Рабочая программа по русскому языку для 7 класса
рабочая программа по русскому языку (7 класс) по теме

Линдт Людмила Борисовна

В данной работе представлена рабочая программа по русскому языку для 7 класса под редакцией М.М.Разумовской

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа по русскому языку в 7 классе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерных программ по русскому языку, с учетом Учебного плана МБОУ «Сапоговская СОШ»

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка в 7 классе в объёме 140 часов (4 часа в неделю).

Рабочая программа составлена по УМК «Русский язык 8 кл.» М.М. Разумовская.

В 7 классе продолжается работа по реализации общих целей обучения:

  1. воспитание гражданственности и патриотизма любви к русскому языку сознательного отношения к языку как духовной ценности средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
  2. развитие речевой и мыслительной деятельности коммуникативных умений и навыков обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
  3. освоение знаний о русском языке его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения стилистических ресурсах основных нормах русского литературного языка и речевого этикета;
  4. обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
  5. формирование умений опознавать анализировать классифицировать языковые факты оценивать их с точки зрения нормативности соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
  6. применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2012 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный личностно ориентированный деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

  1. приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении его устройстве развитии и функционировании;
  2. овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения основными нормами русского литературного языка;
  3. формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями; совершенствование умений и навыков письменной речи;
  4. освоение компетенций - коммуникативной языковедческой и культуроведческой

Требования к уровню подготовленности учащихся7 класса

  1. Формирование общеучебных умений и навыков

1. Учебно-организационные:

  1. ставить учебную задачу;
  2. понимать последовательность действий;
  3. сравнивать полученные результаты с учебной задачей;
  4. оценивать свою деятельность и деятельность других;

2. Учебно-информационные:

  1. работать с учебником и дополнительной литературой;
  2. различать повествование описание рассуждение;
  3. составлять на основании текста таблицы схемы графики;
  4. владеть различными видами пересказа.

3. Учебно-логические:

  1. выделять главное; сравнивать факты явления события по заданным критериям;
  2. составлять простой план;
  3. высказывать суждения подтверждать их фактами;
  4. обобщать подытоживать информацию.

4. Учебно-коммуникативные:

  1. высказывать суждения;
  2. задавать уточняющие вопросы;
  3. слушать друг друга;
  4. распределять работу при совместной деятельности;
  5. участвовать в учебном диалоге; организовывать работу в группе.

2.  ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ  ЯЗЫКУ ЗА КУРС 7 КЛАССА

  1. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 7 классе языковых явлений речеведческих понятий орфографических и пунктуационных правил обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.
  2. К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
  1. разбирать наречия по составу и морфологически различать омонимичные части речи.
  2. разъяснять значения известных слов и правильно их употреблять; пользоваться орфографическими и толковыми словарями;
  3. соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы; находить орфографические ошибки и исправлять их.

Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами изученными в 7 классе.

По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

По связной речи. Определять тему и основную мысль текста его стиль. Подробно и сжато излагать тексты публицистического стиля. Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения на заданную тему, а также описывать состояние человека, давать характеристику.

Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).

Правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания.

Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи.

Пользоваться орфографическими орфоэпическими морфемными и толковыми словарями.

Место предмета в базисном учебном плане

Учебное время в программе расписано следующим образом:

  1. 98 часов на прохождение программного материала;
  2. 9 часов на проведение контрольных работ, диктантов;
  3. 6 часов на развитие письменной речи (написание сочинений);
  4. 5 часов на написание изложений;
  5. 22 часа на развитие устной речи.


Содержание тем учебного курса

О языке (2 часа)

Изменяется ли язык с течением времени. Этимология как раздел о языке

 

                            Язык. Правописание. Культура речи

Закрепление и углубление изученного в 5-6 классах (11 + 4 р.р.)

Фонетика и орфоэпия. Понятие о звукописи.

Словообразование знаменательных изменяемых частей речи. Разбор слова по составу.

. Словообразовательная цепочка Способы словообразования.

Способы и средства связи предложений в тексте

Контрольная работа по словообразованию, морфемике, фонетике, орфоэпии.

                      Правописание: орфография и пунктуация (19+7р.р)

Буквы Ъ и Ь. Буквы О и Ё после шипящих и ц. Правописание приставок. Правописание

 корней слов. Правописание суффиксов. Орфограммы в окончаниях. Написание не с разными

частями речи. Написание сложных существительных, прилагательных, местоимений.

Словарное богатство русского языка. Грамматика: морфология и синтаксис.

Контрольная работа. Диктант с грамматическими заданиями

Диктант по теме «Правописание: орфография и пунктуация»

Контрольная работа.  Диктант по теме «Грамматика: морфология и синтаксис».

                                  Наречие (25+9р.р.)

Какие слова являются наречиями. Как отличить наречие от созвучных форм других

частей речи. Разряды наречий по значению. Степени сравнения наречий.

Словообразование наречий. Правописание наречий, образованных от имен существительных.

 Правописание наречий на –О, -Е. Не в наречиях на –О, -Е. Буквы Н,НН в наречиях на -О, -Е.

 Буквы –О, -А на конце наречий. Дефис в наречиях. Не и ни в отрицательных наречиях.

Ь в конце наречий после шипящих. Произношение наречий.

Контрольная работа по теме «Наречие»

                               Служебные части речи.

                                 Предлог (12+1р.р.)

Предлог как часть речи. Производные и непроизводные предлоги. Простые и

составные предлоги. Произношение предлогов. Употребление предлогов в речи

                                  Союзы (6+3р.р.)

Союз как часть речи. Разряды союзов. Правописание союзов. Употребление союзов в простых

и сложных предложениях

                                 Частицы (9+5р.р.)

Частица как часть речи. Разряды частиц. Правописание частиц. Употребление частиц в речи.

 Произношение предлогов, союзов и частиц

Контрольный диктант по теме «Частица»

Контрольный диктант по теме «Союз. Предлог. Наречие»

                   Междометия и звукоподражательные слова (4+4р.р.)

Междометие. Звукоподражательные слова. Омонимия разных частей речи.

В соответствии с целью обучения усиливается речевая направленность курса.

 В программе расширена понятийная основа обучению связной речи. Теория приближена

 к потребностям практики.

Теоретическую основу обучения составляют три группы понятий: текст, стили речи,

 функционально-смысловые типы речи.

Понятие о звукописи. Что мы знаем о речи, ее стилях и типах, о тексте. Способы и средства

 предложений в тексте. Стили речи. Публицистический стиль. Заметка в газету. Порядок слов

в спокойной монологической речи. Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи.

Описание состояния человека Характеристика человека. Описание внешности человека.

                        Повторение и обобщение изученного (17+3р.р.)

Фонетика. Орфоэпия.

Состав слова и словообразование.

Лексика и фразеология.

Грамматика, морфология и синтаксис.

Орфография. Пунктуация.

Итоговая тестовая работа по курсу русского языка и речи.

Виды контроля

  1. Изложения (обучающие, сжатые, подробные)
  2. Сочинения разных типов (заметка в газету, сочинение-рассуждение публицистического стиля, сочинение-воспоминание, сочинение-описание предмета, характеристика человека и описание его внешности).
  3. Построение устных и письменных текстов в разных стилях.
  4. Тестирование.
  5. Зачёты по орфограммам и пунктограммам.
  6. Контрольные диктанты с грамматическими (дополнительными) заданиями.
  7. Контрольные работы по грамматике и орфографии.

Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся

Часть I . ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ

  Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе и русскому языку.
 
Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

 При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими
критериями, учитывать:
1) полноту и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.

Балл

Степень выполнения учащимся
общих требований к ответу

«5»

  1. Ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий.
  2. Обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные.
  3. Излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка

«4»

ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

«3»

Ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

  1. Излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил.
  2. Не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры.
  3. Излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Отметка
«1» не ставится.

Отметки «5», «4», «3» могут ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Часть II . НОРМЫ ОЦЕНКИ ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

I. Рекомендуемые нормы оценки за ДИКТАНТ

Отметка

Число ошибок (орфографических и пунктуационных)

«5»

0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка)

«4»

2/2, 1/3, 0/4, 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные)

«3»

4/4, 3/5, 0/7, 5/4 в 5 классе; 6/6 (если есть ошибки однотипные и негрубые)

«2»

7/7, 6/8, 5/9, 8/6

В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания, выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание).
При
оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Балл

Степень выполнения задания

«5»

ученик выполнил все задания верно

«4»

ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий

«3»

выполнено не менее половины заданий

КОНТРОЛЬНЫЙ СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ

  При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Балл

Количество ошибок

«5»

ошибки отсутствуют

«4»

1 – 2 ошибки

«3»

3 – 4 ошибки

  «Нормы оценки...» не только указывают, за какое количество ошибок в диктанте ставится та или иная оценка, но и варьируют допустимое количество ошибок. Такой подход связан с тем, что одновременно оценивается и количество, и характер ошибок, для чего вводятся понятия грубые/негрубые ошибки и однотипные/неоднотипные ошибки.

Критерии оценки орфографической грамотности

  В письменных работах учащихся встречаются неверные написания двух видов: орфографические ошибки и описки.

  Орфографические ошибки представляют собой нарушение орфографической нормы, требований, предусмотренных орфографическими правилами или традицией письма («безшумный» вместо бесшумный, «предлогать» вместо предлагать и т.п.).

Орфографические ошибки бывают:

  1. на изученные правила;
  2. на неизученные правила;
  3. на правила, не изучаемые в школе.

Все ошибки исправляются учителем, но учитываются только ошибки первого типа. Исправляются, но не учитываются ошибки в словах с непроверяемыми написаниями, если над ними не проводилась специальная предварительная работа.

  Среди ошибок на изученные правила выделяются негрубые ошибки. Они отражают несовершенство русской орфографии; к ним относятся различного рода исключения из правил; отсутствие единого способа присоединения приставок в наречиях; существование дифференцированных правил (употребление ь регулируется 7 правилами).

К негрубым относятся ошибки:

  1. в словах-исключениях из правил;
  2. в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
  3. в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, если их правописание не регулируется правилами;
  4. в написании не с краткими прилагательными и причастиями, если они выступают в роли сказуемого;
  5. в написании ы и и после приставок;
  6. в написании собственных имен нерусского происхождения;
  7. в случаях трудного различения не и ни:

Куда он только не обращался; Куда он только ни обращался, никто ему не мог помочь; Никто иной не...; Не кто иной, как ...; Ничто иное не...; Не что иное, как,…

При подсчете одна негрубая ошибка приравнивается к половине ошибки.

В письменных работах учащихся могут встретиться повторяющиеся и однотипные ошибки. Их нужно различать и правильно учитывать при оценке диктанта. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или корне однокоренных слов, она учитывается как одна ошибка.

К однотипным относятся ошибки на одно правило, если условия выбора написания связаны с грамматическими и фонетическими особенностями слова. Не относятся к однотипным ошибки на правило, применение которого требует подбора опорного слова или формы слова.

Если ученик допустил ошибки в написании личных окончаний глагола в словах строят, видят, то это однотипные ошибки, так как они сделаны на одно правило, применение которого основано на анализе грамматических особенностей слова - определения спряжения глагола.

Ошибки в парах поздний, грустный; взглянуть, тянуть не являются однотипными, так как применение правил в данном случае связано с анализом семантики слов; это выражается в подборе однокоренного (родственного) слова или его формы.

Описки - это следствие искажения звукового облика слова; они не связаны с правилами орфографии (перестановка букв, их пропуск и т.п.). Описки не отражают уровня орфографической грамотности учащихся. Они свидетельствуют о невнимательности, несобранности учащихся. Описки исправляются учителем, но не учитываются при оценке работы в целом.

Критерии пунктуационной грамотности

Все пунктуационные ошибки отражают неправильное выделение смысловых отрезков в предложении и в тексте. Среди пунктуационных ошибок выделяются ошибки грубые и негрубые.

К негрубым относятся:

  1. ошибки в выборе знака (употребление запятой вместо точки с запятой, тире вместо двоеточия в бессоюзном сложном предложении и т. п.);
  2. ошибки, связанные с применением правил, которые ограничивают или уточняют действия основного правила. Так, основное правило регламентирует постановку запятой между частями сложносочиненного предложения с союзом и. Действие этого правила ограничено одним условием: если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член, то запятая перед союзом и не ставится. Постановка учеником запятой в данном случае квалифицируется как ошибка негрубая, поскольку речь идет об исключении из общего правила;
  3. ошибки, связанные с постановкой сочетающихся знаков препинания: пропуск одного из знаков в предложении типа Лес, расположенный за рекой, - самое грибное место в округе или неправильная последовательность их расположения.

Некоторые пунктуационные ошибки не учитываются при оценке письменных работ школьников. Это ошибки в передаче авторской пунктуации.

Среди пунктуационных ошибок не выделяется группа однотипных ошибок. Это объясняется тем, что применение всех пунктуационных правил так или иначе основано на семантическом анализе предложений и его частей. В остальном учет пунктуационных ошибок идет по тем же направлениям, что и учет орфографических ошибок.

Нормативы, определяющие уровень орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, обычно фиксируются в программах по русскому языку для средней школы.

II. Рекомендуемые нормы оценки ИЗЛОЖЕНИЙ и СОЧИНЕНИЙ

  Критериями оценки содержания и композиционного оформления изложений и сочинений являются:

  1. соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;
  2. полнота раскрытия темы;
  3. правильность фактического материала;
  4. последовательность и логичность изложения;
  5. правильное композиционное оформление работы.

  Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.

  Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).

  Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.

  Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.

  Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.

  Изложение и сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность (в журнале ее рекомендуется ставить на странице «Русский язык» и учитывать при выставлении итоговой оценки по русскому языку)

  При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).

  При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.

Основные критерии оценки за изложение и сочинение

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

  1. Содержание работы полностью соответствует теме.
  2. Фактические ошибки отсутствуют.
  3. Содержание излагается последовательно.
  4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
  5. Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета.

Допускаются:
1 орфографическая, или
1 пунктуационная, или
1 грамматическая ошибки

«4»

  1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
  2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
  3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
  4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
  5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются:
2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или
1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или
4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки

«3»

  1. В работе допущены существенные отклонения
  2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
  3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения
  4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
  5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 
3 орф. и 5 пунк., или
7 пунк. при отсутствии орфографических (в 5 кл.- 5 орф. и 4 пунк., а также 4 грамматических ошибки

 

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей.
Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.
Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов

Допускаются:

7 орф. и 7 пунк. ошибок, или
6 орф. и 8 пунк., или
5 орф. и 9 пунк., или
9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,
а также 7 грамматических ошибок

Оценка обучающих работ

  Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающих работ учитываются:

  1. степень самостоятельности учащегося;
  2. этап обучения;
  3. объем работы;
  4. четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

  Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

Учебно-методическое обеспечение

  1. Русский язык: Учеб. Для 7 кл.общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; Под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 12-е изд., стереотип. – Дрофа, 2008.
  2. Словари и справочники:
  1. Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994.-271с
  2. Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А.Семенюк руководитель и автор коллектива), И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др. – М.:Рус.яз., 1994. – 586с.
  3. М.А.Надель-Червинская. Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика 9для школ, лицеев, гимназий). Г.Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995г. С.608.
  4. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995. – 928 с.
  5.  Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. М., 1985; 2-е изд., стер. М., 1990.
  6. Школьный орфографический словарь Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков,15 000 слов
  7. Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. – М.: школа-пресс, 1994. – 384с.
  8. Электронные словари: Толковый словарь русского языка. С.И. и Н.Ю.Шведова; Словарь синонимов русского языка. З.Е.Александрова

Учебное и учебно-методическое обеспечение: для учителя:

  1. Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку.7 класс / Под редакцией М.М.Разумовской. - М.:Дрофа,2004
  2. Новикова Н. Поурочное планирование к учебнику «Русский язык. 7 класс» под ред. М.М.Разумовской. – М.: Просвещение, 2008
  3. Дейкина А.Д., ПахноваТ.Д. Универсальные дидактические материалы по русскому языку. 6-7 классы. - М.:АРКТИ,1999
  4. Ларионова Л.Г. Сборник упражнений  по орфографии.  7 класс.  Книга для учителя.-М:Просвещение,2001
  5. Розенталь Л.Э. и Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. Пособие для учителей, Изд. 2-ое, испр. и доп. М., «Просвещение», 1976.- 543с

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование    следующих программно-педагогических средств реализуемых с помощью компьютера:

  1. электронный репетитор «Русский язык» (система обучающих тестов);
  2. репетитор по русскому языку (Кирилла и Мефодия);
  3. репетитор «Русский язык» (весь школьный курс);
  4. обучающая программа «Фраза»;
  5. программа «Домашний репетитор»;
  6. орфотренажер «Грамотей».

Словари и справочники:

1.Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994.-271с

2.Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А.Семенюк9руководитель и автор коллектива), И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др. – М.:Рус.яз., 1994. – 586с.

3.М.А.Надель-Червинская. Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика 9для школ, лицеев, гимназий). Г.Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995г. С.608.

4.Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995. – 928 с.

5. Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. М., 1985; 2-е изд., стер. М., 1990.

6.Школьный орфографический словарь Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков,15 000 слов

7.Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. – М.: школа-пресс, 1994. – 384с.

8.Электронные словари: Толковый словарь русского языка. С.И. и Н.Ю.Швед 9.Словарь синонимов русского языка. З.Е.Александрова

Интернет-ресурсы для ученика и учителя:

  1. Htpp//WWW.gramota.ru Справочно-информационный Интернет-портал :Русский язык»
  2. OrenEdu – сайт ГУ РЦРО
  3. Htpp//edu.1september.ru
  4. WWW.scool.edu.ru
  5. Htpp//rus.edu.1september.ru Газета «Русский язык».
  6. Http://ege.go-test.ru/ege/rus/
  7. http://www.inion.ru/index6.php База данных по языкознанию.
  8. http://www.inion.ru/index6.php ИНИОН РАН
  9. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
  10. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page
  11.  http://www.openclass.ru/ 

Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 7 классе (140 часов)

№ урока

Тема урока              

Кол-во

часов

Элементы содержания

Результат обучения

Виды и формы

контроля

Домашнее задание

Дата

план

факт

О языке

(2 ч.)

1

 

Изменяется ли язык с течением времени.

1

Знакомство с учебником русского языка для 7 класса

Язык как основное средство общения в определенном национальном коллективе, как явление развивающееся, изменяющееся течением времени.

Иметь представление о том, как язык развивается, изме-

няется ли с течением времени. Уметь строить небольшие рассуждения на лингвистическую тему с использованием материалов этимологического анализа.

Работа с текстом; составление миниатюры «Жизнь языка – это драма языка»

П.1 упр.2у

Упр.4п.

3.09

3.09

 

Язык. Правописание. Культура речи.

Закрепление и углубление изученного в 5-6 классах (13+ 4 р.р.)

 

2

Р/Р Что мы знаем о стилях речи

1

Повторение и обобщение изученного о стилях.

Уметь строить связное высказывание научного стиля на основе обобщающих схем, опорных языковых конструкций, выполнять стилистический разбор небольших текстов по предложенному плану

Высказывание научного стиля.

Стилистический разбор небольшого текста

П.2 у.13

4.09

4.09

3

Р/Р Что мы знаем о типах речи

1

Расширение круга сведений о речевых средствах, характерных для художественной, деловой, научной и разговорной речи. Деятельность лингвиста Г.О.Винокура

Уметь строить связное высказывание научного стиля на основе обобщающих схем, опорных языковых конструкций, выполнять стилистический разбор небольших текстов по предложенному плану.

Высказывание научного стиля.

Стилистический разбор небольшого текста

П.3 у.17

4.09

4.09

4,5

Фонетика и орфоэпия.

2

Систематизация знаний по теме на основе схем учебника: №8

Звуковая сторона речи. Звуки речи; словесное и логическое ударение; интонация. Орфоэпическая норма.

Умение видеть фонетические и орфоэпические особенности слова, делать фонетический, орфографический и орфоэпический разбор слова, владеть навыками работы с орфоэпическим словариком.

Фонетический анализ небольшого текста

Фонетический разбор слова Объяснитель-ный диктант.

П.4 23п 24 у

П.4 33п 30 у

5.09

10.09

5.09

10.09

6

Фонетика и

орфоэпия

1

Орфоэпическая норма.

Звукопись.

Опознавать звукопись в поэтических текстах, понимать роль этого приема в создании художественного образа.

Работа с текстами по определению приемов звукописи (аллитерация, ассонанс).

П.4 40 п. 41у.

11.09

11.09

 7

Словообразование знаменательных изменяемых частей речи.

1

Словообразование знаменательных изменяемых частей речи. Способы словообразования. Морфемный (по составу) разбор слова.

Знать способы образования

слов с помощью морфем.

 

Уметь определять способы словообразования и строить словообразовательные цепочки, на их основе определять морфемное строение слова. уметь работать со словообразовательным словариком.

Выборочный диктант с творческим заданием (добавление ласкательных суффиксов).

П.5 45у 46 п

12.09

12.09

8

Словообразование знаменательных изменяемых частей речи. Словообразовательные цепочки

1

Выборочный. Творческий диктант. Разбор слов по составу. Построение словообразова-тельных цепочек, восстановление их звеньев.

П.5 47у 48п

12.09

12.0

9

Словообразовательные гнёзда

1

Выборочный. Творческий диктант. Разбор слов по составу.

П.5  51 у

17.09

25.09

10

Диктант

1

Проверить остаточные знания учащихся

П.5 55п

17.09

26.09

11

Способы словообразования

1

Способы словообразования. Морфемный (по составу) разбор слова.

Уметь определять способы словообразования и строить словообразовательные цепочки, на их основе определять морфемное строение слова. уметь работать со словообразовательным словариком

Разбор слов по составу

П.5  61 у

62п.

18.09

26.09

12-13

Словообразование знаменательных изменяемых частей речи.

2

Словообразование знаменательных изменяемых частей речи. Способы словообразования. Морфемный (по составу) разбор слова.

Уметь определять способы словообразования и строить словообразовательные цепочки, на их основе определять морфемное строение слова. уметь работать со словообразовательным словариком

Выборочный. Творческий диктант. Разбор слов по составу. Построение словообразова-тельных цепочек, восстановление их звеньев.

П.5

69п.  77у.

18.09

24.09

8.10

8.10

14

Контрольная работа по словообразованию, морфемике, фонетике, орфоэпии.

1

Уметь делать фонетический, словообразовательныйморфемный разбор.

 Работа по словообразованию морфемике, фонетике, орфоэпии

П.5 78у.  ЗСП-2

24.09

9.10

15-16

Способы и средства связи предложений в тексте

2

Знать средства связи и способы связи предложений в тексте: последовательный и параллельный.     Уметь

составлять небольшие тексты с последовательной связью.

Аналитическая работа с текстом

79у 80п

П.6  81

26.09

26.09

9.10

16.10

17

Анализ контрольной работы

1

Проверить знания учащихся по пройденной теме

1.10

16.10

18-19

РР Изложение по тексту «Ленька, любимец ребят»

2

Уметь полно, подробно излагать текст с сохранением авторского стиля

Изложение по тексту «Ленька, любимец ребят» №437

П.6 ЗСП-3  94(1)

1.10

2.10

15.10

15.10

Правописание: орфография и пунктуация (19+2р.р)

20

Правописание: орфография и пунктуация.

1

Повторение правил правописания

Владеть орфографическим словарем.

Объяснительный диктант

П.7 87-88у

92п.

2.10

22.10

21

. Буквы Ъ и Ь.

1

Повторение правила правописания Ъ и Ь (таблица), тренировочные упражнения для закрепления этого навыка

Знать правила употребления на письме разделительных Ъ и Ь, Ь для обозначения мягкости согласного звука. Безошибочно писать слова с данными орфограммами.

П.7 94

8.10

22.10

22

Буквы О и Ё после шипящих и ц.

1

Правила: О и Ё после шипящих и Ц в корне слова, суффиксе и окончании

Знать правила употребления на письме букв О и Ё после шипящих и Ц в разных морфемах. Безошибочно писать слова с данными орфограммами.

Объяснение по алгоритму, объяснительный диктант, составление текста со словами данной орфограммы

П7  96у.

97п.

8.10

23.10

23-24

Правописание приставок.

2

Правила правописания приставок. Орфографический и пунктуационный разбор.

Знать группы приставок с учетом правил их правописания. Уметь находить соответствующие примеры, верно писать слова с данными приставками.

Лингвистический рассказ с использованием интерактивной таблицы.

Распределительный диктант с взаимопроверкой.. Творческая работа: составить словосочетания с орфограммой по теме, а затем небольшой текст.

П.7

102у. 103п.

106п.  ЗСП-4

9.10

23.10

25

Контрольный диктант по теме «Повторение»

1

Правописание: орфография и пунктуация

Диктант

9.10

1.11

26

Орфограммы в корнях слов

1

Орфограммы в корнях слов. Выделение корня слова. Постановка ударения.

Знать, что в корне употребляются различные орфограммы, их употребление регулируется различными правилами. Уметь дифференцировать орфограммы, опознавать их в тексте.

Тематический тест. (15мин.)

Составление тематического словарного диктанта (спорт) с орфограммой в корне.

П.7 109п.  114у

15.10

19.11

 27

Орфограммы в суффиксах слов

1

Правила написания

гласных в суффиксах прилагательных, глаголов, причастий.

Знать частотные суффиксы существительных, прилагательных, глаголов и причастий, вызывающих наибольшие трудности на письме. Уметь приводить примеры слов с данными суффиксами

Лингвистический рассказ Тренировочные упражнения по алгоритму.

П.7 119у  120п.

15.10

19.11

28

Орфограммы в корнях слов. Правописание суффиксов.

1

Орфограммы в корнях слов. Выделение корня слова. Правила написания

гласных в суффиксах прилагательных, глаголов, причастий.

Уметь дифференцировать орфограммы, опознавать их в тексте.

Тренировочные упражнения по алгоритму.

П.7

16.10

20.11

29-30

Орфограммы в окончаниях

2

Правила написания безударной гласной в

в окончаниях существительных, прилагательных, глаголов и причастий,

применение их на письме

Знать способ определения

написания окончаний слов разных частей речи.

Уметь свободно им пользоваться.

Контрольное списывание.

П.7 131п  132у

134п ЗСП-5

16.10

22.10

20.11

31-32

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи.

2

Правила слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи. Применения правил на письме. Алгоритм.

Знать правило слитного и раздельного написание НЕ с разными частями речи, уметь применять его, действуя по алгоритму. Различать «глаголы и его формы – существительные и прилагательные.

Работа в парах с блок-схемой по теме, диктант с творческим заданием с взаимопроверкой

П.7 138п 142у

141п.  144у

22.10

23.10

26.11

33

Написание сложных существительных, прилагательных, местоимений.

1

Повторение правил написания сложных существительных, прилагательных, местоимений. Закрепление навыка правописания НЕ и НИ в отрицательных местоимениях.

Знать правила написания сложных существительных, прилагательных, местоимений, уметь определять выбор орфограммы Не и Ни в отрицательных местоимениях, их слитное и раздельное употребление.

Работа в парах с блок-схемой по теме, диктант с творческим заданием с взаимопроверкой

П.7 143п

23.10

26.11

34

Повторение изученного по теме «Правописание: орфография и пунктуация»

1

Правописание: орфография и пунктуация

Знать правила написания сложных существительных, прилагательных, местоимений, уметь определять выбор орфограммы Не и Ни в отрицательных местоимениях, их слитное и раздельное употреблении

Работа в парах с блок-схемой по теме

П.7 147у 148п

29.10

27.11

35

Диктант с грамматическими заданиями

1

Проверить навык написания Н и НН в прилагательных и причастиях.

Уметь озаглавливать текст, определять основную мысль, определять выбор орфограммы Н и НН в прилагательных и причастиях, выделять окончания существительных, определяя падеж.

Диктант с дополнительными заданиями

29.10

27.11

36

Словарное богатство русского языка.

1

Лексика русского языка как богатство. Работа с лексическими группами, анализ лексического материала.

Деятельность и заслуги ученого-лингвиста Д.Н.Ушакова

Знать, что такое лексический запас человека. Уметь работать с различными типами лексических словарей. Знать о деятельности и заслугах ученого-лингвиста Д.Н.Ушакова

Лингвистический рассказ. Работа со словарями по лексике. Объяснение научных терминов.

П.8 154у. 155п

30.10

37-38

Грамматика: морфология и синтаксис.

2

Закрепление навыков разграничения частей речи и членов предложения.

Знать морфологические признаки частей речи и их синтаксическую роль. Уметь различать части речи, находить их в тексте.

Объяснительный диктант

П.9180у.

181п.

30.10

12.11

12.11

39-40

РР Стили речи. Публицистический стиль речи.

2

Знакомство с публицистическим стилем: сфера применения, задачи, характерные черты.

Знать специфику и особенности публицистического стиля, уметь видеть эти особенности в тексте.

Лингвистический рассказ с опорой на таблицу о публицистическом стиле в парах.

Анализ текстов публицистического стиля.

П.10  192 п.

181у.

П.11  197п.

Дом.сочинение

13.11

13.11

                                                     

                                                       Наречие (29+6р.р.)

41

Какие слова являются наречиями.

1

Дать понятие о наречии как части речи. Формировать

умение узнавать наречие,

доказывать свое мнение; отличать от других словоформ

Знать морфологические признаки наречия. Уметь отличать наречия от других частей речи, «видеть» наречие в тексте

Лингвистический рассказ с использованием интерактивной таблицы. Нахождение наречий в тексте, выписывание словосочетаний с наречиями.

П.12 186П

ЗСП-7

19.11

42-43

Как отличить наречие от созвучных форм других частей речи.

2

Наречие и созвучные формы других частей речи. Порядок морфологического разбора наречия.

Знать способы отличия наречий от других частей речи. Уметь сопоставлять наречия с другими частями речи и производить его морфологический разбор.

Аналитическая работа с текстом

205

П.13

19.11

20.11

44-45

Разряды наречий по значению.

2

Разряды наречий по значению.

Знать разряды наречий по значению, уметь находить наречия в тексте разных разрядов, употреблять наречия для более точного выражения мыслей, как одно из средств связи предложений в тексте.

Лингвистический рассказ по таблице «Разряды наречий», самостоятельный подбор примеров.

   П.14 206(2)  

П.14 209у 208

 

20.11

26.11

46

Диктант с грамматическим заданием по теме «Наречие»

1

П.14 214у

26.11

47-48

Степени сравнения наречий.

2

Образование степеней сравнения наречий.

Знать способы образование сравнительной и превосходной степеней сравнения наречий, критерии их разграничения от сравнительной степени прилагательных, уметь употреблять наречия как средство связи частей текста, для уточнения различных смысловых оттенков, соблюдать нормы образования и употребления наречий в сравнительной и превосходной степени

Синтаксический разбор. Нахождение наречий в тексте, образование степеней сравнения, составление предложений

П.15 219

План разбора

27.11

27.11

49

Р/Р Сочинение по картине «Материнство»

1

Композиция сочинения-

Сочинение

План разбора наречий

3.12

50-51

Словообразование наречий.

3

Образование наречий с помощью приставок и суффиксов

Знать способы образования наречий с помощью приставок и суффиксов. Уметь различать морфологические омонимы, доказывая свой выбор.

Лингвистическое рассуждение. Объяснительный диктант.

П.16  223п 224у

П.16 228п  226у.

П.16. 230п  240у

3.12

52

Контрольная работа по теме «Наречие»

1

Проверить уровень усвоения материала по теме. Выявить слабые места в подготовке учащихся

Уметь опознавать наречия, словосочетания с наречиями, определять разряд по значению и способ образования.

Задания, УМК, с.231

П.16 239п  240у

4.12

53-54

Правописание наречий, образованных от имен существительных.

2

Правила слитно-раздельного написания

наречий.

Различие наречий и омонимичных словоформ.

Знать правописание наречий, предложенных для заучивания; разграничивать наречия и созвучные им формы других частей речи (в миг – вмиг и др.)

Выбор предложений с наречиями в тексте среди предложений с омонимичными частями речи. Составление предложений или текста с такими конструкциями.

П.17 244у 245п.

П.17 246п 251у

4.12

10.12

55

Не в наречиях на –О, -Е.

1

Закрепление правила слитного и раздельного написания НЕ с прилагательными, существительными, определяя взаимосвязь с правилом правописания НЕ с наречиями на -О, -Е

Знать условия выбора слитного и раздель-ного написания Не с наречиями и другими частями речи.

Уметь формулировать общее правило правописания НЕ с наречиями, прилагательными и существительными, безошибочно писать НЕ с наречиями.

Подбор к наречиям синонимов с приставкой НЕ-, лингвистический рассказ по интерактивной таблице. Распределительный диктант: слитно или раздельно?

П. 18 256у 257п

10.12

56

Буквы Н,НН в наречиях

 на -О, -Е.

1

Правило Н и НН в наречиях. Повторение правила написания Н и НН в прилагательных.

Знать правило написания Н и НН в наречиях, анализировать роль наречий в речи.

Образование наречий с Н и НН от прилагательных. Распределительный диктант. Работа с текстом.

П.18 260п 261у

11.12

57-58

РР Рассуждение-размышление.

2

Тексты публицистического стиля. Фрагменты рассуждения-размышления в тексте. Виды рассуждений. Композиция сочинения-рассуждения.

Знать признаки публицистического стиля, уметь выделять фрагменты рассуждения-размышления в тексте.

Анализ текстов-рассуждений. Редактирование текста.

Создание небольшого текста-рассуждения.

П.19  262п

11.12

17.12

59

Диктант

1

Проверить знания учащихся

диктант

271у  266п

17.12

60

Р/Р Сочинение-рассуждение «Хочу» и «надо».

1

сочинение

18.12

61

Буквы –О, -А на конце наречий.

1

-О и –А на конце наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-, В-, НА-, ЗА-

Знать правило и уметь осуществлять правильно выбор -О и –А на конце наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-, В-, НА-, ЗА- для безошибочного написания.

Образование наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-, В-, НА-, ЗА-. Работа с текстом

П.20  277

18.12

62-63

Дефис в наречиях.

2

Дефис в наречиях.

повторение: дефис в местоимениях

Знать словообразовательные признаки  наречий,  которые пишутся через дефис. Находить эти наречия в тексте и верно писать их.

Комментированное письмо.

Анализ текстов-рассуждений, части которого связаны с помощью наречий и наречий-вводных слов (во-первых, во-вторых)

П.21  

281п   283у

24.12

24.12

64-65

Не и ни в отрицательных наречиях.

2

Не и ни в отрицательных наречиях и местоимениях.

Знать правило и верно писать отрицательные наречия.

Опознавать сходство и различие в правописании отрицательных  местоимений  и отрицательных наречий.

Распределительный диктант.

Аналитическая работа с текстом.

П.22  288п

289п

25.12

25.12

66

Буква Ь на конце наречий после шипящих

1

Обобщенное правило  употребления  ь  после шипящих в конце слов разных частей речи.

 Владеть обобщенным правилом  употребления  ь  после шипящих в конце слов разных частей речи. Безошибочно писать наречия на шипящий.

Лингвистический рассказ

П.23  291п.

14.01

67-68

 Употребление наречий в речи

2

 Употребление наречий в речи.

Понимать роль наречий в художественном  и научном тексте,  разницу между обстоятельственными  и определительными наречиями.

Работа с текстами художественного стиля.

П.24 294п 295у

298у  301п.

14.01

15.01

69-70

Произношение наречий.

2

Произношение наречий.

Уметь произносить наиболее употребительные наречия, применяя правила произношения и ударения.

Работа с орфоэпическим словарем.

П.25 304п.  307у

П.12-25 296

15.01

21.01

71

Повторение и обобщение по теме «Наречие».

 

1

Морфологические признаки наречия. Правописание наречий. Наречие в словосочетании. Наречие как средство связи предложений.

Уметь опознавать наречия на основе общего грамматического значения, морфологических признаков, синтаксической роли и типичных суффиксов. Уметь различать наречия и созвучные слова других частей речи, определять разряды наречий, пользоваться орфографическим словарем, производить морфемный разбор.

Редактирование текста. Творческое списывание.

312, 311 по выбору

21.01

72

РР Контрольное изложение «Поговорим о бабушках».

1

Изложение «Поговорим о бабушках».

Уметь сохранять при пересказе типологическое строение текста, публицистический стиль, обратный порядок слов, параллельное соединение предложений, экспрессивный повтор.

Изложение.

Методические рекомендации:   с. 149

308у  310п

22.01

73

РР Описание состояния человека (№1)

1

Текст со значением описания состояния человека.

Уметь сопоставлять фрагмент текста со значением описания состояния человека с другими разновидностями описания. Уметь соединять описание состояния человека с другими фрагментами, необходимыми для развития темы и основной мысли.

Аналитическая работа с фрагментами текста со значением описания состояния человека с другими разновидностями описания.

П.26 318у

22.01

74

Контрольный диктант по теме «Наречие»

1

Проверка знаний, умений и навыков по теме

Уметь правильно писать наречия в тексте, орфограммы корня, правописание окончаний.

Диктант. Метод рекомендации: с.151

324п 323у

28.01

          Служебные части речи. Предлог (6+7р.р.)

75

Предлог как часть речи.

1

Предлог как часть речи. Роль предлогов в словосочетании и предложении.

Знать определение предлогов и уметь отличать его от приставок и других служебных частей речи.

Лингвистический рассказ. Распределительный диктант. Работа с текстом: синонимическая замена предлогов.

П.27 326п. 327у

28.01

76

РР Описание состояния человека (продолжение, №2)

1

Описание состояния человека

 Уметь передавать описание состояния человека. Пользуясь богатой синонимикой глаголов, наречий, существительных; писать этюды, отражающие состояние человека

Составление текста-описания человека

П.26  325у  332п

29.01

77

Р/Р Сочинение «Как я в первый раз…»

1

сочинение

29.01

78

Разряды предлогов.

1

Роль предлогов в словосочетании и предложении. Разряды предлогов.

 Знать разряды предлогов.

Лингвистический рассказ Работа с текстом: синонимическая замена предлогов.

П.27  337п 338у

4.02

79

Правописание предлогов.

1

Роль предлогов в словосочетании и предложении, слитное и раздельное написание, орфограмма «буква Е на конце предлогов». Морфологический разбор предлога.

Уметь правильно писать предлоги

Тест 15 мин.

Взаимодиктант.

творческое списывание. Морфологический разбор предлога.

П.28 342у  340п

4.02

80

Правописание производных предлогов.

1

Роль предлогов в словосочетании и предложении, слитное и раздельное написание, орфограмма «буква Е на конце предлогов». Морфологический разбор предлога.

Уметь правильно писать производные предлоги

Тест 15 мин.

Взаимодиктант.

творческое списывание. Морфологический разбор предлога.

П.28 344у 343п

5.02

81

Произношение предлогов.

1

Работа с текстами.

Уметь употреблять предлоги в составе словосочетаний в речи, характеризовать их.

Работа с текстами: вычленение словосочетаний с предлогами, характеристика предлогов, сжатие текста, Озаглавливание.

П.29 345п 346у

5.02

82

Употребление предлогов в речи

1

Употребление предлогов в речи. Работа с текстами.

Уметь употреблять предлоги в составе словосочетаний в речи, характеризовать их.

Работа с текстами: вычленение словосочетаний с предлогами, характеристика предлогов, сжатие текста, Озаглавливание.

П.29 353у 351п

11.02

83-84

РР Порядок слов в спокойной монологической речи.

2

Анализ сочинения-рассуждения. Прямой порядок слов в речи (упр458). «Данное» и «новое» как смысловые части предложения, формировать умение располагать их последовательно в спокойной монологической речи.

Прямой порядок слов в спокойной монологической речи, его особенности в текстах разных типовых значений. Предложения, не членящиеся на данное и новое. Формирование умения использовать в речи нерасчленяемые предложения

Знать, что представляют «данное» и «новое» как смысловые части предложения, их последовательность в спокойной монологической речи. Уметь устанавливать порядок слов в спокойной монологической речи.

Знать, что есть предложения, не членящиеся на данное и новое. Уметь использовать в речи нерасчленяемые предложения в спокойной монологической речи

Анализ сочинения-рассуждения. (упр458). Рассуждение по поводу установления  порядка слов в  спокойной монологической речи.

Прямой порядок слов в спокойной монологической речи (упр.466).

Редактирование текста.

П.30 357п  358у

362п 364у

11.02

12.02

85-87

РР Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи

3

Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи.

Знать особенности обратного порядка слов в текстах различных типовых значений.

Уметь замечать обратный порядок слов

Уметь сознательно пользоваться порядком слов как средством для лучшего выражения мыслей и передачи эмоциональности речи.

Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи (упр.473. упр.477, 478)

П.31 371у  372п

П.31 373у  374п

П.31 376

12.02

18.02

18.02

Уметь сознательно пользоваться порядком слов как средством для лучшего выражения мыслей и передачи эмоциональности речи.

Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи (упр.477, 478).

Союзы (7+5 р.р.)

88 -89

Союз как часть речи. Разряды союзов.

2

Сведения о союзе как части речи;  союзы в предложении,  схемы предложения и их грамотное оформление  на письме.

Знать разряды союзов и типы предложений, в которых они употребляются. Знать перечень простых и составных союзов и уметь различать их. Уметь употреблять союзы для связи однородных членов и простых предложений в составе сложного.

Составление предложений по схемам. Лингвистический рассказ «Что я знаю о союзе»

П. 32  386у 388п

П.32 390п  387у

19.02

19.02

90 -91

Правописание союзов.

2

Формировать умение пра-

вильно писать составные

союзы, различать союзы и

омонимичные слова.

Знать и безошибочно писать

союзы,  предложенные  для

заучивания. Отличать союзы от созвучных местоимений с предлогами.

Тест 10 мин.

Осложненное списывание

П.33 395 по вариантам

396у

П.33 402п. 403у

25.02

25.02

92-93

Употребление союзов в простых и сложных предложениях.

2

Сочинительные и подчинительные союзы, союзные слова.

Употребление союзов в простых и сложных предложениях.

Уметь обнаруживать союз, определять тип предложения и пунктуационно правильно оформлять его на письме. Иметь представление о союзных словах, их роли в сложном предложении и отличии от подчинительных союзов.

Конструирование предложений с союзами в простом и сложном предложении.

П.34 408п 409у

П.34 410п. 412у

26.02

26.02

94-97

Р/Р Описание внешности человека

4

Описание внешности человека. Презентация: способы выражения признаков описания внешности, портреты

Знать, в каких ситуациях необходимо описание внешности человека, ряды определений для делового описания внешности. Уметь находить признаки. Указывающие на особенности человека

Уметь находить признаки, указывающие на особенности героя художественного произведения.

Аналитичекая работа с текстом: №508. 509.

Лингвистическая игра: угадай по взгляду, какое у человека настроение

Аналитическая работа с художественным текстом произведения.

П.35 421п

426п

435у 439п

441у

4.03

4.03

5.03.

5.03

98

Р/Р Сочинение по картине. Описание внешности человека

1

сочинение

11.03

99

Диктант

1

диктант

11.03

Частицы (9)

100-101

Частица как часть речи. Разряды частиц.

2

Частица как часть речи. Разряды частиц.

Знать формообразующие частицы и уметь использовать их при образовании глаголов.

Знать группы частиц по значению, правильно их писать, выделять среди других частей речи читать предложения с частицами, выражая при помощи интонации различные чувства, употреблять в речи частицы для выражения смысловых оттенков речи.

Лингвистический рассказ по таблице. Составление текста с употреблением в нем частиц.

П.36 447п 448у

П.36 450

12.03

12.03

102-104

Правописание частиц.

3

Формирование умения раздельно-дефисного написания частиц. Закрепление

умения определять, к какой части речи относится слово.


Знать случаи употребления  ,

на письме частиц не и ни с отдельными частями речи.

Уметь объяснять их правописание и верно употреблять их в собственной письменной речи. Знать правила употребления и написания частиц ЛИ, ЖЕ, БЫ, -ТО, -КА. Разграничивать частицы и приставки не-, ни-, верно их писать.

Объяснительный диктант.

Тест 15 мин.

П.37 452у

П.37

18.03

18.03

19.03

105-106

Употребление частиц в речи.

2

Объяснить смысловую роль

частицы  в анализируемом

высказывании.

Наблюдать за использованием частиц в отрывках их художественных произведений

Составление текста с употреблением частиц.

П.38 467у 471п

Повтор.п.36-38

19.03

1.04

107

Произношение предлогов, союзов и частиц

1

Упражнять  в  правильном

произношении  предлогов,

союзов, частиц.

Знать  некоторые  правила

ударения в предлогах, союзах,  частицах.  Правильно произносить наиболее употребительные предлоги, союзы, частицы в текстах и фразах разных жанров и стилей

Работа с орфоэпическим словарем. Произношение предлогов, союзов и частиц

П.39  472  480

1.04

108

Контрольный диктант по теме «Служебные части речи»

1

Проверить усвоение правописания  наречий,  предлогов и союзов, местоимений, н-нн в суффиксах, а также постановки знаков препинания в сложном предложении, в конструкциях с однородными членами, деепричастными оборотами

Уметь правильно писать наречия,  предлоги и союзы, местоимения, н-нн в суффиксах, а также правильно ставить знаки препинания в сложном предложении, в конструкциях с однородными членами, деепричастными оборотами

диктант

Повтор. П27-40

2.04

Междометия и звукоподражательные слова (6+5р.р.)

109-110

Междометие.

2

Познакомить учащихся с междометием как частью речи, назначением в языке,

употреблением в роли других частей речи. Формировать умение отличать междометия от знаменательных

и служебных частей речи. Совершенствовать навыки выразительного чтения высказывания.

Знать языковые особенности

междометий; изучить перечень наиболее употребительных междометий. Уметь определять роль междометий в высказывании.

Образование слов разных частей речи от междометий.

Употребление междометий в реи (в тексте).

П.40  484п

П.40 493у  494п

2.04

8.04

111-112

Звукоподражательные слова.

2

Дать понятие о данной категории слов.

Знать отличие звукоподражательных слов от междометий.

Уметь опознавать звукоподражательные слова, образовывать от них глаголы, существительные Выразительно читать  предложения со звукоподражаниями.

Образование глаголов и прилагательных от звукоподражательных слов.

П.40  495п 501у

П.40 498у 499п

8.04

9.04

113

114

Омонимия разных частей речи.

2

Закрепить  умение  различать омонимичные формы

и правильно писать их.

Уметь различать омонимичные части речи на основе семантико-граммати-ческого анализа.

тест 15 мин.

П.41 505 у 510п

П.41 511у 514п

9.04

15.04

115

РР Характеристика человека

1

Дать представление о характеристике. Формировать

умения различать характеристики полные и краткие, определять роль характеристики персонажа в художественном произведении

Знать отличие краткой характеристики  от    полной.

Уметь создавать сжатую деловую характеристику на основе художественной.

Составление текста-характеристики человека

 П.42 517у  514

15.04

116

РР Характеристика человека. Подготовка к сжатому изложению.

1

Характеристика человека. Подготовка к сжатому изложению. Учить определять смысловую структуру текста, вычленять в нём микротемы,   находить   в тексте основную и дополнительную информацию.

Уметь отбирать материал для

сжатого изложения.

Характеристика человека на основе портрета с использованием опорных слов.

16.04

117

РР Сжатое изложение «О Чехове».

1

Сжатое изложение

«О Чехове».

Уметь применять разные способы сжатия текста

Сжатое изложение «О Чехове».

Повтор. П.41-42

525у

16.04

118

Р/Р Характеристика человека . Подготовка к сочинению. Обобщение по теме.

1

 Подготовка к сочинению.

Уметь передавать описание состояния человека. Пользуясь богатой синонимикой глаголов, наречий, существительных

П.42 526

22.04

119

Р/Р Сочинение «Знакомьтесь, - это я!» «Что за человек мой друг (подруга, сестра..)

1

Уметь передавать описание состояния человека, его характер. Пользуясь богатой синонимикой глаголов, наречий, существительных

сочинение

Повтор. П.4 527у

22.04

                                                 

                                                Повторение и обобщение изученного (13+4р.р.)

120-121

Повторение изученного по фонетике и орфоэпии

2

Повторить трудные вопросы темы, порядок фонетического разбора.

Знать предмет изучения фонетики и  орфоэпии.  Уметь записывать  слова  в  транскрипции, делать фонетический разбор слов

Работа с орфоэпическим словариком при выполнении заданий; работа с орфоэпическим тренажером.

Тест 20мин (УМК).

Повт. П.4 531у 528п

Табл. С. 283-285

23.04

23.04

122 - 123  

Повторение. Состав слова и словообразование.

2

Словообразование. Повторение способов словообразования. Презентация с заданиями.

Уметь производить словообразовательный разбор слова, морфемный разбор, образовывать словообразовательную цепочку, восстанавливать ее звенья.

Выполнение заданий по составу слова и словообразованию на основе повторительной презентации.

Тест 10 мин

539

542у 545п.

29.04

29.04

124-125

Повторение. Лексика и фразеология.

2

Повторить понятия - лексическое значение слова, прямое и переносное значение, синонимы, омонимы, фразеологизмы

Уметь толковать слово в контексте, работать с толковыми словарями, определять прямое и переносное значение, синонимы, омонимы, фразеологизмы. Уметь находить нарушение лексических норм.

Аналитическая работа с текстом.

работа с толковым словарем

П.5 повтор. 542у

546п

554

30.04.

30.04

126-127

Грамматика, морфология и синтаксис.

2

Грамматика, морфология и синтаксис: повторение знаменательных частей речи, их синтаксической роли. Нарушение грамматических норм и их устранение.

Уметь определять, какая грамматическая ошибка допущена

Рассуждение на лингвистическую тему на основе схемы: №571.

Аналитическая работа с текстом из учебника истории, осложненное списывание (№572, 579).

559 п.9

Повтор. виды разбора

6.05

6.05

128

Итоговая тестовая работа по курсу русского языка и речи.

1

Итоговая проверка знаний по всем разделам

Уметь выполнять задания по всем изученным разделам

Задания в тестовой форме (УМК)

7.05

129-

130

РР Повторение по разделу «Речь»

2

Нормы построения текста. Стили речи, типы речи. Прямой и обратный порядок слов. Строение типовых фрагментов.

Знать нормы построения текста. Знать характерные черты стилей речи и типов речи, уметь объяснять, с какой целью они используются в тексте, использовать самостоятельно в тексте.

Аналитическая работа с текстом: №601.

На основе данного текста создание вторичного текста-описания состояния окружающей среды (602)

П.10,11,19,26 –повтор. 559

 

П.30,31,42 556

7.05

13.05

131-132  

Орфография. Пунктуация.

2

Закрепить трудные вопросы раздела, связанные с правописанием (звонкие -глухие согласные, непроизносимые согласные, роль ьи ъ; безударные гласные. Закрепить умение

Знать основные правила орфографии и пунктуации и правильно писать знаменательные и служебные части речи в тексте, расставляя знаки препинания.

Контрольное списывание с восстановление верных написаний слов и пропущенных знаков препинания.

Словарный диктант: №594 Творческая работа (№598)

566п .  567у

Повтор. П.27-29

570

13.05

14.05

133-134

РР Стили и типы речи.

2

Стили и типы речи.

Знать признаки стилей и типов речи.

Уметь преобразовывать текст одного стиля в текст другого стиля. выполняя его задачу.

Преобразование текста одного стиля в текст другого стиля (№600)

П.10,11,19

572  569

14.05

20.05

135-140

Повторение и обобщение изученного в 7 классе

2

Обобщение знаний

Знать материал, изученный в 7 классе

Рассуждение на лингвистическую тему

П.26 35

573

20.05

21.05

21.05

27.05

27.05

28.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...