Главные вкладки

    Олимпиады по русскому языку для коррекционных школ 7-го вида
    олимпиадные задания (русский язык) по теме

     Олимпиадные задания  составлены для 5-9 классов.  

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Олимпиада по русскому языку в 5 классах.

    1 вариант

    1.Укажите, сколько раз встречается звук «з» в предложении

          «Зина обратилась с просьбой к Лизе»

    2.Определите, к какому роду относятся слова: картофель, санаторий, кофе, какао, фамилия, молодёжь, тополь, тюль, рояль, мозоль, шампунь.

    3.Словарный диктант: б_с_довать, б_нокль, во_зал, профе_ия, к_стюм, л_ловый, изд_лека, хо_ей, шо_е, спор_смен, _десь, сп_ртакиада.

    4.К словам с безударными гласными в корне подберите проверочные слова:

        Сп_ши стихи –

        не сп_ши через дорогу –

        пол_скать собачку –

        пол_скать бельё –

        зап_вать песню –

        зап_вать лекарство –

        пос_деть на крыльце –

        пос_деть от горя –

    5.Подберите к словам антонимы: ранний- , далёкий -, тогда -,  яркий -, утро -, север – расцветать - , широкий - .

    6.Выпишите  в 1 столбик слова с ударением на первом слоге, во 2 столбик – на втором слоге : арбуз, верба, ворота, досуг, документ, звонит, засуха, километр, компас, магазин, инженер, начать, свёкла, столяр, щавель.

    7.Выпишите из предложения все словосочетания:

        С шелестом падали с тополей сухие листья.

    8.Выделите в словах корень: придорожный, наушник, заоблачный, скворечник, зашумела.

    9.Составьте схемы предложений:

        Ползут по деревьям туманы, фонтаны умолкли в саду.

        Тростник шумел, шуршал и слушал, как в речке плещется вода.

       

    10.Расскажите о слове «фантастический» по Толковому словарю. Составьте с этим словом предложение.

    2 вариант

    1.Определите количество букв и звуков в словах: яркий, сердечный, деревья, восстание.

    2.Расставьте ударения в словах: верба, километр, свёкла, сирота, статуя, компас, документ, магазин, центнер, портфель, звонит, ворота, столяр, начать.

    3.Распределите слова по родственным корням: поднос, переносица, носовой, носок, носорог, носилки, носящий, носить, заносы, носатый.

    4.Подберите проверочные слова и вставьте пропущенные буквы:

        загр_ждение –

        сокр_щение –

        охл_дить –

        нагр_дной –

        обл_ко –

        к_питан –

    5.Придумайте слова с приставками: низ-, нис-, пред- , об-, над-, в-

    6.Выделите суффикс в словах: зайчонок, девчонка, добрячок, дождливый, лживый, доверчивый., стекольщик.

    7.Поставьте ударение в выделенных словах, объясните значение этих слов:

       На путях я вижу сорок

       Резво скачущих сорок.

       Этот вид мне очень дорог

       Средь неведомых дорог.

    8.Поставьте знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы:

        Необыкновенным б_гатством осен_их красок слави_ся осина.

        Лист_я этого скромного дер_вца могут быть б_гряными   ал_ми   л_мон_ми

     к_   ричневыми    ч_рными   серыми   белыми.

    9.Объясните значение выражений:

        Пальчики оближешь –

        Дать нагоняй –

        Сломя голову –

        Молоть ерунду –

        Кот наплакал –

    10.Продолжите предложение, чтобы получить сложное :

          Взошло солнце, и…

          Звонко стучал по сухому дереву дятел, а….

          Деревья шумели, шуршали и слушали, как…

    Олимпиада по русскому языку в 6 классах.

    1 вариант.

    1.Словарный диктант. Ба_ейн, оди_адцать,  пор_жение, пр_ключение, пр_су_ствовать, гара_, изжелта(красный), ко_екция, в_лосипе_, румя_ый, сост_зание, ю_ый, экз_мпляр, б_рюзовый, пр_рода.

    2.Расставьте ударения в словах: алфавит, красивее, случай, хозяева, звонишь, полчаса, щавель, средства, положил, кружева, премировать, удобнее, развитый(ребёнок), развитой (язык).

    3.Сосчитайте, сколько букв и звуков в слове «чернеют».

    4.Разберите  слова по составу: разыгрывать, косолапый, загадка, столик, набережная, оттепель, избирательный.

    5.Объясните значение словосочетаний:

        глухой старик –

        глухой голос –

        глухой согласный –

        глухой переулок –

    6.Подберите определения (имена прилагательные) к каждому из этих слов:

       Фамилия, тюль, рояль, картофель, какао, кофе, шампунь, мозоль, овощ, фасоль.

    7.Объясните значение фразеологизмов :

        Вставлять палки в колёса –

        водить за нос –

        плыть на всех парусах-

        сломя голову –

        до глубины души –

    8.Запишите слова, которые  вы знаете с этими элементами:

       Радио-

       кино-

       теле-

       фото-

       авто-

       вело-

    9.Распределите слова в две колонки:

                            Ъ                                              Ь

       Сош_ём, с_естное, под_ём, бур_ян, выл_ешь, необ_ятный, солов_и, об_явление, под_езд, в_юга.

    10.Подчеркните в  четверостишии грамматические основы, укажите над словами часть речи:

          Вот уж снег последний в поле тает,

          Тёплый пар восходит от земли,

          И кувшинчик сильный расцветает,

          И зовут друг друга журавли.

    2 вариант

    1.Вставьте пропущенные буквы:

       Ур_вень воды, ур_внять в правах, подр_внять землю, ср_вняться с кем-нибудь.

    2.Разберите слова по составу: загадка, предположить,  завьюжить, судоподъёмник, набережная.

    3.Объясните значение словосочетаний:

       Высокий рост, высокая температура, высокие цены, высокое напряжение, высокая оценка.

    4.Выписать вначале фразеологические обороты со словами-антонимами, затем со словами-синонимами. Объясните значение фразеологизмов.

       Нет худа без добра;  ум за разум заходит; всеми правдами и неправдами; вопрос жизни и смерти;  переливать из пустого в порожнее; вокруг да  около; ни конца ни краю; и стар и млад; ни сыт ни голоден.

    5.Какими частями речи могут быть слова? Составьте с ними  словосочетания, чтобы было ясно, какая это часть речи: пила, ожог, простой, гнёт.

    6.Данные существительные напишите в родительном падеже множественного числа:

       Кочерга, метла, полотенце, средство, слог, лагерь, циркуль, томат, носок, чулок, офицер.

    7.Спишите пословицы, вставив буквы О или Е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных:

        Куда пастуш_к, туда и посош_к.

        Личиком бел, да душ_ю ч_рен.

        Долг платеж_м красен.

        В чуж_м глазу суч_к видим, а в своём и бревна не замечаем.

        По ш_рстке и кличка.

    8.Замените имена существительные синонимами с приставкой НЕ-

        Нельзя терпеть ложь.

        Его не сломило горе.

        Надо исправлять дефекты.

        Для всех горько рабство.

        Характер закаляют испытания.

    9.Объясните фразеологизмы:

      В час по чайной ложке –                          Себе на уме-

       Рукой подать-                                            Гонять лодыря-

       Кривить душой-                                        Кожа да кости-

       Повесить нос-                                            Куры не клюют-

    Слова для справок:   лгать, много, медленно, худой, близко, хитрый, бездельничать, грустить.

    10.Расставьте знаки препинания в данных предложениях, подчеркните грамматические основы. Составьте схемы предложений.

         Над полями и лесами всё ярче и ярче светит солнышко.

         Потемнели в полях дороги посинел на реке лёд.

         Прилетели белоносые грачи торопятся поправлять свои старые растрёпанные гнёзда.

    Олимпиада по русскому языку в 7 классах.

    1 вариант.

    1.Словарный диктант. Аквар_ум, ба_ейн, из(за) угла, волей(неволей), коло_а, ор_ентироваться, медле_ый, пор_зительный, с_туация, св_щенный, р_альный, пр_тензия,  изобр_зить,  гал_рея, г_рлянда,  точь (в) точь.

    2.Определите, сколько мягких звуков в следующих словах: листья ложились, летели, неделями.

    3.Расставьте ударение в данных словах:

       Досуг, прибывший, гравёр, движимый, поднявший, балуясь, ржавея, добрались, мельком, красивее, начатый, начавший,  предложить.

    4.Разберите слова по составу.

    Обрастают, участвовавшие, предложенные.

    5.От данных глаголов образуйте все возможные причастия, выделите в них суффиксы.

       Красить, бороться, вырастить.

    6.Во что превратятся прилагательные, если в них заменить букву Ч буквой Щ?

       Выделите в новых словах суффиксы.

       Висячий, горячий, лежачий, ползучий, сидячий.

    7.Напишите правильно наречия.

       Броситься (в)догонку; расходиться (по)одиночке; приехать (во)время; говорить (на)распев; сыграть (в)ничью; работать (без) устали; (во) время урока; смотреть (в) упор.

    8.К данным наречиям подберите антонимы:

       Без оглядки –

       вечером –

       впопыхах –

       дружески –

       тайком –

    9.Определите, к каким частям речи относятся выделенные слова. Подчеркните эти слова как члены предложения.

        Длина линейки 10 сантиметров.

        Эта линейка для меня длинна.

    10.Вставьте в словосочетания нужные предлоги.

         Выйти…. автобуса

         Сойти….поезда.

         Поехать….Украину.

         Приехать….Белоруссии.

         Работать …. заводе.

    2 вариант.

    1.Расставьте ударение в словах.

       Движимый, черпая, мельком, удобнее, досыта, добела, по двое, по трое, творог, премировать, диспансер, поднятый, до смерти, они правы, она права.

    2.Вместо точек вставьте одну Н  или две НН, объясните почему.

       На столе лежит книга в кожа_ом  тиснё_ом  переплёте. Рита вынула билет, тиснё_ый золотом.

    3.Вставьте пропущенные буквы, обозначив орфограммы. Расставьте знаки препинания.

       С_лёные брызги _громных волн разб_вающихся о пр_брежные скалы л_тели д_леко на сушу и дом срубле_ый из толстых брёвен вздрагивал непр_ста_о.

    4.В каких предложениях допущены ошибки в употреблении деепричастий?  Запишите предложения в исправленном виде.

       Открыв окно, я залюбовался видом города.

       Заканчивая чертёж, у меня сломался карандаш.

       Подходя к дому, вдруг выскочила собака.

       Белку, прыгая с ветки на ветку, мы приманили к себе орешками.

       Подъезжая к станции, я был встречен товарищем.

    5.От прилагательного ТЁМНЫЙ образуйте существительные, глаголы, различные формы причастий.

    6.Замените наречия синонимами, в которых пишется НН или Н.

       Признаться чистосердечно –

       Двигаться тихо –

       Действовать быстро –

       Выполнять всегда –

       Слушать невнимательно –

       Отвечать нечётко –

       Появиться вдруг –

    Слова для справок: неожида_о; медле_о; открове_о; постоя_о; мгнове_о; рассея_о; пута_о.

    7.Как правильно сказать: Я кушаю или я ем?

    8.Замените фразеологические обороты словами-синонимами.

        В час по чайной ложке-

        Рукой подать –

        Кривить душой –

        Себе на уме –

        Кожа да кости –

        Куры не клюют –

        Прикусить язык –

        Встать с левой ноги –

    9.Вставьте пропущенные буквы в конце слов. Укажите часть речи.

     В течени_  реки,  в течени_   года, в продолжени_   книги, в продолжени _  месяца,  в следстви_  по уголовному делу, вследстви_  болезни, выйти  (на) встречу гостям,   пойти (на )встречу с одноклассниками.

    Олимпиада  по русскому языку в 8 классах.

    1 вариант.

    1.Словарный диктант.

       Д-алог, иску_тво, к_никулы, лаур_ат, вп_чатление, а_естат, мньш_нство, об_лиск, пам_тник. те_итория, р_гулировать, спец_альность, профе_ия, ровес_ник, сверс_ник, г_ниальный, ид_ал, уд_влять, фест_валь.

    2.Расставьте ударение в словах.

       Обеспечение, ходатайство, мельком, каталог, звонит, языковое явление, диспансер, премировать, хаос, аристократия, газопровод, договор, намерение.

    3.Подберите к словам ГРУСТЬ,  ТЕМНОТА синоним и антоним и составьте  с ними предложения.

    4.Замените заимствованные слова русскими синонимами: индустрия-

       антракт- , колоссальный-

    5.Какими частями речи и какими членами предложения являются выделенные слова?

       Защитник вольности и прав.

       В сём случае совсем не прав.

       Столовая закрыта.

       Дайте столовую ложку.

    6.Разберите по составу слова: поддерживая, пригород, осветительный, снегопад.

    7.Найдите общий корень в словах:

       Пехота – опешить

       наизусть – устный

       след – последствия

       пружина – упругий

       мрачный – сумрак – обморок.

    8.Найдите антонимы в стихотворении М.Лермонтова «Дума»

       И ненавидим мы, и любим мы случайно,

       Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

       И царствует в душе какой-то холод тайный,

       Когда огонь кипит в груди.

    9.Определите количество букв и звуков в словах:

       Неуютно, неприязнь, январь, отъехать.

    10.Определите тип односоставных предложений. Выделите грамматическую основу.

         Цыплят по осени считают.

         Напишешь – не сотрёшь, выпустишь – не поймаешь.

         Сначала подумай, потом говори.

         Соловья баснями не кормят.

    2 вариант.

    1.Вставьте пропущенные буквы и расставьте ударение.

       Пр_оритет, д_баты, пр_мировать, пост_мент, пр_образ, щ_вель, средств_. пол_жить, ж_люзи, ф_лолог, полудн_вать, газ_провод, сл_вовый.

    2.Определите главное и зависимое слово. Задайте вопрос.

       Русский язык, говорить взволнованно, очень красиво, гуманный человек, писать стихи, любовь к труду, досрочное задание.

    3.Запишите фонетическую транскрипцию предложения.

       Друг спорит, а недруг поддакивает.

    4.Разберите по составу слова.

       Благодарность, собеседник, пробирались, перекрёсток.

    5.Укажите значение устаревших слов.

       Лучина, приказчик, купец, армяк. лапотник, аршин.

    6.Поставьте окончания, согласуя в числе и роде подлежащее и сказуемое.

       Ряд столов стоял… посередине класса.

       Полмесяца прошёл с тех пор, как начались каникулы.

       Такси стоял…. у ворот дома.

       Недавно здесь открыт… кафе-столовая.

    7.Правильно ли сказано?  Исправьте, если нет.

       Благодаря разразившемуся урагану корабль потерпел крушение.

    8.Выделите грамматическую основу в предложениях. Определите тип односоставных предложений.

       Любите и изучайте великое искусство музыки…

       Вы увидите жизнь в новых тонах и красках.

       Хочу, чтобы звук прямо выражал слово.

       Хочу правды в музыке.

    9.Что обозначает в данных словах частица НЕ и частица НИ?

        Я не раз ходил в театр.

        Я ни разу не был в театре.

    10.Как называются люди, живущие в КАРПИНСКЕ, ЕКАТЕРИНБУРГЕ, МОСКВЕ, УФЕ, ТУЛЕ, ХАРЬКОВЕ, ОДЕССЕ, ТОМСКЕ?

    11.Объясните значение данных фразеологизмов:

         Сломя голову, ни в зуб ногой, с глазу на глаз, зубы заговаривать, выйти в люди, всё валится из рук, держать в ежовых рукавицах, встать в тупик, душа ушла в пятки, зарубить на носу.

    Олимпиада по русскому языку в 9 классах

    1 вариант.

    1.Словарный диктант.

        Акт_вный, буду_щее, ч_ствовать, прогре_ивный, коло_альный, к_нспект, сист_матизировать, р_ферат, пр_з_дент, гости_ая, ко_ентатор, ор_ентироваться, м_заика, п_пулярный, г_гантский, ас_альт.

    2.Запишите фонетическую транскрипцию данного преложения.

       Около прорубки белые голубки.

    3.Расставьте ударения в следующих словах.

       Мозаика, квартал, соболезнование, корысть, перчить, индустрия, эксперт, диспансер, медикаменты, углублённый, регулировать.

    4.Замените заимствованные слова русскими синонимами.

        Сентиментальный –

        комментарий –

        компромисс –

        привилегия –

        триумф –

    Слова для справок: согласование, победа, мечтательный, пояснение, льгота.

    5.Раскройте смысл народных   сравнений.

       Свалился как снег на голову –

       Вертится как белка в колесе –

       Набито как сельдей в бочке –

       Пишет как курица лапой –

       Нужен как телеге пятое колесо –

    6.Найдите грамматические основы данных предложений.

       Вошла Фенечка с Митей на руках.

       С баржи несли раненых.

       Некоторые стонали, но большинство молчало.

       Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик.

    7.Вставьте, где нужно тире или двоеточие.

       Учись доброму  худое на ум не пойдет.

       Дал клятву жизнь посв_тить Родине.

       Сказал топором отрубил.

       Не рыбацкий парус малый корабли мне снятся.

       Полюбуйся весна наступила, журавли караваном летят.

       Воды бояться в море не бывать.

    8.Выпишите из предложения все словосочетания. Укажите главное и зависимое слово.

       Я иду по берегу своего любимого ручья ранней весной.

    9.Вставьте пропущенные буквы, обозначив орфограммы. Расставьте знаки препинания.

       Звёзды ещ_ св_ркали остро и холодно но небо на восток_ уже стало светлеть.

       Деревья (по)немногу выступали из тьмы и по в_ршинам их   вдру_ прош_лся  т_кой сильный и свеж_й ветер что лес сразу ож_л  зашумел полнозвучно и звонко.

       Через несколько м_нут ветер стих и деревья (с)нова застыли в х_лодном оц_пенении.

    2 вариант.

    1.Словарный диктант.

       А_омпан_мент, п_лисадник, прогре_, моз_ика, де_тельный, ид_ология, к_нонада, с_луэт, р_зультат, уп_рядочить, э_ект, тр_диция. оранж_рея, прогно_, гумма_ый, инт_нсивный, эк_логия.

    2. Расставьте ударение в словах.

        Сорит, полчаса, положил, шофёр, памятуя. цемент, отчасти, премировать, ходатайствовать, хозяева, цыган, черпать, комбайнёр.

    3.Объясните лексическое значение заимствованных слов, подберите русские синонимы.

       Инертный-

       Экологический-

       Прогрессивный-

       Дискуссия-

       Диалог-

       Дебют-

       Информация-

       Монолог-

    4.Составьте с данными словами словосочетания, чтобы они были правильно употреблены в речи.

       Иллюстрация, иллюминация, отвергать, опровергать, основание, обоснование, искусный, искусственный.

    5.Расставьте знаки препинания. Найдите в стихотворении синонимы.

       Бураны вьюги  и метели

       Как много с  ними  канители

       Как  много шума  толкотни

       Как  надоели мне они

       Так проворчал мороз угрюмый

       И речку лёд сковал без шума

       Деревья скрыла седина

       И наступила тишина

    6.Вставьте нужные слова из скобок.

       К.Д.Ушинский – знаменитый русский (педагог, преподаватель).

       В школу приехал новый (педагог, преподаватель)  истории.

       Выступавшие критиковали (недостатки, дефекты) в работе.

       Техник долго не мог обнаружить (недостатки, дефекты) мотора.

       Лаборант провёл (анализ, разбор) крови.

       При фонетическом (анализ, разбор) слов ученик не сделал ни одной ошибки.

    7.Подумайте, каково значение слова АНЕКДОТ во времена А.С.Пушкина? Назовите произведение.

         Но дней минувших анекдоты

         От Ромула до наших дней

         Хранил он в памяти своей.

    8.Укажите значение устаревших слов:  алтын, ланиты, чело, дюжина, уста, десница, брегет, лапоть, отрок, цирюльник.

    9.Укажите односоставные предложения ( в том числе и в составе  сложных), назовите их вид.

        Без конца еду, а погода не унимается.

        Всё залило, мосты разнесло.

        Мутная вода. Белые волны хлещут по глине.

        Темнеет. Ямщик молчит.

    10.Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания. Составьте схему первого предложения.

         Я посм_трел на клён и увидел как осторожно и медле_о отделился от ветки красный лист в_дрогнул на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам.

          Тишина ст_явшая в низк_рослом полесье встретила нас как только мы выехали за ворота уса_ьбы.

           Грус_но видеть когда юноша теряет лу_шие свои надежды и  мечты когда перед ним отдёргивается розовый флёр сквозь к_торый он см_тред на дела и чу_ства человеческие.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические материалы по теме "Социально-трудовая направленность уроков русского языка в коррекционной школе VIII вида"

    Материал содержит обобщение опыта работы по теме, включает теоретическую часть и различные виды практических работ с учащимися 5 - 9 классов коррекционной школы на уроках русского языка....

    «Использование информационных технологий на уроках русского языка в коррекционной школе VIII вида»

    Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятел...

    «Использование информационных технологий на уроках русского языка в коррекционной школе VIII вида»

    Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятел...

    Рабочая программа по русскому языку для коррекционной школы 7 вида. 4 класс.

    Программа предназначена для 4 класса, школы 7 вида....

    Конспект урока по русскому языку в коррекционной школе 8 вида по теме "Местоимение"

    полный конспект обобщающего  урока по русскому языку. Тема: "Местоимение"...

    Олимпиады по русскому языку для коррекционных школ

    Всероссийский этап олимпиады по русскому языку для коррекционных школ...

    Олимпиады по русскому языку для коррекционных школ

    Школьный этап олимпиады по русскому языку для коррекционных школ...