Развитие речи. Урок русского языка в 7 классе по теме "Описание внешности человека"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Лобанова Галина Васильевна

Урок- игра содержит материал, который учителя могут выбрать для своих обучающихся, учитывая их способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_-_kopiya.docx26.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение Расловская средняя общеобразовательная школа муниципального Судиславского района Костромской области

Конспект

  урока– игры по русскому языку в 7 классе

«Как прекрасны  человеческие лица»

по теме «Описание внешности человека»

Подготовила и провела урок

учитель русского языка и литературы

Лобанова Галина Васильевна

П.Раслово

                                                                                     2016 год

       Место занятия в системе уроков

      По учебно-методическому комплекту «Русский язык» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львова и др. на тему «Описание внешности человека» отводится несколько уроков. Данная тема является достаточно актуальной. Работа учащихся с текстом развивает  внимательное отношение к людям,    способствует пониманию настроения человека по выражению глаз, мимике, осанке.

       Система уроков по темам «Описание предмета, окружающей среды, внешности человека, состояния…» включает в себя  системные  уроки развития речи в 5-9 классах. В 9 классе знания по данной теме углубляются, систематизируются, совершенствуются. На данную систему  уроков в 7 классе отводится 3 часа: на первом уроке уточняются, углубляются,  совершенствуются, знания по теме «Типы речи», где особое внимание уделяется описанию как типу речи. Данный урок является вторым в системе уроков «Описание внешности человека». На третьем уроке проводится проверка умений, навыков написания сочинения  «Знакомьтесь – мой друг (подруга)»

    С помощью системы уроков по данной теме можно добиться хороших результатов  в  подготовке обучающихся к написанию сочинений разных видов.

      Цель урока – выработка умений самостоятельно применять знания, осуществлять их перенос в новые условия

      Задачи:

        I.Образовательные:

- познакомить обучающихся  с новыми приёмами работы при подготовке к сочинению ;

- учить устанавливать связи между частями текста;

- учить различать главную и второстепенную информации

      II. Развивающие

      а) в группе повторения:

       - повторить материал  о типах речи  ;

- восстановить в памяти знания о композиции сочинения – описания, понятии «портрет» и «литературный портрет»;

       - устанавливать связи между частями текста

    б) в группе развития речи:

     - развивать языковое чутьё;

     - развивать устную и письменную речь учащихся через общение с учителем и    одноклассниками ;

     - обогащать словарный запас детей.

    в) в группе развития мышления:

     - совершенствовать  умение обобщать и делать выводы;

      - совершенствовать умение логически мыслить, составлять план сочинения;

      - формировать умение критически мыслить, рассуждать через  самостоятельно выполняемые  задания;

       - формировать умение отмечать индивидуальные, особые черты внешности человека, посредством описания внешности показать внутренний мир человека.

    III. Воспитательные:

    - формировать интерес к предмету;

    - воспитывать самостоятельность при выполнении заданий;

    - воспитывать ответственное отношение к учёбе;

    - воспитывать умение внимательно слушать и слышать мнение одноклассников;

    - воспитывать внимательное отношение к окружающим людям.

      Методическое обоснование

     Тема урока «Описание внешности человека» является актуальной, помогает лучше разбираться в окружающих людях, следить за своей внешностью, поведением в обществе. Данные качества имеет немаловажное значение в современной жизни.

      Тип урока – развитие речи. Данный тип урока  имеет важное значение . Его целесообразно проводить в системе уроков, т. к. необходимо  совершенствовать самостоятельную работу по определению стиля и типа речи, а также  по  использованию  данных знаний на практике ;  этот вид деятельности  проверяется на экзамене  в форме ОГЭ И  ЕГЭ.

     Урок проводится в традиционной форме

      Вид урока: смешанный ( самостоятельная и практическая работа)

      Технологии: развитие критического мышления через составление кластеров;

      Методы: исследовательский, поисковый, информационно-рецептивный, работа в группах;

      Оборудование: нагрудные значки, таблички с названием редакций, раздаточный материал, демонстрационный материал;

   Оформление доски: эпиграф к уроку, записи по ходу урока

Методическая и лингвистическая литература

  1. Александрова Г.В.Проектная деятельность на уроках русского языка в 5-9 классах. Пособие для учителей. М.: БАЛАСС. 2010г.
  2. Сулицкая Н.М., Кадашникова Н.Ю. и др. Творческая работа на уроках русского языка. 5-11 классы. Нестандартные задания, рекомендации, уроки.Волгоград. Учитель. 2011г.
  3. Москвин В.П. Стилистика русского языка. Приёмы и средства выразительной и образной речи. Волгоград. Учитель. 2000 г.
  4. Заир – Бек С.И. Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. 2 издание, доработанное.  М.: Просвещение. 2011 г.
  5. Ксензова. Перспективные школьные технологии. Учебно – методическое пособие. М. 2001 г.

Предварительная подготовка:

  1. Разделить класс на группы (« редакции»). Распределить роли внутри групп. Придумать названия редакциям.
  2. Повторить значение определений «портрет», «литературный портрет».
  3. Найти меткие выражения, пословицы, поговорки, высказывания о глазах, взгляде человека.

Ход урока.

Эпиграф:

« Каждое лицо- интересно. Задача художника – портретиста – выразить внутренний мир человека, дать свою оценку .  (И.Глазунов)

Вступительное слово учителя.

- Ребята, сегодня наш урок посвящён описанию внешности человека. Давайте присмотримся друг к другу. Как мы разговариваем. Как смотрим. Каково выражение наших лиц, глаз.

С болью в сердце замечаешь, что мы способны не обращать внимание на печальные глаза одноклассника или побледневшее лицо учителя. Мы порой знаем многое, умеем многое, но не научились смотреть друг другу в глаза. Поэтому сегодняшний урок поможет вам не только написать дома сочинение, но и поможет задуматься над тем,  как важно быть наблюдательным человеком, внимательным к окружающим нас людям, замечать слёзы в глазах бабушки и преждевременные морщинки на лице мамы. Уметь постигать внутренний мир человека, его характер и настроение, находить главное в облике человека, неповторимое и описывать свои наблюдения..

Сегодня вы не одноклассники, а коллеги – журналисты. У нас 3 редакции разных изданий  « Материнская газета», газета «Всё о дружбе» и журнал «Мы из деревни». В каждой газете есть главный редактор и его помощники.

Давайте познакомимся… (на столах – названия редакций)

Теоретическая разминка

- Ребята, сначала нам необходимо вспомнить все функциональные стили и типы речи.

- Составьте, пожалуйста, кластеры каждого типа речи. (На доске дети составляют кластеры,  где указывают все возможные отличительные характеристики всех типов речи)

- Какие виды описаний вам известны, и на какие вопросы они могут отвечать (описание предмета (что?- какой?), описание места,(где?- что?) описание окружающей среды,(объект окружающей среды - каково?) описание внешности(кто?- какой?)

  Работа над художественным описанием.

- Перед вами отрывок из художественного произведения А. Грина «Алые паруса», яркий пример художественного описания внешности человека.

(текст №1 )

Стиранное много раз ситцевое платье прикрывало до колен худенькие, загорелые ноги девочки. Её тёмные густые волосы забранные в кружевную косынку сбились касаясь плеч. Каждая черта Ассоль была выразительно легка и чиста, как полёт ласточки. Темные, с оттенком грустного вопроса глаза казались несколько старше лица; его неправильный мягкий овал был овеян того рода прелестным загаром, который присущ здоровой белизне кожи. Полураскрытый маленький рот блестел кроткой улыбкой.

- Можно ли назвать данное описание литературным портретом? Почему? (определение «литературный портрет» прикрепляется к стенду или демонстрируется в презентации)»: портрет в художественном произведении – одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типичный  характер своих героев и выражает своё идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер.

Вывод – итак, чтобы создать образ, нужно подробно описать внешность человека.  

Запись в тетрадях:

Чтобы описать внешность человека, следует описать (рассказать) про:

- лицо, рост, одежду, руки, фигуру, которые служат для описания внешней портретной характеристики;

- выражение глаз, манеры, осанку, походку, речь, жесты, которые служат для описания внутренней характеристики.

        

 - Для чего вводит  автор описание внешности героев в художественное произведение?

Чтобы читатели смогли представить героев и через описание внешности понять их внутренний мир, объяснить их поступки)

 - Теперь приступим к практической части нашего урока

1 задание.

- Право выступить первыми получит редакция, которая первая верно определит стиль, тип речи , текста об Ассоль и найдёт в тексте художественные средства выразительности речи.

Работа с пословицами.

При подготовке к уроку вам нужно было подобрать пословицы, поговорки, крылатые фразы о глазах. Тем более, это самая выразительная деталь на лице человека.

2 задание

- Сейчас проведём состязание знатоков пословиц, поговорок,

 выражений о глазах между редакциями.

 (- коль очи светятся – душа чиста.

- душа в глазах светится.

- хорошего человека по глазам видно.

- глазами кос, да душою прям.

- глаза – зеркало души.

- глаза без души слепы, уши без сердца глухи.

- глаз мал, да далеко видит.

- по костям да по зубам зверей знавать, а человека по глазам видать и пр.)

 Что мы можем сказать о глазах Ассоль?

Физминутка «А кто его знает, чего он моргает».

3 задание.

 Определение героев произведений по их внешним признакам.

- На имя наших редакций  пришли телеграммы с описанием внешности людей. Вам нужно ответить , о ком идёт речь, определив название произведения и его автора. Укажите, по каким признакам вы узнали героя или героиню? (Тексты телеграмм раздаются редакциям)

«   …был один из числа коренных, старых полковников: весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава. Он любил простую жизнь казаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов. Вечно неугомонный, он считал себя законным защитником православия».

«… считался всегда одним из лучших товарищей. Он редко предводительствовал другими в дерзких предприятиях – обобрать чужой сад или огород, но зато никогда, ни в каком случае, не выдавал своих товарищей; никакие плети и розги не могли заставить его это сделать. Он был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки; по крайней мере никогда почти о другом не думал. Он был прямодушен с равными. Он имел доброту в таком виде, в каком она могла только существовать при таком характере и в тогдашнее время».

«Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого роста, плечист и сложён на славу. Из – под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Чёрная курчавая борода закрывала до половины его суровое и могущественное лицо; из – под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза. Все окрестные мужики боялись его как огня. По их словам, не бывало ещё на свете такого мастера своего дела:»Вязанки хворосту не даст утащить; в какую бы ни было пору, хоть в самую полночь, нагрянет, как снег на голову, и ты не думай сопротивляться, - силён, дескать, и ловок , как бес. И

ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами, ни на какую приманку не идёт.»

4 задание .

-  Дополните, пожалуйста, списки понятий несколькими словами. (Одинаковые задания получают все редакции)

 

Лицо: худощавое, смуглое, грустное, крупное, побелевшее, багровое, краснощёкое, заспанное, испуганное, серьёзное, волевое, сосредоточенное, открытое, доброе,, обиженное, цветущее, сияющее, умное, капризное, хмурое, злое, виноватое…

Глаза: серые, карие, синие, чёрные, зелёные, голубые, лучистые, тёмные, светлые, маленькие, большие, хитрые,  косые, бегающие,злые, добрые, со смешинкой, дикие, приветливые,недоверчивые, коварные…

Нос: прямой, с горбинкой, курносый, вздёрнутый, широкий, узкий…

Волосы: каштановые, седые, русые, соломенные, густые, пышные, блестящие, тусклые, прямые. Волнистые, сальные, торчащие, как палки, непослушные…

Походка: собранная, вразвалку, быстрая, странная, подпрыгивающая, смешная…

Взгляд: растерянный, недоверчивый, весёлый, грустный, восторженный, хитрый, недоверчивый, наглый, задумчивый…

5  задание (творческое).

-В художественном тексте портрет является средством характеристики героев. Он органично включается в текст произведения и составляет с ним единое целое. Сейчас мы обратимся к тексту  В. Катаева, в котором отсутствуют портреты героев.

        

«…По платформе к поезду бежала довольно грузная женщина. Споткнулась, упала. Стала смущённо подниматься. А рядом стояли три паренька. Они с любопытством смотрели на происшествие. Но никто из них даже не подумал помочь женщине подняться. Только один довольно равнодушно заметил:

- Спортом нужно заниматься.»

- Я предлагаю выполнить творческую работу. Вам следует включить в данный   текст компоненты описания внешности, которые либо будут соответствовать поведению парней, либо противоречить тому, как они себя ведут.

  - Поможет вам при выполнении этого задания следующее предложение:

 « А рядом стояло три паренька. Один из них…»

(Выполненные задания зачитываются главными редакторами и оцениваются)

Рефлексия.

- Ребята, закончите одну из предложенных фраз:

-у меня получилось…

- меня удивило…

- мне захотелось…

Домашнее задание.

- Ребята, постарайтесь, пожалуйста, дома написать сочинение «Знакомьтесь: мой друг (подруга)»

Для этого  необходимо вспомнить: из каких основных частей будет состоять ваша работа.  (из 3- х: вступления, основной части и заключения)

-Поговорим о первой части. С чего можно начать сочинение? (Указать о ком идёт речь, при каких обстоятельствах мы наблюдаем за его внешностью)

- Как закончите сочинение? (Описанием своего отношения к этому человеку)

А закончить урок мне хочется следующими строками:

Все люди, как книги, и мы их читаем

Кого-то за месяц, кого-то за два.

Кого-то спустя лишь года понимаем,

Кого-то прочесть не дано никогда.

Наш мир весь наполнен загадкой и тайной.

А жизнь человека – вечный урок.

Ничто не поверхностно и не случайно,

Попробуйте только взглянуть между строк.

( По итогам работы на уроке определяется лучшая редакция, выставляются оценки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи по русскому языку в 7 классе "Глаза - зеркало души"

Форма урока – творческая лаборатория. С учащимися выясняется, что лаборатория – это место, помещение для опытов, экспериментов, которые должны подтвердить какую-то наглядную идею, закон....

Методическая разработка урока английского языка 10 класса по теме "Внешность и характер человека".

Данная разработка урока с использованием презентации, заданий по аудированию и чтению может быть использована на уроках английского языка старшей школы....

урок развития речи по русскому языку 7 класс. "Описание действий (трудовых процессов) "

Методическая разработка "Урок – развитие речи «Описание действий» (трудовых процессов) 7класс содержит конспект урока и презентацию, а так же приложение-образец  работы творческой группы уч...

урок развития речи по русскому языку 7 класс. "Описание действий (трудовых процессов) "

Методическая разработка "Урок – развитие речи «Описание действий» (трудовых процессов) 7класс содержит конспект урока и презентацию, а так же приложение-образец  работы творческой группы уч...

Тема: Употребление обращений в речи. УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 8 КЛАСС

Тема: Употребление обращений в речи. УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 8 КЛАСС...