День русского языка
методическая разработка по русскому языку

В нашей школе прошел День русского языка. Вместе с ребятами провели интересные мероприятия. Огромное спасибо моим коллегам, которые так щедро делятся своим творчеством.

Конкурс «Русский язык в рисунках"  https://nsportal.ru/bichurina-yuliya-sergeevna 

2.Цикл бесед под общей рубрикой «Экология слова» (беседы о русском языке, об ученых-лингвистах)

3. Викторина по русскому языку «В стране фразеологизмов» 4.Внеклассное мероприятие по русскому языку  «Тайны русского языка»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _ekologiya_slova_.doc44 КБ
Файл v_strane_frazeologizmov.pptx2.38 МБ
Файл tayny_russkogo_yazyka.docx119.68 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час в 8 классе на тему:

«Экология слова»

 Цель: 

-содействовать повышению культуры речи, развитию                         языкового вкуса;

 - воспитывать экологический подход к языку, высветив проблему искажения, засорения языка, нарушения смысловых, стилистических, грамматических норм;

-  способствовать воспитанию любви к родному языку;

 -  воспитывать заботливое, сознательное и бережное отношение к слову.

Оборудование: плакаты с высказываниями о русском языке:

«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то

и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право,

иное название еще драгоценней самой вещи» (Н.В.Гоголь);

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками» … (И.С.Тургенев);

 Аудиозапись фрагмента кинофильма “Бумер”

 Песня Б. Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты».

Ход мероприятия

  Учитель. «Сядем рядком да поговорим ладком», - так называется наша встреча. Рядком мы уже сели, говорить начали, а вот что такое «ладком», вы знаете? В давние – давние времена, такие давние, что и представить трудно, наши предки поклонялись разным языческим богам. Среди них была богиня любви – Лада. Вечно юная и прекрасная, разъезжала она по всему свету на чудесной колеснице и дарила людям великое счастье любви и понимания. От этого чудного имени – Лада – появилось в славянском языке несколько теплых слов: ладный, ладится, ладком. Все красивое, доброе, хорошее на Руси называли ладным: девушка – то какая ладная, да как на ней платье ладно сидит, да как она складно говорит. Если дело трудное получалось, говорили, что оно идет на лад. Соглашаясь с кем-то, говорили: «Ладно». И, наоборот, если все валилось из рук, люди переставали понимать друг друга, считали, что в жизни наступал разлад.

         Представьте себе, что в родстве с этими словами находятся наши ладони. Когда мы хотим кого-то приласкать, выразить свою любовь и нежность, что мы делаем? Гладим ладонью. Если мы боимся потеряться в толпе, что предпринимаем? А какой вы знаете этикетный обычай, связанный ладонями? Если отношения ладятся, подают друг другу руки.

         Итак, ладонь, ладком, ладный – все эти слова связаны с любовью и пониманием. Почему я начала с истории этих слов, останется моим маленьким секретом. Но я буду очень рада, если кто-то из вас этот секрет раскроет.

         А говорить ладком мы с вами будем об экологии речи. Что такое экология?

 Ответы учащихся.

 Учитель. Но мы как-то перестали замечать, что помимо четырех океанов вокруг нас плещется еще один океан – океан нашего языка. Люди работают, учатся, дружат, ссорятся и при этом выплескивают в среду своего обитания множество слов: приветливых и злобных, добрых и грубых – разных. Словом можно осчастливить, а можно повергнуть в отчаяние. Об этом у В.Шефнера есть стихотворение «Слова».

 

Ученики читают стихи.

         Есть слова – словно раны, слова – словно суд, -

         С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

         Словом можно убить, словом можно спасти,

         Словом можно полки за собой повести,

         Словом можно продать, и предать, и купить,

         Словом можно в разящий свинец перелить.

         Но слова всем словам в языке у нас есть:

         Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь;

         Повторять их не смею на каждом шагу, -

         Как знамена в чехле, их в душе берегу.

Учитель. У слов своя трудная жизнь. Как у человека, у слов свои радости и печали. Язык ведь постоянно развивается, изменяется. Мы с вами будем говорить о неестественных процессах в языке, о небрежном отношении людей к нему, о преднамеренном засорении языка. Как из прекрасной поляны человек умудрился сделать свалку, так и речь свою он научился засорять. Из уст его порой несется такое… Слова – выражение мыслей, а мысли могут быть гадкие, злобные. И вот грубые скверные слова носятся в воздухе, прилипают к людям, загрязняют нашу среду обитания и разрушают наше здоровье, душевное равновесие, наше настроение.

Сценка по рассказу Л.Измайлова «В лифте» в исполнении учащихся.

 

Учитель. Какие слова произносит мальчик?

Жаргонные слова многим кажутся интересными, модными, привлекательными. Они так и норовят пролезть в нашу речь. Слова – пустышки опасны тем, что способны вытеснить из нашей речи нормальные слова. Причем они умеют сделать это незаметно.

 Звучит аудиозапись фрагмента кинофильма “Бумер” (жаргонная речь “новых русских”).

Подобную речь мы часто слышим из уст героев современных телесериалов, исполнителей популярной музыки. Ну, а людей, подобных герою стихотворения А. Лысова “Дикарь”, мы встречаем повсеместно. (Подготовленное выразительное чтение стихотворения учеником).

Ученик   Анатолий Лысов «Дикарь»

Я видел нынче дикаря

И говорил с ним даже,

Но, откровенно говоря,

О нём всего не скажешь.                

Пусть лексикон дикарский пуст, –

Зато как речь цветиста:

Что шаг, то мат слетает с уст

Такого “шаг-матиста”.

Сказать лишь можно, что с лица

И не дикарь он вовсе:

Не носит он в носу кольца

Монет в ушах не носит.                

Дикарь на площади. Он рад

стать мастером особым,

Чтоб сделать трёхэтажный мат

Скабрёзным небоскрёбом.

Его одежду описать

Словами можно тоже:

Он по одёжке, так сказать,

На всех на нас похожий.                

И дикарей вокруг щадят,

Обходят стороною,

Как будто речь на площадях

Должна стать площадною.

Но передать его язык

Поэт не правомочен:

В таком бы случае мой стих

Был сплошь из многоточий.                

А надо, что ни говори,

Пресечь их брань вначале –

Пресечь, покуда дикари

Совсем не одичали!

Вы догадались: речь идёт

Опять про мат и матик,

Про речь, которую ведёт

Подобный “мате-матик”.                

        

  Дискуссия на тему: “Можно ли употреблять нецензурные выражения?”

         

обучающиеся представляют разные точки зрения по этому вопросу, аргументируют свои суждения:

•        Не стоит сквернословить, т.к. это показатель низкой культуры ;

•        Раз есть в русском языке нецензурные слова, значит, их можно употреблять;

•        Сквернословить нельзя, т.к это великий грех;

•         Другие ответы

– Чьи аргументы показались вам более убедительными?

Ученик 3 Чтение и анализ стихотворения Э. Асадова “О скверном и святом”.

Эдуард Асадов

О скверном и святом

Что в сердце нашем самое святое?

Навряд ли надо думать и гадать.

Есть в мире самое простое

И самое возвышенное – Мать!

Так почему ж большое слово это,

Пусть не сегодня, а давным-давно,

Но в первый раз ведь было кем-то, где-то

В кощунственную брань обращено.

Тот пращур был и тёмный, и дурной,

И вряд ли даже ведал, что творил,

Когда однажды взял и пригвоздил

Родное слово к брани площадной.

И ведь пошло же, не осело пылью,

А поднялось, как тёмная река.

Нашлись другие. Взяли подхватили

И понесли сквозь годы и века…

Пусть иногда кому-то очень хочется

Хлестнуть врага словами, как бичом,

И резкость на язык не только просится,

А в гневе и частенько произносится,

Но только мать тут всё-таки при чём?

Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.

И всё же трудно попросту понять,

Что слово “мат” идёт от слова “мать”,

Сквернейшее – от самого святого!

Неужто вправду за свою любовь,

За то, что родила нас и растила,

Мать лучшего уже не заслужила,

Чем этот шлейф из непристойных слов?!

Ну как позволить, чтобы год за годом

Так оскорблялось пламя их сердец?!

И сквернословам всяческого рода

Пора сказать сурово наконец:

Бранитесь или ссорьтесь как хотите,

Но не теряйте звания людей.

Не трогайте, не смейте, не грязните

Ни имени, ни чести матерей!

Учитель:  Текла речушка, переливалась чистой водой на перекатах, а человек помыл в ней машину. Незаметно в речке рыба исчезла… Так и с речью. Я думаю, что вы все постараетесь избавиться от этих слов. Тем более, что в нашем языке великое множество по-настоящему выразительных и красивых слов. И сколько людей было околдовано красотой и силой русского слова. А вы знаете таких людей?

Учащиеся читают наизусть отрывок из романа П.И.Мелтникова-Печерского «В лесах».

 

Учитель. Конечно, в обычной жизни мы не пользуемся таким языком. Мы употребляем простые, обычные слова. Важно, чтобы они были точно подобраны, понятны.

         Точность, простота и правильность – качества хорошей речи. А именно такой речью должен уметь пользоваться каждый человек. Мы все в состоянии позаботиться о том, чтобы наша речь не засорялась словами без смысла. Посмотрите сценку из школьной жизни.

 

Учащиеся показывают сценку из школьной жизни (ответ ученика у доски со словами: э-э-э, ну, вот, значит, ну как его там).

 

Учитель. У разговорной речи свои средства выразительности. Недаром ведь говорят, что русское слово замашисто, бойко, задиристо, колко. Вот послушайте.

 

Учащиеся показывают сценку.

1 ученик: «Ну что вы с этим Сидоровым возитесь? У него же не все дома».

2 ученик: «Я тоже всегда думал, что он с приветом».

3 ученик: «Да, уж если винтиков не хватает, так уж ничем не поможешь».

 

Учитель. Казалось бы, не очень приятные реплики в адрес товарища. Но они показывают удивительное качество нашего языка: его тактичность, щадящее отношение к бедному Сидорову, которого неудобно назвать глупым.

         Ребята, давайте же будем ладить друг с другом, с нашим прекрасным языком, давайте будем говорить друг другу только добрые, красивые слова.

        А кто из вас умеет делать комплименты? Что такое комплимент?

 Ответы учащихся.

 Учитель. Я предлагаю закончить наш разговор об экологии речи комплиментом. А чтобы у вас была возможность придумать красивый комплимент, послушайте песню Б.Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты»…

 Звучит песня Б.Окуджавы.

 Учитель, ученики обмениваются комплиментами.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Страна Фразеологизмов

Слайд 2

Начинаем наш урок. Заруби себе на носу: сегодня тебе придётся работать засучив рукава. В случае временной неудачи не падай духом, а возьми себя в руки и заново принимайся за дело. Ручаюсь: в конечном счёте тебя ждёт успех!

Слайд 3

Да, да. Вот такое необычное начало нашего урока. А все потому, что сегодня мы будем говорить о «живописном способе выражаться» посредством кратких, метких, сочных, образных иносказательных изречений, то есть о фразеологизмах.

Слайд 4

Как рождаются фразеологизмы Живут-поживают слова, ими постоянно пользуются люди в своей речи. В какой- то момент слова сливаются в неделимые сочетания-фразеологизмы.

Слайд 5

Послушайте стихотворение В.Суслова «Как работают слова». Бывает частенько, что слово одно, Но очень по-разному служит оно. Примеры тут можно найти без труда, Возьмём хоть короткое слово «вода». Вот был я мальчишкой, да детство прошло. С тех пор уж немало «воды утекло», О смелом мы вправе сказать наперёд: Такой «сквозь огонь и сквозь воду пройдёт»! А гуси и утки – сухие всегда. Заметили люди: «Как с гуся вода!» Случалось с тобою: ты правил не знал, Молчал при опросе? «Воды в рот набрал»! Лентяй отдыхает, а время идёт – «Под камень лежачий вода не течёт». Сказать болтуну мы порою не прочь: Довольно, мол, «воду-то в ступе толочь»! Не прочь и другому сказать невзначай: «Довольно лить воду! Ты дело давай!» Работать впустую!.. Что скажут потом? Не дело, мол, «воду носить решетом»! Стихи я пишу, не жалея труда, Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода…».

Слайд 6

Это стихотворение построено с использованием фразеологизмов, т.е. устойчивых по составу и структуре, лексически неделимых и целостных по значению словосочетаний или предложений .

Слайд 7

« Фразеологизм - устойчивое выражение с самостоятельным значением» - С.И. Ожегов. Изучением этого явления занимались многие ученые, лингвисты.

Слайд 8

М. В. Ломоносов, составляя план словаря русского литературного языка, указывал, что в него должны войти « фразесы », « идеоматизмы », «речения», то есть обороты, выражения . М.В.Ломоносов (1711-1765

Слайд 9

Создание базы для изучения устойчивых сочетаний слов в современном русском литературном языке принадлежит академику В.В. Виноградову. Именно им впервые была дана классификация фразеологических оборотов русского языка. В.в.Виноградов 1894-1969

Слайд 10

Происхождение фразеологизмов В зависимости от истории возникновения, их можно разделить на группы: Фразеологизмы, связанные с историческим прошлым народа. Образные выражения, отражающие народные обычаи. Устойчивые сочетания слов, возникшие из различных ремёсел. Крылатые выражения из произведений художественной литературы.

Слайд 11

Фразеологизмы, связанные с историческим прошлым народа

Слайд 12

Кричать во всю Ивановскую « Кричать очень громко». Площадь в Кремле, на которой стоит колокольня Ивана Великого, была Ивановской. Там дьяки очень громко оглашали распоряжения и указы.

Слайд 13

Казанская сирота Человек прикидывается несчастным, чтобы вызвать сочувствие». Завоёванные Иваном IV татарские князья, чтобы сохранить положение, отправлялись в Москву на службу. Там они прибеднялись, чтобы получить больше наград и жалований.

Слайд 14

Откладывать в долгий ящик «Затягивать дела на неопределённый срок». На царском дворе был прибит длинный или долгий ящик. Из деревень приезжали просители и опускали прошения. Просьбы оставались там на месяцы и годы.

Слайд 15

Образные выражения, отражающие народные обычаи

Слайд 16

Держи карман шире «О напрасных ожиданиях и расчётах». Возникло, когда карман ещё не пришивался, а представлял собой сумку на поясе .

Слайд 17

Как с гуся вода «Легкий исход неприятности, проступка». Эти слова шептали бабушки знахарки для излечения детских болезней.

Слайд 18

Устойчивые сочетания слов, возникшие из различных ремёсел

Слайд 19

Бить баклуши «Несерьёзным делом заниматься». В старину кустари делали посуду из дерева. Для этого надо было отколоть от бревна чурку – баклушу . Это было лёгкое дело. Готовить такие чурки и называлось бить баклуши.

Слайд 20

Крылатые выражения из произведений художественной литературы

Слайд 21

Око за око Из Библии, закон возмездия: «Перелом за перелом, око за око, зуб за зуб».

Слайд 22

Ворона в павлиньих перьях «Человек, который хочет казаться умнее, чем он есть». В басне «Ворона» И.А. Крылов описал Ворону, которая от Ворон отстала, а к Павам не пристала .

Слайд 23

Русский язык очень богат фразеологизмами. Так, например, только с одним словом рука имеется более 50 фразеологических оборотов. Вот некоторые из них: Валится из рук голыми руками взять из рук в руки мастер на все руки не покладая рук как без рук - не клеится, не работается; -легко одолеть; -непосредственно; -умелец; -неустанно; -беспомощно;

Слайд 24

На заметку! Как и слово, фразеологизм может иметь синонимы и антонимы. Фразеологизмы – синонимы : два сапога пара – одного поля ягода (один другого не лучше); перековать мечи на орала - вложить меч в ножны (закончить войну, распрю). Фразеологизмы - антонимы : засучив рукава – спустя рукава; заварить кашу – расхлёбывать кашу; тяжёл на подъём – лёгок на подъём. Фразеологизм кот наплакал имеет синоним мало и антоним много .

Слайд 25

Сила слова – беспредельна … Нет слова, которое было бы так замашисто , бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и живо трепетало, как метко сказанное русское слово. Н.В.Гоголь

Слайд 26

Дома мы предлагаем вам восстановить рассказ Незнайки, используя слова для справок. Я проснулся ни свет ни заря. На душе кошки скребли. Пошёл к Винтику, долго бил баклуши, тянул кота за хвост. Вернулся ни жив ни мёртв. Съел с горем пополам суп. Тут как снег на голову свалился Пилюлькин . Он метал гром и молнии. Велел зарубить на носу, что надо мыть руки перед едой. А мне хоть кол на голове теши . (Слова для справок: неожиданно, рано, бездельничал, скверно, злился, запомнить, плохо, еле-еле, хоть бы что, усталый, кое-как, сильно сердился ).

Слайд 27

Сегодня мы не сидели сложа руки, а работали в поте лица. Старались вам рассказать об удивительной стране Фразеологизмов. Надеемся, что у нас это получилось. В конце нашего урока предлагаем вам посмотреть наш школьный фразеологический словарь. До новых встреч!

Слайд 28

Козёл отпущения В стародавние времена у древних евреев существовал обряд отпущения грехов, во время которого священник возлагал свои руки на голову живого козла и этим действием как бы перекладывал на животное грехи всего народа. После церемонии козла изгоняли в пустыню.

Слайд 29

Фразеологические обороты из древнегреческих мифов

Слайд 30

Знать назубок На основе дореволюционного обычая проверять подлинность золотых монет зубами (у настоящей монеты после прикуса не должно остаться вмятины) возникло устойчивое выражение знать назубок, означающее «знать что-либо досконально, отменно выучить». На основе этого обычая возникло и еще одно образное выражение: раскусить человека. Как вы можете объяснить его значение? (Раскусить человека – «досконально узнать человека, его достоинства, недостатки, намерения».)

Слайд 31

Язык до Киева доведёт В 999 году некий киевлянин Никита Щекомяка заблудился в бескрайней, тогда русской, степи и попал к половцам. Когда половцы спросили его: Откуда ты, Никита? он отвечал, что из богатого и красивого города Киева, и так расписал кочевникам богатство и красоту родного города, что половецкий хан Нунчак прицепил Никиту за язык к хвосту своей лошади, и половцы поехали воевать и грабить Киев. Так Никита Щекомяка попал домой при помощи своего языка.

Слайд 32

Выводить на чистую воду Когда-то эту фразу произносили только лишь применительно к рыбе, которую пытались поймать. В камышовых зарослях или среди затонувших в иле коряг рыба, попавшаяся на крючок, может сорваться с него и уйти. А вот в прозрачной, чистой воде – вряд ли. Позже стали «выводить на чистую воду» жуликов, предъявляя им в качестве доказательства их вины прояснённые обстоятельства их преступления.

Слайд 33

Тёртый калач Некогда на Руси существовал сорт хлеба, который именовался «Тёртый калач». Тесто для этого хлеба долго мяли, тёрли, месили. Отчего хлебушек выходил, весьма пышен. Применительно же к человеку фраза «Тёртый калач» стали употреблять в том значении, что его учат испытания и беды.

Слайд 34

Волосы дыбом Оказывается, стоять дыбом означает стоять навытяжку, на кончиках пальцев ног. То есть, когда человек пугается, то у него волосы на голове словно на цыпочки становятся.

Слайд 35

Дым коромыслом В старой Руси избы топились по-чёрному. То есть дым уходил не через печную трубу (которой собственно и не было), а через специальное окошко или дверь. И по тому, как дым из избы выходит, предсказывали погоду. Идет дым столбом - будет ясно, по земле стелется - к туману или дождю, коромыслом - к ветру, непогоде, а возможно, что и к буре.

Слайд 36

Попасть в переплёт На некоторых русских диалектах переплётом именовали сплетённую из веток ловушку для рыб. И, как в любой ловушке, оказаться в ней - дело отнюдь не из приятных.

Слайд 37

После дождичка в четверг У русичей , древнейших предков русских, существовал целый пантеон божеств, которым они поклонялись. Главным среди них был бог грома и молнии - Перун. Ему был посвящён один из дней недели - четверг. И именно Перуну возносили русичи моления о дожде в засуху. Считалось, что божество должно особенно охотно выполнять просьбы в "свой день" - четверг. А так как эти мольбы часто оставались безответными, то поговорка "После дождичка в четверг" стала применяться ко всему, что неизвестно когда произойдёт.

Слайд 38

Ни пуха ни пера Ни пуха ни пера – пожелание удачи в чем-либо. Это собственно русское выражение, первоначально оно употреблялось как «заклинание», призванное обмануть нечистую силу (этим выражением напутствовали отправляющихся на охоту; считалось, что прямым пожеланием удачи можно было «сглазить» добычу). Ответ «К черту!» должен был еще больше обезопасить охотника. К черту – это не ругательство типа «Пошел к черту!», а просьба отправиться к черту и сказать ему об этом (о том, чтобы охотнику не досталось ни пуха, ни пера). Тогда нечистый сделает наоборот, и будет то, что надо: охотник вернется «с пухом и пером», т. е. с добычей.

Слайд 39

Зарубить на носу Слово «нос» тут вовсе не означает орган обоняния. Как это ни странно, оно значит «памятная дощечка», «бирка для записей». В древности неграмотные люди всюду носили с собой такие палочки и дощечки и на них делали всевозможные заметки, зарубки. Эти бирки и звались «носами».

Слайд 40

Точить лясы Лясы - это точёные фигурные столбики перил у крылечка. Изготовить их мог только настоящий мастер. Предположительно, изначально "точить лясы" означало вести изящную беседу. Но умельцев подобным образом общаться становилось всё меньше и меньше. Что и привело к изменению значения выражения на противоположное. И ныне «лясы точить» означает вести пустую болтовню.

Слайд 41

Водить за нос Это выражение было связано с ярмарочным развлечением: цыгане водили медведей за продетое в нос животного кольцо и заставляли их выполнять различные трюки, обманывая обещанием подачки.

Слайд 42

Шиворот-навыворот Выражение это когда-то связывали с позорным наказанием: во времена Ивана Грозного провинившегося боярина в вывернутой наизнанку одежде сажали задом наперёд на лошадь. И в таком виде, опозоренного и униженного, возили по городу под свист и насмешки горожан.

Слайд 43

Непутёвый человек В старину на Руси "путём" называли не только дорогу, но и различные должности при дворе князя. Бояре всеми правдами, а нередко и неправдами, старались заполучить у князя путь - должность. О тех же, кому это не удавалось, пренебрежительно отзывались - непутёвый человек.

Слайд 44

Гол как сокол Весьма бедный, нищий человек. И птица сокол здесь ни при чём. "Сокол" - старинное военное стенобитное орудие - совершенно гладкая, "голая", то есть – ничем лишним не обремененная, чугунная болванка, закреплённая на цепях.

Слайд 45

Всыпать по первое число Это выражение пошло из старой школы, где учеников пороли каждую неделю, независимо от того, провинились они или нет. И если наставник чрезмерно усердствовал, то воспоминаний и болезненных ощущений после такой порки, школьникам хватало надолго, вплоть до первого числа следующего месяца. Прописать ижицу Ижица - название последней буквы церковнославянской азбуки. Следы порки в области пониже спины у учеников напоминали именно эту букву. Поэтому, прописать ижицу означает проучить, наказать.

Слайд 46

Мастер кислых щей Кислые щи - нехитрая крестьянская еда: вода да квашеная капуста. Приготовить это блюдо не составляло особого труда. И если кого-нибудь называли мастером кислых щей, то это означало, что человек ни на что путное не годен.

Слайд 47

Трын-трава Вполне реальная трава, изначально называвшаяся "тын-трава". Тын же - это забор. То есть "тын-трава" это "трава подзаборная". Никому не нужный, безразличный для всех сорняк.



Предварительный просмотр:

Тема: Тайны русского языка

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 7 классе

Цель мероприятия.

В игровой форме привить учащимся интерес к изучению русского языка, сформировать у них желание самостоятельно заниматься языком.

Задачи.

  1. Повторить пройденный материал и закрепить ( его в области синтаксиса, орфографии, лексики, морфологии, орфоэпии, фонетики).
  2. Использовать творческий потенциал учащихся.
  3. Познать новое в языкознании.

Оборудование.

Карточки с заданиями, стикеры, презентация

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Деление на группы: На стене висят стикеры, каждый ученик должен взять стикер. Учащиеся должны собраться в 3 группы.

Вступительное слово учителя:

- Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

Такие прекрасные слова о нашем языке сказал в 1882 году И.С.Тургенев – великий писатель, мастер русского слова. Высоко оценивая русский язык, И.С.Тургенев завещал нам беречь его: “Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык!” Но что значит беречь язык? Это значит грамотно писать и правильно говорить. Но далеко не прост наш язык, и нет границ в его познании. Пусть наша встреча поможет каждому из вас, ребята, в овладении непростым, но поистине чудесным русским языком. Встреча пройдёт в форме игры “Тайны русского языка”. В своём знании русского языка будут состязаться 3 команды. Посовещайтесь между собой и выберете название для своей команды.

  1. Представление команд
  2. Разминка.

Продолжить начатую половину пословицы (по очереди). За каждый правильный ответ—по 1 баллу. Каждой команде предлагается три пословицы.

  • Встречают по одежке… (провожают по уму)
  • Рыба ищет, где глубже… (а человек, где лучше)
  • Сколько волка ни корми…(он все в лес смотрит)
  • Ученье – свет… ( а неученье тьма)
  • Не плюй в колодец… (пригодится воды напиться)
  • Не родись красивой… (а родись счастливой)
  • Не зная броду…(не суйся в воду)
  • Не имей сто рублей… ( а имей сто друзей)
  • Готовь сани летом… ( а телегу – зимой)

Если команда затрудняется с ответом, слово предоставляется команде сопреников.

3. Игра «Четвертый лишний».

Зачеркнуть лишнее, но прежде вставить пропущенные буквы. За каждый правильный ответ—1 балл. Время—3 минуты.

1 группа 2 группа 3 группа

1. а) дикор…стущие 1. а) пор…сль 1. а)подр…сток

б) р…стение б) водор…сли б) р…стительность

в) выр…сший в) возр…ств) выр…щенный

г) р…стениевод г) зар…сли г) отр…стить

2. а) в…рить 2. а) дрож..2. а) ключ…

б) с…лить б) доч…б) кирпич…

в) п…лить в) шалаш… в) реч…

г) п…ть г) рож… г) врач…

3. а) летний 3. а) мы 3. А) но

б) весенний б) зелень б) под

в) зимовать в) пришла в) не

г) осенний г) и г) день

4. Вставить Ъ и Ь.

Вставить в слова, где нужно Ъ и Ь. Кто быстро и правильно выполнит?

Об…явление, пред…юбилейный, с…естное, мел..че.

П…еса, сер…езный, бар…ер, в…ют, с…ездить.

Слова прочитать вслух, объяснить правописание.

5.«Узелки на память». Выступление ученика о происхождении названий школьных предметов (индивидуальное задание).

Жюри сообщает результаты предыдущих конкурсов.

6. Конкурс скороговорщиков.

Вызвать для участия по два человека из команды. Каждый получает по одной скороговорке. Проговорить ее нужно быстро по 3 раза. Кто запнется—выходит из игры. Побеждает та команда, чей представитель останется.

1 группа:

  • Расскажу я про покупку, про крупу да про подкупки.

  • Три дровосека на трех дворах дрова рубят.

2 группа:

  • Два дровосека, два дроворуба, два дровокола.

  • Шит колпак не по-колпаковски, надо колпак переколпаковывать.

3 группа:

  • На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.

  • Иван-болван молоко болтал, да не выболтал.

7. Конкурс «Самый грамотный».

На доске написано письмо к тебе от Песика. Найди ошибки и исправь красным мелом. (В двух вариантах).

Время – 3 минуты. Задания проверяют представители жюри. 5 баллов.

«Дорогой друкздраствуй! ПышыттибеПьос. Как ты жывеш? Я жывувесила многа гуляю и нилюблюделат уроки. Зато чястобывайу в заапарке ф кыно на речьке. Вот и все новосьти. Напишы и ты мне писмо. Пока.

Пьос»

Физминутка

Если я назову имена собственные, вам надо присесть. Если назову нарицательные имена существительные, надо хлопнуть над головой.

Поэт, кызылординец, Алатау, учитель, Кызылординские вести, Сырдарья, городок, Алматы, Пушкин, компьютер, газета, Миссисипи, кенгуру, человечество, Сатурн, морфология, Мурка, подснежник, Маршак.

8. Разговор по телефону.

Вызвать по два человека от команды и составить по телефону разговор. Это может быть беседа с родителями, другом или одноклассником. Используйте при этом волшебные слова.

9. Игра «Найди новое слово».

Пользуясь данным словом, составить новые. Кто больше? 1 минута. За каждое вновь полученное слово –1 балл.

Всем группа дано слово – промокашка.

10. Задания для капитанов.

Прочитать слова без подготовки.

1 группа.

Ателье, досуг, звонить, километр, конечно, музей, столяр, тест, теннис, яичница, углубить, алфавит, доска, у доски.

2 группа.

Кашне, квартал, магазин, модель, облегчить, партер, портфель, тема, что, щавель, начать, чтобы, цемент, каучук.

3 группа

Жалюзи, звонишь, скучный, термос, свитер, выполнит, грузчик, антенна, шофер, алгебра, свекла, на доску, публицистический, кафе.

11. Отгадай ребусы:

http://www.babylessons.ru/wp-content/uploads/2010/02/labirint002.jpg

12. Написать эссе на тему «Зачем мне нужен русский язык»

Обратная связь

Подведение итогов. Звучит веселая музыка. Жюри награждает победителей, активных участников команд.

http://www.babylessons.ru/wp-content/uploads/2010/02/labirint002.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"День русского языка"

Данный материал можно использовать при проведении праздника 6 июня или при проведении тематического декадника....

"День русского языка"

Презентация ко "Дню русского языка"  6 июня....

Отчет недели «Славянская письменность и культуры. День русского языка. Пушкинский день-2017г» МБОУ СОШ с. Сайлыг Чеди-Хольского кожууна

Ежегодно 24 мая славянский мир отмечает День славянской письменности и культуры. Именно в этот день православная церковь поминает святых равноапостольных Кирилла и Мефодия &md...

Пушкинский день России (День русского языка)

Во всем мире 6 июня отмечают Международный день русского языка. Этот праздник учредил департамент ООН по общественным связям. По данным ООН русским владеют около 250 миллионов жителей планеты. Не кита...

Праздник «День русского языка»

Игра проводится по типу популярного телешоу «Своя игра», но по изменённым правилам. Это может быть как командная игра, так и индивидуальная. Данная игра является внеклассным мероприятием п...

День русского языка

Праздник для учащихся 1-10 классов...

День русского языка

Ежегодно 6 июня в странах Организации объединенных наций отмечают День русского языка. Этот праздник в международном календаре появился в 2010 году. В этот день, 6 июня 1799 года, родился А.С.Пушкин.В...