Презентации к урокам развития речи для 5 класса
презентация к уроку (русский язык, 5 класс) на тему

Бородавка Людмила Николаевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Этикетные диалоги. Цели: дать понятие «диалог», научить составлять и правильно оформлять этикетные диалоги; развивать умение использовать в диалогах вежливые слова; воспитывать культуру общения.

Слайд 2

Словарно – стилистическая работа. ДиалОг. ДиалогИческий. ДИа –«два», лОгос – «слово» (греч.)

Слайд 3

Что такое диалог? Диалог – разговор двух и нескольких лиц . Слова каждого лица в диалоге пишутся с новой строки, перед ними ставится тире. Если реплика сопровождается словами автора, то ставятся те же знаки препинания, что и при прямой речи, но без кавычек.

Слайд 4

Пример Яма - Яму копал? - Копал. - В яму упал? - Упал. - В яме сидишь? - Сижу. - Лестницу ждёшь? - Жду. - Яма сыра? - Сыра. - Как голова? – Цела. - Значит, живой? – Живой. - Ну, я пошёл домой. (О.Григорьев.)

Слайд 5

Если реплика сопровождается словами автора, то ставятся те же знаки препинания, что и при прямой речи, но без кавычек.

Слайд 6

Творческое списывание (упражнение 246) Вставьте подходящие по смыслу слова, избегая повторения слова сказал , затем перепишите. Объясните, какую роль выполняет первое и второе тире в каждом предложении. Укажите предложения с обращением. С л о в а д л я с п р а в о к: спросить, ответить, проговорить, поинтересоваться, сказать.

Слайд 7

- Здравствуй, Ваня! Куда ты идёшь? - - -Катя. - К Пете. Он болен, - - -Ваня. -А что с ним случилось? - - - Катя. - Помогал соседке тушить пожар и обжёг руку,- - - Ваня. - Ты к нему надолго? - - - Катя. - На весь вечер, - - - Ваня.

Слайд 8

- Здравствуй, Ваня ! Куда ты идёшь? – спросила Катя. - К Пете. Он болен, - ответил Ваня. -А что с ним случилось? - поинтересовалась Катя. - Помогал соседке тушить пожар и обжёг руку,- проговорился Ваня. - Ты к нему надолго? - спросила Катя. - На весь вечер, - сказал Ваня.

Слайд 9

Диктант с последующей самопроверкой по записи на экране. Г о в о рит еж о нку мать: - П о ра лист ь я с о б и рать. А еж о нок ёжи тся : - Что - то мне не може тся . (С.Маршак.)

Слайд 10

Творческое списывание. Восстановите опущенные реплики. - … - Да, на юге. -… - В Крыму. -… - Конечно, видел! Купался в нём! -… - Море огромное! На одном берегу стоишь, а другого даже не видно!

Слайд 11

Творческий диктант Представьте себе: вы вспоминаете разговор со своим товарищем. На какие просьбы, советы, предложения вы могли бы услышать следующие ответы своего собеседника? Составьте диалоги, состоящие из двух реплик. 1. - … - Конечно, помогу! О чём разговор?! 2.-… - Спасибо! Обязательно прочитаю! 3.-… - С удовольствием! 4.-… - Сегодня, к сожалению, не могу… Никак!

Слайд 12

Выполнение упражнения 249 (самостоятельно). Продолжите и запишите телефонный разговор, употребляя вежливую форму обращения. Используйте (по возможности) слова: З дравствуйте До св и дания Сп а сибо Бл а г о д а рю Изв и ните П о жалу й ста

Слайд 13

Домашнее задание: упражнение 242, с.105-106, сделать сигнальные карточки с цифрами 1,2,3,4.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок развития речи. Сжатое изложение. ( по рассказу В. П.Катаева «Старый пень») Цели: научить писать сжатое изложение; развивать умение кратко излагать свои мысли, выделять главное из общего; воспитывать интерес к значению слов.

Слайд 2

Беседа: - Ребята, вы понимаете разницу в значении слов: ГОРДОСТЬ –1.Чувство собственного достоинства, самоуважения. Национальная гордость ; 2.Чувство удовлетворения от чего- нибудь. Гордиться победой ; 3.Кого или чья. О том, кем (чем) гордятся. Этот студент - гордость института .4.Высокомерие, чрезмерно высокое мнение о себе, спесь (разг.) Из-за своей гордости ни с кем не дружит.

Слайд 3

ЗАЗНАЙСТВО (зазнаваться) – возгордиться, возомнить о себе, выказывая пренебрежение к другим. ВЫСОКОМЕРИЕ – гордое и надменное поведение, отношение к кому – нибудь.

Слайд 4

Составление плана и членение на микротемы (абзацы). План 1 .Грибники вокруг старого пня. 2.Речь пня перед деревьями. 3.Молчание деревьев. 4.«Я ваш царь!» 5.Возмущение синички: «Ты не царь!»

Слайд 5

Размышляем над особенностями языка. - Оправдана ли у Катаева тавтология? - Зачем она нужна автору? Три раза глагол поклонились (как в сказках). Пришла, пришли, пришёл. ( Много людей прошло, ибо у них один интерес – грибы; автор не индивидуализирует грибников – это вообще народ, над которым пень-самозванец захотел вознестись.)

Слайд 6

Какой глагол передаёт характер пня? Чем интересен глагол? Возгордился. (Глагол стоит на 1-ом месте в предложении, это ключевое слово фразы. У глагола приставка воз- , она напоминает слово вознесся. )

Слайд 7

Какой эпитет рисует убранство деревьев? (В) гордой осенней красе. (Антитеза портрету старого пня. Гордая краса предполагает царственность, праздничность наряда и не противостоит скромности характеров.)

Слайд 8

Какой глагол важен для характеристики пня- самозванца? Какие предложения по эмоциональной окраске использованы в монологе пня? И ну кричать. (Разговорная частичка ну усиливает разгневанность пня.) Кланяйтесь мне! Я вам царь! ( Восклицательное предложения.)

Слайд 9

Какие определения использует автор для характеристики синички? Какие разговорные слова, напоминающие речь мудрой бабушки-крестьянки, использует автор? Быстрая; весело защебетала. Ишь, как расшумелся : обобрали . (Синичка – это голос народа и автора.)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Заголовок и основная мысль текста. Цели: закрепить понятия «тема текста», «основная мысль текста»; развивать умение находить предложения, в которых выражена основная мысль текста, её связь с заглавием, определять и формулировать тему текста; воспитывать интерес к слову.

Слайд 2

Опрос : -Ребята, что такое текст? Каждый текст создаётся на определённую тему. ТЕКСТ – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически. ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ГРАММАТИЧЕСКОЙ СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ – порядок предложений; порядок слов в предложениях; интонация и др.

Слайд 3

-Каковы признаки текста? Перечислите. 1.Законченность, завершённость, полнота (ничего нельзя убрать, сократить). 2.Единство темы, монолитность (случай на рыбалке, премьера спектакля, встреча Нового года и т. п.). 3.Главная мысль, вытекающая из сюжета (т.е. идея текста, то, что хотел сказать автор своим текстом). 4.Заголовок (в заголовке очень часто выражены либо тема повествования, либо идея. Заголовок – это «вход» в текст, как в некое здание). 5.Связность изложения (по смыслу и грамматически). 6.Иногда членение текста на микротемы (абзацы). 7.У текста есть автор (тексты различаются авторской стилистикой, почерком, манерой).

Слайд 4

-Что такое тема текста? ТЕМА ТЕКСТА – это, о чём (или о ком) в нём говорится. Очень часто тема текста отражается в его заглавии.

Слайд 5

-Что такое основная мысль текста? В тексте предложения связаны не только общей темой, но и определённой идеей, основной мыслью. ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА – это, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан. Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще всего её надо «найти» и сформулировать.

Слайд 6

Работа с текстом учебника - О чём говориться в тексте (какова его тема)? - Что значит порядочный человек, по мнению Ю.Я. Яковлева? Найдите предложения, в которых автор выражает эту основную мысль .

Слайд 7

ПОРЯДОЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК Приходилось ли тебе слышать, как взрослые о ком-то говорят: «Порядочный человек»? и задумывался ли ты над тем, что означает слово «порядочный»? Может быть, человек, который любит порядок, аккуратно одет, не разбрасывает по комнате свои вещи, вовремя приходит на работу или в школу? Да, корень этого слова «порядок». Но речь идёт не о простом порядке, а об устройстве самой жизни. Этот порядок – верность, честность, благородство, умение понять чужую беду и радоваться чужой удаче как собственной. Чем больше такого порядка будет вокруг нас, тем счастливее будут жить люди. Порядочный. Постарайся скорее понять и запомнить это прекрасное слово. И живи так, чтобы люди говорили про тебя: «Это порядочный человек».

Слайд 8

Выполнение упражнения 113 Прочитайте заметку в стенгазету и замечания редактора. Раскрыта ли в заметке основная мысль, отражённая в заголовке? Отредактируйте эту заметку – при этом вы можете оставить или изменить её название.

Слайд 9

Интересная встреча Недавно(1) на встречу с нами мы пригласили наших шефов и Витиного дедушку, ветерана труда. Мы показали на выставке, что(2) мы умеем делать(3). Витин дедушка нас похвалил и сказал: «Среди вас не должно быть белоручек. Надо уметь делать всё своими руками». Когда мы стали читать стихи и петь песни, все зашумели(4). Было скучно, и время тянулось долго-долго. Очень хотелось домой. Наконец нас отпустили, и мы весело побежали в разведку. Замечания редактора 1. 1.Когда именно состоялась встреча? 2.Что же было на выставке? Как ребята показывали свои изделия? 3.Что привлекло внимание гостей? 4.Значит, не всё интересно было на этой встрече? Может быть, об этом надо написать как-то иначе или совсем не писать, если заметка называется «Интересная встреча»?

Слайд 10

Отредактированная заметка. Интересная встреча 12 октября на встречу с нами мы пригласили наших шефов и Витиного дедушку, ветерана труда. Мы представили на выставке работы нашего класса. Мальчики показали изделия из дерева: скворечники, скалки, указки, разделочные доски, а девочки устроили дегустацию выпечки и блюд, которые они приготовили сами. Витин дедушка нас похвалил, сказав: «Среди вас не должно быть белоручек. Надо уметь делать всё своими руками», и дал нам несколько полезных советов, которые обязательно пригодятся в жизни. После выставки мы стали читать стихи, петь песни, танцевать, провели увлекательную викторину и ещё пару конкурсов, в которых с удовольствием приняли участие наши гости. Всем встреча очень понравилась и запомнилась, она была весьма интересной! Каждый из нас хотел бы её повторить.

Слайд 11

Домашнее задание Найти статью в газете, определить её основную мысль, записать в тетрадь (каллиграфическим почерком) и ответить на вопрос: отражается ли основная мысль в заголовке статьи?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выборочное изложение (по Е В Мурашовой). Цели: научить писать выборочное изложение; развивать умение выбирать необходимый фрагмент из всего текста; воспитывать бережное отношение к природе.

Слайд 2

Беседа по тексту. -Какой фрагмент данного текста вызвал у вас особый интерес? -Объясните, чем данный фрагмент привлёк ваше внимание?

Слайд 3

Работа над планом. 1.Коллективное составление плана. План. 1). «С виду пацан как пацан». 2). «Иногда на Аркашу словно находило что-то». 3). Привет ветру. 4). Разговор с муравьями. 5). Вечерние беседы с закатом. 6). «Как доказать, что земля на самом деле живая и всё на неё свой голос имеет?»

Слайд 4

Предупреждение орфографических и пунктуационных ошибок . Уд и влялись (дИво), нах о дило (нахОдит), кр и чит (крИк), перд а ю (дАть), отв е чает (отвЕт), г о в о рит (гОвор, разговОр), св и стят (свИст), док а зать(докАзывать); ра сс казали, во сс танавливать; прислушаю тся ., приходи тся , сердя тся; сяд ет, слыш ит. Знаки препинания при диалоге: - Кому это ты, Аркаша ? – спрашивают мальчишки. Знаки препинания при прямой речи: «Отчего же никто ничего не слышит? Как док а зать, что земля на самом деле живая и всё в ней свой голос имеет?» - думает Аркаша. «П?»-а.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обучающее изложение c элементами повествования (по К.Г.Паустовскому). Цели: научить писать изложения c элементами повествования; развивать умение видеть особенности повествовательного типа текста; воспитывать интерес к творчеству К.Г.Паустовского.

Слайд 2

Константин Георгиевич Паустовский Паустовкий прежде всего ценитель русского языка, в котором запечатлен "весь многовековой опыт народа, вся поэтическая сторона его характера". Писатель не устает восхищаться "волшебством русской речи": "Тот народ, который создал такой язык, - поистине великий и счастливый народ", ":многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск" .

Слайд 3

Чтение первой части рассказа. В доме жило много старых вещей. Когда-то давно эти вещи были нужны обитателям дома, а сейчас они пылились и рассыхались на чердаке. Как-то на чердаке мы нашли чёрную шкатулку. На крышке её медными буквами была выложена английская надпись: «Сделал мастер Гальвестон». Шкатулку принесли в комнаты, осторожно вытерли с неё пыль и открыли крышку. Внутри были медные валики с тонкими шипами. Около каждого валика сидела на бронзовом рычажке медная стрекоза, бабочка или жук. Это была музыкальная шкатулка. Мы завели её, но она не играла . Напрасно мы нажимали на спинки жуков, мух и стрекоз – шкатулка была испорчена. Шкатулку поставили на стол, рядом с цветком герани, и в конце концов забыли о ней.

Слайд 4

Вопросы и задания по первой части текста. -Найдите и подчеркните в тексте глаголы. -Почему их так много? (Их так много, чтобы проследить всю последовательность событий) - Какой тип речи использует писатель? (Повествование) -Охарактеризуйте повествование как тип речи. (Повествование – это такой тип речи, при котором главное кто действовал, что происходило, где, когда и как? В повествовании обычно говорится о действиях и событиях ( что было сначала, потом, затем… и наконец).

Слайд 5

-Докажите, что это текст. (Текст посвящён находке в старом доме – шкатулке.) -Сформулируйте тему и идею. (Главная мысль текста – время не щадит чудо, созданное человеческими руками, но чудо, прекрасные произведения старины, всегда будут привлекать нас, вызывать восхищение и любопытство, желание оживить…) -Придумайте название текста. («Старая шкатулка», «Находка», «Шкатулка, играй!») -Найдите начальную часть текста – вступление.

Слайд 6

- В каком абзаце завязка действия? (Во втором абзаце.) - Прочитайте все выделенные глаголы, передающие последовательность действия: Нашли, принесли, вытерли и открыли, завели, но не играла, нажимали, поставили, забыли. Последовательность действия – это движение от начала до конца. - К какому типу монологической речи (рассказ от имени кого-то) мы отнесём текст? (Повествованию, потому что указано, кт о действовал, что происходило, где и когда .)

Слайд 7

Словарная работа: повествование– однокоренное к весть, повесть, известие, извещение.

Слайд 8

- Есть ли в тексте описание? Является ли оно главным или сопутствует повествованию? (Описание шкатулки; валики с тонкими рычажками и шипами. Украшения бронзового рычажка-стрекозы, бабочки, жуки – поясняют наш интерес к находке – не более того. Описание не является самоцелью.)

Слайд 9

Чтение второй части рассказа. Как-то осенью, поздней ночью, в старом и гулком доме раздался стеклянный переливающийся звон, будто кто-то ударял маленькими молоточками по колокольчикам. И из этого чудесного звона возникла и полилась мелодия… Это неожиданно проснулась после многолетнего сна и заиграла шкатулка. В первую минуту мы испугались. Очевидно, в шкатулке соскочила какая-нибудь пружина. Шкатулка играла долго, то останавливаясь, то снова наполняя дом таинственным звоном, и даже ходики притихли от изумления. Шкатулка проиграла все свои песни, замолчала. И как мы ни бились, но заставить её снова заиграть мы не смогли.

Слайд 10

Вопросы и задания по второй части текста. - Докажите, что этот текст тоже повествование. (Когда, где, что случилось?) -Какое название можно дать этому тексту? («Шкатулка проснулась».) -Найдите глаголы, которые в изобилии встречаются в любом повествовании о каком-то событии. (Раздался, ударял, возникла и полилась, проснулась, заиграла, соскочила то останавливаясь, наполняя, проиграла, замолчала.)

Слайд 11

-Для художественного стиля характерен яркий, образный язык. Докажите, что стиль рассказа художественный. (Переливающийся звон – эпитет , будто кто-то ударял маленькими молоточками по колокольчикам – сравнение , проснулась от многолетнего сна – метафора-олицетворение .) - Сколько в тексте абзацев, сколько будет пунктов в плане, передающем сюжет? (4)

Слайд 12

Работа над планом. План 1.И полилась мелодия… 2.Шкатулка заиграла. 3.Даже ходики притихли. 4.Концерт окончен. «Строительный материал» Переливающийся звон, чудесный как, как будто кто-то ударял молоточками по колокольчикам, многолетний сон, таинственный звон, притихли от изумления. Как мы ни бились.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок развития речи. Описание предмета. Цели: подробно познакомить учащихся с описанием; развивать «приём напряжённого зрения», учить всматриваться в предметы, а не скользить по ним; воспитывать интерес к художественным описаниям предметов.

Слайд 2

Работа с текстом Описание Васьки. Котичек-коток, серенький лобок. Ласков Вася, да хитёр, лапки бархатные, коготок остёр. У Васютки ушки чутки, усы длинны, шубка шёлковая. Ласкается кот, выгибается, хвостиком виляет, глазки закрывает, песенку поёт, а попалась мышка – не прогневайся! Глазки-то большие, лапки что стальные, зубки-то кривые, когти выпускные! - Выразительно прочитайте текст. -Докажите, что этот рассказ замечательный педагог и писатель К. Ушинский сделал для маленьких детей.

Слайд 3

Уменьшительно-ласкательные суффиксы, рифмы внутри рассказа Коток-лобок, хитёр-остёр, ушки-чутки, ласкается-выгибается, виляет-закрывает, большие-стальные, кривые-выпускные.

Слайд 4

Работа над описанием. Докажите, что наш Васька имеет весь набор физических, внешних признаков. Цвет – серый, лапки мягкие, бархатные, коготки острые, ушки чуткие, усы длинные, шубка шёлковая. -Какая часть речи помогает описать внешность? Прилагательное. Какой у него характер? Ласкается, выгибается, виляет, закрывает, поёт… Какая часть речи помогает передать характер котика? Глагол.

Слайд 5

-Какая идея, т. е. мысль, заложена в описание котика? Описан, чтобы мы испытывали умиление или проникли в сущность кошачьей породы? -Прочитайте вслух 2-й абзац. Как изменился бы внешний портрет Васьки? Пофантазируйте! Глаза стали бы большими, лапки из мягких превратились бы в стальные, когти бы выпустил. -Что же главное хотел показать автор в Ваське? Его внешнее обаяние и внутреннее коварство .

Слайд 6

Как рождается описание «Лень зрения» - невнимательность к окружающему миру . «Приём напряжённого зрения» - это значит не скользить надо по вещам, а всматриваться в них, изучать. Пантелеймон Романов

Слайд 7

Кресло (объект, предмет речи) 1.Где оно находится? - на террасе 2.Какой оно формы? - с отлогой спинкой 3.Вес? - тяжёлое 4.Цвет? - тёмное 5.Материал? - красное дерево 6.Возраст? - старинное 7.Состояние в данный момент? - ободранное 8.Отделка? - с инкрустациями 9.Качество работы? - аляповатое 10.История? - из богатого поместья на дачу обедневших потомков

Слайд 8

Пояснение слов Инкрустация - украшение, выполненное способом инкрустирования. Инкрустировать – украсить, врезывая узоры, рисунки в изделия из иного материала (обычно на одном уровне с поверхностью изделия. И. металлом по дереву. Аляповатое - грубо, неискусно и безвкусно сделанный.

Слайд 9

Кресло. На занесённой снегом террасе дачного дома стояло старинное ободранное кресло, Александровских времён кресло, красного дерева, с отлогой спинкой и … инкрустациями, работы домашних крепостных мастеров. Очевидно, оно видело лучшие времена, где-нибудь в богатом поместье, и теперь, пережив пять поколений, кончает жизнь у захудалых потомков, а может быть, у какого-нибудь разбогатевшего кулака, который, за его тяжестью и благодаря ценности материала, оставил его, как старого инвалида, на морозе.

Слайд 10

Домашнее задание: составить план описания примерно такой, как мы делали с креслом: I вариант – веника, II - пылесоса. А из этого плана родиться чудо-описание - рассказ.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок развития речи. Сочинение-описание предмета. Цели: подготовить учащихся к написанию сочинения – описания предмета; развивать «приём напряжённого зрения»; воспитывать интерес к художественному описанию окружающих нас предметов.

Слайд 2

Редактирование и составление обобщенного варианта. а) «Веник – весёлый помощник мамы»; б) «Забытый всеми санитар дома»; в) «Душа веника тоже живая».

Слайд 3

План Признаки Язык (эпитеты, метафоры, сравнения, глаголы) 1. Где находится В кладовке, под террасой, в углу кухни В тёмной, захламлённой(для идеи «б», в уютном уголке кухни(для идеи «а») 2. Форма Треугольный, овальный Ровный, гладкий вначале, потом взлохмаченный, взъерошенный с перетянутой ленточкой талией. Прутики, как колючки ежа.

Слайд 4

3.Цвет Серый. Тёмно-коричневый, с золотистыми прожилками. 4.Материал Из травянистых прутиков, из берёзы. Ручка, оплетённая лентой Из тонких, гибких, пахнущих лесом и травой. 5.Возраст Свежий, старый Когда-то молодой, задорный, весёлый. 6. История Принесли с базара, связали Сначала танцевал, кружился по полу. Пригорюнился, согнулся, печален.

Слайд 5

Забытый всеми. Сочинение-описание. В тёмной, захламлённой кладовке лежит веник. Чёткая овальная форма золотистого прежде красавца расплылась, и во все стороны торчат ёжиками серо-коричневые прутики. Тонкая талия бравого молодца отяжелела, набухла, ленточка-поясок потемнела. Свежий запах травы уступил место запаху пыли и мокроты. Когда-то молодой, задорный, весёлый он плясал на сверкающем паркете, а теперь лежит, отработав своё, задумался, грустит. Забыт, забыт всеми. «Ох, нужно бы встать», - думает он, но не хватает помощника – солнечного лучика, с кем так весело было работать.

Слайд 6

Идея, проблема языка сочинения. Какую мысль мы хотим вложить в нашу работу? Это главное. У описания всегда есть цель найти красоту в обыкновенном, или оценить службу обыкновенных, привычных вещей в нашей жизни, или, одушевив предмет, через него рассказать о человеке, похвалить или развенчать… Но особое внимание в работе над сочинением нужно уделять языку, художественности описания. Вдохнуть жизнь в описание иначе невозможно.

Слайд 7

З а д а н и е: выписать при втором чтении поэтические находки. Пылесос. Сочинение-описание. Я открыл глаза: на коврике, моём коврике, удобно расположившись, лежал глянцевый, Тёмно-красный, с чёрной манишкой вокруг шеи, красавец пылесос. Уютно уткнувшись хоботом в тапочку, он нежился, отдыхал, но вдруг его хобот превратился в юркую змейку, пополз и исчез в двери. Что это? Он живой? Послышались сначала жужжание, потом ворчание, а всхлипывание, наконец превратилось в сытое урчание… Я подумал, что пылесос сломался. Выглянул из комнаты и увидел: красавец встал на дыбы, задрал хобот и запел на весь дом: «Знайте, кто в нём хозяин! Это я, пылесос! У-у-у-мру – у-мру, но чистоту наведу-у-у!»

Слайд 8

Образец записи Поэтические находки: глянцевый, тёмно-красный, с чёрной манишкой вокруг шеи, уткнувшись хоботом в тапочку (шланг – хобот - метафора ; уткнувшись – олицетворение )…

Слайд 9

Домашнее задание: Написать сочинение-описание по теме «Пылесос»или «Веник».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок развития речи. Рассуждение в повествовании. Цели: познакомить учащихся с типом речи – рассуждение, с его особенностями; развивать логическое мышление, умение «строить» данный тип речи по схеме ( выдвигать тезис, приводить доказательства, делать вывод); воспитывать интерес к данному типу речи.

Слайд 2

Изучение нового материала. а) С первого же взгляда я узнал маньчжурскую пантеру, называемую местными жителями барсом. Это великолепный представитель кошачьих был из числа крупных. Длина его тела от носа до хвоста была почти два метра. Шкура пантеры, ржаво-жёлтая по бокам и на спине и белая на брюхе, была покрыта чёрными пятнами. Пятна эти располагались рядами, как полосы у тигра. С боков, на лапах и на голове они были сплошные, мелкие, а на шее, спине и хвосте – крупные.

Слайд 3

Вы послушали два текста. Чем они отличаются? б) Лев – царь зверей. Говорят, оттого его так называют, что он может смотреть на солнце. Но это могут и все другие кошки: так их глаза устроены. Просто вид у льва очень уж величественный, царственный. Ни на кого он прямо не смотрит, а всё куда-то вдаль. Словно вас и не замечает. И ревёт так грозно, как никто из зверей. Не рёв, а гром небесный.

Слайд 4

Работа текстом. Запишите текст в тетради. В море много рыб и животных ( вступление ). Акул называют морскими разбойниками ( тезис ) , так как они распугивают и уничтожают рыбу, рвут сети, иногда нападают на людей ( доказательства-обоснования ). Не случайно акул считают опасными рыбами ( вывод ).

Слайд 5

Схема построения рассуждения О чём будет речь? Утверждение, Предположение Аргументы, доводы, примеры Итог Вступление Тезис Доказательства Вывод Почему? потому что Что из поэтому, Этого итак следует?

Слайд 6

Средства связи частей рассуждения . I .ТЕЗИС. Докажем это. Это можно доказать так (следующим образом). Почему? И вот почему. Это объясняется следующим. II .ДОКАЗАТЕЛЬСТВА: 1.Во-первых,… Например,… 2.Во-вторых,… К примеру,… 3.В-третьих,… Допустим,… III . ВЫВОД. Итак, … Обобщим всё сказанное. Таким образом, … Следовательно, …

Слайд 7

Письменная работа на экране и в тетрадях. Мой главный тезис: Человек знает множество профессий. Врач – благороднейшая из них. П о ч е м у? Так как врач приходит на помощь, когда человеку плохо: успокаивает больного, осматривает, ставит диагноз болезни, внимательно выслушивает, прописывает лекарства и процедуры. Врачи первыми приходят на помощь пострадавшим на поле боя, во время пожаров, землетрясений. Они жертвуют своим отдыхом, покоем, проводят иногда бессонные ночи у постели страдающего.

Слайд 8

А теперь сделаем вывод (их может быть множество). П о э т о м у… … быть врачом может быть только настоящий человек. … быть врачом очень ответственно и почётно. … я хочу быть врачом. … в моей семье сложилась династия врачей. … поэтому общество должно достойно оплачивать труд врачей. … не деньги должны двигать врачами. А любовь к человеку.

Слайд 9

Подготовка к домашнему сочинению. Английский язык – мой самый любимый предмет. Я люблю его, потому, что он мне легко даётся, и занимаюсь без помощи родителей. Алла Борисовна ведёт урок увлечённо, хорошо объясняет. Наш класс так и цветёт. Алла Борисовна очень любит цветы. И мы превратили под её руководством класс в настоящий сад. По английскому языку у меня только пятёрки. Папа с детства приучил меня работать за письменным столом, и я научилась трудиться. Вот почему у меня хорошие результаты в изучении английского языка!

Слайд 10

Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение на любую из тем: «Любая работа порядок любит», «Моё любимое занятие», «Мой любимый урок в школе», «Цыплят по осени считают», «Людям нужен мир». Не забудьте, что сочинение-рассуждение пишется по схеме: Вступление (1-й абзац), Тезис (2-й абзац), Доказательства (3-5-й абзацы), Вывод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная презентация к уроку развития речи в 5 классе "Такие разные письма"

Учебная презентация "Такие разные письма" содержит иллюстративный и текстовый материал для вариативного использования на уроках развития речи, риторики в 5 классе. С помощью данного материала можно вы...

презентация к уроку развития речи в 8 классе "Храм Василия Блаженного"(добавлен 05.01.2012)

На презентации представлен иллюстративный материал к уроку развития речи "Храм Василия Блаженного"...

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Презентация к уроку развития речи по теме "Описание как тип речи. Анализ текстов описаний. Структура описания".

Презентация необходима для провдения урока по теме "Описание как тип речи.  Анализ текстов описаний. Структура описания"....

Презентация к уроку развития речи "Стили речи".

В презентаци представлены особенности строения текста, характеристики стилей. Подобран практический материал, позволяющий отработать навыки определения стиля речи....

Презентация к уроку развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»

Презентация знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывает особенности языковых средств разговорного стиля ...