Стилистика.
календарно-тематическое планирование по русскому языку (11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа практикума предназначена для обучающихся 11 класса.
Данный практикум рассчитан на 17 часов. Программа предусматривает более глубокое овладение рядом специальных понятий, которые хотя и анализировались на уроках русского языка, но не рассматривались в достаточно полном объёме и в определённой системе.
Цель данного практикума заключается, с одной стороны, в расширении лингвистического кругозора обучаемых за счёт усвоения новых стилистических знаний, а с другой – и это главное – в совершенствовании их коммуникативных умений и навыков.
Его главные задачи могут быть сформулированы следующим образом:
- Ознакомить обучающихся с основными понятиями стилистики;
- Расширить и углубить знания о стилистических средствах орфоэпии, лексики, фразеологии, морфологии и синтаксиса, показав их роль в создании стилистической синонимии языка, а также в организации функциональных стилей;
- Углубить знания о функционально-стилистической дифференциации языка, дав характеристику основных стилей и выделив нормативный аспект характеристики стилей;
- Вооружить обучающихся разнообразными стилистическими умениями;
- Научить школьников осмысленнее, смелее и эффективнее пользоваться словом.
Основные виды деятельности с обучающимися на занятиях практической стилистикой: беседы с целью уяснения обучающимися назначения стилистики, содержания её основных понятий; рассмотрение стилевой и эмоционально-экспрессивной окрашенности языковых единиц; анализ стилистических синонимов и вариантов (в текстах, словарях и грамматико-стилистических справочниках), наблюдения над особенностями разных стилей произношения (в магнитофонной записи); стилистический анализ текстов, стилистическое редактирование.
Обучающиеся, применяя полученные знания, должны уметь:
- Определять стили речи; уметь проводить стилистический анализ текста; уметь находить стилистические ошибки и исправлять их;
- Уметь работать со словарями разных типов;
- Уметь анализировать лексические и грамматические средства языка, обеспечивающие информационность текста, его цельность, модальность;
- Уметь анализировать оттенки значений слов-синонимов; уметь выбрать из ряда возможных необходимый для данной ситуации общения вариант слова.
- Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Виды деятельности |
1. | Язык как единство взаимосвязанных сторон – системы и функционирования | 1 | Лекция с элементами беседы |
2. | Слово и стиль | 3 | Лекция, беседа с учащимися; выступления учащихся с короткими сообщениями по материалам рекомендованной учебной литературы, самостоятельная практическая работа с использованием разных видов словарей, творческие работы, наблюдения над словом с привлечением репродукций картин |
3. | Стилистическое использование фразеологизмов | 3 | Семинар, посвящённый закреплению сведений и наблюдению над функциями фразеологизмов, приёмами их использования в художественных текстах разных жанров. Работа с фразеологическим словарём. |
4. | Форма слова и стиль | 4 | Комплексный анализ художественных текстов разных жанров. Упражнения на замену в текстах одних средств другими, функционально близкими; подстановку стилистически подходящих единиц или устранение неуместных слов и словосочетаний; развёртывание и свёртывание отдельных отрезков текста (стилистический эксперимент). Подготовка и проведение игры «Кто хочет стать отличником». Работа с использованием разных видов словарей. |
5. | Синтаксис и стилистика | 2 | Сопоставление данных в тексте синонимических вариантов выражения одной и той же мысли. Проведение стилистического эксперимента(конструирование стилистических вариантов и установление их взаимозаменяемости). Деловая игра «Исправь стилистические ошибки». Работа над устной речью: выразительное чтение, прослушивание магнитофонной записи, пересказ текстов |
6. | Стили речи | 2 | Стилистический анализ текстов, относящихся к разным функциональным стилям. Подбор учащимися текстов разных функциональных стилей, определение их жанровой природы. Круглый стол на тему «Стили речи и их особенности» |
7. | Культура и правильность речи | 2 | Семинар «Культура речи: нормы современного русского литературного языка». Практикум «Культура письменной и устной речи. Формирование стилистического мышления». Выступления учащихся с рефератами, подготовленными на основе лекций учителя, практических занятий, рекомендованной литературы и анализа конкретного языкового материала |
Содержание программы
Тема 1. Язык как единство взаимосвязанных сторон – системы и функционирования. Значимость функциональной (речевой) стороны языка. Функционирование языка – основа стилистики.
Тема 2. Слово и стиль.
Стилистическая дифференциация слов современного русского языка. Книжная лексика; её разряды: общекнижная лексика и лексика, закреплённая за определённой сферой общения (научная, официальная, публицистическая). Разговорная лексика, её разряды. Нейтральная лексика. Стилистические возможности многозначности, синонимии, антонимии и омонимии. Устаревшие слова и неологизмы в аспекте стилистики.
Тема 3. Стилистическое использование фразеологизмов.
Стилистическое богатство русской фразеологии. Фразеология разговорная, книжная и нейтральная. Экспрессивно окрашенная фразеология.
Тема 4. Форма слова и стиль.
Стилистические средства частей речи. Синонимия форм рода, числа и падежа существительных; полных и кратких форм, степеней сравнения прилагательных; количественных и собирательных числительных; глагольных форм. Стилистические качества служебных слов и междометий.
Тема 5. Синтаксис и стилистика.
Особая роль синтаксических средств в выражении экспрессивных качеств речи. Своеобразие синтаксической синонимии. Стилистические синонимы и параллельные синтаксические конструкции.
Тема 6. Стили речи.
Научный стиль речи; официально-деловой стиль; художественный стиль. Сфера использования. Основные черты. Языковые признаки. Типичные нарушения норм в вышеуказанных стилях речи.
Тема 7. Культура и правильность речи.
Качества хорошей речи: правильность, точность, выразительность, богатство, чистота, логичность. Средства языка, обеспечивающие качества правильной речи: нормы русского литературного языка; словарное богатство языка; эмоциональная стилистическая окраска слов и синтаксических конструкций. Словари, фиксирующие нормы русского литературного языка. Нормы ударения и произношения. Ошибки, связанные с нарушением норм русского литературного языка в устной и письменной речи и их предупреждение.
Литература
- Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык: справочник для учащихся. – М.: 1988
- Барлас Л.Г. Русский язык. Стилистика. – М.: 1973
- Ипполитова Н.А. Упражнения по грамматической стилистике при изучении частей речи. – М.: 1980
- Плёнкин Н.А. Стилистика русского языка в старших классах. – М.: 1975
- Бондалетов В.Д., Вартапетова С.С., Кушлина Э.Н., Леонова Н.А. Стилистика русского языка. / Под редакцией Н.М. Шанского. – Л., 1989
- Панфилов А.К. Сборник упражнений по стилистике русского языка. – М.: 1984
- Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М.: 1974
- Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста. Изд. 2-е. – Л.: 1990
- Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. – М.: 1988
- Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М.: 1993
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2010/07/27/picture-571.gif)
Рабочая программа элективногокурса "Основы стилистики" 10 класс
Элективный курс "Основы стилистики" расчитан на 79 часов для учащихся 10 классов. В этой программе рассматриваются основные аспекты изучения текста, его анализа. Для закрепления материала используются...
![](/sites/default/files/pictures/2010/09/22/picture-2404.jpg)
урок по стилистике СОГЛАСОВАНИЕ СКАЗУЕМОГО С ПОДЛЕЖАЩИМ
По тема согласование сказуемого с подлежащим разработан опорный конспект, практикум и тесты. Это открытый урок по стилистике в 11 классе...
Советы по стилистике
Когда пишете сочинение, будьте внимательны!Не злоупотребляйте цитатами, особенно большими. Пользуйтесь разными приемами цитирования.Избегайте повторяющихся слов, пользуйтесь с...
Упражнения по стилистике на материале произведений Н. В. Гоголя
Для упражнений использован материал пьесы Н. В. Гоголя "Ревизор" и поэмы "Мертвые души"....
Упражнения по стилистике на материале произведений М. Ю. Лермонтова.
Для упражнений использованы стихотворения М. Ю. Л ермонтова "Смерть поэта", "Дума" и роман " Герой нашего времени"....
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/14/picture-481105-1410710770.jpg)
Рабочая программа курса « Стилистика русского языка и стилистика речи»
Рабочая программа курса « Стилистика русского языка и стилистика речи» составлена в соответствии с нормативно- правовыми документами: - Федеральным законом № 273 - ФЗ «Об образовании в Российс...