Не и Ни с разными частями речи
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Урок открытый для декады русского языка. Урок-игра, путешествие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_otkrytyy._dekada.doc62.5 КБ
Microsoft Office document icon zadaniya_marafon_68.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки

МОУ «Гимназия № 24»

Открытый урок

Не и ни с разными частями речи

Терентьева А.В.,

учитель русского языка и литературы

Магадан 2007

Открытый урок

Не с разными частями речи

Цель: Обобщить знания по теме правописание частицы не, систематизировать полученные умения и навыки, отметить работу в спорных случаях.

Оборудование: Карта, карточки, фишки, доска.

Тип урока: повторительно - обобщающий, урок-игра.

Ход урока:

        1.Орг. момент

        2. Вступительное слово учителя.

Наш урок сегодня необычный: вместо простого повторения правил я приглашаю вас отправиться в нашу страну Грамматику, в город Морфоград. Вы помните, сколько всего интересного происходит в этой стране, сколько чудес и открытий совершается там. Там живут наши друзья Лентяйкин и Мудрейкин, которые за нами очень соскучились. В этот раз нам предстоит добраться до наших друзей, преодолеть препятствия, а в награду они приготовили вам хорошие оценки и призы.

        Давайте посмотрим на карту, которой нам придется пользоваться, чтобы достичь цели.

        Делимся на две команды по 7 человек, каждая получает карту и фишку. Перемещаемся по очереди, присутствуя в каждом городском объекте вам необходимо выполнить задание, тогда вы получаете право двигаться дальше. Если нет ответа, то вы перемещаетесь в объект Милиция и пропускаете ход. Чья команда быстрее доберется до Мудрейкина и Лентяйкина, та получает высокий балл, вторая на балл ниже. Остальные болельщики, делятся тоже на команды и работают над заданием телевидение и радио-центр.

        3. Путешествие по стране Грамматике, город Морфоград.

Вокзал. Объяснить значение и правописание слов и составить с ними предложения в теме вокзал: негодуя, неразбериха, невежественный.

Гостиница: Выбрать отрицательные предложения: Он не читает и не слушает музыку.

В коридорах, как ни запирай дверь в номер, всегда шумно.

Не вовремя заплатили за номер.

Что бы я ни делал, но соседи все равно шумят по ночам


Музей. Исправить ошибки:

Старинная пословица немимо молвится.

Дуракам закон неписан.

От правды не куда недеться.

Штопай дырку, пока  не велика

Библиотека. Установить синтаксические различия между предложениями: Я не знал, что папа уехал - Я знал, что папа не уехал.

Брат не мог прийти – Прийти мог не брат.

Аллея. Составить рассказ о прогулке использую фразеологизмы, прокомментировать их написание:

Ни свет ни заря, ни то ни се, ни слуху ни духу, во что бы то ни стало.

Телевидение. Подготовить сообщение о правописании не с прилагательными и существительными в рамках телепередачи.

Ресторан. Написать правила поведения, используя правило «правописание НЕ»

Площадь Морфологии. Найти в стихотворении, какие правила написания НЕ в нем присутствуют.

Побывал я однажды в стране,

Где исчезла частица не.

Посмотрел я вокруг с доумением:

Что за лепое положение!

Но кругом было тихо-тихо,

И во всем была разбериха,

И на взрачной клумбе у будки

Голубые цвели забудки.

Кафе. Объяснить значение и правописание слов составить предложения в теме кафе: невзрачный, нездоровиться, небрежный

Отель: Выбрать утвердительные предложения: Он не читает и не слушает музыку.

В коридорах, как ни запирай дверь в номер, всегда шумно.

Не вовремя заплатили за номер.

Что бы я ни делал, но соседи все равно шумят по ночам


Интернет–кафе. Исправить ошибки:

Собака и хлеба несъест, непорычав.

Человек не ученый, что топор не точеный.

Мелет день до вечера, а послушать не чего.Немил и свет, когда друга нет.

Школа. 

Установить синтаксические различия между предложениями: Бабушка не велела брать книгу – Не бабушка велела брать книгу. Не сад был вырублен - Сад не был вырублен.

Зоопарк. Составить рассказ о зоопарке использую фразеологизмы, прокомментировать их написание:

Ни жив ни мертв, ни с того ни с сего, как ни в чем не бывало.

Радио – центр. Подготовить сообщение о правописании не с причастиями и глаголами в рамках радиопередачи.

Главпочтампт. Написать перечень услуг, используя правило «правописание НЕ»  

Магазин. Найти в стихотворении, какие правила написания НЕ в нем присутствуют.

Завести велели мне

Новые привычки:

Никогда девчонок НЕ

Дергать за косички!

Никогда с братишкой НЕ

Драться за обедом!

На уроках больше НЕ

Говорить с соседом!

        4. Итоги урока. Оценки. Домашняя работа.

Карта

Раздаточный материал

Вокзал. Объяснить значение и правописание слов и составить с ними предложения в теме вокзал: негодуя, неразбериха, невежественный.


Гостиница: Выбрать отрицательные предложения: Он не читает и не слушает музыку.

В коридорах, как ни запирай дверь в номер, всегда шумно.

Не вовремя заплатили за номер.

Что бы я ни делал, но соседи все равно шумят по ночам



Музей. Исправить ошибки:

Старинная пословица немимо молвится.

Дуракам закон неписан.

От правды не куда недеться.

Штопай дырку, пока  не велика



Библиотека. Установить синтаксические различия между предложениями: Я не знал, что папа уехал - Я знал, что папа не уехал.

Брат не мог прийти – Прийти мог не брат.




Аллея. Составить рассказ о прогулке использую фразеологизмы, прокомментировать их написание:

Ни свет ни заря, ни то ни се, ни слуху ни духу, во что бы то ни стало.

Телевидение. Подготовить сообщение о правописании не с прилагательными и существительными в рамках телепередачи.


Ресторан. Написать правила поведения, используя правило «правописание НЕ»


Площадь Морфологии. Найти в стихотворении, какие правила написания НЕ в нем присутствуют.

Побывал я однажды в стране,

Где исчезла частица не.

Посмотрел я вокруг с доумением:

Что за лепое положение!

Но кругом было тихо-тихо,

И во всем была разбериха,

И на взрачной клумбе у будки

Голубые цвели забудки.

Кафе. Объяснить значение и правописание слов составить предложения в теме кафе: невзрачный, нездоровиться, небрежный



Отель: Выбрать утвердительные предложения: Он не читает и не слушает музыку.

В коридорах, как ни запирай дверь в номер, всегда шумно.

Не вовремя заплатили за номер.

Что бы я ни делал, но соседи все равно шумят по ночам



Интернет–кафе. Исправить ошибки:

Собака и хлеба несъест, непорычав.

Человек не ученый, что топор не точеный.

Мелет день до вечера, а послушать не чего.Немил и свет, когда друга нет.


Школа. 

Установить синтаксические различия между предложениями: Бабушка не велела брать книгу – Не бабушка велела брать книгу. Не сад был вырублен - Сад не был вырублен.


Зоопарк. Составить рассказ о зоопарке использую фразеологизмы, прокомментировать их написание:

Ни жив ни мертв, ни с того ни с сего, как ни в чем не бывало.

Радио – центр. Подготовить сообщение о правописании не с причастиями и глаголами в рамках радиопередачи.


Главпочтампт. Написать перечень услуг, используя правило «правописание НЕ»  


Магазин. Найти в стихотворении, какие правила написания НЕ в нем присутствуют.

Завести велели мне

Новые привычки:

Никогда девчонок НЕ

Дергать за косички!

Никогда с братишкой НЕ

Драться за обедом!

На уроках больше НЕ

Говорить с соседом!

  зоопарк

Отель

     Кафе

  Начало игры

   Вокзал

  гостиницаа

Интернет-кафе

     музей   

Библиотека

Аллея русского языка

телевидение

   Милиция

школа

    Радио -     центр

Главпочтамт

магазин

   ресторан

Площадь Морфологии

     Квартира    Мудрейкина и Лентяйкина



Предварительный просмотр:

Интеллектуальный марафон 6 класс Г

        1.Выберите такой вариант, где все слова пишутся с И в корне:

                а. Выб…рите,  см..ните, наб…рать;

                б. Усм…рять, уб…рать, обм…рать;

                в. Ст…рать, заст…лить, уб…рать.

        2. Выберите ряд, где все слова написаны верно:

                а. Эпитет, икскурсия, энергия;

                б. Траектория, бизнес, меннеджер;

                в. Презентация, маэстро, эволюция;

        3. Выберите ряд, где все местоимения написаны верно:

                а. Кое-что, не к кому, от кого-то;

                б. Непро кого, никем заменить, не из чего пить;

                в. Ни в кого не верить, с кемто, не который.

        4. Выберите ряд, где верно определены части речи:

                а. БЕЖАТЬ - глагол, ВВЕРХ - существительное, СИНИЙ - прилагательное;

                б. ДАТЧИК-существительное, СНОВА - наречие, ВТОРОЙ- числительное

                в. УБЕДИТЬ - глагол, МОЙ - прилагательное, МОСТОВАЯ- прилагательное.

        5. Выберите ряд, где верно указаны правила

                а. Приставка ПРЕ- пишется, если слово близко по значению наречию очень или приставке ПЕРЕ-;

                б. НЕ с глагола пишется слитно, если есть приставка;

                в. В корнях БЕР-БИР под ударением пишется И.

        6. Выберите ряд, где знаки препинания расставлены неверно:

                а. Мне это необходимо, понимаете!

                б. Кто из вас, ребята, придет на встречу?

                в. Вы конечно, сомневаетесь во мне.

        7. Выберите ряд, где знаки препинания расставлены верно:

                а. «Все знали, - сказал Павлик, - что урока не будет!»

                б. Вы знали что пойдет дождь?

                В. И дождь, и ветер и град – все было в этот день.

        8. Найдите ряд, где все существительные одного рода:

                а. Воевода, глазомер, термометр, кафе, брелок;

                б. Мадам, кенгуру, вылазка, белизна, ответ;

                в. Шимпанзе, врач, носорог, прием, тюль.

        9. Найдите ряд, где нет заимствованных слов:

                а. Цунами, отлив, ураган, смерч, вьюга, град;

                б. Интернет, клавиатура, диск, клавиша, блок;

                в. Изба, утварь, ложка, горшок, казанок.

        10. Найдите ряд, где нет вещественных существительных:

                а. Сахар, мороз, иней, белизна, просвет;

                б. Душа, красота, ярость, студент, цветение;

                в. Бензин, ответ, сметана, воздух, стадион.

        

Будьте внимательны! Желаю удачи!

Интеллектуальный марафон 8 класс

1. Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы, выполните задание.

Слепой.

        1 Ребенок р…дился в глухую полноч….  2 Молодая мать л…жала в глубоком забытьи, но когда в комнате послышался первый крик новорожде(н,нн)ого, тихий и жалобный, она зам…талась с закрытыми глазами на своей постели. 3 Ее губы, шепч…щие что(то),  заш…велились, и на бледном  лице с мягкими, почти детскими еще чертами выступила гр…маса (не)терп…ливого страдания, как у балова(н,нн)ого ребенка, и…пытывающего (не)привычное горе.

        4 Быть может, сердце матери почу…ло, что вместе с новорожде(н,нн)ым ребенком явилось на свет темное, (не)исходное горе, которое уже нависает над к…лыбелью, чтобы сопр…вождать новую жизнь до самой могилы. 5 Дело в том, что ребенок р…дился слепым. 6 (Ни)кто (не)был виноват в его (не)счастье.7  А между тем при всяком взгляде на (не)зрячего мальчика сердце матери сж…малось не только от острой боли и мрачных предчу…ствий, но и от бе(с,сс)ознательного чу…ства вины перед ним.

Задание

  1. Фонетика. Найдите слово, в котором букв меньше, чем звуков:

А) жизнь;

Б) могила;

В) своей.

2. Найдите слово, в котором равное количество звуков и букв:

        А) мягкими;

        Б) несчастье;

        В) сжималось.

3. Лексика. Слово неисходное обозначает:

        А) что-то, что не может выйти наружу;

        Б) то, что невозможно исправить;

        В) нечто, что не по силам обойти.

4. Антонимом слова балованный будет слово:

А) небалованный;

Б) покладистый;

В) послушный.

5. Морфемика. Найдите слово в котором есть только приставка, корень, суффикс и окончание:

А) сопровождать;

Б) бессознательного;

В) закрытыми.

6. Морфология. Определите ряд, где нет причастий:

А) закрытыми, неисходное, бессознательного;

Б) новорожденным, мрачных, непривычное;

В) испытывающего, глухую, глубоком.

7. Определите ряд, где нет существительного II склонения:

А) сердце, гримаса, колыбель;

Б) мальчик, чувства, жизнь;

В) полночь, губы, матери.

8. Синтаксис. Найдите предложение соответствующее характеристике: простое, двусоставное, подлежащее выражено местоимением.

А) 1

Б) 6

В) 7

9. Определите ряд словосочетаний, которые образованы по способу управление:

А) бессознательного чувства, сердце матери, родился слепым;

Б) незрячий мальчик, чувство вины,  глухую полночь;

В) лежала в забытьи, шепчущие что-то, нависает над колыбелью

10. В составе какого сложного предложения есть простое односоставное:

А) 7

Б) 4

В) 3

Будьте внимательны!  Удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. 11 кл. Урок по теме Типы речи. Н и НН в разных частях речи. Для интерактивной доски

Рууский язык Урок в 11 классе по повторению типов речи и Н и НН с применением Интерактивной доски...

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. Совершенствование умения определять части речи.

Тип урока: повторительно-обобщающий. Цели урока 1) Обучающие: совершенствовать умение определять части речи и производить их морфологический разбор 2) Развивающие: систематизировать и обобщать правила...

Открытый урок русского языка "Буквы о-е после шипящих в словах разных частей речи"

Представлена методическая разработка открытого урока по русскому языку для 8-го класса....

интерактивный тест не с разными частями речи

Готовимся к ЕГЭ. Задание А18. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи для 10 класса...

Планы морфологических разборов слов русского языка разных частей речи

Документ содержит планы разборов самостоятельных и служебных частей речи, а также планы синтаксического рабора предложений. Данный материал необходим на каждом уроке русского языка....

Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Написание не с разными частями речи" по технологии РКМ

Учебно-методические материалы  к  урокам русского языка в 6 - 7 классах, связанных с изучением правил написания не с разными частями речи ( «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Прич...

Методическая разработка урока письма и развития речи на тему "Мягкий знак после шипящих в разных частях речи" с использованием технологий: ИКТ, здоровьесберегающей, коллективного взаимодействия, игровой, модульного обучения

Урок закрепления правописания мягкого знака после шипящих; раскрытие творческого потенциала; познавательных мотивов; обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной де...