Разработка урока на тему: "Вопросительно-относительные местоимения"
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс)

Кияева Альфия Талгатовна

УМК: Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева, Е.С.Антонова; под ред. Е.А.Быстровой.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voprositelno-otnosit._mestoim.doc54 КБ
Microsoft Office document icon voprositelno-otnosit._mestoim.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка.

Тема урока: Вопросительно-относительные местоимения.        

 Класс: 6                                    урок                                           дата

Предмет: русский язык

УМК: Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева, Е.С.Антонова; под ред. Е.А.Быстровой.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа).

Тип урока: открытие нового знания

Цели урока: сформировать умения правильно употреблять вопросительные и относительные местоимения в речи, учитывать особенности их склонения;

 Задачи:

1. выработать умение отличать относительные местоимения от вопросительных;  расширить лексический запас учащихся;  отрабатывать орфографические и пунктуационные навыки.

2. развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать.         

   3.  вызвать интерес к урокам русского языка.

Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные: развивают этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, умеют понимать и сопереживать чувствам других людей.

Регулятивные: работая по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправляют ошибки с помощью учителя.

Познавательные: составляют сложный план текста, умеют передавать содержание в развернутом виде.

Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

1.Организация рабочей обстановки. Приветствие.

Приветствуют учителя,  демонстрируют своё настроение.

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

1. Проверка домашнего задания.

Учащиеся зачитывают рассказы о том, как они проводят свободное время.

2. Объяснительный диктант.

Появился у него, блестит надо мной, проявлять заботу обо мне, думать о нем, прибыл с ними, у него в оранжерее, расстилаться над нами, беседовать с нами, трава подо мной, объясниться с ним, сожалеть о нем, подарил им

Зачитывают рассказы о том, как проводят свободное время.

Записывают объяснительный диктант, при проверке оценивают друг друга.

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися нового материала.

1. Беседа.

- Назовите известные вам вопросительные местоимения.

- Правильно. А где они используются?

- Вопросительные местоимения, выступающие в иной функции, а именно используемые для связи частей сложного предложения, называются относительными. Они выполняют функцию члена предложения в придаточной части сложноподчиненного предложения. В этот разряд входят те же местоимения, что и в разряд вопросительных.

- Все вопросительные местоимения изменяются по падежам, например:

И. п. – кто?

Р. п. – кого?

Д.п. – кому?

В. п. – кого?

Т. п. – кем?

П. п. – о ком?

По родам и числам из вопросительных местоимений не изменяются только местоимения кто? и что? При чтении предложений с вопросительными местоимениями нужно соблюдать вопросительную интонацию.

2. Чтение теоретического материала учебника на стр. 34 § 7.

Кто?, что?, какой?, который?, чей?, каков?, сколько?

Они используются в вопросительных конструкциях для уточнения лица, предмета, качеств и свойств предметов, их принадлежность кому-либо, чему-либо, а также очередности и качества.

Изменяют вопросительное местоимение по падежам.

Работают с теорией учебника в парах.

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

1. Работа с таблицей.

- Заполните таблицу своими примерами местоимений. Придумайте с ними предложения.

Склоняется как

Пример местоимения

Предложение, иллюстрирующее пример

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

2. Самостоятельная работа.

- Запишите все возможные формы слов (включая формы всех падежей, рода и числа)

Кто, какой, каков, чей, сколько, что.

3. Коллективная работа.

- Определите, к какому разряду относятся местоимения в данных предложениях: к относительным или вопросительным.

Что такое, кто такой? Теперь я точно знаю, кто поедет на экскурсию. Что у вас происходит? Что тебе подарить на день рождения? Что хочешь, то и дари. Сколько стоит эта вещь? Теперь я знаю, сколько она стоит. Который час? Который раз повторяю, не шумите. Чья у тебя тетрадь? Интересно узнать, чьи это слова.

4. Диктант.

- Запишите предложения, найдите вопросительные и относительные местоимения, подчеркните их как члены предложения.

Я тот, которому внимала ты в полуночной тишине (М.Лермонтов). Плакала  Сашка, как лес вырубали, ей и теперь его жалко до слез. Сколько тут было кудрявых берез! (Н.Некрасов).  Кто там стучится у ворот? (С.Маршак). Как увядающее мило! Какая прелесть в нем для нас, когда что так цвело и жило, теперь, так немощно и хило, в последний улыбнется раз!.. (Ф.Тютчев).

5. Работа с учебником.

1) определение вопросительных и относительных местоимений в тексте.

Упр. 39.

2) «превращение» вопросительных местоимений в относительные и относительных в вопросительные.

Упр. 40, 41

3) склонение местоимений.

Упр. 42

4) анализ отрывка из рассказа «Живые часы».

Упр. 43.

Работают с таблицей в парах, заполняют примерами, при проверке оценивают друг друга.

Выполняют самостоятельную работу, при проверке оценивают друг друга.

Работают с предложениями  в парах, определяют относительные и вопросительные местоимения.

Записывают предложения под диктовку, определяют грамматическую роль вопросительных и относительных местоимений. При проверке оценивают друг друга.

Выполняют тренировочные упражнения учебника.

Определяют роль вопросительных и относительных местоимений в тексте.

Изменяют вопросительные местоимения в относительные и наоборот.

Склоняют местоимения устно, в парах.

Анализируют отрывок из рассказа «Живые часы».

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

V.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Работа с рубрикой «Проверяем себя»

- Расскажите об особенностях указательных местоимений.

- Как изменяются определительные местоимения?

- Почему вопросительные и относительные местоимения можно объединить в один разряд «вопросительно-относительные местоимения»?

- Придумайте и запишите предложения, в которых одно и то же местоимение было бы то вопросительным, то относительным.

- Оцените свою работу на уроке. Работу класса.

- Домашнее задание. § 7, словарный диктант на стр. 38.

Работают с рубрикой «Проверяем себя» в парах, дают ответы на вопросы, приводят примеры.

Анализируют работу на уроке через самооценку

Записывают домашнее задание

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка.

Тема урока: Вопросительно-относительные местоимения.        

 Класс: 6                                    урок                                           дата

Предмет: русский язык

УМК: Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева, Е.С.Антонова; под ред. Е.А.Быстровой.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа).

Тип урока: открытие нового знания

Цели урока: сформировать умения правильно употреблять вопросительные и относительные местоимения в речи, учитывать особенности их склонения;

 Задачи:

1. выработать умение отличать относительные местоимения от вопросительных;  расширить лексический запас учащихся;  отрабатывать орфографические и пунктуационные навыки.

2. развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать.         

   3.  вызвать интерес к урокам русского языка.

Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные: развивают этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, умеют понимать и сопереживать чувствам других людей.

Регулятивные: работая по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправляют ошибки с помощью учителя.

Познавательные: составляют сложный план текста, умеют передавать содержание в развернутом виде.

Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

1.Организация рабочей обстановки. Приветствие.

Приветствуют учителя,  демонстрируют своё настроение.

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

1. Проверка домашнего задания.

Учащиеся зачитывают рассказы о том, как они проводят свободное время.

2. Объяснительный диктант.

Появился у него, блестит надо мной, проявлять заботу обо мне, думать о нем, прибыл с ними, у него в оранжерее, расстилаться над нами, беседовать с нами, трава подо мной, объясниться с ним, сожалеть о нем, подарил им

Зачитывают рассказы о том, как проводят свободное время.

Записывают объяснительный диктант, при проверке оценивают друг друга.

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися нового материала.

1. Беседа.

- Назовите известные вам вопросительные местоимения.

- Правильно. А где они используются?

- Вопросительные местоимения, выступающие в иной функции, а именно используемые для связи частей сложного предложения, называются относительными. Они выполняют функцию члена предложения в придаточной части сложноподчиненного предложения. В этот разряд входят те же местоимения, что и в разряд вопросительных.

- Все вопросительные местоимения изменяются по падежам, например:

И. п. – кто?

Р. п. – кого?

Д.п. – кому?

В. п. – кого?

Т. п. – кем?

П. п. – о ком?

По родам и числам из вопросительных местоимений не изменяются только местоимения кто? и что? При чтении предложений с вопросительными местоимениями нужно соблюдать вопросительную интонацию.

2. Чтение теоретического материала учебника на стр. 34 § 7.

Кто?, что?, какой?, который?, чей?, каков?, сколько?

Они используются в вопросительных конструкциях для уточнения лица, предмета, качеств и свойств предметов, их принадлежность кому-либо, чему-либо, а также очередности и качества.

Изменяют вопросительное местоимение по падежам.

Работают с теорией учебника в парах.

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

1. Работа с таблицей.

- Заполните таблицу своими примерами местоимений. Придумайте с ними предложения.

Склоняется как

Пример местоимения

Предложение, иллюстрирующее пример

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

2. Самостоятельная работа.

- Запишите все возможные формы слов (включая формы всех падежей, рода и числа)

Кто, какой, каков, чей, сколько, что.

3. Коллективная работа.

- Определите, к какому разряду относятся местоимения в данных предложениях: к относительным или вопросительным.

Что такое, кто такой? Теперь я точно знаю, кто поедет на экскурсию. Что у вас происходит? Что тебе подарить на день рождения? Что хочешь, то и дари. Сколько стоит эта вещь? Теперь я знаю, сколько она стоит. Который час? Который раз повторяю, не шумите. Чья у тебя тетрадь? Интересно узнать, чьи это слова.

4. Диктант.

- Запишите предложения, найдите вопросительные и относительные местоимения, подчеркните их как члены предложения.

Я тот, которому внимала ты в полуночной тишине (М.Лермонтов). Плакала  Сашка, как лес вырубали, ей и теперь его жалко до слез. Сколько тут было кудрявых берез! (Н.Некрасов).  Кто там стучится у ворот? (С.Маршак). Как увядающее мило! Какая прелесть в нем для нас, когда что так цвело и жило, теперь, так немощно и хило, в последний улыбнется раз!.. (Ф.Тютчев).

5. Работа с учебником.

1) определение вопросительных и относительных местоимений в тексте.

Упр. 39.

2) «превращение» вопросительных местоимений в относительные и относительных в вопросительные.

Упр. 40, 41

3) склонение местоимений.

Упр. 42

4) анализ отрывка из рассказа «Живые часы».

Упр. 43.

Работают с таблицей в парах, заполняют примерами, при проверке оценивают друг друга.

Выполняют самостоятельную работу, при проверке оценивают друг друга.

Работают с предложениями  в парах, определяют относительные и вопросительные местоимения.

Записывают предложения под диктовку, определяют грамматическую роль вопросительных и относительных местоимений. При проверке оценивают друг друга.

Выполняют тренировочные упражнения учебника.

Определяют роль вопросительных и относительных местоимений в тексте.

Изменяют вопросительные местоимения в относительные и наоборот.

Склоняют местоимения устно, в парах.

Анализируют отрывок из рассказа «Живые часы».

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

V.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Работа с рубрикой «Проверяем себя»

- Расскажите об особенностях указательных местоимений.

- Как изменяются определительные местоимения?

- Почему вопросительные и относительные местоимения можно объединить в один разряд «вопросительно-относительные местоимения»?

- Придумайте и запишите предложения, в которых одно и то же местоимение было бы то вопросительным, то относительным.

- Оцените свою работу на уроке. Работу класса.

- Домашнее задание. § 7, словарный диктант на стр. 38.

Работают с рубрикой «Проверяем себя» в парах, дают ответы на вопросы, приводят примеры.

Анализируют работу на уроке через самооценку

Записывают домашнее задание

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме «Функциональные омонимы: тоже (союз) – то же (местоимение с частицей); также (союз) – так же (местоимение с частицей); чтобы (союз) – что бы (местоимение с частицей) и др.»

Урок русского языка в 7 классе по программе В.В.Бабайцевой (В.Бабайцева, Л.Д.Беднарская «Сборник заданий. 6-7 класс» к учебнику В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы») посвящен одной из тру...

Разработка урока по русскому языку в 6 классе. Тема урока: "Неопределенные местоимения"

Урок русского языка в 6 классе с применением технологии проблемного обучения.Тема: Неопределённые местоимения. Тип урока:   изучение нового материала и первичное закрепление знаний.Цели...

Разработка урока в 6 классе "Употребление местоимений"

Разработка урока русского языка в 6 классе при изучении темы "Местоимения". Эта тема изучается по учебнику под. редакцией Е.А. Быстровой и др. в  параграфе 10. Задания можно уменьшить. ...

Урок русского языка для 6 класса на тему: "Вопросительно-относительные местоимения"

Урок подготовлен учителем русского языка и литературы Амбуевой С.В. Урок изучения новой темы. На уроке используется материал по истории г. Улан-Удэ....

Методическая разработка урока по теме "Сложные относительные местоимения"

Презентация к уроку по теме "Сложные относительные местоимения" Основной язык-9 класс, французский как второй иностранный-10 класс...