Существительные - синонимы, антонимы и обращения в речи
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Существительные - синонимы, антонимы  и обращения в речи. Разработка урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

                                                                 

Тема урока: «Существительные - синонимы, антонимы  и обращения в речи».

1. Кузнецова Гоар Геворговна

2. Предмет      русский зык

3. Класс          5

Цель урока: расширить представления учащихся о номинативной,

   коммуникативной и эмоционально-выразительной функциях  

   имён существительных в речи;

   развивать умение наблюдать, делать выводы.

                           Обогатить речь школьников. Воспитать у ребят интерес к изучению          

                           русского языка.

Тип урока:

Урок закрепления изученного материала.

Формы работы учащихся: дифференцированно-групповые.

 Оборудование: мультимедийный проектор, тексты художественных произведений, карточки.

           

                                                                Эпиграф к уроку.

Учитель:                                                           Имя существительное – хлеб языка.

                                                                                        Л.Успенский.

Ι. Тема сегодняшнего урока «Роль существительных в речи». Мы уже начинали вести разговор на эту тему, сегодня продолжим его и попытаемся рассмотреть эту тему более глубоко. Об имени существительном очень точно сказал Л.Успенский.

  -  Кто помнит это высказывание?

(на экране после ответа учащихся высвечивается эпиграф к уроку).

  - Как вы понимаете это высказывание?

        ( высказывания ребят, домашнее сочинение-миниатюра на эту тему).

Учитель:

Имя существительное занимает одно из главных мест в нашей речи. Все, что существует в мире, названо словом.

Существительным является почти каждое второе слово в нашей речи.

Ученые установили, что имена существительные появляются в речи ребенка в числе самых первых слов: мама, папа, баба... И это вполне понятно: ребенок жадно смотрит на мир и пытается понять, как называются окружающие его предметы.

Но не только точность и ясность достигается употреблением существительных: умелое их использование придает речи выразительность и красоту.

ΙΙ. Убедимся в правильности наших предположений.

Обратимся к тексту №1.

(класс разбит на 3 разноуровневые группы(1 – сильная) задание дифференцированное, распечатанные тексты у каждой группы)

Задание:

1.Проанализируйте тексты с точки зрения морфологии

2.Выразительное чтение.

(на выполнение 3 минуты)

        – Текст 3 группы (презентация, на экране текст)

Вечер. Огоньки.

                        Дальняя дорога.

                                        (В.Маяковский)

Ответ ученика: 3 существительных, 1 прилагательных;  существительные называют предмет.

– Что показалось особенным в тексте 2 группы с точки зрения морфологии? (нет глаголов, 3 союза, 1 наречие, 4 прилагательное, 7 существ.)

Опять дожди, опять туманы,

И листопад, и голый лес,

И потемневшие поляны,

И низкий серый свод небес.

                                        (С.Аксаков)

–  Удалось ли поэту нарисовать картину?

 – Каким вы увидели пейзаж? (грустным и тоскливым)

 – А какую картину увидела 1 группа? 

Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

                        (А.А.Фет)

 

Какая часть речи помогла Фету нарисовать её? (красивый ночной пейзаж:14 существительных, 6 прилагательных, 1 союз, 1 предлог)

Вывод: существительные помогают нарисовать картину, создают предметный ряд.

ΙΙΙ. Но имя существительное требует бережного и внимательного отношения, не всегда они могут украсить текст.

1. Текст №2. (экран)

У дедушки были пчёлы. Я ещё не знал, что пчёл дразнить нельзя. Однажды я нашёл палочку и решил поиграть с пчёлами. Но пчёлы меня не поняли, что я с ними играю, и начали злиться и летать вокруг меня.

Задание:

- Озаглавьте текст.

- Определите тип связи.

- Что выступает средством связи? (повтор существительного или лексический повтор- средство связи предложений в тексте)                                

- Украшает ли текст лексический повтор? (нет, он делает текст унылым и тяжёлым).

4 Работа с синонимами. Существительные –синонимы в текстах.

Учитель: Вспомните, что такое синонимы?

(Синонимы - слова, различные по звучанию и близкие по лексическому значению, относящиеся к одной и той же части речи.)

1 группа

При виде красоты природы я испытываю и умиление, и восторг и восхищение, и немое обожание.

–  найти синонимы, определить часть речи;          

  – Все ли синонимы одинаковы по настроению, эмоциональной окраске? Какое из них выражает нежное чувство, в каких чувство выражается более сильно и бурно, а какое слово произносится с тихим упоением? (вводится термин «градация»)

2 группа.

Бураны, вьюги и метели –

Как много с ними канители, как много шуму, толкотни.

Как надоели мне они

Так проворчал Мороз угрюмый…

                                        (О. Бергольц)

   Найти синонимы ,произвести пунктуационный разбор (знаки препинания при прямой речи (в тексте карандашом, схему в тетради).

 5. Ознакомление учащихся с понятием текстовые  (контекстуальные) синонимы на примере фрагмента:

Из мелколесья на поляну вышел огромный однорогий лось. Зверь постоял секунду, чутко прислушиваясь, и зашагал дальше.

(М. Ф а р у т и н.)

Основные моменты беседы с использованием данного фрагмента. В этом тексте слова лось и зверь обозначают одно и то же. В других словом зверь может быть назван и медведь, и волк, и кабан, и рысь — любое дикое животное. Здесь слова лось и зверь — текстовые синонимы. Как видно из нашего примера, текстовые синонимы могут быть сцепляющими словами.

   а) Творческий диктант. Задание: в каждой паре предложений заменить второе сцепляющее существительное текстовым синонимом, выбрав его из следующих слов: животное, зверь, новичок, новосел, птица.

1. Стадо серн пасется на склонах гор. Издали серны кажутся легким" тенями. 2. Из Беловежской пущи на Волынь завезли зубров. Зубры прижились и перестали бояться человека. 3. В клетку к лебедям подселили длинноногого фламинго. Сначала фламинго вел себя беспокойно, но потом освоился.

Слова для выбора записываются на доске до урока.   Задание выполняется сначала коллективно, устно.  При этом важно подчеркнуть: текстовые синонимы подбираются с учетом контекста и законов благозвучия (в 1-м предложении — животные; во 2-м — новоселы; в 3-м — новичок.)

 б) Редактирование текста. (по вариантам, задание дифференцированное, экран)

(для слабых учащихся предлагаются ключи (слова-синонимы: косолапый, мишка,зверь).

Повадился в деревню м..дведь. Чуть смеркнется – м..дведь тут как тут. Решили охотники поймать м..дведя: пр..везли л..вушку, мёдом о..мазали, з..рна насыпали. А м..дведь всё с..ел и был таков!

Вывод:

Для чего служат синонимы в речи?

(Синонимы обогащают нашу речь, делают её более разнообразной, точной и выразительной. Они позволяют избегать лексических  повторов слов. Выбирая из синонимов самый подходящий по смыслу, мы точнее выражаем мысль и чувство.)

6 . Работа с антонимами. На экране текст

Войска идут и день, и ноч(?),

Им становится невмочь.

- Ребята, какие два существительных вас заинтересовали? Чем они являются? Давайте поработаем над существительными - антонимами.

Задания:

1 группа – вспомнить пословицы с антонимами (труд – лень; мать – мачеха; свет – тьма) (работа групповая)

 2 группа. Найти антонимы, определить их роль, объяснить орфограммы

В тех краях, кошельком

М…рят всё на свете,

Правда ходит босиком,

Катит лож(?  в карете.

Лож(?) всегда опередит

Истину немножко.

Но не (бойтесь): победит

Правда – босоножка.

                                      (С. Маршак)

Вывод:

 Существительные -антонимы придают речи особую остроту, эмоциональность,

антонимы позволяют увидеть, что в жизни есть контраст.

 7  Имена существительные в роли поэтического обращения.

Учитель:

- Послушайте несколько отрывков из стихотворений разных авторов. Определите, в каких примерах использован прием поэтического обращения?

1) Что затуманилась, зоренька ясная, Пала на землю росой? Что ты задумалась, девушка красная, Очи блеснули слезой?

(А. Вельтман)

2) Не кричи так жалобно, кукушка, Над водой, над стужею дорог!

(Н. Рубцов)

3) Удивительно качнется стена, Поплывут облака над домами... Заиграй, заблистай куполами, Разбуди мою душу, весна!

(А. Передреев)

Задание:

Из художественных произведений выпишите предложения с обращениями, выраженными именами существительными:

а) собственными;

б) нарицательными одушевленными;

в) нарицательными неодушевленными.

VΙΙ. Итог урока.

- Какова же роль имён существительных? (ребята по памяти воспроизводят все пункты плана. Каждому ребенку выдается памятка «Роль существительных в речи»).

Памятка.

Роль существительных в речи.

1. Помогают нарисовать картину, создают предметный ряд.

2. Лексический повтор:

а) средство связи предложений в тексте;

б) отрицательная роль – делает текст унылым и однообразным;

в) положительная роль:

– в художественном стиле как средство выразительности (для выражения авторской идеи);

 – характерен для научной речи (термины придают речи точность, ясность, строгость)

3. Существительные - синонимы помогают избежать лексических повторов, делают текст более ярким и выразительным, оживляют повествование.

4. Существительные - антонимы придают речи особую остроту, эмоциональность.

VIII. Домашнее задание.

1 группа – сочинение-миниатюра с использованием синонимов и антонимов-существительных, план;

2 группа – план с приведением примеров (сочинение по выбору);

3 группа – план,

Учитель:

- Вот как много интересного, удивительного мы сегодня узнали об имени существительном. И наш урок хочется закончить словами К. Г. Паустовского: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в нашей жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом».

                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация "Использование обращений в речи." 8 класс

Урок–презентация «Использование обращений в речи. 8 класс" ...

Конспект зачётного урока русского языка в 5 классе "Обращение. Прямая речь. Сложное предложение"

Данная разработка может служить основой для зачётного урока . Урок может проходитьс использованием компьютерных технологий. (на базе игровой компьютерной программы для начальной школы , поставлен...

Презентация "Роль обращений в речи"

Письмо и развитие речи...

Тема: Употребление обращений в речи. УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 8 КЛАСС

Тема: Употребление обращений в речи. УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 8 КЛАСС...

Урок русского языка в 10 классе с использованием ИКТ по теме "Синонимы, их употребление в речи"

Конспект урока русского языка в 10 классе разработан для профильного гуманитарного класса....

Проверочная работа 5 класс. Обращение. Прямая речь

Данный материал можно использовать на уроке русского языка в качестве закрепления или повторения тем: "Обращение. Прямая речь.", применять при отрабатывании  пунктуационных навыков при...