Урок русского языка для 6 класса на тему: "Вопросительно-относительные местоимения"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Урок подготовлен учителем русского языка и литературы Амбуевой С.В. Урок изучения новой темы. На уроке используется материал по истории г. Улан-Удэ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_dlya_6_klassa.docx32.84 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет

Русский язык

Класс

6

Тип урока

Урок открытия нового знания

Технология построения урока

Проблемно-диалогическая, интеграция с историей г. Улан-Удэ

Тема

Вопросительно-относительные местоимения

Цели урока: 
Обучающая цель
• сформировать умения правильно употреблять вопросительные и относительные местоимения в речи; 
• выработать умение отличать относительные местоимения от вопросительных; 
• расширить лексический запас учащихся; 
• отрабатывать орфографические и пунктуационные навыки. 
Развивающая цель: развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать. 
Воспитывающая цель: вызвать интерес к урокам русского языка, воспитание любви к родному городу. 

Планируемые результаты: 
Предметные результаты:

- знать понятие вопросительно - относительные местоимения, об их основных морфологических и синтаксических особенностях;

-уметь отличать относительные местоимения от вопросительных;

-уметь правильно употреблять вопросительно-относительные местоимения в речи;

Метапредметные результаты:

Личностные УУД:

- формировать и аргументировать собственное мнение;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

- осуществлять самоконтроль.

Познавательные УУД:

- проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения и осуществлять их экспериментальную проверку;

- выстраивать логическую цель рассуждений – анализ объектов с целью выделения признаков;

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- формирование и аргументация своего мнения и позиции;

- уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

Вид урока: комбинированный  

Оборудование: презентация, технологическая карта для учащихся, сигнальные карточки                              

Народ, не знающий или забывший свое 
прошлое, не имеет будущего!
Платон

Ход урока:

I. Приветствие. -Здравствуйте, ребята! Какое у вас настроение?

- Что надо сделать, чтобы улучшить настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно?  (Надо улыбнуться).

- Ребята, какие предложения я вам задала? (Вопросительные).

- Какие слова помогли мне задать вопрос? (Вопросительные местоимения).

- Для чего они служат?

- Ребята, назовите, какие вопросительные местоимения знаете? (Кто? Что? Какой? Чей? Который? Сколько? Каков?)

- Обратимся к эпиграфу урока. Как вы понимаете данное выражение?

2. Сегодня мы обратимся к страницам истории нашего родного города. (слайд)

- Сравните предложения и ответьте на вопрос: Какую роль играют выделенные слова? (Учащиеся работают на листах- технологических картах учащегося)

?

?

Кто основал Удинский острог?

Ребята выяснили, кто основал Удинский острог.

Какое название было у нашего города  при основании?

 Мы поинтересовались, какое название было у нашего города  при основании.

Сколько лет городу Улан-Удэ?

Дети узнали, сколько лет городу Улан-Удэ.

- Прочитайте вопросительные предложения и укажите в них вопросительные слова. Какова их роль?  

-Прочитайте повествовательные предложения. Простыми или сложными они являются? -Прочитайте эти предложения, опустив в них выделенные местоимения. Сохранилась ли при этом связь между частями сложного предложения? Почему убрать нельзя? Какой вывод можно сделать? Для чего нужны выделенные слова во второй графе? Эти местоимения будут называться относительными.

- А теперь, ребята, сформулируйте тему урока. (Учащиеся формулируют тему)

- Какова же, по-вашему, будет цель нашего урока?  (Отличать относительные местоимения от вопросительных; правильно употреблять эти местоимения в речи).

- А теперь, ребята, поработаем в паре. Составьте в виде схемы полученные сведения. (Распределите  в виде схемы эти местоимения на вопросительные и относительные). Учащиеся работают в технологических картах.

Местоимения

Вопросительные                                                             Относительные

Кто?                                                                                     Кто

Что?                                                                                     Что

Какой?                                                                                 Какой

Чей?                                                                                     Чей

Который?                                                                             Который

Сколько?                                                                              Сколько

Каков?                                                                                  Каков

Для выражения вопроса.                                         Для связи простых

                                                                                    предложений в сложном.

Пример:                                                                      Пример:

Какие достопримечательности                               Школьники знают, какие  

есть в нашем городе?                                                достопримечательности

                                                                                     есть в нашем городе.

- Такая схема получилась у вас? (сверяем с готовой схемой на слайде)

- Какой вывод мы можем сделать? Учащиеся делают вывод.

ВЫВОД: Вопросительные местоимения могут быть и относительными. Что, кто, какой, чей, который, сколько, каков являются относительными, если они употребляются для связи простых предложений в составе сложных. Поэтому эти местоимения называются вопросительно-относительными.

-Как изменяются вопросительно-относительные предложения? (слайд)

кто, что –по падежам

какой, который, чей –по родам, числам и падежам

каков  по родам, числам 

сколько – по падежам.

II. Работа с учебником.

Сверьте схему и теоретический материал, совпадает ли он с вашими выводами.

III. Закрепление.

  1. Устная работа над распознаванием местоимений, с использованием сигнальных карточек:

Кто стучится в дверь ко мне? Я не знаю, кто стучится в дверь ко мне. Чего тебе надобно, старче? Я поинтересовался, чего он хочет. Сколько тебе лет? Трудно решить, сколько ему лет.

  1. Переделайте предложения так, чтобы выделенные вопросительные местоимения употреблялись как относительные. Расставьте знаки препинания. (После выполнения в графе оценивание ставим баллы)
  1. Сколько театров в нашем городе? (5)
  2. Именами каких писателей названы улицы нашего города? (Добролюбова, Толстого, Шукшина, Х.Намсараева, Пушкина, Рылеева, Крылова).
  3. Кому из писателей поставлен памятник недалеко в нашем городе?  (Пушкину, Чехову) (3 балла)

Слова для справок:  мне известно, мы знаем, расскажите. После выполнения проговариваем парно предложения с нужной интонацией.

  1. Работа с текстом.

       В Верхнеудинске в 1797 году была открыта  первая школа,  которая  именовалась Малым народным училищем.  В 1803 году в школе обучалось только 18 мальчиков, которые были детьми купцов, богатых мещан и казаков.

        Училище содержалось на средства города.  Преподавались четыре основных предмета: арифметика, начала отечественной истории и географии, рисование и Закон Божий - что требовало от учеников большого усердия и старания.

         Школа располагалась в небольшом деревянном здании с пристройками.  К середине 18-го века в Верхнеудинске  работало  3 школы.

- Какова тема этого текста?

- Обозначьте  орфограммы в выделенном предложении?

- Найдите предложения с однородными членами, объясните знаки препинания.  

- Какие местоимения есть в этом тексте? Определите разряд.

- Придумайте и запишите 3 предложения к тексту с использованием вопросительных местоимений?

  1. Исправьте ошибки в образовании форм глаголов и местоимений и напишите, внося необходимые исправления. Работа в паре.

Кто из русских писателей побывали в столице Бурятии?  Чего ты читаешь?  Не знаю, чего мне делать сейчас?

  1.  - Почему были допущены ошибки?

Домашнее задание. По учебнику рассмотреть таблицу склонения местоимений чей, сколько. Подобрать 5 пословиц с относительными местоимениями и записать их.

  1. Итог урока. Рефлексия.

Сегодня на уроке …..

Я узнал ……

Я научился ……

Мне было трудно …….

Критерии оценивания:

6 баллов – ты – Звезда! - «5»

4-5 баллов – ты-Молодец! – «4»

До 3 баллов – тебе надо постараться! – «3»

Приложение

  Технологическая карта учащегося (фи)________________________________________________

Тема:  _________________________________________________________________________________

Задания

Выполнение заданий

Критерии оценивания

1. Сравните предложения и ответьте на вопрос, какую роль играют выделенные слова? (На слайде)

2. А теперь сформулируйте тему урока.

3. Какова, по-вашему, будет цель нашего урока? Сформулируйте.

4. Составьте в виде схемы полученные сведения. (Распределите  в виде схемы эти местоимения на вопросительные и относительные). Устно сделать вывод.

Закрепление.

  1. Работа с текстом.

В Верхнеудинске в 1797  была открыта первая школа,  которая  именовалась Малым народным училищем. Количество учеников было невелико. В 1803 году в ней обучалось только 18 мальчиков, которые были детьми купцов, богатых мещан и казаков.

        Училище содержалось на средства города.  Преподавались четыре основных предмета: арифметика, начала отечественной истории и географии, рисование и Закон Божий.

         Школа располагалась в небольшом деревянном здании с пристройками.  К середине 18-го века в Верхнеудинске  работало  3 школы.

- Какова тема этого текста?

- Обозначьте  орфограммы в выделенном предложении (6 баллов)

- Найдите предложения с однородными членами, объясните знаки препинания. (2 балла)

- Какие местоимения есть в этом тексте?( 3 балла)

- Придумайте 3 предложения к тексту с использованием вопросительных местоимений?(3 балла)          (Итого =12 баллов)

2.Переделайте предложения так, чтобы  вопросительные местоимения употреблялись как относительные. Используйте слова для справок. Расставьте знаки препинания.

1.Сколько театров в нашем городе?

2.Именами каких писателей названы улицы нашего города?

3. Кому из писателей поставлен памятник в нашем городе?  (3 балла)

Слова для справок:  мне известно, мы знаем, расскажите.

  1. Задание на доске (работаем в паре)

Итог урока: Что нового мы узнали?

Рефлексия:

.

 

 

Цель урока:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Схема:

________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

 В заданиях с баллами ставим количество заработанных баллов.

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Отрицательные местоимения

Цели: Образовательные:      1) формировать представление о смысловых и грамматических особенностях отрицательных местоимений;       2) формироват...

Урок русского языка 6 класс Тема: Отрицательные местоимения.

Урок русского языка 6 класс Тема: Отрицательные местоимения....

Урок русского языка. 6 класс. Вопросительные и относительные местоимения

Дан сценарий первого урока русского языка в 6 классе по теме "Вопросительные и относительные местоимения", построенного в соответствии с требованиями ФГО ООО и на основе заданий из Единой коллекции эл...

Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс ФГОС по теме "Отрицательные местоимения (закрепление)"

Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс ФГОС по теме "Отрицательные местоимения (закрепление)"1. Конспект2. Раздаточный материал3. Физминутка...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Урок русского языка ( 6 класс) "Отрицательные местоимения"

Урок разработан по технологии проблемно-диалогического обучения, т.е. соответствует требованиям ФГОС: учащиеся максимально включены в процесс самостоятельного овладения новым знанием.Чтобы учащиеся не...