Мы рождены для вдохновенья…
статья по русскому языку (9 класс) по теме

Михайлова Татьяна Васильевна

Использование духовной литературы в творчестве поэтов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                «Мы рождены для вдохновенья,

                                                Для звуков сладких и молитв»

                                                А.С.Пушкин «Поэт и толпа»

        Эта тема заинтересовала меня тем, что уже давно витала мысль о том, что в школах будет введена новая дисциплина «Основы православия». Учитель литературы является проводником ребенка по незнакомому миру произведений, которые уходят корнями в православие. И так легко заблудиться самому в этом часто загадочном и таинственном мире.

        Посоветовавшись со своим духовным отцом, я начала работу с детьми с того, что  стала читать в 5-6 классах рассказы-притчи для детей этого возраста. Мы их обсуждали, анализировали и постепенно подходили к изучению житийной литературы.

        С согласия родителей я стала объяснять детям, что такое жития святых не только в литературе, но и в церковной жизни. Мы читали книги, напечатанные в монастырях, прекрасно иллюстрированные, красочные.

        Ребята были заинтересованы «Повестью о Петре и Февронии», они живо вступали в обсуждение прочитанного. К моему удивлению, дети сразу поняли, кто выступает в роли змия, что это за хлебная закваска. Значит, наши беседы до изучения этого материала не прошли бесследно. И это произведение иеромонаха Еразма не воспринималось ими как повесть или как сказка, а именно – как житие святых. Дети сделали иллюстрации к прочитанному, поделились своими впечатлениями от книги. А к пониманию текста их привело чтение маленьких рассказов притч, т.е. они уже четко

песни не могут заменить небесных звуков, вот и томится душа в земной юдоли, вспоминая о них.

2

        Отношение Лермонтова к Богу всегда было противоречивым. Это отражается в его стихах. Стихотворение «Молитва» (Не обвиняй  меня, Всевышний) 1829г. – первое стихотворение с таким названием.

        Что интересно, поэту всего 15 лет, он ровесник моих учеников. А какие глубокие философские темы поднимает поэт в этом стихотворении.

        До анализа этого стихотворения ребятам было предложено дома прочитать его и придумать несколько вопросов. Самые интересные я отобрала, немного откорректировала и предложила детям, обязательно ссылаясь на автора вопроса.

В чем заключается конфликт в этом стихотворении?

(Юному поэту «тесен» мир «земной», но он боится приникнуть к миру Божьему, потому что «звуком грешных песен» молится не ему)

О чем молит поэт Всесильного?

(Освободить его от «жажды  песнопений», обратив его сердце в «камень».)

Что же начинает осознавать юный поэт?

(Он начинает  осознавать силу своего таланта, но любит он не Царство Божие, а «могильный»  «мрак земли», где царят страсти, заблуждения, «звуки грешных песен».

В чем же заключается богоборческий мотив?

(Поэт просит Творца осоводить его от данного ему поэтического таланта, то есть отказывается от Божьего дара.)

Что значит отнять у поэта дар творчества? (Значит лишить его жизни. Получается, что путь спасения может обрести только простой смертный, а не поэт). Разве просьба о смерти не греховна?

(Конечно, это грех, смертный грех. В этом и заключается богоборческий мотив стихотворения).

                На последующих занятиях мы знакомимся со стихотворением

3

«Молитва» («В минуту жизни трудную…»).

        И ребята с радостью говорят  о том, что «есть сила благодатная в созвучье слов живых». То есть уже своим звучанием слова молитвы могут облегчить и излечить душу, даже если слова не понятны.

                И в стихотворении «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…» ребята с радостью находят отблески пушкинского « Так дай Вам Бог любимой быть другим». Стихотворение очень искреннее, поэтому и не требует метафор и иносказаний. Но вера поэта еще не столь глубока, чувствуется эгоизм «и с благодарностью или покаянием», но крепнет вера, когда лирический герой молит за свою возлюбленную. Здесь мы останавливается на работе со словом «покаяние».  Это в дальнейшем нам поможет при работе с произведением Достоевского «Преступление и наказание». И в результате приходим к выводу, что без покаяния невозможно спасение души.

                Конечно же, мы не оставим без внимания, стихотворение «Юнкерская молитва». Детям очень близко это несколько озорное, даже в чем-то комическое стихотворение. Они сразу же определяют, что это шутка. И сразу же возникает желание самим сочинить нечто подобное.

                Спаси нас, Боже, от ЕГЭ!

                В науке мы не бэ, ни мэ,

                Нам страшно, близок грозный час,

Когда сдавать заставят нас.

                Пошли нам легкий материал,

                Чтоб даже двоечник бы сдал.

                И закончим мы анализ стихотворений, прочитав «Благодарность».

                Снова ребята отметили мотив богоборчества «Устрой лишь так,

4

чтобы тебя отныне не долго я благодарил».

                Опять  возникла в разговоре категория греха, ведь это просьба о смерти.

                Конечно, в возрасте 13-15 лет это очень сложно принять, понять и пропустить через себя.  Но разве наших детей не тревожит мысль о смерти, разве их психика так устойчива к реалиям современного мира?

                Дать возможность поразмышлять, увидеть, что есть правильно, а что есть грех – это задача любого учителя. А еще очень важно, чтобы дети поняли, что молитва как жанр имеет место быть у поэтов, но нельзя путать эту молитву с обращение к Богу в христианском понимании.

                Я предложила ребятам поискать такие стихи в жанре молитв у поэтов 20 века. И они принесли стихи М.Цветаевой, А.Ахматовой, Б.Окуджавы, А.Дементьева. Но их анализ мы отложили на новый учебный год.

                И снова обращусь к словам епископа Григория (Лебедева): «Бывают дни, когда Господь за наш искренний труд дает нам великое утешение в молитве, когда душа переполнена и крылата и нет для нее тела и земли».

5

Список литературы.

Анализ эпизода и анализ стихотворения. Коган.И.И., Козловская Н.В. изд-во САГА СПб

«И все души моей излучины…» Методическое пособие по литературному анализу в 11 классе, Москва 2003, изд-во «Московский лицей»

Основы по этике. Теория и практика анализа художественного текста. Изд-во «Дрофа», 2006г.

Научно-методический журнал «Литература в школе», 2010-2012 гг.

Газета «Первое сентября» «Литература» 2007-2012гг.

Епископ Григорий Лебедев. Проповеди.

6

ГБОУСОШ №380

Тема выступления:

«Система факультативных

занятий по литературе, включающих основы

православия, для проведения в 6-11 классах (по произведениям поэтов и писателей XIX-XXI в. с использованием духовной литературы)

автор: Михайлова Татьяна Васильевна,

 учитель русского языка и

литературы категория высшая

Санкт-Петербург

2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Героями не рождаются, героями становятся"

Данное мероприятие посвящено дню Героев России, содержит материал о наших земляках, погибших в Афганской и Чеченской войнах....

Статья "Патриотами не рождаются"

Многим ученикам на уроках я показывала фильм «Звезда», и никого он не оставил равнодушным. Если дети так глубоко переживают за судьбы героев ,за исход боевой операции, они понимают, во имя чего шли на...

Праздник "Солдатами не рождаются".

Солдатами не рождаются.          1. Собрались вы здесь, ребята, Чтоб о службе говорить. Скоро в армии Российской С честью будете служить!   2. Ратный...

Христос рождается, славьте!

Снег ровным покровом ложится на землю... Морозная звёздная ночь... Кажется, что небо стало ближе. Вся природа погружается в сон, а в сердце загорается огонёк надежды на то, что мир вокруг...

Литературно-музыкальная композиция, посвящённая жизни и творчеству А.С.Пушкина "Мы рождены для вдохновенья..."(к 180-летию со дня гибели поэта)

Цели мероприятия:·         заинтересовать учащихся личностью поэта; увлечь творчеством А. С. Пушкина;·         познакоми...

АВТОРСКИЙ ПРОЕКТ "Без творческого вдохновения не рождаются шедевры"

Долгосрочный  проект.Срок реализации 2 года....

Выставка-инсталляция "Мы рождены для вдохновенья" март 2021 года

К Всемирному дню поэзии 21 марта библиотекой подготовлена иллюстративно-книжная выставка-инсталляция "Мы рождены для вдохновенья!". На выставке представлены стенды с портретами поэтов, поэти...