Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Отрицательные местоимения
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Трегубова Ольга Викторовна

Цели:

  • Образовательные:

      1) формировать представление о смысловых и грамматических особенностях отрицательных местоимений; 

      2) формировать умение распознавать приставки «не» и «ни» в отрицательных местоимениях; правильно писать отрицательные местоимения с предлогами;

      3)Повторить разряды изученных местоимений;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по русскому языку

в соответствии с требованиями ФГОС

по теме: " ОТИЦАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ. СЛИТНОЕ И РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ НЕ- и НИ- "

Подготовила: учитель русского языка и литературы

Трегубова Ольга Викторовна

Тип урока:  урок изучения нового материала. 

Цели:

  • Образовательные:

      1) формировать представление о смысловых и грамматических особенностях отрицательных местоимений; 

      2) формировать умение распознавать приставки «не» и «ни» в отрицательных местоимениях; правильно писать отрицательные местоимения с предлогами;

      3)Повторить разряды изученных местоимений;

  • Развивающие:

     1.Развитие памяти, воображения, монологической речи;

     2.Совершенствование умения работать в группах.

  • Воспитательная: 

     Формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к русскому языку.

Методы обучения: наглядный, словесный, практический, частично-поисковый, проблемный.

Формы работы: Индивидуальная, фронтальная

 Ресурсы: 1)учебник русского языка для 6 класса общеобразовательных учреждений под редакцией М.Т.Баранова. Москва. Просвещение. 2012 год.

                  2) мультимедийная презентация.

Межпредметные связи: литература, музыка

Планируемый результат: Учащиеся должны научиться писать слова с изученной орфограммой и объяснять выбор написания НЕ и НИ в отрицательных местоимениях.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.Организационный момент

Настраивает на начало урока

Начинается урок. слайд № 1

Он пойдёт, ребята, впрок.

Постарайтесь всё понять

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

 И на уроке не зевайте!

Откройте тетради запишите число.

Проверяют готовность к уроку

Записывают число.

Личностные: - действие смыслообразования, связь  между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.

- действие нравственно-этической ориентации, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. Регулятивные: *формирование способности личности к целеполаганию; *развитие регуляции учебной деятельности; *саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний,                             - планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;                        - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;                                             -  оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные: умение выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы; умение анализировать, устанавливать причинно – следственные связи, строить рассуждение; развивать навыки исследовательской деятельности;  Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;                                                                            - разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;                                                                                        -умение слушать и слышать партнера, координировать точки зрения и позиции участников процесса;                                   - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

2. Проверка домашнего задания

Для того что бы проверить как дети подготовили д/з, предлагает прочитать притчу и выполнить задание. слайд № 2

- В парах поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у другу

Задание выполняют письменно. Выполняют взаимопроверку

3.Самоопределение к деятельности

Предлагает разгадать кроссворд для определения темы и целей урока слайд № 3

Разгадывают кроссворд, называют тему и цели урока слайд № 4, 5

4. Работа по теме урока

1.Предлагает задание на  формирование исследовательских умений, развитие речи.

Прочитайте и спишите предложения сделайте синтаксический разбор.слайд №6 

Ведет опрос.

2. Предлагает рассмотреть слайд № 7 образование отрицательных местоимений.

Проверим, это просклоняв местоимения обоих разрядов (устное выполнение)

3. Рассмотрите правило выбора НЕ или НИ поставив ударение  (сопоставьте выводы с правилом в учебнике с.80)

4. Рассмотрим какую роль играют отрицательные местоимения в предложениях. Вернемся к предложениям записанным в тетрадях.

5. Прочитайте теоретический материал и правила в учебнике с. 79-80

6. Выполним из учебника упр. 462 на доске и в тетрадях

1.Рассматривают предложенные примеры,

 слайд № 6

выполняют разбор, проверяют на слайде № 7

делают выводы (в предложениях отрицательные местоимения могут быть: подлежащим, сказуемым, определением,  дополнением)

2. Рассматривают слайд № 7

Выполняют устное склонение местоимений- (делают выводы) (местоимения некого и нечего не имеют формы именительного падежа)

3. Устно ставят ударение над местоимениями (делают выводы: приставка НЕ всегда ударная, приставка НИ всегда безударная)

Проверяют.

4. Определяют роль отрицательных местоимений в предложениях ( отрицательные местоимения в ходят в состав отрицательных предложений, они указывают на отсутствие предмета, признака, количества)

5. Читают теоретический материал и правило.

6. Выполняют упражнение

5.Закрепление изученного материала

1.Выполните устно задание на слайде №14

2.выполните упр. 464 самостоятельно

3.Распределите выделенные местоимения по домикам слайд №14

1.Коллективное выполнение задания

2.выполняют упр.464 самостоятельное выполнение

3.Выполняют задание

6.Подведение итогов

Ответьте на вопросы слайд № 15

Отвечают на вопросы

7.Рефлексия

Оцените свою работу на уроке

Оценивают свою работу на уроке

8.Домашнее задание

§81

Правило

Упр.465

Записывают задание в дневник


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здравствуйте, ребята! Начинается урок. Он пойдёт, ребята, впрок. Постарайтесь всё понять Учитесь тайны открывать, Ответы полные давайте И на уроке не зевайте!

Слайд 2

Прочитайте притчу. Выпишите местоимения. Определите их разряды . Два друга много дней шли по пустыне. Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Друг почувствовал боль, но ничего не сказал. Молча он написал на песке: «Сегодня самый лучший друг дал мне пощёчину». Друзья продолжали путь, и вот они нашли озеро, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул, а друг его спас. Когда он пришёл в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь». Первый спросил его: - Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему? И друг ответил: - Когда кто-нибудь нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть надпись. Но когда кто-либо - делает что-то хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.

Слайд 3

1. Т О Т 2. 4. 6. 7. 8. 9. 11. Указательное местоимение, антоним слова «этот». Личное местоимение 2 лица ед.ч. им.п. Вопросительное местоимение: какой по порядку. Личное местоимение 3 лица мн.ч. им.п. 6. Личное местоимение 2 лица мн.ч. дат.п . Неопределенное местоимение, синоним местоимения «кто-то». Возвратное местоимение. Определительное местоимение, синоним местоимений «каждый, всякий». 11 . Личное местоимение 1 лица мн.ч. дат.п . 3. т ы к о т р ы й о н и в а м н е к т о с е б я л ю б о й н а м о Определим тему нашего урока ц ь ы е

Слайд 4

Тема урока: Отрицательные местоимения

Слайд 5

Познакомиться с новым разрядом местоимений-отрицательными Узнать о способах их образования, особенностях склонения, правописания и употребления в речи Цели урока:

Слайд 6

Найдите в предложениях отрицательные местоимения и определите их синтаксическую роль Никто не забыт, ничто не забыто. Никакая родина другая не вольёт мне в грудь мою теплынь. Я – для всех и ничей. И скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды. Закручинился Иван – царевич, да делать нечего, пошёл он искать Василису по белу свету.

Слайд 7

Никто не забыт, ничто не забыто.(подлежащее) Никакая родина другая не вольёт мне в грудь мою теплынь.(определение) Я – для всех и ничей.(сказуемое) И скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды.(дополнение) Закручинился Иван – царевич, да делать нечего, пошёл он искать Василису по белу свету.(сказуемое)

Слайд 8

Не + Вопросительные местоимения = Отрицательные местоимения Ни + Вопросительные местоимения = Отрицательные местоимения Не + кого = некого Ни + чего = ничего Образование отрицательных местоимений

Слайд 9

Изменение по падежам И.П. - - Никто, ничто Никакой Р.П. некого нечего никого ничего никакого Д.П. Некому, нечему Никому, ничему Никакому В.П. - - Никого , ничего Никакой Т.П. Некем, нечем Никем, ничем Никаким П.П. Не о ком, не о чем Ни о ком, ни о чем Ни о каком

Слайд 10

Запомни!!! «Некого» и «нечего» Не имеют именительного падежа

Слайд 11

Пиши НЕ Под ударением Некого НИ Без ударения Никого Правописание НЕ и НИ

Слайд 12

Пиши Запомни: в одно или в три, так меня пиши! Слитно Нет предлога Никого Раздельно Есть предлог Ни у кого Правописание ( слитно , раздельно )

Слайд 13

Отрицательные местоимения выражают отсутствие чего-либо: Никто Ничто Некого Нечего Никакой Ничей Нисколько Несколько ПРЕДМЕТ ПРИЗНАК КОЛИЧЕСТВО

Слайд 14

Указывает на отсутствие Предмета Признака Количества Некого спросить. Друзья уже ушли домой. Ничего я не хочу, ни каши, ни молока. Какой шарф тебе купить? Зелёный? – Никакой. Нечего делать. Стихотворение выучил вчера. Сколько яблок ты купил? – Нисколько ! Чей это портфель? Дашин? – Ничей . Никто сегодня не дежурит! Все дети на празднике. Некого Ничего Нечего Никто Никакой Ничей Нисколько Распределите примеры с выделенными отрицательными местоимениями по группам - домикам.

Слайд 15

Подведение итогов урока Как образованы отрицательные местоимения? Какие отрицательные местоимения не имеют формы именительного падежа? Как различать приставки НЕ- и НИ- в отрицательных местоимениях? При каком условии отрицательное местоимение с НИ-усиливает отрицательный смысл?

Слайд 16

Рефлексия Оцените свою работу на уроке. Если вы не смогли самостоятельно изучить материал и в течение урока работали при помощи учителя, возьмите местоимение ВЫ ; если вы смогли самостоятельно изучить материал, но работать в группе вам не понравилось, вы рассчитываете только на свои силы, возьмите местоимение Я ; если вы продуктивно работали самостоятельно и в группе, то возьмите местоимение МЫ .

Слайд 17

Чтобы упрочить ваши знания даю домашнее задание. § 81 , орфограмма № 45,46 Упр. 465

Слайд 18

Спасибо за урок! Успехов вам и хорошего настроения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства формирования универсальных учебных действий учащихся 5-6 классов на уроках русского языка и литературы. (ФГОС)

В данной презентации представлены  современные образовательные результаты. Как формировать и развивать универсальные. учебные действия у учащихся. Создание проблемных ситуация. Работа с текстом. ...

Урок русского языка с позиции ФГОС

Презентация к педсовету...

Целеполагание на уроке русского языка реализация требований ФГОС

Приоритетом системы образования по новому федеральному государственному стандарту является формирование у школьников общеучебных умений и навыков и способов деятельности. Личность должна развиваться, ...

Конспект открытого урока в 6 классе по теме «Отрицательные местоимения».

Урок разработан по технологии проблемно-диалогического обучения, т.е. соответствует требованиям ФГОС: учащиеся максимально включены в процесс самостоятельного овладения новым знанием. В конспекте подр...