Рабочие программы русский язык 5 класс Разумовская М.М.
календарно-тематическое планирование по русскому языку (5 класс) по теме

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса попрограмме Разумовской М.М. (204 часа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_5_klass.doc388.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая учебная программа создана на основе следующих документов:

  1. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ,
  2. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования;
  3. Примерная программа по русскому языку.

Программа рассчитана на 204 учебных часа (6 часов в неделю), из них на развитие речи – 36 часов.

Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трёх тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций. Основная особенность курса русского языка по данной программе – его ориентация на интенсивное речемыслительное развитие ребенка.

Это проявляется прежде всего в целенаправленном формировании всех видов речевой деятельности: умение осмысленно воспринимать устную и письменную речь ( слушать и читать ), умение правильно, точно, логично и выразительно передавать свои мысли и чувства в письменной и устной форме (говорить и слушать ), а также  в развитии врождённого языкового чутья и речемыслительных способностей школьников.  Курс отличается ярко выраженной семантической направленностью в изучении грамматико – орфографического материала, усиленным вниманием к особенностям употребления в речи языковых единиц, к эстетической функции изучаемых явлений языка. Большое внимание уделяется формированию навыков использования справочной литературы, работы  с различными видами лингвистических словарей.

Программа реализует идею межпредметных связей при обучении русскому языку, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам.

Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией Разумовской М.М. входит в состав УМК по русскому языку для 5 класса.

Содержание учебника соответствует образовательному стандарту по русскому языку.

Требования к уровню подготовки учащихся:

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ:

Мультимедийные пособия:

ММК М.М. Разумовской, «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов;

1-С Репетитор « Русский язык» обучающая программа для школьников;

Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»;

Образовательный комплекс « 1С: Школа. Академия речевого этикета»;

Уроки русского языка Кирилла и Мефодия  5-6 класс;

Полный мультимедийный курс по русскому языку для 5-6 классов, 40 интерактивных уроков. Кирилл и Мефодий.

Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для 5 класса  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Цели обучения

   Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  1. воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  2. совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  3. освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
  4. формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать

  1. роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
  2. смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
  3. основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
  4. особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
  5. признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
  6. основные единицы языка, их признаки;
  7. основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь

  1. различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
  2. определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
  3. опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
  4. объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

           аудирование и чтение

  1. адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
  2. читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
  3. извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

  1. воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
  2. создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
  3. осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
  4. владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
  5. свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  6. соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  7. соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
  8. соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
  9. осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
  2. развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
  3. удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
  4. увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  5. использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

фонетика и орфоэпия:

  1. проводить фонетический и орфоэпический разборы слов;
  2. правильно произносить широко употребляемые служебные слова.

морфемика и словообразование:

  1. по типичным суффиксам и окончаниям определять изученные части речи и их формы;
  2. определять способы образования слов различных частей речи;
  3. анализировать словообразовательные гнезда на основе учебного словообразовательного словаря;
  4. составлять словообразовательные гнезда однокоренных слов.

лексикология и фразеология:

  1. соблюдать лексические нормы, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения;
  2. толковать лексическое значение общеупотребительных слов;
  3. проводить элементарный анализ текста, обнаруживая в нем примеры употребления слов в переносном значении.

морфология:

  1. различать постоянные и непостоянные морфологические признаки слова, проводить морфологический разбор слов;
  2. правильно и уместно употреблять слова изученных частей речи;
  3. использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведении синтаксического анализа предложения.

орфография:

  1. владеть правильным способом применения изученных правил;
  2. учитывать морфемное строение, значение и грамматическую характеристику при выборе правильного написания.

синтаксис и пунктуация:

  1. составлять схемы словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
  2. определять синтаксическую роль всех изученных частей речи;
  3. различать и конструировать сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами;
  4. соблюдать правильную интонацию предложений в речи;
  5. объяснять пунктуацию изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений.

Учебно-методическое обеспечение.

  1. Обучение русскому языку в 5 классе: методические рекомендации к учебнику 5 класса / Под ред. М.М. Разумовской. – М.: Дрофа, 2008.
  2. Русский язык 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Под ред М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2007. – 286 с.
  3. Крамренко Н. О. Уроки русского языка в 5 класс: поурочные планы (по программе Разумовской М.М.). – Волгоград: Учитель, 2007.

Учебно-тематическое планирование

Дата

Раздел

Тема

Кол

час

Краткое

содержание

Знания, умения, на-

выки

Формы

обучения

Методы

обучения

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

I триместр

1 неделя

О языке и

речи.

Знакомство с

учебником.

1.

Познакомить учащихся с учебником, научить работать по нему.

Заинтересовать предстоящим изучением родного языка, побудить к осмысленному и глубокому изучению на основе учебника, словарной и научно-познавательной

литературы.

Фронтальная.

Объяснительно-иллюстрированный

Что мы знаем о русском языке.

1.

Объяснить учащимся, что русский язык-один из развитых языков ми-ра,богатый, выразитель-

ный; наша задача-беречь его; дать

представление о языке как развивающемся явлении, о разных

формах его существования, о происхождении родного языка, его

месте среди других языков.

Значение языка в жизни людей. Высказывания великих людей о русском языке.

Фронтальная.

Организация и

осуществление уч. действий.

Словарный диктант

Р/Р Что такое речь.

1.

Дать понятие о речевом общении как любом взаимодействии между

людьми с помощью языка; объяснить учащимся, что речь – это деятельность говорящего или пи-

шущего, что язык в действии, язык в «работе», когда мы им

пользуемся для общения с другими людьми.

Знать, что

главная цель общения людей

– передать или воспринять смысл речи.

Знать условия, необходимые для речевого общения.

Фронтальная.

Организация и

осуществление уч. действий.

Р/Р Речь монологическая и диалогическая


1.

Дать понятие о монологе и диалоге, об устной и письменной речи.

Показать роль устного и письменного общения в жизни человека;

дать некоторые сведения из истории появления и развития письма.

Знать

отличительные особенности

устного и письменного общения, подтверждая примерами текстов, доказы-

вающих наличие

этих

особенностей.

Фронтальная.

Объяснительно-иллюстрированный,

стимулирование и мотивация учения

Фонетика.

Орфоэпия.

Графика.

Речь устная и

письменная. Что изучает фонетика.

1.

Разграничить понятия устной и письменной речи, акцентируя

внимание учащихся на ясной, понятной для окружающих речи.

Дать понятие о

фонетике как о

разделе языкознания.

Уметь воспринимать

звучащий текст, звучащее слово на слух.

Пользоваться элементарными знаками фонетической

транскрипции при передаче устной речи на письме

Фронтальная.

Объяснительно-иллюстрированный,

организация и

осуществление уч. действий.

2 неделя

Повторение

изученного в

начальных

классах.

Звуки и буквы.

Алфавит.


1.

Добиться того, чтобы при фонетическом анализе слова уч-ся

не смешивали звуки и буквы, правильно произносили названия

букв. Проверить знание наизусть алфавита.

Уметь давать устную и письменную

характеристику звукам.

Фронтальная.

Фронтальная,

индивидуаль-

ная..

Что обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я.

1.

Объяснить учащимся, что буквы

е, ѐ, ю, я имеют особенность: могут обозн. то два звука, то

один с предшествующей мягкостью согласного звука. Сформи ровать умение употреблять общепринятый знак фонетической

транскрипции.

Уметь транскрибировать фразы и «переводить» фонетическую запись в орфографическую.

Фронтальная,

групповая.

Частично-

поисковый.

Словарный диктант

Фонетический разбор слова.

Углубить и систематизировать

представление о фонетическомразборе слова. Изучить порядок

фонетического разбора слова.

Знать сходство и отличие фонетического и орфоэпического

разборов.

Фронтальная.

Организация и

осуществление уч. действий.

Повторение по

разделу «Фоне-

тика. Графика».



1.

Проанализировать сочинения

учащихся. Повторить и обобщить

изученное по разделу «Фонетика.

Орфоэпия. Графика». Подготовить

учащихся к контрольной работе.

Уметь анализиро-

вать отдельные звуки, слова, транскрибировать фразы,проводить устный и

письменный фоне-

тический и орфо-

эпический разборы.

Фронтальная.

Организация и

осуществление уч. действий.

Контрольная работа.

1.

Проверить знания учащихся по

фонетике и графике. Проверить

умение выполнять фонетический

разбор.

Индивидуаль-

ная.

Контроль.

3 неделя

Рр Текст.

Что такое текст

(повторение).

Тема текста.


2.

Повторить понятие текста. Дать

понятие темы текста, широкой иузкой темы. Сформировать умение определять тему текста, широкую и узкую темы.

Знать, что такое

текст, тема текста.

Фронтальная,

индивидуаль-

ная.

Организация и

осуществление уч. действий

Основная мысль текста.

1.

Дать понятие основной мысли текста (идеи). Сформировать умение определять основную мысль(идею) текста и отраж. её в заголовке.

Уметь определять

основную мысль

текста.

Фронтальная,

индивидуаль-

ная.

Организация и

осуществление уч. Действий

Словарный диктант

Сочинение-

описание по картине И.И.

Шишкина «Ко-

рабельн. роща»



2.

Научить учащихся писать сочинение-описание по картине.

Сформировать умение составл. простой план сочинения.

Уметь писать сочинение-описание по картине.  

Фронтальная,

индивидуаль-

ная.

Объяснительно-иллюстрированный,

организация и

осуществление уч. действий

Письмо.

Орфография.

Зачем людям

письмо?


1.

Раскрыть назначение письма в

жизни человеческого общества.

Помочь осознать феномен письма

– самого великого изобретения

человека. Познакомить с вкладом

Я.К. Грота в развитие русской орфографии.

Уметь анализиро-

вать текст.

Фронтальная.

Проблемного

изложения.

Орфография.

Нужны ли пра-

вила?


1.

Ввести понятие орфограммы.

Сформировать способ обнаружения орфограмм в процессе письма

как условие успешного развития

орфографической зоркости учащихся.

Уметь находить орфограммы в корне слова и спос.  различения орфограмм по видам.

Фронтальная,

индивидуаль-

ная.

Объяснительно-иллюстрированный,

организация и

осуществление уч. действий.

4 неделя

Орфограммы в

корнях слов.

Правила обозначения буквами

гласных звуков.


1.

Научить различать проверяемые и

не проверяемые ударением гласные корня. Сформировать умение

правильно подбирать однокоренные слова.

Уметь опознавать

проверяемые и не-

проверяемые орфограммы в корне слова на слух и зрительно, владеть способом определения

правильного напи-

сания путѐм подбора

однокоренных сл.

Фронтальная,

индивидуаль-

ная.

Объяснительно-иллюстрированный,

организация и

осуществление уч. действий.

Словарный

диктант.

Орфограммы в

корнях слов.

Правила обозначения буквами согласных зву-

ков.



1.

Научить различать согласные вкорнях слов: проверяемые произношением и не проверяемые про-

изношением, а также непроизносимые и удвоенные согласные.

Сформировать умение безошибочно писать гласные в корнях

слов.

Уметь определять

написание согласного и безошибочно

писать их.

Фронтальная,

индивидуаль-

ная.

Объяснительно-иллюстрированный,

организация и

осуществление уч. действий.

Сочетание букв

жи-ши, ча-ща,

чу-щу, нч, чн, чк,

нщ, рщ.



1.

Закрепить навыки правописания

сочетания букв, воспроизводящихся

 на письме всегда в одном и том же виде. Закрепить навыки

правописания гласных после шипящих.

Уметь правильно

употреблять на

письме сочетание

букв жи-ши, ча-ща,

чу-щу, нч, чн, чк,

нщ, рщ.

Фронтальная,

индивидуаль-

ная.

Организация и

осуществление уч. действий

Ь после шипя-

щих в конце

имѐн существи-

тельных и глаго-

лов.



1.

Закрепить навык правописания ь

после шипящих на конце слов.

Сформировать у учащихся навык

орфографического анализа.

Уметь пользоваться

орфографическим

анализом при написании подобных слов

Фронтальная.

Организация и

осуществление уч. действий

Разделительные

Ь и Ъ.


2.

Закрепить правило употребления

ь и ъ. Развивать речевой слух

учащихся.

Знать условия употребления разделительных знаков.

Фронтальная,

индивидуаль-

ная.

Организация и

осуществление уч. действий

5 неделя

Не с глаголами.



1.

Закрепить правило написания не с

глаголами. Сформировать навык

написания слов с непроверяемыми орфограммами.

Уметь писать употребительные глаголы без ошибок.

Фронтальная,

индивидуаль-

ная.

Организация и

осуществление уч. действий

Написание –тся,-ться в конце глагол.



1.

Научить способу определения на-

писания –тся, -ться в конце глаголов, закрепить это правило.

Сформировать умение правильно

писать –тся, -ться в конце глаголов.

Уметь определять

написание –тся,

-ться по вопросу.

Фронтальная,

индивидуаль-

ная.

Стимулирование и мотивация учения.

Фронтальный

опрос.

Словарный диктант

Повторение по

разделу «Орфо-

графия».


1.

Повторить и обобщить всѐ изученное по орфографии. Подгото-

виться к контрольному диктанту.

Уметь соотносить

значение, структуру

и правописание сл., самостоятель-

но проверять написанное.

Фронтальная,

индивидуаль-

ная.

Стимулирование и мотивация учения.

Контрольный

диктант и его

анализ.


2.

Проверить орфографические и

пунктуационные знания и умения

учащихся. Отработать нав. самостоятельной работы над ошибками.

Индивидуаль-

ная.

Контроль.

6 неделя

Строение

слова.

Почему корень,

приставка, суф-

фикс и окончание

– значимые части слова?




2.

Сформировать представление о

слове как системе разных языковых значений, передающихся с

помощью морфем. Способствовать усвоению последовательности разбора слова по составу с учётом значения морфем.

Знать, что такое

морфема. Уметь

разбирать слова по составу с учётом

значения морфем.

Фронтальная.

Организация и

осуществление уч. действий.

Терминологи-

ческий диктант.

Как образуются

формы слова с

помощью окон-

чания.




2.

Дать понятие окончания как изме-

няемой морфемы, служащей для

связи слов и выражающей грам-

матические признаки части речи.

Дать понятие основы как части слова без окончания. Сформиро-

вать умение выделять окончание, особенно нулевое, и основу слова.

Уметь соотносить

окончание с его

грамматическим

значением. Знать

основные значения

нулевого окончания

в именах сущ. и глаголах, точно определять их с опорой на их грамматическое

значение.

Фронтальная,

индивидуаль-

ная.

Объяснительно-иллюстрированный. Словарный диктант

Слово как

Часть речи.

Самостоятельные

части речи.



2.

Дать предварительное представление обо всех частях речи. По-

тренироваться в их разграничении.

Уметь определять

части речи по во-

просам,обнаружи-

вать части речи в

тексте или

предложении.

Фронтальная,

индивидуальная.

Организация и

осуществление уч. действий.

7 неделя

Как изменяются

имена существи-

тельные, имена

прилагательные

и глаголы.



2.

Учить определять морфологические признаки имѐн существительных, имѐн прилагательных и глаголов. Научить понимать, как

они изменяются.

Уметь определять

морфологические

признаки имѐн су-

ществительных,

 прилагательных и глаголов.

Знать, как они изменяются.

Фронтальная.

Организация и

осуществление уч. действий.

Служебные части

речи.



2.

Учить узнавать служебные части

речи, отличать их от самостоятельных частей речи. Дать понятие о «службе» предлогов, союзов,

частиц.

Узнавать служебн.  части речи, отличать их от самостоятельных слов. Уметь от-

личать предлоги от приставок и союзов,соблюдать на письме правила орфографии.

Фронтальная,

индивидуальная.

Организация и

осуществление уч. действий.

Словарный

диктант.

Повторение.

1.

Повторить и обобщить изучен. по лексике, морфемике, морфоло-

гии, орфографии. Подготовиться к

контрольной работе.

Знать изученные

правила и уметь

применять их на

практике.

Фронтальная,

индивидуальная.

Организация и

осуществление уч. действий.

Контрольная ра-

бота и еѐ анализ.

2.

Проверить знания и умения учащихся по изученному материалу.

Проверить умение пользоваться

толковым словарем.

Индивидуальная

Контроль

8 неделя

Рр Текст (продолжение).

От чего зависит

порядок распо-

ложения предло-

жений в тексте.



1.

Установить различные смысловые

отношения между предложениями

и зависимую от них последовательность предложений в тексте.

Объяснить, что порядок расположения в тексте зависимых предложений изменить нельзя, так как нарушатся смысл. отношения (связи) между ними.

Уметь устанавли-

вать смысловые от-

ношения между

предложениями и

последовательность

предложений в тек-

сте.

Фронтальная,

индивидуальная.

Объяснительно-иллюстрированный,

организация и

осуществление уч. действий.

Абзац как часть

текста.

1.

Дать понятие абзаца, его строения. Дать понятие микротемы.

Формировать умение находить микротему и абзац в тексте.

Знать, что такое

микротема, абзац.

Фронтальная.

Проблемного

Изложения. Словарный диктант.

Изложение «Бар-

сучонок».



2.

Учить писать изложение, близкое

к тексту, после подготовительного

анализа, с опорой на план изложения. Научить сохранить в изложении характерные для художественного стиля языковые средства.

Уметь писать изло-

жение, близкое к

тексту.

Фронтальная,

индивидуальная.

Организация и

осуществление уч. действий.

Системати-

ческий курс

русского

языка.

Фонетика.

Орфоэпия

Что изучает фо-

нетика.


1.

Дать понятие о фонетике как о

разделе языкознания.

Уметь пользоваться

элементарными знаками фонетической

транскрипции при

передаче устной ре-

чи на письме.

Фронтальная,

индивидуальная.

Объяснительно-иллюстрированный,

организация и

осуществление уч. действий.

9 неделя

Звуки гласные и

согласные.

2.

Вспомнить, чем различаются

гласные и согласные звуки. Осмыслить представление о боль-

шейинформативности согласных звуков сравнительно с гласными.

Проанализировать схему класси-

фикации согласных звуков.

Уметь давать уст-

ную и письменную

характеристику звукам.

Фронтальная.

Объяснительно-иллюстрированный,

организация и

осуществление уч. действий.

Слог, ударение.

1.

Дать понятие слога, ударных и

безударных слогов. Сопоставить

словесное и логическое ударения.

Знать отличитель-

ные особенности

русского ударения

(разноместность и

подвижность).

Фронтальная.

Организация и

осуществление уч. действий.

Словарный диктант

Что изучает ор-

фоэпия? Произ-

ношение удар-

ных и безудар-

ных звуков.



1.

Дать понятие об орфоэпии как о

разделе науки о русском языке,

правилах произношения гласных

звуков, элементах транскрипции.

Развить речевой слух учащихся.

Познакомить со словарем Р.И.

Аванесова

Знать, что такое ор-

фоэпия, как можно

овладеть нормами

произношения ударных и безударных

гласных.

Фронтальная,

индивидуальная.

Организация и

осуществление уч. действий.

Выборочный

диктант.

Произношение

согласных зву-

ков. Орфоэпиче-

ский разбор сло-

ва.


1.

Дать понятие о правилах произ-

ношения согласных звуков в русском языке, элементах транскрипции. Развивать речевой слух учащихся. Изучить порядок орфоэпического разбора слова.

Знать правила о

произношении со-

гласных перед е в

иноязычных словах

и о произношении

согласных на месте

буквенного сочета-

ния чн

Фронтальная,

индивидуальная.

Объяснительно-иллюстрированный,

организация и

осуществление уч. действий.

Повторение по

разделу «Фоне-

тика. Орфоэпия».



1.

Повторить и обобщить изученное

по разделу «Фонетика. Орфо-

эпия». Подготовить учащихся к

зачётной работе.

Уметь анализиро-

вать отдельные зву-

ки, слова, транскрибировать фразы,

проводить устный и письменный фонетический и орфоэпический разборы.

Фронтальная.

Организация и

осуществление уч. действий.

Зачетная работа.



1.

Проверить знания учащихся по

фонетике и орфоэпии. Проверить

умение выполнять фонетический

и орфоэпический разборы.

Индивидуальная.

Контроль.

10 неделя

Лексика.

Словообра-

зование.

Правописа-

ние.

Как определять

лексическое зна-

чение слова.



2.

Дать понятие лексического значе-

ния слова, научить способам словотолкования. Сформировать уме-

ние и желание пользоваться тол-

ковым словарем. Показать, что

лексика занимает центральное место в системе образных средств языка.

Знать, что изучает

лексика, понимать,

что такое лексиче-

ское значение слова.

Фронтальная,

индивидуальная.

Объяснительно-иллюстрированный.

Сколько лексиче-

ских значений

имеет слово?



1.

Дать понятие лексики, лексиче-

ского значения слова. Сформировать умение определять лексическое значение слова, однозначные

и многозначные слова.

Знать, что такое лексика, лексическое

значение слова.

Уметь определять

лексическое значе-

ние слова, одно-

значные и много-

значные слова.

Фронтальная,

индивидуальная.

Объяснительно-иллюстрированный.

Словарный диктант

Когда слово

употребляется в

переносном зна-

чении.


2.

Дать понятие о переносном значении слова. Формировать умение различать прямое и переносное

значения слов, понимать фразео-

логизмы.

Уметь различать

прямое и перенос-

ное значения слов.

Фронтальная,

индивидуальная.

Организация и

осуществление уч. действий.

11 неделя

Как пополняется

словарный со-

став русского

языка.


2.

Дать понятие о русском словооб-

разовании и заимствовании.

Вспомнить основные периоды заимствования слов из разных народов. Познакомить со старославянизмами.

На основе анализа

лингвистических

текстов уметь уста-

навливать пути и

способы пополнения

словарного запаса

русского языка.

Фронтальная,

групповая.

Частично-

поисковый.

Как образуются

слова в русском

языке.



2.

Дать понятие о способах образо-

вания слов в русском языке. Формировать умение разбирать слово по составу, дать понятие о слово-

образовательной модели.

Уметь анализиро-

вать слова на основе словобразователь-

ной модели.

Фронтальная,

индивидуальная

Объяснительно-иллюстрированный.

Словарный диктант

Какие чередова-

ния гласных и

согласных про-

исходят в словах.



1.

Дать понятие о чередовании глас-

ных и согласных в словах. Фор-

мировать умения видеть чередо-

вания гласных и согласных в сло-

вах.

Знать, какие чередования гласных и со-

гласных происходят

в словах.

Фронтальная,

индивидуальная

Объяснительно-иллюстрированный.

Повторение.


1.

Обобщить и систематизировать

изученное. Подготовиться к кон-

трольной работе.

Знать орфограммы

«Чередование глас-

ных в корне слова».

Фронтальная,

индивидуальная

Стимулирование и мотивация учения.

Контрольная ра-

бота.



1.

Проверить знания и умения учащихся по изученному материалу.

Проверить умение учащихся выполнять разбор слова по составу и

синтаксический разбор простого

предложения.

Индивидуальная.

Контроль.

12 неделя

Правописание

чередующихся

гласных а-о в

корнях –лаг-/-

лож-, -рос-/-

раст- (-ращ-).



2.

Закрепить правописание чере-

дующихся гласных в корнях –лаг-

/-лож-, -рос-/-раст- (-ращ-).

Сформировать умение рассуждать

при выборе чередующейся глас-

ной в корне.

Уметь правильно

писать слова с чередующимися гласными.

Фронтальная,

индивидуальная

Организация и

осуществление уч. действий.

Буквы о-ѐ после

шипящих и ц в

корнях слов.



2.

Изучить правописание о-ѐ после шипящих и ц в корнях слов. Фор-

мировать умение выбрать и объ-

яснить буквы о или ѐ.

Уметь объяснять

выбор буквы о-ѐ после шипящих и ц в корнях слов.

Фронтальная,

индивидуальная

 Организация и

осуществление уч. действий.

Словарный диктант

Чем отличаются

друг от друга

слова-омонимы.


1.

Дать понятие омонимов и их видов. Формировать умение различать их по значению, строению,

написанию.

Знать, что такое

омонимы,омофоны,

омографы, омофо-

ны.

Фронтальная,

индивидуальная

Организация и

осуществление уч. действий.

II триместр

1 неделя

Что такое про-

фессиональные и

диалектные сло-

ва.



2.

Дать понятие о профессиональных и диалектных совах. Формировать умение объяснять их зна-

чение, познакомить со словарем Даля.

Уметь находить

профессиональные и диалектные слова в тексте.

Фронтальная,

индивидуальная

Объяснительно-иллюстрированный.

Контрольный

диктант и его

анализ.


2.

Проверить орфографические и

пунктуационные умения и навыки

учащихся. Проверить умение выполнять разбор слова по составу.

Индивидуальная.

Контроль.

О чем рассказы-

вают устаревшие

слова.

2.

Дать понятие об устаревших словах. Объяснить причины их появления в русском языке.

Знать признаки ус-

таревших слов и

причины их появления в русском языке.

Фронтальная,

групповая.

Объяснительно-иллюстрированный.

Словарный диктант

Умеем ли мы

употреблять в

речи этикетные

слова?



1.

Познакомить учащихся с поняти-

ем речевого этикета, с этикетной

лексикой как особым пластом словаря. Объяснить необходи-

мость быть вежливым в общении с людьми.

Уметь правильно,

уместно употреб-

лять отдельные этикетные формулы

приветствия, про-

щания, просьбы,

благодарности и т.п.в зависимости от речевой ситуации.

Фронтальная,

индивидуальная

Организация и

осуществление уч. действий.

Проверочная

работа.

2 неделя

Правописание

приставок.


2.

Повторить сведения о правописании неизменяемых приставок. Изучить правописание приставок на з-с. Изучитьправописание

приставок при- и пре-.

Знать три группы

приставок в зависи-

мости от их право-

писания

Фронтальная,

индивидуальная

Организация и

осуществление уч. действий.

Буквы и-ы после

ц.

1.

Закрепить правописание букв и-ы после ц. Сформировать умение и желание пользоваться орфографическим словарем.

Знать условия выбора правильного на-

писания. Уметь подбирать слова с изученной орфограммой по орфографическому словарю.

Фронтальная,

индивидуальная

Объяснительно-иллюстрированный.

Словарный диктант

Повторение.



1.

Повторить и обобщить изученный

материал по лексике, словообразованию и правописанию. Подготовиться к контрольному диктанту.

Уметь правильно

отвечать на вопро-

сы,аргументировать

свой ответ.

Фронтальная,

индивидуальная

Стимулирова-

ние и мотива-

ция учения.

Контрольный

диктант и его

анализ.

1.

Проверить орфографические и

пунктуационные умения и навыки

учащихся. Проверить умение выполнять синтаксический разбор простого предложения и разбор

слова по составу.

Индивидуальная.

Контроль.

Рр

Стили речи.

Что изучает сти-

листика?

1.

Дать понятие о науке стилистике.

Закрепить понятие речевой ситуации.

Уметь определять

стиль речи, аргу-

ментировать свое

мнение.

Фронтальная,

индивидуальная

Объяснительно-иллюстрированный.

Разговорная и

книжная речь.

1.

Дать понятия о разговорной и

книжной речи, сферах их использования. Ввести

акцентологическую разминку.

Знать признаки си-

туации разговорного

и книжного стилей.

При работе с тек-

стами уметь по этим признакам определять и обосновывать

стиль речи.

Фронтальная.

Объяснительно-иллюстрированный.

3 неделя

Художественная

и научно-деловая речь.



1.

Дать понятие о художественной и

научно-деловой речи. Объяснить их разделение в зависимости от

условий общения и задач речи.

Познакомить с деятельностью

ученого-лингвиста В.В. Виноградова.

Знать особенности

художественной и

научно-деловой ре-

чи.

Фронтальная.

Организация и

осуществление уч. действий.

Сочинение-

описание картины И.Т. Хруцкого

«Цветы и плоды».


2.

Учить писать сочинение-описание

по картине. Научить использовать

в сочинении художественный

стиль.

Уметь писать сочи-

нение-описание по

картине.

Фронтальная,

индивидуальная

Организация и

осуществление уч. действий.

Словарный диктант

Синтксис и

пунктуация (вводный

курс).  

Что изучают син-

таксис и пункту ация?


1.

Дать понятие синтаксиса и пунк-

туации как разделов науки о языке, объяснить их неразрывную

связь. Познакомить с деятельностью выдающегося ученого-лингвиста А.М. Пешковского.

Знать, что такое

синтаксис, что такое пунктуация, почему они рассматриваются в неразрывной

связи, чемотличает-

ся слово от предло-

жения.

Фронтальная,

индивидуальная

Организация и

осуществление уч. действий.

Словосочетание.

2.

Дать понятие словосочетания,

научить устанавливать смысловую

и грамматическую связь в словосочетании. Сформировать умение выделять словосочетания из предложения.

Уметь разграничи-

вать слова и слово-

сочетания; устанав-

ливать смысловую и грамматическую

связь в словосочетании; вычленять словосочетания из

предложений.

Фронтальная,

групповая.

Проблемного

изложения.

Тест.

4 неделя

Разбор словосо-

четания.

1.

Научить выполнять разборсловосочетания. Проверить умение

учащихся определять словосочетания.

Знать порядок раз-

бора словосочета-

ния.

Фронтальная,

групповая.

Организация и

осуществление уч. действий.

Тест.

Предложение.

Интонация пред-

ложения. Виды

предложений по

цели высказыва-

ния.



2.

Дать понятие предложения, инто-

нации предложения, логического

ударения, паузы. Дать понятие видов предложения по цели высказывания, научить их различать.

Подготовиться к контрольной работе.

Уметь различать

предложения по це-

ли высказывания

Фронтальная,

индивидуальная

Организация и

осуществление уч. действий.

Объяснительный диктант.

Контрольная ра-

бота.

1.

Проверить умение отличать сло-

восочетания от других сочетаний

слов, умение выделять словосочетания из предложения. Проверить

умение учащихся выполнять раз-

бор словосочетаний.

Индивидуальная.

Контроль.

Восклицательные

предложения.

1.

Дать понятие восклицательного

предложения. Объяснить, что по-

вествовательные, вопросительные

и побудительные предложения

могут быть восклицательными,

когда выражают сильные чувства.

Сформировать умение определять

невосклицательные и восклицательные предложения.

Знать отличитель-

ные особенности

восклицательных

предложений

Фронтальная,

индивидуальная

Организация и

осуществление уч. действий.

Словарный диктант

5 неделя

Главные члены

предложения.



1.

Дать понятие подлежащего и ска-

зуемого как главных членов предложения, научить находить основу предложения. Сформировать умение находить основу предложения.

Уметь находить

грамматическую основу предложения.

Фронтальная,

индивидуальная

Объяснительно-иллюстрированный.

Тест.

Тире между под-

лежащим и ска-

зуемым.



1.

Изучить случай постановки тире

между подлежащим и сказуемым,

когда оба они выражены именем

существительным в Им. п. Закрепить умение учащихся определять

лексическое значение слов по толковому словарю.

Знать, когда ставит-

ся тире между под-

лежащим и сказуе-

мым.

Фронтальная,

групповая.

Организация и

осуществление уч. действий.

Словарный диктант

Предложения с

одним главным

членом.



1.

Дать понятие предложения с од-

ним главным членом, подлежащим или сказуемым. Формиро-

вать умение узнавать такие предложения.

Уметь распознавать

односоставные

предложения.

Фронтальная,

индивидуальная

Объяснительно-иллюстрированный.

Тест.

Предложения

распространѐн.



1.

Дать понятие распространѐнного

инераспространѐнного предложения, раскрыть значение и роль второстепенных членов предложения. Учить распространять

предложения. Сформировать умение характеризовать предложения по наличию главных и второстепенных членов.

Уметь сопоставлять

распространѐнные и

нераспространѐнны

предложения, характеризовать предложения по наличию главных и второстепенных членов.

Фронтальная,

индивидуальная

Стимулирование и мотивация учения.

Тест.

Второстепенные

члены предложе-

ния.



1.

Учить выделять в предложении

второстепенные члены, понимать

их значение и роль. Предупредить

ошибочное представление о вто-

ростепенных членах как о незначительных, необязательных. Фор-

мировать умение выделять в

предложениях второстепенные

члены, которые поясняют главные

члены и другие второстепенные

члены.

Уметь выделять в

предложениях вто-

ростепенные члены, которые поясняют главные члены и другие второстепенные члены; составлять схемы.

Фронтальная,

индивидуальная

Стимулирование и мотивация учения.

Творческая

работа.

Дополнение.



1.

Дать понятие дополнения, научить

находить дополнения в предложении. Подготовиться к контрольному диктанту.

Знать, что такое до-

полнение. Уметь находить его в предложении.

Фронтальная,

индивидуальная

Организация и

осуществление уч. действий.

Тест.

6 неделя

Контрольный

диктант и его

анализ.

2.

Проверить орфографические и

пунктуационные знания и умения

учащихся. Проверить умение разбирать словосочетание.

Индивидуальная.

Контроль.

Определение.

2.

Дать понятие определения. Сфор-

мировать умение находить определение в предложении.

Знать, что такое оп-

ределение. Уметь

находить определе-

ния в предложении.

Фронтальная,

индивидуальная

Практикум.

Словарный диктант

Обстоятельство.

2.

Дать понятие обстоятельства и

видов обстоятельств. Формировать умение находить обстоятель-

ство в предложении. Подготовиться к контрольному диктанту.

Знать, что такое об-

стоятельство, виды

обстоятельств.

Уметь находить об-

стоятельства в предложении.

Фронтальная,

индивидуальная

Объяснительно-иллюстрированный.

Предупредительный диктант.

7 неделя

Контрольный

диктант и его

анализ.

2.

Проверить орфографические и

пунктуационные умения и навыки

учащихся. Проверить умение находить и выделять

второстепенные члены предложения.

Индивидуаль-

ная.

Контроль.

Однородные

члены предложе-

ния.

2.

Дать понятие однородных членов

предложения. Формировать умение находить однородные члены впредложении, правильно ставить

знаки препинания между ними.

Уметь определять

однородные члены в предложении.

Фронтальная,

индивидуальная

Организация и

осуществление уч. действий.

Словарный диктант

Обобщающее

слово перед од-

нородными чле-

нами. Двоеточие

после обобща



1.

Дать понятие обобщающего слова

перед однородными членами.

Формировать умение находитьобобщающее слово и ставить

двоеточие.

Уметь правильно и

выразительно читать

предложения с

обобщающими словами, оценивать с данной точки зрения речь своих одноклассников.

Фронтальная,

индивидуальная

Стимулирование и мотивация учения.

Объяснительный диктант.

Обращение.

1.

Дать понятие обращения. Форми-

ровать умение находить его, пра-

вильно ставить знаки препинания

при обращении. Повторить нормы

речевого этикета.

Дать понятие обращения. Форми-

ровать умение находить его, пра-

вильно ставить знаки препинания

при обращении. Повторить нормы

речевого этикета.

Фронтальная,

групповая.

Организация и

осуществление уч. действий.

Словарный

диктант.

8 неделя

Синтаксический

разбор простого

предложения.

1.

Изучить порядок разбора просто-

го предложения. Формировать

умение выполнять синтаксический разбор простого предложения. Подготовиться к контрольной

работе.

Изучить порядок

разбора простого

предложения. Фор-

мировать умение

выполнять синтак-

сический разбор

Фронтальная,

групповая.

Организация и

осуществление уч. действий.

Контрольная ра-

бота.

1.

Проверить знания и умения учащихся по теме «Простое предложение».

Индивидуальная.

Контроль.

Сложное пред-

ложение.



1.

Дать понятие сложного предложе-

ния. Формировать умение определять количество простых предложений в нем, виды связи между

ними и правильно ставить знаки

препинания.

Уметь находить

грамматическую основу сложного

предложения, раз-

личать союзную и

бессоюзную связь.

Фронтальная,

групповая.

Стимулирование и мотивация учения.

Практикум.

Словарный диктант

Прямая речь.



1.

Дать понятие прямой речи. Формировать умение правильно

оформлять прямую речь на письме.

Уметь правильно

оформлять прямую

речь на письме.

Фронтальная,

индивидуальная

Организация и

осуществление уч. действий.

Диалог.



1.

Дать понятие диалога. Формировать умение правильно оформлять

диалог на письме. Повторить формы речевого этикета.

Уметь правильно

оформлять диалог

на письме.

Фронтальная,

индивидуальная

Самостоятельная работа.

9 неделя

Контрольный

диктант и его

анализ.

2.

Проверить орфографические и

пунктуационные умения и навыки

учащихся, умение выполнять синтаксический разбор простого предложения

Индивидуальная.

Контроль.

Рр

Типы речи.

Что такое тип

речи.


1.

Дать понятия основных типов ре-

чи: повествования, описания, рас-

суждения.

Знать типы речи.

Уметь характеризовать их.

Фронтальная.

Объяснительно-иллюстрированный.

Словарный диктант

Описание, пове-

ствование, рас-

суждение.


1.

Дать полное понятие типов речи.

Формировать умение определять

типы речи.

Знать типы речи.

Уметь доказывать

принадлежность

текста к тому или

иному типу речи.

Фронтальная,

индивидуальная

Организация и

осуществление уч. действий.

Сочинение-

описание по кар-

тине К.Ф. Юона

«Русская зима».


2.

Закрепить навыки написания сочинения-описания по картине.

Научить описывать зимний пейзаж.

Уметь описывать

зимний пейзаж.

Индивидуальная

Фронтальная.

Организация и

осуществление уч. действий.

10 неделя

Оценка действи-

тельности.



1.

Дать понятие об особом типе речи

– оценке действительности, научить определять этот тип речи,

составлять тексты такого типа речи.

Знать, что такое

оценка действительности.

Фронтальная,

индивидуальная

Организация и

осуществление уч. действий.

Контрольная ра-

бота.



1.

Проверить знание основных при-

знаков понятия «типы речи»; умение оформить ответ в виде письменного рассуждения, пользуясь книжной (учебно-научной) речью.

Индивидуальная.

Контроль.

Рр

Строение

текста.

Строение текста

типа рассужде-

ния-доказатель-

ства.



1.

Познакомить учащихся со строе-

нием текста типа рассуждения-

доказательства. Формировать

умение составлять собственные

тексты подобного типа.

Знать строение тек-

ста типа рассужде-

ния-доказательства:

тезис, аргументы и

примеры, вывод.

Фронтальная,

индивидуальная

Объяснительно-иллюстрированный.

Словарный диктант

Морфология.

Правописание.

Что обозначает

глагол.



1.

Повторить основные сведения о

глаголе как части речи: значение,

морфологические признаки и син-

таксическая роль в предложении.

Обогатить речь учащихся с помо-

щью использования разнообразных глаголов говорения.

Знать, что такое глагол, его роль в нашей речи.

Фронтальная,

индивидуальная

Организация и

осуществление уч. действий.

Словарный

диктант.

Слитное и раз-

дельное написа-

ние не с глагола-

ми.



1.

Закрепить изученное правило о

слитном и раздельном написании

не с глаголами. Продолжать работу над употреблением глаголов с

не в живой речи, активно пользуясь таким типом речи, как рассуждение-доказательство.

Уметь видеть отри-

цательную частицу

не при глаголе, по-

нимать еезначение.

Фронтальная,

индивидуальная

Организация и

осуществление уч. действий.

Как образуются

глаголы.



1.

Дать понятие о способах образования глаголов:приставочном и суффиксальном. Понаблюдать за

словообразовательными значениями приставок с помощью

морфемного анализа.

Уметь устанавливать

типичные словооб-

разовательные мо-

дели глаголов, образовывать глаголы от

других глаголов.

Фронтальная,

индивидуальная

Объяснительно-иллюстрированный.

III

тримеср

1 неделя

Виды глагола.

1.

Дать понятие о видах глагола, ихсмысловых и морфемных разли-

чиях. Формировать умение правильно использовать глаголы совершенного и несовершенного

вида в речи.

Уметь различать

глаголы совершен-

ного и несовершенного вида по значению незавершенности и завершенности

действия и по во-

просам.

Фронтальная,

индивидуальная

Организация и

осуществление уч. действий.

Практикум.

Корни с чередо-

ванием букв е-и.


1.

Объяснить правописание корней с

чередованием букв е-и. Дать понятие об омонимичных корнях.

Знать наизусть пе-

речень корней с чередованием е-и.

Фронтальная,

индивидуальная

Организация и

осуществление уч. действий.

Тест.

Неопределѐнная

форма (инфини-

тив) глагола.



1.

Сформировать умение безошибочно определять инфинитив. Закрепитьправописание мягкогознака в конце инфинитива.

Уметь соотносить

личную форму гла-

голов настоящего,

прошедшего и бу-

дущего времени с

неопределѐнной

формой, распозна-

вать глаголы в ин-

финитиве в речи.

Фронтальная,

индивидуальная

Объяснительно-иллюстрированный.

Словарный диктант

Правописание

–тся и –ться в

глаголах.



2.

Закрепить правописание –тся и

–ться в глаголах. Учить правильно

ставить вопрос от слова, к которому относится неопределенная

форма глагола.

Уметь правильно

ставить вопрос от

слова к которому

относится неопре-

деленная форма гла-

гола.

Фронтальная,

индивидуальная

Стимулирование и мотивация учения.

2 неделя

Наклонение гла-

гола.

1.

Дать понятие об изъявительном,

сослагательном и повелительном

наклонениях глагола. Закрепить

правописание глаголов в различных наклонениях.

Уметь распознавать

глаголы в изъяви-

тельном наклоне-

нии.

Фронтальная,

индивидуальная

Организация и

осуществление уч. действий.

Как образуется

сослагательное

наклонение гла-

гола.



1.

Дать понятие об образовании со-

слагательного наклонения глагола.

Закрепить правописание частицы

бы. Познакомить учащихся со СПП с придаточным условия.

Уметь употреблять в письменной и устной речи глаголы в

сослагательном на-

клонении.

Фронтальная,

индивидуальная

Объяснительно-иллюстрированный.

Словарный диктант

Как образуется

повелительное

наклонение гла-

гола.


2.

Как образуется

повелительное

наклонение глагола.

Уметь образовывать

глаголы в повели-

тельном наклоне-

нии.

Фронтальная,

индивидуальная

Объяснительно-иллюстрированный.

Как изменяется

глагол.


1.

Закрепить понятие о постоянных

и непостоянных признаках глагола как части речи. Изучить схему его морфологического разбора.

Знать наизусть схе-

му морфологическо-

го разбора глагола.

Фронтальная,

индивидуальная

Объяснительно-иллюстрированный.

3 неделя

Времена глагола.

2.

Объяснить учащимся, что глаголы

изменяются по временам только в

форме изъявительного наклонения. Дать понятие об

образовании

форм времени. Подготовиться к

контрольному диктанту.

Знать особенности

образования глаго-

лов прошедшего

времени.

Фронтальная,

индивидуальная

Организация и

осуществление уч. действий.

Объяснительный диктант.

Контрольный

диктант и его

анализ.

2.

Проверить орфографические и

пунктуационные умения и навыки

учащихся. Проверить умение выполнять разбор слова по составу и

морфологический разбор глагола.

Индивидуальная

Контроль.

Спряжение гла-

гола. Лицо и число.



2.

Сформировать умение определять

спряжение глагола. Научить изменять по лицам и числам разно-

спрягаемые глаголы. Научить правильно и уместно употреблять

спрягаемые глаголы в речи.

Знать перечень

окончаний глаголов

I и II спряжения, а

также грамматиче-

ское значение каж-

дого из окончаний;

понимать, что про-

блемы вправописа-

нии возникают в основном при передаче безударных лич-

ных окончаний.

Фронтальная,

индивидуальная

Организация и

осуществление уч. действий.

Поверочная

работа.

4 неделя

Правописание

личных оконча-

ний глаголов.

2.

Закрепить правописание личных

окончаний глаголов. Объяснить

учащимся, что в неопределѐнной

форме определяется спряжение

глаголов только с безударными

окончаниями.

Знать, что у глаголов

с безударными личными окончаниями

тип спряжения оп-

ределяется по ин-

финитиву.

Фронтальная,

индивидуальная

Объяснительно-иллюстрированный.

Объяснительный диктант.

Безличные глаголы. Переходные и непереходные

глаголы.


2.

Дать понятие безличных глаголов.

Формировать умение находить безличные и личные глаголы в

безличном значении. Познакомить

с переходными и непереходными

глаголами.

Выучить наизусть

перечень наиболее

употребительных

безличных глаголов.

Уметь определять

переходные и непереходные глаголы.

Фронтальная,

индивидуальная

Организация и

осуществление уч. действий.

Словарный диктант

Повторение.


1.

Повторить и обобщить изученное

о глаголе. Подготовиться к кон-

трольному диктанту.

Уметь оперировать

основными терми-

нами, приводить

примеры.

Фронтальная,

индивидуальная

Объяснительно-иллюстрированный.

Контрольный

диктант и его

анализ.

2.

Проверить орфографические и

пунктуационные умения и навыки

учащихся. Проверить умение выполнять морфологический разбор глагола и синтаксический разбор

простого предложения.

Индивидуальная.

Контроль.

5 неделя

Рр

Строение

текста.

Как связываются

предложения в

тексте. «Данное»

и «новое» в

предложениях.


1.

Продолжить изучение связи предложений в тексте, дать понятие о

«данном» и «новом» в предложении.

Знать, что такое

«данное» и «новое»

в предложениях.

Уметь находить

«данное» и «новое»

в предложениях.

Фронтальная,

индивидуальная

Объяснительно-иллюстрированный.

Строение текста

типа повествова-

ния.



2.

Познакомить учащихся со строением текста типа повествования.

Формировать умение создавать

собственные тексты подобноготипа. Учить редактировать текст-

повествование.

Уметь строить текст типа повествования

(вступление; последовательное изложение действий, событий; заключение).

Фронтальная,

индивидуальная

Стимулирование и мотивация учения.

Имя сущест-

вительное.

Что обозначает

имя существи-

тельное.

1.

Объяснить грамматическое значе-

ние предметности им. существительного. Выяснить, чем отли

чается

существительное от

других частей речи.

Уметь распознавать

имена существи-

тельные с учѐтом: 1)их общего значения; 2)морфологических признаков; 3) синтаксической роли.

Фронтальная,

индивидуальная

Фронтальная,

индивидуальная.

Словарный диктант

Как образуются

имена существи-

тельные.


1.

Выяснить, какими способами об-

разуются имена существительные.

Сформировать умение образовывать имена существительные.

Уметь образовывать

имена существи-

тельные от других

частей речи, используя при этом наиболее продуктивные

для этой части речи способы образования.

Фронтальная,

индивидуальная

Организация и

осуществление уч. действий.

Употребление

суффиксов существительны

–чик, -щик.

Употребление

суффиксов существительны –ек,-ик (-чик).


1.

Закрепить правописание суффик-

сов существительных. Объяснить

порядок, как следует определять

написание суффиксов.

Уметь объяснять

выбор того или иного суффикса, образовывать существительные с помощью

суффиксов.

Фронтальная,

индивидуальная

Объяснительно-иллюстрированный, организация и

осуществление уч. действий.

6 неделя

Слитное и раз-

дельное написа-

ние не с им.

существит.


1.

Изучить и закрепить правописание не с менами существитель-

ными. Повторить правописание не

с глаголами.

Уметь правильно

писать глаголы и

имена существи-

тельные и отрица-

тельной частицей

не.

Фронтальная,

индивидуальная

Организация и

осуществление уч. действий.

Имена существительны одушевлѐнные и неодушевлѐнны



1.

Дать понятие об одушевлѐнных и

неодушевлѐнных именах сущест-

вительных. Формировать умение

различать одушевлѐнные и не-

одушевлѐнные существительные.

Дать понятие об олицетворении.

Подготовиться к контрольному дикт.

Уметь различать

одушевленные и неодушевлѐнные существительные.

Фронтальная,

индивидуальная

Стимулирование и мотивация учения.

Объяснительный диктант.

Контрольный

диктант и его

анализ.

2.

Проверить орфографические и

пунктуационные умения и навыки

учащихся. Проверить умение выполнять словообразовательный

разбор слов, находить одушевлѐнные и неодушевлѐнные им. существительные.

Индивидуальная

Контроль

Собственные и

нарицательные

имена существи-

тельные.


1.

Дать понятие о собственных и на-

рицательных именах существительных. Формировать умение

различать собственные и нарицательные существительные.

Знать, чем различаются собственные и

нарицательные имена существительные.

Фронтальная,

индивидуальная

Организация и

осуществление уч. действий.

Словарный диктант

Род имѐн суще-

ствительных.

Почему в рус-

ском языке три

рода.


1.

Объяснить понятие грамматического рода и происхождение сред-

него рода. Формировать умение

определять род имѐн существительных.

Уметь определять

род имѐн существительных. Знать, как

появился средний

род.

Фронтальная,

индивидуальная

Объяснительно-иллюстрированный.

7 неделя

Существитель-

ные общего рода.

Род несклоняе-

мых имѐн суще-

ствительных.



1.

Дать понятие о существительных

общего рода. Формировать умение

правильно их употреблять; уметь

определять род несклоняемых

существительных по контекстному окружению и с помощью словаря, а также по правилу.

Уметь определять

род несклоняемых

существительных по контекстному окружению, с помощью

словаря, по правилу

Фронтальная,

индивидуальная

Объяснительно-иллюстрированный.

Число имѐн су-

ществительных.



1.

Повторить и закрепить изученное

о формах числа имѐн существительных. Дать понятие об именах

существительных, употребляемых

только во множественном, или

только в единственном числе.

Уметь соотносить

грамматическую

форму числа суще-

ствительных и ре-

альное количество

предметов.

Фронтальная,

индивидуальная

Стимулирование и мотивация учения.

Словарный диктант

Падеж и склоне-

ние имѐн сущ.


1.

Повторить падеж и склонение имѐн существительных. Изучить разносклоняемые существительные. Потренироваться в устном и

письменном склонении и разборе

существительных.

Знать схему морфологического разбора имени существительного.

Фронтальная,

индивидуальная

Организация и

осуществление уч. действий.

Правописание

безударных па-

дежных оконча-

ний имѐн суще-

ствительных.

1.

Закрепить правописание безудар-

ных падежных окончаний имѐн

существительных. Подготовиться

к контрольному диктанту.

Уметь объяснять

выбор написания

безударных падеж-

ных окончаний имѐн

существительных

Фронтальная,

индивидуальная

Организация и

осуществление уч. действий.

Контрольный

диктант и его

анализ.

2.

Проверить орфографические и

пунктуационные умения и навыки

учащихся. Проверить умение выполнять разбор слова по составу и

морфологический разбор имени

существительного.

Индивидуальная.

Контроль.

8 неделя

Употребление

имѐн существи-

тельных в речи.



1.

Рассмотреть синтаксическую роль

имѐн существительных. Формировать умение правильно употреблять имена существительные в

речи, учиться точной и образной

речи у художников слова – писателей и поэтов.

Уметь определять

роль имени существительного в предложении по вопросу.

Фронтальная,

индивидуальная

Стимулирование и мотивация учения.

Рр

Строение

текста.

Строение текста

типа описания

предмета.


2.

Познакомить учащихся со строением текста типа описания пред-

мета. Формировать умение создавать собственные тексты подобного типа.

Уметь составлять

тексты типа описа-

ния предмета.

Фронтальная,

индивидуальная

Объяснительно-иллюстрированный.

Словарный диктант

Сочинение-

описание по кар-

тине И.И. Маш-

кова «Клубника и белый кувшин».


2.

Познакомить учащихся с творчеством известного художника И.И.Машкова. Закрепить навык создания сочинения-описания по картине.

Уметь определять

основную мысль,

которую надо рас-

крыть в сочинении,

выявлять средства художественной выразительности.

Фронтальная,

индивидуальная

Организация и

осуществление уч. действий.

Соединение ти-

пов речи в тек-

сте.


1.

Дать понятие о соединении типов

речи в тексте. Объяснить причины

этого.

Знать, какие типы

речи могут соеди-

няться в тексте.

Фронтальная,

индивидуальная

Организация и

осуществление уч. действий.

9 неделя

Изложение тек-

ста по Л. Ленчу

(упражнение №

772).



2.

Научить писать изложение текста

от 3-го лица. Формировать умение

сохранять строение текста, языковые средства, характерные для стиля речи.

Уметь определять

тему, идею, тип и

стиль речи, строение

текста, языковые

средства, озаглавливать текст.

Фронтальная,

индивидуальная

Организация и

осуществление уч. действий.

Имя прилага-

тельное.

Что обозначает

имя прилагательное. Прилагательные качественные, относительные и притяжательные.



1.

Дать определение имени прилага-

тельного как части речи. Объяснить морфологические особенности качественных, относительных

и притяжательных прилагательных.

Знать морфологические признаки каче-

ственных, относи-

тельных и притяжательных прилагательных.

Фронтальная,

индивидуальная

Фронтальная,

Индивидуальная.

Словарный диктант

Правописание

окончаний имѐн

прилагательных.


1.

Закрепить правописание оконч. им.прилагательных. Закрепить дефисное написание прил.,

 обозначающих оттенки цветов.

Уметь определять

падеж и правильное

написание оконча-

ний имѐн прилага-

тельных.

Фронтальная,

индивидуальная

Стимулирование и мотивация учения.

Образование

имѐн прилага-

тельных Прила-

гательное полные и краткие.



2.

Познакомить учащихся с суффиксальным способом образования

прилагательных. Дать понятие о

полных и кратких прилагательных.

Уметь образовывать

краткие прилага-

тельные, распозна-

вать их прилага-

тельные в тексте,

строить предложе-

ния с краткими прилагательными и использовать их какграмматические синонимы полных

форм.

Фронтальная,

индивидуальная

Организация и

осуществление уч. действий.

10 неделя

Сравнительная и

превосходная

степень качест-

венных имѐн

прилагательных.


2.

Дать понятие сравнительной и

превосходной степенях сравнения

имѐн прилагательных. Изучить порядок морфологического разбора имени  прилагательного.

Знать схему порядка

морфологического

разбора имени прилагательного.

Фронтальная,

индивидуальная

Организация и

осуществление уч. действий.

Как образуется

сравнительная

степень прилага-

тельного. Как

образуется пре-

восходная сте-

пень прилага-

тельного.


2.

Изучить образование степеней

сравнения прилагательного. Фор-

мировать умение правильно употреблять в речи формы сравни-

тельной и превосходной степени

прилагательного.

Уметь образовывать

степени сравнения

прилагательных.

Фронтальная,

индивидуальная

Организация и

осуществление уч. действий.

Словарный диктант

Повторение по

теме «Имя при-

лагательное».


2.

Закрепить изученное об имени

прилагательном.

Знать теоретический

материал по теме.

Уметь выполнять

морфологический

разбор прилагательного.

Фронтальная,

индивидуальная

Организация и

осуществление уч. действий.

11 неделя

Зачѐтная работа и ее анализ.


2.

Проверить знания, умения, навыки по изученной теме.

Индивидуальная

Контроль.

Рр

Повторение.

Повторить и обобщить все изученное по теме «Речь». Формировать умение правильно использовать речеведческие термины.

Формировать умение анализировать тексты разных типов речи и

создавать свои тексты.

Уметь анализиро-

ватьпредложенные

тексты, писать не-

большие тексты

разных типов речи.

Фронтальная,

индивидуальная

Организация и

осуществление уч. действий.

Словарный диктант

Сочинение.

2.

Учить писать сочинение на заданную тему. Формировать умение

определять, какие темы сочинений требуют описания, какие –рассуждения, какие можно раскрыть как повествование.

Уметь писать сочинение на заданную

тему.

Фронтальная,

индивидуальная

Организация и

осуществление уч. действий.

12 неделя

Повторение.



4.

Обобщить, систематизировать

знания, умения, навыки учащихся,

полученные в 5 классе.

Фронтальная,

индивидуальная

Организация и

осуществление уч. действий.

Словарный диктант

Итоговый тест и

его анализ.

2.

Проверить знания, умения, навыки учащихся за 5 класс.

Индивидуаль-

ная.

Контроль.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Русский язык как государственный (индивидуальные и групповые занятия с учащимися с неродным русским языком), адаптированная к коррекционно-развивающему обучению в 1-4 классах"

В школы Российской Федерации поступает большое количество детей из семей переселенцев ближнего и дальнего зарубежья.Для данных детей русский язык не является родным и, если они не обучались по российс...

Рабочая программа. Русский язык, 6 класс. Под редакцией М.Разумовской, М.: Дрофа, 2014-2015 г.

Настоящая программа по русскому языку для V класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание ста...

Рабочая программа русский язык 5 класс Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, издательство «Просвещение», 2012.

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбч...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа Русский язык. ФГОС.10 класс к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык 10-11 классы», под редакцией Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В

Рабочая программа для 10 класса(базовый уровень, 34 часа) составлена с учетом ФГОС СОО, содержит развернутое КТП с указанием видов деятельности...

Рабочие программы. Русский язык. 5-9 классы: авт.-сост. М.М. Разумовская, С..И. Львова. В.И. Капинос. В. В. Львов, Г.А. Богданова.

Рабочие программы  по русском языку для 5-8 классов составлены  на основе федерального государственного образовательного стандарта, авторской программы основного общего образования (Рабочая ...