Язык и речь. Урок русского языка в 10 классе.
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме

                 раскрытие понятия «язык» и «речь»,

                 дать представление о богатстве и выразительности русского языка,

                 определение  качества хорошей речи,

                 повторение способов цитирования, правил оформления эпиграфа.раскрытие понятия «язык» и «речь»,

                 дать представление о богатстве и выразительности русского языка,

                 определение  качества хорошей речи,

                 повторение способов цитирования, правил оформления эпиграфа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-seminar.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  Язык и речь.

                                   Урок русского языка  в 10 классе.

Цели урока:

Образовательные:

                 раскрытие понятия «язык» и «речь»,

                 дать представление о богатстве и выразительности русского языка,

                 определение  качества хорошей речи,

                 повторение способов цитирования, правил оформления эпиграфа.

Воспитательные: воспитание любви к своему родному языку.

               

Развивающие: развитие речи, мышления.

Форма урока:  урок-семинар.

      Готовясь к семинару, ребята получили вопросы-задания к занятию по группам.

 1 группа готовила сообщение о значении языка в жизни общества,

 2 группа – о русском языку в современном мире,

 3 группа – о русском языке как части национальной культуры русского народа,

 4 группа – о соотношении языка и речи.

   Десятиклассники подобрали высказывания о языке и оформили доску соответственно заданиям своих групп. Пока одна группа выступает, остальные слушают, а в конце сообщения выполняют практическое задание, подготовленное этой группой.

                                    Ход урока.

1. Слово учителя.

   Слово учителя о задачах курса русского языка в старших классах (не только систематизация и расширение знаний о языке, но и развитие навыков речевой культуры).

2. Сообщение 1 группы.

   Сообщение о значении языка в жизни общества предваряется обращением к упражнению № 5 учебника. Учащиеся записывают текст стихотворения А.А.Ахматовой как эпиграф к уроку на доске, поясняя, что такое эпиграф и как он оформляется:

                        Ржавеет золото, и истлевает сталь,

                        Крошится мрамор, К смерти все готово.

                        Всего прочнее на земле – печаль

                        И долговечней – царственное слово.

   Выступающий 1: Язык – это универсальная система средств общения человеческого коллектива. Без языка невозможно было бы обмениваться информацией, совместно трудиться. Вспомните библейскую легенду о вавилонской башен: когда народы перестали понимать друг друга, они рассорились и не могли продолжать строительство. Язык – это общественное явление, на котором основывается существование нашей цивилизации.

   Выступающий 2: С помощью языка сохраняются и передаются последующим поколениям знания, опыт, культурные традиции. Это отражается в сохранении в языке древних диалектов, географических названий, имен – таким образом осуществляется связь предков и потомков.

   Выступающий 3:  Язык – это система средств для выражения человеческой мысли, это своеобразная «одежда»  для всех понятий, это возможность абстрактно (отвлеченно) мыслить, строить гипотезы (предположения), выводить суждения. Язык – это орудие познания мира.

   Выступающий 4: особенно важна эстетическая функция языка. Слова используются как материал для построения образной системы. Литература – искусство изображения словом, в художественном тексте обычные понятия наполняются разнообразием смыслов и оттенков значения, слова начинают «сверкать», как драгоценные камни. Особенно ярко это проявляется в поэтической речи: способность «глаголом жечь» делает лирику неиссякаемым источником неповторимых мыслей и переживаний.

   После сообщения ребята предлагают  кратко записать в тетрадях функции языка в обществе.

3. Сообщения 2 группы.

   2 группа рассказывает о русском языке в современном мире.

   Выступающий 1: Русский язык – это один из мировых языков. Мировые языки – наиболее распространенные, они используются для общения между народами. Признаки русского языка как мирового: широкая распространенность  в мире( четвертое место по распространенности); изучение в школах за пределами России.

   Выступающий 2: Русский язык выступает как посредник, переводчик в области дипломатии, международной торговли, туризма, радио, телевидения, печати; это один из рабочих языков ООН (Организации Объединенных Наций).

   Выступающий 3: Именно лингвистические способности русского языка позволяют ему быть удобным для функции мирового: он обладает развитой системой стилей и жанров; грамматически обработан (имеет учебники, словари).

   Выступающий 4: Таким образом, русский язык имеет все необходимые характеристики мирового языка. Это язык развитой науки, культуры, великой русской литературы, так как обработан великими писателями и мыслителями – более 20 % книжной продукции издается на русском языке.

   После сообщений учащихся классу предлагается записать в рабочие тетради признаки русского языка как мирового.

4. Сообщение 3 группы.

   4 группа выступает с сообщением  «Русский язык как часть национальной культуры русского народа». Учащиеся определяют литературный язык как высшую форму национального языка.

   Выступающий 1: Литературный язык – высшая форма национального языка, отличающаяся нормированностью и обработанностью мастерами слова. Нормированность – это наличие в языке грамматических, лексических, орфоэпических, орфографических и пунктуационных норм. Для литературного языка также характерна универсальность (использование на всей территории страны, во всех сферах деятельности), общеобразовательность для всех членов коллектива.

   Выступающий 2: Языковая норма  - исторически сложившаяся и принятая в речевой практике система правил произношения и употребления слов. Норма бывает императивной (обязательной) и вариативной (твОрог и творОг), ставень и ставня). (Ребятам предлагается привести свои примеры фонетических, орфоэпических, и словообразовательных императивных норм).

     Выступающий 3: Рассказывают о двух формах существования литературного языка:

   устной (доклады, лекции, беседы, живое общение).и письменной (художественная литература, публицистика, документы, учебники, письменное общение).

   Говоря о богатстве и выразительности русского языка, Выступающий 4 отмечает разнообразие синонимов и антонимов, наличие слов прямого и переносного значения, существование огромного резерва экспрессивных и оценочных средств языка (каждый термин объясняется участниками семинара, при затруднении на помощь приходит учитель). Группа заканчивает свое выступление цитатой Н.В.гоголя:»Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто , крупно, как сам жемчуг, и , право, иное название драгоценнее самой вещи». (Цитата приведена на доске). Классу предлагается записать высказывание писателя всеми возможными способами цитирования (как прямую речь, как косвенную речь, с вводными словами).

5. Сообщение 4 группы.

   4 группа дает понятие речи как формы существования языка, определяя язык как систему, а речь как ее живое функционирование в обществе. Ребята приводят слова А.А.Реформатского:»Языком можно владеть, о языке можно думать, но ни видеть, ни осязать язык нельзя. Его нельзя слышать в прямом значении этого слова». Когда мы говорим, мы пользуемся речью, именно в речи языковые модели наполняются конкретным словесным материалом. Класс обращается к ключевым понятиям»культура речи» и «качество хорошей речи» и приходит к выводу, что они тесно связаны с понятием «языковой нормы». Учащиеся получают задание найти во вступительной статье учебника пушкинские слова о том, что знание языка и чувства языка выражаются именно в чувстве «соразмерности и сообразности» речи.

   Итоги урока.

   Учитель благодарит ребят за работу и делает вывод о том, что главной задачей курса языка в старших классах является сближение изучения языка и обучения навыкам культурной речи. Предлагается выступить представителям групп с замечаниями о самых интересных сообщениях, самых познавательных материалах. Оценивается работа групп (каждый член групп получает оценку).

   Домашнее задание.

   Выучить строфу бунинского стихотворения «Слово» (1915 год0, написать ее по памяти и сочинить небольшую творческую работу о том, как поняли поэтические строки:

                                       И нет у нас иного достоянья!

                                       Умейте же беречь

                                       Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

                                       Наш дар бессмертный – речь.

   Использованная литература:

  1. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык: Учебник- практикум для старших классов.- М.: Вербум – м, 2003.
  2. Поташкина Ю.А. Практическое руководство по русскому правописанию: пособие для старшеклассников и абитуриентов. - Воронеж.
  3. Современный русский язык: Учебник для ВУЗов / Под. ред. Д. Э .Розенталя .- М.: Высшая школа.

                                 Урок русского языка в 5 классе на тему «Весна».

                                            (Урок проводится в начале марта).

Цели урока:

Образовательные:

                повторение и закрепление знаний, полученных по русскому языку и литературе.

Воспитательные:

                                  воспитание любви к Родине, природе.

Развивающие:

                                    развитие устной и письменной речи.

Тип урока:   интегрированный

Оборудование: текст веснянки, запись стихотворения Ф.И.Тютчева «Весенние воды», тексты миниатюры М.М.Пришвина «Рожденье звука».

                          Ход урока.

                 Слово учителя:

     - Сегодня мы с вами, ребята, будем говорить о весне, о том, как писали о ней поэты, композиторы, как изображали ее художники.

       Лексико-орфографическая работа со словом «Весна».

     - Давайте произнесем слово «весна» отчетливо, выразительно все вместе.

      - Что слышится вам в этом слове?

      (Что-то обновляющее, очищающее, ведь весна – это утро года. За этим словом стоят три месяца: март, апрель, май).

       - Обратимся к истокам этого слова. Загляните в этимологический словарь.

                        (Работа со словарем: весна от веселый).

       - Подберите однокоренные слова к слову «весна». К какому словарю нам лучше обратиться?

       (Работа со словообразовательным словарем).

      Запись в тетрадях:

      Весна, весной, веснушка, весенний, предвесенний, по-весеннему.

       Вспомните пословицы, поговорки, загадки о весне.

  1. Птица рада весне, а младенец – матери. 2) Много снега – много хлеба, много воды – много травы. 3) Ласточка весну начинает, соловей лето кончает. 4) Кто весной трудиться рад, будет осенью богат. 5) Март-с водой, апрель- с травой, а май – с цветами. 6) В марте курица из лужицы напьется. 7) Весна красна цветами, а осень -  пирогами..8) Март сухой да мокрый май – будет каша и каравай. 9) Увидел грача – весну встречай. 10) Весна красна, да холодна.

                       11) Тает снежок,

                            Ожил лужок,

                          День прибывает.

                          Когда это бывает?             (Весной).

                       12) Только снег в лесу сошел,

                         Я голубеньким расцвел.         (Подснежник).

       -Какое у вас представление о весне?

       (Мы любим весну. О ней много сложено песен, загадок, прибауток, пословиц и поговорок. В них названы различные приметы весны.

       - Весна – это победа солнца, света.

       - Весна – это победа воды, это весенний разлив. Вода поит землю.

       Весна – это победа зелени. Благодаря солнцу появляются почки, из них – зеленые листочки).

       - А чем пахнет весна?

      (Талым снегом, первой водой, цветами).

      - А у вас на парте текст веснянки, русской народной песни.

                                         Весна, весна красная!

                                         Приди, весна, с радостью, с радостью,

                                         С великой милостью:

                                         Со льном высоким,

                                         С корнем глубоким,

                                         С хлебом обильным.

       (Чтение про себя, затем вслух).

   -Что представляет собой первая строчка песни? Есть ли здесь еще обращение?

   - Почему стоит двоеточие? А какое это предложение по цели высказывания?

   Учащиеся заучивают текст песни и по памяти записывают его в тетрадях.

   - А сейчас послушаем стихотворение «Весенние воды» Федора Ивановича Тютчева.

   (Включаю запись, дети слушают).

      - Какова интонация стихотворения?

      (Бодрая, жизнерадостная).

      - Каким рисует весенний день Тютчев?

      - Назовите непривычные слова. Попробуйте сами объяснить их значение.

      (Брег – берег, гласят - поют, кричат. В этих словах есть беглые гласные).

      - Кто такие гонцы?

      (Гонцы – оповестители, посыльные, глашатаи. Они предвещают весну. В стихотворении гонцы – это весенние воды, они предвещают наступление весны).

      - Слов какой части речи в стихотворении больше всего? Почему?

      (Глаголов, потому что весна – это жизнь, действие).

     -Выпишите эти глаголы.

     - Назовите эпитеты в стихотворении. Почему именно эти слова выбрал автор?

     (Брег сонный; молодая весна; тихие, теплые майские дни; румяный, светлый хоровод).

      Далее проводится работа над выразительностью чтения. Учащиеся отмечают слова, на которые падает логическое ударения, обозначают длинные и короткие паузы, анализируют роль знаков препинания. Затем 2-3 ученика выразительно читают стихотворение.

     -А теперь вы прочитаете известные вам стихотворения о весне.  Помните об интонации, о паузах, о логических ударениях. Правильно подберите темп чтения.

(Учащиеся вспоминают и читают выученные наизусть стихотворения о весне Майкова, Плещеева, Жуковского и других поэтов).

     - А знаете ли вы, ребята, какой у весны голос? Сейчас вы услышите музыку. Прислушайтесь, и вы обязательно услышите голос весны, весеннюю песню. Музыка передаст настроение, ощущение того, что происходит в природе. Попробуйте представить себе, что вместе с весной вы попали в лес, на полянку, на речку.

    (Слушаем Э.Грига и П.И. Чайковского).

     - Какие звуки у весны?

     (Капель, журчание ручья, шелест веток, крик птиц, треск ломающегося льда).

     - Обратимся к лирической миниатюре писателя М.М.Пришвина «Рожденье звука».

     (Учащимся   выдаются тексты. Чтение  учащимися сначала про себя, потом – вслух).

     - Как описано здесь утро года?

     - Какие краски преобладают в этой миниатюре?

     - Как же рождается звук весны, ее голос?

     Составьте и запишите нераспространенные предложения по тексту миниатюры.

     (Снег осел. Хвоинки вытаивают. Бегут ручьи. Тишина. Рождаются капли).

     - Как Пришвин распространяет эти предложения?

     (С помощью эпитетов).

     - Какой эпитет нашел писатель для слова «весна»?

     (Стремительная).

     - А какой еще она может быть?

     (Ранняя, поздняя, запоздалая, радостная, молодая и другие).

    - Обратите внимание на репродукцию картины К.Ф. Юона «Мартовское солнце».

    - Константин Федорович Юон – замечательный живописец, художник – пейзажист. Его картины жизнерадостны и праздничны. Он часто писал солнечные сельские пейзажи. В картине «Мартовское солнце» художник с большим мастерством передает радостное настроение солнечного дня первого весеннего месяца.

     -Что изобразил художник на картине?

     (Изображена деревенская улица, дома. Уходящие вдаль, высокие огромные деревья, отяжелевшие под солнечными лучами сугробы снега и глубокое сине-голубое весеннее небо с редкими, быстро мчащимися облаками.

     Пейзаж тесно связан с жизнью человека, его трудом. На переднем плане художник изобразил двух деревенских ребятишек на лошадях. Они приносят в картину жизнь и движение.

     В центре картины стройные белоствольные березы. От деревьев падают длинные синеватые тени.

     Крыши домов покрыты снегом, но он должен вот-вот сойти, соскользнуть вниз. Небо на картине большое- большое, без конца и без края.

     На картине нет солнца. Но виден розоватый, золотистый свет на деревьях и на снегу. Теплым светом мартовского солнца пронизано все вокруг).

     - Какое сочетание цветов использовал художник, чтобы передать светлое, радостное настроение, которое возникло у него, когда он увидел этот мартовский день?

     (Сочетание розовато-голубого, сиреневого, золотистого, желто0голубого, бело-розового. Такой колорит- сочетание различных цветов – помог художнику передать настроение весеннего дня).

     - Ваши впечатление от картины?

     (Казалось бы,  ничего красивого нет. А между тем, как все прекрасно и даже празднично, когда светит мартовское солнце. Художник заставил нас увидеть красоту природы в обыкновенный будничный день).

     - Вот и кончился наш «весенний» урок.

      (Подведение итогов урока).

     - Домашнее задание: прочитать другие миниатюры М.М.Пришвина из цикла «Весна»; написать сочинение по картине К.Ф. Юона «Мартовское солнце». Подготовить рисунки на тему «Весна».

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Словари русского языка" ( Презентация к уроку русского языка в 5 классе по программе Разумовской М. М.)

Данная презентация предназначена для урока русского языка в 5 классе по теме " Словари русского языка". В ней рассказывается о типах словарей, даны примеры слов, знания закрепляются сразу же на практи...

Освоение терминологического аппарата профессии на уроках русского языка (на примере изучения раздела "Язык и речь.Функциональные стили речи"

Материал представляет собой разарботку раздела программы"Язык и речь.Функциональные стили речи" ,являющийся первым разделом рабочей программы по русскому языку, реализуемой в учреждениях СПО...

Исследовательская работа по русскому языку "Глаголы речи в русском языке"

Исследовательская работа по русскому языку.Практическая значимость: можно испоьзовать в 6,9,10 кл...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДЕЛОВОГО РУССКОГО ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

Роль обучающегося заключается в том, чтобы в процессе СР под руководством преподавателя стать творческой личностью, способной самостоятельно приобретать знания, умения и владения, формулировать пробле...