Тема: Употребление обращений в речи. УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 8 КЛАСС
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (8 класс) на тему

Нарышкина Дарима Ивановна

Тема: Употребление обращений в речи. УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 8 КЛАСС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_sv.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Употребление обращений в речи.

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 8 КЛАСС

Цель:  расширить знания обучающихся о функциях обращения в речи.

Задачи:

  1. Совершенствовать навыки интонационного выделения обращений в устной речи и пунктуационного – в письменной.
  2. Выявлять функции обращения в ходе анализа предложенных заданий.
  3. Воспитывать любовь к родному языку.

  1. Вводно-мотивационный этап.

Учитель: Сегодня мы продолжим работу над обращением и, пропустив строку, запишем эпиграф к уроку: «Заговори, чтоб я тебя увидел».

- Как вы понимаете высказывание Сократа? (обмен мнениями)

Исходя из эпиграфа, попробуйте сформулировать тему урока. (тема записывается на пропущенной строке)

Любите слово!

И оно – природа,

Цветенье

плодоносящих плодов.

Как из окна,

глядит душа народа

из коренных,

видавших виды слов.

                                                 В. Боков

Мир слов – обращений многообразен.

Понаблюдаем, как в России (на Руси) обращались, обращаются к лицам женского пола. (малышка, доченька, девочка, девушка, женщина; матушка, сударыня, барышня, хозяйка, сестра, доктор; дорогая, любимая…)

        - Какова сегодня в России традиционная форма обращения? (по имени - отчеству). А в Германии? Италии? Польше? (фрау, пани, синьор – устойчивые формулы обращения)

        Постановка проблемы.

На ваш взгляд, что лучше: однообразие обращений или из разнообразие? И зачем люди вообще придумали обращение? (обмен мнениями)

        Попробуем поработать в группах, ответить на данные вопросы.  

  1. Операционно – содержательный этап.

Работа в группах.

Задание 1-й группы:

Проанализируйте роль обращений в письмах, посланиях:

Милая Леночка,

шлем Вам и Вашим родным весенний привет и самые добрые пожелания. Пусть будет больше света и тепла.    

                                                        Б.М.

Ненаглядная моя!

Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба…  смерть забыла ко мне дорогу… Так тяжело; вся жизнь кажется не была такая длинная, как одна эта осень.                 (из рассказа Паустовского «Телеграмма»)

 

        Друзья мои, прекрасен наш союз!

        Он как душа неразделим и вечен.

                                        А.С. Пушкин

        Мой друг, Отчизне посвятим

        Души прекрасные порывы.

А.С. Пушкин

        - Каким образом передается авторское отношение через обращение? (В обращении скрыта теплота отношения говорящего к адресату)

Задание 2-й группы:

Прочитайте предложения. Из какого они произведения? Кто автор?

  1. «Эх, батюшка, Петр Андреевич»,- отвечал он с глубоким вздохом.
  2. Барин, не прикажешь ли воротиться?
  3. «Что, ваше благородие? – сказал он мне. – Струсил ты, признайся…»
  4. Что ты, сударь? Как я тебя покину?  

  1. Стыдно тебе, старый пес, что ты, не взирая на мои строгие приказания, мне не донес о сыне моем.
  2. «А, старый хрыч! – сказал ему Пугачев. – Опять Бог дал свидеться…»
  3. Его благородие жалует мне шубу со своего плеча, а ты холоп, не спорь и слушайся.    

- Какова роль обращений в пушкинском тексте?

Употребляются эти обращения сейчас?

Каков социальный статус общающихся?

(Вводят в обстановку 19 века, создают исторический фон, подчеркивают социальное неравенство людей, характеризуют говорящего и адресата)

Задание 3-й группы:

Прочитайте две первые строфы стихотворения Жуковского «Море». Понаблюдайте, чем интересны в нем обращения, какую роль они играют в строении текста? Будет ли понятен текст, если опустить обращение в данном стихотворении? От какого лица ведется повествование? Сделайте вывод.

Безмольное море, лазурное море,

Стою очарован над бездной твоей.

Ты живо; ты дышишь; сметенной любовью,

Тревожною думой наполнено ты.

 Безмольное море, лазурное море,

Открой мне глубокую тайну твою

Что движет твое необъятное лоно,

Чем дышит твоя напряженная грудь?

(Обращения организуют текст, называя предмет речи, и является средством связи предложений в тексте)

Задание 4-й группы:

Докажите, что умение правильно использовать обращение в речи выполняет психологическую роль, используйте басни Крылова «Ворона и Лисица», «Демьянова уха», «Волк и ягненок» (на выбор)

(Обращения являются средством психологического контакта)

  1. Рефлексивно-оценочный этап.

 

Вернемся к эпиграфу: «Заговори, чтоб я тебя увидел». Что можно сказать о человеке, судя по обращениям, использованным им в речи? Зачем люди придумали обращение?

        Выражает авторское отношение

        Характеризует адресата и самого автора

        Является средством связи в тексте

        Выполняет функцию психологического контакта

 

Коллективный диалог (деловая игра)

        Ситуация: Бабушке исполняется 60 лет.

 1-я группа: Как поздравят ее сослуживцы? Какие обращения используют? (близкие, друзья)

2-я группа: По дороге домой лимузин  певицы Елки остановил инспектор ГАИ. Как он обратится к  ней?

3-я группа: У входа в особняк ее поджидают журналисты и поклонники. Найдите подходящее обращение к ней.

4-я группа: Какие обращения использует семья Пугачевой? (дочь, внуки, родственники)

         Учитель: Доброе слово, хорошее, вежливое обращение – уже само по себе подарок. А теперь посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь и назовите друг друга ласковым словом – обращением.

        А урок мы закончим фразой, начинающейся словом сегодня я


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку русского языка в 6 классе на тему "Прилагательное как часть речи" учитель русского языка и литературы Малина Е.В.

Подробная технологическая карта крока русского языка в 6 классе на тему "Прилигательное как часть речи" в рамках требований новых ФГОС...

Урок русского языка в 6 классе на тему"Глагол необыкновенная часть речи" учитель русского языка Михеева Ю.В.

Урок русского языка в 6 классе на тему"Глагол необыкновенная часть речи" учитель русского языка Михеева Ю.В....

Язык и речь. Урок русского языка в 10 классе.

               раскрытие понятия «язык» и «речь»,                 дать пр...

Урок русского языка. Класс: 6 Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи. Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Урок русского языка по ФГОС.Класс: 6Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи.Тип урока: Урок открытия новых знаний....

Развитие речи. Урок русского языка в 7 классе по теме "Описание внешности человека"

Урок- игра содержит материал, который учителя могут выбрать для своих обучающихся, учитывая их способности....

Употребление числительных в речи. Урок русского языка в 10 классе

Урок разработан в соответствии ФГОС, используются интересные материалы по истории Саратовского края...

Фразеология. Употребление фразеологизмов. Конспект открытого урока русского языка в 10 классе.

Конспект открытого урока в 10 классе по теме: "Фразеология. Употребление фразеологизмов"....