Эффективные приемы работы с текстом как средство повышения коммуникативной компетенции обучающихся.
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме

Татьяна Васильевна Кудрявцева

Методическая разработка на тему: Эффективные приемы работы с текстом как средство повышения коммуникативной компетенции обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleksnyy_analiz_teksta.docx41.7 КБ

Предварительный просмотр:

Кудрявцева Татьяна Васильевна, учитель русского языка и литературы МБОУ лицей №1 города Южно – Сахалинска.

Эффективные приемы работы с текстом как средство повышения коммуникативной компетенции обучающихся.

Комплексный анализ текста – это не только интересный, но и чрезвычайно полезный вид

работы, при котором осуществляется функциональный и системный подход к изучению языка, а также ярко выявляются межпредметные связи. Работа с текстом развивает у учащихся языковое чутье, способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок, значительно углубляет стилистико-семантическое восприятие произведений художественной литературы, значит, и текстов.

Система заданий к текстам позволяет выявить уровень как орфографических и пунктуационных знаний учащихся, так и знаний практически по всем разделам лингвистики (фонетика, лексика, морфемика, словообразование, морфология, синтаксис, стилистика), а кроме того, контролирует то, насколько учащиеся владеют языковедческой терминологией и вообще связной речью, насколько умеют доказывать свое мнение. При этом задания предполагают не простую заученность ответов, а творческий подход самого ученика, выбор, позволяющий ему проявить свою индивидуальность.

                                                                                                                          .

Материалы к уроку «Текст и его строение» (11 класс).

Текст (Т.) (от лат. textum – ткань, связь, соединение) – это произведение речи, в котором предложения связаны в целое темой и основной мыслью и соединены по смыслу и грамматически.

I. Основные признаки Т.:

1. Тематическое и композиционное единство всех частей Т.

2. Авторское отношение к сообщаемому.

3. Грамматическая связь между предложениями.

II. Целеустановка Т. – цель, которую ставит перед собой автор.

Например, школьник пишет сочинение. Он может преследовать несколько целей: наиболее полно раскрыть тему, получить хорошую отметку, отделаться от учителя, чтобы не получить двойку и т.п.

Адресат Т. – лицо (лица) с определенными особенностями восприятия информации, которые учитывает автор при создании текста.        

III. Типы связи между предложениями: соединительные, противительные, временные, условные, причинные, целевые, уступительные, сопоставительные, результативно-следственные, изъяснительные и др. (Сравните связи между частями сложного предложения и связи между предложениями: у них много общего). Типы связи отражают смысловые отношения между предложениями.

Пример: Но все еще было тихо. Только начинался рассвет сырого и пасмурного осеннего дня. (Л.Толстой). (Ср.: Но все еще было темно, так как  (потому что) начинался рассвет сырого и пасмурного дня).

Предложения связаны между собой причинно-следственной связью.

IV. Средства связи между предложениями:

  1. Лексические: повтор слова, замена с помощью синонимов, использование антонимов, многозначных слов, омонимов, слов одной тематической группы (кроссовки, футбол, беговая дорожка, старт);
  2. Морфологические: использование глаголов в единой форме (вид и время), наречия места и времени, вводных слов и предложений, союзов, частиц и т.п.
  3. Синтаксические: наличие вопросно-ответной формы, синтаксического параллелизма, определенного порядка слов в предложении, неполных предложений и т.п.
  4. Стилистические: использование слов, принадлежащих к одному стилю (например, термины в учебных пособиях), тропов и стилистических фигур и т.п.
  5. Интонационные: длина фразы, темп речи, интонация и т.п.
  6. Графические: знаки препинания, красная строка, шрифты и шрифтовые выделения.

Условия понимания подтекстовой информации:

        а) жизненный опыт;

         б) знание времени, условий, позиции автора при создании текста;

        в) способность воспринимать информацию в соответствии с авторским замыслом.

Нахождению средств связи посвящено отдельное задание, например: среди предложений найдите такое, которое соединяется с предыдущим с помощью частицы и личного местоимения.

Следует обратить внимание учащихся на то, что в разряде личных местоимений связующую функцию обычно выполняют местоимения третьего лица (он, она, оно, они). Личное местоимение заменяет какое-либо существительное (или словосочетание) и предыдущего предложения: И двое мальчуганов, стоящих перед огромным, из цельного стекла, окном гастрономического магазина, принялись неудержимо хохотать, толкая друг друга в бок локтями, но невольно приплясывая от жестокой стужи. Они уже более пяти минут торчали перед этой великолепной выставкой, возбуждавшей в одинаковой мере их умы и желудки. (А.Куприн)

В то же время личное местоимение может быть связано с существительным из данного (а не предыдущего) предложения: Все уже узнано за это время, все обойдено, переговорено почти со всеми. И только на свой родной дом я стараюсь не глядеть и обхожу его стороной (В.Белов) – личное местоимение его не является средством связи с предыдущим предложением.

Местоимение это может заменять собой не одно слово, а все предыдущее предложение: Никто не посмеет сказать про себя: я независим, сам себе полный хозяин, что хочу, то и ворочу. Меньше всего имели право на это царствующие особы. (В.Тендряков). Трудность представляет союз же, поскольку он находится не в начале, а в середине предложения: Мятежную душу будущего поэта поразил в этой книге Пугачев. Меня же, как сейчас помню, больше всего поражал и радовал в этой книге Савельич (Ф.Искандер), ср.: А меня поражал…

Виды связи между предложениями в тексте.

Между предложениями в тексте могут быть следующие основные виды связи:

  1. параллельная;
  2. цепная.

При параллельной связи предложения содержат перечисление, сопоставление или противопоставление связанных друг с другом действий, явлений, событий. НапримерБуря бушевала над Петербургом, как возвращенная молодость. Редкий дождь хлестал в окна. Нева вспухала на глазах и переливалась через гранит. Люди пробегали вдоль домов, придерживая шляпы. Ветер хлопал черными шинелями. Неясный свет, зловещий и холодный, то убывал, то разгорался, когда ветер вздувал над городом полог облаков. (К.Паустовский)

В приведенном примере первое предложение содержит тему (буря над Петербургом). Все последующие однотипно построенные предложения раскрывают эту тему. Все глаголы употреблены в форме прошедшего времени.

Цепная связь – это такой вид связи, при котором каждое последующее предложение является продолжением предыдущего и подготавливает последующее. Например:

Я увидел узкую улицу, уходящую в горы. Ее во всю длину перекрывал глухой, почти черный навес из виноградных лоз, растянутых на жердях. Большие зрелые кисти винограда висели низко над улицей. Под ними шел ослик с фонариком на шее. Фонарик был электрический и светил очень сильно. (К.Паустовский)

Цепная связь

Параллельная связь

  1. Повтор ключевого слова.
  2. Замена его синонимом, синонимическим оборотом, местоимением или однокоренным словом.
  3. Повтор того или иного члена предложения.
  4. Семантические или ассоциативные связи.
  1. Одинаковый порядок слов.
  2. Одинаковые грамматические формы слов.
  3. Анафоры.
  4. Риторические вопросы.
  5. Вводные слова и наречия мечта, времени.

№2

Материалы к уроку «Типы речи».

                Типы речи

Характеристика

Повествование

Описание

Рассуждение

Принципиальное отличие

рассказ о событиях, развивающихся во времени

изображение предмета путем перечисления его признаков

изложение логически последовательных мыслей, суждений на какую-либо тему

Композиция

  1. экспозиция;
  2. завязка;
  3. развитие действия;
  4. кульминация;
  5. развязка.
  1. общее представление предмета;
  2. перечисление его характерных признаков;
  3. авторская оценка предмета.
  1. тезис;
  2. аргументы (доказательства);
  3. выводы (заключение).

Языковые средства и особенности

  1. глаголы, называющие одновременно или последовательно протекающие действия;
  2. слова других частей речи со значением времени.
  1. использование образных средств языка (сравнений, эпитетов, метафор и т.д.);
  2. широкое употребление именных конструкций;
  3. преобладание конструкций с нулевой связкой в именном сказуемом (настоящее время).
  1. отвлеченные существительные;
  2. вводные конструкции со значением указания на порядок следования мыслей и характер их выражения;
  3. предложения с противительными, уступительными, причинными и следственными союзами;
  4. вопросно-ответный ход.

Функционально-смысловые типы речи - это такие типы речи, каждому из которых присущи свои цели, задачи, содержание, композиция, речевые особенности.

Выделяют три основных функционально-смысловых типа речи:

•   повествование;

•   описание;

•   рассуждение.

Повествование - рассказ о событиях, развивающихся во времени.

Композиционные особенности:

1.   В структуре повествования выделяют:

а)  экспозицию (обстановка, предшествующая действию);

б)  завязку (событие, знаменующее начало развития действия);

в)  развитие действия;

г)  развязку (окончание развития действия).

2.   События передаются в прямой или обратной хронологической последовательности.

3.  Повествование ведется от третьего или от первого лица.

Языковые особенности повествования:

  1. Ведущая часть речи - глагол. Закономерности в использовании глаголов:

а)    глаголы совершенного вида прошедшего времени передают смену событий, их последовательность и достижение результата;

б)    глаголы несовершенного вида про-,    шедшего времени подчеркивают длительность действий;

в)   глаголы настоящего времени представляют события как бы происходящими на глазах читателя;

г)   формы будущего времени совершенного вида с частицей как (как вскочит) передают стремительность, неожиданность действия.

  1. Использование слов и выражений со значением времени (затем, потом, немного погодя, через некоторое время, дальше и т.д.).

Описание – словесное изображение какого-либо предмета или явления, в котором перечисляются его постоянные и временные признаки.

        Различают описания состояния человека, окружающей среды, предмета, места.

        Композиция состоит из трех элементов:

  1. общее представление о предмете;
  2. характерные признаки его;
  3. авторская оценка предмета.

Языковые особенности описания:

  1. Ведущие части речи – имена существительные и прилагательные.
  2. Как правило, употребляются глаголы несовершенного вида в форме настоящего времени. Значение настоящего времени придает описанию особую выразительность и приближает объект описания к читателю.
  3. Широко используются изобразительно-выразительные средства языка: эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения и т.д.

Синтаксические особенности описания:

  1. Слова, указывающие признак предмета, помещают в конце предложения.
  2. Используют неполные и назывные конструкции.

Пример описания окружающей среды.

Хороши также летние туманные дни (предмет описания), хотя охотники их и не любят. В такие дни нельзя стрелять: птица, выпорхнув у вас из-под ног, тотчас же исчезает в беловатой мгле неподвижного тумана, но как тихо, как невыразимо тихо все кругом! Все проснулось и все молчит. Вы проходите мимо дерева – оно не шелохнется, оно нежится. Сквозь тонкий пар, точно разлитый в воздухе чернеется перед вами длинная полоса. Вы принимаете ее за близкий лес; вы подходите ближе – лес превращается в высокую грядку полыни на меже. Над вами, кругом лес – всюду туман… Но вот ветер слегка шевельнется – клочок бледно-голубого неба смутно выступит сквозь редеющий, словно задымившийся, пар, золотисто-желтый луч взорвется вдруг, заструится длинным потоком, ударит по полям, упрется в рощу – и вот опять все заволоклось. Долго продолжается эта борьба; но как несказанно великолепен и ясен становится день, когда свет наконец восторжествует и последние волны согретого тумана то скатываются и расстилаются скатертями, то извиваются и исчезают в глубокой, нежно сияющей вышине…

                                                                                                       И.Тургенев .

        

Анализ текста.

Приведенный фрагмент представляет собой художественное описание природы. Автор создает образную, эмоциональную картину. Способствуют этому точно выбранные лексические средства, обилие эпитетов.

В начале текста  назван предмет описания – «летние туманные дни». Основная же часть посвящена описанию изменений, происходящих в природе.

        В тексте выделяются три смысловые части. В первой рисуется картина неподвижного, тихого дня. Создается она повтором местоимения «все» (тихо все, все проснулось, все молчит). слов со значением состояния ( тихо, невыразимо тихо), противопоставлением действий охотника спокойствию, царящему в природе (вы проходите мимо дерева – оно не шелохнется, оно нежится , вы проходите – лес превращается в высокую грядку полыни). Длительность происходящего передают глаголы несовершенного вида настоящего времени.

        Состояние природы меняется с появлением ветра. Борьбу ветра с туманом отражают глаголы совершенного вида в форме будущего времени (шевельнется, выступит, ворвется, ударит, упрется). Эти глаголы со значением однократности действия передают напряженность происходящего вокруг.

        Новая картина связана с победой ветра и торжеством света. В описании исчезающего тумана используются глаголы несовершенного вида (волны тумана скатываются, расстилаются, извиваются, исчезают).

        Рассуждение (Р.) – это последовательное изложение ряда мыслей на какую –либо тему, включающее в себя суждения, разъяснения, доказательства.

         В композиции выделяются три части:

1) тезис (мысль, требующая доказательств);

2) аргументы (доказательства или опровержения тезиса);

3) вывод (заключение по поводу тезиса).

        Языковые особенности Р.:

  1. широкое употребление отвлеченных существительных;
  2. употребление вводных слов с порядковым и итоговым значением (во-первых, во-вторых, следовательно, и др.);
  3. использование предложений с противительными, уступительными, причинными и следственными союзами (но, однако, несмотря на что, так как, потому что, и др.), местоимениями (потому, поэтому и т.п.), указывающими на причину, следствие или итог.

Пример текста- рассуждения.

        И уже совсем околдовал меня Иван Сергеевич Соколов-Микитов, когда заговорил, когда я услышал его слово (тезис рассуждения).

        Ивану Сергеевичу было что рассказать, что вспомнить. За свою долгую жизнь охотника, путешественника, следопыта, он исколесил полмира, видал много удивительного и диковинного, знавал интереснейших людей, и вот в добрую минуту он охотно рассказывал о пережитом и виденном (первый аргумент). Рассказывая свом глуховатым голосом, раздумчиво, неторопливо, как бы взвешивая и ощупывая каждое слово, требуя его на прочность, на вкус (второй аргумент).

        И потому все, о чем он рассказывал, было зримо, необычайно просто и достоверно и в то же время празднично (заключение).

                                                                                         Ф.Абрамов.

Анализ текста.

         Данное рассуждение имеет общепринятую структуру: тезис, аргумент, вывод.

        Первая часть – тезис – впечатление, создаваемое устными рассказами И.С.Соколова-Микитова (околдовал меня…, когда заговорил).

        Вторая часть состоит из двух аргументов. Первый – достоверность рассказов Соколова- Микитова. Для его подтверждения автор использует различные слова и словосочетания: жизнь охотника, путешественника, следопыта; исколесил полмира; видел много; знавал интереснейших людей и т.п. Второй аргумент – характеристика особенностей речи рассказчика. Автор текста использует слова и словосочетания со значением способа действия: рассказывая…глуховатым голосом, раздумчиво, неторопливо, как бы взвешивая и ощупывая каждое слово.

        Третья часть – заключение по теме. Краткость, образность и обобщенность заключений обусловлены значением употребленных в нем слов: зримо, необычайно, просто, достоверно и …празднично. Характерным является начало заключения (и потому) с итогово-следственным значением.

Этапы работы над сочинением-рассуждением.

Рассуждение - это тип речи. Его основой является установление причинно-следственных связей между явлениями.

С чего начать разговор о России? Мне, русскому, это непросто: большое видится на расстоянии.

Россия велика. На ее территории можно разместить тридцать Франций или почти два Китая. Вспоминаю, школьный учитель говорил: солнцу и тому нужно десять часов, чтобы от Берингова пролива дойти до Москвы.

Может, разговор начать с того, какая Россия разная? Это и безлесная, насквозь промерзшая тундра на крайнем Севере, и дремучая тайга в Сибири; это и горы Урала и Забайкалья, и ширь пшеничных полей Дона и Кубани; это и города-миллионеры, и крохотные деревеньки, никогда не слышавшие паровозного гудка (По Б. Короткову).

Рассуждения бывают полными и сокращенными. В полном рассуждении - три части:

1. Тезис (то, что доказывается или объясняется).

2. Доказательства (или аргументы, доводы, обоснования, объяснения).

3.  Вывод.

Сокращенное рассуждение состоит из двух частей: опускается или вывод, или тезис, потому что вывод — это доказанный тезис.

Тезис: (1) Даже на фоне всей богатейшей мировой классики русская литература XIXвека - явление исключительное. (Почему?)

Доказательства: (2) Одни только имена Льва Толстого или Достоевского сразу же вызывают представление об огромных художественных мирах, множестве идей и образов, которые по-своему преломляются в сознании все новых и новых поколений читателей.

Вывод равен тезису: (3) Вот почему даже на фоне всей богатейшей мировой классики русская литература XIX века — явление исключительное.

Полное рассуждение – текст, состоящий из нескольких предложений. Сокращенное рассуждение может состоять даже из одного предложения. Но и в таких случаях обязательно есть тезис и доказательство.

Сокращенное рассуждение равно двум предложениям.

Тезис: (1) В нашей стране хлеборобуважаемая профессия. Доказательство: (2) И это понятно: чем больше мы вырастим хлеба, тем богаче и сильнее наша Родина (Т. С. Мальцев).

Сокращенное рассуждение равно одному предложению:

Тезис: (1) Нет силы более могучей, чем знания; доказательство: (2) человек, вооруженный знанием, — непобедим (М. Горький).

Задание №1. В текстах  определите тезис, аргументы, вывод; если нет какой-либо части рассуждения, укажите. Определите тип рассуждения.                 

Текст

(1) Домашнее чтение вслух очень сближает.

(2)  Когда вся семья вместе несколько вечеров подряд читает одну книгу, это невольно влечет за собой обмен мыслями. (3) А если это книга большая и ее читают долго, она превращается в друга семьи, ее герои оживают и входят в наш дом. (4) Когда смотрю на книги, что стоят у нас на полках, я могу их мысленно разделить на несколько отделов: справочники, словари, учебник, сочинения классиков, современные книги и так далее. (5) Смогу мысленно собрать вместе на особую полку книги, что читали сообща и вслух. (6) Их мы знаем, помним, любим, как никакие другие.

(7) Советую вам, прошу вас, уговариваю — попробуйте! (8) Попробуйте читать дома вместе и вслух! (9) Было же что-то такое в совместном домашнем чтении, если о нем с волнением и благодарностью вспоминают люди разных поколений. (10) Когда книгу читаете вслух кто-нибудь дома, то, что происходит на каждой странице, отражается на лицах всех, кто собрался за столом. (11) Все чувства усиливаются и обостряются. (12) А тот, кто уже раньше читал эту книгу, читая ее теперь своим близким, испытывает радость, приобщая других слушателей к тому, что ему дорого, делясь тем, что принадлежало только ему и чем он теперь одаривает других.

(13) Словом, попробуйте читать книгу вслух вместе со своими близкими, и я надеюсь, нет, я уверен: вы не пожалеете об этом.

(С. Львов)М.

Текст

Чтение — вот лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека - есть наука самая замечательная (А.С. Пушкин).

Текст

Детство начинается с любви к матери. Это самое святое чувство. Если в твоей душе нет его, значит, когда ты станешь взрослым, не будет у тебя ни любви к другу, ни любви к Родине. Все будет для тебя безрадостным, кроме собственного покоя и удобства (С. Михалков).

Сочинение-рассуждение по текстам с разными типами речи

Практически все тексты и с другими типами речи (повествование, описание) дают материал для написания сочинения-рассуждения. Для того чтобы написать сочинение подобного рода по разным типам текстов, нужно прежде всего выделить основную мысль, которую автор пытается донести до читателя.

Запомните! Типы речи можно различать по вопросам: к повествованию ставится вопрос что произошло?, к описанию — какой?, к рассуждению - почему?

                                         

                                     Материалы к уроку  «Стили речи».

                         стиль

характеристика

          научный

      публицистический

1. Сфера человеческой деятельности

наука

политика, культура

2. Цель

описание закономерностей, научных открытий, обучение

представление информации об актуальных общественно-политических событиях, формирование общественного мнения

3. Характерные черты

подчеркнутая логичность, доказательность, точность, абстрагирование, обобщенность

сочетание экспрессии и стандарта

4. Жанры

монография, учебник, статья, реферат, рецензия

информационная заметка, очерк, репортаж, дискуссия, фельетон и др.

5. Языковые средства

    лексические

однозначные слова, абстрактная лексика, научные термины; употребление слов в обобщенном значении; отсутствие эмоционально окрашенной лексики

общественно-политическая лексика; употребление слов в переносном значении; лексические повторы; фразеологизмы и др.

   морфологические

преобладание глаголов несовершенного вида в форме настоящего времени, отвлеченных существительных; большое количество указательных и определительных местоимений

многообразие морфологических форм

   синтаксические

преобладание сложных предложений; обилие вводных конструкций, обособленных определений, выраженных причастными оборотами, страдательных и безличных конструкций; полные предложения; прямой порядок слов; отсутствие восклицательных предложений и др.

все типы предложений по цели высказывания; большое количество неполных предложений, вводных конструкций, обращений,; восклицательные предложения, риторические вопросы и др.

   текстовые

выдержанная структура рассуждения (тезис, доказательство, вывод); стандартные обороты речи

небольшие по объему предложения; в отдельный абзац может быть выделено одно предложение

                         стиль

характеристика

официально-деловой

разговорный

художественный

1. Сфера человеческой деятельности

право, канцелярия

быт

искусство, литература

2.Цели стиля

установление административно-правовых отношений; соблюдение норм делопроизводства

установление межличностных контактов

художественное осмысление мира

3. Характерные для стиля черты

значение долженствования, точность, стандартизация; отсутствие эмоциональной окрашенности

непринужденность, спонтанность, ситуативность

образность

4. Набор жанров

Конституция, кодекс законов, отчет, анкета, протокол, договор, приказ, справка, заявление и др.

семейный диалог, разговор по телефону, бытовое общение и др.

роман, повесть, рассказ, басня, сонет, стихотворение и др.

5. Языковые средства

    лексические

специальная терминология; отсутствие эмоционально-окрашенной лексики; отсутствие разговорной лексики и др.

бытовая лексика, собственно-разговорная и эмоциональная лексика, разговорные и просторечные фразеологизмы и др.

синонимы, антонимы, историзмы, архаизмы, авторские неологизмы; образные средства: эпитеты, метафоры, гиперболы и др.

   морфологические

преобладание существительных над глаголами, настоящего времени глагола над другими временами; высокая частотность употребления инфинитива и отыменных предлогов

использование звательной формы типа мам, Коль; употребление количественных числительных в именительном падеже вместо косвенных; обилие частиц и междометий

все многообразие морфологических средств, в том числе переносное употребление форм времени и наклонения глаголов

   синтаксические

стандартные обороты; однородные и уточняющие члены предложения; большое количество страдательных оборотов, неопределенно-личных и безличных конструкций; отсутствие восклицательных и вопросительных предложений

преобладание конструкций с бессоюзной связью; инверсия; неполные предложения; вопросительные и побудительные предложения и др.

поэтическая инверсия; преобладание сложноподчиненных конструкций с несколькими придаточными и сложных предложений с разными видами связи; восклицательных предложений

   текстовые

жесткая, постоянная структура

______________________

период

Считаю, что подготовка к ЕГЭ по русскому языку должна проводиться на протяжении всего периода изучения русского языка в школе. В первую очередь, дети должны овладеть содержанием курса и одновременно общеучебными и специальными умениями и навыками, позволяющими применить знания в различных по уровню сложности ситуациях. Учеников с 5 класса нужно учить приёмам самоконтроля, самопроверки, разумного выбора ответа, сравнения. У учащихся должно быть выработано умение работать с текстами – одно из эффективных умений  в работе с любым текстом.

                                                           

 

Список литературы

  1. Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся. – М., 2004.
  2. Граник Г.Г., Бондаренко С.М. и др. Как учить работать с книгой. – М., 2007.
  3. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. –СПб: КАРО, 2004.
  4. Мещеряков В.Н. Учим начинать и заканчивать текст: учебное пособие для учащихся старших классов, студентов-филологов и учителей-словесников. – М., 2004.
  5. Новожилова М.М., Воровщиков С.Г. и др. Как корректно провести учебное исследование: от замысла к открытию. – М., 2007.
  6. Скиргайло Т.О. Методика обучения работе над сочинениями нетрадиционных жанров. Пособие для учителя. – М., 2004.
  7. Суворова Е.П. Периоды речевого развития школьников (5-9 классы) : монография. -  СПб, 2000.
  8. Шанский Н.М. Лингвистический анализ стихотворного текста. Книга для учителя. – М., 2002.
  9. Методические газеты для учителей-словесников. Русский язык.- М., 2009-2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат "Работа с комплексным анализом текста как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся 5-7 классов"

Обобщение педагогического опыта по теме "Работа с комплексным анализом текста как средство формирования коммуникативной компетенции"...

Интеграция школьных дисциплин в процессе преподавания литературы как средство повышения коммуникативной компетенции обучающихся

Автор делится своими наработками (приемами и средствами, используемыми в практике, повышающими коммукативную компетентность обучающихся), позволяющими познавать мир как единое, неделимое целое (целост...

Обобщение опыта работы по теме "Комплексный анализ текста на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся"

Обобщён опыт работы учителя русского языка и литературы по теме "Комлексный анализ текста на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся".  Информация ...

Опыт работы по теме "Применение интерактивных технологий на уроках английского языка как средство повышения коммуникативной компетенции"

Изменения, происходящие сегодня в общественных отношениях, а также развитие средств коммуникации, требуют повышения коммуникативной компетенции обучающихся, совершенствования их филологической подгото...

«Работа с текстом на уроках русского языка и литературы, как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся»

laquo;Работа с текстом на уроках русского языка и литературы, как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся»...

Методическая разработка «Работа с текстом как средство повышения эффективности преподавания истории в школе»

Методическая разработка «Работа с текстом как средство повышения эффективности преподавания истории в школе» содержит дидактический материал по истории, направленный на формирование одного...