Рабочая программа по русскому языку для 7 класса
рабочая программа по русскому языку (7 класс) по теме
В данной работе представлена рабочая программа по русскому языку для 7 класса под редакцией М.М.Разумовской
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_7_kl._na_2012-2013_uch.g._1.docx | 97.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа по русскому языку в 7 классе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерных программ по русскому языку, с учетом Учебного плана МБОУ «Сапоговская СОШ»
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка в 7 классе в объёме 140 часов (4 часа в неделю).
Рабочая программа составлена по УМК «Русский язык 8 кл.» М.М. Разумовская.
В 7 классе продолжается работа по реализации общих целей обучения:
- воспитание гражданственности и патриотизма любви к русскому языку сознательного отношения к языку как духовной ценности средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- развитие речевой и мыслительной деятельности коммуникативных умений и навыков обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
- освоение знаний о русском языке его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения стилистических ресурсах основных нормах русского литературного языка и речевого этикета;
- обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
- формирование умений опознавать анализировать классифицировать языковые факты оценивать их с точки зрения нормативности соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2012 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный личностно ориентированный деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении его устройстве развитии и функционировании;
- овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения основными нормами русского литературного языка;
- формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями; совершенствование умений и навыков письменной речи;
- освоение компетенций - коммуникативной языковедческой и культуроведческой
Требования к уровню подготовленности учащихся7 класса
- Формирование общеучебных умений и навыков
1. Учебно-организационные:
- ставить учебную задачу;
- понимать последовательность действий;
- сравнивать полученные результаты с учебной задачей;
- оценивать свою деятельность и деятельность других;
2. Учебно-информационные:
- работать с учебником и дополнительной литературой;
- различать повествование описание рассуждение;
- составлять на основании текста таблицы схемы графики;
- владеть различными видами пересказа.
3. Учебно-логические:
- выделять главное; сравнивать факты явления события по заданным критериям;
- составлять простой план;
- высказывать суждения подтверждать их фактами;
- обобщать подытоживать информацию.
4. Учебно-коммуникативные:
- высказывать суждения;
- задавать уточняющие вопросы;
- слушать друг друга;
- распределять работу при совместной деятельности;
- участвовать в учебном диалоге; организовывать работу в группе.
2. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС 7 КЛАССА
- Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 7 классе языковых явлений речеведческих понятий орфографических и пунктуационных правил обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.
- К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- разбирать наречия по составу и морфологически различать омонимичные части речи.
- разъяснять значения известных слов и правильно их употреблять; пользоваться орфографическими и толковыми словарями;
- соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы; находить орфографические ошибки и исправлять их.
Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами изученными в 7 классе.
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
По связной речи. Определять тему и основную мысль текста его стиль. Подробно и сжато излагать тексты публицистического стиля. Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения на заданную тему, а также описывать состояние человека, давать характеристику.
Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания.
Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи.
Пользоваться орфографическими орфоэпическими морфемными и толковыми словарями.
Место предмета в базисном учебном плане
Учебное время в программе расписано следующим образом:
- 98 часов на прохождение программного материала;
- 9 часов на проведение контрольных работ, диктантов;
- 6 часов на развитие письменной речи (написание сочинений);
- 5 часов на написание изложений;
- 22 часа на развитие устной речи.
Учебно-методическое обеспечение
- Русский язык: Учеб. Для 7 кл.общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; Под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 12-е изд., стереотип. – Дрофа, 2008.
- Словари и справочники:
- Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994.-271с
- Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А.Семенюк руководитель и автор коллектива), И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др. – М.:Рус.яз., 1994. – 586с.
- М.А.Надель-Червинская. Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика 9для школ, лицеев, гимназий). Г.Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995г. С.608.
- Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995. – 928 с.
- Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. М., 1985; 2-е изд., стер. М., 1990.
- Школьный орфографический словарь Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков,15 000 слов
- Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. – М.: школа-пресс, 1994. – 384с.
- Электронные словари: Толковый словарь русского языка. С.И. и Н.Ю.Шведова; Словарь синонимов русского языка. З.Е.Александрова
Учебное и учебно-методическое обеспечение: для учителя:
- Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку.7 класс / Под редакцией М.М.Разумовской. - М.:Дрофа,2004
- Новикова Н. Поурочное планирование к учебнику «Русский язык. 7 класс» под ред. М.М.Разумовской. – М.: Просвещение, 2008
- Дейкина А.Д., ПахноваТ.Д. Универсальные дидактические материалы по русскому языку. 6-7 классы. - М.:АРКТИ,1999
- Ларионова Л.Г. Сборник упражнений по орфографии. 7 класс. Книга для учителя.-М:Просвещение,2001
- Розенталь Л.Э. и Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. Пособие для учителей, Изд. 2-ое, испр. и доп. М., «Просвещение», 1976.- 543с
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств реализуемых с помощью компьютера:
- электронный репетитор «Русский язык» (система обучающих тестов);
- репетитор по русскому языку (Кирилла и Мефодия);
- репетитор «Русский язык» (весь школьный курс);
- обучающая программа «Фраза»;
- программа «Домашний репетитор»;
- орфотренажер «Грамотей».
Словари и справочники:
1.Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994.-271с
2.Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А.Семенюк9руководитель и автор коллектива), И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др. – М.:Рус.яз., 1994. – 586с.
3.М.А.Надель-Червинская. Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика 9для школ, лицеев, гимназий). Г.Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995г. С.608.
4.Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995. – 928 с.
5. Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. М., 1985; 2-е изд., стер. М., 1990.
6.Школьный орфографический словарь Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков,15 000 слов
7.Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. – М.: школа-пресс, 1994. – 384с.
8.Электронные словари: Толковый словарь русского языка. С.И. и Н.Ю.Швед 9.Словарь синонимов русского языка. З.Е.Александрова
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
- Htpp//WWW.gramota.ru Справочно-информационный Интернет-портал :Русский язык»
- OrenEdu – сайт ГУ РЦРО
- Htpp//edu.1september.ru
- WWW.scool.edu.ru
- Htpp//rus.edu.1september.ru Газета «Русский язык».
- Http://ege.go-test.ru/ege/rus/
- http://www.inion.ru/index6.php База данных по языкознанию.
- http://www.inion.ru/index6.php ИНИОН РАН
- Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
- http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page
- http://www.openclass.ru/
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 7 классе (140 часов)
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Результат обучения | Виды и формы контроля | Домашнее задание | Дата | |
план | факт | |||||||
О языке (2 ч.) | ||||||||
1 |
Изменяется ли язык с течением времени. | 1 | Знакомство с учебником русского языка для 7 класса Язык как основное средство общения в определенном национальном коллективе, как явление развивающееся, изменяющееся течением времени. | Иметь представление о том, как язык развивается, изме- няется ли с течением времени. Уметь строить небольшие рассуждения на лингвистическую тему с использованием материалов этимологического анализа. | Работа с текстом; составление миниатюры «Жизнь языка – это драма языка» | П.1 упр.2у Упр.4п. | 3.09 | 3.09 |
Язык. Правописание. Культура речи. Закрепление и углубление изученного в 5-6 классах (13+ 4 р.р.)
| ||||||||
2 | Р/Р Что мы знаем о стилях речи | 1 | Повторение и обобщение изученного о стилях. | Уметь строить связное высказывание научного стиля на основе обобщающих схем, опорных языковых конструкций, выполнять стилистический разбор небольших текстов по предложенному плану | Высказывание научного стиля. Стилистический разбор небольшого текста | П.2 у.13 | 4.09 | 4.09 |
3 | Р/Р Что мы знаем о типах речи | 1 | Расширение круга сведений о речевых средствах, характерных для художественной, деловой, научной и разговорной речи. Деятельность лингвиста Г.О.Винокура | Уметь строить связное высказывание научного стиля на основе обобщающих схем, опорных языковых конструкций, выполнять стилистический разбор небольших текстов по предложенному плану. | Высказывание научного стиля. Стилистический разбор небольшого текста | П.3 у.17 | 4.09 | 4.09 |
4,5 | Фонетика и орфоэпия. | 2 | Систематизация знаний по теме на основе схем учебника: №8 Звуковая сторона речи. Звуки речи; словесное и логическое ударение; интонация. Орфоэпическая норма. | Умение видеть фонетические и орфоэпические особенности слова, делать фонетический, орфографический и орфоэпический разбор слова, владеть навыками работы с орфоэпическим словариком. | Фонетический анализ небольшого текста Фонетический разбор слова Объяснитель-ный диктант. | П.4 23п 24 у П.4 33п 30 у | 5.09 10.09 | 5.09 10.09 |
6 | Фонетика и орфоэпия | 1 | Орфоэпическая норма. Звукопись. | Опознавать звукопись в поэтических текстах, понимать роль этого приема в создании художественного образа. | Работа с текстами по определению приемов звукописи (аллитерация, ассонанс). | П.4 40 п. 41у. | 11.09 | 11.09 |
7 | Словообразование знаменательных изменяемых частей речи. | 1 | Словообразование знаменательных изменяемых частей речи. Способы словообразования. Морфемный (по составу) разбор слова. | Знать способы образования слов с помощью морфем.
Уметь определять способы словообразования и строить словообразовательные цепочки, на их основе определять морфемное строение слова. уметь работать со словообразовательным словариком. | Выборочный диктант с творческим заданием (добавление ласкательных суффиксов). | П.5 45у 46 п | 12.09 | 12.09 |
8 | Словообразование знаменательных изменяемых частей речи. Словообразовательные цепочки | 1 | Выборочный. Творческий диктант. Разбор слов по составу. Построение словообразова-тельных цепочек, восстановление их звеньев. | П.5 47у 48п | 12.09 | 12.0 | ||
9 | Словообразовательные гнёзда | 1 | Выборочный. Творческий диктант. Разбор слов по составу. | П.5 51 у | 17.09 | 25.09 | ||
10 | Диктант | 1 | Проверить остаточные знания учащихся | П.5 55п | 17.09 | 26.09 | ||
11 | Способы словообразования | 1 | Способы словообразования. Морфемный (по составу) разбор слова. | Уметь определять способы словообразования и строить словообразовательные цепочки, на их основе определять морфемное строение слова. уметь работать со словообразовательным словариком | Разбор слов по составу | П.5 61 у 62п. | 18.09 | 26.09 |
12-13 | Словообразование знаменательных изменяемых частей речи. | 2 | Словообразование знаменательных изменяемых частей речи. Способы словообразования. Морфемный (по составу) разбор слова. | Уметь определять способы словообразования и строить словообразовательные цепочки, на их основе определять морфемное строение слова. уметь работать со словообразовательным словариком | Выборочный. Творческий диктант. Разбор слов по составу. Построение словообразова-тельных цепочек, восстановление их звеньев. | П.5 69п. 77у. | 18.09 24.09 | 8.10 8.10 |
14 | Контрольная работа по словообразованию, морфемике, фонетике, орфоэпии. | 1 | Уметь делать фонетический, словообразовательныйморфемный разбор. | Работа по словообразованию морфемике, фонетике, орфоэпии | П.5 78у. ЗСП-2 | 24.09 | 9.10 | |
15-16 | Способы и средства связи предложений в тексте | 2 | Знать средства связи и способы связи предложений в тексте: последовательный и параллельный. Уметь составлять небольшие тексты с последовательной связью. | Аналитическая работа с текстом | 79у 80п П.6 81 | 26.09 26.09 | 9.10 16.10 | |
17 | Анализ контрольной работы | 1 | Проверить знания учащихся по пройденной теме | 1.10 | 16.10 | |||
18-19 | РР Изложение по тексту «Ленька, любимец ребят» | 2 | Уметь полно, подробно излагать текст с сохранением авторского стиля | Изложение по тексту «Ленька, любимец ребят» №437 | П.6 ЗСП-3 94(1) | 1.10 2.10 | 15.10 15.10 | |
Правописание: орфография и пунктуация (19+2р.р) | ||||||||
20 | Правописание: орфография и пунктуация. | 1 | Повторение правил правописания | Владеть орфографическим словарем. | Объяснительный диктант | П.7 87-88у 92п. | 2.10 | 22.10 |
21 | . Буквы Ъ и Ь. | 1 | Повторение правила правописания Ъ и Ь (таблица), тренировочные упражнения для закрепления этого навыка | Знать правила употребления на письме разделительных Ъ и Ь, Ь для обозначения мягкости согласного звука. Безошибочно писать слова с данными орфограммами. | П.7 94 | 8.10 | 22.10 | |
22 | Буквы О и Ё после шипящих и ц. | 1 | Правила: О и Ё после шипящих и Ц в корне слова, суффиксе и окончании | Знать правила употребления на письме букв О и Ё после шипящих и Ц в разных морфемах. Безошибочно писать слова с данными орфограммами. | Объяснение по алгоритму, объяснительный диктант, составление текста со словами данной орфограммы | П7 96у. 97п. | 8.10 | 23.10 |
23-24 | Правописание приставок. | 2 | Правила правописания приставок. Орфографический и пунктуационный разбор. | Знать группы приставок с учетом правил их правописания. Уметь находить соответствующие примеры, верно писать слова с данными приставками. | Лингвистический рассказ с использованием интерактивной таблицы. Распределительный диктант с взаимопроверкой.. Творческая работа: составить словосочетания с орфограммой по теме, а затем небольшой текст. | П.7 102у. 103п. 106п. ЗСП-4 | 9.10 | 23.10 |
25 | Контрольный диктант по теме «Повторение» | 1 | Правописание: орфография и пунктуация | Диктант | 9.10 | 1.11 | ||
26 | Орфограммы в корнях слов | 1 | Орфограммы в корнях слов. Выделение корня слова. Постановка ударения. | Знать, что в корне употребляются различные орфограммы, их употребление регулируется различными правилами. Уметь дифференцировать орфограммы, опознавать их в тексте. | Тематический тест. (15мин.) Составление тематического словарного диктанта (спорт) с орфограммой в корне. | П.7 109п. 114у | 15.10 | 19.11 |
27 | Орфограммы в суффиксах слов | 1 | Правила написания гласных в суффиксах прилагательных, глаголов, причастий. | Знать частотные суффиксы существительных, прилагательных, глаголов и причастий, вызывающих наибольшие трудности на письме. Уметь приводить примеры слов с данными суффиксами | Лингвистический рассказ Тренировочные упражнения по алгоритму. | П.7 119у 120п. | 15.10 | 19.11 |
28 | Орфограммы в корнях слов. Правописание суффиксов. | 1 | Орфограммы в корнях слов. Выделение корня слова. Правила написания гласных в суффиксах прилагательных, глаголов, причастий. | Уметь дифференцировать орфограммы, опознавать их в тексте. | Тренировочные упражнения по алгоритму. | П.7 | 16.10 | 20.11 |
29-30 | Орфограммы в окончаниях | 2 | Правила написания безударной гласной в в окончаниях существительных, прилагательных, глаголов и причастий, применение их на письме | Знать способ определения написания окончаний слов разных частей речи. Уметь свободно им пользоваться. | Контрольное списывание. | П.7 131п 132у 134п ЗСП-5 | 16.10 22.10 | 20.11 |
31-32 | Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. | 2 | Правила слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи. Применения правил на письме. Алгоритм. | Знать правило слитного и раздельного написание НЕ с разными частями речи, уметь применять его, действуя по алгоритму. Различать «глаголы и его формы – существительные и прилагательные. | Работа в парах с блок-схемой по теме, диктант с творческим заданием с взаимопроверкой | П.7 138п 142у 141п. 144у | 22.10 23.10 | 26.11 |
33 | Написание сложных существительных, прилагательных, местоимений. | 1 | Повторение правил написания сложных существительных, прилагательных, местоимений. Закрепление навыка правописания НЕ и НИ в отрицательных местоимениях. | Знать правила написания сложных существительных, прилагательных, местоимений, уметь определять выбор орфограммы Не и Ни в отрицательных местоимениях, их слитное и раздельное употребление. | Работа в парах с блок-схемой по теме, диктант с творческим заданием с взаимопроверкой | П.7 143п | 23.10 | 26.11 |
34 | Повторение изученного по теме «Правописание: орфография и пунктуация» | 1 | Правописание: орфография и пунктуация | Знать правила написания сложных существительных, прилагательных, местоимений, уметь определять выбор орфограммы Не и Ни в отрицательных местоимениях, их слитное и раздельное употреблении | Работа в парах с блок-схемой по теме | П.7 147у 148п | 29.10 | 27.11 |
35 | Диктант с грамматическими заданиями | 1 | Проверить навык написания Н и НН в прилагательных и причастиях. | Уметь озаглавливать текст, определять основную мысль, определять выбор орфограммы Н и НН в прилагательных и причастиях, выделять окончания существительных, определяя падеж. | Диктант с дополнительными заданиями | 29.10 | 27.11 | |
36 | Словарное богатство русского языка. | 1 | Лексика русского языка как богатство. Работа с лексическими группами, анализ лексического материала. Деятельность и заслуги ученого-лингвиста Д.Н.Ушакова | Знать, что такое лексический запас человека. Уметь работать с различными типами лексических словарей. Знать о деятельности и заслугах ученого-лингвиста Д.Н.Ушакова | Лингвистический рассказ. Работа со словарями по лексике. Объяснение научных терминов. | П.8 154у. 155п | 30.10 | |
37-38 | Грамматика: морфология и синтаксис. | 2 | Закрепление навыков разграничения частей речи и членов предложения. | Знать морфологические признаки частей речи и их синтаксическую роль. Уметь различать части речи, находить их в тексте. | Объяснительный диктант | П.9180у. 181п. | 30.10 12.11 12.11 | |
39-40 | РР Стили речи. Публицистический стиль речи. | 2 | Знакомство с публицистическим стилем: сфера применения, задачи, характерные черты. | Знать специфику и особенности публицистического стиля, уметь видеть эти особенности в тексте. | Лингвистический рассказ с опорой на таблицу о публицистическом стиле в парах. Анализ текстов публицистического стиля. | П.10 192 п. 181у. П.11 197п. Дом.сочинение | 13.11 13.11 | |
Наречие (29+6р.р.) | ||||||||
41 | Какие слова являются наречиями. | 1 | Дать понятие о наречии как части речи. Формировать умение узнавать наречие, доказывать свое мнение; отличать от других словоформ | Знать морфологические признаки наречия. Уметь отличать наречия от других частей речи, «видеть» наречие в тексте | Лингвистический рассказ с использованием интерактивной таблицы. Нахождение наречий в тексте, выписывание словосочетаний с наречиями. | П.12 186П ЗСП-7 | 19.11 | |
42-43 | Как отличить наречие от созвучных форм других частей речи. | 2 | Наречие и созвучные формы других частей речи. Порядок морфологического разбора наречия. | Знать способы отличия наречий от других частей речи. Уметь сопоставлять наречия с другими частями речи и производить его морфологический разбор. | Аналитическая работа с текстом | 205 П.13 | 19.11 20.11 | |
44-45 | Разряды наречий по значению. | 2 | Разряды наречий по значению. | Знать разряды наречий по значению, уметь находить наречия в тексте разных разрядов, употреблять наречия для более точного выражения мыслей, как одно из средств связи предложений в тексте. | Лингвистический рассказ по таблице «Разряды наречий», самостоятельный подбор примеров. | П.14 206(2) П.14 209у 208
| 20.11 26.11 | |
46 | Диктант с грамматическим заданием по теме «Наречие» | 1 | П.14 214у | 26.11 | ||||
47-48 | Степени сравнения наречий. | 2 | Образование степеней сравнения наречий. | Знать способы образование сравнительной и превосходной степеней сравнения наречий, критерии их разграничения от сравнительной степени прилагательных, уметь употреблять наречия как средство связи частей текста, для уточнения различных смысловых оттенков, соблюдать нормы образования и употребления наречий в сравнительной и превосходной степени | Синтаксический разбор. Нахождение наречий в тексте, образование степеней сравнения, составление предложений | П.15 219 План разбора | 27.11 27.11 | |
49 | Р/Р Сочинение по картине «Материнство» | 1 | Композиция сочинения- | Сочинение | План разбора наречий | 3.12 | ||
50-51 | Словообразование наречий. | 3 | Образование наречий с помощью приставок и суффиксов | Знать способы образования наречий с помощью приставок и суффиксов. Уметь различать морфологические омонимы, доказывая свой выбор. | Лингвистическое рассуждение. Объяснительный диктант. | П.16 223п 224у П.16 228п 226у. П.16. 230п 240у | 3.12 | |
52 | Контрольная работа по теме «Наречие» | 1 | Проверить уровень усвоения материала по теме. Выявить слабые места в подготовке учащихся | Уметь опознавать наречия, словосочетания с наречиями, определять разряд по значению и способ образования. | Задания, УМК, с.231 | П.16 239п 240у | 4.12 | |
53-54 | Правописание наречий, образованных от имен существительных. | 2 | Правила слитно-раздельного написания наречий. Различие наречий и омонимичных словоформ. | Знать правописание наречий, предложенных для заучивания; разграничивать наречия и созвучные им формы других частей речи (в миг – вмиг и др.) | Выбор предложений с наречиями в тексте среди предложений с омонимичными частями речи. Составление предложений или текста с такими конструкциями. | П.17 244у 245п. П.17 246п 251у | 4.12 10.12 | |
55 | Не в наречиях на –О, -Е. | 1 | Закрепление правила слитного и раздельного написания НЕ с прилагательными, существительными, определяя взаимосвязь с правилом правописания НЕ с наречиями на -О, -Е | Знать условия выбора слитного и раздель-ного написания Не с наречиями и другими частями речи. Уметь формулировать общее правило правописания НЕ с наречиями, прилагательными и существительными, безошибочно писать НЕ с наречиями. | Подбор к наречиям синонимов с приставкой НЕ-, лингвистический рассказ по интерактивной таблице. Распределительный диктант: слитно или раздельно? | П. 18 256у 257п | 10.12 | |
56 | Буквы Н,НН в наречиях на -О, -Е. | 1 | Правило Н и НН в наречиях. Повторение правила написания Н и НН в прилагательных. | Знать правило написания Н и НН в наречиях, анализировать роль наречий в речи. | Образование наречий с Н и НН от прилагательных. Распределительный диктант. Работа с текстом. | П.18 260п 261у | 11.12 | |
57-58 | РР Рассуждение-размышление. | 2 | Тексты публицистического стиля. Фрагменты рассуждения-размышления в тексте. Виды рассуждений. Композиция сочинения-рассуждения. | Знать признаки публицистического стиля, уметь выделять фрагменты рассуждения-размышления в тексте. | Анализ текстов-рассуждений. Редактирование текста. Создание небольшого текста-рассуждения. | П.19 262п | 11.12 17.12 | |
59 | Диктант | 1 | Проверить знания учащихся | диктант | 271у 266п | 17.12 | ||
60 | Р/Р Сочинение-рассуждение «Хочу» и «надо». | 1 | сочинение | 18.12 | ||||
61 | Буквы –О, -А на конце наречий. | 1 | -О и –А на конце наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-, В-, НА-, ЗА- | Знать правило и уметь осуществлять правильно выбор -О и –А на конце наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-, В-, НА-, ЗА- для безошибочного написания. | Образование наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-, В-, НА-, ЗА-. Работа с текстом | П.20 277 | 18.12 | |
62-63 | Дефис в наречиях. | 2 | Дефис в наречиях. повторение: дефис в местоимениях | Знать словообразовательные признаки наречий, которые пишутся через дефис. Находить эти наречия в тексте и верно писать их. | Комментированное письмо. Анализ текстов-рассуждений, части которого связаны с помощью наречий и наречий-вводных слов (во-первых, во-вторых) | П.21 281п 283у | 24.12 24.12 | |
64-65 | Не и ни в отрицательных наречиях. | 2 | Не и ни в отрицательных наречиях и местоимениях. | Знать правило и верно писать отрицательные наречия. Опознавать сходство и различие в правописании отрицательных местоимений и отрицательных наречий. | Распределительный диктант. Аналитическая работа с текстом. | П.22 288п 289п | 25.12 25.12 | |
66 | Буква Ь на конце наречий после шипящих | 1 | Обобщенное правило употребления ь после шипящих в конце слов разных частей речи. | Владеть обобщенным правилом употребления ь после шипящих в конце слов разных частей речи. Безошибочно писать наречия на шипящий. | Лингвистический рассказ | П.23 291п. | 14.01 | |
67-68 | Употребление наречий в речи | 2 | Употребление наречий в речи. | Понимать роль наречий в художественном и научном тексте, разницу между обстоятельственными и определительными наречиями. | Работа с текстами художественного стиля. | П.24 294п 295у 298у 301п. | 14.01 15.01 | |
69-70 | Произношение наречий. | 2 | Произношение наречий. | Уметь произносить наиболее употребительные наречия, применяя правила произношения и ударения. | Работа с орфоэпическим словарем. | П.25 304п. 307у П.12-25 296 | 15.01 21.01 | |
71 | Повторение и обобщение по теме «Наречие».
| 1 | Морфологические признаки наречия. Правописание наречий. Наречие в словосочетании. Наречие как средство связи предложений. | Уметь опознавать наречия на основе общего грамматического значения, морфологических признаков, синтаксической роли и типичных суффиксов. Уметь различать наречия и созвучные слова других частей речи, определять разряды наречий, пользоваться орфографическим словарем, производить морфемный разбор. | Редактирование текста. Творческое списывание. | 312, 311 по выбору | 21.01 | |
72 | РР Контрольное изложение «Поговорим о бабушках». | 1 | Изложение «Поговорим о бабушках». | Уметь сохранять при пересказе типологическое строение текста, публицистический стиль, обратный порядок слов, параллельное соединение предложений, экспрессивный повтор. | Изложение. Методические рекомендации: с. 149 | 308у 310п | 22.01 | |
73 | РР Описание состояния человека (№1) | 1 | Текст со значением описания состояния человека. | Уметь сопоставлять фрагмент текста со значением описания состояния человека с другими разновидностями описания. Уметь соединять описание состояния человека с другими фрагментами, необходимыми для развития темы и основной мысли. | Аналитическая работа с фрагментами текста со значением описания состояния человека с другими разновидностями описания. | П.26 318у | 22.01 | |
74 | Контрольный диктант по теме «Наречие» | 1 | Проверка знаний, умений и навыков по теме | Уметь правильно писать наречия в тексте, орфограммы корня, правописание окончаний. | Диктант. Метод рекомендации: с.151 | 324п 323у | 28.01 | |
Служебные части речи. Предлог (6+7р.р.) | ||||||||
75 | Предлог как часть речи. | 1 | Предлог как часть речи. Роль предлогов в словосочетании и предложении. | Знать определение предлогов и уметь отличать его от приставок и других служебных частей речи. | Лингвистический рассказ. Распределительный диктант. Работа с текстом: синонимическая замена предлогов. | П.27 326п. 327у | 28.01 | |
76 | РР Описание состояния человека (продолжение, №2) | 1 | Описание состояния человека | Уметь передавать описание состояния человека. Пользуясь богатой синонимикой глаголов, наречий, существительных; писать этюды, отражающие состояние человека | Составление текста-описания человека | П.26 325у 332п | 29.01 | |
77 | Р/Р Сочинение «Как я в первый раз…» | 1 | сочинение | 29.01 | ||||
78 | Разряды предлогов. | 1 | Роль предлогов в словосочетании и предложении. Разряды предлогов. | Знать разряды предлогов. | Лингвистический рассказ Работа с текстом: синонимическая замена предлогов. | П.27 337п 338у | 4.02 | |
79 | Правописание предлогов. | 1 | Роль предлогов в словосочетании и предложении, слитное и раздельное написание, орфограмма «буква Е на конце предлогов». Морфологический разбор предлога. | Уметь правильно писать предлоги | Тест 15 мин. Взаимодиктант. творческое списывание. Морфологический разбор предлога. | П.28 342у 340п | 4.02 | |
80 | Правописание производных предлогов. | 1 | Роль предлогов в словосочетании и предложении, слитное и раздельное написание, орфограмма «буква Е на конце предлогов». Морфологический разбор предлога. | Уметь правильно писать производные предлоги | Тест 15 мин. Взаимодиктант. творческое списывание. Морфологический разбор предлога. | П.28 344у 343п | 5.02 | |
81 | Произношение предлогов. | 1 | Работа с текстами. | Уметь употреблять предлоги в составе словосочетаний в речи, характеризовать их. | Работа с текстами: вычленение словосочетаний с предлогами, характеристика предлогов, сжатие текста, Озаглавливание. | П.29 345п 346у | 5.02 | |
82 | Употребление предлогов в речи | 1 | Употребление предлогов в речи. Работа с текстами. | Уметь употреблять предлоги в составе словосочетаний в речи, характеризовать их. | Работа с текстами: вычленение словосочетаний с предлогами, характеристика предлогов, сжатие текста, Озаглавливание. | П.29 353у 351п | 11.02 | |
83-84 | РР Порядок слов в спокойной монологической речи. | 2 | Анализ сочинения-рассуждения. Прямой порядок слов в речи (упр458). «Данное» и «новое» как смысловые части предложения, формировать умение располагать их последовательно в спокойной монологической речи. Прямой порядок слов в спокойной монологической речи, его особенности в текстах разных типовых значений. Предложения, не членящиеся на данное и новое. Формирование умения использовать в речи нерасчленяемые предложения | Знать, что представляют «данное» и «новое» как смысловые части предложения, их последовательность в спокойной монологической речи. Уметь устанавливать порядок слов в спокойной монологической речи. Знать, что есть предложения, не членящиеся на данное и новое. Уметь использовать в речи нерасчленяемые предложения в спокойной монологической речи | Анализ сочинения-рассуждения. (упр458). Рассуждение по поводу установления порядка слов в спокойной монологической речи. Прямой порядок слов в спокойной монологической речи (упр.466). Редактирование текста. | П.30 357п 358у 362п 364у | 11.02 12.02 | |
85-87 | РР Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи | 3 | Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи. | Знать особенности обратного порядка слов в текстах различных типовых значений. Уметь замечать обратный порядок слов Уметь сознательно пользоваться порядком слов как средством для лучшего выражения мыслей и передачи эмоциональности речи. | Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи (упр.473. упр.477, 478) | П.31 371у 372п П.31 373у 374п П.31 376 | 12.02 18.02 18.02 | |
Уметь сознательно пользоваться порядком слов как средством для лучшего выражения мыслей и передачи эмоциональности речи. | Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи (упр.477, 478). | |||||||
Союзы (7+5 р.р.) | ||||||||
88 -89 | Союз как часть речи. Разряды союзов. | 2 | Сведения о союзе как части речи; союзы в предложении, схемы предложения и их грамотное оформление на письме. | Знать разряды союзов и типы предложений, в которых они употребляются. Знать перечень простых и составных союзов и уметь различать их. Уметь употреблять союзы для связи однородных членов и простых предложений в составе сложного. | Составление предложений по схемам. Лингвистический рассказ «Что я знаю о союзе» | П. 32 386у 388п П.32 390п 387у | 19.02 19.02 | |
90 -91 | Правописание союзов. | 2 | Формировать умение пра- вильно писать составные союзы, различать союзы и омонимичные слова. | Знать и безошибочно писать союзы, предложенные для заучивания. Отличать союзы от созвучных местоимений с предлогами. | Тест 10 мин. Осложненное списывание | П.33 395 по вариантам 396у П.33 402п. 403у | 25.02 25.02 | |
92-93 | Употребление союзов в простых и сложных предложениях. | 2 | Сочинительные и подчинительные союзы, союзные слова. Употребление союзов в простых и сложных предложениях. | Уметь обнаруживать союз, определять тип предложения и пунктуационно правильно оформлять его на письме. Иметь представление о союзных словах, их роли в сложном предложении и отличии от подчинительных союзов. | Конструирование предложений с союзами в простом и сложном предложении. | П.34 408п 409у П.34 410п. 412у | 26.02 26.02 | |
94-97 | Р/Р Описание внешности человека | 4 | Описание внешности человека. Презентация: способы выражения признаков описания внешности, портреты | Знать, в каких ситуациях необходимо описание внешности человека, ряды определений для делового описания внешности. Уметь находить признаки. Указывающие на особенности человека Уметь находить признаки, указывающие на особенности героя художественного произведения. | Аналитичекая работа с текстом: №508. 509. Лингвистическая игра: угадай по взгляду, какое у человека настроение Аналитическая работа с художественным текстом произведения. | П.35 421п 426п 435у 439п 441у | 4.03 4.03 5.03. 5.03 | |
98 | Р/Р Сочинение по картине. Описание внешности человека | 1 | сочинение | 11.03 | ||||
99 | Диктант | 1 | диктант | 11.03 | ||||
Частицы (9) | ||||||||
100-101 | Частица как часть речи. Разряды частиц. | 2 | Частица как часть речи. Разряды частиц. | Знать формообразующие частицы и уметь использовать их при образовании глаголов. Знать группы частиц по значению, правильно их писать, выделять среди других частей речи читать предложения с частицами, выражая при помощи интонации различные чувства, употреблять в речи частицы для выражения смысловых оттенков речи. | Лингвистический рассказ по таблице. Составление текста с употреблением в нем частиц. | П.36 447п 448у П.36 450 | 12.03 12.03 | |
102-104 | Правописание частиц. | 3 | Формирование умения раздельно-дефисного написания частиц. Закрепление умения определять, к какой части речи относится слово. | Знать случаи употребления , на письме частиц не и ни с отдельными частями речи. Уметь объяснять их правописание и верно употреблять их в собственной письменной речи. Знать правила употребления и написания частиц ЛИ, ЖЕ, БЫ, -ТО, -КА. Разграничивать частицы и приставки не-, ни-, верно их писать. | Объяснительный диктант. Тест 15 мин. | П.37 452у П.37 | 18.03 18.03 19.03 | |
105-106 | Употребление частиц в речи. | 2 | Объяснить смысловую роль частицы в анализируемом высказывании. | Наблюдать за использованием частиц в отрывках их художественных произведений | Составление текста с употреблением частиц. | П.38 467у 471п Повтор.п.36-38 | 19.03 1.04 | |
107 | Произношение предлогов, союзов и частиц | 1 | Упражнять в правильном произношении предлогов, союзов, частиц. | Знать некоторые правила ударения в предлогах, союзах, частицах. Правильно произносить наиболее употребительные предлоги, союзы, частицы в текстах и фразах разных жанров и стилей | Работа с орфоэпическим словарем. Произношение предлогов, союзов и частиц | П.39 472 480 | 1.04 | |
108 | Контрольный диктант по теме «Служебные части речи» | 1 | Проверить усвоение правописания наречий, предлогов и союзов, местоимений, н-нн в суффиксах, а также постановки знаков препинания в сложном предложении, в конструкциях с однородными членами, деепричастными оборотами | Уметь правильно писать наречия, предлоги и союзы, местоимения, н-нн в суффиксах, а также правильно ставить знаки препинания в сложном предложении, в конструкциях с однородными членами, деепричастными оборотами | диктант | Повтор. П27-40 | 2.04 | |
Междометия и звукоподражательные слова (6+5р.р.) | ||||||||
109-110 | Междометие. | 2 | Познакомить учащихся с междометием как частью речи, назначением в языке, употреблением в роли других частей речи. Формировать умение отличать междометия от знаменательных и служебных частей речи. Совершенствовать навыки выразительного чтения высказывания. | Знать языковые особенности междометий; изучить перечень наиболее употребительных междометий. Уметь определять роль междометий в высказывании. | Образование слов разных частей речи от междометий. Употребление междометий в реи (в тексте). | П.40 484п П.40 493у 494п | 2.04 8.04 | |
111-112 | Звукоподражательные слова. | 2 | Дать понятие о данной категории слов. | Знать отличие звукоподражательных слов от междометий. Уметь опознавать звукоподражательные слова, образовывать от них глаголы, существительные Выразительно читать предложения со звукоподражаниями. | Образование глаголов и прилагательных от звукоподражательных слов. | П.40 495п 501у П.40 498у 499п | 8.04 9.04 | |
113 114 | Омонимия разных частей речи. | 2 | Закрепить умение различать омонимичные формы и правильно писать их. | Уметь различать омонимичные части речи на основе семантико-граммати-ческого анализа. | тест 15 мин. | П.41 505 у 510п П.41 511у 514п | 9.04 15.04 | |
115 | РР Характеристика человека | 1 | Дать представление о характеристике. Формировать умения различать характеристики полные и краткие, определять роль характеристики персонажа в художественном произведении | Знать отличие краткой характеристики от полной. Уметь создавать сжатую деловую характеристику на основе художественной. | Составление текста-характеристики человека | П.42 517у 514 | 15.04 | |
116 | РР Характеристика человека. Подготовка к сжатому изложению. | 1 | Характеристика человека. Подготовка к сжатому изложению. Учить определять смысловую структуру текста, вычленять в нём микротемы, находить в тексте основную и дополнительную информацию. | Уметь отбирать материал для сжатого изложения. | Характеристика человека на основе портрета с использованием опорных слов. | 16.04 | ||
117 | РР Сжатое изложение «О Чехове». | 1 | Сжатое изложение «О Чехове». | Уметь применять разные способы сжатия текста | Сжатое изложение «О Чехове». | Повтор. П.41-42 525у | 16.04 | |
118 | Р/Р Характеристика человека . Подготовка к сочинению. Обобщение по теме. | 1 | Подготовка к сочинению. | Уметь передавать описание состояния человека. Пользуясь богатой синонимикой глаголов, наречий, существительных | П.42 526 | 22.04 | ||
119 | Р/Р Сочинение «Знакомьтесь, - это я!» «Что за человек мой друг (подруга, сестра..) | 1 | Уметь передавать описание состояния человека, его характер. Пользуясь богатой синонимикой глаголов, наречий, существительных | сочинение | Повтор. П.4 527у | 22.04 | ||
Повторение и обобщение изученного (13+4р.р.) | ||||||||
120-121 | Повторение изученного по фонетике и орфоэпии | 2 | Повторить трудные вопросы темы, порядок фонетического разбора. | Знать предмет изучения фонетики и орфоэпии. Уметь записывать слова в транскрипции, делать фонетический разбор слов | Работа с орфоэпическим словариком при выполнении заданий; работа с орфоэпическим тренажером. Тест 20мин (УМК). | Повт. П.4 531у 528п Табл. С. 283-285 | 23.04 23.04 | |
122 - 123 | Повторение. Состав слова и словообразование. | 2 | Словообразование. Повторение способов словообразования. Презентация с заданиями. | Уметь производить словообразовательный разбор слова, морфемный разбор, образовывать словообразовательную цепочку, восстанавливать ее звенья. | Выполнение заданий по составу слова и словообразованию на основе повторительной презентации. Тест 10 мин | 539 542у 545п. | 29.04 29.04 | |
124-125 | Повторение. Лексика и фразеология. | 2 | Повторить понятия - лексическое значение слова, прямое и переносное значение, синонимы, омонимы, фразеологизмы | Уметь толковать слово в контексте, работать с толковыми словарями, определять прямое и переносное значение, синонимы, омонимы, фразеологизмы. Уметь находить нарушение лексических норм. | Аналитическая работа с текстом. работа с толковым словарем | П.5 повтор. 542у 546п 554 | 30.04. 30.04 | |
126-127 | Грамматика, морфология и синтаксис. | 2 | Грамматика, морфология и синтаксис: повторение знаменательных частей речи, их синтаксической роли. Нарушение грамматических норм и их устранение. | Уметь определять, какая грамматическая ошибка допущена | Рассуждение на лингвистическую тему на основе схемы: №571. Аналитическая работа с текстом из учебника истории, осложненное списывание (№572, 579). | 559 п.9 Повтор. виды разбора | 6.05 6.05 | |
128 | Итоговая тестовая работа по курсу русского языка и речи. | 1 | Итоговая проверка знаний по всем разделам | Уметь выполнять задания по всем изученным разделам | Задания в тестовой форме (УМК) | 7.05 | ||
129- 130 | РР Повторение по разделу «Речь» | 2 | Нормы построения текста. Стили речи, типы речи. Прямой и обратный порядок слов. Строение типовых фрагментов. | Знать нормы построения текста. Знать характерные черты стилей речи и типов речи, уметь объяснять, с какой целью они используются в тексте, использовать самостоятельно в тексте. | Аналитическая работа с текстом: №601. На основе данного текста создание вторичного текста-описания состояния окружающей среды (602) | П.10,11,19,26 –повтор. 559
П.30,31,42 556 | 7.05 13.05 | |
131-132 | Орфография. Пунктуация. | 2 | Закрепить трудные вопросы раздела, связанные с правописанием (звонкие -глухие согласные, непроизносимые согласные, роль ьи ъ; безударные гласные. Закрепить умение | Знать основные правила орфографии и пунктуации и правильно писать знаменательные и служебные части речи в тексте, расставляя знаки препинания. | Контрольное списывание с восстановление верных написаний слов и пропущенных знаков препинания. Словарный диктант: №594 Творческая работа (№598) | 566п . 567у Повтор. П.27-29 570 | 13.05 14.05 | |
133-134 | РР Стили и типы речи. | 2 | Стили и типы речи. | Знать признаки стилей и типов речи. Уметь преобразовывать текст одного стиля в текст другого стиля. выполняя его задачу. | Преобразование текста одного стиля в текст другого стиля (№600) | П.10,11,19 572 569 | 14.05 20.05 | |
135-140 | Повторение и обобщение изученного в 7 классе | 2 | Обобщение знаний | Знать материал, изученный в 7 классе | Рассуждение на лингвистическую тему | П.26 35 573 | 20.05 21.05 21.05 27.05 27.05 28.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т А Ладыженская и др. Русский язык. Учебник 6 класс. – М.: Просвещение, 2003 2 ч в неделю
Программа для индивидуального обучения 2 ч в неделю...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а класса составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...