Рабочая программа. Русский язык. 7 класс (М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская)
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему

Цхварадзе Татьяна Викторовна

Рабочая  программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_7kl.docx125.36 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1 к Положению о Рабочей программе

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей № 590 Красносельского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТО

Педагогическим советом

ГБОУ лицея 590

Санкт-Петербурга

Протокол № ____

от «____» августа 20___ г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ лицея 590

Санкт-Петербурга

____________А.М.Каменский

«______» ___________ 20__ г.

             РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО

русскому языку

класс

7 «в»

Учитель  Цхварадзе

Татьяна

Викторовна

учебный год

2012-2013

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

   Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:

   - федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённый приказом Министерства образования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

 - приказ Министерства образования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

 - примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку (письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.06.2005 г. № 03-1263);

    - приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.12.2005 года № 302 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования».

   Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

 Структура документа

Рабочая  программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

Общая характеристика учебного предмета

 В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 7 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для 7 класса  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

 Особенности контингента учащихся 7 В кл ГБОУ №590Красносельского района г Санкт - Петербурга, в котором реализуется данная программа

В 7В классе 29 учащихся. Базовый уровень усвоен всеми учениками.  Анализ проведенных диагностических работ позволяет заключить, что недостаточно усвоены следующие орфограммы: правописание не с частями речи, чередующиеся гласные в корне слова, правописание личных  окончаний глаголов. Учащиеся испытывают затруднения в постановке запятой между однородными членами предложения, слабо усвоили лексические понятия. Недостаточно отработаны практические навыки орфографического, морфемного, фонетического, синтаксического разборов.  Контингент учащихся неоднороден: высокий уровень мотивации к предмету имеют 10% , низкий – 12%.  В связи с чем в основе организации работы на уроках – уровневая дифференциация, индивидуальный подход.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

 Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане ГБОУ лицей № 590 Красносельского района  г. Санкт-Петербурга  базисный учебный план для образовательных учреждений предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 5-9 классе:

5 кл

6 кл

7 кл

8 кл

9 кл

Всего на 2 ступени образования

7 (238)

6 (204)

4 (136)

3 (102)

2 (68)

748 час

 Курс русского языка в 7 классе общеобразовательной школы рассчитан на 136 учебных часов (4 часов в неделю).

Настоящая рабочая программа составлена на основе       примерной программы основного общего образования по русскому языку, авторской  программы М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, М., Просвещение, 2008 (2012)год                                                                                                                                                                                                              

         В работе используется учебник русского языка для 7 класса (авторы М. Т. Баранов, Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская), М., Просвещение, 2012 год

      Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

   Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русской язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

  1. коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
  2. интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);
  3. информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);
  4. организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Формы организации учебного процесса в 7 кл :

  1. уровневая дифференциация;
  2. проблемное обучение;
  3. информационно-коммуникационные технологии;
  4. здоровье сберегающие технологии;
  5. коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)

Формы контроля: 

          тестирование, сочинение, изложение, диктант

  1. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО  КУРСА  (136 ч)

РУССКИЙ ЯЗЫК КАК РАЗВИВАЮЩЕЕСЯ ЯВЛЕНИЕ.1

       Группы славянских языков;  русский язык входит в группу

восточнославянских языков, совпадает с другими славянскими языками в фонетике,

лексике, грамматике. Русский язык – государственный язык России, один из мировых языков.Язык представляет собой исторически развивающееся явление. «Язык живет вместе с жизнью народа».(В.Г. Белинский)

 ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 - 6 КЛАССАХ 8+2РР

1.. Синтаксис и пунктуация.

   Основные синтаксические понятия (словосочетание, предложение, виды предложения по цели высказывания и т.п). Разделы лингвистики – основные определения. Синтаксический и пунктуационный разбор..

2 Лексика и фразеология.

   Основные понятия раздела. Умение работать с различными словарями.

3. Фонетика и орфография.

   Фонетический разбор слова, умение различать опознавательные признаки орфограмм – букв.

4. Морфемика и словообразование.

   Морфемный и словообразовательный разборы. Нахождение слов с омонимичными корнями.

5. Морфология.

   Повторение изученных морфологических признаков частей речи, отработка навыков морфологического разбора.

6. Развитие речи. Текст. Стили литературного языка.

   Понятие текста, средства связи предложений в нем, определение абзаца, типы высказывания и их признаки; стили речи.

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ.

 Причастие. 28+4

1. Характеристика причастия по значению, морфологические признаки глагола и

прилагательного у причастия, синтаксическая роль причастия в предложении.

 Различие причастий и прилагательных, умение находить причастия и причастные обороты в тексте, определение признаков прилагательного и глагола у причастий, определение

синтаксической роли причастия в предложении,  изменение и образование

причастия, действительные и страдательные причастия. Основные орфографические и пунктуационные правила и применение  их.

2.  Особенности  публицистического стиля: назначение, сфера употребления, языковые приметы.  Признаки текста-описания, описания внешности человека, понятия: «литературный портрет», «словесный портрет». Формирование умения адекватно понимать содержание художественного текста, выделять основную и дополнительную информацию, определять принадлежность к типу речи, составлять план, сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста, его языковые и речевые средства выразительности.

  Деепричастие. 28+2

1.  Характеристика деепричастия по значению, признаки глагола и наречия у

деепричастия, синтаксическая роль деепричастия в предложении;

Умение находить слова, обозначающие основные и добавочные действия, в предложениях;

определение синтаксической роли деепричастия; нахождение и исправление ошибки в

употреблении деепричастий;  вид деепричастий. Основные орфографические и пунктуационные правила и применение их.

2. Особенности в составлении рассказа-описания.

  Наречие. 21+4

I. Повторение пройденного о наречии в 5 – 6 классах; своеобразие наречия как части речи, его место в системе других частей речи, общие и специфические признаки наречия, синтаксическая функция данной категории, словообразовательный и этимологический анализ наречий, смысловые группы наречий; орфографические правила и применение их.

2.  Языковые особенности текста описания действия и дневниковых записей. Умение анализировать исходный текст, пересказывать его, создавать собственный, уместно использовать изобразительно-выразительные средства языка, соблюдать нормы при письме.

Категория состояния.2+2

1. Категория состояния как часть речи.  Значение категории состояния; знать, слова категории состояния не изменяются; состояние может быть выражено и в положительной, и в сравнительной степени; синтаксическую роль слов категории состояния в предложении; разграничение наречий и категории состояния. Умение находить слова категории состояния; определять, к каким группам по значению относятся слова категории состояния; определять синтаксическую роль слов категории состояния в предложении; разграничивать наречия и слова категории состояния в предложениях и в тексте.

2.  Подробное изложение текста. Адекватно понимать содержание художественного

текста, воспринимать его на слух, выделять основную и дополнительную информацию, определять принадлежность к типу речи, составлять план, сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста, его языковые и речевые средства выразительности.

 Предлог. 8+1

1. Служебные части речи; отличие служебных частей речи от  самостоятельных.

Предлог как служебная часть речи, отличие его от омонимичных приставок, роль предлога в словосочетании и предложении, употребление предлогов; виды предлогов; правописание производных предлогов.  

2. Особенности рассказа –репортажа.

  Союз. 12+1

1. Союз как служебная часть речи. Роль союза в предложении и тексте; отличие предлога от союза, простые и составные союзы, союзы по значению, группы сочинительных и подчинительных союзов; правописание омонимичных союзов.

2 Особенности публицистического стиля. Отработка умений применять эти особенности в работе.

 Частица. 16+3

1. Понятие о частице, отличие частиц от знаменательных частей речи, сходство частиц с другими служебными частями речи и отличие , роль частиц в предложении и в образовании форм слов; разряды частиц, раздельное и дефисное написание частиц, правописание отрицательных частиц.

2. Особенности написания сочинения по картине.

Междометие. 2

  Междометие как часть речи, назначение в языке, знаки препинания при междометиях, правописание междометий. Конструирование предложений с междометиями.

 Повторение и систематизация пройденного в 7 классе 7 + 1

 Повторение определений основных изученных в 5- 7 классах языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, отработка умений и навыков, презентации по выбранным изученным темам.

  1. Учебно-тематический план

   Содержание

Количество

   часов

Развитие

речи

Контрольные работы

Русский зык как развивающееся явление.

1

-

Повторение пройденного в 5-6 классах

8

2

1

Причастие

28

4

1

Деепричастие

11

2

1

Наречие

21

4

1

Категория состояния

2

2

-

Предлог

8

1

-

Союз

12

1

1

Частица

16

3

1

Междометие

2

-

-

Повторение и систематизация пройденного в 7 классе

7

1

1

                         Итого

116

20

7

 График работ  по развитию речи

Тема

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

1

Текст.

1

2

Стили русского литературного языка

1

3

Публицистический стиль.

1

4

Описание внешности человека.

1

5

Выборочное изложение.

1

6

Сочинение «Мой знакомый».

1

7

Сочинение по картине С. Григорьева «Вратарь».

2

8

 Сочинение в форме дневниковых записей.

2

9

 Подробное изложение.

2

10

 Сочинение-описание по картине Сайкиной «Детская спортивная школа».

1

11

Сочинение публицистического стиля о пользе чтения.

 

1

12

Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».

2

13

Сочинение-рассказ по данному сюжету.

1

14

Разделы науки о языке.  Р/р. Текст. Стили речи.

1

15

Сочинение-описание действий.

2

График контрольных работ  

Тема

Дата по плану

Дата по факту

1

Контрольный диктант  по материалу повторения за курс 6 класса

2

Контрольный диктант по теме «Причастие».

3

Контрольный диктант (работа, тестирование) по теме «Деепричастие».

4

Контрольная работа по теме «Наречие».

5

Контрольная работа (тест) по теме «Предлог. Союз».

6

Контрольный диктант по теме «Частица».

7

Итоговая контрольная работа (диктант, тест)

  1. Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

по русскому языку за курс 7 класса

     Учащиеся должны знать определения основных изученных в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

• производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами ( в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;

• составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;

• соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала;

   По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать изученные в 7 классе слова с непроверяемыми орфограммами.

   По пунктуации. Выделять запятыми причастные обороты, (стоящие после существительного), деепричастные обороты.

   По связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на

доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как устно, так и письменно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты, сочинения рассуждения ( на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о происшедших событиях, аргументировать свои выводы.

   

   Требования к уровню подготовки выпускников за курс

основной школы по русскому языку

В результате изучения русского языка ученик должен:

знать и понимать:

 -   роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

смысл понятий: речь устная и письменная; монологи, диалог; сфера и ситуация peчевого общения;

-   основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально делового стилей, языка художественной литературы;

особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

-   признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания рассуждения);

 -  основные единицы языка, их признаки;

 -  основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь:

 РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

АУДИРОВАНИЕ:

  1. фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;
  2. формулировать вопросы по содержанию текста;

-        замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;
ЧТЕНИЕ:

  1. понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;
  2. составлять конспект прочитанного текста;
  3. оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;
  4. прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста;

ГОВОРЕНИЕ:

  1. создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;
  2. владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);

-        строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;


ПИСЬМО:

  1. владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);
  2. писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;
  3. вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повествование);
  4. писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;
  5. составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи);
  6. совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;

ТЕКСТ:

-        проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основ
ная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений,
строение текста);

ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:

-        правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;

-        анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения
'.орфоэпических норм;

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:

  1. владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;
  2. толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т.п.);
  3. пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;
  4. опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов;

ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:

-        разъяснять значение слов общественной и морально-этической тематики
пользоваться разными видами толковых словарей;

  1. верно использовать термины в текстах научного стиля;
  2. оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;
  3. проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;

МОРФОЛОГИЯ:

  1. распознавать части речи и их формы в трудных случаях;
  2. правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;
  3. определять синтаксическую роль слов разных частей речи;
  4. опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;

ОРФОГРАФИЯ:

  1. применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;
  2. пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;
  1. проводить орфографический анализ текста; СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:
  2. различать изученные виды простых и сложных предложений;
  3. интонационно выразительно читать предложения изученных видов;
  1. составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировав предложения по заданным схемам;
  2. уместно пользоваться синтаксическими синонимами;
  3. правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь к венной;
  4. проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;
  5. устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуа ционной характеристики предложения;
  6. использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
  7. применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические о" значения;
  8. строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;
  9. самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;
  10. проводить пунктуационный анализ текста;
  11. аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.

  1. Учебное и учебно-методическое обеспечение

Для учащихся:

1. Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков. Орфографический словарь.

2. Малюшкин А.Б., Иконницкая Л.Н. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 7 класс- М.: ТЦ Сфера, 2004

3.Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: /Под ред. Н. Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз., 2003

4. Розенталь Д.Э.Справочник по орфографии и пунктуации.- Челябинск: Юж.-Урал.кн.изд-во., 1994

5.ТекучеваИ.В. Тесты по русскому языку:7 класс.: к учебнику М.Т.Баранова и др. «Русский язык. 7 класс»/ И.В.Текучева. – М.: Издательство «Экзамен», 2004

6. Русский язык. 7 класс./Под ред. М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской

   Л.А.Тростенцовой.- М.: Просвещение, 2008.(2012)

10. Богданова Г.А., «Рабочая тетрадь по русскому языку. 7 класс»., М., 2002.

11.Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского

   языка/А.Н.Тихонов.- 2-е изд., перераб.- М.: Русский язык, 1991.

Для учителя:

1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе: 7-е изд.- М.:

   Просвещение, 2011.

2. Граник.Г.Г. Дидактические карточки-задания по русскому языку. 5-9-

   кл./М.: АСТ: Астрель, 2003.

3. Мордес Е.М. Искать, пробовать, обучать: нетрадиционные уроки по

   русскомй языку и литературе: 5-11 классы/Волгоград: Учитель-АСТ,

   2002.

4. Обучение русскому языку в 7 классе: Метод. рекомендации к учеб. для

   7 кл. общеобразоват. учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская,

   Л.А.Тростенцова.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2003.

5. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка/Под ред. Н.Ю.Шведовой.-

   М.: Русский язык, 2003.

6. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы:

   Учебное издание/Под ред. Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Шанского

   Н.М.- 8-е изд.- М.: Просвещение, 2007.

7. Розенталь Д.Э. Справочник по орфографии и пунктуации/Челябинск:

   Юж.-Урал.кн.изд., 1994.

8. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка

   /4-е изд.,- стереотип.- М.: Русский язык, 1985.

9. Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 7 кл./Под ред.

   Н.А.Сениной. Ростов-на-Дону: изд. «Легион», 2009.

10.Текучева И.В. Тесты по русскому языку: 7 класс/М.: изд. Экзамен,2004

   .

Наглядные средства

(таблицы)

Электронные средства

1

Фонетический разбор слова

2

Части речи. Морфологический разбор слова.

Русский язык тренажер

3

Стили русского литературного языка

Презентация

4

Словосочетание.

Электронный тренажер

5

Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений.

Презентация. ЦОР. Электронный тренажер.

6

Типы речи.

Презентация

7

Лексика. Фразеология.

Презентация

8

Причастие как часть речи.

ЦОР

Презентация

9

Причастный оборот

ЦОР

10

Действительные и страдательные причастия.

ЦОР

11

Правописание действительных и страдательных причастий

ЦОР

Электронный тренажер

12

Правописание кратких причастий.

ЦОР

13

Н и НН в страдательных причастиях прошедшего времени и прилагательных, образованных от глагола.

Презентация. Электронный тренажер

14

Не с причастиями

ЦОР

15

Правописание о-ё после шипящих

Электронный тренажер

16

Деепричастие как часть речи.  Деепричастный оборот.

Русский язык тренажер

17

Пунктуация при деепричастном обороте.

Электронный тренажер

18

Наречие как часть речи. Смысловые группы наречий

Русский язык тренажер

19

Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и –е.

Русский язык тренажер

20

Правописание наречий

Электронный тренажер

21

Слитное и раздельное написание наречий

Презентация, электронный тренажер

22

Категория состояния.  

Презентация

23

Самостоятельные и служебные части речи.

ЦОР

24

Предлог как часть речи. Употребление предлогов. Непроизводные и производные предлоги.

Презентация

25

Правописание производных предлогов.

Электронный тренажер

26

«Различай написание» (предлоги- существительные, предлоги – наречия и т.п.)

ЦОР

27

Презентация

28

Союз как часть речи. Союзы простые и сложные. Разряды союзов.

Презентация

29

Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая перед союзами в сложном предложении.

ЦОР

30

Роль сочинительного союза И в простом предложении с однородными членами и в сложном.

ЦОР

31

«Отличай союзы от других частей речи»

Тренажер

32

Частица. Разряды частиц.

Презентация

33

Раздельное и дефисное написание частиц.

ЦОР

34

Отрицательные частицы.

ЦОР

35

Различие не и ни.  

ЦОР

36

Не с различными частями речи..

ЦОР, электронный тренажер

37

Междометие

ЦОР

38

Презентация

Электронный тренажер

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку

Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:

- учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;

- учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;

- учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности  в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.

Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.

Оценка сочинений и изложений

Сочинение и изложение – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.С помощью сочинений и изложений проверяются:

1) умение раскрывать тему;

2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли;

полнота раскрытия темы;

правильность фактического материала;

последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

разнообразие словаря и грамматического строя речи;

стилевое единство и выразительность речи;

число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.

Оценки

Основные критерии оценки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют. 3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 -2 речевых недочёта.

Допускается: 1) 1 орфографическая; 2)или 1 пунктуационная; 3)или 1 грамматическая ошибка.

«4»

1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочётов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускается: 1) 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки; 2) или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки; 3) или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок; 4) а также 2 грамматические ошибки.

«3»

1. В работе допущены существенные отклонения от темы. 2. Работа достоверна в основном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. 4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочётов в содержании и 5 речевых недочётов.

Допускается: 1) 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки; 2) или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок; 3) или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе - 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки ошибки.

«2»

1. Работа не соответствует теме. 2. Допущено много фактических неточностей. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. 4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 5. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено до 6 недочётов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускается: 1) 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок; 2) или 6 орфографических ошибки и 8 пунктуационных ошибок; 3) или 5 орфографических ошибок и 9 пунктуационных ошибок 4) или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

«1»

В работе допущено более до 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочётов.

Имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умения применять правила, определения в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2)степень осознанности, понимания изученного; 3)языковое оформление ответа.

Ответ на теоретический вопрос  оценивается по традиционной пятибалльной системе.

Отметка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести самостоятельно составленные примеры; 3)излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание основных положений данной темы, но 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3)излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Оценка диктантов.

Диктанты – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса. Контрольный словарный диктант проверяет усвоение  слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определённой теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретённых навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся по всем изученным темам.

                                                             Календарно – тематическое планирование

п\п

Тема урока

Количество часов

Тип\форма урока

Планируемые результаты обучения

 Виды и формы контроля

Дата проведения

Примечаеия

Освоение предметных

знаний

УУД

Русский язык – один из развитых языков мира. 1ч.

1

Русский язык как развивающееся явление.

1

Усвоение новых знаний

Знать группы славянских языков; знать, что русский язык входит в группу

восточнославянских языков, о совпадениях с другими славянскими языками в фонетике,

лексике, грамматике.

Уметь доказывать, что славянские языки являются родственными, что русский язык живет и

развивается (на примере устаревших слов и неологизмов).

Личностные УУД

 – выражать положительное отношение к процессу познания:

- проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

План

 

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕН-

НОГО В 5 - 6 КЛ.

8+

2 РР

Регулятивные УУД:

1. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

Познавательные УУД:

1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника , библиотек, Интернета

2. Понимать, структуировать, информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

4. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Коммуникативные УУД:

2. Вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках 4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

2

Синтаксис. Синтаксический разбор.

1

Повторение

Знать основные синтаксические понятия, уметь производить синтаксический разбор простого предложения.

Синтаксический  разбор

3

Пунктуация. Пунктуационный разбор.

1

Повторение

Уметь расставлять знаки препинания в простых и сложных предложениях,  в предложениях с прямой речью, уметь производить пунктуационный  разбор .

Пунктуационный  разбор

 4

Лексика,  фразеология.

1

Повторение, закрепление

Знать основные понятия раздела, уметь работать с различными словарями.

Словарный диктант

5

Фонетика и орфография.

1

Закрепление

Уметь различать опознавательные признаки орфограмм – букв, делать фонетический разбор слова

Фонетический разбор

6

Словообразование и орфография. Разбор слова по составу.

1

Повторение

Знать части слова, уметь делать морфемный и словообразовательный разбор, находить слова с омонимичными корнями.

Морфемный разбор, словообразовательный разбор

7

Морфология и орфография.

1

Повторение

Знать части речи, уметь находить грамматические признаки

  Диктант терминов

8

Морфология и орфография. Морфологический разбор слов.

1

Повторение

Уметь делать морфологический разбор изученных частей речи

Морфологический разбор

9

Р/р. Текст.

1

Повторение

Знать, что такое текст, каковы средства связи в нем, уметь определять абзац.

Устный опрос

10

Р/р. Стили русского литературного языка.

1

Закрепление

Уметь определять принадлежность текста к тому или иному стилю.

Работа с текстами

11

Контрольный диктант.

1

контрольный

диктант

Морфология. Орфография. Культура речи.

Причастие.

28+

4РР

12 -13

Причастие как часть речи

2

Изучение нового

Знать определение причастия, грамматические признаки.

Уметь отличать причастие от прилагательного,

определять синтаксическую роль, правильно

употреблять в речи.

Регулятивные УУД:

-.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

Познавательные УУД:

1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника , библиотек, Интернета

2. Понимать, структуировать, информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

4. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Коммуникативные УУД:

2. Вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Личностные УУД --применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

Работа с текстом, с заданиями учебника, электронный тренажер

14

Р/р. Публицистический стиль.

1

Изучение нового

Уметь определять текст публицистического стиля, его признаки.

Работа с текстом , презентация

15

Склонение причастий.

1

Изучение нового

Знать, что причастия общаются так же, как

прилагательные. Уметь при сопоставлении делать

выводы, определять условия выбора гласных в

окончаниях причастий и прилагательных, графически

объяснять орфограмму

Объяснительный диктант

16

Причастный оборот.

1

Изучение нового

Знать определение причастного оборота и понятие

одиночного причастия, условия выделения запятыми,

понимать отличие зависимого слова от определяемого.

Уметь устанавливать связь причастия с определяемым

словом и зависимыми словами; выделять причастный

оборот запятыми; согласовывать причастия с

определяемыми словами, строить предложения с

причастными оборотами.

Проверочная работа

17

Выделение причастного оборота запятыми.

1

Изучение нового

Уметь выделять из предложения сочетания причастия и

определяемого слова, причастия и зависимого слова,

определять место причастного оборота по отношению к

определяемому слову, графически обозначать

причастный оборот, устанавливая связь причастия с

определяемым и зависимым словами, выразительно

читать предложения с причастным оборотом,

предупреждать ошибки в употреблении причастного

оборота, строить предложения синонимических конструкций.

Тест

18

Р/р. Описание внешности человека.

1

Изучение нового

Знать признаки текста-описания, описания внешности

человека, понятия: «литературный портрет», «словесный

портрет». Уметь определять тему, основную мысль,

стиль текста, языковые особенности, использовать в

своем тексте прилагательные и причастия, словосочетания со значением качественного признака,

сравнительные обороты и др., основные средства связи предложения: местоимение, подбор слов,· синонимы,

описательные обороты и др.

Сочинение - миниатюра

19

Действительные и страдательные причастия.

1

Изучение нового

Знать отличие действительных причастий от

страдательных. Уметь определять разряд причастий по

значению, употреблять причастия в речи,

конструировать предложения с причастным оборотом,

предупреждать ошибки в употреблении причастий, правильно ставить знаки препинания

Проверочная работа

20

 Полные и краткие страдательные причастия

1

Изучение нового

Знать морфологические признаки, синтаксическую роль

кратких причастий и прилагательных. Уметь

образовывать краткую форму, употреблять в речи,

правильно ставить ударение в полных и кратких стра-

дательных причастиях, выразительно читать текст, определять его стиль.

Регулятивные УУД:

-.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

Познавательные УУД:

1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника , библиотек, Интернета

2. Понимать, структуировать, информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

4. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Коммуникативные УУД:

2. Вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Личностные УУД:

оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.

Выполнение предложенных упражнений, заданий

21 -22

 Действительные причастия настоящего времени. Гласные  суффиксах действительных причастий настоящего времени.

2

Усвоение новых знаний

Знать способы образования действительных причастий

настоящего времени.

Уметь обосновывать выбор гласных в суффиксах -ущ-/-

ющ-,-ащ-/ящ-, находить изучаемую орфограмму,

правильно писать причастия.

Выполнение предложенных упражнений, заданий, индивидуальные задания

23

Действительные причастия прошедшего времени.

1

Усвоение новых знаний

Знать способы образования действительных причастий

прошедшего времени, правописание гласных перед

суффиксом причастия и в неопределенной форме

глагола. Уметь обосновывать выбор гласных в

суффиксах причастий, правильно употреблять причастия

в речи, конструировать предложения с причастным

оборотом, соблюдать орфоэпические нормы при

произношении, проверять себя по словарю.

Работа со словарем, работа по карточкам

24

 Страдательные причастия настоящего времени.

1

Усвоение новых знаний

Знать способы образования страдательных причастий

настоящего времени.

Работа по карточкам

25

Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

1

Усвоение новых знаний

Уметь определять спряжение

глагола, обосновывать выбор гласной в окончаниях

глаголов и суффиксах -ом(-ем-), -им- причастий;

сопоставлять, анализировать, самостоятельно делать

выводы; согласовывать причастие с определяемым

словом; заменять сложное предложение простым с

причастным оборотом

Исправление текста

26

Страдательные причастия прошедшего времени.

1

Усвоение новых знаний

 Знать способы образования страдательных причастий прошедшего времени, их суффиксы.

Работа по заданиям

27

Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях.

2

Усвоение новых знаний

Знать правило правописания гласных перед Н.

Уметь выбирать правильное гласных перед Н в полных

и кратких страдательных причастиях, исправлять

ошибки в употреблении причастий.

Карточки для индивидуальной работы

28 - 30

Н и НН в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов.

3

Усвоение новых знаний , закрепление

Знать способы разграничения страдательных причастий

прошедшего времени и прилагательных, образованных

от глаголов. Уметь обосновывать выбор Н или НН в

суффиксах причастий, прилагательных; правильно

употреблять в речи

тест

31 - 32

Н-НН в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных.

2

Усвоение нового, закрепление

Уметь обосновывать выбор Н или НН в суффиксах

причастий, прилагательных, правильно употреблять в

речи. Уметь различать краткие и полные причастия.

Диктант «Проверь себя», словарный диктант на грамматическую тему.

33

Р/р. Выборочное изложение.

1

Художественное описание портрета литературного героя           изложение

Адекватно понимать содержание художественного

текста, выделять основную и дополнительную информа-

цию, определять принадлежность к типу речи,

составлять план, сохранять при письменном изложении

типологическую структуру текста, его языковые и

речевые средства выразительности

34

Морфологический разбор причастия.

1

Усвоение новых знаний, обобщение

Знать порядок морфологического разбора причастий.

Уметь выполнять морфологический разбор, опознавать

причастия в тексте, употреблять в речи

Регулятивные УУД:

1. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

Познавательные УУД:

1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника , библиотек, Интернета

2. Понимать, структуировать, информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

4. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Коммуникативные УУД:

2. Вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках 4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы

Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.

Личностные УУД:

- Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства.

- .Адекватно воспринимать оценку учителя.

-– выражать положительное отношение к процессу познания:

- проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные

точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

Морфологический разбор, тестирование

35 - 37

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

3

Усвоение нового, закрепление

Знать условия слитного и раздельного написания НЕ с

причастиями. Уметь различать НЕ-приставку, НЕ-часть

корня, НЕ-частицу; обозначать условия выбора

орфограммы; составлять алгоритм и работать по нему;

на основе наблюдения делать выводы.

Диктант «Проверь себя»

38

Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

1

Контроль знаний

Уметь делать выбор букв после шипящих в суффиксах страдательных причастий пр. времени, уметь составлять связанный рассказ на грамматическую тему

Устный опрос

39

Р/р. Сочинение «Мой знакомый».

1

Уметь писать сочинения по личным наблюдениям

Работа по заданиям упр.145, 146

40 41

Повторение изученного о причастии.

2

Закрепление.

Уметь находить причастие в тесте, правильно применять

орфографические и пунктуационные правила, употреблять причастия в речи.

Устный опрос, работа по карточкам, контрольный словарный диктант

42

Контрольный диктант.

1

Контрольный

диктант

43

Анализ контрольного диктанта.

1

Работа над ошибками

Уметь анализировать допущенные ошибки

Работа над ошибками

Деепричастие

11+

2РР

44

Понятие о деепричастии.

1

Усвоение новых знаний

Знать лексическое, грамматическое значение

деепричастий. Уметь разграничивать основное и добавочное действие, находить и исправлять ошибки в

употреблении деепричастий, выделять в речи

деепричастия, отличать деепричастия в речи от глаголов и причастий, конструировать предложения с деепричастиями для обозначения добавочного действия

Выполнение предложенных упражнений, заданий

45

Деепричастный оборот.

1

Усвоение новых знаний

Знать определение «деепричастный оборот»; понимать, что добавочное действие производится тем же лицом

(предметом), что и основное. Уметь разграничивать основное и добавочное действия, находить деепричастный оборот, выделять его запятыми; правильно строить предложения по заданным моделям

Объяснительный диктант

46

Запятые при деепричастном обороте.

1

Закрепление

Уметь разграничивать основное и добавочное действия, находить деепричастный оборот, выделять его запятыми; правильно строить предложения по заданным

моделям

Составление рассказа на грамматическую тему

47 -48

НЕ с деепричастиями.

2

Усвоение новых знаний

Знать правило правописания НЕ с деепричастиями. Уметь обосновывать выбор написания НЕ с деепричастиями, сопоставлять написание НЕ с причастиями и

глаголами, составлять связный рассказ на грам-

матическую тему

Проверочная работа

49

Деепричастия совершенного и несовершенного вида.

1

Усвоение новых знаний

Знать способы образования деепричастий. Уметь образовывать деепричастия, сохраняя вид; употреблять в

речи, соблюдая орфоэпические, грамматические нормы,

безошибочно писать суффиксы деепричастий

Составление таблицы

50

Деепричастия совершенного  вида.

1

Закрепление

Уметь правильно выбирать гласную перед –в, -вши.

Объяснительный диктант

51 - 52

 Р/р. Сочинение по картине С. Григорьева «Вратарь».

2

Усвоение новых знаний, закрепление

Уметь писать сочинение от имени одного из действующих лиц картины.

Сочинение

53

 Морфологический разбор деепричастия.

1

Усвоение новых знаний

Уметь распознавать деепричастия по суффиксам на основе структурно-семантического и грамматического анализа слов, отличать деепричастия от других частей

речи, уметь безошибочно писать суффиксы в

деепричастиях, правильно строить предложения с деепричастным оборотом, расставлять знаки

препинания, исправлять ошибки в речи

Выборочный диктант

54

Повторение по теме «Деепричастие».

1

Закрепление, обобщение знаний

Уметь правильно использовать в речи деепричастия и деепричастные обороты, применять полученные знания о деепричастии на письме.

Словарный диктант

55

Контрольный диктант.

1

Контроль знаний

Диктант ( тестирование, контрольная работа)

56

 Анализ контрольного диктанта.

1

Закрепление пройденного

 Уметь исправлять допущенные ошибки, делать словесное или графическое комментирование, приводить примеры

Работа над ошибками

Наречие

21+

4РР

57

 Наречие как часть речи.

1

Усвоение новых знаний

Знать морфологические признаки наречия, понимать значение и определять синтаксическую роль в предложении, распознавать наречие на основе общего

грамматического значения, морфологических признаков,

синтаксической роли и типичных суффиксов.

Выразительное чтение текста, работа по карточкам

58 - 59

Смысловые группы наречий.

2

Усвоение новых знаний

Знать разряды наречий по значению, уметь находить их в тексте, определять значение, употреблять их для более точного выражения мысли.

Выполнение предложенных упражнений, заданий

60 - 61

 Сочинение в форме дневниковых записей.

2

Развитие речи

Знать особенности текста в форме дневниковых записей, уметь составлять такой текст по данному началу.

сочинение

62 - 63

Степени сравнения наречий.

2

Усвоение новых знаний, закрепление.

Знать способы образования степеней сравнения, критерии разграничения простой сравнительной и составной превосходной степеней прилагательных и

наречий, приёмы распознавания морфологических омонимов, уметь образовывать степени сравнения наречий, отличать наречия в сравнительной степени от

прилагательных, употреблять наречия как средство связи и для уточнения разных смысловых оттенков.

Выполнение предложенных упражнений, заданий

64

Морфологический разбор наречия.

1

Усвоение нового материала

Уметь определять грамматические признаки наречия,

разграничивать их, объяснять значение грамматических омонимов.

Диктант «Проверь себя»

65 -66

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -о и –е.

2

Усвоение нового материала, закрепление

Знать правило, способ образования наречия, условия выбора правильного написания, безошибочно писать.

Индивидуальная работа по карточкам, объяснительный диктант

24.11.

67

Буквы Е и И в приставках НЕ и НИ отрицательных наречий.

1

Усвоение нового материала

Знать условия выбора на письме букв Е, И в приставках НЕ-НИ, уметь опознавать наречия с орфограммой,

различать приставки НЕ, НИ в отрицательных наречиях и местоимениях

Словарная диктовка

24.11.

68 - 69

Н и НН в наречиях на -о и -е.

2

Усвоение нового материала, закрепление

Знать способ образования наречий от прилагательных, условия выбора орфограммы, уметь разграничивать на

письме краткие прилагательные и наречия, безошибочно писать

Работа с перфокартой, предупредительный диктант

70 -71

 Сочинение-описание действий.

2

Развитие речи

Знать структуру, языковые особенности текста

описания действия. Уметь анализировать исходный текст, пересказывать его, создавать собственный, уместно использовать изобразительно-выразительные

средства языка, соблюдать нормы при письме.

Сочинение

72

Буквы О и Е после шипящих на конце наречий.

1

Усвоение нового материала

Уметь отличать наречия от кратких прилагательных, безошибочно писать, определять способ образования наречий, синтаксическую функцию в предложениях,

употреблять в речи.

Карточки для индивидуальной работы

73

Буквы О и А на конце наречий.

1

Усвоение новых знаний

Уметь правильно писать, выделять морфемы, определять, анализировать роль наречий в связных

текстах

Выполнение предложенных упражнений, заданий

74 - 75

Дефис между частями слова в наречиях.

2

Усвоение новых знаний

Знать правила дефисного написания, уметь распознавать наречия с этой орфограммой, безошибочно писать,

конструировать словосочетания с наречием, уметь распознавать наречия с этой орфограммой, анализировать роль наречия, образованного повтором слов в тексте.

Объяснительный диктант

76 -77

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях.

2

Закрепление

Уметь отличать наречия от существительных,

прилагательные от местоимений, пользуясь алгоритмом

Выполнение предложенных упражнений, заданий, составление таблицы

03.12.

78

Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

1

Усвоение новых знаний

Знать правило, уметь опознавать наречия с

орфограммой, правильно писать, определять

синтаксическую функцию в предложении.

Выполнение предложенных упражнений, заданий

79

Повторение изученного по теме «Наречие».

1

Усвоение новых знаний

Распознавать наречие, различать наречия и созвучные слова других частей речи, группы наречий по значению,

правильно образовывать степени сравнения,

безошибочно писать, применяя изученные правила.

Диктант «Проверь себя»

80

 Контрольный диктант.

1

Контроль знаний

.

Диктант (контрольная работа, тестирование)

81

 Анализ контрольного диктанта.

1

Закрепление пройденного

Уметь исправлять допущенные ошибки, делать словесное или графическое комментирование, приводить примеры

Работа над ошибками

Категория состояния.

2+

2РР

82 - 83

Категория состояния.

2

Усвоение нового материала, закрепление

Уметь находить слова категории состояния, определять их принадлежность к определенной группе, определять синтаксическую роль слов категории состояния в предложении.

Выполнение заданий.

84 - 85

 Подробное изложение.

2

Р.Р.

Адекватно понимать содержание художественного текста, воспринимать его на слух, выделять основную и

дополнительную информацию, определять

принадлежность к типу речи, составлять план, сохранять при письменном изложении типологическую структуру

текста, его языковые и речевые средства

выразительности

изложение

Предлог

8+

1РР

86

Самостоятельные и служебные части речи. Предлог как часть речи.

1

Повторение, усвоение новых знаний

Знать о различии самостоятельных и служебных частей речи, их роли в тексте. Уметь различать предлоги,

союзы, частицы как служебные части речи, находить их в тексте, употреблять в речи. Знать о предлоге как о служебной части речи, его роли в

словосочетании и предложении. Уметь отличать предлоги от омонимичных им приставок, писать с сам.частями речи, знать об отсутствии их перед глаголами, деепричастиями, наречиями

Упражнения на закрепления материала

87

Употребление предлогов.

1

Усвоение новых знаний

Знать об однозначных и многозначных предлогах; способности предлога в разных словосочетаниях выражать разные значения; нормах употребления с

различными частями речи. Уметь правильно использовать предлоги в речи, исправлять допущенные ошибки

Работа с перфокартой

88

Непроизводные и производные предлоги.

1

Усвоение новых знаний

Знать разряды предлогов по происхождению, уметь отличать производные предлоги от непроизводных,

производные предлоги от омонимичных частей речи; правильно употреблять их в речи.

Упражнения на закрепление материала

89

Простые и составные предлоги.

1

Усвоение новых знаний

Знать разряды предлогов по составу, понятия «простые и составные предлоги», порядок морфологического

разбора предлога. Уметь выполнять морфологический разбор предлога

Орфографическая диктовка

90

Морфологический разбор предлога.

1

Усвоение новых знаний

Уметь производить морфологический разбор предлога.

Упражнения на закрепление

91 - 92

Слитное и раздельное написание производных предлогов.

2

Усвоение новых знаний, закрепление

Знать условия слитного и раздельного, дефисного написания предлогов. Уметь отличать производные предлоги от омонимичных частей речи, правильно

писать их, обосновывая свой выбор, употреблять в речи.

Выборочный диктант

93

Р/р. Рассказ – репортаж на основе увиденного на картине.(А.В. Сайкина «Детская спортивная школа»)

1

Р.Р.

Знать особенности текста-репортажа, составлять репортаж, подбирая необходимые языковые средства.

Сочинение

94

Систематизация и обобщение по теме «Предлог».

1

Обобщение, закрепление знаний

Уметь различать союзы, частицы, предлоги разных разрядов, правильно писать производные предлоги,

отличать их от созвучных сочетаний, правильно употреблять в речи и письме.

Контрольный словарный диктант, диктант «Проверь себя»

Союз

12+

1РР

95

Союз как часть речи. Простые и составные союзы.

1

Усвоение нового

Знать о союзе как о служебной части речи, его роли в предложении и в целом в тексте, опознавать союз. Уметь

ставить знаки препинания при однородных членах и в сложном предложении, определять роль союзов в предложении. Знать разряды союзов по строению, уметь определять роль союзов в предложении, ставить знаки препинания

при однородных членах и в сложных предложениях,

строить предложения, используя союзы.

Устный опрос, работа с текстом

96

Сочинительные и подчинительные союзы.

1

Усвоение нового

Знать разряды союзов по значению, особенности каждой группы союзов, их назначение, уметь разграничивать

сочинительные и подчинительные союзы,

сложносочинённые и сложноподчинённые

предложения, правильно ставить знаки препинания.

Объяснительный диктант

97 - 98

Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении.

2

Усвоение нового, закрепление

Уметь разграничивать сложносочинённые и

сложноподчинённые предложения, правильно ставить знаки препинания.

Тест, словарный диктант

99

Сочинительные союзы.

1

Усвоение нового

Знать группы сочинительных союзов, их назначение,

выбирать союз в соответствии с его значением и стилистическими особенностями. Выбирать союз в соответствии с его значением и

стилистическими особенностями, пользоваться повтором союза в целях усиления выразительности речи.

Анализ текста

100

Подчинительные союзы.

1

Усвоение нового

Знать разряды подчинительных союзов по значению, их назначение, уметь различать подчинительные союзы,

употреблять для связи предложений. Уметь различать подчинительные союзы по значению употреблять для связи предложений и целого текста, производить синонимическую замену синтаксических

конструкций.

Выполнение предложенных упражнений, заданий

101

Морфологический разбор союза.

1

Усвоение нового

Уметь различать союзы по значению и строению, использовать их для связи предложений и целого текста, определять, какие смысловые отношения между частями сложных предложений передают союзы.

Морфологический разбор, контрольная орфографическая диктовка

102

 Сочинение публицистического стиля о пользе чтения.

1

Р.Р.

Уметь писать сочинение, используя средства публицистического стиля.

сочинение

103 - 104

Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ.

2

Закрепление

Знать правило правописания союзов. Уметь отличать союзы от созвучных сочетаний слов, опознавать союзы,

уметь применять правило на письме. 

употреблять в речи, интонационно и пунктуационно правильно оформлять различные синтаксические

конструкции.

Тест, словарный диктант

105

Повторение сведений о предлогах и  союзах.

1

Усвоение новых знаний

Уметь систематизировать, обобщать знания, подбирать материал, работая с различными источниками, опознавать союзы и предлоги, правильно и безошибочно

их писать, определять роль в предложении и тексте.

Выборочный диктант

106

Контрольная работа.

1

Контрольный

Тестирование

107

Анализ контрольной работы

1

Уметь анализировать допущенные ошибки.

Работа над ошибками

Частица

16+

3РР

108

Частица как часть речи.

1

Усвоение новых знаний

Знать особенности частицы как служебной части речи, уметь отличать частицу от знаменательных частей речи, понимать сходство частиц с другими служебными частями речи и отличие от них, разницу в употреблении

омонимичных частиц, союзов, наречий, роль частиц в предложении и образовании наклонений глагола, употреблять частицы для выражения смысловых

оттенков.

Тренировочные упражнения

109 - 110

Разряды частиц. Формообразующие частицы.

2

Усвоение новых знаний, закрепление

Знать разряды частиц по значению, роль

формообразующих частиц, уметь распознавать

формообразующие частицы, отличать частицы от других частей речи по совокупности признаков.

Регулятивные УУД:

1. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

Познавательные УУД:

1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника , библиотек, Интернета

2. Понимать, структуировать, информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

4. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Коммуникативные УУД:

2. Вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках 4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы

ЛичностныеУУД:

--воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся;

выражать положительное отношение к процессу познания:

проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

Составление связанного текста

111 - 112

Смысловые частицы.

2

Усвоение новых знаний, закрепление

Уметь распознавать смысловые частицы. Уметь выделять

модальные частицы среди других частей речи; употреблять частицы для выражения смысловых оттенков; выразительно читать предложения с модальными частицами, интонационно выражая разные чувства.

Выполнение предложенных упражнений, заданий

113 - 114

Раздельное и дефисное написание частиц.

2

Усвоение новых знаний, закрепление

Знать правила раздельного и дефисного написания частиц. Уметь выделять их среди других частей речи, определять стилистическую роль частиц, употреблять их

в своей речи, безошибочно писать местоимения, прилагательные, наречия с частицами.

Выполнение предложенных упражнений, заданий, объяснительный диктант

115 - 116

 Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».

2

Р.Р.

Уметь писать сочинение по картине в соответствующем стиле.

сочинение

117

Морфологический разбор частиц.

1

Усвоение новых знаний

Знать порядок морфологического разбора частицы. Уметь определять морфологические признаки частиц,

безошибочно их писать.

Комментированное письмо

118

Отрицательные частицы.

1

Усвоение новых знаний

Понимать смысловое значение и роль частицы НЕ. Уметь определять смысловое значение НЕ, правильно писать частицу НЕ с различными частями речи.  Понимать смысловое значение частицы НИ. Уметь

определять смысловое значение частицы НИ, уметь употреблять в речи, различать частицу НЕ и НИ на письме, приставку НЕ и частицу НЕ, безошибочно

употреблять с разными частями речи

Выполнение предложенных упражнений, заданий. Словарно – орфографическая диктовка

119 - 120

Различение на письме частиц НЕ и НИ.

2

Усвоение новых знаний, закрепление

Уметь различать отрицательные частицы НЕ и НИ и правильно употреблять их в речи в соответствии со

значением и ролью в предложении; применять

обобщенные знания о случаях написания НЕ и НИ с различными частями речи на письме.

Выполнение предложенных упражнений, заданий, диктант «Проверь себя»

122

Различение на письме частицы НЕ и приставки НЕ.

1

Усвоение новых знаний

Уметь различать частицу НЕ и приставку НЕ

Тренировочные упражнения

123

 Сочинение-рассказ по данному сюжету.

1

Р.Р.

Уметь создавать собственное высказывание,

соответствующее требованиям точности, логичности и выразительности речи, определять основную мысль высказывания, распространять текст характеристикой

героя, элементами описания, диалогом.

Сочинение - миниатюра

124

Различение на письме частицы НИ и приставки НИ.

1

Усвоение новых знаний

Уметь различать частицу НИ и  приставку НИ, выбирать правильное написание, различать и правильно писать НЕ-НИ, конструировать предложения с данными словам

Составление таблицы

125

Обобщение и систематизация по теме «Частица».

1

Обобщение, закрепление

Уметь использовать частицы для выражения отношения к действительности и передачи разных смысловых оттенков речи, различать НЕ-НИ на письме, безошибочно употреблять с разными частями речи.

Предупредительный диктант

Контрольная работа

1

Контрольный

Диктант с заданием

126

Анализ контрольной работы

1

Анализ

Уметь анализировать допущенные ошибки.

Работа над ошибками

Междометие

2

Регулятивные УУД:

1. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

Познавательные УУД:

1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника , библиотек, Интернета

2. Понимать, структуировать, информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

4. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Коммуникативные УУД:

2. Вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках 4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Личностные УУД:

- Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства.

- .Адекватно воспринимать оценку учителя.

-– выражать положительное отношение к процессу познания:

- проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

применять правила делового сотрудничества: сравнивать разныеточки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности

127

Междометие как часть речи.

1

Усвоение новых знаний

Уметь находить междометие в тексте, знать о его назначении в речи, уметь конструировать предложения с междометиями.

Выполнение предложенных упражнений, заданий

128

Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях.

1

Усвоение новых знаний

Знать правила дефисного написания междометий и постановки знаков препинания в предложениях с междометиями.

Объяснительный диктант.

Повторение и систематизация пройденного в 7 классе.

7+

1РР

129

Разделы науки о языке.  Р/р. Текст. Стили речи.

1

Обобщение, систематизация

Знать определения разделов лингвистики, что такое текст и его особенности, стили речи.

Выполнение предложенных упражнений, заданий, презентации

130

Фонетика и графика.

1

Обобщение, систематизация

Уметь соблюдать произносительные нормы, проводить орфоэпический и фонетический разбор слов, пользоваться орфоэпическим словарём, обнаруживать

орфоэпические ошибки в звучащей речи.

Выполнение предложенных упражнений, заданий

131

Контрольный итоговый диктант с заданием.

1

Контроль знаний

Диктант с заданием (тестирование)

132

Лексика и фразеология.

1

Обобщение, закрепление

Знать определения. Уметь разъяснять значения слов правильно их употреблять, учитывая условия и задачи общения, соблюдать лексические нормы, уметь работать

с фразеологическим словарём, использовать синонимы в речи, проводить элементарный анализ текста.

Выполнение предложенных упражнений, заданий, презентации

133

Морфемика и словообразование.

1

Закрепление, систематизация

Знать способы образования слов, уметь производить морфемный и словообразовательный разборы.

Тест

134

Морфология.

1

Обобщение, закрепление

Знать общую характеристику самостоятельных частей

речи, различать их постоянные и непостоянные

морфологические признаки, уметь выполнять

морфологический разбор, правильно употреблять

изученные части речи.

Выполнение предложенных упражнений, заданий, презентации

135

Орфография.

1

Закрепление

Владеть правильным способом применения изученных

орфографических правил, учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику

слова при выборе правильного написания.

Выполнение предложенных упражнений, заданий

136

Синтаксис и пунктуация. Заключительный урок.

1

Закрепление. Итоги года

Знать, чем отличается словосочетание от предложения,

простые предложения от сложных, главные члены от второстепенных. Уметь расставлять знаки препинания в простом осложнённом и сложном предложениях; выполнять синтаксический и пунктуационный разборы, составлять схемы словосочетаний, конструировать словосочетания по предложенным схемам, определять

синтаксическую роль всех самостоятельных частей речи, различать и конструировать сложные предложения,

соблюдать правильную интонацию речи, объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, подбирать примеры на изученные правила.

Презентации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Русский язык 5-9 класс Программа М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский.

Рабочая программа Русский язык 5-9 класс Программа М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский....

Рабочая программа Русский язык 7 класс Баранов

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса...

Рабочая программа «Русский язык. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и друхих 5-9 классы».

Рабочая программа по русскому языку для 5—9 классов со­ставлена с использованием материалов Федерального государ­ственного образовательного стандарта основного общего об­разования и  Примерной пр...

5 класс. Рабочая программа. Русский язык. (авторы М.Т.Баранов, Т. А. Ладыженская)

-         Авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 классы. Н. М. Шанский,  М.Т.Баранов, Т. А. Ладыж...

5 класс. Рабочая программа. Русский язык. (авторы М.Т.Баранов, Т. А. Ладыженская)

-         Авторы программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 классы. Н. М. Шанский,  М.Т.Баранов, Т. А. Ладыженская.  - М....

Рабочая программа Русский язык. 7 класс. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. М.: 2013. - 223 с.

Настоящая программа по русскому языку для 7 класса создана на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного ...