Урок русского языка в 5 классе "Падежи имён существительных"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Бородина Галина Николаевна

 

Пояснительная записка

 

Направление: основная школа

Тема урока: « Падеж имен существительных»

УМК: Т.А.Ладыженская

Программа: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова « Русский язык для 5 класса»

Раздел: «Имя существительное»

Количество часов в год: 204 часа                      в неделю: 6 часов

Тип урока: урок обобщения знаний

Основная цель урока – отработать умение определять падеж имен существительных. На данном уроке учащиеся открывают для себя, что  в русском языке существует ряд слов, которые не изменяются по падежам и называют их несклоняемыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx42.41 КБ
Office presentation icon otkrytyy_urok.ppt429.5 КБ
Файл metodicheskie_rekomendacii.docx14.39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока

Падеж имен существительных

Предмет

Русский язык

Класс

5

Автор урока (ФИО, должность)

Бородина Галина Николаевна, учитель

Образовательное учреждение

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №19 ст.КАЗАНСКАЯ  МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН

Республика/край, город/поселение

Россия, Краснодарский край станица Казанская Кавказского района

Использованные источники и литература (если имеются)

1. Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений (Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов и др)

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

  Урок с использованием мультимедиа компонентов позволяет за максимально короткий срок усвоить большое количество материала по теме « Имя существительное»

Советы по логическому переходу от данного урока к последующим

Созданный модуль позволит  проводить последующие уроки по данной теме.

Тема урока: « Падеж имен существительных»

Реализуемая программа: составлена на основании программы «Русский язык 5-9» (2011 г.) под редакцией

Т.А. Ладыженской  и др.

УМК: «Русский язык 5-9»  под редакцией Т. А. Ладыженской и др.

ТИП УРОКА: урок обобщения знаний

ФОРМА УРОКА: урок-путешествие

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:  слово учителя, наглядный метод, метод эвристической беседы, метод самостоятельной работы

ЦЕЛИ: отрабатывать умение определять падеж имен существительных

ЗАДАЧИ УРОКА:

Образовательная:

  1. развивать умение различать падежи по совокупности их признаков; развивать умение употреблять существительные в нужном падеже.

Развивающие:

  1. осуществление системно-деятельностного подхода;
  1. развитие критического мышления;
  1. развитие внимания;
  1. формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных, знаково-символических, коммуникативных):
  1. развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  2. развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  3. развивать умение применять новые знания;
  4. развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  5. формирование логических умений;
  6. развитие умения опираться на изученный материал

3.Воспитательные:

  1. воспитание патриотизма, интереса и уважения к родному языку;
  2. воспитание ценностного отношения к слову;
  1. развитие коммуникативных УУД;
  2. создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
  3. воспитывать самостоятельность, чувство коллективизма

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

     ♦ Отработка умения определять падеж имен существительных, актуализация знаний учащихся по особенностям несклоняемых существительных

      Метапредметные:

       формирование ценностного отношения к своему культурному наследию, формирование нравственных ценностей, умения работать индивидуально и в коллективе

      Личностные

              воспитание интереса к предмету через разнообразные виды работы; умение работать индивидуально, находить общие решения; умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия

ОБОРУДОВАНИЕ:мультимедийное оборудование ( проектор, компьютер, кран, раздаточный материал ( карточки)

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок у нас будет необычным, вы побываете и в роли путешественников, и в роли исследователей, и в роли астрономов

А отправимся в путешествие мы с вами на паровозике.

 -Постойте, а какое время года у нас сейчас? ( ВЕСНА)

- Правильно, ребята. Сегодня второй день весны. Поэтому открываем с ВАМИ рабочие тетради и записываем сегодняшнее число

Проверяют готовность к уроку; настраиваются на работу

Записывают в тетрадях число и классную работу

  1. Актуализация имеющихся знаний

Чтение стихотворения « Весна»

В рощах птичье пенье,

А в классе – тишина

Проходили мы склонение,

Склоняется « Весна».

Весна, весны, весне, весну, весною, о весне…

Гуляет зайчик по окну

Как зайчик на блесне

- Ребята, а как изменяется слово « весна»?

Посмотрите, а паровозик наш дальше не едет. Давайте определим тему нашего урока, чтобы продолжить путешествие

- Какая тема сегодняшнего нашего урока?

Давайте запишем ее в наших тетрадях

Постановка цели урока

Учатся общаться на заданную тему; отвечают на вопросы; демонстрируют успешность

Прослушивание стихотворения

Ответы на вопросы

Запись темы в тетради

Беседа

- А сколько падежей в русском языке?

- А помните ли вы их названия? Давайте повторим?!

Демонстрируют умение свободно общаться на заданную тему; отвечают на вопросы

Ответы учащихся

Именительный, дает название, отвечает на вопросы: кто?что?

Родительный( раньше называли его Родственным), часто указывает на принадлежность и отвечает на вопросы: кого?чего? ( дочь Аллы, ветка рябины)

Дательный, называет человека и предмет, адресата: кому? чему? – что-то дает ( подарок другу, письмо родным)

Винительный: кого? что? – но в вопросах не заключено значение вины, а обозначают они направленность действия на что-то или кого-то ( выучил стихи, нарисовал картину)

Творительный: кем? чем? – дружен со словом творить, т.е. строить, рисовать, сочинять, поэтому чаще всего называет предмет, с помощью которого творить  и с кем творит. Раньше этот падеж называли орудийным.

Предложный: о ком? о чем? ( название придумал М.В.Ломоносов), без предлогов не употребляется ( о маме, в классе)

3. Решение поставленной задачи

- Что ж, название и вопросы падежей повторили, а теперь давайте поможем нашим друзьям-падежам, которые будут с нами путешествовать, найти свои места , выполнив задание, которое лежит у вас на партах – это карточка №1(Приложение 1)

-ИМЯ УЧЕНИКА, что нам необходимо будет выполнить в первом испытании?

Осуществляют поиск способа решения задачи; участвуют в обсуждении; приобретают навыки общения по теме

Чтение задания к карточке №1 и его выполнение ( 1 человек у доски, остальные на местах)

4. Ситуация «разрыва»

- Хорошо, ребята, мы помогли падежам, а  теперь, давайте поможем звездам, которые будут нам освещать ночью путь и поработаем в роли исследователей. У вас у всех на партах лежат исследовательские листы, в которых вам необходимо, определяя падеж имен существительных, построить новое созвездие, по которому мы будем ориентироваться вовремя путешествия. Ну что, все готовы?!

- Определите падеж существительных, постройте график (Приложение 2)

Формулируют и выражают собственное мнение; осознают собственные потребности; учатся планировать свою деятельность.

Учащиеся работают самостоятельно на раздаточном материале

5. Физминутка

Физминутка «Падежи»

Именительный подпрыгнул,

А Родительный летал.

Дательный полез на горку,

А Винительный устал.

Наш Творительный поплавал,

А Предложный убежал.

Падежи нам все нужны-

И при этом все важны

Демонстрируют свою внимательность

Повторение движений за учителем

6. Ситуация «успеха»

        - Почему у слово « пальто» вы не смогли точно определить падеж?

Демонстрируют успешность;

сотрудничают друг с другом и учителем.

Изменяют словосочетание по падежам( 1 человек у доски, остальные на местах)

Учащиеся называют несклоняемые существительные какие им известны

Давайте изменим по падежам словосочетание «у  красивого пальто»

- Действительно, слово «пальто» не изменяется по падежам, но сам падеж у него можно определить по зависимому прилагательному. А какие еще слова, подобные слову « пальто» вы знаете?  ШОССЕ, КИНО, РЕЗЮМЕ, ПИАНИНО, ФОРТЕПИАНО

7. Конкретизация: работа по учебнику

- А сейчас ответьте на вопрос: Для чего нужно уметь изменять слова по падежам?

Безусловно, чтобы построить грамотное предложение, чтобы речь была красивой, необходимо уметь правильно изменять слова по падежам -  склонять их.

Ребята, мы подъехали с вами к станции, которая называется « Закрепляйка»

Откройте свои учебники на 209 странице, упражнение 524. Наша задача составить и записать словосочетание, обозначая падеж имен существительных и выделяя окончание.

Демонстрируют уровень овладения способом действия; учатся контролировать свои действия и оценивать способ действий.

Выполнение упражнения № 524 ( 1 человек у доски, остальные на местах)

8. Домашнее задание

Домашнее задание у вас будут разноуровневым:

1. Традиционное: $ 98, упр.527

2. Творческое: опираясь на правило попробовать самостоятельно составить и записать кроссворд из 6 слов, а на следующем уроке у вас будет возможность предложить его своим товарищам разгадать

Записывают домашнее задание в дневники, задают вопросы по ходу

( если есть)

9. Итог урока: рефлексия

Подходит к концу наше путешествие. Пора нам возвращаться на нашу конечную станцию. Пожалуйста, вспомните, как вы работали на уроке.

- Какую цель перед собой ставили?

- Достигли ли этой цели и как?

- Какие задания были трудными, и в чем состояла трудность?

- Получили ли удовольствие, работая на уроке?

Учатся оценивать свои действия и достижения; учатся высказывать своё мнение по заданной теме.

Ответы учащихся

Приложение 1

Карточка №1

Определите падеж имен существительных, выделите окончание и запишите словосочетание в порядке следования падежей

     Запылали желтыми кострами, о зеленой листве, с голубого неба, в дальнюю дорогу, большая гора, высокому дереву


Приложение 2

Карточка №2

Давайте поможем звездам, которые будут нам освещать ночью путь, и поработаем в роли исследователей. Определяя падеж имен существительных, постройте новое созвездие по точкам, которым будет соответствовать падеж.

1-на крыше, 2- около башни, 3- сказал девочке, 4- вкусное яблоко, 5- на макушке, 6- с большой радостью, 7- рад маме, 8- в тетради, 9- поздравил учителя,10- у красивого пальто,


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Второе марта Классная работа И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п.

Слайд 2

« Весна» В рощах птичье пенье, А в классе - тишина Проходили мы склонение, Склоняется «весна». Весна, весны, весне, весну, весною, о весне… Гуляет зайчик по окну, Как зайчик на блесне. (Аким Я.Л.)

Слайд 3

Падеж имен существительных Урок- путешествие И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п.

Слайд 4

Вопросы падежей: И.п. кто? что? Р.п. кого? чего? Д.п. кому? чему? В.п. кого? что? Т.п. кем? чем? П.п. о ком? о чем?

Слайд 5

Карточка №1 Определите падеж имен существительных, выделите окончание и запишите словосочетания в порядке следования падежей Запылали желтыми кострами, о зеленой листве, с голубого неба, в дальнюю дорогу, большая гора, высокому дереву

Слайд 6

« Исследовательский лист» На крыше, около башни, сказал девочке, вкусное яблоко, на макушке, с большой радостью, у красивого пальто

Слайд 7

Физминутка: Именительный подпрыгнул, А Родительный летал. Дательный полез на горку, А Винительный устал. Наш Творительный поплавал, А Предложный убежал. Падежи нам все нужны – И при этом все важны СТАНЦИЯ "Отдыхайка"

Слайд 8

СТАНЦИЯ "Закрепляйка" Стр.209, упр.524

Слайд 9

СТАНЦИЯ "Конечная СОШ №2"



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Направление: основная школа

Тема урока: « Падеж имен существительных»

УМК: Т.А.Ладыженская

Программа: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова « Русский язык для 5 класса»

Раздел: «Имя существительное»

Количество часов в год: 204 часа                      в неделю: 6 часов

Тип урока: урок обобщения знаний

Основная цель урока – отработать умение определять падеж имен существительных. На данном уроке учащиеся открывают для себя, что  в русском языке существует ряд слов, которые не изменяются по падежам и называют их несклоняемыми.

Этапы урока

Формы организации деятельности

Применяемые методики и технологии, обоснование их применения

Организационный момент

коллективная

Метод «Групповой сбор»

Цель:

- создать положительный эмоциональный настрой на урок;

- воспитание доброго, внимательного отношения друг к другу

 Решение поставленной задачи

коллективная

индивидуальная

Активная форма работы

Цель:

- осуществление поиска способа решения задачи;

- формирование действия в материальной форме;

- реализация здоровьесберегающей технологии;

- формирование умения слушать и понимать других;

- формирование правил поведения при сотрудничестве.

Ситуация «разрыва»

индивидуальная

Фиксация результата работы в графической форме

Цель:

- формирование анализировать полученные сведения, применяя свертывание информации и представление её в наглядном виде;

 - создание позитивную эмоциональную атмосферу на уроке, условий для реализации творческого потенциала.

Ситуация «успеха»

коллективная

Беседа

Цель:

- формирование умения осознанного построения речевого высказывания в устной форме;

- создание ситуации успеха для детей с разными типами восприятия и переработки информации.

 Конкретизация: работа по учебнику

коллективная

индивидуальная

Использование интерактивных средств обучения – учебник

Цель:

- формирование умения  работать с информацией

- формирование информационно-коммуникативных компетенций учащихся

Итог урока: рефлексия

коллективная

индивидуальная

Метод  рефлексии

Цель:

- оценка эффективности урока;

- оценить собственный вклад в работу на уроке, создать ситуации успеха


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка "Винительный падеж имен существительных 1-го склонения единственного числа

Данный материал позволит раскрыть понятие "падежи имен существительных 1 склонения"...

урок русского языка "Предложный падеж имен существительных 1-го склонения единственного числа"

данный урок поможет довести до сознания детей особенности предложного падежа....

урок русского языка "Творительный падеж имен существительных"

Данный конспект урока познакомит с особенностями существительных 1 склонения в  творительном падеже....

Урок русского языка "Степени сравнения имён прилагательных"

Разработка урока русского языка "Степени сравнения имён прилагательных" с презентаций...

6 класс, школа VIII вида, русский язык, тема: "Правописание имён существительных в единственном числе".

Урок русского языка в 6 классе коррекционной школы для закрепления правописания окончаний имен существительных в единственном числе....

Конспект урока по русскому языку "Второе склонение имён существительных" 4 класс

Данный материал является конспектом урока по русскому языку по УМК "Школа России" и содержит в себе информацию, необходимую для проведения данного урока....