Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Отрицательные местоимения
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Цели:
- Образовательные:
1) формировать представление о смысловых и грамматических особенностях отрицательных местоимений;
2) формировать умение распознавать приставки «не» и «ни» в отрицательных местоимениях; правильно писать отрицательные местоимения с предлогами;
3)Повторить разряды изученных местоимений;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnolog_karta_k_uroku.doc | 39.5 КБ |
urok_russkogo_yazyka_po_fgos_otritsatelnye_mestoimeniya_prezentatsiya_6_klass.pptx | 618.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по русскому языку
в соответствии с требованиями ФГОС
по теме: " ОТИЦАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ. СЛИТНОЕ И РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ НЕ- и НИ- "
Подготовила: учитель русского языка и литературы
Трегубова Ольга Викторовна
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели:
- Образовательные:
1) формировать представление о смысловых и грамматических особенностях отрицательных местоимений;
2) формировать умение распознавать приставки «не» и «ни» в отрицательных местоимениях; правильно писать отрицательные местоимения с предлогами;
3)Повторить разряды изученных местоимений;
- Развивающие:
1.Развитие памяти, воображения, монологической речи;
2.Совершенствование умения работать в группах.
- Воспитательная:
Формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к русскому языку.
Методы обучения: наглядный, словесный, практический, частично-поисковый, проблемный.
Формы работы: Индивидуальная, фронтальная
Ресурсы: 1)учебник русского языка для 6 класса общеобразовательных учреждений под редакцией М.Т.Баранова. Москва. Просвещение. 2012 год.
2) мультимедийная презентация.
Межпредметные связи: литература, музыка
Планируемый результат: Учащиеся должны научиться писать слова с изученной орфограммой и объяснять выбор написания НЕ и НИ в отрицательных местоимениях.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
1.Организационный момент
Настраивает на начало урока
Начинается урок. слайд № 1
Он пойдёт, ребята, впрок.
Постарайтесь всё понять
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте!
Откройте тетради запишите число.
Проверяют готовность к уроку
Записывают число.
Личностные: - действие смыслообразования, связь между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.
- действие нравственно-этической ориентации, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. Регулятивные: *формирование способности личности к целеполаганию; *развитие регуляции учебной деятельности; *саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний, - планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; - оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Познавательные: умение выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы; умение анализировать, устанавливать причинно – следственные связи, строить рассуждение; развивать навыки исследовательской деятельности; Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; - разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; -умение слушать и слышать партнера, координировать точки зрения и позиции участников процесса; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
2. Проверка домашнего задания
Для того что бы проверить как дети подготовили д/з, предлагает прочитать притчу и выполнить задание. слайд № 2
- В парах поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у другу
Задание выполняют письменно. Выполняют взаимопроверку
3.Самоопределение к деятельности
Предлагает разгадать кроссворд для определения темы и целей урока слайд № 3
Разгадывают кроссворд, называют тему и цели урока слайд № 4, 5
4. Работа по теме урока
1.Предлагает задание на формирование исследовательских умений, развитие речи.
Прочитайте и спишите предложения сделайте синтаксический разбор.слайд №6
Ведет опрос.
2. Предлагает рассмотреть слайд № 7 образование отрицательных местоимений.
Проверим, это просклоняв местоимения обоих разрядов (устное выполнение)
3. Рассмотрите правило выбора НЕ или НИ поставив ударение (сопоставьте выводы с правилом в учебнике с.80)
4. Рассмотрим какую роль играют отрицательные местоимения в предложениях. Вернемся к предложениям записанным в тетрадях.
5. Прочитайте теоретический материал и правила в учебнике с. 79-80
6. Выполним из учебника упр. 462 на доске и в тетрадях
1.Рассматривают предложенные примеры,
слайд № 6
выполняют разбор, проверяют на слайде № 7
делают выводы (в предложениях отрицательные местоимения могут быть: подлежащим, сказуемым, определением, дополнением)
2. Рассматривают слайд № 7
Выполняют устное склонение местоимений- (делают выводы) (местоимения некого и нечего не имеют формы именительного падежа)
3. Устно ставят ударение над местоимениями (делают выводы: приставка НЕ всегда ударная, приставка НИ всегда безударная)
Проверяют.
4. Определяют роль отрицательных местоимений в предложениях ( отрицательные местоимения в ходят в состав отрицательных предложений, они указывают на отсутствие предмета, признака, количества)
5. Читают теоретический материал и правило.
6. Выполняют упражнение
5.Закрепление изученного материала
1.Выполните устно задание на слайде №14
2.выполните упр. 464 самостоятельно
3.Распределите выделенные местоимения по домикам слайд №14
1.Коллективное выполнение задания
2.выполняют упр.464 самостоятельное выполнение
3.Выполняют задание
6.Подведение итогов
Ответьте на вопросы слайд № 15
Отвечают на вопросы
7.Рефлексия
Оцените свою работу на уроке
Оценивают свою работу на уроке
8.Домашнее задание
§81
Правило
Упр.465
Записывают задание в дневник
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Прочитайте притчу. Выпишите местоимения. Определите их разряды . Два друга много дней шли по пустыне. Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Друг почувствовал боль, но ничего не сказал. Молча он написал на песке: «Сегодня самый лучший друг дал мне пощёчину». Друзья продолжали путь, и вот они нашли озеро, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул, а друг его спас. Когда он пришёл в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь». Первый спросил его: - Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему? И друг ответил: - Когда кто-нибудь нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть надпись. Но когда кто-либо - делает что-то хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.
1. Т О Т 2. 4. 6. 7. 8. 9. 11. Указательное местоимение, антоним слова «этот». Личное местоимение 2 лица ед.ч. им.п. Вопросительное местоимение: какой по порядку. Личное местоимение 3 лица мн.ч. им.п. 6. Личное местоимение 2 лица мн.ч. дат.п . Неопределенное местоимение, синоним местоимения «кто-то». Возвратное местоимение. Определительное местоимение, синоним местоимений «каждый, всякий». 11 . Личное местоимение 1 лица мн.ч. дат.п . 3. т ы к о т р ы й о н и в а м н е к т о с е б я л ю б о й н а м о Определим тему нашего урока ц ь ы е
Тема урока: Отрицательные местоимения
Познакомиться с новым разрядом местоимений-отрицательными Узнать о способах их образования, особенностях склонения, правописания и употребления в речи Цели урока:
Найдите в предложениях отрицательные местоимения и определите их синтаксическую роль Никто не забыт, ничто не забыто. Никакая родина другая не вольёт мне в грудь мою теплынь. Я – для всех и ничей. И скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды. Закручинился Иван – царевич, да делать нечего, пошёл он искать Василису по белу свету.
Никто не забыт, ничто не забыто.(подлежащее) Никакая родина другая не вольёт мне в грудь мою теплынь.(определение) Я – для всех и ничей.(сказуемое) И скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды.(дополнение) Закручинился Иван – царевич, да делать нечего, пошёл он искать Василису по белу свету.(сказуемое)
Не + Вопросительные местоимения = Отрицательные местоимения Ни + Вопросительные местоимения = Отрицательные местоимения Не + кого = некого Ни + чего = ничего Образование отрицательных местоимений
Изменение по падежам И.П. - - Никто, ничто Никакой Р.П. некого нечего никого ничего никакого Д.П. Некому, нечему Никому, ничему Никакому В.П. - - Никого , ничего Никакой Т.П. Некем, нечем Никем, ничем Никаким П.П. Не о ком, не о чем Ни о ком, ни о чем Ни о каком
Запомни!!! «Некого» и «нечего» Не имеют именительного падежа
Пиши НЕ Под ударением Некого НИ Без ударения Никого Правописание НЕ и НИ
Пиши Запомни: в одно или в три, так меня пиши! Слитно Нет предлога Никого Раздельно Есть предлог Ни у кого Правописание ( слитно , раздельно )
Отрицательные местоимения выражают отсутствие чего-либо: Никто Ничто Некого Нечего Никакой Ничей Нисколько Несколько ПРЕДМЕТ ПРИЗНАК КОЛИЧЕСТВО
Указывает на отсутствие Предмета Признака Количества Некого спросить. Друзья уже ушли домой. Ничего я не хочу, ни каши, ни молока. Какой шарф тебе купить? Зелёный? – Никакой. Нечего делать. Стихотворение выучил вчера. Сколько яблок ты купил? – Нисколько ! Чей это портфель? Дашин? – Ничей . Никто сегодня не дежурит! Все дети на празднике. Некого Ничего Нечего Никто Никакой Ничей Нисколько Распределите примеры с выделенными отрицательными местоимениями по группам - домикам.
Подведение итогов урока Как образованы отрицательные местоимения? Какие отрицательные местоимения не имеют формы именительного падежа? Как различать приставки НЕ- и НИ- в отрицательных местоимениях? При каком условии отрицательное местоимение с НИ-усиливает отрицательный смысл?
Рефлексия Оцените свою работу на уроке. Если вы не смогли самостоятельно изучить материал и в течение урока работали при помощи учителя, возьмите местоимение ВЫ ; если вы смогли самостоятельно изучить материал, но работать в группе вам не понравилось, вы рассчитываете только на свои силы, возьмите местоимение Я ; если вы продуктивно работали самостоятельно и в группе, то возьмите местоимение МЫ .
Чтобы упрочить ваши знания даю домашнее задание. § 81 , орфограмма № 45,46 Упр. 465
Спасибо за урок! Успехов вам и хорошего настроения!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование ключевых компетенций студентов СПО в условиях билингвизма посредством межпредметной интеграции на уроках русского языка при реализации ФГОС
В докладе содержится методический материал об интеграции русского языка с предметами спеццикла....
Средства формирования универсальных учебных действий учащихся 5-6 классов на уроках русского языка и литературы. (ФГОС)
В данной презентации представлены современные образовательные результаты. Как формировать и развивать универсальные. учебные действия у учащихся. Создание проблемных ситуация. Работа с текстом. ...
Интегрированный урок русского языка и СБО ТЕМА: «Склонение местоимений 1 лица единственного числа. Трудоустройство». 10 КЛАСС
Урок разработан с использованием интерактивной доски...
Урок русского языка с позиции ФГОС
Презентация к педсовету...
Целеполагание на уроке русского языка реализация требований ФГОС
Приоритетом системы образования по новому федеральному государственному стандарту является формирование у школьников общеучебных умений и навыков и способов деятельности. Личность должна развиваться, ...
Конспект открытого урока в 6 классе по теме «Отрицательные местоимения».
Урок разработан по технологии проблемно-диалогического обучения, т.е. соответствует требованиям ФГОС: учащиеся максимально включены в процесс самостоятельного овладения новым знанием. В конспекте подр...