Конспект урока по теме "Синонимы" 5 класс с презентацией
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Урясьева Ирина Валериевна

Материал содержит подробный конспект проведения урока по обозначенной теме с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_teme_sinonimy_v_5_klasse.doc438 КБ
Office presentation icon sinonimy_5_klass.ppt515.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: Изучение новых знаний с элементами исследования.

Цель урока: Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному осмыслению понятия синонимы, синонимический ряд; обеспечить восприятие и понимание смысловых стилистических различий синонимов; создать условия для использования синонимов как средства связи предложений в тексте; закрепить умения работать с книгой, словарем, компьютером; воспитывать бережное, внимательное отношение к слову.

Знать: определения синонимов, различие синонимов оттенками эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью, словари синонимов, роль синонимов в речи.

Уметь: подбирать синонимы к данному слову, использовать синонимы в речи в соответствии с их стилистическими особенностями, пользоваться словарем синонимов.

Ход урока

Учитель: Надеюсь, по ходу нашей совместной работы по изучению раздела науки о языке «Лексика» вы поняли, что словарный запас нашего языка многообразен. Мы определяем прямое значение каждого слова, нас удивляет, что некоторые слова могут иметь и другое, может быть и необычное значение.

Вспомним, как называется значение таких слов?

Ответ ученика: Слова с переносным значением (например, золотое кольцо, золотые руки).

Учитель: А есть слова, обладающие несколькими лексическими значениями.

— Как они называются?

Ответ ученика: Многозначные слова.

Учитель: А есть такие слова, с помощью которых мы можем называть по-разному один и тот же предмет, признак, действие. Так что же это за слова – синонимы?

Учитель: Вы любите ходить в зоопарк?

Ответ ученика: Да.

Учитель: Представьте, что мы идем по дорожкам в зоопарке, видим много разных животных. Вот в вольере лежит большой зверь. Посмотрите на картинку (Приложение 1, слайд 2)

Кого вы видите там?

Ответ ученика: Бегемота.

Учитель: А оказывается его можно назвать по другому – гиппопотам. Из зоопарка мы с вами решили отправиться в сад, там много красивых цветов, но среди всех выделяется розовый куст. (Приложение 1, слайд 3)

— Вам нравятся розы?

Ответ ученика: Да.

Учитель: Попробуем охарактеризовать ее по цвету. Какая она?

Ответ ученика: Красного, алого.

Учитель: А есть еще одно название оттенка красного цвета - пурпурный).

Учитель: А каким запахом они могут обладать?

Ответ ученика: Ароматный, душистый, пахучий.

Учитель: А еще говорят о розе, что она благоуханная.

Учитель: Близки ли по значению эти слова?

Ответ ученика: Да

Учитель: Одной ли они части речи?

Ответ ученика: Да (здесь имя прилагательное)

Учитель: Итак, слова одной и той же части речи, близкие или одинаковые по своему значению называются синонимами.

Посмотрим, как объясняется значение этого слова в переводе с латинского языка (Приложение 1, слайд 4).

Учитель: А сейчас небольшая разминка. Я научу вас игре, объясняющей значение синонимов с помощью жестов.

Пусть наши кулачки будут словами, а вытянутые большие пальцы – это значение слова. Таким образом, большие пальцы показывают близость лексического значения, а расстояние между ними говорит о том, что слова близки, но не совсем.

Так какие же слова называются синонимами?

Ученики формулируют определение.

А теперь я предлагаю вам следующую игру. Поиграем в синонимы. Я говорю слово, а вы подбираете синонимы (устно).

Итак, внимание.

Учитель: грустный – Возможный ответ ученика: печальный

Учитель: большой — Возможный ответ ученика: огромный, громадный

Учитель: радостный — Возможный ответ ученика: веселый

Учитель: засмеялся — Возможный ответ ученика: хохотал

Учитель: Вы умницы, потому что подобрали слова одной и той же части речи.

Учитель: Всем вам хорошо известно слово хлеб. Представьте, что вы зашли в булочную и спрашиваете у продавца, какой сегодня хлеб. (Приложение 1, слайд 6).

Ответ ученика: Свежий.

Учитель: А еще какие синонимы мы подберем к слову свежий?

Ответ ученика: Мягкий, сегодняшний.

Учитель: А если продавец ответит, что он несвежий, то каким еще словом мы можем назвать его?

Ответ ученика: Черствый, твердый, вчерашний, сухой..

Учитель: Посмотрим на экран. Что здесь изображено? (Приложение 1, слайд 7)

Учитель: Дом, а как еще можно назвать его?

Ответ ученика: Здание, строение, жилище, особняк…

Учитель: Что на этой картинке делает мальчик? (Приложение 1, слайд 8)

Ответ ученика: Бежит, мчится, несется, летит…

Учитель: Перед нами высокий человек. Как еще мы можем назвать его? (Приложение 1, слайд 9)

Ответ ученика: Длинный, долговязый.

Учитель: А теперь давайте определим части речи слов на каждой картинке.

1 картинка – это все имя существительное.

2 картинка – глагол.

3 картинка – имя прилагательное.

Когда вы подбираете синонимы к заданному слову, вы приводите несколько примеров. Все они составляют интересное явление, которое называется синонимический ряд. Итак, сколько же у нас получилось синонимических рядов?

Ответ ученика: Три.

Учитель: А сейчас поиграем в прятки с синонимами. А поможет нам в этой игре компьютер. Они спрятались, найдите им пару. Подберите синонимы к словам в первом столбике (Приложение 1, слайд 15).

Вы искали пару синонимов, трудно ли вам было? Ведь у вас были подсказки. А можно эти же слова найти в специальном словаре синонимов (Приложение 1, слайд 16).

Есть такие слова, к которым непросто подобрать синонимы. Например, слово «красный» (красная площадь, красная девица).

А теперь заглянем в словарь синонимов.(открыть словарь и одновременно появляется словарная статья на доске (Приложение 1, слайды 17-18)).

Оказывается, синонимов к этим словам существует гораздо больше, чем мы смогли бы с вами подобрать.

Такое простое, на первый взгляд, слово «красный», а сколько много к нему существует синонимов. Среди этих слов, которые нам предложила статья, не все нам знакомы.

Попробуем некоторые слова объяснить путем подбора к ним существительного.

А теперь подумаем вместе, для чего же создан такой словарь?

Ответ ученика: Дает возможность обогатить нашу лексику. А лексика – это словарный состав.

Ответ ученика: Для того, чтобы найти точное слово в творческой работе, показать богатство нашей речи.

Учитель: Вот представьте только, что для обозначения какого - то признака, предмета существовало вместо многих синонимов только одно какое - то слово. Посмотрим, что из этого получилось бы.

— Рассмотрим данный текст (Приложение 1, слайды 19 - 20).

Учитель: Что вам не нравится в этом тексте?

Ответ ученика: Повтор одного итого же слова.

Учитель: Это речевой недочет. Как он обозначается на полях тетради?

Ответ ученика: Буквой Р.

Учитель: Можно ли его исправить?

Ответ ученика: Да.

Учитель: Как?

Учитель: Какими словами мы можем заменить слово «блестят»?

Ответ ученика: Сверкать, сиять, светится, лучится.

Учитель: У кого лучше получилось? А как об этом пишет сам автор текста, помещенного в нашем учебнике?

(Выразительно читает ученик)

Учитель: Так какую же роль в нашей речи играют синонимы?

Ответ ученика: Они делают нашу речь богаче и образней.

Учитель: А еще помогают подобрать нужное точное слово. С помощью синонимов можно разнообразить свою речь.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Синонимы ЧТО ТАКОЕ СИНОНИМЫ? Обратимся к словарю: - с и н о н и м ы – это слова одной части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.

Слайд 3

Бегемот или гиппопотам?

Слайд 4

Что называют синонимическим рядом ? Синонимы составляют ряд слов, который принято называть синонимическим рядом . Один из синонимов является основным, главным. В словарях он помещается первым.

Слайд 6

Поясняем на примерах: Общее лексическое значение Синонимы Конкретные лексические значения слов, входящих в синонимический ряд Падение снега в ветреную погоду Метель Пурга Буран Метелица Вьюга «обильное падение снега при ветре» «сильная снежная буря» «снежная буря в степи» «легкая метель» «снежная буря со снегопадом и сильным ветром порывами»

Слайд 7

Про многозначные слова У многозначного слова синонимы могут относится к разным его лексическим значениям. Например: Ничем не загрязненный – свежий, чистый; Не потерявший своей силы, яркости, блеска – свежие, яркие (краски); Полный здоровья – свежий, бодрый (человек); Только что появившийся – свежий, новый (стол)

Слайд 8

Историческая справка: как появились и появляются синонимы? Синонимы могут возникнуть в различной речевой среде, из различных фактов жизни, прийти к нам из других языков. Понятие «обман» мы можем передать словом очковтирательство , а если еще хотим подчеркнуть, что это обман с явной целью приукрасить положение, то выбирайте соответственно случаю между потемкинскими деревнями и показухой .

Слайд 9

В 1787 году Екатерина II совершила поездку в недавно присоединенный к России Крым. На всем пути следования ее взору открывались добротные дома. Нарядно одетые люди повсюду шумно приветствовали императрицу. На пастбищах паслись тучные стада коров, от хлеба ломились амбары. Богатейший край, обетованная земля!

Слайд 10

Довольная Екатерина щедро наградила завоевателя Крыма Потемкина. Невдомек ей было, что не селения попадались ей на глаза, а декорации. Что стада коров – это всего лишь одно-единственное стадо, перегоняемое с места на место тогда, когда императрица почивала. И в мешках вовсе не пшеница, а песок. И что встречавшим ее «хлебом-солью» верноподданным прикажут вернуть пышные одежды и впредь держать язык за зубами.

Слайд 11

Не знающее себе равных надувательство стало достоянием истории. Возникло выражение потемкинские деревни – формула показного блеска, мнимого благополучия. А затем в литературную речь вторглось лаконичное слово показуха . Откуда оно взялось?

Слайд 12

Известно, что первым положил это слово на бумагу писатель Сергей Антонов в повести «Дело было в Пенькове». А кто сотворил это слово? Писатель услышал словечко «показуха» от режиссера И.Хейфица, а тот - во время съемок картины «Журбины» - на одном ленинградском заводе. Итак, происхождение - народное.

Слайд 13

К таким русским словам, как неудача, неуспех, провал, поражение, синонимом может служить итальянское слово фиаско . Фьяско итальянцы именуют большую бутыль. Однако почему итальянская «бутылка» стала обозначением неудачи ? Вспомним одну историю, приключившуюся в прошлом веке на театральных подмостках Флоренции.

Слайд 14

Предстоял выход арлекина Бианконелли, любимца публики. Каждый раз, появляясь перед публикой с какой-нибудь вещью в руках, он разыгрывал с нею потешные «диалоги», отпуская удачные шутки и каламбуры. Зал взрывался хохотом и аплодисментами.

Слайд 15

В тот роковой вечер Бианконелли вышел на сцену с бутылкой в руках. Но его остроты и реплики оказались неудачными. Буффонада провалилась. Под свист и улюлюканье зрителей раздосадованный актер со словами: «Это ты, фиаско, всему виной!» - грохнул бутылку оземь.

Слайд 16

Трагикомический эпизод стал сенсацией. Во Флоренции, а затем в Болонье, Венеции, везде, где выступал знаменитый арлекин, возникает выражение фиаско Бианконелли – уже характеристика любой провалившейся пьесы, неудачного выступления того или иного артиста. Прошло время. Имя арлекина забыли даже его соотечественники, но во многих языках мира появляется выражение уже с расширенным значением – фиаско, потерпеть фиаско.

Слайд 17

Связь синонимов и фразеологизмов Одно и то же понятие может быть выражено как словом, так и фразеологическим оборотом. Слово превозносить соответствует выражению петь дифирамбы, излишество – пятое колесо в телеге, важничать – задирать нос.

Слайд 18

Синонимические фразеологизмы: На краю света За морями, за горами Куда Макар телят не гонял Куда ворон костей не заносил…

Слайд 19

… «В языке нет двух или нескольких слов, значащих решительно одно и то же, как две капли воды. Даже слова лоб и чело , глаза и очи , вострый и острый , венец и корона и др. при одинаковом значении выражают различные оттенки…» Ф.И. Буслаев.

Слайд 20

Какие группы синонимов различают? Различают синонимы лексические, стилистические, синтаксические и контекстуальные.

Слайд 21

Лексические синонимы – слова, относящиеся к одной части речи, выражающие одно и то же понятие, но в то же время различающиеся оттенками значения: свежий – чистый; свежий – новый; свежий – бодрый.

Слайд 22

Стилистические синонимы отличаются стилистической окраской, сферой употребления: лик – лицо – физиономия – мордашка; удовлетворительно – тройка – трояк.

Слайд 23

Синтаксические синонимы – параллельные синтаксические конструкции, имеющие разное построение, но совпадающие по своему значению: начать работу – приступить к работе ; плохо себя чувствует – нездоровится , подле дома – около дома .

Слайд 24

Контекстуальные синонимы – слова, сближающиеся своими значениями в условиях контекста. Напр., слово пришпорить становится синонимом к словам ускорить , подхлестнуть в таком тексте: Сколько раз пытался я ускорить Время, что несло меня вперед. подхлестнуть , вспугнуть его, пришпорить , чтобы слышать, как оно идет. (С. Маршак)

Слайд 25

В словосочетаниях говор (ропот) волн , шум (шелест, шорох, шепот) листвы выделенные слова взаимозаменяемы, но назвать их синонимами в строгом значении термина нельзя. В подобных случаях говорят о контекстуальных синонимах.

Слайд 26

Как в литературе используется прием «нагнетание синонимов» (градация)? В художественной литературе используется этот прием, чтобы достичь эффекта наибольшей выразительности : «Как ему до сих пор не пришло в голову, что это обман зрения , галлюцинация , мираж? »

Слайд 27

Для чего нужны синонимы в речи? Синонимы в речи используются: 1) для более точного выражения мысли ( влажный и мокрый ); 2) для выражения эмоциональной окраски ( упал и брякнулся ); 3) как средство преодоления неоправданного повторения одного и того же слова; 4) как способ связи соседних предложений в тексте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.

ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями,  развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...

Конспект урока географии 8 класс Тема: "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014" Презентация урока

Интегрированный урок географии и физической культуры по теме "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014". Проводимый в 8 классе. Разработали и провели учитель географии - С. М. Заха...

Наклонение глагола, конспект урока в 6 классе с презентацией

Разработка урока по теме "Наклонение глагола". Цель данного урока, познакомить учащихся с грамматической категорией глагола - наклонение. Презентация к уроку содержит грамматическую сказку, практическ...

План конспект урока для 3 класса c презентацией "Grandma,grandpa"

План-конспект урока английского языка по теме “Home,sweet home’Module 6 Spotlight 3Тема:  Home, sweet homeТема урока: Grandma, grandpaТип урока: Формирование первичных предметных умений.Урок разр...

Конспект урока в 5 классе (ФГОС) УМК "Школа 2100" на тему "Правописание глассных в безударных личных окончаниях глаголов" (технологическая карта и презентация к уроку)

Конспект урока в 5 классе (ФГОС) УМК "Школа 2100" на тему "Правописание глассных в безударных личных окончаниях глаголов" (технологическая карта и презентация к уроку). Урок-практикум обобщает и систе...

План-конспект урока в 4 классе с презентацией «What is there in your room?»

План-конспект  урока в 4 классе с презентацией «What is there in your room?»...