Главные вкладки

    Литературно-музыкальная композиция, посвящённая жизни и творчеству А.С.Пушкина "Мы рождены для вдохновенья..."(к 180-летию со дня гибели поэта)
    методическая разработка на тему

    Аверина Надежда Петровна

    Цели мероприятия:

    ·         заинтересовать учащихся личностью поэта; увлечь творчеством А. С. Пушкина;

    ·         познакомить учащихся с основными этапами жизни поэта;

    ·         развивать навыки выразительного чтения стихотворений



    Задачи:

    1. Обучающие:

    ·         познакомить учащихся с жизнью и творчеством А. С.Пушкина;

    ·         углубить представление о литературе первой половины 19 века, опираясь на фактические знания из изученного ранее материала;

    ·         формировать представление о взаимосвязи различных видов искусства.


    2. Развивающие:

    ·         развивать  коммуникативную компетенцию учащихся;

    ·          развивать умение логически мыслить.
     

    3. Воспитательные:

    ·         воспитывать интерес к историческому прошлому;

    ·          воспитывать бережное отношение  к слову;

    ·         воспитывать информационную культуру учащихся 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл moya.docx105.24 КБ

    Предварительный просмотр:

    Дьячинский филиал МБОУ Алгасовская СОШ

    Аверина Надежда Петровна

    2017 год

    Цели мероприятия:

    • заинтересовать учащихся личностью поэта; увлечь творчеством А. С. Пушкина;
    • познакомить учащихся с основными этапами жизни поэта;
    • развивать навыки выразительного чтения стихотворений



    Задачи: 

    1. Обучающие:

    • познакомить учащихся с жизнью и творчеством А. С.Пушкина;
    • углубить представление о литературе первой половины 19 века, опираясь на фактические знания из изученного ранее материала;
    • формировать представление о взаимосвязи различных видов искусства.


    2. Развивающие:

    • развивать  коммуникативную компетенцию учащихся;
    •  развивать умение логически мыслить.

    3. Воспитательные:

    • воспитывать интерес к историческому прошлому;
    •  воспитывать бережное отношение  к слову;
    • воспитывать информационную культуру учащихся

                                                         Ход мероприятия:


    Ведущий:     Пушкин – это имя сопровождает нас всю жизнь. В детстве мы погружаемся в волшебный мир его сказок. В юности ищем в его стихах поддержку нашим чувствам и ответы на мучающие нас вопросы. В более зрелые годы восхищаемся мощью его таланта и гражданского пафоса.
                    Поэзия Пушкина полна, насквозь проникнута содержанием, как граненый хрусталь лучом солнечным: у него нет ни одного стихотворения, которое было бы написано от нечего делать, – авось получится недурно. Стихи Пушкина можно сравнить с красотою человеческих глаз, наполненных чувством и мыслью. Каждый образ, каждая фраза, каждое слово – все на своем месте, ничего не доконченного и неопределенного.


    Чтец 1 : Михаил Лермонтов «Смерть поэта». (на фоне музыки Альбиони «Адажио»)


                  
    Отмщенье, государь, отмщенье!
                  Паду к ногам твоим:
                  Будь справедлив и накажи убийцу,
                  Чтоб казнь его в позднейшие века
                  Твой правый суд потомству возвестила,
                  Чтоб видели злодеи в ней пример.



    Погиб поэт! — невольник чести —
    Пал, оклеветанный молвой,
    С свинцом в груди и жаждой мести,
    Поникнув гордой головой!..
    Не вынесла душа поэта
    Позора мелочных обид,
    Восстал он против мнений света
    Один как прежде... и убит!
    Убит!.. к чему теперь рыданья,
    Пустых похвал ненужный хор,
    И жалкий лепет оправданья?
    Судьбы свершился приговор!
    Не вы ль сперва так злобно гнали
    Его свободный, смелый дар
    И для потехи раздували
    Чуть затаившийся пожар?
    Что ж? веселитесь... — он мучений
    Последних вынести не мог:
    Угас, как светоч, дивный гений,
    Увял торжественный венок.
    Его убийца хладнокровно
    Навел удар... спасенья нет:
    Пустое сердце бьется ровно,
    В руке не дрогнул пистолет.
    И что за диво?.. издалёка,
    Подобный сотням беглецов,
    На ловлю счастья и чинов
    Заброшен к нам по воле рока;
    Смеясь, он дерзко презирал
    Земли чужой язык и нравы;
    Не мог щадить он нашей славы;
    Не мог понять в сей миг кровавый,
    На что он руку поднимал!..

                          И он убит — и взят могилой,
                Как тот певец, неведомый, но милый,
                          Добыча ревности глухой,
                Воспетый им с такою чудной силой,
    Сраженный, как и он, безжалостной рукой.

    Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
    Вступил он в этот свет завистливый и душный
    Для сердца вольного и пламенных страстей?
    Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
    Зачем поверил он словам и ласкам ложным,
          Он, с юных лет постигнувший людей?..

    И прежний сняв венок — они венец терновый,
    Увитый лаврами, надели на него:
                          Но иглы тайные сурово
                          Язвили славное чело;
    Отравлены его последние мгновенья
    Коварным шопотом насмешливых невежд,
            И умер он — с напрасной жаждой мщенья,
    С досадой тайною обманутых надежд.
                          Замолкли звуки чудных песен,
                          Не раздаваться им опять:
                          Приют певца угрюм и тесен,
                          И на устах его печать. —

                          А вы, надменные потомки
    Известной подлостью прославленных отцов,
    Пятою рабскою поправшие обломки
    Игрою счастия обиженных родов!
    Вы, жадною толпой стоящие у трона,
    Свободы, Гения и Славы палачи!
            Таитесь вы под сению закона,
            Пред вами суд и правда — всё молчи!..
    Но есть и божий суд, наперсники разврата!
                          Есть грозный суд: он ждет;
                          Он не доступен звону злата,
    И мысли и дела он знает наперед.
    Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
                          Оно вам не поможет вновь,
    И вы не смоете всей вашей черной кровью
                          Поэта праведную кровь!



    Ведущий:  Жизнь, судьба Александра Сергеевича Пушкина – это гигантский мир, не только личная, но и общественная трагедия поэта. То, что произошло в конце его жизни, точнее и мудрее всех определил Блок: «Пушкина убила вовсе не пуля Дантеса. Его убило отсутствие воздуха. С ним умирала его культура, культура общественная и политическая».
                 Александр Сергеевич Пушкин занимает особое место в культуре России. Он создал художественные ценности мирового уровня, стал – как человек и как художник – символом русской духовной жизни. Ещё в 1834 году Николай Васильевич Гоголь пророчески заметил: «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте… Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет».
                  Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая (по новому стилю – 6 июня) 1799 года в Москве. Кто угодно – где угодно. Но не Пушкин. Пушкин должен был родиться в Москве!
                   Мать А. С. Пушкина, Надежда Осиповна, урождённая Ганнибал, и отец, Сергей Львович, состояли в троюродном родстве и вели свой род от общего предка Радши или Рачи, преданно служившего великому Александру Невскому («мужа честна», то есть знатного, благородного). По материнской линии род Пушкиных получи экзотическую прививку: прадед поэта Ибрагим Ганнибал был в детстве вывезен из Эфиопии и подарен царю Петру I, который стал его покровителем и даже крёстным отцом. По поводу своей родословной позднее поэт скажет: «Я чрезвычайно дорожу именем своих предков, этим единственным наследством, доставшимся мне от них».
                   Отец поэта, Сергей Львович, получил прекрасное образование, блестяще знал современную ему французскую литературу, был беспечным, остроумным светским человеком. Вспыльчивый и раздражительный, когда его вынуждали вникать в хозяйственные дела, Сергей Львович становился любезным и остроумным, стоило только явиться гостям. А гостями у него были известнейшие писатели и поэты: Н. М. Карамзин, В. А Жуковский, И. И. Дмитриев и другие. Родной дядя Пушкина, Василий Львович, был признанным московским поэтом. Мать, Надежда Осиповна, как и все светские дамы того времени, обожала балы и развлечения.
                  Своего дома у Пушкиных в Москве не было, они снимали квартиры в домах богатых сановников. Но древнюю столицу Пушкин любил и позднее писал о ней с гордостью: «Москва доныне центр нашего просвещения, в Москве родились и воспитывались, по большей части, писатели коренные, русские». А в романе «Евгений Онегин» москвич Пушкин посвятил столице нежные, проникновенные слова:

    Как часто в горестной разлуке,
    В моей блуждающей судьбе,
    Москва, я помнил о тебе!
    Москва… как много в этом звуке
    Для сердца русского слилось!
    Как много в нём отозвалось!

                 Как и все дворянские дети того времени, Пушкин сначала заговорил на французском языке. И первые книги у него были французские – из прекрасной отцовской библиотеки. Сергей Львович поощрял любовь детей к чтению, а особо им любимого Мольера читал им наизусть сам. Не случайно, что и первые стихотворные строчки А. Пушкин написал по-французски.
                   Русской грамоте Александра обучила бабушка по матери Мария Алексеевна Ганнибал (урождённая Ржевская), женщина удивительно светлого ума, большой доброты и жизнестойкости. На лето вся семья перебиралась в её небольшое московское имение Захарово под Звенигородом, где маленький Пушкин увидел настоящую русскую деревню с её милой неброской природой, услышал настоящую русскую речь, завёл друзей среди крестьянских ребятишек. Назначенный в дядьки пятилетнему Александру крепостной Никита Козлов был родом из Захарова и считался знатоком сказок и былин. Из Захарова же была и нянька Александра и Ольги Арина Родионовна. По словам сестры поэта, Арина Родионовна «была настоящею представительницею русских нянь, мастерски говорила сказки, знала народные поверья и сыпала пословицами и поговорками». Ей поэт посвятил многие свои стихи.

    Чтец2 : 

    ***
    Подруга дней моих суровых,
    Голубка дряхлая моя,
    Одна в глуши лесов сосновых
    Давно, давно ты ждешь меня.
    Ты под окном своей светлицы
    Горюешь, будто на часах,
    И медлят поминутно спицы
    В твоих наморщенных руках.
    Глядишь в забытые вороты
    На черный, отдаленный путь:
    Тоска, предчувствия, заботы
    Теснят твою всечасно грудь...

    Ведущий:  В 1811 году юный Пушкин поступил в только что открывшийся Царскосельский лицей. Он был основан в грозную для России пору: огромная французская армия стояла у западных границ страны. Вскоре началась Отечественная война 1812 года. Через Царское Село шли войска. Лицеисты их провожали.
             Программа Лицея предусматривала изучение самых разнообразных наук: языков русского, французского, немецкого, латинского, греческого; литературы, философии, истории, юриспруденции, экономики, естественных наук, математики, изящных искусств; преподавались гимнастика, танцы, фехтование, верховая езда и др. В то время лицеист Пушкин увлёкся боксом в подражание своему кумиру, английскому поэту Джорджу Байрону. Так что Пушкин не только первый поэт, но и первый боксёр России. В Лицее, в отличие от гимназий, были запрещены телесные наказания. Профессора аттестовали воспитанников не оценками, а отзывами.
              Начались лицейские годы Пушкина. На учение отводилось 7 часов в день, остальное – прогулки, игры, гимнастика, самостоятельная работа по самообразованию. Учёба в Лицее была высшим предназначением. Лицеисты воспитывались с высокой верой в свою гражданскую миссию. Свой патриотизм, чувство гражданского долга и товарищества, человеческое достоинство и честь Пушкин вынес отсюда.
               В Лицее Пушкин обрёл самых близких друзей:  вспыльчивого, мечтающего о поэтическом поприще Вильгельма Кюхельбекера, добродушного, талантливого поэта Антона Дельвига, решительного и бескомпромиссного Ивана Пущина.
               Пролетели счастливые Царскосельский годы. Между лицеистами случались ссоры, даже дуэли, но ни одного упрёка нет в стихах поэта в адрес лицейских товарищей. Это была даже не дружба, а какое-то высшее, необычное явление.  У Пушкина написано много стихов и посвящений друзьям.

    Чтец 3:  «И.И. Пущину»

    Мой первый друг, мой друг бесценный!
    И я судьбу благословил,
    Когда мой двор уединённый,
    Печальным снегом занесённый,
    Твой колокольчик огласил.
    Молю святое провиденье:
    Да голос мой душе твоей
    Дарует то же утешенье,
    Да озарит он заточенье
    Лучом лицейских ясных дней!

    Ведущий: Это стихотворение посвящено Ивану Пущину – другу поэта ещё с лицейских лет, поэту, участнику восстания декабристов. После южной ссылки Пушкину предписано ехать в родовое имение Михайловское Псковской губернии. В эти годы он по-прежнему изгнанник, он лишён свободы передвижения, он одинок…  Как не хватает ему сейчас дружеского участия! И когда ясным морозным утром во дворе его дома раздаётся дорожный колокольчик и поэт видит спешащего ему навстречу Пущина, - он по-настоящему счастлив… Позднее это стихотворение будет переслано Ивану Пущину в Сибирь на каторгу вместе с посланием декабристам «Во глубине сибирских руд».


    Чтец 4: 

    Во глубине сибирских руд
    Храните гордое терпенье,
    Не пропадёт ваш скорбный труд
    И дум высокое стремленье.
    Несчастью верная сестра,
    Надежда в мрачном подземелье
    Разбудит бодрость и веселье,
    Придёт желанная пора:
    Любовь и дружество до вас
    Дойдут сквозь мрачные затворы,
    Как в ваши каторжные норы
    Доходит мой свободный глас.
    Оковы тяжкие падут,
    Темницы рухнут – и свобода
    Вас примет радостно у входа,
    И братья меч вам отдадут.

    Ведущий: Любовь для Пушкина – предмет высокой поэзии. Его стихи о любви справедливо относят к шедеврам мировой любовной лирики.  «Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты…» Редкое стихотворение обладает такой популярностью, как это.

    Чтец 5:

    К***

    Я помню чудное мгновенье:
    Передо мной явилась ты,
    Как мимолетное виденье,
    Как гений чистой красоты.

    В томленьях грусти безнадежной,
    В тревогах шумной суеты,
    Звучал мне долго голос нежный
    И снились милые черты.

    Шли годы. Бурь порыв мятежный
    Рассеял прежние мечты,
    И я забыл твой голос нежный,
    Твои небесные черты.

    В глуши, во мраке заточенья
    Тянулись тихо дни мои
    Без божества, без вдохновенья,
    Без слез, без жизни, без любви.

    Душе настало пробужденье:
    И вот опять явилась ты,
    Как мимолетное виденье,
    Как гений чистой красоты.

    И сердце бьется в упоенье,
    И для него воскресли вновь
    И божество, и вдохновенье,
    И жизнь, и слезы, и любовь.

    Чтец 6: Отрывок из романа «Евгений Онегин». Письмо Татьяны к Онегину (на фоне музыки «Одинокий пастух»)

    Чтец 7:  «Признание»  ("Я вас люблю — хоть я бешусь...", к Александре Ивановне Осиповой) (на фоне музыки Рахманинова «Нежность»)

    Я вас люблю — хоть я бешусь,

    Хоть это труд и стыд напрасный,

    И в этой глупости несчастной

    У ваших ног я признаюсь!

    Мне не к лицу и не по летам...

    Пора, пора мне быть умней!

    Но узнаю по всем приметаЁ

    Болезнь любви в душе моей:

    Без вас мне скучно,— я зеваю;

    При вас мне грустно,— я терплю;

    И, мочи нет, сказать желаю,

    Мой ангел, как я вас люблю!

    Когда я слышу из гостиной

    Ваш легкий шаг, иль платья шум,

    Иль голос девственный, невинный,

    Я вдруг теряю весь свой ум.

    Вы улыбнетесь — мне отрада;

    Вы отвернетесь — мне тоска;

    За день мучения — награда

    Мне ваша бледная рука.

    Когда за пяльцами прилежно

    Сидите вы, склонясь небрежно,

    Глаза и кудри опустя,—

    Я в умиленье, молча, нежно

    Любуюсь вами, как дитя!..

    Сказать ли вам мое несчастье,

    Мою ревнивую печаль,

    Когда гулять, порой, в ненастье,

    Вы собираетеся вдаль?

    И ваши слезы в одиночку,

    И речи в уголку вдвоем,

    И путешествие в Опочку,

    И фортепьяно вечерком?..

    Алина! сжальтесь надо мною.

    Не смею требовать любви:

    Быть может, за грехи мои,

    Мой ангел, я любви не стою!

    Но притворитесь• Этот взгляд

    Всё может выразить так чудно!

    Ах, обмануть меня не трудно!..

    Я сам обманываться рад!

    Ведущий:  На одном из московских балов в декабре 1828 года Пушкин встретил незнакомую ему красавицу. Она только начала выезжать в свет. Поэт очарован её красотой. В апреле 1829 года он уже просит руки Натальи Николаевны Гончаровой. Ему не отказывают, но и не дают согласия.
            Наталья Николаевна Гончарова была необыкновенной красавицей. Её современница Надежда Михайловна Еропкина так вспоминает о ней: «Наташа была действительно прекрасна, и я всегда восхищалась ею. Воспитание в деревне на чистом воздухе оставило ей в наследство цветущее здоровье. Сильная, ловкая, она была необыкновенно пропорционально сложена, отчего и каждое движение её было преисполнено грации. Глаза добрые, весёлые, с подзадоривающим огоньком из-под длинных бархатных ресниц. Но главную прелесть Наташи составляло отсутствие всякого притворства и естественность. Всё в ней было безупречно, без фальши».
            Гончарова была прекрасна, это бесспорно, но только красивая внешность не привлекла бы поэта. Её отличало какое-то необыкновенное обаяние, и не случайно тонкий знаток человеческой души Пушкин в посвящённом ей стихотворении «Мадонна» называет её «чистейшей прелести чистейший образец».

    Чтец 8:  «Мадонна» (на фоне музыки Бетховена  «Лунная соната») 

    Не множеством картин старинных мастеров
    Украсить я всегда желал свою обитель,
    Чтоб суеверно им дивился посетитель,
    Внимая каждому сужденью знатоков.
    В простом углу моём, средь медленных трудов,
    Одной картины я желал быть вечно зритель,
    Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
    Пречистая и наш Божественный Спаситель –
    Она с величием, он с разумом в очах –
    Взирали, кроткие, во славе и лучах,
    Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
    Исполнились твои желания. Творец
    Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
    Чистейшей прелести чистейший образец.

    Ведущий: Весной 1829 года Пушкин получает согласие на брак с Натальей Николаевной Гончаровой.
    Как девочка, тонка, бледна,
    Едва достигнув совершеннолетья,
    В день свадьбы знала ли она,
    Что вышла замуж за бессмертье?

             Наталье Николаевне порой совсем невесело и несладко жилось. Даже в первые дни после свадьбы она горько плакала оттого, что Пушкин, наспех поцеловав ее, уходил и часто с утра до вечера проводил время в разговорах с друзьями. Много занималась она и детьми. Их было четверо – Маша, «рыжий Сашка», Гриша и Ташенька.

              Летом 1830 года поэт приехал в Болдино, чтобы войти во владение имением. Здесь ему пришлось пробыть не месяц, как он намеревался, а целых три: началась эпидемия холеры.
            На пороге нового периода своей жизни Пушкин напряжённо вглядывается в грядущую даль. Он жаждет семейного счастья, простых человеческих радостей, личной независимости и одновременно томится мрачными предчувствиями. В журналах пишут об упадке таланта поэта, бессовестно клевещут на него и даже унижают его человеческое достоинство.
            Известный доносчик и агент 3 отделения Булгарин в 1830 году опубликовал фельетон, в котором утверждал, что Пушкин в своих сочинениях не обнаружил ни одной высокой мысли, ни одного возвышенного чувства, ни одной полезной истины. Травля началась. Пушкин принял вызов. Однако борьба была слишком неравной.


    Чтец 9:  (на фоне музыки Моцарта «Реквием»)

    Всё при дворе заранее готово –

    Дворцовый карнавал и хоровод,

    На талию Натальи Гончаровой

    Царь длань свою державную кладёт.

    Она в перчатку белую одета,

    Рука его, спокойна и ловка.

    И вспыхивают быстрые лорнеты,

    За Пушкиным следя издалека.

    И тают где-то масленно улыбки,

    Подкручены посольские усы,

    Лишь там, на хорах, вздрагивают скрипки

    И охают встревожено басы.

    И царь, танцуя, шепчет что-то в ушко,

    Ловящее монарший каламбур

    И, оживившись, шелестят старушки:

    Как, вы ещё не слышали? Бонжур!

    Каков Дантес!

    Ну что ж, отменный выбор.

    Да, юноше, признаться, вкус знаком!

    Хорош игрок, да кажется, он выбыл?

    Напротив, козырным тузом!

    Что Пушкин?

    Что ответил?

    Как он смеет!

    Как может сей предерзостный язык!

    Стихи писать изрядно он умеет,

    Да почитать монархов не привык.

    А во дворце музы’ка до рассвета.

    И до утра шлифует царь паркет.

    Державные мерцают эполеты –

    Свет крови ждёт. Вполне доволен свет.


    Ведущий: Убийца поэта – Дантес. Его карьера в России была быстрой и блестящей. Его жалует царь, его приглашают в самые известные петербургские дома. Он красив, светски любезен, циничен, пользуется успехом у дам. Познакомившись на одном из балов с Натальей Николаевной Пушкиной, он начинает откровенно за ней ухаживать. Пушкин доверяет своей жене, но в свете, падком на всякие слухи, интрижки и сплетни, уже говорят о Дантесе и Наталье Николаевне.
            Пушкину тяжело. В это время Дантес часто бывает в доме поэта, якобы ухаживая за сестрой Натальи Николаевны Екатериной. В то же время продолжает откровенно и цинично преследовать жену Пушкина. Поэт получает несколько оскорбительных анонимных писем. Взрыв был неизбежен.
            25 января 1837 года Пушкин посылает своему врагу намеренно оскорбительное письмо. Его содержание вскоре становится широко известно. На другой день после отправления письма Пушкин получает от Дантеса вызов на дуэль.
            Его убийца хладнокровно навёл удар… спасенья нет… Дуэль Пушкина и Дантеса состоялась 27 января, около половины пятого, за Чёрной речкой. Условия дуэли были крайне жёсткими: противники стояли в десяти шагах друг от друга. Пушкин подошёл к барьеру и стал целиться. Дантес выстрелил, ещё не доходя до барьера. Пушкин, тяжело раненный, упал в снег…

    Чтец 10: 

    И Пушкин падает в голубоватый
    Колючий снег. Он знает – здесь конец…
    Недаром в кровь его влетел крылатый,
    Безжалостный и жалящий свинец.
    Кровь на рубахе… Полость меховая
    Откинута. Полозья дребезжат.
    Леса и снег. И скука кужевая,
    Возок уносится назад, назад…
    Он дремлет, Пушкин. Вспоминает снова
    То, что влюбленному забыть нельзя,-
    Рассыпанные кудри Гончаровой
    И тихие медовые глаза.


    Ведущий: Домой, на Мойку, его привезли около шести вечера. К семи собрался консилиум врачей. Их приговор был единодушен: никакой надежды на спасение нет. В доме собрались друзья Пушкина.
            Из письма Жуковского: «В это время собрались мы все, князь Вяземский, княгиня и я. Княгиня была с женою, которой состояние было невыносимо. Как привидение, иногда прокрадывалась она в ту горницу, где лежал умирающий муж. Он боялся, чтоб она к нему подходила, ибо не хотел, чтобы она могла приметить его страдания, кои с удивительным мужеством пересиливал, и всякий раз, когда она входила или только останавливалась у дверей, он чувствовал её присутствие.»
            «Жена здесь,- говорил он.- Она безвинно терпит! В свете её заедят.

    Одно мерило всех мерил,
    Что он ей верил,
    Верил свято.
    И перед смертью говорил:
    Она ни в чем не виновата.


            «Я был в тридцати сражениях,- говорил доктор Арендт,- я видел много умирающих, но мало видел подобного».
            Из воспоминаний Владимира Ивановича Даля: «Ударило два часа пополудни, 29 января,- и в Пушкине оставалось жизни на три четверти часа… Пушкин открыл глаза и попросил мочёной морошки. Когда её принесли, он сказал внятно: «Позовите жену, пусть она меня покормит». Наталья Николаевна встала на колени у изголовья умирающего, поднесла ему ложечку-другую – и приникла лицом к челу мужа. Пушкин погладил её по голове и сказал : «Ну ничего, слава Богу, всё хорошо».
            Друзья, ближние молча окружили его изголовье… Он вдруг будто проснулся, быстро раскрыл глаза, лицо его прояснилось, и он тихо сказал: «Кончена жизнь!». «Тяжело дышать, давит»,- были последние слова его.

             «Солнце нашей поэзии закатилось! Пушкин скончался! Пушкин! Наш поэт! Наша радость! Наша народная слава! Неужели в самом деле нет уже у нас Пушкина? К этой мысли нельзя привыкнуть!»- писал поэт В.Ф.Одоевский в день смерти А.С.Пушкина.
            У гроба Пушкина побывало неслыханное количество людей – называют до 50 тысяч. Во время выноса тела поэта из церкви явились жандармы, полиция. Прах поэта по приказу царя тайком был перевезен в Святогорский монастырь под Псковом, где предан земле без всяких почестей. Но Пушкину уже было всё равно: для него началась новая жизнь – жизнь в бессмертии русской культуры.

    Чтец 11:  «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» ((на фоне музыки Шуберта «Аве Мария»)

     Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

    К нему не зарастет народная тропа,

    Вознесся выше он главою непокорной

                 Александрийского столпа.

    Нет, весь я не умру — душа в заветной лире

    Мой прах переживет и тленья убежит —

    И славен буду я, доколь в подлунном мире

                  Жив будет хоть один пиит.

    Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

    И назовет меня всяк сущий в ней язык,

    И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

                  Тунгус, и друг степей калмык.

    ЭИ долго буду тем любезен я народу,

    Что чувства добрые я лирой пробуждал,

    Что в мой жестокий век восславил я свободу

                И милость к падшим призывал.

    Веленью божию, о муза, будь послушна,

    Обиды не страшась, не требуя венца;

    Хвалу и клевету приемли равнодушно,

                 И не оспоривай глупца.

    Ведущий: Трудно себе представить, как в одной жизни, в одном человеке могла сосредоточиться такая мощь!
    Наверное, Пушкин никогда не будет познан до конца. Человеческой жизни не хватит для этого.
    Как ему не хватило его жизни для того , чтобы высказать всё.
    Но короткая жизнь Пушкина была так полна, в ней столько уместилось, что прошли десятилетия, идут уже века, а эта жизнь всё ещё продолжает для нас открываться новыми гранями.






    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Литературная композиция, посвящённая жизни и творчеству Н.В. Гоголя

    Литературная композиция, посвящённая жизни и творчеству Н.В. Гоголя, позволяет  раскрыть уникальность личности писателя и заинтересовать обучающихся его творчеством...

    "Красною кистью рябина зажглась" (литературно- музыкальная композиция, посвящённая жизни и творчеству М. Цветаевой)

    Данная литературно-музыкальная композиция предназначена для обучающихся 9-11 классов....

    Литературно-музыкальная композиция, посвящённая жизни и творчеству С.А.Есенина

    Литературно-музыкальная композиция, посвящённая жизни и творчеству С.А.Есенина...

    Музыкально-литературная композиция, посвящённая жизни и творчеству А.Блока

    Данную композицию можно использовать как на уроках литературы, так и во внеклассных мероприятиях по предмету....

    Литературно-музыкальная композиция о жизни и творчестве И.С. Тургенева "И жизнь, и слезы, и любовь..."

    Методическая разработка внеклассного мероприятия по творчеству И.С. Тургенева (рекомендуется для учащихся старших классов)...

    «Красною кистью рябина зажглась…» Литературно-музыкальная композиция, посвящённая жизни и творчеству Марины Цветаевой

    Жизнь и творчество великой поэтессы. Марина Цветаева принадлежала к людям той эпохи, которая была необычна сама по себе и делала необычными всех живущих с ней.В 1906 году поэтесса знакомится в Кры...

    Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой жизни и творчеству М.И.Цветаевой

    Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой жизни и творчеству Марины Ивановны Цветаевой, русского поэта. Может быть использована для проведения  урока литературы по творчеству М.И.Ц...