Конкурсный урок с презентацией
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Минкина Надежда Михайловна

Конкурсный  урок  по  теме  "Роль  союза  в  тексте"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Роль союза в тексте19.99 КБ
Файл soyuz_v_predl.pptx614.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурсный урок   Автор – составитель Минкина Н.М.

ГБОУ   №639 Невского района   Санкт – Петербурга

Союз в предложении и тексте

Цели: 1. Определить роль союзов в  предложении и тексте

2. Учить    ставить знаки препинания в предложениях с союзами

3. Используя возможности темы, способствовать развитию и открытию

Ход урока 1.Сообщение целей урока (Слайд  №1)  Любое  открытие   опирается на науку.  (Слайд  №2)  Обратимся к  Михаилу Ломоносову,  нашему первому   русскому учёному,  создателю   первого учебника русского  языка  - Российской грамматики.  Он  первый дал определение  союза.  (« …Союзы не что иное суть, как средства, которыми  идеи соединяются»). Предлагаю эти слова в качестве эпиграфа к уроку.  Сказано торжественно, высоким  книжным стилем.  Постараемся понять научную мысль Ломоносова.  Проверим себя, все ли значения слов нам понятны.

Выражение  НЕ  ЧТО ИНОЕ СУТЬ, КАК  является   связкой   ЕСТЬ;

СРЕДСТВА – в значении  ПРИЁМ, СПОСОБ ДЕЙСТВИЯ;

ИДЕИ – в значении ПОНЯТИЯ,  ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

СОЮЗЫ ЕСТЬ ПРИЁМЫ,  с ПОМОЩЬЮ КОТОРЫХ СОЕДИНЯЮТСЯ ПОНЯТИЯ, т.е. СОЮЗЫ помогают выразить наши мысли.

2. Давайте убедимся в этом на примере текста. (Слайд №3) Как  поняли  смысл  сказки?

Что  бы  художники,  музыканты ни  создавали,  о  чём  бы  писатели и поэты  ни  писали,  они  думают о человеке.  Дуб  силён   корнями,  которые  питает  земля,  а  человек  силён своей  семьёй, генетической  памятью.  Чувство  рода,  связь  с  прошлым,  память  о  прошлом  делают  человека  сильней,  уверенней  в  себе,  почти  неуязвимым.

3.  Работа с текстом. (Слайд №3) Найти союзы и обозначить  так,  как  показано  в  раздаточном  материале,  надписать, какую роль выполняют.

П р о в е р к а

ИТАК,  прав ли Ломоносов, утверждая, что  союзы – это  способ  объединения  понятий? (Слайд №4) Сделаем  вывод  на основании проделанной  работы.

Все  ли  функции  союза  мы назвали?  Одну очень  важную  ещё  не  обозначили

 4. Предлагаю   э к с п е р и м е н т. (См. слайд №5) Попробуйте  убрать  союз  в  том  предложении,  где  он есть,  и  поставить  в то,  где  его нет.

Результат: Если убирать или  добавлять  союз,  меняется  интонация  и  ритм  предложения.  В 1 и 2 –ом   говорится  о  состоянии человека  и  природы. В 1-ом – о причинно – следственной связи, во  втором – об одновременности  происходящего. Ничего  драматического  не  происходит,  ритм спокойный, интонация  плавная. Союз  заполняет паузу.  В 3-ем случае рассказывается о дуэли,  драматизм  происходящего  требует  собранности, а интонация  жесткости.  Если поставить  союз,  пропадает динамизм.  Те, союзы  или  бессоюзие помогают создавать образ,  являются  средством  выразительности

  1. Немного  теории.  (Слайд №6) Как  бы вы назвали  союзы в этом предложении? …..
  2. Наконец,  задание  на  употребление  союзов и  запятой в предложениях с  союзами.

«Получи 5».  В  выполнении этого задания  каждый  за  себя…

  1. Подведение  итогов.  Состоялось  ли  открытие?  Какое?

Самоанализ  урока.

Урок  заключительный  в  теме,  урок   развития  речи, поэтому  преобладала  устная  работа.

Цели  урока  сообщались  учителем  и  были  адаптированы для  понимания  учащимися.

Ведущий  метод   урока  был задуман проблемный с элементами  исследования,  а  потому  важно  было правильно определить  тезис и  цель  исследования.  Цель  урока как  цель  исследования  звучала  ненаучно.  Помогло  определение   союза  Ломоносовым,  которое  стало  тезисом  и  эпиграфом  урока.  Дети  прокомментировали    научную  мысль  Ломоносова  на  основе  своих  знаний.

          В  свете  современных  требований  к  уроку  и  перспективы  подготовки  к  ГИА  это  более, чем  современно,  это то, что  называется  на  злобу  дня.

Второй  этап  урока  предполагал  поиски  аргументов  для  тезиса.  Текст,  с  которым  надо  было  работать,  прежде  следовало  осмыслить.  Сказка,  кстати,  имела  огромное  воспитательное  значение,   и  не  проста  для  детского   осмысления.  (Моё  педагогическое  кредо: учить  на  сложном – тогда  и простое  усвоится  легко ).  Но  чтобы  мысли  возникли, необходимо  обсуждение,  поэтому   дети  были  посажены  в  группы. Обсуждение  прошло  оживлённо, и,  наверняка,  на  этом  этапе  уже  кто – то  сделал  открытие,  даже  если  это  на  заключительном  этапе  урока  не  прозвучало -  возможна  внутренняя  рефлексия.

Самостоятельная  работа  с  текстом  достигала  основную  цель  урока:  систематизировала  функции  союзов  в  предложении  и  тексте  и  собирала  аргументы  для  доказательства тезиса,   правильности  слов  Ломоносова.

     Возможности  мультимедиа   помогли  эстетически  оформить  материал,  применить  приём  кластера при  обобщении и перекинуть  мостик  с  помощью  вопроса  к  следующему  этапу.

     Эксперимент  являлся,  естественно,  более  сложным  видом  деятельности,  но  и  самым  интересным.  Работа  в  группах помогла  детям   сделать  выводы.

    Результаты  исследования  тоже  стали  для  многих  открытием.  Принцип  научности  и  перспективности  налицо.

     Учащиеся  данного  класса  работают  по  учебнику   Ладыженской,  поэтому  прежде  чем  перейти   к  тесту,  к  контрольным  заданиям,  надо  было  вспомнить  теорию.  Снова  помогло  мультимедиа   и  была  использована  занимательная   викторинная    форма  подачи  материала.   Тест   достигал  вторую  цель  урока:   учить  ставить  знаки  препинания  в  предложениях  с  союзами.  

       Ну  и  контрольный  этап  урока,  предполагающий  индивидуальную  работу,  выявляющий  сильнейших,  имел  мощную  мотивировку: получение  «5».  Это  способствовало  возвращению  интереса  к  уроку,  дети  немножко  подустали.   Оценка  не  является  не  заслуженной,   потому что  материал   на  этапе  контроля  давался  сложный.

   Заключительный  этап  урока – рефлексия  показал,  что  цели  урока  достигнуты,  открытие  состоялось.  Урок  отвечает  современным  требованиям  и  рекомендуется  к  распространению.

     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Союзы в предложении и тексте Цели: 1. Определить роль союзов в предложении и тексте. 2. Учиться правильно ставить знаки препинания в предложениях с союзами. 3. Используя возможности темы, способствовать развитию и открытию. Автор урока Минкина Надежда Михайловна, ГБОУ СОШ №639 Невского района Санкт - Петербурга

Слайд 2

« …Союзы не что иное суть, как средства, которыми идеи соединяются». М.В.Ломоносов

Слайд 3

Дуб в Михайловском парке… Ему более двухсот лет… «Никто мне не страшен, потому что корнями я за землю держусь», – так сказал могучий Дуб

Слайд 4

Роль союзов Связывают однородные члены Связывают ПП в составе СП Связывают предложения и абзацы в тексте Разделяют Противопоставляют Соединяют

Слайд 5

Душно стало в сакле, и я вышел на воздух освежиться . Ночь уже ложилась на горы, и туман начинал бродить по ущельям. Выстрел раздался. Пуля оцарапала мне колено. Я невольно сделал несколько шагов вперед, чтоб поскорей удалиться от края. Роль союзов в тексте (эксперимент)

Слайд 6

П О У П О Т Р Е Б Л Е Н И Ю (Такого взлёта духа, и ума, и мужества история не знала) (Я видел листву золотую и пурпурную, алую, фиолетовую, коричневую) (Его насмешки не только не возмущали , но и очень веселили меня) (Русский народ смышлён и понятлив, усерден и горяч ко всему прекрасному) Одиночные Повторяющиеся Двойные (составные) Парное соединение

Слайд 7

Сколько запятых в данном предложении? Шквальный и яростный ветер безжалостно и властно рвал листву с деревьев и кустов и с грохотом и лязгом проносился по крышам и балконам домов Получи «5»

Слайд 8

Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая. Ночь выдалась облачная и тёмная ( ) и луны не было. Получи «5»

Слайд 9

1. Сравнительный метод одинаково необходим как в анатомии, так и в социальной науке. 2. Туманы у нас летом бывают если не каждый день, то через день непременно. 3. Вид большой проснувшейся реки представляет не только величественное, сколько страшное и поразительное зрелище. 4. Он буянил не столько для удовольствия, сколько для поддержания духа. Найди предложение с ошибкой в употреблении союза Получи «5»

Слайд 10

Грин начал писать и создал в своих книгах мир весёлых и смелых людей и удивительных событий. Такого взлёта духа и ума и мужества история не знала. Научные гипотезы выдвинутые учёными дают толчок развитию как самой науке так и технике. Мальчишки и девчонки их мамы и папы все любят цирк. Найди предложение с одной запятой Получи «5»

Слайд 11

Состоялось ли открытие? Какое?

Слайд 12

Спасибо всем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме: "Мультимедийные интерактивные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. "

Данный урок рассматривается первым по счету в разделе «Компьютерные презентации». На данном уроке  учащиеся знакомятся с программой POWERPOINT, учатся изменять дизайн и макет слайдов....

Презентация "Использование мультимедийных презентаций как универсального средства познания"

В презентации "Использование мультимедийных презентаций как универсального средства познания" даются советы по оформлению и наполнению презентаций....

Разработка урока и презентации "The Sightseeng Tours" London and Saint-Petersburg c презентацией

Цели: развитие речевого умения (монологическое высказывание); совершенствование грамматических навыков чтения и говорения (прошедшее неопределенное время, определенный артикль) Задачи: учи...

Презентация "Рекомендации по созданию мультимедийных презентаций"

§Предложить рекомендации по подготовке презентаций; §научить профессиональному оформлению слайдов. ...

Презентация к уроку "Обобщение по теме презентации"

Урок – деловая игра «Работа  с пакетом презентаций Power Point». В ходе урока организовано повторение материала "электронные таблицы" с использованием КИМов, повторение технологи...

Презентация "Лица Победы". Данную презентацию можно использовать на уроках литературы в день памяти о тех, кто сражался и погиб в годы Великой Отечественной войны.

Данная презентация посвящена событиям Великой Отечественной войны и может быть использована в средних и старших классах  как на уроках литературы, так и на внеклассных мероприятиях  для пров...

Проектная деятельность на уроках литературы. 7 класс. Стихи Н.А.Некрасова .Презентация. презентация

Презентация к уроку"Проектная деятельность на уроках литературы.Стихи Н.А.Некрасова.7класс"...