"День русского языка"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Лямзина Ирина Павловна

Данный материал можно использовать при проведении праздника 6 июня или при проведении тематического декадника. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon den_russkogo_yazyka.doc109.5 КБ
Office presentation icon den_russkogo_yazyka.ppt2.33 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ-Кокинская СОШ

Выгоничского района

Брянской области

«ДЕНЬ

РУССКОГО ЯЗЫКА»

Разработала учитель

русского языка и литературы

Лямзина Ирина Павловна

2013 год

Сценарий праздника «День русского языка»

Много языков на свете разных-

Выучить их все не смог бы я,

Все они по-своему прекрасны,

В каждом есть изюминка своя.

Говорят в Париже по-французски,

По-немецки говорит Берлин;

Мне же дорог мой, привычный, русский,

Для меня родной лишь он один.

Мелодичный, гибкий и певучий,

С детства он меня очаровал,

И не зря великим и могучим

Наш язык Тургенев называл.

Развиваясь быстро, динамично,

Впитывая разные слова.

Новое воспринимал отлично,

Но и мудрость предков в нём жива.

Да и только нашей, русской речью

Можно Русь привольную воспеть!

Будет жить язык наш русский вечно

И не сможет, верю, умереть!

 

- Здравствуйте, ребята! В 2011 году президент России подписал Указ о ежегодном праздновании 6 июня Дня русского языка. День рождения Александра Сергеевича Пушкина объявлен официальным государственным праздником. Пушкин – первый из всех, кто так близко подступил к русской душе, сросся с нею. Мы гордимся таким великим поэтом. Сегодня у нас необычный праздник, мы открываем Музей русского языка. Залы музея хранят уникальные экспонаты.

- Не тратя времени, я приглашаю вас на экскурсию. И вот перед нами первый зал.

Зал истории письменности.

- Приглашаем Вас  в зал «Истории письменности».

- Человеку всегда было интересно знать, как жили его предки, чем занимались, с кем дружили, с кем воевали. А, как это можно узнать? Конечно же, из книг. Средством, рассказывающим о прошлом, стало письмо. А родилось письмо не сразу. Выделяют три этапа развития письма:

Часто первобытные люди хотели передать сведения о важных событиях своего племени. Они делали рисунки на камне. Письмо рисунками – называется пиктографией. Мы и сейчас используем картинки для передачи информации. О чем сообщают картинки  на дорожных знаках? Пиктограммы могут прочитать люди, говорящие на разных языках. Вот почему они широко используются в современном мире.

Затем появились иероглифы. Сообщение делилось на части, слова – на слоги и каждая часть изображалась условным знаком-символом. Иероглифами пользуются в Китае и Японии. В Китае выпустили словарь, в котором 20 миллионов иероглифов и все их надо запомнить! А сколько букв надо запомнить нам?  (33)

Третий этап развития письменности – звуко-буквенный. Когда каждый звук обозначается буквой. Звуковым письмом пользуется большинство народов мира, и осуществляется оно с помощью азбуки или алфавита.  Алфавитному письму почти 3000 лет. А что такое алфавит? (Алфавит – это буквы, расположенные в определенном порядке). Знаете ли вы алфавит? Отвечайте, только быстро – какое слово стоит в словаре раньше: понедельник или вторник? Математика или литература? Осень или зима?

Молодцы! Я приглашаю вас в следующий зал…

Зал пунктуации.

  1. Мы рады приветствовать вас в зале пунктуации!
  2. Прежде чем мы начнем экскурсию по залу, отгадайте загадку:

Эко диво: поглядишь - чистёхонько, поглядишь - гладёхонько, а станешь читать - везде задевается.

  1. Правильно, это знаки препинания. В русском языке даже существует пунктуационный алфавит. Сколько всего в нем  знаков?
  2. Подсчёты знаков препинания оказываются разными: обычно называют 10 знаков, но на самом деле их больше.
  3. Сейчас мы проверим, хорошо ли вам знакомы знаки препинания.

Загадки

        У ребят в руках перевернутые таблички со знаками препинания. После отгадывания загадки они показывают свою табличку.

Бурным чувствам нет конца: пылкий нрав у молодца!  (!)

Ляжет палочкой на строчку: - Проходите по мосточку…  (-)

Вечно думая над смыслом, изогнулся коромыслом. (?)

Словам раскрывают объятья: - Ждем в гости вас, милые братья! ( )

Выйдет на дорожку, всем подставит ножку. (,)

Загораживает путь, предлагает отдохнуть. (.)

  1. Со знаками препинания связано очень много историй. Вот одна из них. Один цирюльник заказал вывеску с указанием на ней всех подробностей своей профессии. Живописец сделал вывеску, но забыл поставить, где нужно, знаки препинания. Когда посетители заметили это, они сообщили цирюльнику. «Я сам все исправлю!»  - заявил парикмахер и действительно, запятые были поставлены. Утром люди прочитали: «Здесь зубы, дергают бороды, бреют оспу, прививают язвы, уничтожают кровь, пускают локоны, завивают ногти, режут головы, моют».

  1. Как вы думаете, пришли посетители к цирюльнику? Правильный вариант…

  1. Иногда,  постановка одной запятой, может стоить человеку жизни.    

Сценка «В королевстве пунктуации»

Придворный (вбегая):  Ваше величество, королева Пунктуация! В королевство пришел  чужестранец! Нечесаный, лохматый! И главное, нас, знаки препинания, не признает, вперед идет напролом.

Королева: Ничего, мы проучим его, мы научим с нами считаться.

(Входит Федя, нечёсаный, неопрятный )

Федя: Какое-то здесь всё странное. Куда я попал?  А это кто ещё мешает мне пройти?  Вот чудо гороховое! (Обращается к королеве) Эй ты, каракатица, что у тебя на голове?

Королева: (Поправляет корону) - Как смеешь говорить ты так со мною, с королевой Пунктуацией! За это ты будешь наказан. Как звать тебя, дерзкий?

Федя:   Ну, Федя.

Королева: Так вот, Нуфедя, если ты такой дерзкий, то, может, и умом отличаешься? Сейчас судьбу твою решим. Вот тебе предложение. Правильно запятую поставишь - жив будешь, неправильно - умрешь.

Федя:   Да не нуфедя я, а Федя ! Фёдор …………Нашли, чем напугать! Давайте ваше предложение и запятую.

(предложение на карточках держат слуги.)

Королева: Задание. Поставь запятую на нужное место.

Федя: (запятую ставит после слова ) Эка невидаль! Какая разница! Воткнём вот сюда…

Королева:  Прочитай, что у тебя получилось.

Федя:  

Королева: Слуги, казнить его. Он решил свою судьбу.

(выбегают слуги и тащат его  в сторону)

Федя: Ой, подождите, подумать-то дайте. Учителя в школе и то разрешают подумать. А в игре «Что? Где? Когда?» так и говорят: «Минута на размышление». А тут жизнь решается.

Королева:  Ладно, думай. Но смотри, ошибешься, домой не попадешь.

Федя: Ну, куда же ляпнуть-то ее. Думай, Федя, думай. О! Догадался: Казнить нельзя, помиловать! Теперь ты, слово « казнить», от слова «нельзя» не убежишь, запятая тебе путь преграждает.

Королева:  Ну что ж, Федя, молодец. Слуги, угощение чужестранцу!

Федя:  Не надо. Мне домой, если можно.

Королева: Так надо или не надо, и что не надо? В нашем королевстве точность любят. Куда запятые поставишь в предложении:

Не   надо   мне   домой   если   можно  

(предложение написано на экране)

Федя (ставит запятые):  Не надо, мне домой, если можно.

Королева:  Ну, теперь ясно. Беги, Федя. Ты справился с заданием. Иди и помни, правила русского языка надо знать, надо стремиться расширять свой словарный запас, пренебрегать даже маленькой запятой, даже ударением в слове  нельзя. А то такое может случиться…да вон далеко ходить не надо…  послушайте песенку (Звучит песня о реформе).

- Посмотрите, как быстро летит время. Мы и не заметили, как подошли к залу частей речи.

Зал частей речи

  1. Мы рады пригласить вас в зал частей речи.
  2. Наша речь состоит из множества слов. Словами обозначено всё, что есть на свете: предметы, действия или признаки. А иногда за словом можно увидеть целую картину.
  3. Произнесите слово «темнота», и сразу вам представится опускающийся на землю вечер и звезды на небе.
  4. Все слова в русском языке объединены в большие группы, которые называются части речи. Сколько частей речи вы знаете? Перечислите…

- Великий писатель М.Горький считал язык тонким инструментом, хорошее знание которого немыслимо без уважения к языку.

Но чтобы хорошо владеть этим инструментом, всему надо учиться.

Королева:  Вот ведь как иногда случается…Казалось бы, на одном языке говорят. А понять друг друга не могут.

Придворный: Язык-то один, ваше величество, да люди разные…по-разному к изучению грамматики относятся.. Есть у меня один знакомый   Петька Лежебокин…знали бы вы его взгляды на изучение грамматики.

Королева: А разве могут быть какие-то иные взгляды на изучение родного языка, кроме тех, что его надо изучать, причём прилежно и старательно!

Придворный:  Оказывается, есть. Вот послушайте:

1-ый

Спросили Лежебокина:
- А ну-ка, расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают назубок.
И  за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил он рассерженно:
2-ой

- В том не моя вина.
Пусть им, сперва, ученые
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться,
А тем более
Творить
Я не хочу.
Такой падеж, как Дательный,
Я с детства не терплю.

Давать, делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходиться выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж Винительный
И вовсе я сердит.
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.
1-ый

- Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам бы смог-то новые
Придумать имена?
2-ой

- Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный
И, наконец, Простительный!

Придворный: Вот какой ленивый Лежебокин.

Королева  И все-таки я, ребята, верю в то, что таких Лежебокиных среди вас немного.

Придворный: Конечно. конечно…Наши гости, ваше величество. Не только в изучении русского языка преуспели. Они и другие языки с успехом изучают.

Королева  : Ай да молодцы! Вот это таланты! Вот утешили.

  1. Ребята, назовите правильно все падежи русского языка.

-  Спасибо, что посетили наш зал частей речи и показали хорошие знания.

- Следующий зал, который мы посетим называется

«Зал современного русского языка»

- Этот зал расскажет о современной речи молодежи, а точнее о нарушении ее содержательности и чистоты. А чтобы вам, ребята, было все понятно, я приглашаю заглянуть в одну из школ. Итак, представьте себе, начало учебного дня, встречаются два одноклассника…

Сценка «Иностранные слова»

Навстречу друг другу выходят Саша и Вова

Саша: Привет, Вова!

Вова (небрежно). Салют, дерево!

Саша (недоуменно). Ой, где дерево?

Вова (объясняет). Это же ты, кореш.

Саша. Я не корень, я парень… Вова, я, собственно, хотел спросить, а тебе нравится наша новая одноклассница Света?

Вова. Отпад!

Саша. Что???

Вова. Ну, ништяк!

Саша. Ой, а что это?

Вова. Это значит, что прикид у нее клевый!

Саша. Что она прикидывает и кого клюет?

Вова. Ну, убойная чувиха.

Саша (испуганно). Она кого-то убила? Она что – киллер? Надо же, а ведь сразу и не скажешь!

Вова (мечтательно) Не! В смысле, с ней бы потусоваться.

Саша. Это что – в карты поиграть?

Вова. Не! Это у шнурков отпроситься и на диску пришкандыбать.

Саша (смотрит на его ботинки). Это что у тебя за шнурки, раз у них отпрашиваться надо?

Вова. Шнурки у меня железные, когда надо, бабки дают.

Саша. Добрая у тебя бабка, говоришь, пирожки дает?

Вова (утомленно). Слушай, ты сегодня какой-то фиолетовый.

Саша. Это я, наверно, ручкой испачкался.

Вова. Да не! Я говорю, когда шнурков нет в стакане, то можно у меня на хате собраться с мочалками.

Саша. С мочалками на хате? (Растерянно) Это в бане с губкой?

Вова. Ты лох, что ли?

Саша. Нет, я не оглох.

Вова (кричит). Ты не въезжаешь, что я мелю?

Саша. Я на мельницу не ездил. Зачем мне это?

Вова. Уши разуй. Что-то тебя, чувак, сегодня колбасит…

Саша. Я колбасу утром ел, это верно.

Вова. Ты что – упертый?

Саша (возмущенно). Я ничего не упер, потому что не ворую.

Вова. О! (Хватается за голову) Ты меня свое тупостью просто убил.

(Входит Света).

Светка-монетка. В натуре, мировая вешалка. Хай, бэби!

Света (удивленно). Здравствуй, Вова.

Вова. В киношку завалимся? Там в буфете и похавать можно.

Света (пятится). Я тебя не понимаю, Вова, ты болен?

Вова. Не, просто бубен у тебя симпотный.

Света (непонимающе) Кто – потный?

Вова. Нет, вообще ты классная.

Света. А из класса я давно уже ушла.

Вова. Ну, так как, в киношку слиняем?

Саша. Света, ты не бойся. Я тебе переведу. Я, кажется, уже научился понимать этот иностранный язык. Вова говорит “не откажи в любезности, прекрасная девушка, пойдем со мной в кино”!

Света. Я пойду в кино, но только не с тобой, Вова, а с тобой, Саша. (Берет Сашу под ручку)

Вова завистливо смотрит, как Саша прогуливается со Светой.

Вова. Я понял. Мой язык не всем нравится. Он в самом деле странный какой-то..

Саша. Больше не будешь так разговаривать?

Вова. Больше не буду.

2 ведущий. Узнали?  Это мы! Мы постепенно превращаемся в Эллочку - Людоедочку из книги Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев», словарный запас которой составлял около  30 слов: «хо-хо», «знаменито», «хамите», «мрак», «жуть», «подумаешь», «парниша», «ого».

1 ведущий.  Сквернословие, к сожалению, также становится болезнью. А знаете ли вы, что в 17 веке, по Соборному уложению царя Алексея Михайловича, за матерные слова, публично произнесенные, полагалась смертная казнь?  А знаменитая мать  Мария из монастыря Фрола и Лавра говорила, обращаясь к молодому человеку: «Не сквернословь… Потому что, когда человек говорит плохие слова, от него отлетает ангел». Вот, оказывается, каким образом избавляли наших предков от желания сказать словцо! Защиты не будет. Крыла не будет над тобой!

2 ведущий. Как избавиться от сквернословия? Как беречь чистоту речи? Не говорить плохих слов самому. А.И. Солженицын говорил: «Пусть это приходит в мир и даже царит в мире, но не через меня». Не нужно бояться быть белой вороной. «Все – пусть говорят, а я не буду». Конечно, для этого требуется мужество.   Над тобой будут смеяться, шутить, если ты в чем-то превосходишь своих друзей. Ах, ты не пьешь?! До сих пор не куришь?! Не ругаешься?! Так если ты мне друг, я заставлю тебя выпить, я сам куплю тебе сигарет, я не позволю тебе быть чище,  чем я. Попробуйте устоять, не испугаться насмешек, презрения и даже одиночества.

- Ни  для кого не секрет, что среди молодых людей есть немало таких, которых без переводчиков точно не поймешь. Но к сожалению, современная речь при неумелом и неаккуратном с ней обращении теряет такие качества, как содержательность, точность, логичность, выразительность и, наконец, правильность. Я надеюсь, что после посещения Музея русского  языка вы поняли это, и будете беречь родной язык от «иностранных слов», чтобы не было такого…

(На сцену выходят Королева Пунктуация, Королева Орфография, их слуги. У королевы Орфографии в руках письмо и оно же на экране)

Королева Пунктуация: Что загрустила, дорогая Орфография? С момента получения письма ты сама не своя! Проблемы в семье? Ждёшь в гости кого-то, а он не приходит. Может, кто-то не совсем здоров? Уж не эпидемия ли безграмотности в школе?

 Королева Орфография:  Да,  письмо-то меня и озадачило.

Пришло письмишко мне,

Гляжу –

Из лагеря, от Мишки…

"Здесь чудный лук, и я лижу", -

Написано в письмишке.

Лук лижет?! Что за чудеса!

Наверно, шутит плут…

Читаю дальше:

"Здесь – лиса, красивый длинный прут".

И что такое он плетет –

Не разберусь, хоть тресни:

"Когда отряд идет в поход, я запиваю песни…

На днях в лису нашел я грусть и очень был доволен…"

Нет, нет, не шутит он! Боюсь,

Королева Пунктуация:

Твой друг серьезно болен.

Вернется – надо подлечить:

Заставь - ка правила учить…

Королева Орфография: Да-да, пойду его лечить.

                                        Заставлю правила учить!

Выходят чтецы.

1-й: «Тот, кто жизнью живет настоящей,

Кто к поэзии с детства привык,

Вечно верует в животворящий,

Полный разума русский язык» (Н.Заболоцкий).

2-й: Русский язык – это государственный язык для 145 миллионов россиян. Это язык связи с родиной для 30 миллионов наших соотечественников за рубежом.

3-й: Русский язык – язык Пушкина и Толстого, Гоголя и Достоевского, Бродского и Пастернака.

4-й: Язык национальной гордости и достоинства!

1-й: Еще в начале тридцатых годов 20 века замечательный писатель А.Н.Толстой, восторгаясь богатством русского языка, утверждал: «Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами), — русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара».

В наши дни сбылось предвидение писателя: русский язык стал одним из широко известных мировых языков.

2-й: Известные мастера русского слова М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, М.Горький высоко ценили русский язык как язык великого, талантливого народа.

В своём прекрасном стихотворении в прозе «Русский язык» И.С. Тургенев называет наш язык «великим, могучим, правдивым и свободным».

3-й: В письмах к молодым читателям он завещает бережно относиться к родному языку. Он пишет следующее: «Еще один последний совет молодым литераторам и одна последняя просьба …

 Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием. В руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!..».

1 ведущий.

«Слово – дело великое, - писал Лев Толстой. – Великое, потому что словом  можно соединить людей и разъединить, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти».

         Друзья, ребята нашего отряда хотят показать вам, что они знают и любят русский язык.

Ребенок:

Пересохла глина,

Рассердилась Нина.

Не мука, а мука-

Поварам наука.

Слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному, в зависимости от ударения, называются… омографами. В русском языке существуют нормы ударения. Проверим, как вы хорошо  владеете  данными нормами.

         

Задание 1. Кто быстрее и правильно расставит ударение в следующих словах:

ЗВАЛА, ЗВОНИШЬ, СВЕКЛА, ЭКСПЕРТ, БАЛОВАТЬСЯ, ЖАЛЮЗИ, КАТАЛОГ, ТОРТЫ, ДАЛА, КРАСИВЕЕ, ПОНЯЛ, ПОНЯЛА, ЗАНЯЛА, НАЧАЛА, ПОСЛАЛА, ОБЕСПЕЧЕНИЕ, ЩАВЕЛЬ.

Давайте все вместе повторим, как произносятся эти слова.

Задание 2. Кто быстрее и правильно распределит слова по  родам (слова на проекторе)

ПОВИДЛО(ср), ИНТЕРВЬЮ(ср), АВЕНЮ(ж), ПОНИ(м), КАКАДУ(м), МИССИСИПИ(ж), ТЮЛЬ(м), КОФЕ(м), КЕНГУРУ(м), РОЯЛЬ(м), ШАМПУНЬ(м), ШИМПАНЗЕ(м).

СОНЯ, НЕРЯХА, НЕВЕЖДА, НЕВЕЖА(общего рода). Повторить

Задание 3. Кто быстрее и правильно исправит ошибки в  словах (слова на проекторе)

ЛЯЖЬ (ляг), ПАРА ПОМИДОР(ов), ПОВАРЫ(а), ЛОЖИТЬ(класть), СКОЛЬКО ВРЕМЯ?(который час), ПАРА НОСОК (носков), ИХНИЙ, ТЕКЁТ(течет), ХОЧУТ(хотят), ИГРАТЬСЯ.

Задание 4.  Выбери правильную форму слова:

КИЛОГРАММ АПЕЛЬСИН – КИЛОГРАММ  АПЕЛЬСИНОВ

ДОКТОРА, ПРОФЕССОРА - ДОКТОРЫ, ПРОФЕССОРЫ

ВАЛЕНОК, БОТИНОК, САПОГ - ВАЛЕНКОВ, БОТИНКОВ, САПОГОВ

Ведущий. Какие ошибки  часто допускают одноклассники, друзья, взрослые?

(ЧЁ(что), ИХНИЙ, ЕСЛИВ, ТАМА, ТУТА, ЗДЕСЯ, ЗВОНИШЬ, СТЕРИ С ДОСКИ(сотри с доскИ), СО ШКОЛЫ(из школы), ПОШЛИТЕ(пойдемте), НЕТУ, БЕГИТ(бежит) – правильный вариант

Задание 5.  Представьте себя редАкторами. Исправьте речевые ошибки.

1 В двухтысяча третьем году Вова поехал учиться в город. Взял с собой пару носок, несколько полотенцев. В городе  у него появились знакомые шофера, а его больше всего  интересовали трактора и трое  связисток, совсем юных девушек.

2. Всем очень нравятся булочки с повидлой, которые пекет Клавдия Михайловна. Когда они свежие,  более  красивее на вид. На конкурсе – лучшие повары- она заняла 1 место и ее наградили парой сапогов и одной парой чулков.

Федя: Ребята, вы заметили, сколько в русском языке иностранных слов:

Я не знаю, что они значат. Помогите еще раз: я буду называть нерусские слова, а вы русские синонимы:

Валюта-деньги

Карцер-тюрьма

Менеджмент-управление

Наркоз-обезболивание

Шоу-зрелище

Шоп –магазин

Коммерция-торговля

Триумф-успех

Рэкет-шантаж

Задание 6.

Найди и объясни ошибку МАТЬ ОДЕЛА НА РЕБЕНКА НОВЫЙ КОСТЮМ

1 Ведущий:  Одеть- надеть - слова- паронимы, слова, сходные по своему звучанию.

«Одеть», «Надеть»… Два эти слова

Мы путаем так бестолково!

«Одеть», «Надеть»…Давай глядеть:

Кого одеть и что надеть.

Задание 7. Укажите возможные сочетания, сопоставляя попарно слова из двух колонок.

ЦЕЛЫЙ

ЦЕЛЬНЫЙ

ХАРАКТЕР
ДЕНЬ

РАСКРЫТЬ
ВСКРЫТЬ
ОТКРЫТЬ

ПИСЬМО
МЕСТОРОЖДЕНИЕ
ОБЪЯТИЯ

УПРАЗДНИТЬ
УСТРАНИТЬ

ПРЕПЯТСТВИЯ

МАНОВЕНИЕ
МГНОВЕНИЕ

ОКА

  1. ведущий: К нам приехала в  гости Радио-няня. (Звучит песня о нарушении норм произношения несклоняемых существительных)

Задание 8. Составьте  словосочетания со словами-паронимами.

ЭФФЕКТНЫЙ - ЭФФЕКТИВНЫЙ
ГУМАННЫЙ -  ГУММАНИТАРНЫЙ
ДЕЛОВИТЫЙ -  ДЕЛЬНЫЙ
ТИТУЛЬНЫЙ – ТИТУЛОВАННЫЙ (клуб)

САМОЛЮБИЕ - СЕБЯЛЮБИЕ

ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ - ДОВЕРЧИВЫЙ.

НЕВЕЖА - НЕВЕЖДА
СЫТЫЙ – СЫТНЫЙ

Федя: Друзья, а вы знаете фразеологизмы?. Сейчас проверим: я называю словосочетание, а вы синонимичный (во,  какое слово знаю!) ему фразеологизм:

Дальний родственник-  седьмая вода на киселе

Еще молод и неопытен - молоко на губах не обсохло

Все нипочем, ничего не страшно - море по колено

Очень умный - семи пядей во лбу

Очень мало - кот наплакал

Работать плохо - работать спустя рукава.

Всем очевидно - на лбу написано.

1 Ведущий:  «Любовь к Родине невозможна без любви к родному слову. Только тот может постигнуть своим сердцем и разумом красоту и величие нашей Родины, кто дорожит родным словом. Человек, который не любит языка родной матери…- это человек без рода и племени» (В.А. Сухомлинский).

2 ведущий. А все-таки хорошо, что ребята знают и любят свой язык. Наверное, мы не властны над речью других, но изменить собственную речь мы можем. Речь – это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным. Черствое, грубое слово, брань обижают, оскорбляют. Давайте уважать друг друга.

1 ведущий.   Я  предлагаю вместе произнести слова- заклинания о том, что мы  будем трудиться над собой, чтобы и  мы,  и наша речь стала чище.

Не позволяй душе лениться.

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Не позволяй ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в черном теле

И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвет.

Звучит песня о русском языке

1 ведущий. На этом мы заканчиваем наш праздник. Пусть наша речь будет всегда легкой,  веселой, красочной.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"День русского языка"

Презентация ко "Дню русского языка"  6 июня....

Отчет недели «Славянская письменность и культуры. День русского языка. Пушкинский день-2017г» МБОУ СОШ с. Сайлыг Чеди-Хольского кожууна

Ежегодно 24 мая славянский мир отмечает День славянской письменности и культуры. Именно в этот день православная церковь поминает святых равноапостольных Кирилла и Мефодия &md...

Пушкинский день России (День русского языка)

Во всем мире 6 июня отмечают Международный день русского языка. Этот праздник учредил департамент ООН по общественным связям. По данным ООН русским владеют около 250 миллионов жителей планеты. Не кита...

Праздник «День русского языка»

Игра проводится по типу популярного телешоу «Своя игра», но по изменённым правилам. Это может быть как командная игра, так и индивидуальная. Данная игра является внеклассным мероприятием п...

День русского языка

Праздник для учащихся 1-10 классов...

День русского языка

Ежегодно 6 июня в странах Организации объединенных наций отмечают День русского языка. Этот праздник в международном календаре появился в 2010 году. В этот день, 6 июня 1799 года, родился А.С.Пушкин.В...

День русского языка

В нашей школе прошел День русского языка. Вместе с ребятами провели интересные мероприятия. Огромное спасибо моим коллегам, которые так щедро делятся своим творчеством.Конкурс «Русский язык в ри...