Урок открытых мыслей по теме "Имя существительное"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Шабдарова Лариса Витальевна

Урок русского языка в 5 классе прошёл в рамках конкурса "Учитель года". 

Тема: Урок открытых мыслей.

(Обобщающий урок по теме «Имя существительное»)

Цели: 1) обобщать знания по изученной теме «Имя существительное»;

           2) развитие творческих способностей учащихся, развитие речи, умение правильно употреблять существительные в речи;

          3) воспитывать базовые эмоции личности.

Оборудования: проектор, ноутбук, словарные слова, «Толковый словарь» Ожегова, раздаточные карточки, тесты, магнитофон, газеты для имитации дождя.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Урок открытых мыслей.

(Обобщающий урок по теме «Имя существительное»)

Цели: 1) обобщать знания по изученной теме «Имя существительное»;

           2) развитие творческих способностей учащихся, развитие речи, умение                        правильно употреблять существительные в речи;

         3) воспитывать базовые эмоции личности.

Оборудования: проектор, ноутбук, словарные слова, «Толковый словарь» Ожегова, раздаточные карточки, тесты, магнитофон, газеты для имитации дождя.

Ход урока.

1. Орг.момент. (психологический настрой).

Прозвенел звонок, дружок.

Начинаем наш урок.

        Добрый день, ребята! Меня зовут Лариса Витальевна. У нас сегодня не совсем обычный урок. Для того, чтобы он прошёл удачно, мы создадим настроение: поддержим друг друга доброй улыбкой: я улыбнусь вам, вы улыбнитесь друг другу, и все улыбнулись гостям.

        Сегодняшний наш урок называется «Урок открытых мыслей». Откроем тетради, запишем сегодняшнее число и тему урока. На уроке мы будем много говорить, правильно и аккуратно писать, вспомним об именах существительных как часть речи.

2. Введение в тему.

        - Ребята, какое сейчас время года?

        - Вам нравится она? Почему?

        - Конечно, все радуются весне, не только природа, но и мы. Послушайте, как говорят о весне, и догадайтесь, что это такое.

                        (Чтение песни - заклички)

   Весна, весна красная!

          Приди, весна, с радостью!

 С великой милостью,

                                                 Со льном высоким.

С корнем глубоким,

С хлебом обильным.

Ответы детей: Это русская народная песня. Этой песней люди весну торопили, чтобы она пришла быстрее.

        - Эту песню называют закличкой или веснянкой.

        - Произнесём слово «Весна» все вместе.

        - Как будет в форме множественного числа?

        - Подберём однокоренные слова – существительные:

                                                                       весна, веснушка, веснянка.

        - Почему весна «Красная»?

        - Встречаются ли в закличке непонятные слова?

                                 (Работа со словарём).

Милость – доброе отношение, дар.

Лён – травянистое растение, из стеблей которого получают прядильное волокно, а из семян масло.

Обильный – богатый, достаточный.

        - Прочитайте ещё раз стихотворение самостоятельно.

        - Запишите первые две строчки по памяти.

        - Какие знаки расставили? (запятые, потому что обращения).

        - Какие существительные выделим в этих предложениях?

(Весна, с радостью).

        - Докажите, что они имена существительные.

(Морфологический разбор существительных, 2 работают у доски, остальные в тетради).

Весна – н.ф. – весна, нариц., неодуш., ж. р., 1 скл., ед. ч., И. п., в предложении ничем не является.

С радостью – н.ф. – радость, нариц., неодуш., ж.р., 3 скл., ед. ч., Т. п., в предложении - дополнение.

        3. Проверка домашней работы.

        - Много связано с весной. О ней писали и пишут поэты, художники, композиторы. О весне много пословиц и поговорок. Итак, проверим домашнее задание. Какое было задание?

        (Проверка домашней работы: защита мини – проектов: к пословице сделать иллюстрацию, выполнить морфологический разбор 1 имени существительного).

        4. Работа по теме.

        - Конечно, по календарю весна наступила, по природным явлениям только – только проявляется. Рассмотрите 2 иллюстрации. Что вы можете сказать о них.

Дети:

- На 1-й лесная полянка, снег растаял, большие проталинки. Кое–где появилась зелёная травка. Солнышко светит, землю согревает, деревья проснулись, чувствуется – скоро на них появятся листочки.

- На 2-й чаща леса, кое-где снег вроде бы осел, но чувствуется ещё морозно. Это потому что деревья не пропускают лучи солнышка.

        - 1 вариант запишет 3-4 предложения по 1-й иллюстрации,

          2 вариант – по 2-й.

- Во время самостоятельной работы релаксационная музыка звучит.                                        (Проверка написанного текста).

- А теперь представьте, что вы находитесь на лесной опушке: начинается весенний дождь – возьмём газетки в руки и тихо скомкаем, вслушивайтесь в шум дождя.

        5 Физкультминутка: если услышите существительное 1 склонения, руки поднимем вверх, 2 склонения – хлопок, 3 приседаем:

Дорога, солнце, пятёрка, дождь, верность, молодёжь, книга, учебник, тишина, школа, мармелад, тишь.

        6. Продолжим наш урок. Вашему вниманию текст: дополните его именами существительными. Слова для справок даны.

        Звоном и солнцем наполнена весна - … .  Чудесная … капели, первое … птиц, … кристальных ручейков. В воздухе … весны.

        Сколько … , … и … в каждом мгновении весеннего дня! Как весело бегают по залитой светом комнате солнечные … !

        Скоро лопнут большие набухшие …, проклюнутся первые зелёные … и к чудесному аромату весны прибавится чарующий … сирени. Словно маленькие солнышки, зацветут на лицах прохожих … .

Слова для справок: красавица, музыка, пение, журчание, аромат, свет, солнце, счастье, зайчики, почки, листочки, запах, веснушки.

        7. А сейчас проверим ваши знания. Решим тест.

1. Имя существительное – это часть речи, которая …

а) обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

б) обозначает предмет и отвечает на вопросы где? куда?

в) обозначает признак предмета и отвечает на вопросы кто? что?

2. Выберите неверное утверждение:

а) в предложении имя существительное чаще всего выступает в роли подлежащего.

б) в предложении имя существительное может выступать в роли любого члена.

в) в предложении имя существительное выступает только в роли  подлежащего и дополнения.

3. Что не свойственно имени существительному:

а) род,   б) склонение, в) число, г) лицо,  д) падеж.

4. Выберите лишнее:

а) столб, б) покой, в) молодёжь.

5. Выберите лишнее:

а) Волга, б) река,  в) город.

6. В каком ряду все существительные в дательном падеже ед. числа имеют окончание – и?

а) путь, ружьё, имя;

б) путь, ночь, гостья;

в) львица, мать, выгода.  

(Взаимопроверка)

        8. Подошёл к концу наш урок. Хотелось бы узнать, какие чувства вы испытали на уроке. Обозначьте свои чувства именами существительными.

Домашнее задание: сочинение – описание «Портрет Существительного».

Например:

 В стране Морфология есть забавная семья. В этой семье живут взрослые: Существительные, Глагол, Прилагательное, Местоимение. Числительное, Наречие – и дети: Союз, Частица, Предлог. Фамилия этой семьи – Части Речи. Я расскажу о Существительном.

Оно всё время носит какой-нибудь предмет. Шапка его красная, расписанная вопросами: «кто?» , «что?». Штаны синие в косвенных падежах. А куртка белая с нарисованными на ней склонениями и родами. Глаза у Существительного – 2, что обозначает мн. ч., а рот один – ед. Вот так оно выглядит.

У каждого начала есть конец. Сегодня вы работали активно. Молодцы! Каждая работа должна быть оценена. За сегодняшний урок оценки …

А сейчас расшифруйте, что здесь расшифровано.

А

Б

В

С

Е

З

И

М

О

П

У

К

!

Р

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

4

10

1

4

7

2

9

                 

3

4

5

8

6

1

 

11

14

9

12

13

Спасибо всем за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок открытых мыслей (внеклассное чтение по стихотворению Д. Кугультинова "Смерть сайгака, или расстрелянное утро"

Урок открытых мыслей посвящен очень важной  для нашего региона теме - сохранению древнейшего уникального животного, проживающего в  степях Калмыкии. Он построен на стихотворении известного п...

Открытый урок по теме: "Род имен существительных" 5 класс

конспект урока по теме: "Род имен существительных" 5 класс...

Открытый урок по русскому языку "Имя существительное"

Открытый урок по русскому языку  "Имя существительное"...

Открытый урок по русскому языку "Имя существительное"

Открытый урок по русскому языку в 4 классе....

Урок открытия новых знаний. Имена существительные общего рода. 5 класс

Урок русского языка (5 класс). Тема: Имена существительные общего рода. (конспект и презентация)...

презентация к конспекту открытого урока по теме "Несклоняемые имена существительные"

Презентация к открытому уроку по теме "несклоняемые имена существительные" является вспомогательным материалом к текту конспекта...