Рабочая программа по русскому языку для 6 класса
рабочая программа по русскому языку (6 класс) по теме

Линдт Людмила Борисовна

В данной работе представлена рабочая программа по русскому языку  для 6 класса под редакцией М.М.Разумовской.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа по русскому языку в 6 классе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерных программ по русскому языку, с учетом Учебного плана МБОУ «Сапоговская СОШ»

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка в 6 классе в объёме 210 часов (6 часов в неделю).

Рабочая программа составлена по УМК «Русский язык 6 кл.» М.М. Разумовская.  

Программа 6 класса имеет морфолого-орфографическую направленность, а также предусматривает некоторые изменения традиционной структуры курса. Причастия и деепричастия изучаются в 6 классе, затем трудные вопросы этой темы закрепляются в 7 классе. Такое расположение материала повышает качество его усвоения.

Основными целями обучения в организации учебного процесса в 6 классе будут:

  1. воспитание гражданственности и патриотизма, воспитание интереса и любви к русскому языку;
  2. совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях; обогащение словарного запаса;
  3. формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативного соответствия ситуации и сфере общения.

Данные цели обусловливают решение следующих задач:

  1. развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
  2. формирование общеучебных умений и навыков: коммуникативных, интеллектуальных, информационных, организационных;
  3. формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

Данные цели и задачи реализуются через содержание программы (см. ниже).

Требования к уровню подготовки обучающихся.

1. По овладению связной речью.

Чтение. Осмысленно и бегло читать тексты научного стиля, составлять план.

Анализ текста. Определять стиль речи; находить в тексте языковые средства, характерные для научного стиля речи; выделять в тексте художественного произведения описание места и состояния окружающей среды; определять в отдельных абзацах текста способы и средства связи предложений.

Воспроизведение текста. Подробно и выборочно (устно и письменно) пересказывать повествовательные тексты художественного стиля речи с описанием места  и  состояния  природы.  Пересказывать учебно-научные тексты, в том числе типа рассуждения-объяснения.

Создание текста. Создавать устные и письменные высказывания: собирать материал к сочинению (с учетом стиля речи и темы) и систематизировать его (с учетом основной мысли); составлять сложный план готового текста и своего высказывания; отбирать для сочинения нужные типы речи и языковые средства, решать вопрос о способах и средствах связи предложений. Писать сочинения-описания помещения, состояния природы; составлять рассуждение на дискуссионную тему о поступках людей. Писать краткое сообщение (аннотацию) о содержании книги, фильма двух видов: а) о чем говорится; б) что говорится; давать отзыв о прочитанной книге, сочинении или устном ответе учащегося; строить устное определение научного понятия.

Совершенствование текста. Совершенствовать содержание, логику изложения и язык своего высказывания (устного и письменного), в частности находить и устранять неоправданные повторы.

2. По изучению языковых тем.

К концу 6 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями:

по орфоэпии: правильно произносить употребительные сложносокращенные слова; употребительные слова изученных частей речи;

по лексике: употреблять слова (термины, профессиональные, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения; избегать засорения речи иноязычными словами; толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов; пользоваться различными видами словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов);

по словообразованию: выделять морфемы на основе словообразовательного анализа (в словах более сложной структуры); составлять словообразовательную цепочку слов, включающую 3—5 звеньев; различать морфологические способы образования изученных частей речи;

по морфологии: квалифицировать слово как часть речи; образовывать и употреблять формы изученных в 6 классе частей речи в соответствии с нормами литературного языка; определять грамматические признаки изученных частей речи (например, при решении орфографических задач);

по орфографии: характеризовать изученные орфограммы и объяснять их написание; правильно писать слова, написание которых подчиняется правилам, изученным в б классе, а также слова с непроверяемыми орфограммами, написание которых отрабатывается в словарном порядке, свободно пользоваться орфографическим словарем;

по синтаксису: определять синтаксическую роль частей речи, изученных в 6 классе; правильно строить предложения с причастными и деепричастными оборотами, стилистически оправданно употреблять их в речи;

пользоваться разными видами лингвистических словарей.

В процессе изучения русского языка в 6 классе совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Содержание программы соответствует федеральному компоненту стандарта образования, но рассчитана на 5 часов в неделю, что противоречит базисному учебному плану школы (6 часов в неделю), поэтому в календарно-тематическое планирование внесены соответствующие изменения.

Содержание тем учебного курса

п/п

Название темы

Содержание темы

Кол-во

часов

Практические занятия

диктант

развитие

речи

Всего

изложение

сочинение

Было

Стало

1.

О языке

Слово как основная единица языка.

1

1

2.

Речь

Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для изученных стилей речи.

Текст: способы и средства связи предложений; нормативный повтор и повтор-недочет; сложный план.

Стили речи: научный стиль (сфера употребления, задача речи, характерные языковые средства).

Типы речи: описание места, описание состояния природы, рассуждение-объяснение.

Композиционные формы: аннотация, отзыв, структура научного определения понятия.

Основные требования к выборочному изложению.

38

40

I.

Закрепление и углубление изученного в 5 классе

1.

Грамматика

Морфология и синтаксис как разделы грамматики.

Имя существительное, имя прилагательное и глагол; их общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.

Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Главные и зависимые части словосочетания; главные и второстепенные члены предложения.

Понятие простого и сложного предложения. Предложение с однородными членами, обращением и прямой речью.

2

14

1

3

1

1

2.

Правописание

Орфография: употребление прописных букв; буквы -5 и ь; орфограммы корня; правописание окончаний слов; слитное и раздельное написание не с глаголами, существительными, прилагательными.

Пунктуация: знаки препинания в конце предложения; запятая при однородных членах, между частями сложного предложения, при обращении; пунктуационное оформление прямой речи перед и после слов автора; тире и двоеточие в предложениях с однородными членами и обобщающим словом; тире между подлежащим и сказуемым.

15

14

3

3.

Словообразование, правописание и употребление в речи имен

существительных,

прилагательных

 и глаголов

Словообразование имен существительных, прилагательных, глаголов. Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение. Сложносокращенные слова; верное определение их родовой принадлежности. Словообразовательные цепочки однокоренных слов. Типичные словообразовательные модели имен существительных, прилагательных и глаголов.

Правописание сложных имен существительных и прилагательных; употребление н, нн в именах прилагательных, образованных от имен существительных; правописание приставок при- и пре-, букв ыи в корне после приставок.

Употребление в речи имен существительных, прилагательных и глаголов.

Особенности правописания некоторых форм имен существительных, прилагательных и глаголов.

40

52

3

13

1

1

II.

Морфология. Орфография

1.

Причастие

и деепричастие

Причастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы причастий.

Действительные и страдательные причастия. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.

Краткие и полные страдательные причастия; их синтаксическая роль в предложении.

Причастный оборот и знаки препинания в предложениях с причастным оборотом.

Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий. Не с причастиями.

Склонение причастий. Правописание окончаний причастий.

Употребление причастий в текстах разных стилей.

Деепричастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы деепричастий.

Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Не с деепричастиями.

Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом.

Употребление деепричастий в текстах разных стилей.

Культура речи. Особенности произношения деепричастий и некоторых форм причастий. Правильное построение предложений с причастными и деепричастными оборотами.

40

54

4

15

1

1

2.

Имя

числительное

Имя числительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении.

Числительные простые, сложные и составные; их правописание.

Числительные количественные, порядковые, собирательные, дробные; их значение, особенности склонения и правописания.

Нормы употребления числительных в устной речи.

Правильное чтение (с точки зрения грамматических норм) текстов с именами числительными.

Культура речи. Правильное употребление в речи числительных (в частности, составных) в косвенных падежах. Верное согласование собирательных числительных (оба, обе; двое, трое) с именами существительными.

10

10

1

4

1

3.

Местоимение

Местоимение как часть речи: особенности значения, морфологических и синтаксических признаков.

Разряды местоимений: значение, изменение, правописание, роль в предложении.

Употребление местоимений для связи предложений в тексте в роли синонимической замены.

Культура речи. Правильное, не нарушающее смысловой точности употребление местоимений в тексте. Верное образование и произношение местоимений: их (не «ихний»), о нём (не «о ём») и т. д.

19

21

2

5

1

1

Резервные часы

4

15

Виды контроля:

 - диктанты (словарный, объяснительный, предупредительный, «Проверяю себя», графический, выборочный, распределительный);

- контрольные диктанты с грамматическими (дополнительными) заданиями;

- контрольные работы;

- тест;

- комплексный анализ текста;

- устные рассказы по плану на лингвистические темы;

- лингвистические рассказы на основе интерактивных таблиц;

- сочинения небольшого объема по началу, по опорным словам и т.д.

- изложения;

- зачеты по орфограммам и пунктограммам

Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся

Часть I . ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ

   Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе и русскому языку.
 
Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
  При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими
критериями, учитывать:
1) полноту и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.

Балл

Степень выполнения учащимся
общих требований к ответу

«5»

  1. Ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий.
  2. Обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные.
  3. Излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка

«4»

ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

«3»

Ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

  1. Излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил.
  2. Не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры.
  3. Излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Отметка
«1» не ставится.

Отметки «5», «4», «3» могут ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Часть II . НОРМЫ ОЦЕНКИ ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

I. Рекомендуемые нормы оценки за ДИКТАНТ

Отметка

Число ошибок (орфографических и пунктуационных)

«5»

0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка)

«4»

2/2, 1/3, 0/4, 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные)

«3»

4/4, 3/5, 0/7, 5/4 в 5 классе; 6/6 (если есть ошибки однотипные и негрубые)

«2»

7/7, 6/8, 5/9, 8/6

В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания, выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание).
При
оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Балл

Степень выполнения задания

«5»

ученик выполнил все задания верно

«4»

ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий

«3»

выполнено не менее половины заданий

КОНТРОЛЬНЫЙ СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ

    При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Балл

Количество ошибок

«5»

ошибки отсутствуют

«4»

1 – 2 ошибки

«3»

3 – 4 ошибки

   «Нормы оценки...» не только указывают, за какое количество ошибок в диктанте ставится та или иная оценка, но и варьируют допустимое количество ошибок. Такой подход связан с тем, что одновременно оценивается и количество, и характер ошибок, для чего вводятся понятия грубые/негрубые ошибки и однотипные/неоднотипные ошибки.

Критерии оценки орфографической грамотности

   В письменных работах учащихся встречаются неверные написания двух видов: орфографические ошибки и описки.

   Орфографические ошибки представляют собой нарушение орфографической нормы, требований, предусмотренных орфографическими правилами или традицией письма («безшумный» вместо бесшумный, «предлогать» вместо предлагать и т.п.).

Орфографические ошибки бывают:

  1. на изученные правила;
  2. на неизученные правила;
  3. на правила, не изучаемые в школе.

Все ошибки исправляются учителем, но учитываются только ошибки первого типа. Исправляются, но не учитываются ошибки в словах с непроверяемыми написаниями, если над ними не проводилась специальная предварительная работа.

   Среди ошибок на изученные правила выделяются негрубые ошибки. Они отражают несовершенство русской орфографии; к ним относятся различного рода исключения из правил; отсутствие единого способа присоединения приставок в наречиях; существование дифференцированных правил (употребление ь регулируется 7 правилами).

К негрубым относятся ошибки:

  1. в словах-исключениях из правил;
  2. в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
  3. в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, если их правописание не регулируется правилами;
  4. в написании не с краткими прилагательными и причастиями, если они выступают в роли сказуемого;
  5. в написании ы и и после приставок;
  6. в написании собственных имен нерусского происхождения;
  7. в случаях трудного различения не и ни:

Куда он только не обращался; Куда он только ни обращался, никто ему не мог помочь; Никто иной не...; Не кто иной, как ...; Ничто иное не...; Не что иное, как,…

При подсчете одна негрубая ошибка приравнивается к половине ошибки.

В письменных работах учащихся могут встретиться повторяющиеся и однотипные ошибки. Их нужно различать и правильно учитывать при оценке диктанта. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или корне однокоренных слов, она учитывается как одна ошибка.

К однотипным относятся ошибки на одно правило, если условия выбора написания связаны с грамматическими и фонетическими особенностями слова. Не относятся к однотипным ошибки на правило, применение которого требует подбора опорного слова или формы слова.

Если ученик допустил ошибки в написании личных окончаний глагола в словах строят, видят, то это однотипные ошибки, так как они сделаны на одно правило, применение которого основано на анализе грамматических особенностей слова - определения спряжения глагола.

Ошибки в парах поздний, грустный; взглянуть, тянуть не являются однотипными, так как применение правил в данном случае связано с анализом семантики слов; это выражается в подборе однокоренного (родственного) слова или его формы.

Описки - это следствие искажения звукового облика слова; они не связаны с правилами орфографии (перестановка букв, их пропуск и т.п.). Описки не отражают уровня орфографической грамотности учащихся. Они свидетельствуют о невнимательности, несобранности учащихся. Описки исправляются учителем, но не учитываются при оценке работы в целом.

Критерии пунктуационной грамотности

Все пунктуационные ошибки отражают неправильное выделение смысловых отрезков в предложении и в тексте. Среди пунктуационных ошибок выделяются ошибки грубые и негрубые.

К негрубым относятся:

  1. ошибки в выборе знака (употребление запятой вместо точки с запятой, тире вместо двоеточия в бессоюзном сложном предложении и т. п.);
  2. ошибки, связанные с применением правил, которые ограничивают или уточняют действия основного правила. Так, основное правило регламентирует постановку запятой между частями сложносочиненного предложения с союзом и. Действие этого правила ограничено одним условием: если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член, то запятая перед союзом и не ставится. Постановка учеником запятой в данном случае квалифицируется как ошибка негрубая, поскольку речь идет об исключении из общего правила;
  3. ошибки, связанные с постановкой сочетающихся знаков препинания: пропуск одного из знаков в предложении типа Лес, расположенный за рекой, - самое грибное место в округе или неправильная последовательность их расположения.

Некоторые пунктуационные ошибки не учитываются при оценке письменных работ школьников. Это ошибки в передаче авторской пунктуации.

Среди пунктуационных ошибок не выделяется группа однотипных ошибок. Это объясняется тем, что применение всех пунктуационных правил так или иначе основано на семантическом анализе предложений и его частей. В остальном учет пунктуационных ошибок идет по тем же направлениям, что и учет орфографических ошибок.

Нормативы, определяющие уровень орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, обычно фиксируются в программах по русскому языку для средней школы.

II. Рекомендуемые нормы оценки ИЗЛОЖЕНИЙ и СОЧИНЕНИЙ

   Критериями оценки содержания и композиционного оформления изложений и сочинений являются:

  1. соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;
  2. полнота раскрытия темы;
  3. правильность фактического материала;
  4. последовательность и логичность изложения;
  5. правильное композиционное оформление работы.

   Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.

   Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).

   Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.

   Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.

   Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.

   Изложение и сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность (в журнале ее рекомендуется ставить на странице «Русский язык» и учитывать при выставлении итоговой оценки по русскому языку)

   При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).

   При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.

Основные критерии оценки за изложение и сочинение

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

  1. Содержание работы полностью соответствует теме.
  2. Фактические ошибки отсутствуют.
  3. Содержание излагается последовательно.
  4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
  5. Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета.

Допускаются:
1 орфографическая, или
1 пунктуационная, или
1 грамматическая ошибки

«4»

  1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
  2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
  3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
  4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
  5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются:
2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или
1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или
4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки

«3»

  1. В работе допущены существенные отклонения
  2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
  3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения
  4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
  5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 
3 орф. и 5 пунк., или
7 пунк. при отсутствии орфографических (в 5 кл.- 5 орф. и 4 пунк., а также 4 грамматических ошибки

 

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей.
Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.
Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов

Допускаются:

7 орф. и 7 пунк. ошибок, или
6 орф. и 8 пунк., или
5 орф. и 9 пунк., или
9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,
а также 7 грамматических ошибок

Оценка обучающих работ

   Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающих работ учитываются:

  1. степень самостоятельности учащегося;
  2. этап обучения;
  3. объем работы;
  4. четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

   Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

Учебно-методическое обеспечение

УМК: 1.Русский язык. 6 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др. ; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. — 12-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2011. — 363, [5] с. : ил., 8 л. цв. вкл.

           2. Обучение русскому языку в 6 классе: Метод, рекомендации к учеб. пособию для 6 кл. общеобразоват. учреждений/М.  М.   Разумовская,  С.   И.  Львова,   В.  И.  Капинос, В. В. Львов; Под ред. М. М. Разумовской.— М.: Просвещение, 2004.—144 с.

Для учителей:

  1. Богданова Г. А. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. / Г. А. Богданова. -М.: Просвещение, 2009.
  2.  Русский язык. 6 класс: тесты, проверочные задания, контрольные работы / авт.-сост. Н. Ю. Калашникова. - Волгоград: Учитель, 2010. - 159 с.

3.        Введенская Л. А. От собственных имен к нарицательным / Л. А. Введенская,
Н. П. Колесников. - М., 1989.

  1. Граник Г. Г. Секреты орфографии / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. -М., 1991.

5.        Дейкина А. Д. Универсальные дидактические материалы по русскому языку:
5-6 классы / А. Д. Дейкина, Т. М. Пахнова. - М.: АРКТИ, 1999.

          6. Капинос В. И. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 классы / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. Н. Соловейчик. - М., 1991.

          7. Ладыженская Т. А. Развивайте дар слова / Т. А. Ладыженская, Т. С. Зепалова. -М., 1990.

           8. Панов М. В. Занимательная орфография. - М., 1984.

           9.Скороход Л. К. Словарная работа на уроках русского языка/Л. К. Скороход. - М., 1990.

          10.Францман Е. К. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы / Е. К. Францмам. -М., 1996.

          11.Шапиро Н. А. Русский язык в упражнениях: 5-7 классы / Н. А. Шапиро. - М.: Первое сентября, 2002.

Для учащихся:

  1. Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку: Книга для учащихся / А. Т. Арсирий; под ред. Л. П. Крысина. - М.: Просвещение, 1995.
  1. Ларионова Л. Г. Сборник упражнений по орфографии: 6 класс/Л. Г.Ларионова. -М.: Просвещение, 2004.

         3. Михайлова С. Ю. Ключи к орфографии / С. Ю. Михайлова. - М.: Просвещение, 2006.

4. Олимпиады по русскому языку / Сост. О. Н. Белявская. - Минск, 1995.

         5..Шанский Н. М. В мире слов/Н. М. Шанский. - М., 1985.

         Школьные словари русского языка

1.  Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь. Для учащихся средней школы. — 41-е изд. — М., 1990.

2.  Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. — 4-е изд. — М., 1999.

3.  Панов Б. Т., Текучев А. В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. — 3-е изд. — М., 1991.

4.  Леденев С. Д., Ледовских И. В. Школьный орфографический словарь русского языка. — М., 1997.5.  Лапатухин М. С, Скорлуповская Е. В., Снетова Г. П. Школьный толковый словарь русского языка. — 2-е изд., перераб. — М., 1999.

6.  Быстрова Е. А., Окунева А. П., К а р аш е в а Н. Б. Школьный толковый словарь русского языка. — М., 1998.

7.  Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В. В. И в а н о в а. — 4-е изд. — М., 1999.

8.  К р ы с и н Л. П. Школьный словарь иностранных слов. — М., 1997. (Любое последующее издание.)

9.  Рогожникова Р. П., Карская Т. С. Школьный словарь устаревших слов русского языка (по произведениям русских писателей XVIII—XX вв.). — М., 1996.

10.  Жуков В. П., Жуков А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка. — 3-е изд. — М., 1994.

11.  Шанский Н. М., Зимин В. И., Филиппов А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка: Значение и происхождение словосочетаний. — 3-е изд. — М., 2000.

12.   Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. — 3-е изд., испр. — М., 2000.

13.  Баранов М. Т. Школьный словарь образования слов русского языка. — М., 1997.

14.  П о т и х а 3. А. Школьный словарь строения слов русского языка. — 2-е изд., испр. — М., 1998.

15.  Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. — 2-е изд. — М., 1991.

16.  Львов М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка. — 3-е изд., испр. и доп. — М., 1998.

17.   Квятковский А. П. Школьный поэтический словарь. — М., 1998. (Любое последующее издание.)

18.  Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/Сост. М. В. Панов. — М., 1984.

        Электронные обучающие программы

1. Электронная обучающая программа «Фраза».

2. Электронная обучающая программа «Репетитор».

3. Мультимедиа – комплекс «Русский язык. 5-6 классы. Морфология. Орфография».

4. Программно-методический комплекс «Семейный наставник. 6 класс».

Для  информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств реализуемых с помощью компьютера:

  1. электронный репетитор «Русский язык» (система обучающих тестов);
  2. репетитор по русскому языку (Кирилла и Мефодия);
  3. репетитор «Русский язык» (весь школьный курс);
  4. обучающая программа «Фраза»;
  5. программа «Домашний репетитор»;
  6. орфотренажер «Грамотей».

Словари и справочники:

1.Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994.-271с

2.Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А.Семенюк9руководитель и автор коллектива), И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др. – М.:Рус.яз., 1994. – 586с.

3.М.А.Надель-Червинская. Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика 9для школ, лицеев, гимназий). Г.Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995г. С.608.

4.Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995. – 928 с.

5. Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. М., 1985; 2-е изд., стер. М., 1990.

6.Школьный орфографический словарь Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков,15 000 слов

7.Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. – М.: школа-пресс, 1994. – 384с.

8.Электронные словари: Толковый словарь русского языка. С.И. и Н.Ю.Швед  9.Словарь синонимов русского языка. З.Е.Александрова

Интернет-ресурсы для ученика и учителя:

  1. Htpp//WWW.gramota.ru Справочно-информационный Интернет-портал :Русский язык»
  2. OrenEdu – сайт ГУ РЦРО
  3. Htpp//edu.1september.ru
  4. WWW.scool.edu.ru
  5. Htpp//rus.edu.1september.ru Газета «Русский язык».
  6. Http://ege.go-test.ru/ege/rus/
  7. http://www.inion.ru/index6.php База данных по языкознанию.
  8. http://www.inion.ru/index6.php ИНИОН РАН
  9. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
  10. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page
  11.  http://www.openclass.ru/ 


Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 6 классе (210 часов)

п/п

Название

раздела, темы урока

Содержание (планируемые результаты обучения)

Тип урока

Вид          контроля

Оборудование

НРК

ИКТ

Домашнее задание

Сроки

План

Факт

1

Слово – основная единица языка.

Рассмотреть слово с точки зрения фонетики, лексики, морфологии.

Урок усвоения новых знаний.

Письмо по памяти №4.

Устное сообщение о слове (упр. 9).

3.09

3.09

2

Р.Р. Что мы знаем о речи, её стилях и типах, о тексте. (Повторение). §2.

Определять стили речи на основе анализа речевой ситуации. Находить  в  текстах художественного и разговорного стилей характерные языковые средства. Интонационно    выразительно    читать   тексты.    

Урок развития речи.

Определение стилей речи (№569).

Репродукция картины С.Жуковского «Осень. Веранда».

Тексты из произведений писателей Хакасии.

№21 или 20.

§2

4.09

4.09

3

-

4

Правописание

Орфография и пунктуация. §3.

Знать, что изучает орфография, владеть основными терминами.

Знать, когда ставится запятая, тире, двоеточие; безошибочно пунктуационно оформлять эти синтаксические конструкции.

Урок повторительно – обобщающий.

Терминологический диктант.

Составление схем предложений.

ЭП «Фраза».

§ 3, № 33

§ 3, № 34 (закончить).

4.09

6.09

4.09

6.09

5

Употребление прописных букв. §4.

Знать основные случаи употребления прописных букв. Иметь навыки постановки кавычек в наименованиях книг, газет, журналов, названий пароходов и т. п.

Урок повторительно – обобщающий.

Редактирование предложений.

ЗСП № 1.

№41(3)

6.09

6.09

6

Буквы ь и ъ. §5.

Знать и безошибочно употреблять ь как разделительный, как показатель грамматической формы (3-е скл., глаг., част., нареч.), для обозначения мягкости согласных; ъ как разделительный

Урок повторительно – обобщающий.

Проверочный диктант.

§ 5.№ 43.

10.09

10.09

7

8

Орфограммы корня. §6.

Уметь дифференцировать орфограммы: опознавать их в тексте, приводить свои примеры, уметь перечислять    возможные   орфограммы    корня, знать  способ  определения  написания  для каждого вида орфограммы..)

Урок повторительно – обобщающий

Объяснительный диктант.

Составление таблицы «Правописание корней».

Орфотрена-жёр «Грамотей»

№ 48

№ 50 (2) или продолжение рассказа.

11.09

13.09

11.09

13.09

9

10

Правописание окончаний слов. §7.

Опознавать в тексте безударные окончания и соотносить их с определенной частью речи..)

Урок повторительно-  обобщающий

Словарный диктант. Творческий диктант.

Таблица.

№ 61,

№63(1), ЗСП-2

13.09

14.09

13.09

14.09

11

12

13

14

Слитное и раздельное написание не с глаголами, существ. и прилагательными. §8.

Осознавать    противопоставление    «глаголы — существительные и прилагательные».

Урок повторительно- обобщающий.

Выборочный диктант. Словарный диктант. Рассказ по картинкам (№ 110)

Таблица «Не» с разными частями речи».

Орфотрена-жёр «Грамотей»

№69

№72

№74(1)

14.09

17.09

18.09

18.09

14.09

25.09

26.09

26.09

15

16

Диктант и его анализ.

Диктант   проводится   с   целью   выяснения пробелов в знаниях, отработки в числе ежедневных упражнений.

Урок контроля и коррекции.

№ 74 (дополн. зад.)

19.09

20.09

27.09

28.09

17

Р.Р.Что мы знаем о тексте §9. (Повторение). §9.

Определять тип речи, находить «данное» и «новое» в повествовании и описании предмета; находить типовые фрагменты в большом тексте.

Урок развития речи.

Терминологический диктант.

Таблицы «Типы речи», «Стили речи».

Сочинение,№ 77(1) №(25)

21.09

27.09

18

Р.Р.Сочинение по летним впечатлениям «что можно делать…».

Уточнить тему, подобрать заголовок и написать сочинение по летним впечатлениям: а) последовательно раскрывая в нем основную мысль; б) соблюдая абзацное членение текста; в) используя необходимые типы речи; г) языковые средства.

Урок развития речи.

Сочинение - миниатюра «Осенний лес».

Написать сочинение

(№ 82).

24.09

4.10

Части речи, их грамматические признаки, словообразование, правописание и употребление в речи. ( 52+13 )

19

20

Разграничение деловой и научной речи. Характеристика научного стиля.

§§15,16

Научить разграничивать научный и деловой стили речи (на основе учета    характера    информации - теоретической, научной или практической), а также отличать общее в них (речь информативная, неэмоциональная, книжная)

Урок развития речи (усвоения новых знаний).

Записать вывод.

№ 589,

§15,16, №177

25.09

25.09

4.10

5.10

21

22

23

Части речи и члены предложения. §10.

Знать названия частей речи и членов предложения.  Понимать разницу в значении терминов «часть речи», «член предложения», знать, как графически обозначать члены предложения

Урок повторительно – обобщающий.

Сочинение – миниатюра. Словарный диктант.

ЭП «Морфология»

§10, №87

§10, №91

§10, №98,ЗСП-3

26.09

27.09

28.09

8.10

9.10

Имя существительное. (13+2)

24

Морфологические признаки имени существительного. §11

Урок повторительно – обобщающий

Морфологический разбор существительных

Таблица «Имя существительное»

§11, № 110

1.10

9.10

25

26

27

Словообразование имён существительных. §12.

Уметь разграничивать способ образования имен существительных.

Углубить знания о способе сложения.

Урок усвоения новых знаний.

Урок закрепления изученного.

Составить словообразовательные цепочки слов.

Орфографический диктант.

§12, № 113

§12, №123

ЗСП-4 – составить словосочетания.

2.10

2.10

3.10

15.10

16.10

16.10

28

Р.Р.Определение научного понятия. §17. (Первый из двух уроков по теме.)

Внимательно читать тексты  учебника; находить в них определение понятий и их классификацию. Анализировать    структуру    научных определений

Урок усвоения новых знаний.

Построить определение понятия «фонетика».

Таблица «Научный стиль речи».

§ 17,№188 – построить определение по образцу.

4.10

17.10

29

30

31

Правописание сложных имён существительных. §13.

Сформировать представление и соответствующий навык слитного написания,  дефисного написания ,сложных слов с начальной частью пол-

Урок усвоения новых знаний.

Урок закрепления изученного.

Диктант по памяти (ЗСП-4).

Словарный диктант.

Таблица.

ЭП «Морфология».

§ 13,№132

§ 13,№135

5.10

8.10

9.10

22.10

23.10

23.10

32

33

34

Употребление имён существительных в речи.§14.

Иметь представление о роли существительных в достижении точности, информативности и выразительности речи.

Совершенствовать умение работать с разными   типами   лингвистических   словарей (толковый, синонимов, антонимов)

Урок усвоения новых знаний.

Урок повторительно – обобщающий

Подобрать синонимы, антонимы.

Анализ художественного текста.

В.Васнецов «Витязь на распутье».

№136 (пересказ), №138

§14, №147

§14, №148(сочинение по картине)

§14, №157(устно)

№154

9.10

10.10

11.10

24.10

35

Р.Р.Изложение учебно-научного текста «Связанные корни».

Урок развития речи.

Повторить

ЗСП-1 – ЗСП-4

12.10

2510.

36

Произношение имён существительных (с.70-74).

Правильно произносить существительные — термины лингвистики.

Отрабатывать произношение употребленных имен существ. из орфоэпического словарика.

Урок – тренинг.

Диктант по памяти (ЗСП-8).

Тест по орфографии.

Таблица.

№169 – (подготовиться к словарному диктанту).

15.10

26.10

37

38

Контрольный диктант и его анализ по теме «Имя существительное».

Проверить уровень усвоения темы.

Урок контроля и коррекции.

Диктант и тестовые задания.

16.10

16.10

1.11

2.11

39

Имя прилагательное (15+3)

Морфологические признаки им. прилагательного §20

Урок повторительно – обобщающий

Выборочный диктант

§ 20, № 205

17.10

19.11

40

41

42

Словообразование имён прилагательных. §21.

Повторить все известные способы морфологического   образования   имен прилагательных. Тренироваться в опознавании разных способов образования имен прилагательных и определении словообразовательного значения словообразующих суффиксов. Учиться правильно употреблять в речи паронимы. Совершенствовать умение работать с толковым словарем. при определении лексического значения слов-паронимов.

Урок усвоения новых знаний.

Урок закрепления изученного.

Выборочный диктант по схемам.

Сочинение - миниатюра.

Словарный диктант.

№209(2) – 4 предл.

№214

№217

18.10

19.10

22.10

20.11

43

Р.Р.Определение научного понятия. §17.

Учиться использовать две разновидности рассуждения-доказательства (с так как и с поэтому)

Урок развития речи.

Построить определение по образцу (№599).

§17, дать определ. понятий морфемика, приставка,определение.

23.10

20.11

44

45

46

Правописание сложных прилагательных. §22.

Знать случаи употребления дефиса

Урок усвоения новых знаний.

Урок закрепления изученного.

Словарный диктант.

Таблица.

§22, №220

§22, №224

23.10

24.10

25.10

22.11

47

48

Буквы н и нн в именах прилагательных, образованных от имён существительных. §23.

Сформировать представление о тех группах слов, которые имеют суффикс: 1) -ан- (-ян-);-ин; 2) -онн- (-енн-); знать   значение этих суффиксов.

Урок усвоения новых знаний.

Урок закрепления изученного.

Словарный диктант.

Графический диктант.

Тест.

Таблица

Таблица, §23, №230

Повтор. §23, заполнить таблицу(234)

 №172(1)

26.10

29.10

22.11

49

50

Контрольный диктант с грамматическим заданием и его анализ.

Контролируется усвоение правописания не с глаголами, существительными и прилагательными; правописание сложных прилагательных, суффиксов прилагательных с -ан (- ян).

Урок контроля и коррекции.

№172(2) – (подготовиться к словарному диктанту).

30.10

30.10

23.11

26.11

51

Р.Р.Рассуждение – объяснение. §18

Подробное    изложение с   анализом»: «Надо ли знать природу?»

Урок развития речи.

Составить план текста.

§12 (определение).

План текста(№190).

31.10

26.11

52

53

54

Употребление имён прилагательных в речи. §24.

Иметь представление о роли имен прилагательных в достижении точности и выразительности речи..

Тренироваться в подборе синонимов и антонимов с учетом лексического значения многозначного имени прилагательного. Овладеть элементарными навыками анализа художественного текста.

Урок усвоения новых знаний.

Урок – тренинг.

Анализ текста.

Творческий диктант.

Подобрать синонимы, антонимы.

И.Крамской «Портрет сказителя былин».

Написать рассказ по пословице.

№238.

№240(3) – написать небольшой текст по картине.

1.11

2.11

12.11

27.11

55

Р.Р.Характеристика делового стиля. §19.

Определять деловой стиль на основе речевой ситуации, «вычитанной из текста»; анализировать тексты делового стиля; находить в них характерные   языковые   средства.

Создавать небольшие тексты делового стиля: объявления, инструкции (как что-либо делать), отчеты

Урок развития речи.

Языковой анализ текста делового стиля.

Таблица «Стили речи».

Составить деловое сообщение «Подвижные игры» (№198)

13.11

27.11

56

Произношение имён прилагательных (с.115-118).

Учиться  правильно произносить употребительные в речи прилагательные. Отрабатывать    правильное   произношение прилагательных   в   форме   сравнительной степени.

Урок – тренинг.

Тест.

А.Пластов «Сенокос».

ЭП «Русский язык, 6 кл.» («Семейный наставник»).

№261

13.11

29.11

Глагол (21+6)

57

Морфологические признаки глаголов §29.

Урок повторительно – обобщающий

Комментированный диктант

Таблица «Глагол»

§29, №310

14.11

29.11

58

59

60

Словообразование глаголов. §30.

Знать основные морфологические способы образования существительных, прилагательных и глаголов.

Совершенствовать умение морфемного разбора с опорой на семантикословообразовате-льный анализ слова

Урок усвоения новых знаний.

Урок закрепления изученного.

Словарный диктант.

Выполнить морфемный и словообразовательный разбор.

§30, №318

§30, №314

15.11

16.11

19.11

30.11

61

62

63

64

65

Правописание приставок при- и пре-. §31.

Понимать, что употребление приставок  при- зависит от того значения, которое приставки имеют в слове..

Урок усвоения новых знаний.

Урок закрепления изученного.

Тест.

Орфографический диктант.

Таблица.

Орфотрена-жёр «Грамотей».

§31, №326

№331

§31, ЗСП-7 – сост. словосочетания.

20.11

20.11

21.11

22.11

23.11

66

Способы связи предложений в тексте§25.

Находить в текстах научного, делового стилей группы предложений, связанных последовательной связью с повтором.

Составлять небольшие тексты с последовательной связью

Урок развития речи.

Тест.

Сочинение - описание.

Описание «Красивая поляна».

№268.

26.11

67

Буквы ы – и в корне после приставок. §32.

Учить опознавать группу этих слов и понимать, при каких условиях после приставок в корне сохраняется буква и, а при каких — вместо и пишется буква ы

Урок усвоения новых знаний.

Выборочный диктант.

Тест.

Таблица.

§ 32, №339

ЗСП –8

27.11

68

69

70

71

Употребление глаголов в речи. §23.

Иметь представление о роли глагола  для достижения  точности,  информативности  и выразительности речи.. Тренироваться в уместном и точном использ. глаголов-синонимов в речи. Овладевать  навыками   анализа  худ. текста.

Урок усвоения новых знаний.

Урок – тренинг.

Синтаксический разбор предложений.

Языковой анализ.

Сочинение - миниатюра по пословице.

Картина К.Юона «Конец зимы. Полдень»

§33, №347

№351,

№356 – сочинение по картине.

27.11

28.11

29.11

30.11

72

Средства связи предложений в тексте.. §26.

Находить в текстах научного, делового стилей группы предложений, связанных последовательной связью с повтором.

Составлять небольшие тексты с последовательной связью

Урок развития речи.

Тест.

Сочинение - описание.

№277, § 26.

3.12

73

Произношение глаголов (с. 156)

Учиться  правильно произносить употребительные в речи глаголы. Отрабатывать    правильное   произношение глаголов в форме прошедшего времени.

Урок – тренинг.

Тест.

ЗСП – 9 – сост. 6 предлож.

4.12

74

Употребление параллельной связи с повтором. §27.

Дать понятие о повторе как средстве связи или приеме выразительности

Урок развития речи.

Составление схемы текста.

№279

4.12

75

76

Р.Р.Изложение «Тоска по Москве»

Замечать в исходном тексте и сохранять в изложении характерные для художественного стиля языковые и речевые средства.

Урок развития речи.

Изложение.

Повт. §§ 21 – 23.

6.12

6.12

77

78

79

80

Повторительно - обобщающие уроки по орфографии (с. 159 - ).

Обобщить и систематизировать знания по орфографии, проверить уровень соответствующих умений и навыков.

Уроки повторительно – обобщающ.

Словарный диктант.

Объяснительный диктант.

ЭП «Репетитор».

Составить текст словарно-го диктанта.

№369

№382

7.12

10.12

11.12

11.12

81

82

Контрольная работа и её анализ.

Проверяются знания и умения учащихся в области лексики и фразеологии

Урок контроля.

13.12

14.12

83

 Как исправить текст с неудачным повтором. §28.

Составлять фрагменты текста с экспрессивным повтором. Редактировать    тексты    с    повтором — недочетом.

Урок развития речи.

Правка сочинений (№289).

§ 28, №297

13.12

84

85

86

87

Морфология

Причастие. (31+11)

Что такое причастие. §24.

Знать основные признаки причастия и его типичные суффиксы. Учиться определять глагол, от которого образовано причастие.

Урок усвоения новых знаний.

Урок закрепления изученного.

Выборочный диктант.

Творческий диктант.

Орфографический диктант.

Таблицы «Причастие»

ЭП «Морфология».

§24, №304.

§24, №306.

№309(2,3)

№314.

17.12

18.12

18.12

20.12

89

90

Р.Р.Повествование художественного и разговорного стилей. §61.

 

Находить  в  текстах художественных произведений повествовательные фрагменты;    анализировать способы  выражения действия; создавать и совершенствовать повествовательные тексты

Урок развития речи.

Редактирование сочинений.

Картинки Н.Радлова.

Сочинение по картинкам Радлова.

№659, 660 (устно).

20.12

21.12

91-94

Резервные уроки.

24.12

25.12

25.12

27.12

95

96

Причастие.

(продолжение)

Р.Р.Рассказ как один из жанров литературных произведений. §62.

 Познакомить с композицией  рассказа.

Урок развития речи.

Сочинение - рассказ «Однажды».

Таблица.

Закончить сочинение на тему «Однажды».

27.12

28.12

97

98

99

Причастный оборот. §25.

Знать языковые признаки причастного оборота.

Различать определяемое слово и зависимые от причастия слова.

Правильно употреблять знаки препинания в предложениях с причастным оборотом

Урок усвоения новых знаний.

Урок закрепления изученного.

Графический диктант.

Комментированный диктант.

ЭП «Морфология».

§25, №319(1,3)

§25, №321.

14.01

15.01

15.01

100

-

104

Образование причастий. Действительные и страдательные причастия. §26.

Учить видеть смысловые, грамматические и структурные различия между действительными и страдательными причастиями.

Урок усвоения новых знаний.

Урок закрепления изученного.

Составить предложения по схемам.

Морфемный разбор причастий.

Таблица «Суффиксы причастий».

§26, №328.

§26, №333.

§26, ЗСП-10 – составить предлож.

№339.

17.01

17.01

18.01

21.01

22.01

105

-

108

Полные и краткие причастия. §27.

Понимать сходство  и  различие  полных  и кратких причастий.

Знать синтаксическую функцию   кратких   и   полные   причастий.  

Уметь    определять    синтаксическую    роль полных и кратких причастий.

Урок усвоения новых знаний.

Урок закрепления изученного.

Тест.

Выборочный диктант.

§27, №343.

§27, №345(1).

§27, №351(1).

§27, №354(2)

22.01

24.01

24.01

25.01

109

-

110

Контрольная работа и её анализ по морфологии причастия.

Проверяется усвоение темы морфологические признаки причастия.

Урок контроля и коррекции.

28.01

29.01

111

-

112

Р.Р.Изложение «Как спасали крысу».

Отрабатываются умения: самостоятельно уточнять тему, осознавать основную мысль, определять замысел, стиль речи, намечать микротемы, композицию, план рассказа, решать вопрос о типах речи

Урок развития речи.

§24 – 27, №348(2)

29.01

31.01

113

-

116

Буквы н  и нн в причастиях.§28.

Учить  опознавать  причастие, различать  полную и краткую формы причастий, правильно их писать.

Урок усвоения новых знаний.

Урок закрепления изученного.

Выборочный диктант.

Орфографический диктант.

Таблица.

ЭП «Репетитор».

§28, №359(2).

§28, №361.

§28, №363(2,3)

31.01

1.02

4.02

5.02

117

-

119

Р.Р.Повествование делового и научного стилей. §63.

Упражнения в синонимичной замене  способов   выражения   действия в повест. инструктивного типа

Урок развития речи.

Корректирование текста.

Составление инструкции.

§29, №366.

Составить словарный диктант по теме «Причастие».

5.02

7.02

7.02

120

-

122

Слитное и раздельное написание не с причастиями. §29.

Сформировать прочный навык быстрого определения зависимых от причастия слов и навык разграничения полной и краткой формы причастий.

Урок усвоения новых знаний.

Тест.

Словарный диктант.

Таблица.

ЭП «Репетитор», «Морфология».

№366.

ЗСП – 11.

8.02

11.02

12.02

123

-

124

Р.Р.Сочинение в жанре рассказа (упр. 670, 671).

Учить строить текст с соблюдением композиции рассказа.

Урок развития речи.

Сочинение.

Дописать сочинение «Однажды»

12.02

14.02

125

-

126

Контрольная работа по теме «Правописание причастия».

Проверить навык правописания причастий.

Урок контроля и коррекции.

14.02

15.02

127

-

128

Деепричастие

(25+4)

Что такое деепричастие. §30.

Знать основные признаки деепричастия  и его типичные суффиксы. Отличать причастие от деепричастия.

Урок усвоения новых знаний.

Выборочный диктант.

ЭП «Морфология».

§30, №371.

Выписать 5 дееприч. из худ. литер.

18.02

19.02

129

-

131

Деепричастный оборот. §31.

Опознавать деепричастный оборот и уметь правильно употреблять знаки препинания в предложениях с деепричастным  оборотом.

Урок усвоения новых знаний.

Конструирование предложений с деепричастным оборотом.

Объяснительный диктант.

Таблица.

§31, №377(1).

Выписать 5 предлож. из худ. литер. с ДО

19.02

21.02

21.02

132

-

133

Правописание не с деепричастиями. §32.

Осознавать общность правил правописания не с глаголами и деепричастиями

Урок усвоения новых знаний.

Тест.

§32, №383(1,3)

22.02

25.02

134

Описание места. §64.

Построение фрагментов текста типа описания места с использованием последовательной и параллельной связей

Урок развития речи.

Письменный пересказ теста (№690).

Таблица «Описание предмета».

§64, №691.

26.02

135

-

137

Образование деепричастий. Деепричастия несовершенного и совершенного вида. §33.

Понимать смысловые, структурные и грамматические  различия деепричастий совершенного и несовершенного вида. Уметь по суффиксу определять морфологические признаки деепричастия.

Урок усвоения новых знаний.

Морфемный и словообразовательный разбор деепричастия.

Редактирование текста.

Таблица.

§33, №387(1).

§33, №395(1).

ЗСП – 12.

26.02

28.02

28.02

138

-

139

Диктант и его анализ.

Проверяется  усвоение правописания не с разными  ч. р., употребление н и нн в прилагательных  и причастиях

Урок контроля.

Повторить ЗСП – 12.

1.03

4.03

140

-

142

Употребление причастий и деепричастий в речи. §34.

Иметь представление о роли  причастий в текстах разных стилей. Наблюдать за использованием причастий в худ. текстах.

Урок усвоения новых знаний.

Урок – тренинг.

Словарный диктант.

Редактирование текста.

Урок – тренинг.

Н.Дубовский «Море».

№407.

№415(1).

№413.

5.03

5.03

703

143

-

145

Произношение глаголов, причастий и деепричастий. (с. 185 – 190).

Отрабатывать правильное ударение в глаголах прошедшего времени, в полных и кратких страдательных причастиях прошедшего времени.

Урок – тренинг.

Урок – тренинг.

Тест.

Словарный диктант.

№415(2).

Затранскрибировать предложение.

7.03

11.03

12.03

146

-

147

Контрольная работа по орфоэпии (глаголы, причастия, деепричастия) и её анализ.

Проверяются навыки правильного произношения глаголов, причастий и деепричастий

Урок контроля.

№430(1).

12.03

14.03

148

Р.Р.Описание места. §64.

Редактирование текста с повтором-недочетом.

Урок развития речи.

Редактирование сочинений (№712).

Таблица.

№432(1,3).

14.03

15.03

149

-

151

Проверьте свою подготовку по орфографии и пунктуации (причастие и деепричастие, закрепление) (с. 191 – 194).

Обобщающе-закрепительные занятия, тренировочно-контрольные работы, позволяющие видеть, как усвоены правила употребления не с изученными частями речи

Урок повторительно – обобщающий

Тест.

Словарный диктант.

ЭП «Репетитор»

№436.

№439(1).

18.03

19.03

19.03

152-

153

Р.Р.Соединение в тексте описания предмета и описания места. §64.

Выборочное изложение по повести А. С. "Пушкина «Станционный смотритель». (Как изменилась внутренность постоялого двора с отъездом дочери смотрителя.)

Урок развития речи.

Выборочное изложение.

А.Пластов «Ужин тракториста».

§64, №703.

21.03

21.03

154

Контрольная работа (по теме «Причастие и деепричастие».)

Проверяется усвоение темы «Причастие и деепричастие»

Урок контроля.

22.03

155

Анализ материалов контрольной работы.

Работа по ликвидации пробелов в ЗУН учащихся.

Урок коррекции.

1.04

156

Имя числительное.

(9+4)

Что обозначает имя числительное. §35.

Иметь представление о понятии числа и научиться  отличать имена  числительные от других слов, связанных с понятием

Учиться правильно строить словосочетания типа пара носков, двое чулок и т. д. Совершенствовать умение пользоваться словарем

Урок усвоения новых знаний.

Комментированный диктант.

ЭП «Морфология».

№440 (устно и письменно)

2.04

157

-

158

Простые, сложные и составные числит. Их правописание. §36.

Учиться   различать   и   правильно   писать сложные и составные числительные.

Урок усвоения новых знаний.

Орфографический диктант.

Таблица.

§36, №445.

§36, №456.

2.04

4.04

159

-

161

Количественные числительные. Их разряды, склонение, правописание. §37.

Развивать умение правильно склонять количественные числительные. Отрабатывать умение читать правильно тексты с числительными

Урок усвоения новых знаний.

Орфографический диктант.

Таблица.

№458.

№466.

№473, №474.

4.04

5.04

8.04

162

Имя числительное.

(продолжение)

Изменение порядковых числительных. §38.

Уметь правильно склонять порядковые числительные в сочетании с существ., которые к ним относятся

Урок усвоения новых знаний.

Выборочный диктант.

Таблица.

ЭП «Морфология».

№478(2,3).

9.04

163

Употребление числительных в речи. Произношение имён числительных. §39.

Уметь употреблять числительные в речи (верно их произносить, склонять, писать)

Урок – тренинг.

Тест – сочинение – рассказ по картине.

З.Серебрякова «За завтраком».

ЗСП – 13, с.220 (устно).

9.04

164

-

165

Р.Р.Описание состояния окружающей среды. §65.

Анализ фрагментов текста со значением состояния окружающей среды

Урок развития речи.

Сочинение - зарисовка.

§65, сочинение - миниатюра «Сегодняшний день».

11.04

11.04

166

Контрольная работа по орфоэпии и морфологии (имя числительное).

Проверяется умение устно верно употреблять числительное в речи

Урок контроля.

12.04

167

-

168

Р.Р.Соединение в тексте описания места и описания состояния окружающей среды. Сочинение по картине И.Левитана «Лесистый берег» (упр. 735).

Научиться подбирать языковые средства, нужные для художественного описания состояния природы; систематизировать рабочие материалы и использовать их в своем сочинении

Урок развития речи.

Сочинение по картине.

К.Петров-Водкин «Утренний натюрморт».

Левитан И. «Лесистый берег».

№728.

15.04

16.04

169

Местоимение.

(21+5)

Какие слова называются местоимениями.§40.

Усвоить понятие местоименных слов.

Урок усвоения новых знаний.

Выборочный диктант.

ЭП «Морфология».

§40, №497.

16.04

170

На какие разряды делятся местоимения по значению. §41.

Пользуясь таблицей, соотносить местоимения со своей группой, уметь подобрать аналогичные примеры

Урок усвоения новых знаний.

Комментированный диктант.

Таблица.

ЭП «Морфология».

§41, выписать из худ. литературы 10 предл. с местоимениями.

18.04

171

Личные местоимения. §42.

Освоить морфологические особенности личных местоимений.

Урок усвоения новых знаний.

Словарный диктант.

§42, №509.

18.04

172

Возвратное местоимение себя.  §43.

Освоить морфологические особенности местоимения себя

Урок усвоения новых знаний.

Выборочный диктант.

ЗСП-14(повт.), составить 5 предложений.

19.04

173

Р.Р.Соединение в тексте разных типовых фрагментов. §66.

Тренироваться в анализе текста и в построении его типологической структуры.

Урок развития речи.

Сочинение по картине.

И.Левитан «Лесистый берег».

Закончить сочинение по картине.

22.04

174

Притяжательные местоимения. §44.

Уметь дифференцировать личные — возвратное — притяжательные местоимения.

Урок усвоения новых знаний.

Диктант по памяти.(ЗСП – 14).

№519.

23.04

175

Указательные местоимения. §45.

Осознавать значение местоимений и их функции в предложениях и в роли связующих слов между предложениями.

Урок усвоения новых знаний.

Сочинение - миниатюра «Мой друг».

№524.

23.04

176

Определительные местоимения. §46.

Освоить значение и речевое назначение этой небольшой, но частотной группы слов, а также соответствующих фразеологизмов

Урок усвоения новых знаний.

Сочинение - миниатюра по фразеологизму.

№528.

25.04

177

Р.Р.Соединение в тексте разных типовых фрагментов. §66.

Отрабатывать умение строить текст с соединен.разных типов речи.

Урок развития речи.

Сочинение по картине.

А.Пластов «Ужин тракториста».

Составить типолог. схему записанного текста.

25.04

178

Вопросительно-относительные местоимения. §47.

Усвоить, когда данные местоимения выступают в роли вопрос., а когда — в роли относит.; опознавать их в тексте и приводить свои примеры. Употреблять в речи соответствующие фразеологизмы

Урок усвоения новых знаний.

Сочинение - миниатюра по фразеологизму

№531(1,2)

26.04

179

-

180

Отрицательные местоимения. §48.

Уметь опознавать и грамотно писать данную группу слов

Урок усвоения новых знаний.

Выборочный диктант.

Таблица.

№537.

29.04

30.04

181

-

182

Неопределённые местоимения. §49.

Уметь опознавать в тексте данные местоимения; понимать, как они образуются, безошибочно их писать

Урок усвоения новых знаний.

Орфографический диктант.

Таблица.

№539.

ЗСП – 15.

30.04

2.05

183

-

184

Употребление местоимений в речи.

Обобщить изученные сведения о местоимении, отрабатывать трудные случаи произношения местоимений.

Урок – тренинг.

Сочинение - рассказ по картинке.

Картинки Н.Радлова.

№548.

№553.

3.05

6.05

185

-

186

Диктант или контрольное переписывание с дополнительными заданиями и его анализ.

Проверить уровень усвоения основных орфограмм:  корень, приставки, н — нн в суффиксах прилагательных и причастий,   правописание    местоимений,   не   с разными частями речи.

Урок контроля и коррекции.

7.05

7.05

187

-

189

Проверьте свою подготовку по орфографии и пунктуации (с. 252 – 255).

Проверяются основные аспекты усвоения темы (морфологические особенности, роль в предложении, назначение в речи, правописание).

Урок повторительно – обобщающий

Тест.

Объяснительный диктант.

Орфотренажёр «Грамотей».

Составить рассказ по картинкам Радлова.

8.05

10.05

13.05

190

-

191

Р.Р.Изложение «Речкино имя»

Проверить умения сохранять при пересказе сложное типологическое строение текста.

Урок развития речи.

Изложение.

Повторить правопис. прилаг. и причастий (по таблице).

14.05

14.05

192

193

Итоговый контрольный диктант и его анализ.

Проверить орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся к концу 6 кл.

Урок контроля.

№559.

15.05

16.05

194

Работа над ошибками в изложении «Речкино имя».

Учить сохранять в изложении типологическую структуру текста и наиболее выразительные языковые средства

Урок коррекции.

Редактирование изложений.

Словарный диктант.

Сочинение – миниатюра «Долгожданное лето».

17.05

195 –

210

Повторение

Систематизировать изученный материал. Работать над проблемами в ЗУН учащихся.

Урок повторительно – обобщающий

Уроки коррекции.

Различные виды диктантов.

Тесты.

ЭП «Морфология», «Семейный наставник».

20,21,21,22,23,24,27,28,28,29,30 мая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...