Предлог как часть речи
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Бондарева Наталья Петровна

 

Урок-зачет. Анализ и синтез. Сочетание группового и индивидуального обучения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predlog_kak_chast_rechi.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Предлог как часть речи

Цели:

  1. обеспечить повторение знаний, полученных в процессе работы над темой «Предлог»; учиться обобщать изученное, делать выводы;
  2. способствовать развитию речи, самостоятельной деятельности учащихся;
  3. продолжить воспитание творческой личности.

Формы и методы.

Урок-зачет. Анализ и синтез. Сочетание группового и индивидуального обучения.

Ход урока.

Класс разбит на три разноуровневые группы.

I. Повторение.

  1. Ученики 3-й группы получают карточки со словами, в которых пропущены буквы. Им необходимо вставить буквы, объяснить их правописание.

     (В)течени... года, (в)течени... реки, (в)продолжени... месяца, иметь (в)виду, (не)смотря на дождь, (во)имя страны, из(за) леса, сделать (в)последстви..., (со)снегами, (в)доль реки, (не)смотря на морозы, (в)следстви... дождя, (на)против рощи.

  1. Ученики 1 и 2-ой групп записывают предложения, выписанные из учебника географии. (Например: В течение жаркого сухого лета реки мелеют. Несмотря на высоту, Альпы довольно проходимы).
  2. Учащиеся записывают один из наиболее удачных примеров под диктовку ученика 1-ой группы и делают его синтаксический разбор.

          Учитель проверяет работы учеников 3-й группы.

  1. Фронтальный опрос. (Вопросы подготовлены учениками 1-ой группы и задаются ученикам 2-ой и 3-ей групп).

       1) От каких частей речи могут быть образованы предлоги? Приведите примеры из домашнего задания.

          2) Как отличить наречия и деепричастия от созвучных с ними предлогов?

      3) Прочтите предложения с предлогами, образованными от существительных. Докажите, что это предлоги.  

Какие производные предлоги пишутся раздельно? Слитно?

  1. Комплексный анализ текста по заданию (текст есть у каждого ученика).

                                   Гроза.

         В течение нескольких дней собиралась гроза и опять уходила куда-то далеко в море. Она одна могла спасти гибнущий из-за засухи урожай. Несмотря на жару, Петя отправился бродить по окрестностям и вышел к морю. Несколько минут он плавал у берега среди камней, поросших водорослями, потом повернул в море. Вдруг его поразила резкая перемена в природе. Небо было по-прежнему чистое, море блистало жарко, но вдали из-за горизонта поднималась огромная черная туча и быстро закрывала солнце. Петя изо всех сил поплыл назад, стараясь достигнуть берега до того, как разразится буря. Когда он выбрался на берег, полоснула молния, ударил гром, начался ливень. Выбежав на дорогу, мальчик увидел при свете молний пенистые потоки воды, кипящие вокруг неба.

                                                                    (По Катаеву).

  1. Задания по группам.

1 группа.

  1. докажите, что это текст;
  2. определите средства связи между предложениями;
  3. исследуйте текст с точки зрения орфографии;
  4. выпишите словосочетания с производными предлогами, укажите их разряды по значению.

2 группа.

1) определите тему и идею текста;

2) исследуйте текст с точки зрения пунктуации;

3) объясните правописание производных предлогов;

4) сделайте морфологический разбор любого предлога.

3 группа.

1) определите стиль текста;

2) составьте схему последнего предложения;

3) найдите в тексте все предлоги и возьмите их в прямоугольники;

4) сделайте морфемный разбор слов «несмотря», «в течение»,»по-прежнему».

  1. Прослушивание выступлений групп и рецензии учеников.

Во время выступлений учитель задает дополнитеьные вопросы, предлагает некоторые задания выполнить всему классу. (Например: подобрать проверочные слова к словам с безударными гласными).

  1. Сочинение-миниатюра «В лесу».

Используя на выбор в качестве предлогов слова вокруг, впереди. около, мимо, после, из-за, вследствие, благодаря, сзади, в течение, в продолжение, вопреки, в связи, написать сочинение-миниатюру.

Домашнее задание.

Учащимся 1 и 2-ой групп закончить сочинение; учащимся 3-ей группы можно составить отдельные предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предлог как часть речи

Занимательная форма подачи трудного языкового материала позволяет ученикам лучше усвоить правописание предлогов....

«Служить я рад, была бы только польза!» (перефразированная реплика Чацкого). Предлог как часть речи.

Тип урока:повторительно-обобщающий с введением элементов новых  сведений о предлоге.Вид урока: путешествие по орфограммамТехнология: элементы здоровьесберегающей технологии и развивающего о...

Предлог как часть речи

Урок русского языка в 7 классе. Автор учебника М. Т. Баранов...

Урок русского языка в 7 классе по теме:"Предлог как часть речи"

Урок по теме "Предлог как часть речи" разработан для обучающихся в 7 классе....

Конспект урока по дисциплине "Русский язык". Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи".

Методическая разработка представляет собой план-конспект урока по дисциплине "Русский язык" Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи". С применением техно...

Конспект урока по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"

Цель: -дать общее понятие о предлоге как служебной части речи, важнейшими грамматическими особенностями которой являются неизменяемость и невозможность быть членом предложения;-позна...

Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"

Данная презентация является сопровождением к уроку русского языка в 7 классе  по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"....