Урок открытых мыслей «С каждым спаяно моё сердце»
план-конспект занятия по литературе (5 класс) на тему

Рыжкова Татьяна Николаевна

Разработка занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s_kazhdym_spayano_serdtse_moe.docx17.24 КБ

Предварительный просмотр:

Работа выполнена учителем русского языка Рыжковой Т.Н.
Урок литературы в 5 классе

«С каждым спаяно моё сердце»

Ребенок долго учится жить; наблюдения за
развитием сознания в ребенке и за осведомленностью его в окружающей неизвестной действительностью составляет для нас радость. А. Платонов. Из записных книжек.








Цель: развить литературный вкус, помочь детям ощутить единство природы и человека, неделимость всего живого на земле.
Умения и навыки: аналитическое чтение, выборочная работа с текстом.


Вступление




На прошлом уроке мы  познакомились с новым для нас писателем  А. Платоновым и его рассказом  «Никита». Говоря о том, как тесно переплетаются в рассказе быль и фантастика, к сегодняшнему уроку я просила вас написать сочинение-миниатюру о любом любимом вами предмете окружающего мира.


Я думаю, ваши работы помогут нам настроиться на особую эмоциональную волну, погрузиться в атмосферу любви и доброты, без которой понимание идеи  рассказа Платонова затруднено.
(Чтение работ)


Названием  урока послужит строка из записных книжек А. Платонова. В качестве эпиграфа я взяла высказывание писателя, в котором  выражена  мысль об интересе этого автора к процессу формирования личности ребенка. Сообщение о целях урока.


Разговор о любви человека к живому миру.

Учитель:

 Давайте мысленно перенесёмся в таинственный мир писателя. В этом мире одушевление, мало того очеловечивание, природы видно повсюду. В мире Платонова деревья, травы, водопады, реки, дома, машины – не только живые – все трудятся, и все способны испытывать горе и радость, боль и наслаждение. И сам он мечтал стать человеком, от мысли и руки которого волнуется и работает «весь мир ради меня и ради всех людей – я каждого знаю, с каждым спаяно мое сердце». «Спаяно его сердце» и с героем рассказа «Никита», пятилетним мальчиком, который не знает равнодушия к любому живому творению.

-Докажите неравнодушие Никиты, умение любить живое и понимать его значимость. (Работа с текстом)

По Платонову, труд, способность и готовность любить, отдавать  - те животворящие  начала, благодаря которым оказывается возможным чудо жизни. И это чудо творят животные и растения, которые живут для нас.

Поэтому  так пристально вглядывался писатель в окружающий мир, отличая неповторимость цветка, травы, человека.

  • Его произведения как бы светятся нежным отношением к  людям. Но особое место в творчестве Платонова принадлежит деталям. Его внимание к ним тесно связано со всеми отношениями писателя к жизни, сочувствием к слабым и беззащитным и верой в будущее народа. Кто больше детей нуждается в заботе и поддержке? Они малы и беспомощны, им ещё  надо окрепнуть и вырасти. Детство и материнство привлекают  Андрея Платонова присущими им добротой, бескорыстием, любовью, правдой чувств, близостью к природе
    - Подтверждает ли это рассказ «Никита»? Что вы можете сказать о Никите? (Живой, наблюдательный ребенок, фантазер, чуткий ко всяким горестям, немного пугливый, чуточку взрослый)

-Как относится к нему автор? (Мальчика окружает особенное ласковое внимание автора)

-Почему Платонов так подробно рассказывает о встрече Никиты с тем, «чего он не знал»?
Старая бочка, колодец, старый пень, чужой петух (ответы)
(Мальчика интересовал весь мир, Никита неосознанно чувствовал родственную связь с окружающим миром)
- Мысль о связи людей друг с другом, c природой, об их общности и содружестве, о том, что человеку одному жить худо, - любимая мысль автора: «с каждым спаяно мое сердце»

- Что прерывает повествование в рассказе? (Реплики Никиты)
-Почему Никита то и дело говорит?(Так раскрывается душа Никиты, этого маленького мечтателя(ответы)
-Каким воспринимал окружающий мир Никита в начале повести?(Грустным, злым)
-Как вы встретили последние страницы рассказа?(ответы)( На смену грусти и страданию пришли радость и счастье)
-Какие перемены произошли с приездом отца(прочитать по тексту )
-Человек всю жизнь постигает правду в суровой борьбе добра и зла, в борьбе за любовь к природе, окружающему миру.
К этой правде каждый приходит только через собственный опыт, конкретные дела и действия.
Прочитаем заключительную страницу рассказа.
-Что понял Никита?

Кроссворд.  Вам предлагалось дома поработать с текстом рассказа Платонова и отгадать небольшой кроссворд, в котором скрыты характерные для рассказов Платонова слова.
Никита
Ж - -  (жил) 3б
З - - - (знал)4б
П - - - - - - - - - -(прислушивался)11б
П - - - - - - - (прильнул)8б
О - - - - - - - (осмотрел)8б
П - - - - - - (пожалел)7б
Т - - - - - - - -(трудился)8б
(Ребята называют слова, учитель записывает на доске)
(Ребята называют слова, учитель записывает на доске)
-В этих словах – формула жизни Платонова, его восприятие мира.
-Отец Никиты верил, что сын «останется добрым на весь свой долгий век»
-Верите ли вы в это?(Ответы)(Мысли о единстве всего живого)
Андрей  Платонов – очень самобытный писатель. Это проявляется прежде всего в своеобразии языка его произведений, например: «воробей пришел  пеший через порог…»
- Найдите подобные примеры (Выборочное чтение)
-В чем тайна этих фраз? Почему они остаются в памяти? (Простота и человечность, проникновенность платоновских фраз, теплота лексики)
-Так что хотел сказать  людям писатель Платонов своим рассказом «Никита»? (Любить человека, заботиться о природе, сострадать всему живому на земле, трудиться)
Наше сердце должно быть «спаяно с каждым»

Список использованной литературы:
 А. Платонов. Записная книжка. Материал к биографии – Москва: Наследие,2000
А. Платонов. Рассказ «Никита»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок открытых мыслей (внеклассное чтение по стихотворению Д. Кугультинова "Смерть сайгака, или расстрелянное утро"

Урок открытых мыслей посвящен очень важной  для нашего региона теме - сохранению древнейшего уникального животного, проживающего в  степях Калмыкии. Он построен на стихотворении известного п...

Урок открытых мыслей по теме "Имя существительное"

Урок русского языка в 5 классе прошёл в рамках конкурса "Учитель года". Тема: Урок открытых мыслей.(Обобщающий урок по теме «Имя существительное»)Цели: 1) обобщать знания по изученной теме «Имя с...

Материалы для семинара "Каждый урок - открытый" Дарын

Материалы для семинара "Каждый урок - открытый" Дарын...

Конспект открытого занятия "У каждой семьи свой бюджет"

Занятие "У каждой семьи свой бюджет" проведет в разновозрастной семейной группе детского дома....

Открытый урок «Правила дорожные - знать каждому положено»

Цель: закрепить  правила дорожного движения пешехода, велосипедиста, пассажира;повторить правила поведения в личном и общественном транспорте, довести до сознания детей, где нужно играть, кататьс...

Конспект открытого урока по биологии в 9 классепо теме «Сердце: его строение и работа»

Конспект открытого урока по биологии в 9 классепо  теме «Сердце: его строение и работа»...

«Мыслить, творить, страдать, радоваться, любить сердцем…»

В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем....