Урок на тему: «Эти неопределенные местоимения».
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

 

Урок на  тему «Неопределенные местоимения» в системе уроков  «Местоимения» традиционно сложен. Предлагаю, используя технологию В. Зайцева, построить урок по следующей схеме:

МОТИВАЦИЯ

            РЕПРОДУКЦИЯ

                        ОРГАНИЗАЦИЯ  АЛГОРИТМИЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                                               ТВОРЧЕСТВО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_na_temu.rar137.77 КБ

Предварительный просмотр:

Огнева Светлана Леонидовна

Урок на тему:

«Эти неопределенные местоимения».

Огнева Светлана Леонидовна,

МБОУ «СОШ №14»г. Нефтеюганск,

учитель русского языка и литературы

Урок на  тему «Неопределенные местоимения» в системе уроков  «Местоимения» традиционно сложен. Предлагаю, используя технологию В. Зайцева, построить урок по следующей схеме:

МОТИВАЦИЯ

                РЕПРОДУКЦИЯ

                        ОРГАНИЗАЦИЯ  АЛГОРИТМИЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                                ТВОРЧЕСТВО

В этом же уроке представляю свое видение работы с орфограммой. В течение года каждый урок по русскому языку начинаю с работы над «дежурной орфограммой». Орфограмма «дежурит» всю неделю. Работа строится по следующей схеме:

Озвучивание названия орфограммы

Графическое обозначение способа написания

Создание опоры

Тренаж с помощью игрового словарика.

       Использования данного вида работы дает возможность значительно улучшить грамотность письма. Нередко «дежурная орфограмма» используется для  актуализации знаний. Далее строю урок так, чтобы пробудить и развить интерес к исследовательской работе, развить способность выделять большее число признаков у объекта наблюдения, анализировать, обобщать, самостоятельно выводить закономерности, высказывать предположения, рассуждать вслух.

Цели урока

I. Обучающая цель:

Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и закреплению новых знаний к теме «Неопределенные местоимения»:

  1. опознавательный признак местоимений данного разряда;
  2. способ образования;
  3. правописание.

II. Развивающая цель:

Развивать внимание, умение анализировать, сравнивать, обобщать, синтезировать.

III. Воспитывающая цель:

Вызвать интерес к слову, к стихотворной речи.

Оборудование: наборное полотно, таблица «Разряды местоимений», иллюстрации разрядов местоимений

Форма урока: комбинированный урок.

                                                      Ход урока

I. Орфографическая зарядка

- Как всегда, начинаем урок с орфографической зарядки.

  С помощью чего проводим зарядку? (с помощью дежурной орфограммы)

  Какая орфограмма будет дежурить на нашем уроке?

алеко не веселый день

*ненадежный друг

*не ленивый, а трудолюбивый

*ненастный день 

        (правописание «не» с прилагательными)

  1. Выйти к доске и изобразить опору-памятку, которая бы помогла нам быстро вспомнить условия написания этой орфограммы.

«+»                                   «–»

                            , а, но

синоним       слова  отрицания

- Озвучьте опору-памятку, еще раз проговорив способ написания дежурной орфограммы. Вернемся к записанным на доске словам и графически обозначим условие  выбора.  

*далеко не веселый день

*ненадежный друг

*не ленивый, а трудолюбивый

*ненастный день 

  1. Ролевая игра.

- Потренируемся в правильном написании орфограммы «Не с прилагательными» с помощью игрового словарика. Работаем в режиме взаимопроверки: 

        1 вариант – учителя;

        2 вариант – ученики.

Внимание! Ученики (2 вариант) должны не только назвать, как пишется слово, но и проговорить способ написания.

+

(не) настный день

-

(не) легкое, а трудное

-

(не) правдивый, а ленивый

-

далеко (не) удачный

+

(не) приветливый

+

(не) высокий, а красивый

-

далеко (не) ясный день

+

(не) доброе слово

+

(не) ряшливый

-

(не) прошлым, а завтрашним

+

(не) трудный диктант

+

(не) чистая совесть

-

(не) глубокий, а мелкий

+

(не) большая группа

+

(не) брежный почерк

-

(не) большая, а маленькая

+

(не) приятная погода

+

(не) дружный коллектив

+

ручей (не) глубок    

+

(не) проглядный мрак

+

(не) преодолимое препятствие

+

(не) широкого, но быстрого

-

ручей вовсе (не) глубок

+

(не) большой, но уютный

-

далеко (не) мягкий характер

-

совсем (не) ученый

+

(не)веселое настроение

-

вовсе (не) глубокий

-

совсем (не) приятный

+

(не) аккуратный

- А теперь настало время каждому оценить себя, насколько он овладел умением грамотно писать эту орфограмму.

Задание: Из данного текста выписать слова на дежурную орфограмму, графически обозначая условия написания.

        Наступило (не) ясное утро. Кто-то  спешит (не) уклюжей (не) торопливой походкой. И только Некто не торопится.  (Не) ранним, а поздним утром обычно выходит он из дома и отправляется по какой-то дороге. Некто хочет  отыскать нечто особенное.        

Способ проверки: самопроверка по контрольной карте.

II. Изучение нового материала

- Мы неслучайно начали свой урок с этой орфограммы. Ведь именно приставка «не» будет сегодня царствовать на нашем уроке. А помогать ей будут суффиксы   то,  либо,  нибудь

(На доске прикрепляются карточки)


не


кое


то


либо


нибудь

- Еще раз прочитайте записанный на доске текст.

- О ком говорит автор? Что узнаем о нем? Выпишите эти слова к себе в тетрадь.

- К какой части речи вы бы отнесли их? Поясните.

- Нам уже знакомы некоторые разряды местоимений. Мы даже попытались отразить их особенности в рисунке. Какие разряды нам известны?

Учитель показывает рисунок, ученики называют соответствующий разряд (см. иллюстрации)

- А какие впечатления производят  эти новые местоимения? (загадочность, таинственность) Как бы вы назвали этот разряд? Какую иллюстрацию предложили?

- Итак, тема сегодняшнего урока – неопределенные местоимения.

- А что нам важно будет  узнать о них?

        * Кого дублируют.

        * Как изменяются.

        * Роль в предложении.

  1. Учащиеся сами проговаривают цели урока по аналогии с предыдущими уроками, опираясь на таблицу, в которой представлены изученные разряды местоимений (см. таблицу).

- Но самое главное, нам нужно узнать, как образуются неопределенные местоимения, потому что именно от этого зависит их написание.

- Пожалуй, начнем с последнего. Вновь обратимся к записанным в тетради местоимениям. Если бы местоимения были живые и имели семью, как вы считаете, кто были бы их родители? (Вопросительные местоимения.)

Работа с наборным полотном

- Да, они очень похожи на своих родителей. Смотрите:

Было


Кто


,   а стало


кто


-


то


кто

-


нибудь


кое


-


кто

кто

-


либо


некто

- Обратите внимание на ту роль, какую сыграл в жизни этих местоимений дефис!

- Является ли это орфограммой? От чего зависит способ ее написания? Как графически будем обозначать эту орфограмму?

- Итак, было

        I ряд                            II ряд                        III ряд

        Что?                            Какой?                   Сколько?

А стало? Образуйте от данных местоимений неопределенные. Графически объясните способ написания.

- Какие части речи дублируют неопределенные местоимения? Что можно сказать об их морфологических признаках и синтаксической роли?

  1. Каждый ряд анализирует образованные местоимения относительно вышеперечисленных параметров.

- Правда, два местоимения  - некто, нечто -  не изменяются по падежам.

По ходу анализа заполняется таблица:

Название ряда

Место-имения

Дублер

Морфологические признаки

Синтакси-ческая роль


Личные


я, ты, он, мы, вы, они


С


ЧП 3л   Р

 


- - - - - - - - -


Возвратное


Себя


С


П  Р  Ч  Им.п.


- - - - - - - - -

Название ряда

Место-имения

Дублер

Морфологические признаки

Синтакси-ческая роль

.

Вопроси-тельное


кто?  какой?  сколько? и.т.д.


С Пр.Ч


     С   Р  Ч

П

     Пр.   Р Ч



- - - - - - - - -


. - .  - . - . - . - .


Относитель-ные


кто, какой, сколько и т.д.


С Пр.Ч


     С    Р Ч  

П

     Пр.   Р Ч

             


- - - - - - - - -


. - .  - . - . - . - .


Неопределен-ные


некто, какой-то, сколько-нибудь и т.д.


С Пр.Ч

   


     С    Р Ч

П                    

     Пр.   Р Ч



. - .  - . - . - . - .


- - - - - - - - -

III. Закрепление.

Задание: Придумайте продолжение комедийно-детективного рассказа, используя в нем неопределенные местоимения. Запишите.

Стоял чудесный летний день. Некто в черном вышел из темного, мрачного подъезда. Он шел быстро, крепко сжимая кое-что в руке.

Выполнение заданий проверяется в следующей последовательности:

сначала          – I и II группа

затем      – III группа

IV. Подведение итога урока

- С чем познакомитесь на уроке?

  Зададим вопросы по данной теме  (см. «Учитесь задавать вопросы» )

- Мы не все узнали о неопределенных местоимениях. На следующем уроке нам еще предстоит встретиться с безжалостным предлогом, который вторгается в жизнь этих не хороших, не плохих, не добрых и не злых, не внимательных и не равнодушных, а просто неопределенных местоимений.

V. Задание на дом

Параграф 69, иллюстрация к теме.

            «3»          - упражнение № 320

            «4», «5»  - составьте рассказ на тему: «У нас в гостях были неопределенные  местоимения».                                                                             

Учитесь задавать вопросы

  1. Причинно-следственные связи (зачем? почему?)
  2. По содержанию (что это? из чего состоит? частью чего является? какими признаками обладает?)
  3. Вопросы, связанные действием и способами его осуществления (как? каким образом?)
  4. Вопросы, связанные с условиями выполнения действий (при каком условии…).

                                                                                                                                                4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Неопределенные местоимения"

Это первый урок в изучении темы. По форме урок - детектив. Пропала тема урока, и ребята, выступая в роли детективов, ищут ее. Попутно повторяется материал об уже изученных разрядах местоимений. Урок с...

Разработка урока по русскому языку в 6 классе. Тема урока: "Неопределенные местоимения"

Урок русского языка в 6 классе с применением технологии проблемного обучения.Тема: Неопределённые местоимения. Тип урока:   изучение нового материала и первичное закрепление знаний.Цели...

конспект урока по англ яз Неопределенные местоимения 7 класс

конспект урока по англ яз Неопределенные местоимения 7 класс Английский язык: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Михеевой О.В.  3-й год обучения....

Конспект урока по русскому языку "Неопределенные местоимения"

Технологическая карта урока по русскому языку "Неопределенные местоимения". Рыбченкова ФГОС. По технологии проблемного обучения...

Методическая разработка урока по теме "Сложные относительные местоимения"

Презентация к уроку по теме "Сложные относительные местоимения" Основной язык-9 класс, французский как второй иностранный-10 класс...

Разработка урока на тему: "Вопросительно-относительные местоимения"

УМК: Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева, Е.С.Антонова; под ред. Е.А.Быстровой.- М.: ООО «Русское слово – уч...