Технологическая карта урока по русскому языку "Написание приставок ПРИ-ПРЕ"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Технологическая карта урока составлена с требованиями ФГОС.

Класс: 5

УМК  В.В.Бабайцевой

Тема урока: "Правописание приставок при- и пре-"

Тип урока:  «открытие» нового знания

Цели урока:

Деятельностная  - формирование у учащихся умения выделять существенную информацию, систематизировать ее, представлять в графическом виде, обобщать, развивать творческое воображение, прислушиваться к мнению других.

Содержательная - Познакомить обучающихся с орфограммой «Гласные в  приставках пре- и при»,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_2kokurina.docx23.66 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Выполнила учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ р.п.Духовницкое  Духовницкого района Саратовской области»

Кокурина Наталья Александровна

Класс: 5

УМК  В.В.Бабайцевой

Тема урока: "Правописание приставок при- и пре-"

Тип урока:  «открытие» нового знания

Цели урока:

Деятельностная  - формирование у учащихся умения выделять существенную информацию, систематизировать ее, представлять в графическом виде, обобщать, развивать творческое воображение, прислушиваться к мнению других.

Содержательная - Познакомить обучающихся с орфограммой «Гласные в  приставках пре- и при»,

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1) Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Организует класс на работу.

- Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение.

Самоопределение (Л)

Планирование учебного сотрудничества (К)

Целеполагание (Р)

2) Этап актуализации и пробного учебного действия

1.Организует  проведение игры «Четвертый  лишний».

-Объясните, по какому признаку вы отбирали «лишние» слова?

 -Вспомните правила написания приставок на з-с.

-Можно ли без ошибок написать гласные в приставках «лишних» слов ? Почему?

  Хотели ли вы узнать, когда пишется И, а когда Е в приставках? -Как вы думаете, какая будет тема нашего урока?

2.Предлагает  материал для наблюдений и анализа. 

На доске записаны слова:

Приехать, прилететь, приплыть

Пришить, приклеить, прибить

Пришкольный, придорожный, привокзальный

Приоткрыть, пригореть

Предобрый, премилый

Преградить, прервать

-Давайте подумаем над значением каждого слова. 

-Какое общее значение объединяет слова в каждой группе?

(на доске постепенно открывается опорная схема: ПРИ

Приближение=близко

Присоединение=друг к другу

Расположение вблизи=около

Неполное действие=чуть-чуть

ПРЕ

ПРЕ=очень

ПРЕ=пере

 3. Обращает внимание ребят на слова,  в которых ПРИ –ПРЕ –часть корня.(привет,природа, препятствие, приключение, пример, презрение, прилежный, президент, президиум)

Находят «лишнее» слово. Повторяют правила написания приставок на з-с.

Объясняют, по каким признакам отбирали «лишние слова». Отвечают на вопросы.

Ставят цели, формулируют тему урока.

Записывают тему в тетради.

Анализируют материал. Пытаются определить значения слов в каждой группе, в тетради  составляют опорную схему. (по мере определения значения)

По опорной схеме делают выводы о правилах написания гласных в  приставках  ПРИ - ПРЕ.

Ребята делают вывод, что такие слова нужно проверять по словарю.

Планирование учебного сотрудничества (К)

Логическое мышление (П)

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (К) (Л)

Коллективное построение схемы.  (К) (П) (Р)

3) Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

1.Учитель предлагает выполнить упр. 684. (запись слов по столбикам в соответствии со значением)

 

2.Организует деление класса на группы.

3. Регулирует работу групп, по мере необходимости помогает в выполнении задания.

Задание по группам: замените словосочетания словом с приставкой пре-при. Какое значение имеют слова?

1 задание:

с помощью молотка и гвоздей –

с помощью иголки с ниткой –

с помощью клея –

с помощью винтов и шурупов –

2 задание:

Участок при школе-

 полоса около моря-

город на Волге –

Посёлок при городе – 

3 задание:

чуть-чуть открыть окно-

 умолкнуть на короткое время-

 Лечь ненадолго -    

 Сесть на краешек стула -           

4 задание:

очень добрый –

очень скверный –

очень светлый –

очень мудрый –

4. Проводит ФИЗМИНУТКУ.

  Приставка ПРИ – встаём

  Приставка ПРЕ- сидим

  ПРЕ-ПРИ  входит в корень – покачать головой.

5.Предлагает исследовать языковой материал,объяснить разное значение слов, привести примеры словосочетаний.

Предать – придать

Пребывать – прибывать

Претворить – притворить

Упр. 701 (устно)

 Ребята читают задание, анализируют материал, проговаривают правило, по которому  делят  слова  по столбикам, записывают  в тетрадях.

Ребята работают в группах по карточкам. Каждая группа подбирает  слова в соответствии с заданием) После выполнения задания каждая группа озвучивает результат своей деятельности.

Ребята видят различия в написании, пытаются дать толкование значений,составляют словосочетания. Выполняют упр. 701 устно с проговариванием во внешней речи.

Контроль (Р)

Классификация (П)
Построение речевого высказывания. (К)

Работа в группах (К)

4) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

1.Предлагает учащимся самостоятельно прочитать слова на полях учебника и ответить на вопрос : можно ли написание этих слов проверять по изученному на уроке правилу?  Как быть в такой ситуации?

2. Предлагает выполнить упр. 702  

Ученики анализируют  слова, делают вывод, что данные слова нужно проверить по словарю и запомнить их написание.

Работают самостоятельно в тетрадях, написание приставок с неясным значением проверяют по словарю.

Самост. заучив. (Р)

Самоопределение (Л)

Выполнение действий по алгоритму (П)

5) Этап включения в систему знаний и повторения.

        

1.Предлагает выполнить творческую работу.  Восстановить текст, воспользовавшись словами из «справочного бюро».

Из снежного плена.

Все…в лесу. Деревья стараются ….вырваться из снежного плена. С юга …..лесные птицы, наполняют лес птичьим звоном. Весь лес….  в движение. Всё оживает.

СПРАВОЧНОЕ БЮРО: необходимо и его привести в порядок.

Пр…образилось(е), пр…одолеть(е) пр…грады(е), пр..бывают(и), пр…ходит(и).

2. Предлагает провести игру «Корректор» (исправление ошибок в словах на изученную тему)

3. Задает домашнее задание. Составить сказку про приставки ПРИ-ПРЕ.

        

Знакомятся с текстом, выполняют задание творческого характера. Вспоминают орфограмму в приставках ПРИ-ПРЕ.

Зачитывают полученный текст.

Задание  творческого характера (Л) (П)(К)

Коррекция (Р)

6) Этап рефлексии учебной деятельности.

        Организует рефлексию.

Что каждый нового узнал на уроке, на что нужно еще обратить внимание? Обобщает сказанное.

Предлагает заполнить «Лист достижений.»

Оценивает ответы. Благодарит за работу..

        Высказывают свое мнение.

Заполняют «Лист достижений».

Лист достижений

ученика(цы) 5 класса------------------------------------

по теме «Правописание приставок пре-при»    

Задание

Оценка

«Четвертый лишний»

Составление опорной схемы

Упр.684

Работа в группах.

Упр.701. устно.

Упр. 702

Творческая работа

Общая оценка

Рефлексия способов и условий действий (П)

Самооценка (Л)

Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку.5 класс.Урок по разделу «Фонетика».

Тема урока: Что изучает фонетикаУМК: Русский язык 5 класс. Разумовская М. М. «Просвещение», М., 2014Тип урока:  изучения нового материала...

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе по теме "Словообразование. Орфография. Культура речи" (обобщающий урок)

Урок обобщения и систематизации знаний - это завершение процесса изучения материала по определённой теме. Учащиеся обобщают полученные знания, систематизируют их и применяют на практике....

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе Тема урока: «Имя существительное - часть речи .( Повторение изученного в V классе)»

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе                                  Тема урока: «Имя существи...

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...

Технологическая карта урока Предмет Русский язык Класс 7 Тема Деепричастие как часть речи Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Технологическая карта урока Предмет        Русский языкКласс             7Тема              Дееприч...