Методическая статья "Компетентностно - ориентированные задания на уроках русского языка"
статья (русский язык) по теме

Кавардакова Светлана Александровна

В статье представлен опыт по составлению и использованию компетентностно- ориентированных заданий на уроках русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.kompetentnostno_-_orientirovannye_zadaniya.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

                                                            Кавардакова С.А. учитель русского языка

                                                            МАОУ «СОШ №16»  города Перми              

 Компетентностно- ориентированные задания

               на     уроках русского языка

 (методическая статья)

                                        Единственный путь, ведущий к знаниям,

 - деятельность.

                                                                                                 Б. Шоу

 Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо  выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить.

                                                              Р. Левин

 

В условиях стремительно развивающегося общества, модернизации современного  образования обозначилась проблема формирования у обучающихся не столько теоретических, сколько социально практических знаний, умений, навыков, в том числе в процессе обучения русскому языку.

Традиционная предметность должна сочетаться с реальной действительностью, социумом, в котором предстоит жить современным школьникам. Однако очевидна ситуация разрыва между традиционной методикой обучения, образовательными потребностями самих учащихся и требованиями, предъявляемыми к уровню  образованности будущего поколения.

Современное образование предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков, как основной цели обучения, на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий. Наиболее актуальными и востребованными в общественной жизни оказываются, на мой взгляд, следующие компетентности:

- компетентность  в решении проблем (задач);

- коммуникативная компетентность;

- информационная компетентность.

Компетентностный подход, в процессе реализации которого и формируются  указанные компетентности, не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.

Говоря об образовании, ориентированном  на формирование компетенций личности, следует обратить внимание на потенциал компетентностно – ориентированных заданий (далее КОЗ).

Компетентностно  -  ориентированные задания -   это задания, которые  имеют и учебное,  и жизненное обоснование, не вызывают у думающего ученика безответного вопроса: « А зачем мы это делаем?»

Таких задач в учебниках, учебных пособиях, дидактических материалах немного. А составление КОЗ достаточно трудоемкое. Первые результаты применения КОЗ на уроках позволили сделать вывод: выбор в пользу КОЗ был сделан правильный. Во-первых, использование КОЗ уже на первых уроках позволило вовлечь в учебную деятельность всех учащихся, включая ребят с серьезными пробелами в знаниях, во – вторых, появилась возможность оценить каждого, даже в многочисленном классе, в – третьих, заметно повысился интерес и к предмету, и к самому процессу учебной деятельности. В – четвертых, повысилось качество знаний учащихся.

Вместе с тем обозначились и проблемы: непонимание прочитанного учебного текста, неумение выделить в прочитанном главное, неумение систематизировать собранный материал, а затем применить его в практической деятельности.  

  Создание КОЗ  подчинено определенным требованиям к его структуре и содержанию.

Структура КОЗ предполагает наличие следующих  структурных частей:

- стимул;

- задачная формулировка;

- источник информации;

- бланк для выполнения задания;

-инструмент проверки;

- модельный ответ.

Каждая составляющая КОЗ  должна мотивировать учащихся на  организацию деятельности . Так, например, работа со стимулом в начале урока позволяет учащимся увидеть проблему, сформулировать ее, убедиться в ее актуальности, подумать о путях решения.

При этом именно стимул (текст, позволяющий соединить жизненную проблемную  ситуацию и необходимость получения определенных знаний для разрешения данной ситуации), по моему мнению, является  наиболее сложным  при конструировании.

Например,  в качестве стимула использую следующий текст:

«Коля делал домашнее задание. Из-за болезни он пропустил несколько уроков и решил самостоятельно выучить несколько пропущенных тем. Он открыл учебник. На странице 134 была написана тема: «Предложения распространенные и нераспространенные».

- Странно,- подумал Коля,- распространять можно листовки, рекламные проспекты, товар, информацию. А как можно распространять предложения? Разносить их по домам что ли? Их же никто не купит!

Коля вздохнул и закрыл учебник.»

-В чем прав и в чем не прав Коля?

-Можно ли распространять предложения? (5 класс, тема

« Распространенные и нераспространенные предложения»)

А вот другое задание:

-По ответной реплике восстановите предыдущую. Следите за тем, чтобы мини-диалоги соответствовали требованиям русского речевого этикета.

 1.

-  …

- Конечно, спрашивай. Я тебя слушаю!

2.

- …

- К сожалению, наше справочное бюро таких справок не дает.

3.

- …

- С радостью помогу вам.

4.

- …

- А что же в этом странного?

5.

- …

- Конечно, нетрудно! Сейчас тебе все объясню.

Использование компетентностно-ориентированных заданий результативно в том случае, если на уроке в целом осуществляется компетентностный подход. Компетентностный подход – это подход, который выделяет результат образования, а в качестве результата важно не количество полученной информации, а способность самим находить нужную информацию, выбирать способ действия в определенных ситуациях и , главное, применять знания,умения, навыки.

        Лексика.

1.Отгадайте фразеологизмы. Как говорят :

А) Об очень большой тесноте в помещении?

Б) О полной тишине?

В) О первых признаках появления чего-то хорошего, радостного?

Г) О человеке, на которого постоянно сваливают чужую вину, ответственность за чужие поступки?

Д) Об удачном, счастливом человеке?

Е) О состоянии тоски, тревоги, беспокойства?

Ж) О забывчивости, плохой памяти?

На основании этого составьте фразеологический словарик.

2. Используя словарь С.И.Ожегова, составьте перечень стилистических помет отрывка из повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Признаки какого стиля вы здесь увидели? Каковы приметы этого стиля – особенности лексические, морфологические, синтаксические? (7 класс)

«Не погибнет ни одно великодушное дело, и не пропадёт, как малая порошинка с ружейного дула, козацкая слава. Будет, будет бандурист с седою по грудь бородою, а может, ещё полный зрелого мужества, но белоголовый старец, вещий духом, и скажет он про них своё густое, могучее слово. И пойдёт дыбом по всему свету о них слава, и всё, что не народится потом, заговорит о них. Ибо далеко разносится могучее слово, будучи подобно гудящей колокольной меди, в которую много повернул мастер дорогого чистого серебра, чтобы далече по городам, лачугам, палатам и весям разносился красный звон, сзывая равно всех на святую молитву...» 

- Как вы думаете,  почему у Гоголя в тексте написано слово козацкая? С какой целью прибегает Гоголь к стилизации в этом отрывке?

Практическая работа по теме «Местоимение» ( по программе  М.В.Панова  6 класс)

(Не)сколько  минут  (н…)кто  (н…)чего  (не)говорил. 2.В этой  гулкой  тишине  каждый о чем(то)  задумался.3. Я был кое(с)чем  (не)согласен, но убедиться в чьей(то)  (не)правде  (не)мог.4.Рассчитывать  было  н..(на)что  и  н..(на)кого5. Сколько это будет  продолжаться?6.Хоть   бы какой(нибудь)  звук или  чей(либо)  вздох  нарушили  такое (не)выносимое  и   (не)приятное  беззвучие.

Задания:

  1. Списать, объяснить орфограммы.
  2. Сколько местоимений встретилось в тексте?
  3. Выпиши  указательные  местоимения.
  4. Выпиши  вопросительное местоимение.
  5. Из 2 предложения  выпиши  словосочетания со связью согласование.
  6. Выпишите грамматическую основу из  6 предложения.
  7. Выпиши слово  образованное суффиксальным способом из 2 го. предложения.

Или другой пример: "Закончился урок русского языка. Расстроенный Егор вышел из класса: он опять получил «2» за диктант. К нему подошел его друг Дима:

- Что случилось, Егор?

- Да опять «2» за диктант! Опять эти глаголы!  Не могу я их правильно писать! И вообще, не вижу их в тексте, путаю с другими частями речи!

- И это проблема?!-  воскликнул Димка.- Не расстраивайся, я тебе дам совет…».

-Что мог посоветовать Дима Егору в этой ситуации?»

 Для того чтобы ответить на данный вопрос, учащиеся должны собрать информацию о глаголе,  используя разные источники информации, обсудить, что  в ней самое  нужное для решения проблемы, и преобразовать в короткие, точные советы . А чтобы советы стали более понятны герою текста, предлагаю изложить их в виде письма.

При работе со стимулом важно подумать и о форме преподнесения текста:  чтение, чтение по ролям, просмотр снятого видеоролика с участием тех же учащихся и т. д.

После создания стимула, необходимо продумать формулировки задач.

Для этого  использую таблицу « Конструктор задач», предложенную Л. С. Ильюшиным.  В  конструкторе Л. С. Ильюшина  цель деятельности достигается посредством определенных вопросов, заданий, упражнений, которые могут  начинаться со следующих формулировок: «Раскройте особенности…», «Разработайте план…», « Сгруппируйте …» и т. д.

Например, при разработке КОЗ для урока русского языка в 6 классе по теме: «Страдательные причастия» использую следующие задачные формулировки:

- прочтите самостоятельно материал учебника ( М. М. Разумовская «Русский язык», 6 класс)  на стр. 178 – 180  ( ознакомление);

- приведите примеры страдательных причастий (понимание);

- преобразуйте прочитанный текстовой материал в табличный (применение);

- найдите страдательные  причастия в следующих предложениях  (анализ):

 Долго жители не спали и меж собой толковали о дне минувшем. Зарево на дальних высотах трепещущее румянцем отразилось. Внизу Арагва и Кура по корням шепчущих кустов бежали дружно и легко. Вслушайтесь в дальний рокочущий шум. Хозяева строящейся станции по очереди сменяются на руле. Троекуров мало заботился о выигрыше затеянного им дела. Между палатками желтели расчищенные в траве и посыпанные песком дорожки.

 - составьте алгоритм « узнавания» страдательных причастий (синтез);

- проверьте себя, выполнив упражнение №  418 (оценка).

При конструировании КОЗ  учитываю, что каждое задание  имеет собственную технологию оценивания. В основном это баллы за каждое задание, которые в конце урока суммируются и на основании шкалы оценивания превращаются в традиционную оценку. В КОЗ это выглядит так:

Задание 6

Оцените свою деятельность

«5» - 12 баллов

«4» -9-11 баллов  

«3» -5-8 баллов

 Для правильности оценивания выполненных заданий учащимся предлагается модельный ответ, т.е. образец ответа. Модельный ответ предъявляю либо после каждого задания, либо после выполнения всех заданий:

                               Проверь себя

Алгоритм постановки тире между подлежащим и сказуемым

                        1.    Прочти предложение.

               2.    Найди подлежащее и сказуемое.

               3.    Укажи, чем они выражены.

               4.   Если существительным – ставь между ними тире.

                    5.  Проверь себя – подставь слово « это» или « вот» между        подлежащим и сказуемым.

 Модельный ответ демонстрирую на экране, при необходимости (если ученические  решения  более удачны, интересны, кратки) произвожу корректировку модельного  ответа. В каждом КОЗ указываются  баллы, необходимые для получения той или иной оценки. Понимая, что не каждый учащийся может объективно оценить свою работу, организую учебную деятельность либо в  паре, либо в  группе.

 Наиболее удачно работа с КОЗ проходит в группе. При формировании групп использую разные способы: по желанию учащихся, по выбору учителя, «по цепочке», случайный выбор в процессе игры «Стороны света» и т. д. Затем обязательно распределяем роли: « руководитель», « секретарь», «генератор идей», «критик идей», «хранитель времени». У каждой роли свои  «должностные обязанности». На выполнение  задания отводится определенное время. Результаты  групповой  коммуникации предъявляет руководитель группы, только затем учитель предъявляет  модельный ответ.  

Первоначально всю работу с КОЗ проводила в тетрадях, затем стала предлагать учащимся часть работы выполнять на  специально   подготовленных бланках. Особенно при работе с таблицами, схемами, рисунками.   Это позволяет экономить время и дает определенную подсказку учащимся, особенно на первых этапах работы с КОЗ. Например, изучая тему «Второстепенные члены предложения» в 5 классе, я предложила учащимся, после самостоятельного прочтения материала учебника, расположить материал в следующей таблице:

Второстепенный член предложения

Вопросы, на которые он отвечает

Чем может быть выражен

Как подчеркивается

При конструировании КОЗ в специальной графе указываю источник информации: страницы учебника, словари, памятки.

На мой взгляд, целесообразно использование КОЗ при организации  изучения нового материала без предварительного объяснения, а также  при  организации вводного повторения, предшествующего изучению новой темы. Иногда  изучение нового материала должно предваряться вводным повторением, так как на момент изучения новой темы у учащихся присутствуют разные мотивации, возможности, уровни достижения результатов обучения. А повторение дает равные стартовые возможности  для всех учащихся в классе.

Использование КОЗ на уроках русского языка позволяет организовать деятельностное усвоение учебного материала. Ученик при этом воспринимается как субъект, а не объект  обучения. При такой организации урока у учащегося есть право на ошибку и выражение собственного мнения. При использовании КОЗ  значительно повышается степень мотивации учения, происходит разгрузка учащихся, в т. ч. за счет работы в группе. И, что не менее важно, облегчается труд учителя за счет повышения самостоятельности учащихся.

 

       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

компетентностно-ориентированные задания к урокам русского языка и литературы

Данные задания помогают стимулировать познавательную деятельность учащихся, способствуют их социализации и проявлению творческой инициативы. Применение подобных заданий сделает урок неординарным:когда...

Компетентностно-ориентированные задания на уроках русского языка

Предложенная система компетентностно-ориентированных заданий направлена на формирование  ключевых компетенций учащихся, а именно информационной,  коммуникативной, кооперативной, компетенции ...

Компетентностно-ориентированные задания на уроках русского языка

Предложенная система компетентностно-ориентированных заданий направлена на формирование  ключевых компетенций учащихся, а именно информационной,  коммуникативной, кооперативной, компетенции ...

Компетентностоно-ориентированные задания на уроках русского языка как средство развития универсальных учебных действий

От обычного задания КОЗ отличается тем, что обучающемуся предлагается определённый план действий при поиске овета на вопрос и обязательно включается элемент решения проблемы. Компетентностным является...

Использование компетентностно-ориентированных заданий на уроках русского языка

Использование компетентностно-ориентированных заданий на уроках русского языка...