конспект урока по теме: "Синонимы"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

разработка урока русского языка для учащихся 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sinonimy.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

урока по русскому языку

в 5 классе

                                                  Каширина Оксана Викторовна

учитель русского языка и литературы

2012-2013 уч.г.


Тема урока: «Синонимы»

Цели урока:

Образовательные: закрепить знания учащихся по теме «Синонимы», познакомить с синонимами к слову «добрый» в разных значениях.

Развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся, продолжить формирование умений работать с разными источниками информации (пословицами,  поговорками, фразеологизмами, словарями), формировать культуроведческую компетентность учащихся.

Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, литературе, культуре.

Эпиграф

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово!

А.Ахматова.

ХОД УРОКА

I. Повторение ранее пройденного материала. (Повторение производится путем воссоздания «логической цепочки», при которой учитель задает только первый вопрос. Остальные вопросы задаются самими учащимися, исходя из логики раздела «Лексика», ответы даются тоже самими учащимися, приводятся примеры).

- Какой раздел науки о языке мы сейчас изучаем?
- Мы изучаем раздел науки о языке, который называется «Лексика».
- Что изучает лексика?
- Лексика изучает словарный состав языка.
- В какой морфеме содержится основное лексическое значение слова?
- Основное лексическое значение слова содержится в корне.
- Какими могут быть слова по своему лексическому значению?
- По своему лексическому значению слова могут однозначными и многозначными.
- Какое еще значение могут иметь многозначные слова?
- Многозначные слова могут иметь прямое и переносное значение.
- Какие слова называются омонимами?
- Омонимы - это слова, одинаковые по звучанию, но разные по лексическому значению.
- Чем отличаются многозначные слова от омонимов?
- У многозначных слов сохраняется смысловая близость, у омонимов лексическое значение совершенно разное.

II. Языковая разминка.

Переписать предложения, вставить пропущенные буквы и знаки препинания и объяснить их постановку графически.

1) Луна н…бесное тело. 2) Ноч… прошла под большой чист…й луной и к утру лег первый моро… . 3) Над г…рой м…л…дой месяц закр…снелся кверху ро…ками заход…т .

Выписать из предложений слова, которые называют по-разному один и тот же предмет.

Вывод: В русском языке есть разные слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же (один и тот же предмет, признак, действие). Такие слова называются синонимы.

III. Работа по теме урока.

Чтение материала учебника на стр. 137.

1. Выполнение упр. 349 письменно. Доказать, что слова из упражнения являются синонимами. Получившиеся предложения записать в тетрадь и объяснить постановку знаков препинания.

2. Подберите к данным словам  синонимы (самостоятельная работа).

  Родина (Отчизна, Отечество, Россия).

  Смелый (бесстрашный, храбрый, мужественный, неустрашимый).

  Друг (товарищ, приятель).

  Блестеть (блистать, сверкать, лучиться, искриться, сиять, светиться).

3. Упр. 351. сгруппировать слова по лексическому значению, каждую группу синонимов записать с новой строки. Всегда ли слова в каждой из групп будут синонимами?

ЗАПОМНИТЬ! Синонимы могут иметь ограниченную смысловую сочетаемость. Такие синонимы называются контекстуальными. Лексическое значение контекстуальных синонимов уясняется только в словосочетании, предложении или контексте.

Сравните: домашняя пища – домашняя еда.

Но! Духовная пища – духовная еда.

IV. Закрепление изученного материала.

  1. выразительно прочитайте отрывок из стихотворения С.Я.Маршака «Вьюга».

Вьюга снежная, пурга,

Напряди  нам пряжи,

Взбей пушистые снега

Словно пух лебяжий.

Вы, проворные ткачи –

Вихри и метели,

Дайте радужной парчи

Для косматых елей.

- какие синонимы к названию стихотворения использует поэт?

- к какой части речи они принадлежат?

- выпишите синонимы и однокоренные слова.

2. Перед вами синонимические ряды. Расположите синонимы в порядке усиления признака

Отважный, храбрый, неустрашимый, смелый.

Страшиться, трепетать, ужасаться, робеть, бояться, опасаться.

Холод, стужа, мороз.

  1. Записать предложения в тетрадь, заменяя повторяющийся глагол подняться подходящими по смыслу синонимами.

Учитель вошел в класс, и ученики поднялись со своих мест.

Больной чувствовал себя хуже. У него пропал аппетит, поднялась температура.

После того как больной стал принимать лекарство, ему стало лучше. Он стал есть. У него поднялось настроение. Скоро ему можно будет подняться с постели.

V. Подведение итогов. Выставление оценок.

VI. Домашнее задание. Записать слова красный, алый,  обидеть, оскорбить, сказать, ляпнуть. Используя словарь синонимов, определить какими оттенками смысла различаются данные синонимы, в каких стилях речи они могут быть использованы; составить и записать с ними предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме"Синонимы"

Конспект урока по теме"Синонимы"...

Урок по теме «Синонимы» (5 кл.)

Урок разработан в соответствии с программой и учебником  Ладыженской Т.А., Баранова М.Т., Тростенцовой Л.А.. Это традиционный урок изучения темы "Синонимы". Требует предварительной самостоят...

Открытый урок по теме "Синонимы" 5 класс

Подробное описание хода урока + презентация....

Конспект урока по теме "Синонимы" 5 класс с презентацией

Материал содержит подробный конспект проведения урока по обозначенной теме с презентацией...

Конспект урока по теме "Синонимы"

Конспект урока русского языка в 5 классе (по адаптированной учебной программе для детей с ЗПР) по теме "Синонимы"...

Конспект урока по теме "Синонимы"

Урок изучения нового материала...