Технология повышения орфографической грамотности
методическая разработка по русскому языку по теме

Предлагается ещё один способ повышения орфографической грамотности, при котором правило написания не заучивается, к его формулированию надо приходить через осознание: от примеров и текста – через поиск объединяющих и выделяющих факторов – к формулированию для себя правила на основе схемы, рисунка, ключевых слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_povysheniya_orfograficheskoy.rar21.06 КБ

Предварительный просмотр:

Технология повышения орфографической

грамотности

Огнева Светлана Леонидовна,

МБОУ «СОШ №14»г. Нефтеюганск,

учитель русского языка и литературы

В современной школе обучения правописанию, как известно, основывается на орфографических и пунктуационных правилах. Правило изучается, повторяется, демонстрируется при письме,  например,  дети обозначают  условия выбора орфограммы, составляют  графические  схемы  для  объяснения  пунктограмм и т. д. Однако при этом более чем знакомой является такая ситуация, когда школьник без запинки декламирует правило и тут же делает ошибку – именно на него. Ученик знает правило, но не узнает ситуации его применения. Основная трудность усвоения орфографии заключается в том, что ввод орфографического правила и процесс становления навыков, формируемых на основе этого правила, не совпадают по времени.

Анализируя  свою работу относительно повышения орфографической грамотности, пришла к выводу, что для грамотного письма необходимо не заучивать правило, а к его формулированию надо приходить   через  осознание: от примеров и текста – через поиск объединяющих и выделяющих факторов – к формулированию  для себя  правила  на  основе схемы, рисунка, ключевых слов. Абсолютная грамотность, по мнению В. Зайцева, автора данной технологии, поддерживается еще и системными моделями слов, представленными в игровых словариках. Именно они активизируют ассоциативную память, тем самым создают интуитивный навык грамотного письма. Работа с игровым словариком проводится в режиме самопроверки: ученик закрывает поле с вынесенными буквами и отгадывает, какая буква пропущена. Прочтение тридцати слов занимает не более 2 минут. Возможен режим и взаимопроверки, соревнования между учениками, в этом случае потребуется около 4-х минут (Приложение № 1). Закрепление проводится на недеформированных текстах.

Итак, нами создан следующий алгоритм работы с орфограммой.

Текст, насыщенный словами на изучаемую орфограмму

Поиск объединяющих и выделяющих факторов

Формулирование способа написания

Создание опоры

I уровень – на ассоциативной основе (Приложение № 2)

II уровень – опора на ключевое слово

Тренаж с помощью игрового словарика

(Приложение № 3)

Нахождение слов и графическое обозначение

условия написания изученной орфограммы в

недеформированном тексте

     

По данному алгоритму изучается каждая новая орфограмма, но в большей мере такая работа  эффективна при отработке слабо изученных орфограмм.

Как обнаружить, что та или иная орфограмма требует внимания?

Ежемесячно проводятся диагностические диктанты для выбора наиболее трудных орфограмм. В диктант входит 10 слов на 9 изученных орфограмм. Слова диктуются вперемешку. Результаты заносятся в диагностическую ведомость (Приложение № 4),  выделяются четыре орфограммы  - по одной на неделю (каждая повторяемая орфограмма отрабатывается в течение одной недели). Упражнения должны занимать около 5-6 минут, они проводятся устно. В последний день недели учащиеся пишут контрольный диагностический диктант.

      Критерии оценки орфографической грамотности - количество учащихся, выполняющих письменные работы на «4»и «5», должно быть  приблизительно 35%

I четверть

II четверть

Качество в %

Успеваемость %  

Качество в %

Успеваемость в %


30


80


41


92

В ряде случаев требуется механическое запоминание (например, правильное написание словарных слов),  что  особенно  характерно  для  детей с  ослабленной  памятью, которым  необходимо  увеличить  частоту  упражнений. Для этого используются сорбонки – карточки небольшого размера, предназначенные для активной тренировки (см. Приложение № 5).

Приложение № 1

Игровой словарик на орфограмму «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением»

И

Я

А

И

О

А

А

А

Я

Я

О

Е

И

Е

Уд_вление

Разгл_деть

Препод_вать

Объед_нение

Д_лина

Д_легкий

П_хучий

Просл_влять

Сотр_сение

Св_щенный

Др_жать

Р_деть

Обв_нять

М_няться

И

Е

Е

Е

О

О, О

И

Я

О

О, О

Е

И

И

И

А

Прибл_жаться

М_лькнуть

Т_мнеть

Нал_теть

Бр_сать

Г_в_рить

Ст_хать

По_виться

Спл_шной

П_л_са

Хл_стать

Прол_вной

Закр_чл

Дв_жение

Ст_новиться

Приложение № 2

Гласные в суффиксах существительных  -ек   и  -ик

  1. Памятка  

КЛЮЧИК,  НО  ЗАМОЧЕК

  1.  

Е

И

И

Е

Е

И

И

Е

Е

И

Е

И

Е

Е

И

подароч_к

мяч_к

самолет_к

звоноч_к

дружоч_к

карандаш_к

ключ_к

ореш_к

пузыреч_к

зайч_к

кусоч_к

ларч_к

грибоч_к

огонеч_к

дом_к

И

Е

И

И

Е

И

И

Е

Е

И

Е

И

И

Е

Е

стол_к

человеч_к

кирпич_к

арбуз_к

пенеч_к

гвозд_к

велосипед_к

овраж_к

кулеч_к

комар_к

следоч_к

пальч_к

сухар_к

уголеч_е

венич_к

  1. Сформулировать правило.

Чтобы правильно написать в суффиксах –ек и –ик, надо ……..

Если гласный ……, то в суффиксе надо писать букву ……,

Если гласный ……, то в суффиксе надо писать букву …… .

  1. Запишите слова в два столбика.

Самолет__к, огонеч__к, зонт__к, ореш__к, паровоз__к, песоч__к, куст__к, кусоч__к,  сад__к, кусточ__к, шалаш__к, дружоч__к, дожд__к, мосточ__к, хвост__к, горош__к,  огурч__к, овраж__к.

  1. Выполнение упражнения.

Приложение № 3

Буквы Ч и Щ в суффиксе –чик-(-щик-)

  1. Памятка

                     З

        Т                              С

             Д                   Ж  

  1. Игровой словарик

Ч

Щ

Ч

Щ

Щ

Щ

Ч

Ч

Щ

Ч

Щ

Щ

Ч

Щ

Ч

извоз_ик

свар_ик

груз_ик

камен_ик

сортиров_ица

кранов_ик

развед_ик

аппарат_ица

арматур_ик

вертолет_ик

смен_ик

прессов_ик

ракет_ик

копиров_ица

пулемет_ик

Щ

Щ

Ч

Ч

Щ

Щ

Ч

Ч

Щ

Щ

Ч

Ч

Ч

Щ

Ч

забой_ик

прицеп_ик

разнос_ик

рассказ_ик

барабан_ик

танцов_ица

уклад_ица

перебеж_ик

кровель_икп

пиль_ик

перевод_ик

переплет_ик

смаз_ик

бетон_ик

автомат_ик

  1. Сформулируйте правило

В суффиксе существительных –чик-(-щик-) после букв …… пишется буква …… В остальных случаях пишется буква ……

  1. Объясните выбор пропущенных букв.

Великолепный рассказ__ик, талантливый танцов__ик, опытный рез__ик, отличный свар__ик, отважный развед__ик, аккуратный разнос__ик, юный барабан__ик, сильный груз__ик, обход__ик путей, постоянный болель__ик.

Приложение № 3

Не с существительными

  1. Памятка.

   ВМЕСТЕ                                        РАЗДЕЛЬНО

1) синоним                                          ,  а

2)   не

  1. Игровой словарик.

+

+

=

+

+

+

=

+

+

+

=

=

+

+

(не)настье

сказать (не)правду

(не)правда, а ложь

(не)ученье – позор

(не)брежность

(не)приветливость  

(не)работа, а забота

(не)взгоды

(не)годование

(не)ряшливость

(не)вежливость, а грубость

(не)погода, а срочное задание

(не)внимательность

(не)здоровье

+

=

=

+

+

=

=

+

+

=

+

=

=

+

(не)вольник

упорство (не)помеха, а залог успеха

ум определяется (не)возрастом, а головой

(не)лепость

(не)приятность

(не)лестью, а правдой

ученье без уменья – (не)польза, а беда

(не)пригодность

(не)поседа

(не)разум, а глупость

(не)долет

(не)счастье, а беда

(не)друг, а враг

(не)виновность

                 Примечание:     + (слитно)       = (раздельно)

  1. Сформулировать правило.

Не с существительными пишется слитно:

  1. если слово …
  2. если существительное с НЕ может быть …

Не с существительными пишется раздельно, если в предложении …

  1. Раскрой скобки.

(Не)счастье, а упорный труд помогает овладеть знаниями. (Не)настье задержало наш объезд из города. (Не)погода, а срочное задание по работе задержало наш выезд. Я остановился в (не)решительности у кабинета директора. (Не)вежливость, а грубость в поведении некоторых учеников вызвала (не)годование одноклассников. (Не)вежливость – плохая черта в человеке. (Не)внимательность на уроке приводит к (не)приятностям и (не)удовлетворительным оценкам.

Приложение № 4

Диагностическая ведомость

6 А

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

№ 6

№ 7

№ 8

№ 9

1

Алунц Артур

0

0

1

1

1

1

1

1

1

2

Вишневский Александр

1

0

0

1

1

1

1

0

1

3

Дмитриева Снежана

0

0

1

0

1

1

1

1

1

4

Зарипов ильнар

1

1

1

1

1

1

1

0

1

5

Звягин Максим

6

Иверова Оля

1

0

1

1

1

1

1

1

1

7

Кудрин Вадим

0

0

1

1

1

1

1

1

1

8

Кучеренко Ирина

1

1

1

1

1

1

1

1

1

9

Максимова Наталья

1

0

0

0

1

1

0

0

1

10

Мартиросова Наталья

0

0

0

1

0

0

1

1

1

11

Наботов Аслидин

0

0

0

1

0

1

0

1

1

12

Пинчук Иван

0

0

1

0

0

0

1

1

0

13

Рыжова Ангелина

0

0

1

1

1

1

1

0

1

14

Сумароков Владимир

1

0

0

1

1

1

0

1

0

15

Сысоева Юля

1

0

1

1

1

1

1

0

1

16

Титова Мария

0

0

0

1

1

1

1

0

1

17

Тухватуллин Марс

0

0

1

1

1

1

0

0

1

18

Хабибов Руслан

1

0

1

1

1

1

1

0

1

19

Чернышов Алексей

0

1

1

1

1

1

0

0

1

20

Шевченко Денис

0

0

1

1

1

1

1

1

0

21

Шишкина Ксения

1

0

1

1

1

1

1

1

1

22

Емельянов Артем

1

1

1

1

1

1

1

1

1

23

Ханнанов Марс

0

0

1

0

1

1

1

0

1

24

Бабанова Юля

0

1

1

0

1

1

1

0

1

13 ч/к

18

ч/к

6

ч/к

5

ч/к

3

ч/к

2

ч/к

5

ч/к

11

ч/к

3 ч/к

        Условные обозначения: 1 – справился, о – не справился

        № 1  Безударные проверяемые гласные в корне слова

№ 2  Непроверяемые гласные и согласные

№ 3  Проверяемые согласные в корне слова

№ 4  Непроизносимые согласные в корне слова

№ 5  Буквы И, У, А после шипящих

№ 6  Разделительные Ъ и Ь знаки

№ 7  Раздельное написание предлогов

№ 8  Употребление Ь для обозначения мягкости согласных

№ 9  Гласные и согласные в приставках кроме приставки на з (с).

Приложение № 5

Образец  сорбонки



Имя Существительное



Это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?


Имена существительные относятся либо к мужскому, либо к женскому, либо к среднему роду; являются собственными или нарицательными; одушевленными или неодушевленными.


Большинство имен существительных изменяется по падежам и числам.


В предложении имена существительные чаще всего бывают подлежащими, дополнениями  обстоятельствами.

чик


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные формы обучения как средство повышения орфографической грамотности учающихся на уроках русского языка.

Методика проведения уроков с элементами занимательности - одна из таких форм, которая помогает учащимся уяснить сущность языкового материала, которая воспитывает интерес к нему....

Статья "Этимология некоторых слов и влияние этимологического анализа на повышение орфографической грамотности"

В данной статье описывается использование этимологического анализа на уроках русского языка, обращается внимание на то, что этимологический анализ способен переместить трудные для запоминания слова в ...

Использование алгоритмов как средство повышения орфографической грамотности на уроках русского языка».

Алгоритм-(программа) способ решения вычислительных и других задач, точно предписывающий, как и в какой последовательности получить результат.  А алгоритм на уроке русского   языка – это...

обобщение опыта работы по теме "Интенсивные приёмы формирования орфографических навыков у учащихся 5-7 классов на уроках русского языка как средство повышения орфографической грамотности"

Педагогические наблюдения последних лет привели к выводу,  что происходит падение интереса школьников к русскому языку как учебному предмету и, как следствие, снижается орфографическая грамотност...