Конспект открытого урока в 6 классе по теме «Отрицательные местоимения».
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Компакова Антонина Николаевна

Урок разработан по технологии проблемно-диалогического обучения, т.е. соответствует требованиям ФГОС: учащиеся максимально включены в процесс самостоятельного овладения новым знанием. В конспекте подробно расписаны основные этапы урока: постановка проблемы, поиск решений двумя главными методами (подводящим к знанию диалогом, подводящим к гипотезам диалогом).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_6_klasse_po_teme_otritsatelnye_mestoimeniya.docx36.15 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок в 6 классе по теме «Отрицательные местоимения».

Класс: 6  класс.

Предмет: русский язык.

Цель урока:

- знать, как образуются отрицательные местоимения, как изменяются;

- уметь распознавать приставки не и ни в отрицательных местоимениях;

- правильно писать отрицательные местоимения с предлогами;

- продолжить развитие умения делать самостоятельные выводы, высказываться на грамматическую тему, формулировать свои суждения и высказывать их, учить критически мыслить, выделять главное;

- воспитывать культуру общения в паре,  группе, уважение к чужому мнению

Оборудование урока:  презентация, карточки для индивидуальных заданий, тестовый материал по теме.

Образовательная: формировать представление о смысловых и грамматических особенностях отрицательных местоимений и навыка их правильного написания.

Формировать УУД:

- Личностные УУД: умение извлекать информацию, содержащуюся в ЭОР и учебнике и применять полученные знания.

- Регулятивные УУД: определение и формулирование цели на уроке с помощью учителя, планирование своего действия в соответствии с задачей.

- Коммуникативные УУД:соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать  свою точку зрения.

Тип урока: изучение нового материала

Урок разработан по технологии проблемно-диалогического обучения, т.е. соответствует требованиям ФГОС: учащиеся максимально включены в процесс самостоятельного овладения новым знанием. В конспекте подробно расписаны основные этапы урока: постановка проблемы, поиск решений двумя главными методами (подводящим к знанию диалогом, подводящим к гипотезам диалогом).

Чтобы учащиеся не теряли интерес, предусмотрена смена видов работ: фронтальный опрос, работа в парах, групповая работа,  индивидуальная (тест), задание на  само- и взаимопроверку.

Технология: проблемно-диалогическое обучение.

Планируемые результаты:

  • Предметные: умения находить различные формы отрицательных местоимений в тексте, правильно писать отрицательные местоимения с предлогами и без предлогов.
  • Личностные: уметь ориентироваться в справочном материале, проводить самооценку своей деятельности.

Метапредметные:  выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения. Самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней (Р); общаться и взаимодействовать с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией (К), осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Применять методы информационного поиска.

Ход урока:

I. Орг. момент.

-Добрый день! Надеюсь, что сегодня на уроке нам будет интересно.  Возьмите с собой правило: «Я знаю, я умею».  И тогда у нас всё получится.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

II. Постановка проблемы, определение задач урока. Подводящее к теме задание.

- Тема записана на доске? (Нет темы!)

-Как нет? Действительно! Что же теперь делать?

- Нам необходимо срочно провести  лингвистический эксперимент № 1, чтобы узнать и записать тему нашего урока. ( Лингвистический эксперимент – это проверка условий  работы того или иного правила, выяснение его характерных особенностей. Сделав какое-либо предположение о том или ином правиле, мы лучше понимаем его).

- Посмотрите на экран. Сравните два предложения и ответьте на вопрос.  В каком из этих предложений наличие жильца утверждается, а в каком отрицается? (Слайд № 2)

  1. В некотором царстве, в некотором государстве жил некто.
  2. Ни в каком царстве, ни в каком государстве никто не жил.

 (В первом предложении жил некто - утверждается (неопределённое местоимение), а во второмникто не жил -  отрицается).

- Какой частью речи выражено подлежащее в 1-ом и 2 –ом предложении? (некто (неопределённое), никто (отрицательное).

- Какое значение имеет местоимение никто? (отрицание)

- На что вы обратили внимание во втором предложении?

- Местоимение Никто при нём есть отрицание с частицей  НЕ при сказуемом, Приставка НИ усиливает уже имеющееся отрицание в предложении.

- Это местоимение мы с вами изучали? (Нет) Это местоимение и  будут темой нашего  урока.

-Ребята,  сформулируйте тему и запишите её в тетрадь. (Отрицательные местоимения). (Слайд № 3)

Учитель:

- Сформулируем цели урока, над которыми будем работать. (Слайд №4)

Цели урока:

-знать, как образуются отрицательные местоимения, как изменяются;

- уметь распознавать приставки не и ни в отрицательных местоимениях;

- правильно писать отрицательные местоимения с предлогами.

Учитель:

- Итак, начнем!!!!

III. Этап поиска решений поставленных целей. Изучение нового материала.

1. Подводящий к знанию диалог.

- Проведём лингвистический эксперимент № 2.  (Слайд № 5)

- Вспомните и запишите в столбик вопросительно-относительные местоимения. (индивидуальная работав тетрадях)

Кто – никто (отсутствие лица)

Что – ничто (отсутствие предмета)

Какой – никакой   (отсутствие признака)

Чей - ничей

Сколько – нисколько (отсутствие количества)

- Теперь напротив каждого напишите это же местоимение, прибавив к нему приставку НИ.

- Что изменилось  в местоимениях никто, ничто, никакой, ничей, нисколько? (Изменилось значение).

 - Какого разряда получились местоимения? (Отрицательные местоимения).

- На что они указывают? ( Отрицательные местоимения указывают на отсутствие лица, предмета, признака, количества). (Слайд № 6, 7, 8)

- От каких местоимений образуются отрицательные?

Вывод: Отрицательные местоимения, как и относительные и неопределенные, образуются от вопросительных.

2. Подводящий к гипотезам диалог.

- Предлагаю провести лингвистический эксперимент № 3.

 -Выберите правильный вариант написания местоимений. (Слайд №9)

Нечего или ничего (и. п. ничто)

 не с кем или ни с кем. (не с кем было поговорить или ни с кем не разговаривал. Надо смотреть в предложении).

- Можем ли мы выполнить задания, используя те знания, которые у нас есть? Их недостаточно. С помощью чего можно решить возникшую проблему?

(дети предлагают варианты: посмотреть в учебнике, спросить учителя и т.д.) (Слайд № 10 с помощью учебника).

- Обратимся за помощью к нашему учебнику.

- Первая группа откройте учебник на стр. 80 и самостоятельно выясните, от чего зависит написание приставки не- и ни- в отрицательных  местоимениях.

- Вторая группа откройте учебник на странице 81. Самостоятельно изучите, в каком случае в отрицательных местоимениях есть раздельное написание.

- Пользуясь правилом, прочитайте слова и  сделайте вывод.

- От чего зависит написание и произношение приставки не- и ни- в отрицательных местоимениях? (От ударения) (Слайд № 11, 12)

- Как пишутся местоимения, если не  и ни отделяются от местоимения предлогом?

Вывод: отрицательные местоимения пишутся в одно слово (без предлога) и в три слова (с предлогом). ( Слайд № 13)

- А теперь обратимся к учебнику (§ 81, стр.79). Какие дополнения вносит материал учебника? (Местоимения НЕКОГО, НЕЧЕГО не имеют формы И. п)  (Слайд №14)

Вывод: отрицательные местоимения изменяются по падежам, некоторые по родам и числам.

2.  Этап подведение промежуточных итогов. Громкое проговаривание  теоритических знаний. Проверка полученных результатов. Коррекция.

Цель: выявить уровень усвоения знаний по теме урока. (Слайд №15)

Блиц-опрос.

- Какие местоимения называются отрицательными? (Местоимения никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего называются отрицательными. Они выражают отсутствие лица, предмета, признака, количества).

- От каких местоимений образуются отрицательные местоимения? (Отрицательные местоимения образуются от вопросительно-относительных).

- С помощью,  каких приставок образуются отрицательные местоимения? (С помощью не- и ни-).

- В каком случае местоимения с НЕ и НИ пишутся раздельно? (если не  и ни отделяются от местоимения предлогом).

- Какие отрицательные местоимения не имеют И.п.?

(Отрицательные местоимения некого, нечего)

  1. Первичное  закрепление учебного материала.

Учитель:

- Мы продолжаем наш урок.

- Выполните задание в паре.  Выпишите из данных предложений отрицательные местоимения вместе с теми словами, с которыми они связаны: в первую – слитные написания, во вторую – раздельные написания. Обоснуйте свой выбор в соответствии с алгоритмом. Проговорим алгоритм выполнения задания. (Слайд №16  ). Сравните с эталоном. (Слайд № 17)

1.Рядился- рядился, а н..(к)чему не пригодился.

2.Любят того, кто не обидит (н..)кого.

3.Дырявый мешок (н..)чем не наполнишь.

4.Н..(в)чем другу отказать, если предложить ему (н..)чего.

слитные написания                                           раздельные написания

Физкультминутка (Слайд №18)

Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.
Раз- два, раз – два!
Вот и кончилась игра!

- Отдохнули! Молодцы! Следующее задание групповое.

4. Закрепление.  1. Групповое задание (3 чел.).  Карточка на парте. Проговорите алгоритм выполнения задания. Выполняют в карточке. Найдите ошибки в написании отрицательных местоимений и исправьте их в соответствии с орфограммой «Не и ни в отрицательных местоимениях». (Слайд №19) Сравните с эталоном. (Слайд №20)

1. Нескем горем поделиться, коли в беде не помог ни  кому.

2.Ни откого не скроешь тайны, коль явью суждено ей быть.

3.Лживый хоть правду скажет, некто не поверит.

4.Ничем хвалиться, если опыт ни к чему не пригодится.

- Поднимите руку, какая группа выполнила задание без ошибок.  Какая сделала одну, две…

Задание 2. - Устно ответьте на вопросы, используя отрицательные местоимения.

-  Кого ты ожидаешь, Бим?

- Никого.

- За кем ты гнался, милый пес?

- Ни за кем.

- Чья это собака, мальчики?

- Ничья.

- Сколько следов хозяина ты обнаружил?

- Нисколько.

- Для чего тебе брать ружьё?

- Не для чего.

Задание 3. Индивидуальная работа. Итоговый контроль. (Слайд № 21)

- А сейчас проведём итоговый контроль. Выполните самостоятельно тест.

  (Тест распечатан для каждого учащегося). Подпишите. Обведите кружком правильный ответ. Где необходимо  напишите ответ.

Тест

1. Как правильно выбрать приставку не- или ни- в местоимениях?

1. Приставка не- с ударением, приставка ни- безударная.

2. Приставка не- безударная, приставка ни- с ударением

2. Вставьте пропущенную букву, назовите разряд местоимения.

От чёрта крестом, от свиньи пестом, а от лихого человека н.. чем.

3. В каком словосочетании отрицательное местоимение с не-?

1. Н..чего не говорит.

2. Н..чего говорить.

4. В какой пословице отрицательное местоимение с ни-?

1. Что за честь, коли н..чего есть.

2. Моя хата с краю, я н..чего не знаю.

5. В какой цепочке слов местоимения пишутся слитно?

1. (Ни)кто, (ни)какой, (ни) чей.

2. (Ни)(с)кем, (ни)(от)какого, (ни)(у)чьего.

3. (Ни)(с) чем, (не)кого, (не)чего.

6. В какой цепочке слов местоимения пишутся в три слова.

1. (Не)кий, (ни)кого, (ни)чего, (не)кто.

2. (Кое)кто, (кое)что, (кое)чей, (кое)какие.

3. (Не)(у)кого, (ни)(для)кого, (не)(с)кого, (ни)(у)каких.

7. В каком сочетании на месте пропуска пишется не.

1. Н.. о чем не спросил.

2. Н..кого пригласить.

3. Н..чем не интересовался.

- Взаимопроверка по   ключу: (Слайд № 22):

1-1;

2- буква е, отрицательное;

3 – 2;

4 – 2;

5 – 1;

6 – 3;

7 – 2.

- Выставление оценок за тест: нет ошибок – «5» , 1-2 ошибки  - «4»,  3 -4 ошибки – «3»

4. Домашнее задание (Слайд № 23). Домашнее задание: составить рассказ по теме "Отрицательные местоимения” или сочинить стихотворение, используя в нём отрицательные местоимения. 

5. Тест (устно) в виде игры «Да-ки и -НЕТ-ки»

Верно ли, что

  1. Отрицательные местоимения указывают на отрицание лица, предмета, признака или количества? (Да)
  2. Отрицательные местоимения образуются от вопросительно-относительных местоимений с помощью приставок НЕ- и НИ-? (Да)
  3. Местоимения НЕКОГО и НЕЧЕГО имеют форму именительного падежа? (Нет)
  4. Отрицательные местоимения  без предлога пишутся слитно? (Да)
  5. Отрицательные местоимения могут писаться в три слова? (Да)

 6. Подведение итогов учебной деятельности. Результаты урока.

Учитель:

- Давайте вспомним, какие цели мы с вами ставили в начале урока. Что делали? Как мы это выполняли?

- Цель урока достигнута. Мы познакомились с разрядом отрицательных местоимений, выяснили, как они образуются, изменяются, как их правильно писать с не и ни, с предлогом. С помощью  лингвистических экспериментов, внимательности и ваших знаний была добыта информация об  отрицательных местоимениях. Благодарю всех за работу. Тетради сдаём на проверку.

Приложение

Выполните задание в паре на карточке. Выпишите из данных предложений отрицательные местоимения вместе с теми словами, с которыми они связаны: в первую – слитные написания, во вторую – раздельные написания. Обоснуйте свой выбор в соответствии с алгоритмом.

  1. Рядился- рядился, а н..(к)чему не пригодился.
  2. Любят того, кто не обидит (н..)кого.
  3. Дырявый мешок (н..)чем не наполнишь.
  4. Н..(в)чем другу отказать, если предложить ему (н..)чего.

слитные написания                                           раздельные написания

Выполните задание в паре на карточке. Выпишите из данных предложений отрицательные местоимения вместе с теми словами, с которыми они связаны: в первую – слитные написания, во вторую – раздельные написания. Обоснуйте свой выбор в соответствии с алгоритмом.

  1. Рядился- рядился, а н..(к)чему не пригодился.
  2. Любят того, кто не обидит (н..)кого.
  3. Дырявый мешок (н..)чем не наполнишь.
  4. Н..(в)чем другу отказать, если предложить ему (н..)чего.

слитные написания                                           раздельные написания

Групповое задание (3 чел.).  Карточка на парте. Выполнить в карточке. Задание. Найдите ошибки в написании отрицательных местоимении и исправьте их в соответствии с орфограммой «Не и ни в отрицательных местоимениях».

1. Нескем горем поделиться, коли в беде не помог ни  кому.

  1. Ни откого не скроешь тайны, коль явью суждено ей быть.
  2. Лживый хоть правду скажет, некто не поверит.
  3. Ничем хвалиться, если опыт ни к чему не пригодится.

1.

2.

3.

4.

Групповое задание (3 чел.).  Карточка на парте. Выполнить в карточке. Задание. Найдите ошибки в написании отрицательных местоимении и исправьте их в соответствии с орфограммой «Не и ни в отрицательных местоимениях».

1. Нескем горем поделиться, коли в беде не помог ни  кому.

  1. Ни откого не скроешь тайны, коль явью суждено ей быть.
  2. Лживый хоть правду скажет, некто не поверит.
  3. Ничем хвалиться, если опыт ни к чему не пригодится.

1.

2.

3.

4.

Индивидуальная работа. Подпишите. Обведите кружком правильный ответ. Где необходимо  напишите ответ.

Тест

1. Как правильно выбрать приставку не- или ни- в местоимениях?

1. Приставка не- с ударением, приставка ни- безударная.

2. Приставка не- безударная, приставка ни- с ударением

2. Вставьте пропущенную букву, назовите разряд местоимения.

От чёрта крестом, от свиньи пестом, а от лихого человека н.. чем.

3. В каком словосочетании отрицательное местоимение с не-?

1. Н..чего не говорит.

2. Н..чего говорить.

4. В какой пословице отрицательное местоимение с ни-?

1. Что за честь, коли н..чего есть.

2. Моя хата с краю, я н..чего не знаю.

5. В какой цепочке слов местоимения пишутся слитно?

1. (Ни)кто, (ни)какой, (ни) чей.

2. (Ни)(с)кем, (ни)(от)какого, (ни)(у)чьего.

3. (Ни)(с) чем, (не)кого, (не)чего.

6. В какой цепочке слов местоимения пишутся в три слова.

1.(Не)кий, (ни)кого, (ни)чего, (не)кто.

2. (Кое)кто, (кое)что, (кое)чей, (кое)какие.

3. (Не)(у)кого, (ни)(для)кого, (не)(с)кого, (ни)(у)каких.

7. В каком сочетании на месте пропуска пишется не.

1. Н.. о чем не спросил.

2. Н..кого пригласить.

3. Н..чем не интересовался.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе по теме: "Отрицательные местоимения"

Предлагаемый урок направлен на развитие у учащихся навыков правописания приставок  не- и ни-  в отрицательных местоимениях. На уроке используется интерактивная доска, так как  одним из ...

Открытый урок немецкого языка по теме: "Относительные местоимения"

грамматические задания на урок в 8 классе по теме: "Относительные местоимения"...

Урок русского языка по теме "Отрицательные местоимения"

Урок русского языка в технологии развития критического мышления...

конспект урока по русскому языку для 6 класса на тему"Отрицательные местоимения"

Урок составлен с использованием личностно-ориентированной технологии...

Конспект урока русского языка по теме "Отрицательные местоимения"

Конспект урока русского языка с разноуровневыми заданиями...

Презентация к уроку русского языка в 6 классе по теме "Отрицательные местоимения"

Презентация состоит из следующих слайдов:Слайд 1 Титульный листСлай 2 ПриветствиеСлайд 3 Цели урокаСлайд 4 Эпиграф к урокуСлайд 5 Устная работаСлайд 6 КросвордСлайд 7 Определение темы урокаСлайд 8 Что...

План-конспект открытого урока в7 классе по теме "Первое знакомство с Австрией и Швейцарией"

Учить чтению с пониманием основного содержания прочитанного текста, обмен информацией. Познакомить с крупнейшими городами Германии, Швейцарии и Австрии, с их достопримечательностями....