Рабочая программа по русскому языку в 6 классе
рабочая программа по русскому языку (6 класс) по теме

Оксана Ивановна Макарцева

Данная программа изменена и доработана мною в соответствии с уровнем подготовки учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_klass_planirovanie_-_russkiy_yazyk.doc615 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

На заседании методического совета

Протокол № ____

от «___» _____________2013 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по

УВР

__________________

«_____» ____________2013 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «ООШ № 2 г.Зубцова»

_________________ Винокуров А.А.

Приказ № _______  

от «____» ___________2013 г.

                                                   

               

Рабочая программа педагога

Макарцевой Оксаны Ивановны

                        по учебному курсу «Русский язык»

6 класс

2013-2014 учебный год

Пояснительная записка

         

          В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является  не только объектом изучения, но и средством обучения. В основной школе изучение предмета направлено на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения.                      

          В Федеральном компоненте государственного стандарта и Примерной программе основного общего образования по русскому языку Министерства образования РФ  сформулирована общая стратегия  обучения, воспитания и развития учащихся.

Изучение русского языка в 6 классе является продолжением перехода на новые программы основного общего образования.

Рабочая программа составлена на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы», Авторы-составители М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский, Москва, «Просвещение», 2009 год.

На изучение русского языка в 6 классе отводится 204 часа (6 часов в неделю).

        Содержание обучения русскому языку структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 6 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и  культуроведческая компетенции. Обучение ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

русского языка. Поэтому не следует традиционный термин «развитие речи» трактовать как разрозненные признаки текста, типов текста, стилей речи, основных видов переработки текста (изложение, сочинение и др.).

         Цели обучения:

  1. Воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание  интереса и любви к русскому языку;
  2. Совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности  к речевому самосовершенствованию;
  3. Освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
  4. Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

        

Тема

Название

Количество часов

Русский язык - один из развитых языков мира.

1 ч.

Повторение пройденного в 5 классе.

18 ч.

Лексика. Фразеология. Культура речи.

16 ч.

Словообразование. Орфография. Культура речи.

27 ч.

Морфология и орфография. Культура речи. Имя существительное.

21 ч.

Имя прилагательное.

26 ч.

Имя числительное.

20 ч.

Местоимение.

24 ч.

Глагол.

31 ч.

Повторение и систематизация пройденного в 6 классе.

20 ч.

Учебник – Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова. – М.: Просвещение, 2009 год

Требования к уровню подготовки учащихся 6-го класса

В результате изучения русского языка ученик должен:

Знать/понимать:

  1. роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка РФ и средства межнационального общения;
  2. смысл понятий: речь устная и письменная, монолог, диалог, сфера и ситуация речевого общения;
  3. основные признаки разговорной речи, научного, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
  4. особенности основных жанров научного, официально-делового стилей и разговорной речи;
  5. признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания,
  6. рассуждения);
  7. основные единицы языка, их признаки;
  8. основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета;

уметь

  1. различать разговорную речь, научный, официально-деловой стили,  язык художественной литературы;
  2. определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стили речи, анализировать структуру и языковые особенности текста;
  3. опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа: производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор частей речи,  изученных в 6 классе, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом, находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, находить и исправлять орфографические ошибки, правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 6-м классе;
  4. объяснять с помощью словаря значение и произношение слова;

аудирование и чтение

  1. адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, явную и скрытую информацию);
  2. читать тексты разных стилей и жанров, владеть разными видами чтения;
  3. извлекать информацию из различных источников;

говорение и письмо

  1. воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
  2. создавать тексты различных стилей и жанров (письмо, заявление, отзыв, выступление);
  3. осуществлять выбор языковых средств в соответствии с темой, темой, сферой и ситуацией общения;
  4. владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога;
  5. свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построение текста;
  6. соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  7. соблюдать в практике письма основные правила орфографии, изученные в 6 кл.;
  8. осуществлять речевой самоконтроль,  оценивать свою речь с точки зрения ее
  9. правильности;

использовать приобретенные знания  и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 

 

развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;

увеличения словарного запаса, развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным

предметам и продолжения образования.

Календарно-тематическое планирование

№ занятия с начала года

№ занятия с начала раздела

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Вид контроля

Дата



по плану    по факту

1

Русский язык – один из развитых языков мира

Комбинированный

Знать всё о богатстве русского языка

Уметь самостоятельно работать с материалом учебника

Орфоэпическая работа

Повторение пройденного в 5 классе 18 (15+3)

2-3

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Фонетический разбор слова. Орфография

Комбинированный

Знать всё о звуках русского языка

Уметь производить фонетический разбор слова

Словарный диктант

4-5

Морфемы в слове. Морфемный разбор слова. Орфограммы в приставках и в корнях слов

Комбинированный

Знать правила о морфемах

Уметь находить морфемы в словах

Творческий диктант

6

Части речи. Морфологический разбор слова.

Комбинированный

Знать о частях речи

Уметь производить морфологический разбор

Словарный диктант

7

Орфограммы в окончаниях слов

Комбинированный

Знать правила о правописании орфограмм в окончаниях слов

Уметь находить орфограммы в словах

Групповая работа

8

Р.р. Написание классного обучающего сочинения по теме: «Памятный день летних каникул»

Урок развития речи

Знать методику написания сочинения на заданную тему

Уметь определять стиль и тип текста

Работа в парах

9

Словосочетание



Комбинированный

Знать о словосочетании

Уметь определять вид связи слов в словосочетании

Групповая работа

10

Простое предложение. Знаки препинания в конце и внутри простого предложения простого предложения

Комбинированный

Знать о простом предложении

Уметь ставить знаки препинания в предложении

Творческий диктант

11

Сложное предложение. Запятые в сложном предложении

Комбинированный

Знать виды сложных предложений

Развивать пунктуационные умения

Объяснительный диктант

12-13

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений

Комбинированный

Знать виды сложных предложений

Совершенствовать умения производить синтаксический разбор

Свободный диктант

14

Прямая речь. Диалог. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью

Комбинированный

Знать способы передачи чужой речи

Уметь пунктуационно оформлять предложения с прямой речью

Графический диктант

15

Р.р. Текст. Деление текста на части

Урок развития речи

Активизировать знания учащихся о тексте

Развивать коммуникативные умения учащихся

Творческое задание

16

Р.р. Официально-деловой стиль, его языковые особенности

Урок развития речи

Активизировать знания учащихся о стилях речи

Развивать коммуникативные умения учащихся

Коммуникативное задание

17

Обобщение и систематизация по повторению пройденного в 5 классе

Урок комплексного повторения

Знать основные правила, изученные в 5 классе

Уметь применять полученные правила на практике

Объяснительный диктант

18



Контрольный диктант по повторению пройденного в 5 классе

Урок контроля  и проверки знаний

Выявить уровень усвоения теоретического материала, сформированность языковых умений школьников

Диктант

19

Анализ контрольного диктанта

Урок проверки знаний

Работа над ошибками

Лексика. Фразеология. Культура речи  16(14+2)

20

Повторение пройденного по лексике в 5 классе

Комбинированный

Актуализировать знания учащихся

Совершенствовать речевые и орфографические умения учащихся

Групповая работа

21

Р.р. Сбор и анализ материалов к сочинению: рабочие материалы

Урок развития речи

Развивать коммуникативные умения учащихся

Словарная работа

22

Общеупотребительные слова

Комбинированный

Актуализировать знания учащихся

Развивать устную речь учащихся

Свободный диктант

23

Профессионализмы

Комбинированный

Раскрыть значение термина «профессионализмы»

Развивать устную речь учащихся

Групповая работа

24

Диалектизмы

Комбинированный

Раскрыть значение термина «диалектизмы»

Развивать устную речь учащихся

Распределительный диктант

25

Р.р. Написание сжатого изложения  по теме «Собиратель русских слов»

Урок развития речи

Совершенствование текстовой деятельности учащихся

Сжатое изложение

26

Жаргонизмы

Комбинированный

Объяснение значение термина «жаргонизмы»

Развивать речевые и орфографические умения учащихся

Практическая работа

27

Эмоционально окрашенные слова

Комбинированный

Объяснение значение термина «эмоционально окрашенные слова»

Развивать речевые и орфографические умения учащихся

Практическая работа

28

Устаревшие слова

Комбинированный

Разъяснить содержание понятия «устаревшие слова»

Развивать речь учащихся

Словарный диктант

29

 Неологизмы. Основные пути пополнения словарного состава русского языка

Комбинированный

Разъяснить содержание понятия «неологизмы»

Развивать речь учащихся

Групповая работа

30


Исконно русские и заимствованные слова

Комбинированный

Дать определение понятию «исконно русские слова». Совершенствовать речевые и орфографические умения учащихся.

Словарный диктант

31

Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов

Комбинированный

Дать определение понятию «фразеологизмы»

Совершенствовать орфографические умения

Словарный диктант

32

Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь.

Комбинированный

Дать представление о двух источниках фразеологизмов в русском языке

Совершенствовать речевые умения учащихся

Объяснительный диктант

33

Обобщение и систематизация по теме: «Лексика и фразеология. Культура речи»

Урок контроля  и проверки знаний

Обобщить знания учащихся по теме «Лексика и фразеология»

Совершенствовать речевые и орфографические умения

Викторина

34

Контрольный диктант по теме «Лексика и фразеология»

Урок контроля  и проверки знаний

Выявить уровень усвоения теоретического материала, сформированность языковых умений школьников

Диктант

35


Анализ контрольного диктанта

Урок проверки знаний

Работа над ошибками

Словообразование. Орфография.  Культура речи. 27 (22+5)

36

Повторение пройденного по морфемике в 5 классе

Комбинированный

Актуализировать знания учащихся о составе слова

Развивать орфографические умения

Объяснительный диктант

37

Повторение пройденного по морфемике в 5 классе

Комбинированный

Актуализировать знания учащихся о составе слова

Развивать орфографические умения

Выборочный диктант

38

Р.р. Описание помещения, структура этого текста, языковые особенности

Урок развития речи

Совершенствовать устную и письменную речь учащихся

Развивать орфографические умения

Фронтальная беседа

39

Основные способы образования слов в русском языке: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный

Комбинированный

Дать представление об основных способах словообразования

Научить строить словообразовательные цепочки

Практическая работа

40

Основные способы образования слов в русском языке: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный

Комбинированный

Дать представление об основных способах словообразования

Научить строить словообразовательные цепочки

Практическая работа

41

Основные способы образования слов в русском языке: осново- и словосложение

Комбинированный

Актуализировать знания учащихся об основных способах словообразования

Научить строить словообразовательные цепочки

Творческий диктант

42

Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов.

Этимологические словари.

Комбинированный

Дать толкование термина «этимология»

Научить производить этимологический разбор слов, пользоваться словарём.

Свободный диктант

43

Р.р. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. Выборочный пересказ исходного текста

Урок развития речи

Совершенствовать текстовую деятельность

Составление сложного плана

44

Правописание чередующихся гласных о и а в корне –кос-  - -кас-

Комбинированный

Совершенствование орфографических умений учащихся

Словарный диктант

45

Правописание чередующихся гласных о и а в корне –кос-  - -кас-

Урок-практикум

Закрепить умение правильно писать слова с чередующимися гласными в корне

Словарный диктант

46

Правописание чередующихся гласных о и а в корне –гор- - -гар-

Комбинированный

Совершенствование орфографических умений учащихся

Объяснительный диктант

47

Правописание чередующихся гласных о и а в корне –гор- - -гар-

Комбинированный

Совершенствование орфографических умений учащихся

Групповая работа

48

Р.р. Написание выборочного изложения по повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»

Урок развития речи

Совершенствование текстовой деятельности учащихся

Выборочное изложение

49

Буквы ы и и после приставок на согласные

Комбинированный

Развивать орфографические умения учащихся

Объяснительный диктант

50



Буквы ы и и после приставок на согласные

Комбинированный

Развивать орфографические умения учащихся

Объяснительный диктант


51

Правописание гласных в приставках пре- и при-

Урок-практикум

Развивать орфографические умения учащихся

Творческий диктант

52

Правописание гласных в приставках пре- и при-

Комбинированный

Познакомить учащихся с трудными случаями правописания приставок пре- и при-

Объяснительный диктант

53

Правописание гласных в приставках пре- и при-

Урок-практикум

Познакомить учащихся с трудными случаями правописания приставок пре- и при-

Свободный диктант

54

Правописание соединительных гласных о и е 

Комбинированный

Познакомить учащихся со способами образования сложных слов

Совершенствование орфографических умений учащихся

Тест

55

Сложносокращённые слова

Комбинированный

Дать представление о способах образования сложных слов

Совершенствование орфографических умений учащихся, развивать речь учащихся

Распределительный диктант

56

Р.р. Подготовка к написанию сочинению по картине Т.Н. Яблонской «Утро»

Урок развития речи

Развивать текстовые умения учащихся

Совершенствовать орфографические умения

Практическая работа

57

Р.р. Написание сочинения по картине Т.Н. Яблонской «Утро»

Урок развития речи

Совершенствование текстовой деятельности учащихся

Совершенствовать орфографические умения

Практическая работа

58-59

Морфемный и словообразовательный разбор слова

Комбинированный

Формировать умение производить морфемный и словообразовательный разбор

Совершенствовать орфографические умения

Практическая работа

61

Обобщение и систематизация по теме «Словообразование и орфография. Культура речи»

Урок-практикум

Актуализировать знания учащихся об основных способах словообразования

Совершенствовать орфографические умения

Творческий диктант

62

Контрольный диктант по теме «Словообразование и орфография. Культура речи»





Урок контроля  и проверки знаний

Проверить уровень сформированности орфографических умений и степень овладения теоретическими знаниями по разделу «Словообразование»

Диктант

63


Анализ контрольного диктанта

Урок проверки знаний

Работа над ошибками

Морфология и орфография. Культура речи. Имя существительное 21 (20+1)

64

Повторение сведений об имени существительном, полученных в 5 классе

Комбинированный

Повторить сведения об имени существительном, полученные в 5 классе

Объяснительный диктант

65

Повторение сведений об имени существительном, полученных в 5 классе

Комбинированный

Повторить сведения об имени существительном, полученные в 5 классе

Выборочный диктант

66

Разносклоняемые существительные

Комбинированный

Познакомить учащихся с разносклоняемыми существительными

Формировать умение правильно их писать

Творческий диктант

67

Склонение существительных на –мя




Комбинированный

Познакомить учащихся с разносклоняемыми существительными

Формировать умение правильно их писать

Творческий диктант

68-69

Несклоняемые имена существительные.

Комбинированный

Знакомство с несклоняемыми именами существительными и со способами определения рода имён существительных

Орфографический диктант

70

Существительные общего рода

комбинированный


Знакомство с существительными общего рода.



71

Морфологический разбор имён существительных

Комбинированный

Совершенствование умений морфологического разбора существительных.

Творческий диктант

72


Морфологический разбор имён существительных

Комбинированный

Совершенствование умений морфологического разбора существительных.

Творческий диктант

73

Р.р. Написание контрольного сочинения-описания по личным впечатлениям

Урок развития речи

Развивать текстовые умения учащихся

Совершенствовать орфографические умения

Практическая работа

74

Не с существительными

Комбинированный

Формировать навыки написания не с существительными

Творческое списывание

75

Не с существительными

Комбинированный

Формировать навыки написания не с существительными

Практическая работа

76

Правописание гласных в суффиксах –ек-, -ик-

Комбинированный

Формировать навыки правильного написания гласных в суффиксах -ек и

-ик

Орфографический диктант

77

Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах –ок (-ек), -онк,

 -онок

Комбинированный

Формировать навыки написания гласных о и е в суффиксах существительных

Тест

78

Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах –ок (-ек), -онк, -онок

Урок-практикум

Формировать навыки написания гласных о и е в суффиксах существительных

Орфографический диктант

79

Согласные ч и щ в суффиксе – чик- (-щик-)

Комбинированный

Формировать навыки правописания суффиксов – чик (-щик)

Орфографический диктант

80

Согласные ч и щ в суффиксе – чик- (-щик-)

Урок-практикум

Формировать навыки правописания суффиксов – чик (-щик)

Орфографический диктант

81

Обобщение и систематизация по теме «Имя существительное»

Комбинированный

Повторить изученное об имени существительном, устранить пробелы в знаниях учащихся

Практическая работа

82

Обобщение и систематизация по теме «Имя существительное»

Комбинированный

Повторить изученное об имени существительном, устранить пробелы в знаниях учащихся

Объяснительный диктант

83

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

Урок контроля  и проверки знаний

Проверить уровень сформированности орфографических умений и степень овладения теоретическими знаниями по разделу «Имя существительное»

Диктант

84

Анализ контрольного диктанта

Урок проверки знаний



Работа над ошибками

Имя прилагательное 26 (24+2)

85

Повторение пройденного об имени прилагательном в 5 классе.

Комбинированный

Повторить сведения об имени прилагательном

Диагностические диктанты

86

Повторение пройденного об имени прилагательном в 5 классе.

Комбинированный

Повторить сведения об имени прилагательном

Объяснительный диктант

87

Р.р. Описание природы, структура данного текста, его языковые особенности

Урок развития речи

Научить детей составлять связный текст описательного характера, углубить знания учащихся о тексте


Словарно-стилистическая работа

88-89

Степени сравнения имён прилагательных; образование степеней сравнения

Комбинированный

Познакомить учащихся со степенями сравнения имён прилагательных. Выработать навыки образования простой и составной формы сравнительной степени

Работа с текстом

90-91

Качественные прилагательные

Комбинированный

Познакомить учащихся с понятием «разряды имён прилагательных»

Сформировать умение отличать качественные имена прилагательные

Орфографический диктант

92

Относительные прилагательные

Комбинированный

Познакомить учащихся с понятием «разряды имён прилагательных»

Сформировать умение отличать относительные имена прилагательные

Объяснительный диктант

93

Относительные прилагательные

Урок-практикум

Закрепить знания учащихся об относительных именах прилагательных

Сформировать умение отличать относительные имена прилагательные

Словарный диктант

94-95

Притяжательные прилагательные

Комбинированный

Познакомить с понятием «притяжательные прилагательные», сформировать умение определять притяжательные прилагательные

Выборочный диктант

96-97

Морфологический разбор имён прилагательных

Комбинированный

Совершенствование умений морфологического разбора имён прилагательных

Работа с учебником

98

Не с  именами прилагательными

Комбинированный

Рассмотреть основные случаи правописания не с прилагательными

Объяснительный диктант

99

Не с  именами прилагательными

Комбинированный

Отработать навыки правописания не с именами прилагательными

Предупредительный диктант

100

Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных

Комбинированный

Рассмотреть случаи написания букв о и е после шипящих и ц, сформировать навыки грамотного письма

Тест

101

Р.р. Описание пейзажа по картине

Урок развития речи

Подготовить учащихся к описанию пейзажа по картине

Работа с текстом

102

Правописание гласных и согласных в суффиксах –ан- (-ян-), -ин-, -онн- (-енн-) в именах прилагательных. Одна и две Н в суффиксах прилагательных.

Комбинированный

Рассмотреть основные случаи правописания суффиксов имён прилагательных с н и нн

Работа с текстом

103

Правописание гласных и согласных в суффиксах –ан- (-ян-), -ин-, -онн- (-енн-) в именах прилагательных

Комбинированный

Сформировать умение различать значение суффиксов -ан, -ян, -ин, -н, -енн, -онн

Работа с текстом

104

Различение на письме суффиксов  –к- и –ск-

Комбинированный

Отработать навыки различия на письме суффиксов – к и -ск

Орфографический диктант

105

Различение на письме суффиксов  –к- и –ск-

Комбинированный

Отработать навыки различия на письме суффиксов – к и -ск

Выборочный диктант

106

Слитное и дефисное написание сложных прилагательных

Комбинированный

Рассмотреть основные случаи правописания сложных имён прилагательных, формировать умение грамотного написания имён прилагательных

Работа с текстом

107

Слитное и дефисное написание сложных прилагательных

Комбинированный

Рассмотреть основные случаи правописания сложных имён прилагательных, формировать умение грамотного написания имён прилагательных

Работа с текстом

108

Обобщение и систематизация по теме «Имя прилагательное»

Комбинированный

Повторить изученное по теме «Имя прилагательное», устранить пробелы в знаниях учащихся

Диктант

109

Контрольное тестирование №1 по теме «Имя прилагательное»

Урок контроля  и проверки знаний

Проверить уровень сформированности орфографических умений и степень овладения теоретическими знаниями по разделу «Имя прилагательное»


Контрольный тест

110

Анализ контрольного диктанта

Урок проверки знаний



Работа над ошибками

Имя числительное  

20 (19+1)

111

 Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имён числительных в предложении

Урок первичного изучения нового материала

Познакомить учащихся с понятием числительного, разграничить понятие числа и числительного как части речи, формировать умение находить числительные в речи

Работа с текстом

112

Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имён числительных в предложении

Урок закрепления новых знаний

Познакомить учащихся с понятием числительного, разграничить понятие числа и числительного как части речи, формировать умение находить числительные в речи

Объяснительный диктант

113

Простые и составные числительные

Комбинированный

Показать разницу в строении числительных

Работа с текстом

114

Мягкий знак на конце и в середине числительных

Комбинированный

Формировать умение правильно писать имена числительные

Практическая работа

115

Мягкий знак на конце и в середине числительных

Комбинированный

Формировать умение правильно писать имена числительные

Практическая работа

116

Разряды количественных числительных

Комбинированный

Познакомить учащихся с разрядами количественных числительных

Предупредительный диктант

117

Числительные, обозначающие целые числа

Комбинированный

Познакомить учащихся с числительными, обозначающими целые числа

Выборочный диктант

118

Склонение количественных числительных

Комбинированный

Познакомить учащихся со склонением числительных

Объяснительный диктант

119

Р.р. Написание выборочного изложения на тему «Митраша»

Урок развития речи

Формировать навыки написания выборочного изложения

Написание выборочного изложения

120

Дробные числительные

Комбинированный

Познакомить учащихся с понятием «дробные числительные», формировать навыки склонения дробных числительных

Орфографический диктант

121

Дробные числительные

Комбинированный

Познакомить учащихся с понятием «дробные числительные», формировать навыки склонения дробных числительных

Орфографический диктант

122

Собирательные числительные

Комбинированный

Познакомить учащихся с понятием «собирательные числительные», формировать употребления собирательных числительных в речи

Объяснительный диктант

123

 Собирательные числительные

Комбинированный

Познакомить учащихся с понятием «собирательные числительные», формировать употребления собирательных числительных в речи

Работа с текстом

124

Порядковые числительные

Комбинированный

Познакомить учащихся с понятием «порядковые числительные», формировать употребления правописания порядковых числительных

Работа с текстом

125

Склонение порядковых числительных

Комбинированный

Знакомство учащихся со склонением имён числительных

Предупредительный диктант

126-127


Морфологический разбор имени числительного

комбинированный

Совершенствование умений морфологического разбора имени числительного

127

Обобщение и систематизация  по теме «Имя числительное»

Комбинированный

Повторить изученное по теме «Имя прилагательное», устранить пробелы в знаниях учащихся

Диктант

128

Контрольный диктант по теме «Имя числительное»

Урок контроля  и проверки знаний

Проверить уровень сформированности орфографических умений и степень овладения теоретическими знаниями по разделу «Имя числительное»

Контрольный диктант

129

Анализ контрольного диктанта

Урок закрепления полученных знаний




Работа над ошибками

Местоимение 24(22+2)

130

Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в предложении

Комбинированный

Дать представление о местоимении как о части речи

Работа с научным лингвистическим текстом

131

Разряды местоимений: личные местоимения

Комбинированный

Дать учащимся представление о разрядах местоимений

Словарный диктант

132

Буква н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов

Комбинированный

Дать учащимся представление о разрядах местоимений и о правописании буквы н в личных местоимениях

Объяснительный диктант

133

Разряды местоимений: возвратное местоимение себя

Комбинированный

Дать учащимся представление о возвратном местоимении себя

Выборочный диктант

134

Разряды местоимений: вопросительные местоимения

Комбинированный

Дать учащимся представление о вопросительных местоимениях

Практическая работа

135

Разряды местоимений: относительные местоимения

Комбинированный

Дать учащимся представление об относительных местоимениях

Тест

136

Разряды местоимений: неопределённые местоимения

Комбинированный

Дать учащимся представление о неопределённых местоимениях

Предупредительный диктант

137

Не в неопределённых местоимениях

Комбинированный

Отработка навыка написания не в неопределённых местоимениях

Практическая работа

138

Дефис в неопределённых местоимениях перед суффиксами – то, - либо, - нибудь и после приставки кое-

Комбинированный

Отработка навыка написания дефиса в неопределённых местоимениях

Объяснительный диктант

139

Разряды местоимений: отрицательные местоимения

Комбинированный

Дать учащимся представление о возвратном местоимении себя

Работа с текстом

140

Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях

Комбинированный

Отработка навыка написания не и ни в неопределённых местоимениях

Работа с текстом

141

Раздельное написание предлогов с местоимениями

Комбинированный

Отработка навыка раздельного написания предлогов с местоимениями местоимениях

Практическая работа

142-143

Разряды местоимений: притяжательные местоимения

Комбинированный

Дать учащимся представление о притяжательных местоимениях

Практическая работа

144

Р.р. Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргумент, вывод), языковые особенности

Урок развития речи

Углубить знания учащихся о типах текста, о структуре текста-рассуждения

Работа с текстом

145

Разряды местоимений: указательные местоимения

Комбинированный

Дать учащимся представление об указательных местоимениях

Практическая работа

146

Разряды местоимений: указательные местоимения

Комбинированный

Дать учащимся представление об указательных местоимениях

Объяснительный диктант

147

Разряды местоимений: определительные местоимения

Комбинированный

Дать учащимся представление об определительных местоимениях

Словарный диктант

148-149

Морфологический разбор местоимения

комбинированный

Совершенствование умений морфологического разбора местоимения

150

Р.р. Написание сочинения по картине Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители»

Урок развития речи

Обучать учащихся написанию сочинения по картине

Написание сочинения

151

Обобщение и систематизация по теме «Местоимение»

Урок-практикум

Повторить изученное по теме «Местоимение», устранить пробелы в знаниях учащихся

Тест

152

Контрольная работа по теме «Местоимение»

Урок контроля  и проверки знаний

Проверить уровень сформированности орфографических умений и степень овладения теоретическими знаниями по разделу «Местоимение»

Контрольная работа

153

Анализ контрольной работы

Урок закрепления знаний


Глагол 31 (28+3)

154

Повторение пройденного о глаголе в 5 классе

Урок-практикум

Актуализировать знания учащихся о спряжении глагола, совершенствовать орфографические умения

Словарный диктант

155

Повторение пройденного о глаголе в 5 классе

Урок-практикум

Актуализировать знания учащихся о спряжении глагола, совершенствовать орфографические умения

Групповая работа

156

Повторение пройденного о глаголе в 5 классе

Урок-практикум

Актуализировать знания учащихся о спряжении глагола, совершенствовать орфографические умения

Групповая работа

157

Переходные и непереходные глаголы

Комбинированный

Раскрыть смысл грамматической категории переходность - непереходность

Групповая работа

158

Переходные и непереходные глаголы

Комбинированный

Закрепить знания учащихся о переходных и непереходных глаголах, дать представление о возвратных глаголах, развивать орфографические умения

Объяснительный диктант

159

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола

Комбинированный

Дать представление о грамматической категории наклонения, раскрыть особенности глагола в изъявительном наклонении

Творческий диктант

160

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола

Комбинированный

Дать представление о грамматической категории наклонения, раскрыть особенности глагола в изъявительном наклонении

Объяснительный диктант

161

Р.р. Написание классного обучающего  изложения на тему «Витькина гайка»

Урок развития речи

Совершенствование текстовой деятельности учащихся, развитие орфографических умений

Написание обучающего изложения

162

Условное наклонение глагола

Комбинированный

Дать представление об условном наклонении глагола, об образовании глаголов в условном наклонении и об их изменении, совершенствовать речевые и орфографические умения учащихся

Словарный диктант

163

Условное наклонение глагола

Комбинированный

Закрепить знания учащихся об условном наклонении глагола, об образовании глаголов в условном наклонении и об их изменении, совершенствовать речевые и орфографические умения учащихся

Объяснительный диктант

164

Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении

Комбинированный

Выработать навык учащихся о  раздельном написании частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении, совершенствовать речевые и орфографические умения учащихся

Объяснительный диктант

165

Повелительное наклонение глагола

Комбинированный

Дать представление о повелительном наклонении, его значении и способах образования, совершенствовать орфографические умения учащихся

Объяснительный диктант

166

Повелительное наклонение глагола

Комбинированный

Закрепить изученное о повелительном наклонении, совершенствовать орфографические умения учащихся

Словарный диктант

167

Буквы ь и и в глаголах в повелительном наклонении

Комбинированный

Закрепить навык написания  буквы ь и и в глаголах в повелительном наклонении, совершенствовать орфографические умения учащихся




168

Употребление наклонений

комбинированный


Выборочный диктант

169-170

Разноспрягаемые глаголы

Комбинированный

Дать представление о разноспрягаемых глаголах и их особенностях, развивать орфографические умения, совершенствовать речь учащихся

Выборочный диктант

171

Безличные глаголы

Комбинированный

Дать представление о безличных глаголах, научиться употреблять их в речи, развивать орфографические умения учащихся

Выборочный диктант

172

Безличные глаголы

Комбинированный

Обобщить изученное о безличных глаголах, проанализировать случаи употребления личных глаголов в значении безличных, развивать орфографические и речевые навыки учащихся

Распределительный диктант

173-174

Морфологический разбор глагола

комбинированный

Формирование умений морфологического разбора глагола

175

Р.р. Рассказ на основе услышанного, его строение, языковые особенности

Урок развития речи

Совершенствовать текстовую деятельность учащихся

Написание сочинения

176

Правописание гласных в суффиксах –ова (ть), -ева (ть) и –ыва (ть), -ива (ть) 

Комбинированный

Совершенствовать орфографические умения учащихся

Объяснительный диктант

177

Правописание гласных в суффиксах –ова (ть), -ева (ть) и –ыва (ть), -ива (ть)

Комбинированный

Совершенствовать орфографические умения учащихся

Словарный диктант

178

Правописание гласных в суффиксах –ова (ть), -ева (ть) и –ыва (ть), -ива (ть)

Комбинированный

Совершенствовать орфографические умения учащихся

Тест

179

Р.р. Написание классного контрольного изложения на тему «Старинные названия братьев-месяцев»

Урок развития речи

Отработать навык учащихся в написании изложения

Написание изложения

180-181

Обобщение и систематизация по теме  «Глагол»

Комбинированный

Актуализировать знания учащихся о глаголе, полученные в 6 классе, устранить пробелы в знаниях учащихся

Работа с текстом

182

Обобщение и систематизация по теме  «Глагол»

Урок-конкурс

Повторить изученное по теме «Местоимение», устранить пробелы в знаниях учащихся

Проведение конкурса

183

Контрольный диктант по теме «Глагол»

Урок контроля  и проверки знаний

Проверить уровень сформированности орфографических умений и степень овладения теоретическими знаниями по разделу «Глагол»

Контрольный диктант

184

Анализ контрольного диктанта

Урок проверки знаний



Работа над ошибками

Повторение и систематизация пройденного в 6 классе 20 (18+2)

185-186

Разделы науки о языке

Урок обобщающего повторения

Повторить, обобщить и систематизировать материал о разделах науки о языке

Работа с текстом

187

Орфография. Орфографический разбор

Урок обобщающего повторения

Повторить, обобщить и систематизировать материал о

Орфографический диктант

188

Орфография. Орфографический разбор

Урок обобщающего повторения

Повторить, обобщить и систематизировать материал о

Орфографический диктант

189-190

Пунктуация. Пунктуационный разбор

Урок обобщающего повторения

Повторить, обобщить и систематизировать материал о пунктуации

Синтаксический разбор предложений

191

Р.р. Подготовка к написанию классного контрольного сочинения на тему: «Правда ли, что весна – лучшее время года»

Урок развития речи

Обучать учащихся написанию сочинения на заданную тему

Написание сочинения

192

Р.р. Написание классного контрольного сочинения на тему: «Правда ли, что весна – лучшее время года»

Урок развития речи

Обучать учащихся написанию сочинения на заданную тему

Написание сочинения

193-194

Лексика и фразеология

Урок обобщающего повторения

Повторить, обобщить и систематизировать материал о лексике и фразеологии

Выборочный диктант

195-196

Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор

Урок обобщающего повторения

Повторить, обобщить и систематизировать материал о словообразовании

Распределительный диктант

197

Морфология. Морфологический разбор слова

Урок обобщающего повторения

Повторить, обобщить и систематизировать материал о морфологии

Объяснительный диктант

198

Морфология. Морфологический разбор слова

Урок обобщающего повторения

Повторить, обобщить и систематизировать материал о морфологии

Предупредительный диктант

199-200

Синтаксис. Синтаксический разбор

Урок обобщающего повторения

Повторить, обобщить и систематизировать материал о синтаксисе

Практическая работа

201-202

Повторение изученного в 6-м классе

Уроки повторения и закрепления изученного материала

Повторить, обобщить и систематизировать пройденный материал.

Распределительный диктант; орфографический диктант

203

Контрольное тестирование №2

Урок контроля  и проверки знаний

Проверить уровень сформированности орфографических умений и степень овладения теоретическими знаниями по повторению изученного в 6 классе




Контрольное тестирование

204

Анализ контрольного тестирования

Урок закрепления знаний

Работа над ошибками

Содержание программы учебного курса

  1. Введение. Русский язык – один из развитых языков мира.
  2. Повторение пройденного в 5 классе.

Деление текста на части; официально-деловой стиль, его языковые особенности.

  1. Лексика и фразеология. Культура речи.

Повторение пройденного по лексике в 5 классе. Исконно-русские слова. Заимствованные слова. Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы. Жаргонизмы. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Устаревшие слова. Неологизмы.

Основные пути пополнения словарного состава русского языка.

Фразеология как раздел науки о языке.

Сбор и анализ материалов к сочинению: рабочие материалы. Сжатый пересказ исходного текста.

  1. Словообразование. Орфография. Культура речи.

Повторение пройденного по морфемике в 5 классе. Основные способы образования слов в русском языке.

Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов. Этимологические словари.

Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -гор- - -гар-, -кос- -  -кас-. Правописание гласных в корнях пре- и при-, буквы ы и и после приставок на согласные. Правописание соединительных гласных о и е.

Описание помещения, структура этого текста, языковые особенности. Систематизация материала к сочинению; сложный план. Выборочный пересказ исходного текста.

  1. Морфология. Орфография. Культура речи.

                      Имя существительное

Повторение сведений об имени существительном, полученных в 5 классе.

Склонение существительных на -мя. Несклоняемы существительные. Текстообразующая роль существительных. Словообразование имён существительных.

Не с существительными. Правописание гласных в суффиксах –ек и –ик; буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах –ок (-ек), -онк, -онок. Согласные ч и щ в суффиксе –чик (-щик).

Различные сферы употребления устной публичной речи.

  1. Имя прилагательное.

Повторение пройденного об имени прилагательном в 5 классе.

Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Степени сравнения имён прилагательных; образование степеней сравнения. Словообразование имён прилагательных.

Не с именами прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах имён прилагательных. Правописание гласных в суффиксах имён прилагательных. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.

Описание природы, структуры данного текста, его языковые особенности.

Публичное выступление о произведении народного промысла.

  1. Имя числительное.

Имя числительное как часть речи.

Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях; буква ь знак в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных.

Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.

Публичное выступление – призыв, его структура, языковые особенности. Пересказ исходного текста с цифровым материалом.

  1. Местоимение.

Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Склонение местоимений.

Раздельное написание предлогов с местоимениями. Образование неопределённых местоимений, их дефисное написание.

Не в неопределённых местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.

Рассказ по воображению, по сюжетным рисункам; строение, языковые особенности данных текстов.

Рассуждение как тип текста, его строение, языковые особенности.

  1. Глагол.

Повторение пройденного о глаголе в 5 классе.

Переходные и непереходные глаголы. Наклонения глагола. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Словообразование глаголов.

Рассказ на основе услышанного, его строение, языковые особенности. Пересказ исходного текста от лица кого-либо из его героев. Рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста.

  1. Повторение и систематизация пройденного в 6 классе.

Формы и средства контроля

 

Используемые формы контроля: диктанты, контрольные тесты, сочинения, изложения.

Организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями включает в себя:

  1.  Усвоение теоретических сведений
  2. Осуществление практической деятельности учащихся на уроках при проведении морфологического, синтаксического и других видов работы
  3. Формирование навыков грамотного письма (через понимание и запоминание правил, иллюстрацию их своими примерами)
  4. Контроль за классными и домашними заданиями (особенно слабоуспевающих учащихся)
  5. Развитие логического мышления и речи учащихся
  6. Овладение нормами литературного языка
  7. Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи
  8. Формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме
  9. Предупреждение и устранение различных речевых ошибок

Темы контрольных сочинений:

  1. Контрольное сочинение-описание по личным впечатлениям.
  2. Классное контрольное сочинение на тему: «Правда ли, что весна – лучшее время года».

6 класс

Контрольный диктант по повторению изученного в 5 классе

Были ли вы снежной зимой в молодом лесу? Конечно, не были: туда и войти невозможно. Теперь через дорожку в ту или в другую сторону лежат согнутые деревья, и так низко, что только зайцу под ними и пробежать. Вот что случилось с деревьями: берёзка вершинкой своей, как ладонью, забирала падающий снег, и такой от этого вырос ком, что вершинка стала гнуться. В оттепель падал опять снег и прилипал опять к тому кому. Вершина с тем огромным комом всё гнулась и, наконец, погрузилась в снег и примёрзла до самой весны. Под этой аркой всю зиму проходили звери и люди изредка на лыжах. Но я знаю одно простое волшебное средство, чтобы идти по такой дорожке и не сгибать спину. Я выламываю себе хорошую, увесистую палочку, и стоит мне только этой палочкой хорошенько стукнуть по склонённому дереву, как снег валится вниз, дерево прыгает вверх и уступает мне дорогу. (По М. Пришвину)

        Грамматические задания:

Вариант 1

  1. Выполнить синтаксический разбор первого предложения.
  2. Сделать фонетический разбор слова «медленно».
  3. Сделать морфологический разбор слова «примёрзла».

Вариант 2

  1. Выполнить синтаксический разбор последнего предложения.
  2. Сделать фонетический разбор слова «деревья».
  3. Сделать морфологический разбор слова «волшебное».

6 класс

Контрольный диктант по теме «Лексика и фразеология»

День ясный, прозрачный, слегка морозный. Один из тех осенних дней, в которые охотно миришься и с холодом, и с сыростью, и с тяжёлыми калошами. Воздух прозрачен до того, что виден клюв у галки, сидящей на самой высокой колонне. Он весь пропитан запахом осени. Выйдите вы на улицу, и ваши щёки покроются здоровым, широким румянцем, напоминающим хорошее крымское яблоко. Давно опавшие жёлтые листья, терпеливо ожидающие первого снега и попираемые ногами, золотятся на солнце, испуская из себя лучи, как червонцы. Природа засыпает тихо, смирно. Ни ветра, ни звука. Она, неподвижная и немая, точно утомлённая за весну и лето, нежится под греющими, ласкающими лучами солнца. Глядя на этот начинающийся покой, вам самим хочется успокоиться.       (А.П. Чехов)

Грамматические задания

  1. Озаглавить текст.

Вариант 1.

  1. Подобрать однокоренные слова к словам: запах, опавшие.
  2. Сделать синтаксический разбор предложения

Давно опавшие жёлтые листья, терпеливо ожидающие первого снега и попираемые ногами, золотятся на солнце, испуская из себя лучи, как червонцы.

Вариант 2.

  1. Подобрать однокоренные слова к словам: морозный, покой.
  2.         Сделать синтаксический разбор предложения

Она, неподвижная и немая, точно утомлённая за весну и лето, нежится под греющими, ласкающими лучами солнца.

6 класс

Контрольный диктант по теме «Словообразование и орфография»

Пирогов говорил негромко, слегка дребезжащим голосом, порою пришёптывая от волнения. Он никогда не был оратором в полном значении этого слова и не знал, что такое говорить красиво или трогательно. Говорил он всегда просто, очень коротко и только самое необходимое.

Но тут как-то так вышло, что говорил он совсем иначе. Косые глаза его вдруг заблистали. Тонкая кожа покрылась красными пятнами. Бледное лицо приняло выражение одержимости. Щёку дёргало. Несколько раз он пустил петуха. Но удивительное дело, это только усилило впечатление от его речи.

Левую руку держал он за спиною, правой облокачивался на изножье кровати улана и говорил он будто бы ему, а не студентам. Только иногда рывком вздёргивал голову и обводил горящими глазами лица своих слушателей.                                                                                                                            (110 слов)

Грамматические задания

  1. Определите тему и основную мысль текста;

- определите тип и стиль речи. Докажите;

- докажите, что этот текст является не повествованием, а описанием;

- найдите фразеологический оборот и подберите к нему синоним.

Определите его стилистическую окраску. Какие ещё стилистически окрашенные слова употреблены?

- определите значение выделенного слова путём подбора однокоренных слов.

2. Какие орфографические правила можно проиллюстрировать примерами из текста?

- выполните разные виды разбора (фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический)

6 класс

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

Беляк и куница

Проходили по лесу лоси, нашумели.

Услыхал зайчишка-беляк, как шумят близко лоси, выскочил из-под ёлки, прижал уши к спине и помчался со всех заячьих быстрых ног куда глаза глядят, куда ноги несут. Бежит по лесу зайчишка и не оглядывается, ничего не видит. Кажется ему, вот-вот догонят, затопчут его огромные лоси.

А на сосне злая куница сидит. Нацелилась куница, оскалила острые зубы, хочет прыгнуть вниз – поймать зайчишку.

Не видит зайчишка куницы. Прижал к спине уши, мчится со всех ног мимо сосны. Нет, не поймать кунице быстрого зайчишку. Прыгнет с дерева, промахнётся – и прости-прощай!

Далеко-далеко умчится от неё на своих быстрых ногах длинноухий заяц.                                                                                    (И. Соколов-Микитов)

Грамматические задания

  1. Подчеркните существительные как члены предложения, определите их склонение, род, число и падеж.
  2. Выполните морфологический разбор (по вариантам) выделенных существительных.

6 класс

Контрольный диктант по теме «Имя числительное»

Новый город России Санкт-Петербург стремительно рос. В первые 15 лет население его увеличивалось за счёт присылаемых на строительство из разных губерний людей. Указом от 18 августа 1710 года предписывалось переселить в Петербург около 4720 мастеровых с жёнами и детьми. В том числе: 1900 каменщиков, 48 пильщиков, 10 слесарей, 1174 подростка для выучки разным ремеслам.

Перенос столицы государства на берега Невы повлиял на рост населения. По данным переписи, в 1717 году в Петербурге имелось до 2553 дворов, а в 1722 году их численность доходила до 4163. И это не считая Васильевского острова, где уже было построено 400 домов.

К концу царствования Петра 1 Петербург был одним из крупнейших городов Российской империи. Он занимал площадь 20 квадратных вёрст, и жило в нём свыше 40000 человек, что составляло одну восьмую часть всего городского населения России.

Грамматические задания

  1. Обозначить простые и составные числительные.
  2.  Произвести морфологический разбор числительного (по выбору учащихся).
  3. Сделать синтаксический разбор предложения

К концу царствования Петра 1  Петербург был одним из крупнейших городов Российской империи.

6 класс

Контрольная работа по теме «Местоимение»

Диктант

Утренний ветерок пробежал по лесу. Туман пришёл в движение, и показался противоположный берег реки с зарослями густого кустарника.

Вдруг послышался шорох гальки. Я оглянулся и рассмотрел две тени. Я предполагал увидеть людей, но это оказались лоси. Они приближались к реке. Я залюбовался животными. Лоси жадно пили воду. Вдруг самка почуяла опасность и стала смотреть в мою сторону. Вода стекала у неё с губ, и от этого расходились круги по спокойной поверхности реки. Лосиха встрепенулась, издала хриплый крик и бросилась к лесу.

В это мгновение взошло солнце. Сквозь клубы тумана стали проявляться очертания гор, растущих на том берегу деревьев.  

                                                                                      (По В. Арсеньеву)

Грамматические задания

  1. Над каждым местоимением написать его разряд и падеж.
  2. Выполнить морфологический разбор выделенных местоимений (по вариантам)

6 класс

Контрольный диктант по теме «Глагол»

Страшила

Элли шла уже несколько часов и устала. Она присела отдохнуть у голубой изгороди, за которой расстилалось поле спелой пшеницы.

Около изгороди стоял длинный шест, на нём торчало соломенное чучело. Голова чучела была сделана из мешочка с соломой, на котором были нарисованы глаза и рот. Получилось смешное человеческое лицо. Чучело было одето в поношенный голубой кафтан; кое-где из прорех кафтана торчала солома. На голове была старая потёртая шляпа, с которой были срезаны бубенчики, на ногах – старые голубые ботфорты, какие носили мужчины в этой стране. Чучело имело забавный и добродушный вид.

Элли внимательно разглядывала смешное разрисованное лицо чучела и удивилась, потому что оно вдруг подмигнуло ей правым глазом. Она решила, что ей почудилось. В Канзасе, откуда она родом, чучела никогда не мигают. Но фигура закивала головой с самым дружеским видом.

                                                                                 (По А. Волкову)

Грамматические задания

  1. Произвести морфологический разбор глагола устала.
  2. Во втором абзаце определить спряжение глаголов.
  3. В третьем абзаце указать вид глаголов.

6 класс

Контрольный тест №1

  1. Имена прилагательные отвечают на вопросы:

А) какой? чей?

Б) кто? что?

В) когда? Как скоро?

  1. Укажите верное утверждение:

Имя прилагательное обозначает

А) признак предмета

Б) предмет

В) действие предмета

  1. Закончите предложение:

Имя прилагательное изменяется по падежам, родам и…

  1. Укажите ряд, в котором все имена прилагательные качественные:

А) золотой, кожаный, хороший

Б) светлый, лисий, мамин

В) красный, тяжёлая, душистая

  1. Укажите ряд, в котором все прилагательные относительные:

А) детские, меховой, золотой

Б) Серёжина (книга), бережливый, добросовестный.

В) послушный, температурный, спортивный.

  1. Укажите ряд, в котором все прилагательные притяжательные:

А) волчьи (следы), папин (доклад), бабушкина (шаль)

Б) малиновое (варенье), малиновое (платье), меховой (тулуп)

В) красивая (девочка), учительский (журнал), деревянный (шкаф)

  1. Краткую форму имеют:

А) все прилагательные

Б) только качественные прилагательные

В) только относительные прилагательные

  1. Укажите прилагательное в простой сравнительной степени:

А) более снежная

Б) сильнее всех

В) дороже (золота)

  1. Укажите прилагательное в составной превосходной степени:

А) страшнее

Б) страшнейший

В) наименее страшный

  1. Укажите прилагательное в составной форме сравнительной степени:

А) более глубокий

Б) самый светлый

В) наиболее светлый

6 класс

Контрольный тест №2

Часть 1

Прочитайте предложения А, Б, В, Г и выполните задания А1 – А4

А. Каждый год мы путешествуем вокруг Солнца.

Б. В пути мы пересекаем двенадцать месяцев, словно двенадцать разных стран.

В. Мы летим на нашей Земле, как на огромной ракете.

Г. Проплывают мимо зелёное лето, золотая осень, белая зима, и лазоревая весна.

А1. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

  1. А, Г, Б, В
  2. А, В, Б, Г
  3. А, Г, Б, В

А2. Найдите предложение, соответствующее характеристике: повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, с однородными членами.

  1. А
  2. Б
  3. В
  4. Г

А3. У какого слова неправильно определены морфологические признаки?

1)Земле – существительное, собственное, 1-го склонения.

2) Летим – глагол, несовершенного вида, 1-го спряжения.

3) Мы – личное местоимение, 1-го лица, множественного числа.

4) (На) огромной – прилагательное, в полной форме, относительное.

А4. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

  1. А
  2. Б
  3. В
  4. Г

А5. В каком ряду во всех словах пишется буква о?

  1. к…саться, на…р, Р…стов
  2. неприк…сновенность, сг…ранние, р…стовщик
  3. разг…реться, подр…стающий. к…сательная
  4. дог…рать, к…снуться, р…стение

А6. Найдите слово с орфографической ошибкой.

  1. благословить
  2. безоблачный
  3. предистория
  4. исчезнуть

А7. В каком ряду пропущена одна и та же буква?

  1. пр…балтика, пр…тензия, пр…чуда
  2. пр…лестный, пр…града, пр…одолевать
  3. пр…вычка, пр…рода, пр…людия
  4. пр…кратить, пр…вязать, пр…готовить

А8. В каком слове пишется буква е?

  1. посв…щение
  2. неув…дающий
  3. увл…кательный
  4. вы…снять

А9. Выберите фразеологизм, имеющий значение «человек с очень плохой памятью».

  1. ветреная голова
  2. голова садовая
  3. дырявая голова
  4. голова соломой набита

А10. Укажите слово с нулевым окончанием.

  1. всегда
  2. дисциплина
  3. байдарка
  4. учился

А11. В каком ряду все слова профессионализмы?

  1. художник, пилотирование, ангар
  2. кризис, финансы, декларация
  3. ландшафт, рельеф, равнина
  4. этимология, лингвистика. Слово

А12. В каком ряду все слова однокоренные?

  1. беседа, бес, беседовать
  2. гора, горевать, гористый
  3. вода, водяной, водянистый
  4. знаменитый, знамя, знаменитость

А13. В каком слове пишется непроизносимая согласная буква?

  1. древес…ный
  2. словес…ный
  3. извес…ный
  4. телес…ный

А14. В каком словосочетании слово употреблено в прямом значении?

  1. широкий кругозор
  2. широкая общественность
  3. широкая улица
  4. широкая известность

А15. В какой строчке во всех словах пишется буква е?

  1. в ярост…, о времен…, завис…шь, узна…шь
  2. в инее…, к свобод…, тян…т, расцвета…т
  3. по тревог…, на машин…, гуля…т, пен…тся
  4. о нежност…, в семен…, обгон…шь, тревож…т

А16. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

  1. Около санатория есть озеро, и из него вытекает ручей.
  2. Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна.
  3. Сплеча, да сгоряча ничего не делай.
  4. Солнце тёплое ходит высоко и душистого ландыша ждёт.

А17. Укажите предложение, в котором нужно поставить тире (знаки препинания не расставлены).

  1. Ночь тиха и безлунна.
  2. Хороший вкус это прежде всего чувство меры.
  3. Правда в огне не горит и в воде не тонет.
  4. Кузнец Архип сказал теперь всё ладно, хорошо горит.

А18. Найдите предложение с прямой речью (знаки препинания не расставлены).

  1. Я говорил вам что нынче будет непогода.
  2. Вы переведены сюда из города.
  3. Казбич нетерпеливо прервал его где тебе ездить на моём коне.
  4. Паустовский утверждал что в русском языке есть великое множество хороших слов.

Прочитайте текст и выполните задания А19-А21, В1 – В5

(1)Я сидел на террасе и смотрел вниз на голубое море, расстилавшееся до горизонта живой пеленой.

(2) Пышное летнее солнце садилось за горами, но тени ложились только внизу.

(3) Безлюдное море, на котором только изредка медленно проходил чёрный морской пароход, казалось мне безжизненным и пустынным, вечные вздохи прибоя отзывались в сердце надрывной, тоскливой болью.

(4) Над головой высились скалистые, серые, лишённые растительности горы, давили душу каменной тяжестью своей. (5) Мне казалось, что судьба загнала меня на край земли, на котором сижу я, свесив ноги в море, и вот-вот брошусь туда в необъяснимой тоске.

(6) Блёкло золото солнечных красок. (7) Быстрее расползались тени под горой, падая на мерно вздыхающее, опечаленное море, темнела его яркая лазурь. (8) Весь берег охватила мягкими объятиями своими предвечерняя тонкая печаль.

А19. Какое утверждение противоречит точке зрения автора?

  1. Море казалось безжизненным.
  2. Над головой высились чёрные уступы.
  3. Золото красок меркло.
  4. Море мерно вздыхало.

А20. Укажите, чем является словосочетание тонкая печаль (предложение 8).

  1. олицетворение
  2. гипербола
  3. метафора
  4. эпитет

 

Ответы к заданиям В1 – В3 запишите словом (-ами)

А21. Определите стиль и тип речи.

  1. публицистический, рассуждение
  2. художественный, рассуждение
  3. художественный, описание
  4. публицистический, описание

Часть 2

Ответы к заданиям В1 – В3 запишите словом (-ами)

В1. Назовите часть речи, к которой принадлежит слово блёкло (предложение 6).

В2. Из предложения 5 выпишите относительное местоимение.

В3. Из предложения 8 выпишите грамматическую основу.

Ответы к заданиям В4 – В5 запишите цифрами

В4. Укажите номера простых предложений с однородными сказуемыми

В5. Сколько грамматических основ в предложении 3?

Контрольное изложение

«Ужасная ночная метель»

Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во тьме мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилось с землёю. Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу; лошадь ступала наудачу и поминутно то въезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались; Владимир старался только не потерять настоящено направления. Но ему казалось, что уже прошло более получаса, а он не доезжал ещё до Жадринской рощи. Прошло ещё около десяти минут; рощи всё было не видать. Владимир ехал полем, пересечённым глубокими оврагами. Метель не утихала, небо не прояснялось. Лошадь начинала уставать, а с него пот катился градом, несмотря на то, что он поминутно был по пояс в снегу.

Наконец он увидел, что едет не в ту сторону. Владимир остановился: начал думать, припоминать, соображать, и уверился, что должно было взять ему вправо. Он поехал вправо. Лошадь его чуть ступала. Уже более часа был он в дороге. Жадрино должно было быть недалеко. Но он ехал, ехал, а полю не было конца. Всё сугробы да овраги; поминутно сани опрокидывались, поминутно он их подымал. Время шло; Владимир начинал сильно беспокоиться.

Наконец в стороне что-то стало чернеть. Владимир поворотил туда. Приближаясь, увидел он рощу. Слава Богу, подумал он, теперь близко. Он поехал около рощи, надеясь тотчас попасть на знакомую дорогу или объехать рощу кругом: Жадрино находилось тотчас за нею. Скоро нашёл он дорогу и въехал во мрак дерев, обнажённых зимою. Ветер не мог тут свирепствовать; дорога была гладкая; лошадь ободрилась, и Владимир успокоился.

Контрольное изложение

«Старинные названия братьев-месяцев»

На Руси в старину месяцы носили свои названия. Они были тесно связаны с природой и со всеми изменениями, которые происходят с ней в течение года.

Так январь в Древней Руси назывался сечень, потому что уже в январе люди начинали готовиться к весенним полевым работам: вырубали, или секли, деревья на участке леса, выбранном под будущую пашню. Срубленные деревья оставляли сохнуть на месте около месяца, поэтому февраль носил название сухий или сухой. Звали его также и лютым – ведь морозы в эту пору года на нашей земле стоят лютые.

Вмарте подсохшие за февраль деревья сжигали на том месте, где они были срублены, и полученной золой удобряли землю: месяц март получил имя березозол.

В апреле наступала весна. Дремучие леса одевались густой зелёной листвой, бескрайние степи – сочной травой и яркими цветами. Славяне дали апрелю имя цветень, а мая – травень.

Первый летний месяц – июнь – носил у наших предков название червень, что означало красный, прекрасный. А в некоторых местах июнь называли изюк – кузнечик. В конце июня кузнечики запевают свои первые песенки.

Второй месяц лета – июль – называется липень. В это время на Руси буйно цвели липы, и дикие пчёлы собирали в густых лесах обильные запасы мёда, которым так любили лакомиться наши предки.

В августе наступала пора жатвы. Тяжёлые колосья срезали серпами. Август так и именовался: жнивень или серпень.

Убран богатый урожай. Наступает осень. Деревья одеваются в золотые или багряные уборы, травы на лугах желтеют и сохнут. Это месяц жовтень, или жёлтый.

Октябрь – листопад – или грязник. Ноябрь – грудень. Почему грудень? Потому что ударили уже первые морозы, но снегу ещё мало, а на месте недавней грязи лежат замёрзшие комья земли – грудки.

Последний месяц года и первый месяц зимы – декабрь – носил, как ему и положено, название студень – студёный или снежень – снежный.

Вот такие красивые, а главное выразительные и точные имена были в старину на Руси у двенадцати братьев-месяцев.

                                                                                                                                                                                         (И. Орловская)

Перечень учебно-методических средств обучения

Основная и дополнительная литература:

  1. Учебник русского языка 6 класс, авторы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др, изд. Москва, «Просвещение», 2009 год;
  2. Программы общеобразовательных учреждений по русскому языку. 5-9 классы. Авторы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. Москва, «Просвещение», 2010 год.
  3. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы. Авторы: В.Н. Пташкина, К.Е. Виноградова и др. Волгоград, издательство «Учитель», 2011 год.  

Оборудования и приборы:

  1. Материал по самообразованию.
  2. Папка «Экзаменационный материал по русскому языку».
  3. Папка «Памятки».
  4. Папка «Материалы для индивидуальной, групповой и коллективной деятельности».
  5. Памятка «Обобщающие таблицы по орфографии».
  6. Папка «Словарная работа на уроке».
  7. Папка «В помощь выпускнику».
  8. Папка «Материалы по внеклассной работе».
  9. Папка «Материалы для творчески работающих учащихся».

Пособия

  1. Л.А.Жердева Русский язык в средней школе. Карточки и задания. Сибирское университетское издательство, 2010 год;
  2. Л.Н. Ситникова. Дидактический материал по русскому языку. 6 класс. Разрезные карточки для индивидуальной работы. Волгоград. Издательство «Учитель», 2012 год;
  3. В.А. Малюгина. Олимпиады по русскому языку. 5-6 классы. Москва, «Вако», 2010 год;
  4.  Р.П. Козлова, Н.В. Чеснокова. Тесты по русскому языку. 5-7 классы. Москва, «Вако», 2010 год;
  5. Н.М. Сулицкая, Н.Ю. Кадашникова и др. Творческая работа на уроках русского языка. 5-11 классы. Волгоград. Издательство «Учитель», 2011 год;
  6. Е.М. Мордас. Уроки-путешествия, ролевые игры, тематические тесты, викторины. 5-11 классы. Волгоград. Издательство «Учитель», 2011 год.              

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...