Урок русского языка в 9 классе "СПП с придаточными определительными"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме
Урок русского языка в 9 классе "СПП с придаточными определительными" задуман на краеведческом материале. Автор на уроках практикует тексты местных писателей, предварительно прочитанных учениками совместно с учителем вне урока, что делает работу более осмысленной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 38.67 КБ |
2.zadaniya_k_tekstu.docx | 31.99 КБ |
3.ocenochnyy_list.docx | 14.17 КБ |
1._tema_cel_i_t.d.ppt | 518 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 9 классе.
Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.
Цели урока.
Образовательная. Актуализировать опорные знания и умения, сформированные при изучении сложноподчиненного предложения с придаточным определительным.
Развивающая. Совершенствовать пунктуационные навыки и умения конструировать сложноподчинённые предложения с придаточным определительным, определять средства связи между главным и придаточным предложением, выделять предикативные основы. Вооружать девятиклассников приёмами самостоятельной работы с учебным текстом и новой информацией.
Развивать коммуникативную компетентность (письменная и устная речь).
Продолжить подготовительную работу по решению тестов ГИА в части В.
Воспитательная: Создать условия для осознания необходимости жить в соответствии с нравственными принципами общества.
Тип урока: закрепление.
Методы обучения: 1. По источнику полученных знаний: словесные, практические, исследовательские. 2. По уровню активности познавательной деятельности: репродуктивные (комплексный анализ текста, что включает в себя анализ языковых единиц, их функционирования в речи, построение схем предложений, подбор синонимичных придаточных предложений и придаточных определительных), эвристические (задания творческого характера: сочинение-рассуждение, сочинение-эссе).3. По функциям: методы устного изложения знаний учениками, метод самостоятельной работы учащихся по осмыслению и применению знаний на практике.
Формы организации учебной деятельности: фронтальные, групповые, индивидуальные.
Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителей-наблюдателей, учителя-предметника.
Оснащение урока.
1.Учебник “Русский язык 9 класс”, авторы: М.М. Разумовская, С.П. Лекант.
2.Компьютер с презентацией по теме «Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным».
3.Раздаточный материал: распечатки текста из рассказа оренбургского писателя Ивана Уханова «Мама, не умирай» (из сборника «И с песней молодость вернётся»), таблицы с опорными материалами «Второстепенные члены предложения», «СПП», «Стили речи», «Типы речи».
Ход урока
Предварительный просмотр:
Задания к тексту.
- Выразительно прочитайте текст.
- Определите стиль. Укажите языковые особенности данного текста, характерные для этого стиля.
- Найдите в тексте слова разговорной лексики, объясните их употребление, подберите к ним синонимы из современного русского языка.
- Назовите ключевые слова, рисующие безрадостную обстановку.
- Вставьте пропущенные знаки препинания, буквы, раскрывая скобки. Объясните.
- Расставьте недостающие знаки препинания в предложении № 13.
7. Выполните синтаксический разбор выделенного предложения (№ 8).
8. Сделайте морфемный анализ слов бе…просветную, ж…лел.
9. Укажите количество звуков ы в предложении № 9.
10. Составьте схему предложения № 2.
11. Объясните правописание слов с не в предложениях №№ 6, 10, 13
12.Найдите и перестройте предложение с причастным оборотом (№№ 1-5) в сложноподчинённое с придаточным определительным. Разберите его синтаксически. Нарисуйте схему СПП.
13. Сочините синквейн на тему урока.
Задания творческого характера.
- Исходя из полного содержания рассказа, напишите миниатюру на тему: «Дымов спешил в непросветную непогодь, чтобы помочь матери». Как вы думаете, помог ли Дымов своей матери и покаялся ли перед ней?»
- Сочинение-рассуждение на тему «Какова роль запятых в тексте И. Уханова».
(1) Автобус тащился по бесконечной хляби. (2) То и дело его заносило, он становился поперёк дороги и походил на раненого зверя, что огрызается от погони.
(3) -Угораздило (же) меня в такую грязюку… - (4) Сидящий рядом с Дымовым мужчина стряхивая с фура…ки воду чертыхнулся. (5) Автобус только что застрял в колдобине, и все выходили толкать его. (6) Вывозились в глине, вымокли, и каждый уд…влялся, - почему люди едут именно сейчас, в эту бе...просветну... (не)погодь.
(7) А дождь всё лил и лил, густо и т…жело стуча по железной спине автобуса. (8) От око(н,нн)ого стекла несло холодом, обдавало из щелей водяной пылью. (9) Дымов др...жал всем телом и ж...лел, что в спешке забыл дома плащ(?). (10) (Не)удачником, горемыкой видел он себя в эти часы-минуты: всё складывалось плохо, против него.
(11) Автобус ударился (обо) что(то), осел и ярос...но, но бе(с,сс)ильно задёргался на месте. (12) Дымов отвернулся к окну и (не)ожиданно для себя заплакал. (13) Слёзы нежным теплом окатили щёки посолили губы; Дымов (не) выт...рал слёз остро ощущ...я их забытый вкус; всё вокруг - окна, одежда, лицо было мокро от дождя и наверное н…кто (не) замечал что он плач…т. (14) И кому было знать, что (в)переди, за толщей этих трудных километров, в осе(н,нн)ей д...р...вушке ум…рает мать Дымова, и он торопит(?)ся застать её в живых. (15) Ему надо сказать ей, как (не)поправимо виноват он перед ней, как всегда хотел любить её, делать ей что-то доброе, хорошее, и всё (не)досуг было, руки не доходили – и вот уже поз…но. (Иван Уханов. «Мама, не умирай».)
Справка об авторе. Иван Уханов.
Родился 20 августа 1938 года в Горьковской области. Окончил Оренбургский педагогический институт. Первую книгу рассказов «Небо детства» выпустил в Южно-Уральском книжном издательстве. Автор более двадцати книг прозы, публицистики. Член Союза писателей России. Лауреат Пушкинской премии «Капитанская дочка» за книгу «Рычков». С 1981 года живёт в Москве.
согласование | управление | примыкание |
этих километров | Застать её | торопится застать |
водяной пылью | в деревушке умирает | остро ощущая |
от оконного стекла | не вытирал слёз | забыл в спешке |
в эту непогодь | ударился обо что-то | складывалось плохо |
в беспросветную непогодь | забыл плащ | яростно, но бессильно задёргался |
на раненого зверя | тяжело стуча | |
что-то доброе | виноват непоправимо умирает впереди |
Предварительный просмотр:
Оценочный лист
учащихся 9 в класса. Русский язык, 12.12.2011 г.
Знания учащихся оцениваются учителями-наблюдателями (п.п.1,2,4,5) и учителем предметником (п.п.3,6)
№ пп | ФИО | 1. Мини-тест | 2. Устная работа | 3. Письменная работа (выставляется после проверки списывания текста) | 4. Теория, примеры | 5. Актив-ность, твор-чество | 6. Общая оценка |
1 | |||||||
2 | |||||||
3 | |||||||
4 | |||||||
5 | |||||||
6 | |||||||
7 | |||||||
8 | |||||||
9 | |||||||
10 | |||||||
11 | |||||||
12 | |||||||
13 | |||||||
14 | |||||||
15 | |||||||
16 | |||||||
17 | |||||||
18 | |||||||
19 | |||||||
20 | |||||||
21 | |||||||
22 | |||||||
23 | |||||||
24 | |||||||
25 | |||||||
22 | |||||||
27 | |||||||
28 | |||||||
29 | |||||||
30 | |||||||
31 |
Учитель
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными
Цель урока Совершенствовать пунктуационные навыки и умения конструировать схемы СПП с придаточным определительным, определять средства связи между главным и придаточным предложениями. Продолжить подготовительную работу по решению тестов ГИА.
Советы учителя Определите свои личные задачи на урок Что хотите узнать? Чему хотите научиться?
Основные группы СПП Выделяются три наиболее широкие по значению группы сложноподчинённых предложений: с придаточными определительными, изъяснительными и обстоятельственными. Сложноподчинённые предложения определительные изъяснительные обстоятельственные
Придаточные определительные Определительные (относятся к члену предложения, который выражен именем существительным (чаще всего), отвечает на вопросы который? какой? и присоединяется при помощи союзных слов: который, чей, какой, когда, где, куда и т.д.): [С улицы, (которая была полна народу), доносился чей-то крик]. [То место, (где мы отдыхали), очень красивое].
С ХЕМЫ СПП ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ И ВЕРТИКАЛЬНЫЕ
Синтаксический разбор Схема разбора сложноподчинённого предложения с одним придаточным 1.Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное). 2.Указать вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное). 3.Определить главное и придаточное предложения, найти их границы. Составить схему предложения: задать (если возможно) вопрос от главного к придаточному, указать в главном слово, от которого зависит придаточное, охарактеризовать средство связи (союз или союзное слово), определить тип придаточного (определительное, изъяснительное и т. д.). Образец разбора сложноподчинённого предложения с одним придаточным 1) [Во время сильной бури вывернуло с корнем высокую старую сосну], (отчего и образовалась эта яма) (А. Чехов). [ ], (отчего). Предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчинённое с придаточным присоединительным. Придаточное относится ко всему главному и присоединяется к нему союзным словом отчего. 2) (Чтоб быть современнику ясным ), [весь настежь распахнут поэт ] (А. Ахматова). (чтоб), [ ]. Предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчинённое с придаточным цели. Придаточное отвечает на вопрос с какой целью?, зависит от всего главного предложения и присоединяется к нему союзом чтоб. 3) [Я люблю всё], (чему в этом мире ни созвучья, ни отзвука нет ) (И.Анненский). [мест.], (чему). Предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчинённое с придаточным местоименно-определительным. Придаточное отвечает на вопрос какое?, зависит от местоимения всё в главном, присоединяется союзным словом чему, которое является косвенным дополнением.
Что это такое? Сложноподчинённые предложения - это сложные предложения, части которого связаны подчинительными союзами или относительными словами и подчинительной связью. В сложноподчинённых предложениях одно простое предложение (придаточное) зависит от другого (главного). От главного предложения к придаточному можно задать вопрос. Например, Он сказал (что он сказал?), что придёт поздно.
Строение В сложноподчинённом предложении простые предложения связаны между собой подчинительными союзами или союзными словами. Подчинительные союзы ( что, чтобы, как, словно ,когда ,куда и др.) Союзные слова ( относительные местоимения и наречия который ,чей, кто, куда, почему и др.)
Средства связи употребляются только как союзные слова только как союзы или как союзы, или как союзные слова Кто, какой, который, чей, где, куда, откуда, почему, зачем, сколько, насколько Пока, пока не, с тех пор как и др. ( временные ); чтобы, с тем чтобы и др.( целевые ); если, если бы и др.( условные); хотя, несмотря на то что и др. ( уступительные); так как, потому что и др.( причинные ); будто, словно, как будто и др.( сравнительные ); так что ( союз следствия ) Что, когда, как Ср.: Знаю ,что произошло( что- союзное слово ). Знаю, что произошло важное событие ( что- союз ).
В главном предложении часто бывают указательные слова: тот, там туда, оттуда, тогда, столько и др., которые выделяют содержание придаточного, например: 1)Никогда не беспокой другого тем , что можешь сделать сам. Союзы по составу могут быть простыми (что, как, когда и др.), составными (так как, так что, потому что и др.) и двойными (если …….,то; так как…….,то; чем …….,тем), например: Уже совсем стемнело, так что людей на улице не было. (составной союз так что )
В одних сложноподчинённых предложениях место придаточного неизменно: придаточное всегда стоит после главного или после того слова , к которому относится, например: Земля и море погрузились в глубокий мрак, так что в нескольких шагах нельзя было увидеть рядом идущего. В других сложноподчинённых предложениях место придаточного предложения можно менять, например: 1) Экспедиция отправится в Арктику завтра, если будет лётняя погода. 2) Если будет лётная погода, экспедиция отправится в Арктику завтра. 3)Экспедиция , если будет лётная погода, отправится в Арктику завтра. Придаточное предложение отделяется запятой или выделяется запятыми!
Придаточные изъяснительные Изъяснительные (или дополнительные) (отвечают на вопросы косвенных падежей, относятся к такому члену главного предложения, чей смысл надо разъяснить или дополнить, без придаточных изъяснительных такие сложные предложения были бы незаконченными и непонятными): [Бабушка попросила], [чтобы я купил лекарства];
Придаточные обстоятельственные Времени (в них указывается на действие, соотносительное по времени с действием в главном предложении, отвечают на вопросы когда? как долго? с какого времени? и т.д.): (Когда я вернулся домой), [сестра уже делала уроки]; Места (указывают на место, где происходит действие, о котором говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению при помощи союзных слов где, куда, откуда и отвечают на вопросы где? куда? откуда? и т.д.): [Через столько лет он вернулся туда], (где провёл свою юность). Образа действия (указывают на образ или способ выполнения действия, о котором говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению с помощью союзов как, что и т.д. и отвечают на вопросы как? каким образом?): [Надо было всё сделать таким образом], (чтобы мама ничего не узнала).
Меры и степени (указывают на степень качества, о котором говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению при помощи союзов что, насколько и т.д. и отвечают на вопросы на сколько? до какой степени?): [ Солнце светило так ярко], (что мне пришлось зажмуриться). Причины (указывают на причину того, о чём говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению при помощи союзов потому что, из-за того что, благодаря тому что и т.д. и отвечают на вопросы почему? отчего? по какой причине?): [Я не пошёл вчера в школу], (так как было очень холодно). Цели (указывают на цель того, о чём говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению при помощи союзов чтобы, для того чтобы и т.д. и отвечают на вопросы зачем? для чего?). Присоединительные ( поясняют то, о чём говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению при помощи союзных слов что, где, когда и т.д.): [Её не было дома], (что бывало нечасто).
Условные (указывают на условие, при котором совершается действие, описанное в главном предложении, к главному предложению присоединяются при помощи союзов если, когда, коли и т.д. и отвечают на вопрос при каком условии?): [Я тебе там эту книгу], (если ты пообещаешь вернуть ев через неделю); Сравнительные (поясняют то, о чём говорится в главном предложении путем сравнения, к главному предложению присоединяются при помощи союзов как, будто, как будто и т.д.): [Мы втроём начали беседовать], (как будто век были знакомы); Уступительные ( указывают на условия, вопреки которым совершается действие, о котором говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению при помощи союзов хотя, несмотря на то что и т.д.): ( Хотя он был еще очень юным), [он рассуждал очень разумно]; Следствия (указывают на следствие, которое вытекает из главного предложения, присоединяются при помощи союза так что ): [Уже поздно], (так что пойдем домой)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока русского языка "СПП с несколькими придаточными"
Представлена методическая разработка урока, презентация, электронный тренажёр....
Урок русского языка "СПП с несколькими придаточными"
Конспект урока русского языка...
Конспект урока по русскому языку в 9классе " Синонимика придаточных определительных предложений и причастных оборотов."
Синонимика придаточных определительных предложений и причастных оборотов - одна из непростых тем в 9классе.Цели: отработка навыка взаимозамены придаточных определительных и причастны...
конспект урока русского языка в 9 классе "Придаточные предложения следствия"
Данный урок по учебнику «Русский язык. 9 класс» МС.Г.Бархударова, С.Е.Крючкова, Л.Ю.Максимова и др. в разделе курса «Синтаксис. Пунктуация» входит в тему «Сложнопо...
Урок русского языка Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными
в помощь учителю...
Конспект урока русского языка "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным"
Методическая разработка урока "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным" , 9 класс....
Презентация к уроку русского языка "Сложноподчиненные предложения с придаточным определительным"
Сложноподчиненные предложения с придаточным определительным...