Главные вкладки

    Конспект открытого урока по русскому языку "Правописание сложных имён существительных", 6 класс
    план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

    Минеева Елена Владимировна

    материал к открытому уроку

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkrytyy_urok.docx93.81 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ Починковская СШ

    Открытый урок

    по русскому языку в 6 классе

    «Правописание сложных

    имен существительных»

    Учитель русского языка и

    литературы

    Минеева Е.В.

    Починки, 2019 г.

    Цель урока: формировать умение дефисного и слитного написания сложных имён существительных.

    Задачи:

    Образовательная: обеспечить усвоение обучающимися орфограммы слитного и дефисного написания сложных существительных, отработать первичные навыки слитного и дефисного написания существительных;

    Развивающая: создать условия для развития умений производить классификацию существительных по слитному и дефисному написанию, умений устанавливать сходства и различия, умений делать обобщенные выводы;

    Воспитывающая: воспитывать положительный интерес к изучаемой теме, потребность давать самостоятельную оценку своей деятельности, создавать благоприятную атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

    Планируемые результаты:

    Личностные:

    •  осознавать важность изучаемого правила слитного и дефисного написания сложных имён существительных;
    • осознавать   практическую и личностную значимость результатов каждого этапа урока.

    Метапредметные:

    • Регулятивные: формировать умение ставить и формулировать цель деятельности;

    умение находить способы решения поставленной цели для слитного и дефисного написания сложных существительных на основе соотнесения того, что известно и усвоено и того, что еще не известно.

    • Познавательные: осознавать познавательную задачу; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находит её в рабочих материалах урока.
    • Коммуникативные: слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

    Предметные:

    • развивать орфографическую зоркость, используя правило дефисного и слитного написания сложных существительных;
    • повторить правило слитного и дефисного написания сложных имён существительных.

    Тип урока: урок усвоения новых знаний.

    Формы работы обучающихся: самостоятельная работа, работа в группе, исследование.

    Оборудование: проектор; компьютер; мультимедийная презентация к уроку.

    Ход урока:
    1. Организация начала урока, мотивация учебной деятельности.

    Добрый день, мой шумный класс!

    Вновь я рада видеть вас.

    Все ль на месте, всё ль в порядке-

    Ручки, книжки и тетрадки?

    Все ли правильно сидите?

    Все ль внимательно глядите?

    На уроке будьте старательны,

    Отвечайте доказательно.

    Чётко, внятно говорите,

    Красиво, грамотно пишите.

    Быть стремитесь лучше всех.

    И тогда вас ждёт успех!

    Запишите сегодняшнюю дату, классная работа.

    1. Актуализация знаний

    На прошлом уроке мы говорили о том, что имена существительные активно образуются путём сложения.

    Назовите виды сложения: (Сложение без соединительной гласной, сложение с соединительной гласной, сложение с одновременным присоединением суффикса)

    Имена существительные имеют такие способы образования, которые присущи только этой части речи.

    Какие это способы? (бессуффиксный, сокращение частей слов, такие слова называются сложносокращёнными, некоторые сложносокращённые существительные образуются из начальных букв или звуков)

    - Я убедилась в том, что вы разобрались с этой темой.

    А как справился с заданием Коля Всезнайкин.

    Игра «Помоги Коле Всезнайкину»

    - Коля Всезнайкин считает, что слово сбербанк образовано суффиксальным способом. Прав ли Коля? (нет, это сложение без соединительной гласной)

    - Коля Всезнайкинсчитает, что слово соковыжималка образовано сложением с одновременным присоединением суффикса. Прав ли Коля?

    - Коля Всезнайкинсчитает, что слово самовар образовано способом сложения с соединительной гласной? Прав ли Коля?

    - Коля Всезнайкинсчитает, что в словосочетании  спросить у дежурного -  дежурный – это имя прилагательное. Прав ли Коля? Каков способ образования этого слова?

    Итог на этом этапе нашего урока.

    Если в слове корня два – это…сложные слова.

    Знаем, как таблицу умножения, в лингвистике есть способ… сложение.

    2.Постановка учебной задачи.

    Мир сложных существительных очень богат.

    Перед вами на слайде сложные существительные:

    Землетрясение, броненосец, рыба-пила, юго-запад, плащ-палатка, пол-лимона, пол-Москвы, лесоруб, полстакана, сбербанк, Санкт-Петербург, северо-восток, Петропавловск- Камчатский, мореплаватель. Внимательно прочитайте эти слова. Понаблюдайте.

    -Какие мысли у вас возникли?

    -Какие слова вам известны?

    -Как могут писаться сложные существительные? Верно! слитно – через дефис.

    - Если сейчас предложить вам словарный тест, справитесь ли вы с ним? (Нет)

    - Почему? (Мы не знаем как пишутся эти слова)

    - А хотите узнать? Что для этого нужно? (Изучить правило)

    - Давайте сформулируем тему нашего урока. «Правописание сложных имён существительных.»

    - А какое слово в названии темы является сложным? (правописание) Разберём его по составу. Каким способом оно образовано?

    - Итак, тему мы определили, давайте теперь поставим цели нашего урока.

    - Изучить правило слитного и дефисного написания сложных существительных и потренироваться в их правописании.

    Н.Н. Миклухо-Маклай говорил: «Ценить людей надо по тем целям, которые они перед собой ставят»

    Ребята, я предлагаю вам, пользуясь моими вопросами и советами, а возможно, идя своим путем, провести исследование лексического материала закрепить всё на практике и сделать соответствующие выводы.

    4. Изучение нового материала

    Ребята изучают правило по учебнику, приводят примеры.

    «Теория без практики мертва», – говорил Суворов.

    1) Первичная проверка усвоения знаний

    Проверьте себя, насколько хорошо вы разобрались в изученном материале, помните, какие качества нужно проявить, чтобы достичь желаемого результата.

    «Хорошими людьми становятся больше от упражнений, чем от природы»  Демокрит

    2) Работа с карточками.

    Напишите слова, раскрыв скобки.

    (Авиа) конструктор, (авто) база, (агро) техника, (био) станция, (вело) спорт, (гидро) механика, (зоо) магазин, (кино) театр.

    3) Упражнение 131.

    Работа с текстом.
    1) Прочитать текст выразительно.
    2) Что интересного вы узнали из этого текста?
    3) Определите его стиль, тип речи, тему, основную мысль.
    4) Выписать сложные существительные, объяснить их правописание.

    4) Вокруг света на корабле «Бигль»

    Известный учёный Чарльз Дарвин в молодости совершил кругосветное путешествие на корабле «Бигль». Много интересного узнал естествоиспытатель! Он видел интересные созвездия, наблюдал ужасные последствия землетрясения. В рудниках Чили видел рудокопов, которые на своих плечах выносили из шахт многопудовые глыбы руды.

    А сколько разнообразного материала собрал Дарвин о животных! В Атлантическом океане моряки поймали маленькую рыбу иглотел, которая насквозь проедает акулу, если акула её проглотит. В Южной Америке нашли кости огромного доисторического броненосца.

    За время плавания Дарвин накопил богатейший материал для своей научной работы.

    - Выпишите из текста сложные имена существительные

    1 абзац: кругосветное, естествоиспытатель, землетрясения, рудокопов, многопудовые

    2 абзац: разнообразного, иглотел, броненосца.        

    5. Закрепление знаний.

    1) Творческая работа в группах:

    «Маршрут путешествия»

    D:\Рабочий стол\открытые уроки\прав слож существительных\корабль.jpg

    Ребята делятся на группы и намечают маршрут путешествия, используя существительные, которые пишутся через дефис)

    (Ростов-на Дону, Комсомольск-на-Амуре, Санкт-Петербург, Перопавловск- Камчатский

    (северо-восток, юго-запад, юго-восток, северо-запад)

    (Рыба-луна, рыба-пила, рак-отшельник, Норд-ост)

    2) Игра «Я корректор» (на карточках)

    Начевала тучка залотая
    На груди утесавеликана.
    Утром в путь она умчалась рано,
    По лазуре весило играя.

    (Исправить ошибки)

    6. Физминутка

    Распределительный диктант (Слова распределить на группы)

    Я надул с утра полшины,

    Вытер тряпкой полмашины,

    Пол-игры сыграл в футбол,

    Полсела за кошкой брёл.

    Много сделал разных дел:

    Пол-урока отсидел,

    Быстро сделал полпримера,

    Прочиталпол-«Пионера»,

    В магазин пришлось пойти,

    Но вернулся с полпути.

    Мух ловил я полчаса, –

    Тут и ужин начался…

    – Ты, привыкший к половинам,

    после стольких полудел

    Съел пол-ужина? Скажи нам!

    – Нет, я ужин целый съел!

                            Ю. Хазанов

    7. Расширяем кругозор

            Народная мудрость пословиц обогатит ваш словарный запас, сделает вашу речь образной, яркой. Пословицы поучительны, опыт народов служит лучшими уроками в жизни.

    Вставить сложные слова.

    …да  жнивушка – заболела спинушка.
    Умелому … дождь не помеха.

    У хорошего …хороший сад.
    Убежав от дождя, попал под … (чеченская)

    (хлебороб, сенокос, водопад, садовод, )

    8. Это интересно

    В древней Руси до принятия православия в 988 году выбор имён было необычным. Часто у человека было два имени одно – ложное, для всех, и другое – тайное, только для самого человека и его очень близких людей. Эта традиция существовала как защита от недобрых духов и недобрых людей. Большая группа имен – имена, состоящие их двух корней (Святослав, Тихомир, Ратибор, Ярополк, Гостомысл, Велимудр, Всеволод, Богдан, Доброгнева, Любомила, Миролюб, Светозар).

    Иногда в качестве имён брались не реальные, а желаемые признаки: Светозар – светлый, как заря, Владислав – владеющий славой, Доброслава – имеющая добрую славу, Всемила – всем милая, Тунеядец – от туне – даром + ядец (едок, от ясти – еда)

    9. Обобщение знаний.

    - О чём мы говорили сегодня на уроке?

    - Как пишутся сложные существительные?

    Когда работа завершена, важно оценить её результаты.

    10. Диагностика уровня усвоения знаний

    Тест

    Выполнение тестового задания, проверка.

    1. Определите вариант, в котором сложное существительное пишется слитно.

    а) (авиа)бандероль

    б) (выставка)продажа

    в) (северо)восток

    2. Определите вариант, в котором сложное существительное пишется через дефис.

    а) (кино)театр

    б) (зоо)парк

    в) (диван) кровать

    3. Определите вариант, в котором существительное с корнем пол-пишется через дефис.

    а) (пол)мандарина

    б) (пол)лепешки

    в) (пол)квартиры

    4. Определите вариант со слитным написанием сложных существительных

    1) Ростов(на)Дону

    2) (электро)самовар

    3) (премьер) министр

    Ответы:1-а; 2-в; 3-б;4-б;

    11. Рефлексия

    Ребята! Сегодня вы на уроке вы получили новые знания, а значит, одержали еще одну победу над собой. Сегодня вы учились не только грамотно писать, но и другим вещам.

    Каким?

    (трудолюбию, доброжелательности, целеустремлённости, добросовестности, жизнерадостности)

    А были ребята, которые проявили легкомыслие, слабоволие?

    А теперь я хотела бы спросить : « На каком уровне усвоения знаний вы сейчас находитесь?»

    Не знаю

    -Знаю.

    -Знаю, но нужно повторить правило.

    - Знаю и могу объяснить другому.

    12. Итог урока.

    Ну что ж к концу подходит наш урок.

    Мы с вами подвели итог.

    Надеюсь, что теперь чуть легче будет вам

    Писать одну из самых сложных орфограмм!

    Домашнее задание: Сочинить сказку про Ваню Половинкина

    Жил-был мальчик. Звали его Ваня Половинкин. И всё он всегда делал наполовину….


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого урока по русскому языку в 6-м классе на тему: "Правописание гласных в суффиксах глаголов -ова- (-ева-); -ыва- (-ива-)"

    Данный урок предназначен для учащихся 6 класса. В классе обучаются учащиеся, имеющие разные способности к русскому языку (разный уровень подготовки). Поэтому я использовала в своей работе адаптивную с...

    Конспект открытого урока по русскому языку в 6-м классе по теме "Местоимение"

    Конспект открытого урока по русскому языку в 6-м классе...

    План-конспект открытого урока по родному языку (кумыкский) в 6 классе на тему:"Склонение имён существительных по падежам","Атлыкъланы гелишлеге гёре тюрлениши"

    План-конспект открытого урока по родному языку (кумыкский) в 6 классе на тему:"Склонение имён существительных по падежам","Атлыкъланы гелишлеге гёре тюрлениши"...

    Конспект открытого урока по русскому языку. "Глагол. Обобщение. 6 класс."

    Урок-игра, цель которого обобщить, систематизировать и углубить полученные знания по теме «Глагол». Задачи урока:формировать умения употреблять глаголы в речи с целью её обогащения;продолжить развиват...

    Конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе на тему: «Склонение имён существительных в единственном числе».

    Класс: 8аТема: Склонение имён существительных в единственном числе.Цель: совершенствовать умение находить имена существительные в тексте и определять их склонение.Задачи:Обучающие: систематизировать у...

    Конспект открытого урока по русскому языку в 5-м классе. Урок-путешествие «Глагол как самостоятельная часть речи».

    Урок-обобщение в 5 классе по теме "Глагол" с применением игровых технологий. Применение групповой формы работы на уроке....