает законченностью) -

1) сущ. (предмет), н.ф. - предложени[е

2) пост. - нариц. (предм. из ряда однородн.; полн. пар. числа), неодуш. (неод. предм.; Вин.мн. предложени[я омоним. Им.мн.), конкретн. (считаемый предм.; полн. пар. ч.); средн.р. (грам. кат.; в Им.ед. - [е ); субстант. т. - 2 скл., мягк. вар., на -иj[e] ; полн. парад.;

непост. - в ед.ч. (обобщ.-собир.: ‘предложение как единица языка’), Им.п. (самостоятельн.; субъектн.); показатель числа и падежа - [е

3) полежащее.

(Но не завершенность) целого -

1) сущ. (предмет), н.ф. - цел[ое

2) пост. - нариц. (предм. из ряда однородн.; грам. не выраж.), неодуш. (отвлеч. понятие; грам. не выраж.), абстрактн. (отвлеч. понятие; sing. tant.); ср.р. (грам. кат.; в Им.ед. - [ое ); адъект. т. - 1 скл., тверд. вар.; неполн. парад. - sing. tant.;

непост. - в ед.ч. (количествен. семантики не передает), Род.п. (приимен., присубстантивн.; беспредл.; определительн. – носитель признака); показатель числа и падежа - [ого

3) определение.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

I. (1) ЧАСТЬ РЕЧИ. КАТЕГОРИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ.

(2) Начальная форма (графически обозначить флексию).

II. ПОСТОЯННЫЕ МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА:

 ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ РАЗРЯДЫ

(3) качественное или относительное (в том числе – собственно относительное, притяжательное или порядковое); значение и – у качественных – показатели качественности (перечислить основные признаки: наличие краткой формы, степеней сравнения, синонимов, антонимов; если признаки отсутствуют – назвать причину);

 СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ

(4) тип словоизменения, склонение, вариант, особенности склонения;

(5) характеристика парадигмы: полная, неполная (у качественных).

НЕПОСТОЯННЫЕ МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА:

(6) у качественных – степень сравнения; способ образования, тип употребления, значение формы в контексте;

(7) у качественных – краткая или полная форма;

(8) число;

(9) в единственном числе - род;

(10) падеж;

(11) показатели формы.

III. СИНТАКСИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА:

(12) роль в предложении.

ОБРАЗЦЫ РАЗБОРА

Черный бархатный шмель, золотое оплечье,

Заунывно гудящий певучей струной,

Ты зачем залетаешь в жилье человечье

И как будто тоскуешь со мной?(И.А.Бунин.)

Бархатный (шмель) -

I – (1) имя прилагательное, категориальное значение - признак предмета;

(2) н.ф. - бархатн[ый] ;

II – постоянные свойства:

(3) качественное (обозначает зрительно воспринимаемый признак: ‘похожий на бархат’; показатели качественности отсутствуют, т. к. это метафорическое употребление относительного);

(4) 1-е адъективное склонение, твердый вариант;

(5) отсутствуют краткие формы и формы степеней сравнения (относительное использовано в значении качественного);

непостоянные свойства:

(7) в полной форме;

(8) единственное число;

(9) мужской род;

(10) именительный падеж;

(11) показатель числа, рода и падежа – окончание [ый] ;

III- синтаксические свойства:

(12) определение.

(Залетаешь в жилье) человечье -

1) прил. (признак предмета), н.ф. - человечий[ø

2) пост. - относит., притяжат. (принадлежность лицу); адъект. т. - 2 скл.;

непост. - в ед.ч., ср.р., вин.п.; показатель числа, рода и падежа - [е

3) определение.

Нет мудрее и прекрасней средства от тревог,

Чем ночная песня шин. (Ю.Визбор.)

(Нет) прекрасней (средства) -

1) прил. (признак предмета), н.ф. - прекрасн[ый

2) пост. - качеств. (свойство, внутренне присущее предмету, его оценка; кр.ф. – прекрасен, сравн.ст. – прекраснее, синон. – отличный, антон. - плохой); адъект. т. - 1 скл., тверд.вар., черед. е//ø (прекрасный - прекрасен); полн. парадигма;

непост. - в форме компаратива – синтетич. сравн. степ. (в знач. превосх. – суперлятив);

3) сказуемое.

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

I. (1) ЧАСТЬ РЕЧИ. КАТЕГОРИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ.

(2) Начальная форма (графически обозначить флексию).

II. ПОСТОЯННЫЕ МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА:

 ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ РАЗРЯДЫ

(3) собственно количественное (обозначает целое число), собирательное или дробное; значение и показатели;

(4) у собственно количественных – группа по структуре: простое, сложное или составное;

 ГРАММАТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ

(5) род (у числительных тысяча, миллион и под.);

 СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ

(6) тип словоизменения, склонение, вариант, особенности склонения (у сложных и составных – для каждой части).

НЕПОСТОЯННЫЕ МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА:

(7) число (у числительного один);

(8) род (у числительных один, оба и под.);

(9) падеж;

(10) показатели формы.

III. СИНТАКСИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА:

(11) тип употребления: одиночное или в составе синтаксически неразложимого сочетания с существительным;

(12) роль в предложении.

ОБРАЗЦЫ РАЗБОРА

Говорят, что в Байкал впадает более трехсот речек и рек.

(Более) трехсот (речек и рек) -

I – (1) имя числительное, категориальное значение – количество предметов;

(2) н.ф. - тр[и]ст[а] ;

II – постоянные свойства:

(3) собственно количественное (обозначает количество предметов);

(4) сложное;

(6) склоняются обе части: три- по адъективному типу, -ста по субстантивному (множественное число);

непостоянные свойства:

(9) в родительном падеже;

(10) показатель падежа – окончания [ех] и [ø

III- синтаксические свойства:

(11) употреблено в синтаксически неразложимом сочетании с именем существительным (более трехсот речек и рек);

(12) подлежащее.

Волк и семеро козлят.

Семеро (козлят) -

1) числ. (количество предметов), н.ф. - семер[о

2) пост. - собир. (совокупность детенышей; суффикс -ер-); адъективн.т.;

непост. - в им.п.; показатель падежа - [о

3) употр. в синтакс. цельном словосочетании; подлежащее.

(В ответе получилось) пять целых девяносто две сотых -

1) числ. (число), н.ф. – пять[ø цел[ых девяност[о дв[е сот[ых

2) пост. - дробн. (дробное число); сост. их 5-ти ч.: пять – числ., 3-е субст. скл.; целых – сущ., 1-е адъект. скл.; девяносто – числ., особое скл. с омонимичн. формами; две – числ., адъект. скл.; сотых – сущ., 1-е адъект. скл.;

непост. - в им.п.; показатели падежа - окончания;

3) одиночн. употр.; подлежащее.

назад в содержание

 Вернуться на предыдущую страницу        Английский язык

Библиография

Издательское дело

История

Зарубежная литература

История книжного дела

КСЕ (Естествознание)

Культурология

Лингвистика

Логика

Маркетинг

Менеджмент

Педагогика

Психология

Политология

Редактирование

Реклама

Религиоведение

Риторика

Русская литература

Русский язык

Современный лит. процесс

Социология

Текстология

Теория литературы

Философия

Экономика

Языкознание

Разное

Главная|Новости|Предметы|Классики|Рефераты|Гостевая книга|Контакты          

R.W.S. Media


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словообразовательный биатлон

Урок русского языка в 5 классе«Словообразовательный биатлон»...

"Выразительные словообразовательные средства русского языка" ________________________________________

Цель урока: знакомство с основными художественными приёмами, основанными наизобразительных возможностях русского словообразования, показать их роль в тексте; формировать навыки культуры речи; закрепле...

Открытый урок "Морфемный и словообразовательный разбор" в 6 классе

Для проведения урока использован дифференцированный материал с учетом национально-регионального компонента....

«Развитие словообразовательных навыков на материале лексической темы «Золотая осень».

Образовательная деятельность для детей подготовительной группы с ФФН, с использование компьютерных технологий (презентация)....

Урок русского языка в 5 классе. Тема: Словообразовательная пара и словообразовательная цепочка (§ 37). Урок-игра «Помоги Пешке стать Королевой»

Урок разработан и проведен учителем русского языка Терёхиной В. Н. в рамках краевого конкурса «Учитель года Приморского края -2010»Цели урока: 1) дать представление о словообразовательной паре и...

Упражнение "Словообразовательные цепочки"

Материал помогает в подготовке к ЕГЭ, к заданию по словообразованию....

Структурно-словообразовательный анализ оронимов Алданского улуса РС (Я)

С середины xx века в отечественной и зарубежной лингвистике наблюдается неослабевающий интерес к разноаспектному анализу топонимической лексики. Актуальность моего исследования обусловлена ощутимым от...